Для того, чтобы Православная Церковь и в XXΙ веке продолжала процветать, необходимо, чтобы она: Церковь должна быть чувствительной к боли, к тому, что волнует современный мир, к воплю о справедливости и мире. Как бы ни заглушали наш голос шумы технической революции и наши личные слабости, призыв псалмопевца не теряет своей актуальности и сегодня: «Благовествуйте со дня на день спасение Его; возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его» (Пс. 95:2-3). Нашим долгом и в XXΙ веке остается повторная евангелизация в обмирщенных православных обществах и миссия «даже до конец земли». Большая часть православных служб завершается стихом: «Боже ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны». Но горячая мольба псаломопевца не заканчивается на слове «нас». Она продолжается такими словами: «познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси» (Пс. 66,2-4) На заразные болезни коррупции, алчности и несправедливости, которые терзают обмирщенные капиталистические общества, а равно ярость и ненависть, которые нашли выход в ΧΧΙ веке во взрыве религиозных лозунгов, реакция православия должна быть такой: дать опыт жизни в любви со смиренномудрием и жертвенностью, как открыл нам ее Христос и воплотили в своей жизни миллионы святых разных эпох. Никакой иной социальный институт не может заменить в этой области Церковь. Глава ее Христос, Который есть воплощенная любовь Божия. Церковь, которая не престает возвещать, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Личность Патриарха Московского Тихона, о которой мы особенно размышляем в эти дни, напоминает православным об их всегдашнем долге. На первом этапе своей жизни он нес миссионерские труды по распространению Православия на Аляске, а позднее в российских епархиях. Наконец, став Предстоятелем Русской Церкви, подвизался ради единства в противостоянии разнообразным раскольническим устремлениям, скрепив свою любовь ко Христу печатью мученичества. Таким образом, святитель подлинным образом выполнил апостольский и пастырский долг, определенный Самим Иисусом Христом прежде Своего Вознесения: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Святитель Тихон словом, делом и кровью пронес свое свидетельство и внутри, и вне страны.

http://patriarchia.ru/db/text/5080157.ht...

Еретик, т.е. тот, кто проповедует ересь, и те, кто следуют за ним, хорошо зная, что он проповедует ересь, находятся тем или иным образом в оппозиции к Церкви. А пребывающий в конфликте с Церковью не может быть очищен Кровью Христовой от всякого греха. Для этого необходимо пребывать в Истине. " Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы, - пишет возлюбленный ученик Господа. - Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха " . " Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына " . Вот условие: чтобы иметь благодать, надо пребывать в Истине. " Истина есть ничто иное, как благодать Христова " , - пишет св. Симеон Новый Богослов (Слово 22). Следовательно, отделение еретика от Церкви никак не связано с решениями архиерейского собора. Православный собор - это хирург, отсекающий гнилой член от Тела Церкви. Это не собор, умерщвляющий отсеченный член. Член был мертвым еще до того, как собор решил отсечь его. Конечно, епископы имеют власть отлучать от Церкви, но лишь тех, кто уже духовно мертв. Православный и праведный пребывает живым и непоколебимым в Церкви Христовой, верша суд и не будучи никем судим, каким бы отлучениям, анафемам и низложениям ни подвергали его епископы, будь они даже православными. " Если епископ отлучает от Церкви не согласно с волей Божией, то это не означает непременного Божественного приговора " , - сказал Св. Максим Исповедник, который знал, о чем говорил. А Св. Дионисий Ареопагит пишет: " Таким же образом, в качестве возвестителя Божественных решений, первосвященник имеет власть отлучать от Церкви; конечно, не потому, что всепремудрое Богоначалие рабски подчиняется, если дерзнуть так выразиться, всем его капризам, но потому, что он послушен Духу, Который есть начало всякого таинства и Который вещает его устами, потому что он отлучает тех, кто уже осужден Богом, именно в силу их недостойного поведения " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/284/...

