В настоящее время в Анзерском скиту главная церковь каменная, холодная, во имя Живоначальной Троицы; в паперти храма помещается теплый придел во имя прп. Михаила Малеина. Колокольня каменная построена над братскими келиями, находящимися в связи с зданием храма с западной стороны; на ней семь колоколов с немецкими и латинскими надписями. В алтаре храма находится замечательная икона Спасителя, принадлежавшая патриарху Никону во дни его подвижничества в ските. Братские келии каменные, в два этажа, построены в 1803 г. иждивением Соловецкого монастыря; в нижнем этаже расположены братские келии с трапезою и поварнею, а в верхнем устроены настоятельские келии. Церковное здание с примыкающим к нему корпусом обнесено оградою. За ней находятся различные хозяйственные постройки и деревянный двухэтажный корпус для помещения рабочих людей и богомольцев. В 60 саженях от церкви и скитских строений, по голгофской дороге, находится деревянная часовня со старинными иконами и колодцем внутри. В 1757 году, когда рыли фундамент для устройства этой часовни в память преподобного Елеазара, то нашли четыре гроба; один из них оказался целым, его вскрыли, там лежало нетленное тело схимника; только одежды были повреждены тлением; от самого гроба исходило благоухание. Анзерские иноки решили, что это гроб основателя скита преподобного Елеазара, и донесли об этом архиепископу архангельскому Варсонофию. Преосвященный Варсонофий предписал анзерскому строителю Мелхиседеку с братиею найденный гроб основателя скита поставить в новую могилу в самой часовне, эту могилу покрыть брусьями или каменным сводом и поставить над ней присланную от преосвященного раку, которую окружить железной решеткой и покрыть покровами, при переложении же мощей петь молебен о преподобном Елеазаре. Впоследствии вместо деревянной часовни была построена каменная, а в прошлом столетии и прежняя обветшавшая рака была заменена новою, сделанною из меди и посеребренною. Епископ архангельский Иоасаф, посетивший в 1762 году Анзерский скит, установил здесь ежедневное чтение акафиста Божией Матери пред чудотворною иконою Знамения, а в праздничные дни определил отправлять молебен пред чудотворною иконою Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Архимандрит Макарий Торжковским Монастырем правил около 5-и лет 977 . Архимандрит Иерофей (Прилуцкий) в 1721-м году вошел в состав ново учрежденного Святейшего Синода, в звании советника, в том же году был переведен в Новоспасский Монастырь, где и скончался 28-го октября 1728-го года 978 . Об архимандрите Гаврииле было ужо сказано 979 . Архимандрит Варсонофий 13-го июля 1740-го года был хиротонисан в епископа Архангельского. В 1741-м году пожалован во архиепископа. Скончался 8-го ноября 1759-го года и погребен в Архангельском соборе 980 . Добрая слава о монашествующих, выходящих из Невского, распространялась и в 1721-м году крестьяне Воскресенского на Истре Монастыря просили назначить в помощь настоятелю, для управления вотчинными делами, строителем не местного кандидата, а кого-либо из иеромонахов Александро-Невского Монастыря 981 . В 1722-м году выборные крестьяне просили назначить из Александро-Невского Монастыря архимандрита в Иосифов Волоколамска Монастырь, указывая и определенного кандидата – иеромонаха Иоакима Чудовского, который и был назначен 982 . В 1723-м году он был уволен от управления Монастырем, а в 1728-м году вновь назначен настоятелем, в 1738-м году отрешен и скончался в 1739-м году 983 . Бывший наместник Донского Монастыря, иеромонах Филарет послан в 1720-м году в Иверский Монастырь наместником. С 1729-го года он, отказавшись от наместничества, жил в братстве Иверского Монастыря 984 . Монах Афанасий (Черкасов) послан в 1720-м году в Новгородский Антониев Монастырь келарем 985 , иеромонах Гавриил (Молодый) – в