А под окном разумеется чувство; ибо так чувства наши названы Иеремией, который сказал: смерть влезает в наши окна ( Иер.9:21 ). А три жилья, связанные между собою, суть: мнение, ум и рассудок. Храпящий во время поучения, как бы связанный земными представлениями, ниспадает с высших, сил способностей души; а кто падает с них, того уже нельзя считать в живых. Ибо сон есть брат смерти, как говорится и у внешних. Посему, умоляю вас, бодренно и трезвенно внимайте учению, чтобы и вам не быть осуждёнными, как не приносящим плодов, и нам не казаться всуе проливающими чистейшее молоко Писания или расточающими слово пред глухими. Слышание запечатлевайте деятельностью: потому что не слушатели закона праведны пред Богом, а исполнители, как говорит апостол ( Рим.2:13 ). И Господь говорит: блаженны слышащие слово Божие, и соблюдающие его ( Лк.11:28 ). Так поступая и божественную заповедь имея светильником, освещающим жизнь нашу, мы никогда не уклонимся с прямого пути и не сделаем для себя кривых изворотов жизни, но благонадёжны будем ( Лк.9:62 ) для блаженной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, Котором и слава и держава во веки». Всюду при красноречии в беседах преобладает простота и общепонятность, которая выше всего и украшает, и просветляет душу, и слушателям приносит пользы больше, чем учёные развития мыслей. Посему в беседах часто находятся указание на вещи общеизвестные, применение близкие к жизни слушателей. Так, например, к концу беседы о мытаре и фарисее говорит проповедник: «Итак, возлюбленные, научимся скромности, будем знать себе меру и не возноситься бессмысленно. Даже если бы мы хорошее что сделали, не должны считать себя лучше других. Но когда и что доброе совершим, станем воспевать с Давидом: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу ( Пс.113:9 ); о Тебе похвала моя в собрании великом ( Пс.21:26 ), то есть в церкви будущего века. Потому что воистину Бог не презрит сердца сокрушенного и смиренного ( Пс.50:19 ), и помнит нас в унижении нашем ( Пс.135:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

а) Рассказ страшный и изумляющий ум Авва Макарий сказал: Когда я пришел в Константинополь, ибо у меня явилось желание видеть его, и я гулял в одной галерее, – то вот я видел умственными (νοερος) очами (истина свидетельствует мне в том, что я рассказываю), данными мне Господом к разумению чудес Его, что какой-то человек, как будто евнух 1028 , стоит пред дверьми обиталища блудниц, закрыв лице свое своими обеими руками и так плачет, что можно было подумать и небо плачет вместе с ним. Я подошел к нему и сказал: какая же причина твоего плача и почему ты печален? Почему ты не уходишь отсюда, ведь это обиталище блудниц и любострастных женщин? Скажи мне, – прошу тебя. Ибо плачь твой возбуждает сильное сострадание. И отвечал он мне: По природе я славный раб Божий, я Ангел, назначенный для охраны и защиты находящегося здесь человека, так как все христиане в час крещения, каждый получает своего Ангела от Бога. Я сильно огорчен, видя его здесь преданного похотям и нечистотам, находящегося в этом обиталище ради похоти, как ты видишь, с этою блудницею; и как же мне не оплакивать образ Божий, низринутый в такой мрак? Я сказал ему: Почему же ты не убеждаешь избегать мрака этого греха? И отвечал мне Ангел: Потому что я не имею места, чтобы приблизиться к нему. Ведь с тех пор, как он начал творить грех, он раб демонов, и я не имею над ним никакой власти. – Откуда видно, что ты не имеешь над ним никакой власти, ведь Бог его вверил тебе? И отвечал мне Ангел: Бог наш, благий и человеколюбец, создал человека свободным, и позволил ему по своей собственной воле избирать путь, указав ему два пути, один узкий, а другой широкий, сказав ему о конце того и другого, что шествие по узкому и обременительному пути сопряжено с большим трудом в настоящем, но в безконечные веки веков доставляет покой, а шествие по широкому пути доставляет наказание вечное и огнь геенский и все прочие наказания. Какое же у меня остается увещание, каким же увещанием я буду пользоваться к этому человеку, которого Бог мне вручил для охранения его? Ведь Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, Сын Бога Живаго убеждает, увещевает и учит всех – воздерживаться от студных дел, и едва ли кто-нибудь соблюдает Божественные слова Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