Если Спаситель сказал, что «пришед найдет ли веру на земле» ( Лук. 18:8 ), то положение это подготовляется не только прямой проповедью безбожия, но и экуменизмом. История Церкви говорит нам, что христианство распространялось не путем компромиссов и диалогов между христианами и неверующими, а путем проповеди истины, отвержением всякой лжи и всякого заблуждения. Вообще ни одна религия никогда не получала распространения через тех, кто сомневался в ее полной истинности. Создаваемая экуменистами новая всеобъемлющая « Церковь » имеет свойство Лаодикийской Церкви, обличенное в Апокалипсисе. Она не холодна к истине и не горяча, и к ней относятся слова, обращенные к Ангелу Лаодикийской Церкви: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, извергну тебя из уст Моих» ( Апок. 3:16 ). Поэтому вместо религиозного возрождения она, как не принявшая «любви истины для своего спасения», являет на себе предупреждение Апостола: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что будут они верить лжи. Да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Фес. 2:10–12 ). Преосвященные члены нашего Собора Епископов единогласно признали, что все вышеизложенное служит основанием для признания экуменизма опасной ересью. Давно наблюдая за ее развитием, они поручили нам поделиться своими наблюдениями со своими собратьями, православными Епископами всего мира. Мы просим их прежде всего молиться о том, чтобы Господь сохранил святую Церковь от потрясения новой ересью, открывая всем нам духовные очи для уразумения истины перед лицом заблуждения. Да поможет Господь всем нам в полной чистоте и неповрежденности сохранить вверенную нам истину, а паству нашу воспитывать в верности ей и благочестии. Нью-Йорк. Неделя Православия 1972 г. † Митрополит Филарет Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Обращение к предстоятелям Святых Божиих Церквей, преосвященным православным архиереям по поводу «Фиатирского Исповедания» [Третье Скорбное Послание] Научая нас твердо хранить во всем заповеданную нам православную веру, Св. Апостол Павел писал Галатам: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). Ученика своего Тимофея он учил пребывать в том, чему он им научен и что ему вверено, зная, кем он научен ( 2Тим. 3:14 ). Это есть указание, которому должен следовать каждый Архиерей Православной Церкви и к чему он обязывается присягой, даваемой им при хиротонии. Апостол пишет, что Архиерей должен быть «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» ( Титу 1, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Иначе у некоторых возникает страсть к поиску и обличению «врагов веры» – прежде всего в самой Церкви. Подобные обличения нередко высказываются в адрес Священноначалия. Это свидетельствует об искажении церковного сознания, о непонимании богословского смысла епископского служения, о чем было сказано в одобренном Св. Синодом итоговом документе расширенного заседания Синодальной Богословской комиссии 2001 года: «Вызывает особую обеспокоенность тот факт, что многие клирики дерзают действовать без благословения Священноначалия, а порой – в прямом противоречии с той позицией, которая открыто и недвусмысленно была выражена правящими архиереями и высшей церковной властью в лице Архиерейского Собора, Священного Синода и Святейшего Патриарха… Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, " все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу… Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви... Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь " (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8)». В этой связи важно обратить внимание на другую характерную особенность внутрицерковного радикализма – пафос борьбы с оппонентами, которая неправомерно отождествляется с «духовной бранью». Это не что иное, как подмена понятий, ибо забывается истинный смысл духовного противостояния христианина богопротивным силам. Стояние в истине – это прежде всего аскетическая добродетель, требующая постоянного трезвения, непрестанного молитвенного усилия и истинного смирения. В то же время стояние в вере невозможно без благодатного вспомоществования Божия. Об этом ясно говорит Апостол: «Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. Всякою молитвой и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф 6;12-18).

http://sedmitza.ru/lib/text/429556/

Итак, обращаемся мы к нашей дорогой пастве с молитвенным призывом — отложить споры и разногласия, и влиться в спасительное делание восстановления единства Русской Церкви. Как говорит Царь Соломон: «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12). Слово Божие поучает нас и о том, что времена меняются: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3, 1). Было время противостояния, наступило время примирения. Лежащий во зле мир нуждается в свидетельстве о нашем единстве, о том, что у нас зарубежом, с нашими братьями и сестрами на возрождающейся нашей Родине, действительно, «Одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно Крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех и во всех нас» (Еф. 4, 4-6). И мы, архипастыри, обращаемся к вам, нашей боголюбивой пастве, умоляя вас, по слову Апостола, «поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1-3). Христос Воскресе! + Лавр, Митрополит Восточно-Американский и Нью Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей + Алипий, Архиепископ Чикагский и Детройтский + Марк, Архиепископ Берлинский и Германский + Иларион, Архиепископ н Сиднейский и Австралийско-Новозеландский + Кирилл, Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский + Евтихий, Епископ Ишимский и Сибирский + Агафангел, Епископ Таврический и Одесский + Михаил, Епископ Женевский и Западно-Европейский + Даниил, Епископ Ирийский + Гавриил, Епископ Манхеттенский + Агапит, Епископ Штуттгардтский + Петр, Епископ Кливлендский + Епископ Амвросий 4/17 мая 2006 г. город Сан-Франциско Сайт Русской Православной Церкви Заграницей Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.

http://patriarchia.ru/db/text/114090.htm...

