В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону " Успение Божией Матери " передали в Князь-Владимирский собор. В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь (Святейший Патриарх Алексий являлся священноархимандритом обители). В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день. http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=34 С Благовещенского моста, что ведет на Васильевский остров из центра Санкт-Петербурга, хорошо виден храм Успения Пресвятой Богородицы. 1721 год считается годом основания подворья. Исторически это место принадлежало разным монастырским подворьям: в середине XVIII века Свято-Троицкому Сергиеву монастырю (ныне Лавре), затем Псковскому Архиерейскому дому. С 1856 по 1874 годы оно находилось в ведении хозяйственного управления при Святейшем Синоде. В 1875 году, по предложению митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина), старинное подворье стало принадлежать Киево-Печерской лавре. Учреждение монастырского подворья относится к первой трети XVIII века, вслед за строительством и заселением Санкт-Петербурга. К 80-м годам XIX века, уже во время служения на Киевской кафедре митрополита Платона (Городецкого), дом и церковь подворья сильно обветшали, маленький храм с трудом вмещал молящихся. Была утрачена гармоничная организация как внутреннего, так и внешнего пространства церковных строений. С 1891 года митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев), часто приезжавший в Санкт-Петербург на заседания Святейшего Синода, ходатайствует и способствует масштабной перестройке подворья и своей резиденции. Пребывание Киевского митрополита явилось почетной функцией подворья. Резиденция духовного владыки, а также домовое имущество, церковно-богослужебные предметы, архиерейская ризница, должны были всецело соответствовать высокому статусу этого духовного учреждения.

http://sobory.ru/article/?object=00746

Глава митрополии подчеркнул, что Патриарх Кирилл в докладе уделил внимание образу служения епископов, их отношениям с духовенством и паствой. Епископам надлежит с вниманием относиться к подготовке кандидатов к принятию священного сана, их образовательному уровню и нравственным качествам. Святейший призвал архиереев к открытости, доступности и вовлеченности - и в отношениях с духовенством и прихожанами, и во взаимодействии с обществом, и в самом образе жизни. Примером ревностного служения митрополит Варсонофий назвал приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) , 45-летие со дня кончины которого молитвенно будет отмечено 5 сентября за Божественной литургией в Иоанно-Богословском храме СПбДА . Владыка был духовным наставником будущего Патриарха Кирилла, и Предстоятель в полной мере воспринял пример его жертвенного служения Богу и Его Святой Церкви. Владыка Варсонофий напомнил, что Его Святейшество за истекший период несколько раз посетил Санкт-Петербург, и рассказал, что очередной его приезд в город на Неве ожидается 12 сентября, на праздник перенесения мощей святого Александра Невского . Поскольку в Свято-Троицком соборе лавры идет реставрация, планируется провести богослужение в храме святого Александра Невского на втором этаже Благовещенской церкви, недавно полностью переданной епархии . Глава митрополии пригласил архиереев со вверенной им паствой 12 сентября принять участие в крестном ходе по Невскому проспекту от Казанского кафедрального собора до площади Александра Невского, напомнив, что в нынешнем году исполняется десять лет со дня возрождения этой традиции. Епископ Выборгский и Приозерский Варнава рассказал о прошедшей конференции " Выборгская епархия: вера, время, личность " , посвященной 630-летию Коневского Рождество-Богородичного монастыря и 10-летию возрождения Выборгской епархии. Она прошла 4 апреля в конференц-зале НИИ скорой помощи под председательством епископа Выборгского и Приозерского, ныне Минусинского и Курагинского Игнатия при участии митрополита Новгородского и Старорусского Льва, епископа Петергофского Силуана , епископа Юрьевского Арсения, духовенства Выборгской епархии, представителей научного сообщества. Рассказал он и о прошедших 25-26 июня в Коневском монастыре торжествах по случаю празднования Собора Санкт-Петербургских святых, дня памяти преподобного Арсения Коневского и 630-летия основания обители.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по восстановлению Благовещенского собора города Гагарина Смоленской области игумен Александр (Карпиков), настоятель Архиерейского подворья означенного собора, удостоен богослужебно-иерархической награды: права служения Литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш».  После сугубой ектении митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор прочитал  молитву о восстановлении мира .  Проповедь перед причастием произнес игумен Тимофей (Ближенский), наместник Владимирского мужского монастыря на истоке Днепра.  По окончании Литургии епископ Вяземский и Гагаринский Сергий поздравил участников богослужения с освящением соборного храма. Передавая в дар Святейшему Патриарху Кириллу икону Благовещения Пресвятой Богородицы и обращаясь к митрополиту Воскресенскому Дионисию, правящий архиерей Вяземской епархии, в частности, сказал: «Сей соборный храм освящен сегодня в честь великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, а для Святейшего Патриарха этот праздник особый: в 1969 году в день Благовещения Пресвятой Богородицы он вступил на первую ступень священнического служения, когда был рукоположен в сан диакона своим аввой  митрополитом Никодимом . Передайте, дорогой владыка, Святейшему Патриарху нашу сыновнюю любовь, нашу преданность и послушание Святой Церкви и Его Святейшеству. От всех здесь собравшихся, от всех смолян мы желаем Святейшему Патриарху крепкого здоровья, помощи Божией в его святительских равноапостольных трудах, которые он совершает в наше сложное, противоречивое время. Мы, его любящая паства, молимся о нашем Первосвятителе, о нашем святейшем отце и сегодня, как и каждый день, желаем ему многая и благая лета». Было возглашено многолетие Святейшему Патриарху Кириллу.  По благословению Его Святейшества митрополит Дионисий передал в дар новоосвященному храму список Оршанской иконы Пресвятой Богородицы. «Этот чудотворный образ прославился в белорусских пределах, совсем недалеко отсюда, — сказал, в частности, владыка Дионисий. — Наши братья и сестры в Белоруссии очень хорошо знают, что у этой иконы Матерь Божия очень часто полагает на сердце человеку, который не знает, как поступить, как должно делать то, чего желает Господь. И пусть этот знак милости Царицы Небесной и благословения Святейшего Патриарха пребывает в Благовещенском храме до скончания века».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5946346...

