Таинство Священства Священство — это таинство, в котором христианину, надлежащим образом избранному на определенную степень церковной иерархии, через епископское рукоположение преподается благодать Святого Духа, облекающая властью совершать таинства и богослужения, учить догматам Христовой веры и наставлять верующих в исполнении нравственного христианского закона (т. е. жизни по заповедям Божиим). Полноценная христианская жизнь невозможна без духовного руководства и участия верующих в богослужении и таинствах, совершать которые могут не все без исключения, но только особо уполномоченные на это лица — священная церковная иерархия. Священство было установлено еще в Ветхом Завете, когда Господь заповедал Моисею посвятить на служение при скинии, месте богослужебного собрания, первосвященника, священников и левитов (помощников при священнодействиях) через возложение рук. Эта ветхозаветная иерархия стала прообразом иерархии новозаветной: первосвященники — прообраз нынешних епископов (также именующихся еще и архиереями), священники — новозаветных христианских священников, левиты — диаконов. С началом Нового Завета, после Искупительного подвига Сына Божия и сошествия Святого Духа на апостолов, когда уверовавшее во Христа человечество возродилось к новой жизни, ветхозаветное священство сменилось новозаветным. Возведение лиц в степени священной иерархии совершается через архиерейское рукоположение с молитвой. Эта форма посвящения выражает благословение и дарование особой Божественной благодати избранному лицу на предстоящее служение, а также наделение его определенными полномочиями. Практика поставления в священный сан через рукоположение, заимствованная из Ветхого Завета (Быт. 48:14–15; Втор. 34:9), употребляется в Церкви с апостольских времен до сегодняшнего дня. Она именуется еще хиротонией. Вот как описывает книга Деяний первые хиротонии: В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, еовоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13:1–3). Апостолы Варнава и Павел, проповедав Евангелие… и приобретя довольно учеников… обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14:21–23).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Чувства наши чистыми Христу представим и, как друзья Его, душами нашими пожертвуем для Него и не станем угнетать себя попечениями житейскими, как Иуда, но во внутренних храминах наших возопием: «Отче наш, от лукавого избави нас». После каждого третьего антифона полагается евангельское чтение по порядку событий, которые так сильно и столь трогательно изображаются св. евангелистами, что слушающий их внимательно как бы переносится на самые места событий и становится их свидетелем. Вот в саду Гефсиманском, с душой растерзанной и прискорбной даже до смерти, простерся на земле Божественный Страдалец в пламенной молитве к Отцу Небесному... По человечеству, Он ужасается предстоящих мук, молит, да мимо идет от Него чаша сия и вместе с тем предает всего себя воле Отца Небесного, а между тем, во тьме ночной уже крадется гнусный предатель с толпой воинов и слуг архиерейских... Предатель приблизился и лобызанием предал Сына человеческого... Чаша страданий Сына Божия начата! Но спокойно и мужественно предается Он в руки врагов, тогда как все ученики в ужасе разбегаются от Него... Как некоего злодея, Его влекут во мраке ночи по улицам Иерусалимским и представляют на суд Анне архиерею. Этим оканчивается 2-е Евангелие. В 3-м Евангелии содержится благовестие о лжесвидетелях против Господа, об осуждении Его на смерть, о страданиях Его у первосвященника Каиафы и об отречении Апостола Петра. От первосвященника Анны, Господь приведен был к Каиафе, куда собрались книжники и старейшины иудейские. За Господом издали следовали: Ап. Петр и Иоанн. Первосвященники и старейшины, и весь синедрион искали лжесвидетельства на Иисуса Христа, чтобы предать Его смерти, и, как говорит св. Златоуст, своим беззаконным действиям дать вид законный, и не находили. При словах лжесвидетелей и вопросе первосвященни­ка: «Что ж ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют». Господь молчал. Тогда архиерей сказал Ему: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий?» На так постановленный вопрос уже нельзя было не отвечать.