Архангельск. Церковь Михаила Архангела. Архангелогородская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На месте всеградской Михаило-Архангельской церкви находился мужской монастырь, также Михаило-Архангельский, сгоревший 15 июля 1636 г. вместе со всеми строениями прилегавшего к нему деревянного города, основанного в 1584 г. Монастырь после пожара был перенесен за город, а вместо него была построена деревянная церковь в честь Происхождения Честного и Животворящего креста с приделом во имя чуда Архангела Михаила в Хонех, в которой служили сначала монахи. К 20-м годам XVIII в. эта церковь настолько обветшала, что вместо нее, по храмозданной грамоте архиепископа Варнавы от 5.10.1721, было начато строительство новой деревянной церкви с тремя престолами: чуда Архангела Михаила в Хонех, Тихвинской иконы Божией Матери (с южной стороны) и вмц. Екатерины (с левой), освящена в декабре 1722 г. архимандритом Архангельского монастыря Иоасафом. Церковь сгорела в 1738 г. По храмозданной грамоте архиепископа Варсонофия от 13.10.1742 на ее месте была заложена каменная холодная одноэтажная церковь во имя чуда Архангела Михаила в Хонех с теплым придельным храмом во имя вмц. Екатерины. Екатерининский храм был освящен 30.10.1743 архимандритом Архангельского монастыря Иоасафом, а главный - в апреле 1749 г. архимандритом того же монастыря Леонтием. Четырехъярусный иконостас был оновлен позолотой на средства архангельских купеческих вдов Павлы Михайловны Шингаревой и Екатерины Кирилловны Плотниковой в 1884 г. - к 300-летию г. Архангельска. Иконостас Екатерининского храма замеялся новым 2 раза: в 1832 г. стараниями священника Петра Кутейникова, церковного старосты Михаила Полежаева и городского общества; во второй раз в 1883 г. усердием тех же купеческих вдов, причем старый иконостас, согласно желанию Шингаревой и Плотниковой, был передан в Вологодскую епархию. В 1769 г. началось строительство другого придельного храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери (с южной стороны), освященного 19.1.1771.

http://sobory.ru/article/?object=36201

Поэтому я очень хотел бы, чтобы эти слова запали в сознание каждого из здесь присутствующих и, может быть, были переданы дальше. У меня есть чувство, что полного понимания важности того, что означает восстановление Соловков, на определенных этажах власти у нас нет. Есть редуцированное понимание этой задачи как восстановления одного из памятников. Но еще раз хочу сказать: это совершенно уникальный памятник. Мне уже приходилось говорить: существует великая Троице-Сергиева лавра, центр Православия. Но о Троице-Сергиевой лавре за границей знают меньше, чем о Соловках — из-за трагической истории Соловков в XX веке. И как важно, чтобы люди приезжали, не только из-за рубежа, но и, в первую очередь, из разных краев нашей страны, чтобы видеть все это, насыщать себя мыслями, идеями, переживаниями. Именно ради этого и созидались эти величественные стены, эти замечательные сооружения. Поэтому я хотел бы всех призвать к дружной, активной работе, к поиску решений, которые помогли бы нам в наикратчайшие сроки реализовать те задачи, которые мы перед собой ставим. Благодарю вас за внимание». После выступления Его Святейшества состоялась развернутая дискуссия по различным вопросам, связанным с финансированием ремонтно-восстановительных работ в Спасо-Преображенском монастыре и на Соловецком архипелаге. В ходе заседания выступили, в частности, губернатор Архангельской области И.А. Орлов, министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский, наместник Соловецкой обители архимандрит Порфирий (Шутов), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин . В совещании также приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега), главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору, генерал-майор внутренней службы Б.А. Борзов, директор Департамента экономики и финансов Министерства природных ресурсов и экологии РФ С.Н. Бубенов, директор департамента международного сотрудничества Министерства культуры РФ С.Г. Обрывалин, заместитель министра культуры РФ Г.У. Пирумов, заместитель министра регионального развития РФ С.А. Вахруков, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.И. Пашивай, заместитель губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Р.В. Балашов, заместитель главы Республики Карелия по взаимодействию с Законодательным собранием А.А. Манин, помощник министра здравоохранения РФ Л.А. Габасова, глава муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» Е.В. Амброче и др.

http://patriarchia.ru/db/text/3170916.ht...