После праздничного богослужения митрополит Феофан сердечно приветствовал прибывших на торжества архипастырей и поздравил всех с праздником. Затем глава Татарстанской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом. 4 ноября, в День народного единства, в Казани состоялись молитвенные торжества по случаю празднования Казанской иконе Божией Матери, установленного в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля возглавили митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, архиепископ Верейский Амвросий, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен. На богослужение из Казанско-Богородицкого мужского монастыря был принесен чтимый список Казанской иконы Богородицы. Архипастырям сослужили настоятели и наместники монастырей Казанской епархии, благочинные епархий Татарстанской митрополии, настоятели храмов Казани, сопровождающие архиереев священнослужители. Песнопения Литургии исполнялись архиерейским мужским хором под управлением Дениса Рогова и смешанным хором Казанской духовной семинарии под управлением Вероники Архиповой. Среди молившихся за богослужением были монашествующие митрополии, воспитанники Казанской духовной семинарии, сестры милосердия, прибывшие на торжества из различных регионов России паломники. Помогали в организации во время торжеств казаки, члены молодежного движения «Казанские православные добровольцы», сотрудники республиканского МВД. Проповедь по запричастном стихе произнес благочинный Алексеевского округа Чистопольской епархии протоиерей Павел Чурашов. По завершении Литургии состоялся многотысячный крестный ход с Казанской иконой. Архипастыри, духовенство и верующие прошли с пением молитвословий Царице Небесной от Благовещенского собора Казанского кремля к Казанско-Богородицкому мужскому монастырю. По прибытии к месту явления чудотворной иконы Богоматери было совершено праздничное молебное пение перед прославляемым образом Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/5297279.ht...