А свидетельство апостолов неопровержимо и выше всякого сомнения, ибо воскресший Иисус Христос Сам уверил их в воскресении Своем, дабы они могли возвестить всему миру действительность сего славного события. Словами «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» апостол научает также, что все христианское вероучение утверждается, в сущности, на уверенности в этом великом событии. Объясним это хотя кратко. В Кессарии Филипповой апостол Петр торжественно исповедал, что Иисус есть Христос, Сын Бога живаго. Наименованием Иисуса Христа он выражал, что Иисус есть обетованный в Ветхом Завете Мессия, а наименованием Его Сыном Божиим – что Он единосущен с Богом Отцом и есть истинный Бог. И за это исповедание, как за истинное, Господь ублажил Петра. То же самое, что свидетельствовал об Иисусе Христе апостол Петр, свидетельствовал о Себе и Сам Иисус Христос. Так, на суде перед синедрионом, когда первосвященник с клятвою вопросил Его, Христос ли Он, Сын Бога живаго, Господь отвечал, что Он подлинно есть Христос, Сын Бога живаго. Синедрион хорошо понял смысл этого ответа, но не только не верил ему, но и осудил за него Иисуса Христа на смерть. Свидетельство это он считал самым тяжким преступлением и на него преимущественно указывал, требуя от Пилата смерти Иисуса Христа. «мы имеем закон, и по закону нашему Он дожен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим», – так говорил синедрион Пилату. После этого представим себе, что было бы, если бы Иисус Христос не воскрес! Тогда Он умер бы как простой человек, и свидетельство Его о божестве Своем было бы величайшим обманом. Льстец Он был, так сказали бы тогда об Иисусе Христе люди неверующие, и возражать им было бы трудно. Но, благодарение Богу! Чудо воскресения подтвердило не только свидетельство о Божестве, но и все вообще учение Спасителя, которого Бог послал в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Имея в виду это чудо, и апостол Павел свидетельствует, что Бог открыл Иисуса Христа «…Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

А что все, изреченное пророками и Иисусом Христом, есть действительно слово Божие, это ясно видно из Священного Писания . Относительно пророков последнее свидетельствует, что они были только вестниками и как бы устами Божиими. Так, например, Моисей, этот первый пророк Божий, возвестил евреям, что Богу угодно вывести их из Египта, то это было не его собственно слово, а слово Божие. Бог открылся Моисею в пустыне Синайской и из огненной купины повелел ему возвестить то евреям. Точно так же Иисус Христос следующим образом свидетельствовал, что слова, возвещенные Им, суть слова Божии, слова Его Отца: «Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал мне заповедь, что сказать, и что говорить». Эти Божественные слова Свои Иисус Христос вручил святым апостолам, которым повелел возвестить их по всей вселенной. «Слушающий вас», – говорил Он о словах апостолов, – Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня». Этим Иисус Христос ясно показал, что слова апостолов по достоинству своему совершенно равны Его собственным словам, так что слушать слова апостолов значит то же, что слушать Его Самого, и наоборот, пренебрегать словами апостолов значит то же, что пренебрегать словами Его Самого, а пренебрегать Им и словами Его столь же грешно, как и пренебрегать Богом и словом Божиим. Вот почему и сами апостолы ясно осознавали, что они были только посланниками, вестниками Божиими и возвещали не свои собственные человеческие мнения, но слова Божии. «Мы непрестанно благодарим Бога», – писал, например, апостол Павел к Фессалоникийцам, – что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно есть по истине». Таким образом, знание о Боге и о том, что требуется для угождения Ему, мы можем получить из рассматривания видимой природы, из голоса нашей совести и преимущественно из Слова Божия, переданного нам через пророков и Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и через Его Святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