Николаевской Ладожский Монастырь строителем 986 . Отпущены по требованию к делам в 1719-м году: Киево-Печерский иеромонах Никодим (Головач) в Суздаль к епископу Варлааму 987 , Переславль-Горицкого Монастыря иеромонах Исая (Ичалов) в Нижний Новгород к епископу Питириму 988 , Казанский иеромонах Алексей (Раифский) в Казань 989 . При вызове в Петербург монахов не считались с местными нуждами, и случалось, что без серьезного оправдания отрывали человека от хорошо налаженного большого дела, которое без него обречено было на гибель. Это именно произошло с вызовом в Петербург из Казани инородческого миссионера, иеромонаха Алексея Раифского 990 . По настойчивому ходатайству Казанского митрополита Тихона иеромонах Алексий, после одной кампания во флоте, был отпущен обратно в Казань 991 , к своему миссионерскому делу, – «ради обучения новокрещенных из Черемисского народа, такожде и других таковых же ради привождения ко благочестию» 992 . В 1720-м голу Троице-Сергиев Монастырь настойчиво хлопотал об отмене вызова в Александре-Невский Монастырь посельского монаха Алексея (Логинова) 993 . В 1720-м голу иеромонах Иов послан в Новгород для исправления Славяно-Российской грамматики, но, впрочем, скоро перепросился в Иверский Монастырь 994 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1858-1861 годах церковь перестраивалась, была поставлена на каменный фундамент, а с северной стороны был устроен придел во имя всех святых усердием чиновника Зиновия Ильина. Богослужение совершалось в храмовые праздники, а также летом по заказу для поминовения погребенных при церкви. В 1885 г. приход был включен в состав Холмогорско-Курейского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). В 1888 г. архиепископское благословение получила холмогорская мещанка Анисья Панфиловна Третьякова за ее усердный труды по сбору пожертвований для строительства причтового дома при соборе. Спасо-Преображенский собор служил усыпальницей епархиальных архиереев, и в нем были погребены тела 4-х Холмогорских и Важеских архиепископов: Афанасия 12.11.1702, Рафаила в ноябре 1711 г., Варнавы 28.11.1730 и Германа в 1735 г., а также 6-ти Архангелогородских или Архангельских и Холмогорских архиереев: Аарона 1-го в 1738 г., Варсонофия в 1759 г., Иоасафа в 1769 г., Аполлоса в 1801 г., Парфения 2-го в 1819 г. и Неофита в 1825 г. Протоиереи: Петр Афанасьев в 1679 г.; Василий Карнисиев с 1683 до начала 1700-х; Иов Иванов, из ключарей, был в 1726 г.; Алексий Либеровский из учившихся в академии, умер в 1778 г.; Феодор Шешенин (упом. в 1786 и 1799 г.г. ); Андрей Романов 1811-1813 г.г.; Иоанн Петров Невдачин, кандидат богословия, умер в 1835 г.; Петр Алексеев Павловский с 1839 г. Священники: Алексий Венедиктович Золотарев, был ключарем в 1686 г.; Андрей; Стефан; Афанасий; Прокопий Иванов; Феодор Стафуров; Иаков Иванов; Симон Васильев; Иоанн Логинов; Кирилл Ивановский; Иоаким Замошкин, в 1782 г. переведен в Богоявленский Ухтостровский приход; Гавриил Шешенин; Андрей Тырыданов, в 1807 г. перешел в Емецкий приход; Иоанн Козмин 1810-1829 г.г.; Кирилл Титов 1829-1834 г.г.; Василий Назарьин 1829-1842 г.г.; Александр Николаевич Титов 1839-1843 г.г.; Козма Семенович Морщихин с 1842 г.; Михаил Никифорович Смирнов 1849-1851 г.г.; Иаков Федорович Гурьев 1851-1852 г.г.; Афиноген Николаевич Титов с 1851 г.; Александр Аникитич Колчин 1855-1861 г.г.; Василий Кремлев 1859-1860 г.г.; Екзакустодиан Титов 1861-1865 г.г.; Александр Васильевич Новиков с 1861 г. (в 1865 г. поступил в СПб ДА и был впоследствии архимандритом посольской миссии в Афинах и Риме); Николай Александрович Истомин 1865-1868 г.г.; Иоанн Прокопьевич Иванов 1865-1871 г.г.; Василий Александрович Ивановский в 1872 г.; Козма Семенович Морщихин (вторично) 1872-1879 г.г., после чего вакансия была закрыта.