Состав Святейшего Синода за рассматриваемые годы по количеству членов не доходил до установленной нормы (9 членов) и колебался между 3 и 7 членами, причём преобладающим большинством были архимандриты с протопопом Благовещенского собора. Обер-прокурора – «ока Государева» – в Св. Синоде за всё царствование Императрицы Анны Иоанновны не было (синодальный обер-прокурор А.П. Баскаков был уволен 2 дек. 1730 г.); должность его исполнял синодальный обер-секретарь. После смерти Императрицы обер-прокурором Св. Синода 3 ноября 1740 г. был назначен генерал-провиантмейстер Никита Семёнович Кречетников, с производством в генерал-майоры, но с низвержением Бирона назначение это было отменено, и Кречетников в должность не вступал. Следующий за ним обер-прокурор Св. Синода князь Я.П. Шаховской был назначен 31 декабря 1741 года. Особенность царствования Императрицы Анны Иоанновны была та, что во все 10 лет во главе власти стоял Кабинет Её Величества с бессменным его членом графом А.И. Остерманом. Кабинетские распоряжения имели силу Именных Высочайших повелений. Редкое дело в Св. Синоде начиналось и оканчивалось без участия Кабинета или Сената (см. по Указателю «Кабинет» и «Сенат»). В основе весьма многих постановлений и распоряжений рассматриваемого времени лежал взгляд правительства на духовное сословие, навеянный тенденциозными докладами о небытии у верноподданнических присяг нескольких тысяч из среды этого сословия, о неотправлении установленных богослужений в высокоторжественные дни, о непоминовении в церквах лиц Высочайшей фамилии и проч. Этим может быть объяснено издание распоряжений: о строгих взысканиях за небытие у присяги как взрослых, так и детей их (даже малолетних – 3563); о разборах священнослужительских детей и монастырских слуг (прекращены с окончанием войны в февр. 1740 г., 3581), об отдаче их в военную службу, о записи в цехи и в подушный оклад – 3512 и 3524; о запрещении (правда, постепенно смягчаемом) пострига в монашество – 3312 и др.; о привлечении церквей, монастырей и архиерейских домов к несению повинности по поставке лошадей в полки – 3182 и др. (принят проект о конских заводах – 3500); о секуляризации церковных имуществ – 3307 и дальн., и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 мая 1788 г. И. был назначен епископом Воронежским, хиротония состоялась 29 июня того же года в соборе Спаса Нерукотворного Зимнего дворца в присутствии имп. Екатерины II. 10 сент. 1788 г. прибыл в Воронежскую губ. и первоначально остановился в Никольском загородном архиерейском доме на правом берегу Дона, 17 сент. торжественно въехал в Воронеж и совершил богослужение в кафедральном Благовещенском соборе. Завершил обширные работы на архиерейском подворье, начатые при Воронежском еп. Тихоне (Малинине) . В 1789 г. был устроен иконостас для крестовой церкви (на верхнем ярусе архиерейских покоев), к-рую И. освятил во имя Св. Софии Премудрости Божией. 31 марта 1793 г. предписал начать строительство колокольни при Благовещенском соборе. В 1790 г. назначил префектом Воронежской ДС и заведующим семинарской б-кой Е. А. Болховитинова (впосл. Киевский митр. Евгений ), с целью пополнения б-ки неоднократно посылал его в Москву. Для замещения семинарских вакансий приглашал преподавателей из Александро-Невской ДС. И. изменил установившуюся в учебных заведениях систему распределения нагрузки преподавательского состава, назначая молодых, но способных учителей сразу в старшие классы. Пользовался авторитетом у воронежской паствы как талантливый проповедник. За время пребывания на кафедре написал и произнес ок. 100 поучений. Болховитинов восстановил некоторые тексты его поучений по черновым рукописям и издал их в 1799 г. Похоронен в Благовещенском соборе (с 1836 на территории Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря ) Воронежа. Собор был разрушен в 50-х гг. XX в., могила не сохранилась. По завещанию И. его б-ка была пожертвована в Славяно-греко-латинскую академию, Александро-Невскую, Рязанскую и Воронежскую семинарии. Часть книг епископ передал ректору Воронежской ДС архим. Амвросию (Келембету ; впосл. архиепископ Тобольский) и Болховитинову. Вопрос об исполнении завещания, о распределении оставшихся книг в указанные учебные заведения и о др. имуществе И. обсуждался Синодом до кон. 1795 г. В отделе редких книг НБ Воронежского гос. ун-та выявлена книга из его собрания.