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Я бьюсь не так, чтобы только бить воздух, говорит апостол Павел, но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным ( 1Кор.9:26–27 ). Св. Церковь также представляет много высоких образцов пастырско-христианского совершенства, могущих возгревать в тех, которые готовятся к священству, любовь «к воздержанию, смиренномудрию и нравственной чистоте». б) К достойному прохождению обязанностей пастырства должны быть направляемы все познания, приобретаемые кандидатом священства. Целью умножения этих познаний должно быть не простое удовлетворение обычной любознательности, но уподобление, по евангельской притче, домовитому хозяину, который выносит из своей сокровищницы новое и старое ( Мф.13:52 ), дабы, по апостолу, быть всегда готовым всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением ( 1Пет.3:15 ). Иначе говоря, целью всех познаний в данном случае должно быть умудрение во спасение свое и ближних верою, яже о Христе Иисусе ( 2Тим.3:15 ). в) Так как человеческое спасение невозможно без содействия благодатной помощи, испрашиваемой сердечною молитвою к Богу ( Мф.6:6, 26:41 ; Ин.16:23:24 ), то готовящийся к священству должен постоянно воспитывать в душе своей молитвенное и благоговейное настроение чрез неопустительное совершение ежедневных домашних молитвословий и усердное посещение церковного богослужения. Молитва и храм составляют собою самое необходимое и существенное условие пастырского служения; поэтому, без предварительного воспитания в себе любви к ним не следует и приступать к священству: иначе то, что для других служит высоким духовным наслаждением, для священника будет составлять нравственную тягость и располагать его к той небрежности при совершении священнодействий, за которую пророк Божий угрожает проклятием ( Иер.48:10 ). Особенно же необходимо ставленнику присутствовать при богослужении несколько дней сряду и принимать участие в церковном чтении и пении при архиерейской церкви пред исповедью, предшествующей рукоположению его в священный сан.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

На Светлой Седмице в Бутырском СИЗО впервые состоялось архиерейское Пасхальное богослужение 21 апреля, 2012. Новостная служба По окончании Литургии состоялся пасхальный крестный ход вокруг храма по территории следственного изолятора. 21 апреля. ПРАВМИР. В Светлый понедельник, 16 апреля, в Покровском храме Бутырского следственного изолятора (следственный изолятор 2 г. Москвы) впервые состоялось архиерейское Пасхальное богослужение, сообщает Патриархия.ru . Богослужение возглавил епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению. По окончании Литургии состоялся пасхальный крестный ход вокруг храма по территории следственного изолятора. Епископ Иринарх поздравил сотрудников и заключенных СИЗО с Пасхой от лица Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Председатель тюремного отдела поблагодарил руководство Федеральной службы исполнения наказаний и ГУФСИН России по г. Москве и персонал следственного изолятора за проведенную работу по благоустройству Покровского храма и обеспечению духовно-пастырской работы в учреждении и передал духовную литературу для пополнения тюремной библиотеки. Затем в зале заседаний Бутырского изолятора прошла пресс-конференция, в которой приняли участие руководители подразделений ФСИН России, епископ Красногорский Иринарх и протоиерей Константин Кобелев. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/na-svetloj-sedmice-v-b...

Поставив Потир на престол, архиерей снимает покровцы с дискоса и Потира и берет аер (воздух) с плеча протодиакона, «наносит над кадильницу мало». И со благоуханием покрывает святые, произнося: «Благообразный Иосиф». После сего, взяв кадильницу, кадит токмо святые и, поклонялся трижды, глаголет: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона», трижды. И отдает кадильницу, никого же кадя (Чиновн.), и поклоняется архиерей трижды. 670 При архиерейском служении архиерей, отдав кадильницу, обращаясь к правой стороне, говорит к служащим: «Братие и сослужителие, архимандриты и иерее, помолитеся о мне». Опустивши фелони, они отвечают: «Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя». Архиерей говорит: «Тойже Дух содействует нам и вам вся дни живота нашего». Потом протодиакон и прочие говорят ему: «Помолися о нас, Владыко святый». Архиерей отвечает: «Да управит Господь стопы вашя». Еще они просят архиерея: «Помяни нас, Владыко святый». Архиерей говорит: «Да помянет вас Господь Бог во царствии Своем, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Затем архиерей осеняет (Чиновн.). Но если бывает хиротония иерейская, то сперва она совершается и потом бывает осенение. При архиерейском служении Царские двери не затворяются по Великом Входе. 