Итак, обращаемся мы к нашей дорогой пастве с молитвенным призывом-отложить споры и разногласия, и влиться в спасительное делание восстановления единства Русской Церкви. Как говорит Царь Соломон: " Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи " (Притч. 10, 12). Слово Божие поучает нас и о том, что времена меняются: " Всему свое время, и время всякой вещи под небом " (Еккл. 3,1). Было время противостояния, наступило время примирения. Лежащий во зле мир нуждается в свидетельстве о нашем единстве, о том, что у нас зарубежом, с нашими братьями и сестрами на возрождающейся нашей Родине, действительно, " Одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно Крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех и во всех нас " (Еф. 4, 4-6). И мы, архипастыри, обращаемся к вам, нашей боголюбивой пастве, умоляя вас, по слову Апостола, " поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира " (Еф. 4, 1-3). Христос Воскресе! + Лавр, митрополит Восточно-Американский и Нью Йоркский, первоиерарх Русской православной церкви за границей + Алипий, архиепископ Чикагский и Детройтский + Марк, архиепископ Берлинский и Германский + Иларион, архиепископ н Сиднейский и Австралийско-Новозеландский + Кирилл, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский + Евтихий, епископ Ишимский и Сибирский + Агафангел, епископ Таврический и Одесский + Михаил, епископ Женевский и Западно-Европейский + Даниил, епископ Ирийский + Гавриил, епископ Манхеттенский + Агапит, епископ Штуттгардтский + Петр, епископ Кливлендский + епископ Амвросий Сан-Франциско 17 мая 2006 г. СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Диалог РПЦ с Русской Зарубежной Церковью ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 28.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 8 /Русофобия " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 25.04.2024 Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию? Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 "

http://religare.ru/2_29666.html

К предстоящему Архиерейскому Собору. Путь Русской Зарубежной Церкви – путь духовной свободы Немного уже остается времени до созыва Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, который назначен на 1730 сентября с. г. Перед лицом этого важного в жизни нашей Церкви события, дадим себе ясный отчет в том, почему мы так дорожим нашей Русской Зарубежной Церковью и в чем видим несомненную правоту ее пути? Наша Русская Зарубежная Церковь дорога нам тем, что среди общего, поработившего почти весь мир духовного мрака, она ставит своей главной задачей  сохранение полной духовной свободы от безбожных и антихристианских сил. Божественный Основатель Церкви – Господь Иисус Христос Своею крестною смертью и преславным Воскресением из мертвых  освободил  человечество от власти диавола, и с тех пор духовная свобода сделалась неотъемлемой принадлежностью христианства – истинной  Церкви Христовой. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»   ( Галат. 5, 1 ) – увещевает христиан Св. Апостол Павел. «К свободе призваны вы, братие»,  говорит он дальше:  «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти»   ( Гал. 5, 13 ). Эта христианская свобода неразрывно связана с  истиной,  неотделима от нее и ею именно обуславливается. «Познаете истину»,  так говорил Сам Господь Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям: «и истина сделает вас свободными»   ( Иоан. 8, 32 ).  «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»   ( Иоан. 8, 36 ). Там, где нет истины, – где воцаряется ложь, там утрачивается и драгоценное благо христианской свободы. Самой губительной ложью нашего времени является усиленно распространяемая многими мысль о том, что «религия есть частное дело каждого человека» и что общественная и государственная жизнь людей должна протекать  вне религии,  должна быть «отделена» от нее. И никто не хочет замечать абсурдности такого утверждения. Ведь это – все равно, что сказать: частная жизнь человека – сама по себе, а общественная и государственная – сама по себе. Источник, из которого проистекает эта и подобного рода ложь, искусно прикрываемая разными благовидностями, для нас ясен. Кому, как не врагу человеческого спасения, важно  обезбожить  общественную и государственную жизнь людей, дабы через это создать условия, благоприятствующие обезбожению и каждой человеческой личности в отдельности?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Мы не можем не обратиться вновь к власть имущим, ко всем, от кого зависит благосостояние народа: приидите на помощь тем, кто оказался на грани жизни и смерти, облегчите страдания бедных! Люди, которым на протяжении многих месяцев не выплачивают пенсии, зарплаты и пособия, теряют надежду на достойную жизнь. Не возродится наше общество, не наступит в нем примирение и согласие до тех пор, пока голодные остаются без куска хлеба, пока продолжается катастрофическое обнищание миллионов людей. Возлюбленные чада Святой Русской Православной Церкви! Все ближе подходим мы к великому двухтысячелетнему юбилею пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Эта дата является событием высокой духовной значимости для всего христианского мира и для каждого из нас. Мы призваны готовиться к ней всей своей жизнью, чтобы принести Господу добрый плод. «Омойтесь, очиститесь... перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Ис. 1, 16-17). Услышим сегодня эти слова пророка, встанем на путь духовного обновления, на путь активного доброделания. Призывая благословение Божие на всех вас, возлюбленные, еще и еще раз увещеваем вас хранить верность Христу и Его Святой Церкви, преуспевать в исполнении заповедей Божиих, чтобы и в настоящей жизни встретить нам Господа Иисуса Христа, и в будущем веке удостоиться блаженства со всеми святыми. «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5, 10-11). Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432).