http://pravenc.ru/text/468749.html

В Дивеевском монастыре гостей приветствовала его настоятельница обители игумения Сергия (Конкова). Она рассказала о четвертом уделе Божией Матери и объяснила, какие молитвы и как читать на Святой Канавке. Всем гостям игумения Сергия преподнесла в подарок небольшие иконки Божией Матери «Казанская» и преподобного Серафима Саровского с текстом молитвы «Богородице Дево, радуйся». После обеда в монастырской трапезной была организована экскурсия по обители, в ходе которой жителям Донбасса рассказали об истории ее образования, храмах и святынях монастыря. Затем паломники с молитвой прошли по Святой Канавке, посетили Успенский храм Благовещенского собора, приложились к мощам преподобного Серафима Саровского в Троицком соборе. После этого желающие смогли набрать воды в Дивеевских святых источниках. Паломнические поездки в Серафимо-Дивеевский монастырь для вынужденных переселенцев из Донбасса будут совершаться регулярно. 22 февраля в Нижегородской епархии был создан оперативный штаб, призванный координировать работу по оказанию помощи вынужденным переселенцам из Донбасса. В тот же день в архиерейской резиденции при Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий провел совещание оперативного штаба, на котором поручил обеспечить возможность вынужденным переселенцам посещать богослужения в нижегородских храмах и совершать паломнические поездки по святым местам Нижнего Новгорода, Дивеева. 23 февраля в одном из пунктов временного размещения состоялась встреча вынужденных переселенцев с главой Нижегородской митрополии. За каждым пунктом временного размещения (в Нижегородской области их шесть) закреплен священнослужитель, который занимается окормлением вынужденных переселенцев. Каждый из этих клириков на регулярной основе посещает прибывших и оказывает им посильную поддержку, прежде всего совершает богослужения и молитвы, проводит духовные беседы. По материалам сайта Нижегородской митрополии Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

По окончании чтения Евангельского зачала Его Блаженство произнес проповедь. За Литургией митрополит Онуфрий вознес молитву о мире и благоденствии на украинской земле. В конце богослужения Блаженнейший владыка поздравил епископат, духовенство и прихожан с 215-летием Харьковской епархии. В архипастырском слове он призвал священнослужителей к подвигу терпения, а верующим пожелал помощи Божией в трудах. За усердное служение Святой Церкви Предстоятель Украинской Православной Церкви наградил митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени. Правящий архиерей Харьковской епархией от имени духовенства и верующих сердечно поблагодарил Предстоятеля Украинской Православной Церкви за визит. На молитвенную память митрополит Харьковский Онуфрий преподнес Его Блаженству список Озерянской иконы Божией Матери. Затем Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил крестный ход от Благовещенского кафедрального собора до Покровского мужского монастыря. Во время шествия возносились молитвы ко Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам о даровании милости, мира и покровительства православному народу. Прощаясь с духовенством и мирянами, Блаженнейший владыка благословил всех с балкона архиерейской резиденции на территории Покровского монастыря. По материалам официального сайта УПЦ . Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/3778690.ht...