671 При архиерейском служении говорит архиерей: «Мир всем», и при этом крестовидно благословляет обеими руками (Чиновн). 673 При архиерейском служении «архиерей отлагает шапку и целует святые: дискос покрытый, глаголя тайно: «Святый Боже», и покрытый святый Потир также целует, глаголя: «Святый Крепкий», и святую трапезу, глаголя: «Святый Безсмертый, помилуй нас». Таже архиерей приемлет шапку. Присутствующие же архимандриты приходят чином с левой стороны (с северной), отложивше шапки, целуют и тии святая, яко же и архиерей». И целуются с архиереем, по обычаю, говоря: Христос посреде нас». Он отвечает: «И есть и будет». И стоят близ его по чину. Хиротонисанный, так как имеет первенство пред всеми иереями, приходит прежде других иереев; прочие иереи подходят после него. Поцеловавши святая, целуют и архиерея в рамена, т. с., целуя правое и левое плечо его и десницу, по обычаю, говорят: «Христос посреде нас». И стоят они по чину, целующе друг друга, произнося: «Христос посреде пас», и отвечая: «И есть и будет». И диаконы целуют орари свои (Чиновн.). 675 Иподиаконы в древности во время совершения евхаристии должны были наблюдать и за тем, чтобы во время возношения жертвы никто не выходил, и чтобы не отворилась дверь, хотя бы пришел кто верующий (Апост. пост., кн. VIII, гл. II, изд. в русск. перев. в Казани, 1854 г., стр. 267).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Саккос, большой омофор и палица. XIX в. (ЦАК МДА). Принадлежали Патриарху Московскому и всея Руси Сергию Саккос, большой омофор и палица. XIX в. (ЦАК МДА). Принадлежали Патриарху Московскому и всея Руси Сергию Греческое архиерейское богослужение. Архидиакон с трикирием . Ставленник. С. 265-329). В греч. практике дикирий и трикирий украшаются лентами и эмблемой с вышитыми на ней символом Христа и буквами альфа и омега . См. в ст. «Облачения церковные» . Для А. б. в России принято устраивать в центре храма возвышение - т. н. архиерейский амвон (др. названия - рундук, облачальное место; в Чиновнике изд. 1982-1983 неправильно назван кафедрой), на к-ром стоит архиерей, когда находится не в алтаре, а в храме, и с к-рого читается Евангелие. Сооружение высоких амвонов (метр и более высотой) в центре храма в Византии и на Руси было обычным явлением, не связанным исключительно с А. б.,- с амвона читалось Свящ. Писание, пелись важнейшие песнопения, произносились ектении . В греч. практике уже с XIV в. архиерейский амвон часто не устраивается. За рус. А. б. нередко звучат оставленные непереведенными греч. тексты: «Ες πολλ τη, δσποτα» (На многая лета, владыко - см. Ис полла эти , дэспота ); «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν, Κριε, φλαττε» (Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани), «ρδβλθυοτεΑξιος» (Достоин - см. Аксиос ), «Κριε, λησον» (Господи, помилуй) и др.; в конце Патриаршей службы поется полихронион . Это след того, что РПЦ в течение долгого времени возглавляли греч. иерархи (Голубцов. С. 115-120). В Византии книгой, содержавшей чинопоследования А. б., был Евхологий ; на Руси рукописи Евхология (в слав. традиции разделяется на Служебник и Требник), приспособленные для А. б., обычно называли «святительскими Служебниками». С сер. XVII в. за епископской редакцией Евхология закрепилось название Чиновник архиерейский (в слав. Церквах) или Архиератикон (в греч. Церквах). Первые печатные издания: слав.- Венеция, 1538-1540; Москва, 1600, 1610, 1668, 1677, 1688, 1721, 1722, 1760, 1798; греч.- Венеция, 1714 (переиздан в 1773, 1777, 1778); К-поль, 1820. Первые печатные униатские издания: Супрасль, 1716 (под названием: «Понтификал, си есть Служебник святительский»); Унев, 1740; Супрасль, 1793. В 1910 г. в Москве с благословения Святейшего Синода был напечатан единоверческий Чиновник (тексты в нем скопированы из рукописей ГИМ. Син. 909 и 680, XVI в.). Основными богослужебными книгами, регламентирующими совершение А. б. в наст. время, являются: в РПЦ -      (М., 1982-1983. 2 т.); в греч. Церквах - Αρχιερατικν. (Αθναι, 19992). Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