http://sobory.ru/article/?object=22321

Патриарх Кирилл провел совещание по вопросам развития Соловецкого архипелага Соловки, 19 августа 2014 г.      18 августа 2014 года в ризнице Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась рабочее совещание по вопросам развития Соловецкого архипелага, сообщает Патриархия.ru . В президиуме заседания находились Святейший Патриарх Кирилл, заместитель председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец и губернатор Архангельской области И.А. Орлов. От Русской Православной Церкви в совещании участвовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрит Порфирий (Шутов), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).      Также в заседании приняли участипе министр культуры РФ В.Р. Мединский, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ М.А. Мень, министр регионального развития РФ И.Н. Слюняев, председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной Думы ФС РФ С.А. Попов, заместитель министра здравоохранения РФ Т.В. Яковлева, заместитель начальника управления Президента РФ по внутренней политике М.В. Белоусов, заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Ю.Н. Гагарин и др. Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Мы собираемся в преддверии главного праздника монастыря — праздника Преображения Господня. Само слово " преображение " предполагает изменение. При этом преображение есть не просто изменение, но изменение к лучшему. Всякое преображение предполагает рост, развитие, совершенствование...

http://pravoslavie.ru/73021.html

18 августа 2018 года Святейший Патриарх Кирилл в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии архиепископа Солнечногорского Сергия, епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова и духовенства Нарьян-Марской епархии совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе города Нарьян-Мара. По окончании богослужения состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с временно исполняющим обязанности губернатора Ненецкого автономного округа А.В. Цыбульским и епископом Нарьян-Марским и Мезенским Иаковом. В беседе также участвовал полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе А.Д. Беглов. Вечером 18 августа 2018 года, в канун праздника Преображения Господня, Его Святейшество в ходе визита в Великоустюжскую епархию совершил всенощное бдение в кафедральном соборе святого праведного Прокопия Устюжского на Архиерейском дворе (Соборном дворище) города Великого Устюга. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан и духовенство Великоустюжской епархии. На богослужении, в частности, присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе А.Д. Беглов, губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, главный федеральный инспектор по Вологодской области В.Н. Мирошников и представители местной администрации. В завершение визита в Великоустюжскую епархию Предстоятель Русской Православной Церкви посетил собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном дворище и церковь Вознесения Господня в Великом Устюге.

http://pravoslavie.ru/116512.html

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троицком храме подмосковного Реутова и возглавил хиротонию архимандрита Мелетия (Павлюченкова) во епископа Рославльского и Десногорского 11 июня 2017 г. 17:24 11 июня 2017 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Московскую областную епархию . Местом для своего традиционного визита в этом году Предстоятель Русской Православной Церкви избрал г. Реутов Московской области. На площади у ступеней Свято-Троицкого храма г. Реутова  одного из наиболее величественных новых храмов Подмосковья  Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и губернатор Московской области А.Ю. Воробьев. Главный престол храма освящен в честь Святой Троицы; нижний храм — в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, крестильный храм в честь Богоявления Господня. В Троицком храме Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию архимандрита Мелетия (Павлюченкова) во епископа Рославльского и Десногорского ( Смоленская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Илиан (Востряков) ; епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховской Роман ; епископ Балашихинский Николай ; епископ Зарайский Константин ; епископ Вяземский и Гагаринский Сергий ; епископ Луховицкий Петр ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Нестор (Жиляев), настоятель Георгиевского собора г. Одинцова, благочинный Одинцовского округа; протоиерей Иоанн Монаршек, настоятель Смоленского храма г. Ивантеевки, благочинный Ивантеевского округа; протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма г. Красногорска, благочинный Красногорского округа, председатель отдела по реставрации и строительству Московской областной епархии; протоиерей Андрей Ковальчук, настоятель Троицкого собора г. Щелково, благочинный Щелковского округа; архимандрит Иринарх (Денисов), настоятель Михаило-Архангельского единоверческого храма в с. Михайловская Слобода Раменского района; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; протоиерей Димитрий Мурзюков, настоятель Троицкого храма в г. Реутове, благочинный Балашихинского округа; духовенство Подмосковья.

http://patriarchia.ru/db/text/4930899.ht...