28 марта 1831 г. В. был назначен архиепископом Черниговским. В Чернигове проявил себя как строгий администратор, завершил архиерейское расследование ряда дел о недостойном поведении священно- и церковнослужителей, в результате к-рого мн. клирики были лишены сана и отданы в солдаты. Ежегодно совершал длительные поездки по епархии (кроме 1833, когда был тяжело болен), во время к-рых часто служил и проповедовал, полемизировал со старообрядцами; запретил сборы с духовенства на подарки архиерею при посещении им приходов. 19 сент. 1836 г. назначен архиепископом Казанским и Свияжским. В Казани в 1841-1846 гг. руководил перестройкой кафедрального Благовещенского собора. Большой заслугой В. стало возвращение после 50-летнего перерыва казанского архиерейского дома из бывш. Воскресенского (Новоиерусалимского) мон-ря, находившегося на берегу оз. Ср. Кабан в дальнем пригороде Казани, в Казанский кремль, с этого времени архиерейские богослужения стали регулярно совершаться в кафедральном соборе. В. сыграл большую роль в организации КазДА, открывшейся в 1842 г. в Спасо-Преображенском мон-ре в кремле. Архиерей многое сделал для материального обеспечения академии, для ее строительства в 1844-1848 гг., принимал активное участие в учебной деятельности. В. приложил большие усилия для восстановления храмов и церковных зданий, пострадавших во время разрушительного пожара 1842 г. в Казани (пострадали почти все городские храмы, в т. ч. кафедральный собор, сгорело здание ДС). Архиерей был награжден орденами св. Анны 1-й (1819) степени, равноап. кн. Владимира 2-й (1830) и 1-й (1843) степени, блгв. кн. Александра Невского (1838). 1 марта 1848 г. В. по собственному прошению был уволен на покой, поселился в свияжском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , где и скончался. Отпевание совершил Чебоксарский еп. Никодим (Казанцев) . В. был похоронен около колокольни монастырского собора, рядом с захоронением свт. Германа (Садырева-Полева) , архиеп. Казанского и Свияжского; могила не сохранилась. Лит.: Страдомский А. Преосв. еп. Владимир (Ужинский)//Странник. 1874. 1. С. 3-52; 2. С. 81-112; Можаровский А. Ф. Дополнение к биографии архиеп. Владимира Казанского//Там же. 12. С. 197-202; Горталов Н. Краткие биогр. сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ее до настоящего времени (1555-1885 гг.). Каз., 1885. С. 21-22; Знаменский П. В. История КазДА за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892; Богословский Г. К. Краткий ист. очерк Казанской епархии: С прил. биогр. сведений о Казанских архипастырях. Каз., 1892.

http://pravenc.ru/text/159080.html

В 1947 г. в Аргентине появилась первая православная архиерейская кафедра, которую занял митрополит Федор (Текучев). С его прибытием был основан Благовещенский храм, ставший кафедральным. В 1948 г. глава общины РПЦЗ протоиерей Константин Изразцов организовал въезд в Аргентину 10 тысяч бывших советских граждан. Отношения между группами эмигрантов из России, как и между приходами Московского Патриархата и РПЦЗ на протяжении десятилетий оставались напряженными. В 1972 г. был рукоположен первый аргентинец — диакон Георгий Санчес. А в 1988 г., когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси, одна из площадей Буэнос-Айреса (в одном квартале от храма Русской Православной Церкви) была названа в честь святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, и на ней появился памятник святому князю. Копия монумента хранится в древнейшей обители Москвы — Свято-Даниловом монастыре . Ныне в Аргентине служат несколько священнослужителей Московского Патриархата, действует около десяти приходов: Благовещения в Буэнос-Айресе, Всех святых, в земле Российской просиявших, и преподобного Иова Почаевского в пригородах столицы, пять приходов в провинции Мисионес, строящийся храм в честь Царственных страстотерпцев в Мар-дель-Плата и еще две общины, пока не имеющие собственных храмов. Всего Аргентинская и Южноамериканская епархия насчитывает сегодня 18 приходов и 14 священников (в Аргентине, Панаме, Эквадоре, Боливии, Бразилии, Чили и на Кубе). В октябре-ноябре 2008 г. в Латинской Америке прошли Дни русской духовной культуры. Их программа охватила семь государств и 10 городов Латинской Америки: Кубу (Гавана), Коста-Рику (Сан-Хосе), Венесуэлу (Каракас), Бразилию (Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Сан-Паулу), Аргентину (Буэнос-Айрес, Мар-дель-Плата), Чили (Сантьяго) и Парагвай (Асунсьон). В духовных и светских акциях программы приняли митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси), митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон, первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион , представители российских госструктур, общественности, архиереи Русской Православной Церкви в Отечестве и Заграницей. По всему маршруту проследовала чудотворная Державная икона Божией Матери, специально доставленная из Москвы для молитвенного поклонения верующих Латинской Америки.

http://patriarchia.ru/db/text/1132116.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010