Клеветою конвойных я оторван от экономически-хозяйственных дел по Архиерейскому дому, оторван от административных дел по Консистории, как член её, оторван и от богослужебных дел по Крестовой церкви; клеветою конвойных подвержен уличному позору. Дорогою же был оскорблён дерзким окриком: ступай дорогою, сойди с тротуара». Препираться с солдатами на улице Владыка не стал, а в последующие дни направил около десяти записок: в гарнизонный комитет, в следственную комиссию, в областной совнарком. Записки сохранились в архивных фондах тех лет. Написанные голубыми чернилами, почти выцвевшими, на бланках епископа Семиреченского и Верненского, они едва читаются. Вот три из них. «Честь имею просить об освобождении арестованных сегодня двух лиц из Архиерейского дома: эконома игумена Вадима и моего слуги Диомида Пискура. Арестованы они по недоразумению солдатами, являвшимися реквизировать единственную лошадь Архиерейского дома. Вчера мы сомневались в их правах на реквизицию, ибо он не представляли удовлетворительного документа. Сегодня их права были нами удостоверены, и лошадь была выдана под расписку. Таким образом, долг перед народом в данном случае был выполнен. Держать же под арестом двух человек, одного весьма уважаемого в городе и притом старика 64 лет, а другого − бывшего солдата-инвалида представляется уже делом излишним. Прошу комитет оказать милость этим двум лицам». «Прошу комитет посодействовать освобождению из-под ареста моего слуги Диомида Алексеевича Пискура. Он необходимый человек в хозяйстве Архиерейского дома, усердный работник, дорогой в настоящее весеннее время. Кроме того, он необходим мне и при богослужении, как исполняющий обязанности иподиакона. Смею надеяться на милость комитета». «Надеюсь, что военно-следственная комиссия войдёт в положение находящегося под арестом Диомида Пискура и всего Архиерейского дома, который в лице его имеет усердного работника. Вся вина его заключается в том, что он не поверил лицам, пришедшим к нам за конём, ибо они не предъявили ему надлежащего документа. Но у него перед глазами был печальный опыт местного женского монастыря, из которого неизвестными лицами взяты две лошади. Наконец, следует принять в уважение и то обстоятельство, что теперь весной всякому хозяйству день каждый дорог: и нам тяжело не иметь Диомида Пискура. Лошадь нами отпущена реквизитору, предъявившему надлежащий документ, и таким образом долг наш исполнен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Это очень хорошо. Конечно хорошо, но и обманчиво и весьма ненадежно. Все это одна видимость, подкрашенная и подштукатуренная внешность, выставленная для отвода глаз. Действительная же сущность теории состоит в том, что из епархии дела наибольшей важности отводятся за ее пределы, к другому архиерею, к чужим для епархии пресвитерам – в окружной суд, простирающий свою власть на несколько епархий, а дела меньшей важности подчиняются все духовным судьям пресвитерам, и только в микроскопической дозе епархиальному архиерею, как судье. В такой же дозе архиерей облекается и обвинительною, прокурорскою властью. Вот размежевание судебной власти, предполагаемое этою теориею: Духовному судье пресвитеру подсудны: а) дела об оскорблениях чести, наносимых духовными лицами духовным же или светским лицам, за которые взыскания и наказания определены в статьях от 130 до 141 включительно Устава о наказаниях налагаемых мировыми судьями; б) дела о таких преступлениях и проступках духовных лиц, которые влекут за собою низшие виды наказаний, а именно: 1) замечание; 2) выговор без внесения в послужной список; 3) денежное взыскание; 4) запрещение богослужения на срок от двух недель до трех месяцев; 5) временное испытание в архиерейском доме, или монастыре от 7 дней до 3 месяцев; 6) перемещение из одного прихода в другой и 7) удаление от должности. Столь обширна юрисдикция духовного судьи пресвитера. Он удаляет от должности, перемещает, подвергает временному испытанию в архиерейском доме или монастыре на 3 месяца, запрещает священнослужение на 3 месяца, подвергает денежному взысканию на всякую сумму, делает выговоры, замечания. Затем все дела превышающие власть духовного судьи пресвитера, а именно дела о преступных деяниях, за которые полагается: а) запрещение священнослужения (а не богослужения, как бессмысленно говорится всегда изобретателями теории) свыше 3 месяцев; б) испытание в архиерейском доме, или монастыре также свыше 3 месяцев; в) запрещение в священнослужении с отрешением от должности и с определением в причетники; г) лишение сана и монашества, – все эти дела, ныне решаемые в епархии епархиальным архиереем, изобретателями второй теории передаются за пределы епархии в духовно-окружной суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