Конвейер. Церковь Петра и Павла в Новодвинской крепости (новая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Петра и Павла Год постройки:1883. (перестроена из часовни, перенесённой из Лапоминки). Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Архангельская область, г. Архангельск, п. Конвейер, на территории Новодвинской крепости Координаты: 64.70019, 40.41619 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд: Из центра Архангельска до остановки " Переправа " (автобус 9, маршрутные такси 63 и 69 в направлении порта " Экономия " ), затем переправиться через протоку Маймакса на пароме (от причала " Лесозавод " до причала " Лесозавод " ), затем от остановки " Лесозавод автобусом 18 маршрута до остановки " К ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из центра Архангельска до остановки " Переправа " (автобус 9, маршрутные такси 63 и 69 в направлении порта " Экономия " ), затем переправиться через протоку Маймакса на пароме (от причала " Лесозавод " до причала " Лесозавод " ), затем от остановки " Лесозавод автобусом 18 маршрута до остановки " Конвейер " , от неё пешком до крепости около 350 м. Расписание переправы и автобусов следует уточнять дополнительно. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Новодвинская крепость была построена в 20 верстах от г. Архангельска вниз по течению Двины, на правом берегу корабельного устья. Местность эта называлась " Линским " островом. Петр I задумал крепость для защиты от шведских набегов г. Архангельска и Соломбальской верфи. Крепость была заложена 12 июня 1701 г. архиепископом Афанасием при участии архимандрита Соловецкого монастыря Фирса, игуменов монастырей: Архангельского Товии и Никольского Варсонофия, протоиерея Архангельского собора Василия Венедиктова (?). При закладке присутствовал воевода князь Алексей Петрович Прозоровский.

http://sobory.ru/article/?object=41091

5) Варлаам (1804). 6) Амвросий Черноруцкий (1806), учитель риторики, был (настоятелем) архим. Архангельского монастыря, потом Сийского и ректором семинарии. 7) Павел (1807–1810). Переведенный в 1810 г. в сане архимандрита в Архангельский монастырь, он был и ректором уездного училища. 8) Иоасаф III (1819–1812) был префектом Архангельской семинарии. 9) Вениамин Смирнов (1813–1817), проходивший долгое время учительские должности при семинарии. Переведенный в Архангельский монастырь в 1818 г., он постепенно служил в Сийском, Крестном и Глуховском (Черниг. губ.) монастырях. 10) Анастасий Ключарев (1817–1821). До настоятельства в Никольском монастыре был строителем Красногорского монастыря и экономом архиерейского дома, а после – архимандритом Архангельского монастыря и затем Екатеринославским епископом; в 1851 г. Анастасий умер в Сийском монастыре. 11) Кратковременно управлявший монастырем Игнатий Семенов (два месяца), был переведен из Никольского монастыря в С.-Петербургскую академию бакалавром; впоследствии он был архиепископом в Олонецкой, Донской и Воронежской епархиях. Что касается до числа братии в Никольском монастыре, то до учреждения монастырских штатов в 1764 году при некоторых настоятелях ее бывало 50–60 человек. В синодике XVIII века, составленном при настоятеле архимандрите Геннадии в списках братии показано: схимонахов около 480 монахов; монахов перечисляется до 750 43 . Частнее. При игумене Парфении, как видно из описи Никольского монастыря 1601 года, всех старцев с игуменом было 51. Кроме того, в монастыре, на промыслах и по деревням проживали рабочие – монастырские слуги и дети – трудники, число которых впрочем было невелико; всего 23 человека 44 . При игумене Ефреме (1540) братии было 25; при Памве (1638) – 60; при игумене Косьме – 40; при игумене Иоасафе – 39; при игумене Варсонофии в 1700 г. – 49 человек, из которых было 3 иеромонаха и 5 схимонахов; при архимандрите Порфирии, – как видно из «Братской» книги («кому что дано платье») казначея Герасима, в монастыре числилось 50 человек, включая 3 иеромонахов и 4 иеродиаконов, келаря, казначея, головщика и трех схимонахов 45 ; в 1732 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Омское викариатство. Самостоятельная с 09(22)08.1928 (выделена из Омской епархии). Упразднена в 1956 г. (присоединена к Алма-Атинской епархии). Именовалась: Семипалатинская и Усть-Каменогорская; Семипалатинская и Павлодарская; с 1947 г. – Семипалатинская и Павлодарская, паки. 04.12.1911 12.1926 Алексий Буй 17(30)11.1925 05(18)03.1936 04(17)09.1935 05(18)03.1936 10(23)09.1936 Фотий Пурлевский 10.1936 08.1937 16(29)10.1947 05(18)11.1948 05(18)11.1948 18(31)10.1950 Варсонофий Гриневич 18(31)10.1950 12(25)10.1955 19.05(01.06)1956 Семипалатинская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. (1922 11.1922 05(18)11.1922 Николай Минин 10.1927 12.1930 16(29)04.1931 16(29)04.1932 18(31)09.1932 Серапион Сперанцев 11(24)10.1934 25.05(07.06)1938 Семиреченская (см. Алма-Атинская) Семиреченская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1928 г. Именовалась: Семиреченская; Джетысуйская. 10(23)12.1923 20.12.1923(02.01.1924) 05(18)04.1924 06(19)10.1926 04(17)12.1926 19.11(02.12)1927 Сенгелейская, обн. Основана и упразднена в 1924 г. Именование – по г. Сенгелей (Симбирская губерния). Ульяновское (Симбирское) викариатство. 28.01(10.02)1924 03(16)06.1924 Иоанн Никольский Сендайская (см. Восточнояпонская) Сербская (Америк.) Основана 21.08(03.09)1918 как самостоятельная. Постановление Св. Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета 305 от этой даты: «...ныне же открыть следующие новые самостоятельные епархии, образовав из соименных им викариатств: ...5) Сербскую для живущих в Америке сербов с поставлением ее в каноническую зависимость от русского Архиепископа в Америке и с содержанием на местные средства...» (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 58, л. 1 об.). Назначений архиереев не последовало. Сербская и Архангельская (при Архангельском соборе Московского Кремля) Основана в кон. XVI в. Существовала по сер. XVIII в. Номинальная; экстерриториальная. Местопребывание кафедры – в Московском Кремлевском Архангельском соборе. Титулование епископов различалось. 1597 (1599?) 05.1613 (1621?) 11.1665 17.05.1667