А что делают вестники, то делается, собственно, не ими, а тем, кто посылает их, ибо они делают это по повелению и вместо пославшего их. Значит, и апостолы возвещали Евангелие не только по повелению, но и вместо Иисуса Христа; иначе говоря, они возвещали его во имя Иисуса Христа. Для подтверждения Своей проповеди Господь творил великие чудеса. Подобно Ему творили чудеса и апостолы. Так, вскоре после сошествия Святого Духа апостол Петр исцелил нищего хромого, сказав ему: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи». А когда удивленный этим народ стал думать, будто апостол своею силою совершил это чудо, то Петр вразумил его и сказал, что не своею собственною силою он исцелил хромого, а «ради веры во имя Иисуса Христа». Значит, апостол был только орудием, посредством которого Сам Иисус Христос совершил это чудо. Таким образом, если мы говорим, что апостолы проповедовали и творили чудеса во имя Иисуса Христа, то этим выражаем, что они поступали так вместо Иисуса Христа и по вере в Него. Если бы они именно не имели веры в Иисуса Христа, то не могли бы и проповедовать во имя Его. Равным образом, если бы они не верили обещанию Спасителя о даровании им власти творить чудеса, то не могли бы творить и чудес во имя Его. Теперь становится отчасти понятным и то, что значит молиться во имя Иисуса Христа. Но прежде, чем ответить на этот вопрос, мы приведем здесь следующий пример из жизни одного человека, который просил другого во имя же человека. В некотором месте жил один человек, впавший в великую бедность. Между тем к известному сроку ему непременно нужно было иметь некоторую сумму денег. В таком положении он пришел к своему священнику. Последний охотно желал помочь ему, но, не имея и сам в то время денег, посоветовал ему обратиться с просьбою к одному зажиточному человеку, жившему в том же месте. На это бедняк заметил: «я бедный человек, и богач тот не знает меня; потому я не смею идти к нему и сомневаюсь, чтобы он помог мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Если же Христос в нас живет, то Он и молится также в нас, так что мы можем говорить: «если мы молимся во имя Иисуса Христа, то молимся не мы собственно, но в нас молится Христос». «Истинно, истинно говорю вам, о чем ни попросите от Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна», – говорил Господь. Последние слова «просите и получите» содержат, очевидно, повеление, и мы можем поэтому сказать, что кто молится потому, что это заповедал Иисус Христос, тот молится во имя Христа. Эти же слова содержат и обетование исполнять наши просьбы, и если мы в молитвах своих полагаемся на это обетование Спасителя, то и в этом случае мы будем молиться во имя Христа. Таким образом, во имя Иисуса Христа молится тот, кто делает это по повелению Иисуса Христа и в надежде на обетование Его о том, что Бог услышит возносимую к Нему молитву. Но здесь мы должны заметить еще одно. Все мы – грешники, и как таковые, не заслуживаем милостей Божиих. Кроме того, и Писание свидетельствует, что Бог не слышит молитв нераскаянных грешников. Тем не менее это не должно смущать нас. В Иисусе Христе мы имеем прощение всех грехов, по ясному слову Писания: «в Нем мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его». Кроме того, мы не должны забывать, что Сам Бог Отец послал Сына Своего в мир, чтобы искупить нас и соделать детьми Своими. «Бог во Христе примирил с Собою мир», – говорит апостол. Значит, если мы верою соединяемся со Христом, то через это самое мы вступаем в мир с Богом и становимся детьми Его. А при таком положении Бог, несомненно, услышит нашу молитву, возносимую во имя Сына Его. Итак, все молитвы, возносимые нами во имя Иисуса Христа, бывают слышимы Богом, по слову Самого Иисуса Христа. Но при этом нельзя думать, что это обетование простирается также и на неразумные молитвы христиан неразумных. Чтобы предохранить нас от таких молитв, Господь Иисус Христос даровал нам образец молитвы, с которым мы должны сообразовать все наши молитвы. Этот образец предложен нам в молитве Господней. Высочайшая молитва эта читается так: «Отче наш, Иже еси на небесех! да сятится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава, во веки, аминь». Господней молитва эта называется потому, что ее даровал нам Сам Господь Иисус Христос. Для удобнейшего изъяснения ее разделяют на призывание, семь прошений и славословие. И по содержанию, и