В петербургском следственном изоляторе «Кресты» пройдет первая архиерейская литургия на Пасху 3 апреля, 2015. Новостная служба Праздников очень ждут люди в местах лишения свободы. 3 апреля. ПРАВМИР. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий впервые возглавит пасхальное богослужение в следственном изоляторе «Кресты». Первая архиерейская литургия в тюремном Александро-Невском храме «Крестов» будет совершена 18 апреля, — сообщает Интерфакс «Праздников очень ждут люди в местах лишения свободы, потому что Рождество и Пасха — дни, когда они могут видеть лица не надзирателей, а других людей, и им радостно, что их не забыли. Для таких людей это является утешением, у них появляется сила дальше переносить то испытание, которое Господь им послал, и возможность остаться человеком даже в таких условиях», — сказал Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. В этот день в «Крестах» также состоится концерт творческих коллективов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 декабря, 2021 19 октября, 2021 7 апреля, 2024 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 28 ноября, 2023 1 июля, 2023 11 марта, 2023 13 июня, 2022 9 декабря, 2021 19 октября, 2021 7 апреля, 2024 13 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/v-peterburgskom-sledst...

малыми шапками, до конца XVI века 596 . После этого они несколько были увеличены в размерах и, сохраняя скуфье-образную форму, стали шапками, как и начали называться 597 . Нынешней дутой или шарообразной формой наши шапки обязаны Грекам, именно – Греки, заимствовав от нас шапки в XV Ι веке, придали им форму венцов или корон своих императоров, какую имели эти последние в позднейшее время, предшествовавшее взятию Константинополя Турками 598 ; от Греков заимствовал новую форму патриарх Никон (что не весьма рекомендует его вкус). Греческое название митра усвоено у нас шапкам не знаем когда после первой четверти XV ΙΙΙ века 599 . Архиереи наши носят на шеях поверх платья, так называемые панагии, маленькие круглые иконки с изображением Спасителя, Божьей Матери и каких-либо святых. Название панагия ( παναγα) значит все-святая, причём подразумевается Матерь Божья ( Μητρ Θεο). В старое время эти иконки, носимые архиереями, назывались енколпиями – γκλπιον, что происходит от ν и κλπος – недро, пазуха и означает крест или иконку, носимые в недре, в пазухе, т. е. крест или иконку тельные, носить которые на себе составляет у христиан обычай, восходящей до глубокой древности (о чём ниже). Название архиерейских иконок енколпиями показывает, что первоначально они носили их, как и все христиане (желающие, ибо обычай был добровольный, а не обязательный) не поверх платья, а под платьем, и что только потом они начали носить их снаружи, как особенную принадлежность их сана. Когда случилось это последнее, не знаем, но Симеон Солунский говорит об енколпиях архиерейских в их нынешнем смысле иконок, носимых снаружи 600 . В его время они состояли по произволу или из иконок в собственном смысле или из крестов. Своё позднейшее название панагий енколпии получили, как должно думать, от того, что начали быть употребляемы в виде икон, и что на иконах (с лицевой стороны) по преимуществу была изображаема Божья Матерь (от панагий архиерейских в собственном смысле должно отличать панагиары,– такие же маленькие иконки, но складные, с пустой внутренностью, наподобие медальонов, употреблявшиеся для хранения хлеба Богородичного «панагийного», который люди благочестивые имели обычай брать с собой, храня в этих панагиарах, надевавшихся на шею, когда отправлялись в путешествия, для споспешествования в пути. У архиереев эти панагиары назывались столовыми, путными и походными панагиями 601 , потому что употреблялись для возношения хлеба Богородичного на трапезах и для его ношения в пути. Но они могли быть употребляемы и всяким желающим, быв носимы в недрах или в пазухе, точно так же как носили их и архиереи. К обычаям нашего богослужения принадлежит возжигание света пред иконами, освещение самых церквей (в праздники) и курение фимиама пред иконами и пред молящимися или каждение на одни и на других. О самых действиях в их богослужебном значении и применении мы скажем несколько после, в самом богослужении; а здесь о них со стороны их принадлежностей – материала и сосудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010