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконы праздничного и деисусного рядов были перенесены из иконостаса Успенского собора. Местный чин остался монастырским и был почти полностью утрачен. Храмовая икона " Собор Архангела Михаила " , написанная на рубеже ХШ-Х1У веков, находится в Государственном Русском музее. На паперти собора сохранились четыре разновременные росписи. Уникальной является стенопись рубежа XVII - XVIII веков, названная в описях XVIII века " Притчи старческие " , назидательные сюжеты которой показывают путь духовно-нравственного совершенствования монаха. Представляют интерес и орнаментальная роспись проема южного входа в храм, и портрет архиепископа Великоустюжского и Тотемского Иосифа, похороненного в соборе, и эпитафия архимандрита монастыря Варсонофия. " В целом живописный декор южной части паперти собора Михайло-Архангельского монастыря, - по мнению искусствоведа В.М. Сорокатого, - своеобразный и неповторимый памятник, позволяющий оценить некогда многочисленнные великоустюжские стенописи XVIII века " . В настоящее время собор Архангела Михаила Михайло-Архангельского монастыря, один из интереснейших памятников устюжского каменного зодчества середины XVII века, является объектом музейного показа. В. Михаило-Архангельский монастырь, 2 класса, в городе Великом Устюге. Основан иноком Киприаном. Соборный Михаило-Архангельский храм и Введенский (древне-византийского стиля) построены в 1653 году. В монастыре особенно чтутся Тихвинская и Владимирская иконы Божией Матери; Тихвинская икона, по преданию, была прежде храмовою приписанной в 1786 году к монастырской приходской церкви села Богородского, куда ежегодно 26 июня с этой святой иконой бывает, при большом стечении богомольцев, торжественный крестный ход. В церкви Преполовения находится гробница Киприана. К монастырю приписаны: 1) с 1842 года Гледенский-Троицкий монастырь, 3 класса, в 4 верстах от города Великого Устюга, на горе Гледень, основанный в XII веке; в монастыре есть церковь во имя святого Иоанна Устюжского; ежегодно в Духов день из монастыря бывает крестный ход в село Пухово — место рождения святого Иоанна (см.