Архиепископ Арсений Архангельский (т.е. Архангельского собора в Кремле – «при гробницах царских») б. Элассонский пишет в своих мемуарах: «Весь народ Московский, услышав об этом исполненном яда послании (Самозванца, — авт.) тотчас, наподобие диких зверей, как разбойники с ножами, дубинами и камнями, устремился во дворец к царю Феодору и царице Марии, вытащил их из дворца и заключил в старом доме отца его Быстро глупый народ забыл великую доброту отца его Бориса и неисчислимую милостыню, которую он раздал им. Тело Бориса вынули из гроба, который находился в соборном храме Архангелов, ради поругания Через пять дней умертвили царя Феодора и мать его Марию и похоронили их вблизи царя Бориса в Варсонофьевском монастыре, а сестру его царевну Ксению через пять месяцев постригли в монахини, назвали ее Ольгой монахинею и сослали в Белозерский монастырь. О безумство и беззаконие людское, что они сделали, хотя сами все потом с женами и детьми испили ту чашу, которую приготовили» (6, с.99). Митрополит Платон (Левшин): «Царь Феодор на царстве был не с большим месяц; и тако блаженный, яко тихий овен, никоея злобы не имущий, скончался. О нем же мнози тайно в сердцах своих возрыдаша, за неповинное его житие, и неповинную от злодея и от своих подданных изменников смерть» (2, с. 144). Каялись москвичи в преступлении крестного целования — и сей грех отпущен. А за цареубийство и святотатство вину на себя не приняли – и она осталась на московских людях. В этой части соборная и патриаршая грамота звучит сурово — виновны! Вот некоторые суждения об этом. В опубликованной сравнительно недавно в Литве статье ее автор, литератор, пишет с горячностью, но не без оснований: «О канонизации действительно невинно убиенного царя Федора Борисовича что-то не говорят »; « зверски убитый царь. Бессовестно оклеветанный его отец. Введение народа в грех самосуда над людьми и государством. ». (15). Первым защитником Бориса Годунова некогда был сам Н. М. Карамзин, которому принадлежит основная роль в упрочении клеветы на Годунова.

http://pravmir.ru/xronologicheskaya-tabl...

Епископ Котласский и Вельский Василий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону Архангела Михаила — небесного покровителя Архангельской земли. Святейший Патриарх Кирилл обратился к многочисленным верующим, заполнившим центральную площадь города, с Первосвятительским словом.      В благодарность за труды на благо Церкви Святейший Владыка вручил епископу Василию наперсный крест, изготовленный в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. В дар кафедральному собору Патриарх передал список Смоленской иконы Божией Матери, для храмов епархии — восемь напрестольных Евангелий. Затем Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила, архиепископа Солнечногорского Сергия, епископа Котласского и Вельского Василия посетил Стефановский кафедральный собор г. Котласа. Высоких гостей встречал иерей Евгений Долгополов, старший священник Стефановского собора, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации. Святейший Патриарх Кирилл также осмотрел духовно-просветительский центр г. Котласа, расположенный на территории храма. По завершении программы посещения Котласа Предстоятель Русской Православной Церкви отбыл на Соловки. История Стефановского храма берет свое начало с XIV века, когда на месте языческой кумирницы поселян Пыраса проповедник Стефан Пермский выстроил православную деревянную часовню. С увеличением числа поселян малую часовню разобрали, а на ее месте возвели деревянную церковь. В ней устроили два престола, один — в честь святителя Николая Чудотворца, второй — в честь архидиакона Стефана. В середине XVII века рядом с храмом прихожане обнаружили явленную икону Владимирской Божией Матери. На месте находки поставили деревянную шатровую церковь в честь явленной иконы Владимирской Божией Матери, а прирубленный к церкви придел освятили в честь святого Стефана Великопермского. Образовавшийся приход получил название Котласского Стефановского.