по Виновнику своему она превосходит все молитвы, и есть молитва молитв. Правда, прошений в ней немного, всего семь, но прошения эти обнимают все наши нужды. В этом мы убедимся при изъяснении их, которое будет предложено далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Авва Даниил сказывал, что авва Арсений, когда приходил по временам в церковь, становился за столбом, чтобы никто не видал лица его и чтобы самому также не смотреть на других. Молясь, не многословь А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Мф. 6, 7–8 Молись много и долго, а духом непрестанно молись; но молясь, не рассеивайся в выражениях многоразличных желаний временного и земного. Проси у Бога того, чего Он Сам как нужного и полезного для нас заповедует нам просить у Него, и проси не столько гласом уст своих, сколько гласом сердца, любящего, верующего, уповающего, во всем преданного. Авва Нил говорил: " Если ты хочешь молиться, как должно, не огорчай свою душу, иначе напрасно будешь подвизаться " . Некоторые просили авву Макария: " Как нам должно молиться? " . Старец отвечал им: " Не нужно многословить, но должно воздеть руки, и говорить: " Господи! Как Тебе угодно и как знаешь, помилуй! " . Если же нападает искушение: " Господи! Помоги! " . Он знает, что нам полезно, и поступает с нами милосердо " . Авва Нил говорил: " Желай, чтобы с тобой сбывалось не то, чего хочется, но что Богу угодно, и тогда ты будешь спокоен и благодарен в молитве своей " . Рассказывали об авве Аммоне: пошел он однажды в пустыню почерпнуть из колодца воды и, увидев василиска, пал на лице свое и сказал: " Господи! Или я должен умереть, или он " . И действием силы Христовой василиск тотчас расторгся. Авва Епифаний говорил: " Женщина хананейская кричит и услышана (см.: Мф. 15, 22–28); кровоточивая молчит и ублажается (см.: Мф. 9, 20–22); фарисей взывает и осуждается, а мытарь едва отверзает уста свои и – услышан (см.: Лк. 18, 11–14) " . Молись молитвою Господней, которую Он даровал нам в образец всех прочих молитв Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Авва Дорофей пишет, что «спасение – во многом совете», но не со многими. Потому что в Святом Писании сказано: Друзьями твоими да будут многие, а советником твоим – один из тысячи (см. Сир. 6, 6 ). Поэтому нахожу неполезной для тебя поездку в К., кроме сказанной причины и потому, что находишься в тревожном состоянии. Вода, когда находится в мутном состоянии, для очищения своего требует того, чтобы дать ей спокойно постоять и отстояться, тогда чистую воду сливают, а тину выбрасывают. Еще в Ветхом Писании сказано: Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего ( Еккл. 10, 4 ). Есть и простая поговорка: «На одном месте и камень обрастает». И в старчестве сказано: «Сиди в келье твоей, и та всему тебя научит». Положим, что А. вызывает тебя под благовидным предлогом принести тебе пользу душевную, но враг наш душевный и искуситель через это ухищряет тебе сделать вред душевный. Святой апостол предостерегает нас, глаголя: Нам не безызвестны его умыслы ( 2Кор. 2, 11 ), т.е. вражии, которые скрываются под благовидными предлогами, как волки в овчих кожах. Поэтому лучше сидеть дома и искать пользы душевной внутри себя приличными духовными средствами, так как сказано, что Царствие Божие внутрь вас ( Лк. 17, 21 ). А совне от людей получаем пользу лишь тогда, когда не осуждаем их (2, ч. 1, с. 68). В первом письме писала ты, что взяла келейницу, но что она во многом тебя затрудняла и стесняла; а во втором письме пишешь, что она уже ушла от тебя. Но сама видишь, что с келейницей одни неудобства, а без келейницы другие неудобства. Особенно в случае болезни или изнеможения тебе невозможно обходиться без келейницы, как самое дело показывает. Что бы с тобой было, если бы 13-го августа в Киеве ты была одна без келейницы? Одной можно бы тебе душевно повредиться. И вообще сказано в Писании: Двоим лучше, нежели одному… Горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его ( Еккл. 4, 9–10 ). Высочайшим образцом безмолвия был Арсений Великий ; но и он в своем уединении имел при себе двух человек, Александра и Троила. Как же нам, немощным душевно и телесно, жить одним? Разве мы выше Арсения Великого ? (2, ч. 3, с. 135–136).