http://sobory.ru/article/?object=00247

ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Омского и Таврического Владимира назначить монахиню Таисию (Пилипчук) на должность игумении Ачаирского женского монастыря Честного Креста Господня поселка Набережного Омского района Омской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, временно управляющего Минусинской епархией, освободить игумению Амвросию (Усталову) от должности игумении Благовещенского женского монастыря города Красноярска и назначить на эту должность игумению Евфросинию (Горбачеву), освободив последнюю от должности игумении Вознесенского женского монастыря села Кочергино Курагинского района Красноярского края. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина открыть Знаменский женский монастырь села Ляховка Майского района Ульяновской области и назначить монахиню Клеопатру (Ефремову) на должность игумении этого монастыря. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия назначить монахиню Тихону (Федорову) на должность игумении Сурского Иоанновского женского монастыря села Сура Архангельской области. 5. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима назначить иеромонаха Силуана (Александрова) на должность наместника Усть-Вымского Михаило-Архангельского мужского монастыря села Усть-Вымь Усть-Вымского района Республики Коми. 6. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Благовещенского и Тындинского Лукиана назначить иеромонаха Корнилия (Жадова) на должность наместника Свято-Троицкого мужского монастыря села Троицкое Ивановского района Амурской области. 7. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Никанора открыть Свято-Успенский женский монастырь села Березняки городского округа Южно-Сахалинск и назначить монахиню Арсению (Орлову) на должность игумении этого монастыря. 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Краснослободского и Темниковского Климента освободить игумению Варсонофию (Кузьмичеву) от должности игумении Свято-Варсонофиевского женского монастыря села Покровские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия и назначить на эту должность монахиню Леониду (Куликову).

http://patriarchia.ru/db/text/5910999.ht...