http://pravoslavie.ru/115187.html

Состоялось заседание комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага 21 августа 2010 г. 22:32 21 августа 2010 года в Спасо-Преображенском ставропигиальном Соловецком монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага. Перед началом заседания члены комиссии ознакомились с ходом ремонтно-восстановительных работ, которые ведутся в Соловецкой обители. В работе заседания приняли участие: Святейший Патриарх Кирилл (председатель комиссии), заместитель руководителя Администрации Президента РФ А.Д. Беглов (сопредседатель комиссии), министр связи и массовых коммуникаций РФ И.О. Щеголев, руководитель Росохранкультуры А.В. Кибовский, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов), первый заместитель министра иностранных дел А.И. Денисов, заместитель министра культуры РФ К.Г Черепенников, заместитель министра регионального развития РФ Ю.В. Осинцев, помощник Президента РФ О.А. Марков, специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике А.Н. Чилингаров, главный советник аппарата заместителя руководителя Администрации Президента РФ М.О. Жиленков, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности А.Л. Хазин, член Комитета Совета Федерации по делам СНГ В.Л. Евтухов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий, юрисконсульт Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега), генеральный директор ООО «Сапсан-девелопмент» С.А. Шмаков.

http://patriarchia.ru/db/text/1254791.ht...

Наша русская православная Церковь есть дочь восточной Церкви: она оттуда приняла христианство , оттуда же появилось в ней и иночество, которое в православной России также сильно. Отцом иночества в России считается св. Преподобный Антоний Печерский. Он основал монашество аскетическое, отшельническое. Ученик его св. Преподобный Феодосий Печерский основал в России монашество общежительное. От этих св. отцов и учителей иноки и монастыри мужские и женские стали расти и умножаться по всей православной Руси. Многое хотелось бы сказать вам об истории этих обителей, но обратимся к близкой и дорогой для нас местности Казанской. Казань славится монашеством; она не уступает в этом отношении другим странам нашего отечества. Мы имеем великое утешение в лице святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа, которые были носителями великого религиозного подвижнического духа. Этими святителями подвижниками положено начало монастырям в Казанском крае. Являлись время от времени подражатели этим святителям, лица богатые и бедные, которые удалялись от мира в пустынные или лесистые непроходимые места и своей благочестивой подвижнической жизнью привлекали к себе других благочестивых лиц и таким образом полагали основание обителям. Обратимся к этой местности. Я вчера имел духовное утешение быть и помолиться в близкой к вам обители Михаило-Архангельской. Обитель весьма благоустроенная и привлекает множество поклонников; черемисы и чуваши-поклонники живут там по целым неделям, посещая богослужение, а некоторые очищая свою совесть посредством покаяния и причащения. Но давно ли было то время, когда на месте этой цветущей обители был девственный непроходимый лес, куда и глаз человеческий не мог проникнуть, где обитали только дикие звери? Давно ли было то время, когда суеверные черемисы и чуваши боялись даже подойти к этой местности, где, по их языческому суеверию, обитал злой дух «киремет»? И ваша обитель, вовсе еще юная, не имеющая даже видного храма, уже сделалась св. местом, привлекающим для молитвы многих верующих. Чем же сильны и могучи наши обители? – Верой, молитвой, богослужением и доброй христианской жизнью. Этими только средствами привлекаются в обитель верующие и этими средствами утверждаются и благоустрояются обители. Доныне ваша обитель была только иноческой общиной, а теперь она настолько благоустроена, что высшей духовной властью возведена в монастырь. Итак, объявляем, что с нынешнего дня ваша обитель будет называться не общиной, а монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010