http://patriarchia.ru/db/text/418237.htm...

Недопустимо, когда на преподавание Основ православной культуры ориентируются лица, имеющие поверхностное представление о Православии или не понимающие культурологическую составляющую предмета. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации надлежит разработать необходимые методические и информационные материалы, осуществлять консультационную поддержку епархий, получать от них информацию о текущей ситуации и координировать труды по переподготовке педагогов. Неослабевающее внимание должно уделяться развитию приходских и епархиальных воскресных школ. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации надлежит разработать стандарт для церковно-приходских школ, содержащий образовательный минимум необходимых вероучительных знаний и церковных навыков. 35. Одной из важных сфер деятельности епархий и приходов сегодня является проповедь Евангелия среди молодежи и воспитание молодых людей в духе христианских нравственных ценностей. Епархиям и, в рамках их возможностей — приходам, следует разрабатывать ежегодные программы в области работы с юным поколением, включающие в себя разного рода проекты, к организации и осуществлению которых привлекались бы молодые люди. Важно при этом учитывать неоднородность молодежных групп и различную степень воцерковленности молодых людей. Необходимо развивать и постепенно распространять во всех епархиях опыт создания молодежных объединений и советов при приходах города Москвы. Синодальному отделу по делам молодежи надлежит усилить координационную деятельность и методическую поддержку соответствующих епархиальных отделов. 36. Главными задачами Церкви являются богозаповеданная проповедь Евангелия и совершение Таинства Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе. Вместе с тем Церковь не остается в стороне от жизни общества, прежде всего от нужд обездоленных. Когда придет Судия, Он обратится к милосердным: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.

http://patriarchia.ru/db/text/1402551.ht...

Они предлагают народу и катехизическое учение, что предоставлено одним местным архиереям. В 19-ом слове Иудейских древностей Иосифа Флавия находится следующая императорская подпись: Ти-верий Клавдий, Кесарь Август, Германик, величайший архиерей, консул, во второй раз облеченный трибунской властью. А как царствующий император есть и помазанник Божий по причине помазания на царство, а Христос и Бог наш есть, между прочим, и архиерей, то благословно и императору украшаться архиерейскими дарованиями». Сакральные римские понятия настолько не вызывали возражений, что в качестве основания архиерейского достоинства василевса Вальсамон приводит и то, что император был «pontifex maxiraus». Древний обычай, хранящийся в Церкви, Вальсамон забыл, но зато помнил римское сакральное предание. Церковная жизнь, вопреки 69-му правилу Трулльского собора, сохранила этот древний обычай, и мирянам, если не разрешается, то и не возбраняется входить в алтарь.    «Алтарь отделен только для посвященных», потому что святилище отделено от народа. Один из самых крупных православных канонистов Никодим Милаш считает, что «с древнейших времен церкви воспрещено было входить в алтарь всякому, кто не принадлежит к клиру, в силу таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы». Оставим в стороне правильность утверждения о древности воспрещения, как и следующее замечание, что это общее правило восточной и западной церкви, но спросим, почему таинственность бескровной жертвы, приносимой в алтаре, может мешать мирянам входить в алтарь? Где и в чем объяснение? Таинственность жертвы, приносимой в алтаре? Но «я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал…» (1 Кор. 11:23—24) и «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова?» (1 Кор. 10:16). Евхаристия есть «трапеза Господня» как эклезиологическое продолжение Тайной Вечери.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3724...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010