209 Примечание редакции. По постановлению Общего Собрания Общества Синодик передан в древлехранилище Общества, а копия с него-в Свияжский Успенский монастырь. 210 Примечание редакции. Описание этого Синодика составлено Высокопреосвященным автором в 1908 г. и печатается в первый раз. 211 Примечание редакции. Описание храмов г. Казани Высокопреосвященным автором напечатано было отдельным изданием в 1890 г. 213 К трапезе примыкает помещение для ризницы (на левой стороне) и архива (на правой) возле свечного ящика. 214 Всех стенных изображений более 100, из них особенно достойны внимания изображения И. Христа по воскресении Его. 215 Весу в серебряных барельефах 1 1 / 2 п., а во всей ризе 16 п. Она сделана в Москве художником Орловым за 4400 рублей. Футляр, охраняющий ризу от пыли, сделан из массивных зеркальных стекол за 700 руб. 216 Примечание редакции. В 1908 году, декабря 21 этот придел посвящен Св. Гурию. Под главным алтарем Собора в 1896 г. при Архиепископе Владимире устроен третий придельный храм в честь Всех Святых. 218 Примечание редакции: здесь же погребены-Архиепископ Владимир, умерший в 1897 г., и Архиепископ Дмитрий, умерший в 1908 г. 219 Здесь же хранится-древнее рукописное Евангелие (1478 г.), привезенное св. Варсонофием из Твери, а также рукописные службы Казанским чудотворцам (Х40;И в.) и Синодик (Х40;ИИ в.). 221 Примечание редакции. Описание этого Синодика составлено Высокопреосвященным автором в 1908 г. и печатается в первый раз. 223 Царь Казанский – Симеон, до крещения Едигер Касимович, происходил из рода Ногаев, из Астраханских князей; был приглашен Казанскими Татарами царствовать нал ними в апреле 1552 г. Царствовал менее полугола, т. е. по 2 октября того же 1552 г.– по день взятия Казани Иваном Васильевичем Грозным. Взятый в плен, Едигер в 1559 г., состоя на русской службе, во время Ливонской войны находился в русской армии в Серпухове. В 1562 г. принимал участие в походе Ивана Васильевича к Полоцку; был также на войне против Литовцев в И864 г. Принял св. крещение с именем Симеона в 1563 г.; умер осенью 1565 г. и погребен у церкви Благовещения в Чудовском Московском монастыре. (См. Родословная таблица Татарских и Монгольских ханов. Проф. Катанова. История Казани. Фукса. Казанские цари. Веньяминова-Зернова). Петр-6ыл царевич, а не царь, до св. крещения-Кудайкул Ибрагимович. Он был сын Казанского царя Ибрагима, царствовавшаго в Казани с 1467 по 1478 год; был женат на княжне Евдокии Ивановне, дочери Великого князя Ивана III Васильевича. Рожден и крещен неизвестно когда, а умер 13 марта 1569 г. и догребен в Московском Архангельском Соборе. (См. там-же). Царь Казанский – Александр, до крещения – Утямыш-Гирей, сын Крымского хана Сафа-Гирея и Сумбеки, царствовал в Казани с 1549 по 1551 год. По взятии Казани был на русской службе и принимал участие в походе к Полоцку в 1562 г. и в войне против Литовцев в 1564 г. Он принял св. крещение в 1563 г, и умер 11 июня 1566 г.; погребен в Московском Архангельском Соборе. (См. там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Мисаил II. 1817 – 1829 годы. Бывший ректор Вятской семинарии. Вениамин. 1830 – 1839 годы. Погребен на старом городском кладбище на Красной горе. Августин II. 1839 – 1859 годы. Скончался 7 февраля 1859 года, погребен за алтарем Архангельского собора. Палладий. 1859 – 1862 годы. Скончался 15 августа 1862 года, погребен за алтарем Архангельского собора рядом с архимандритом Августином. Иоанникий I. 1862 – 1887 годы. Переведен в Свято-Онуфриев монастырь Холмско-Варшавской епархии. Анатолий Смирнов. 1887 – 1888 годы. Переведен в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь. С восстановлением в 1888 году Великоустюжской викарной епархии монастырем управляли архиереи. Викарный епископ Иоанникий II Казанский. 1888 – 1891 годы. Викарный епископ Петр Лосев. 1891 – 1892 годы. Викарный епископ Варсонофий II Курганов. 1892 – 1894 годы. Викарный епископ Антоний Каржавин. 1895 – 1897 годы. Викарный епископ Гавриил Голосов. 1897 – 1904 годы. Священномученик архиепископ Алексий Бельковский. 1904 – 1924 годы. До 19 октября 1916 года викарный епископ, с 19 октября 1916 года по 30 июля 1923 года епископ Великоустюжский и Устьвымский, с 30 июля 1923 года архиепископ. В 1924 году уволен на покой. Скончался в ноябре 1937 года в лагере (бывшем Михайло-Архангельском монастыре), погребен на старом городском кладбище, на Красной горе. Преподобный Киприан Устюжский. Числится в списке Российских святых, но информации о его канонизации Русской Православной Церковью нет. Настоящее имя Киприана, данное ему при рождении, неизвестно. Из его жизнеописания известно, что он родился в деревне Савкино Устюжского уезда, точная дата рождения так же неизвестна. Считается, что его родители были богатыми землевладельцами. Когда и в каком монастыре Киприан принял монашество точно неизвестно, но есть версия, что он был послушником Троице-Гледенского монастыря. Жители вновь основанного города Устюга просили преподобного Киприана устроить обитель недалеко от города. Киприан, обойдя город и осмотрев местность, избрал место при Озерках, за Острожной осыпью.

http://sobory.ru/article/?object=00247

В этот воскресный день Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, епископ Царскосельский Маркелл, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Котласский и Вельский Василий, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, духовенство Архангельской и Санкт-Петербургской митрополии. В алтаре собора молились митрополит Владимир (Котляров), архидиакон Андрей Мазур. Богослужение посетили губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко; губернатор Архангельской области И.А. Орлов, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров, начальник космодрома «Плесецк» генерал-майор Н.Н. Нестечук, а также представители региональных властей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, общественные, культурные и научные деятели северной столицы. По окончании литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проследовал на Никольское кладбище лавры, где совершил литию у могилы митрополита Никодима (Ротова). В тот же день Святейший Владыка побывал на Большеохтинском кладбище и совершил заупокойную литию по своим благочестивым родителям — протоиерею Михаилу и Раисе Гундяевым. Затем Предстоятель Русской Церкви посетил выставочный зал Патриотического объединения «Ленрезерв» в Санкт-Петербурге и осмотрел экспозицию, посвященную 73-й годовщине освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Выставка организована при участии Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В январе 2017 года здесь был открыт новый раздел экспозиции «Подвиг духовенства в блокадном Ленинграде», в котором представлены исторические свидетельства и документы о жизни и служении духовенства и верующих в блокадном городе, фотографии и облачения священнослужителей, иконы и другие святыни блокадного Ленинграда. Созданы реконструкции внутренних помещений храмов блокадных лет.

http://patriarchia.ru/db/text/4885005.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010