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Александру сказал: " Ступай на корабль и плыви вверх " . Он так и сделал. Потом Зоилу сказал: " Пойдем со мной до реки, там сыщи мне судно, плывущее вниз к Александрии, а потом и ты плыви вверх к брату своему " . Зоил, смущенный сими словами, молчал. Так разлучились они друг с другом. Старец пришел в Александрию и занемог тяжкой болезнью. Прислужники же его рассуждали между собой: " Не огорчил ли кто из нас старца, и потому он удалился от нас? " . Но не находили в себе никакой вины, ибо никогда не ослушались его. Старец, по выздоровлении, сказал: " Пойду к моим отцам " ,– и, отплыв вверх, пришел в Петру, где были прислужники его. Когда находился он близ реки, какая-то служанка, эфиоплянка, подойдя, прикоснулась к его милоти. Старец обличил ее. Служанка же сказала ему: " Если ты монах, то иди в гору " . Старец, пораженный сим словом, говорил сам в себе: " Арсений! Если ты монах, то иди в гору " . Между тем встретились с ним Александр и Зоил. Когда они пали к ногам его, повергся и старец, и все плакали. Старец спросил: " Ужели не слышали вы, что я был болен? " . Они отвечали: " Слышали " .– " Что же вы не пришли навестить меня? " – сказал старец. Авва Александр отвечал: " Горько для нас было твое разлучение с нами, и оно не на пользу послужило многим, которые говорили о нас: " Если бы не ослушались старца, он не удалился бы от них " " . Старец сказал им: " Теперь опять будут говорить люди: " Не нашла голубица покоя ногам своим, возвратилась к Ною в ковчег " " . Таким образом они примирились, и старец пребыл с ними до смерти своей.Авва Даниил, ученик аввы Арсения, рассказывал: " Пришли однажды из Александрии некоторые отцы видеть авву Арсения. Один из них был дядя старшего Тимофея, архиепископа Александрийского, прозванного нестяжательным, и имел с собой одного из племянников по брату. Старец был тогда болен и не хотел видеться с ними, дабы и другие также не пришли и не стали беспокоить его. В то время находился он в Петре Тройской. Отцы возвратились с печалью. После того случился набег варваров, и старец пошел и захотел остаться в нижних пределах Египта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Апостол имеет здесь в виду евреев, которые часто роптали на Бога во время странствования своего по пустыне. Так, когда соглядатаи, возвратившиеся из земли Ханаанской, рассказали евреям о силе хананеев, то евреи стали говорить: «для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» Это был ропот против Бога, ибо им евреи выражали жалобу и недовольство на то, что Бог вывел их из Египта. Господь наказал за него евреев, ибо все роптавшие умерли в пустыне и не увидели земли Ханаанской. В другой раз евреи роптали на Бога за то, что у них не было мяса. «Кто накормит нас мясом? мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, а ныне душа наша изнывает», – так говорили евреи, выражая свое недовольство на милостивое промышление Божие о них. Об этом грехе евреев вспоминал псалмопевец, когда говорил о них: «искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, и говорили против Бога, и сказали: может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Таким образом, ропот на Бога состоит в жалобах на провидение Божие, когда выражают недовольство на это провидение. Люди верующие должны избегать этого греха, и даже в том случае, если бы их постигли величайшие несчастия, они должны рассуждать так, как некогда рассуждал Иов, который при всех бедствиях, постигших его, говорил: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Дальнейший грех против третьей заповеди есть кощунство, когда священные предметы обращают в шутку или поругание. Так поступил некогда Валтасар, царь вавилонский, приказавший принести для пиршества своего священные сосуды храма иерусалимского и надругавшийся на ними. Также поступают ныне и все те, которые подвергают осмеянию священные обычаи, богослужение, церковные установления и прочее. С нарушением благоговения произносится также имя Божие в то время, когда молятся Богу без надлежащего внимания, когда произносят устами слова молитвы, а сердцем далеко отстоят от Бога и думают о другом. Так поступали фарисеи, которых Спаситель обличал, говоря: «приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010