Если военные вернутся – дешевле строить заново, чем ремонтировать. Но дело не в этом. Дело в том, что в Тикси-3 испытываешь какое-то первобытное сакральное чувство ужаса перед природой – и именно здесь понимаешь, почему все теистические религии так жестко запрещают поклонение силам природы. Это колоссальное искушение – арктическая пустыня сильна и могущественна до такой степени, что кажется, она сильнее всего, над ней нет никого, она пожирает все, от нее нет никакого спасения… Впрочем, здешние люди, как я уже заметила, героические. У них перед природой руки не опускаются. «С природой нельзя воевать, – сказали мне. – И забывать о ней нельзя. К зиме не подготовишься – погибнешь. И готовиться надо всем вместе. По одному на Севере не выживают». Когда несколько лет в Тикси жизнь была особенно невыносима, дело дошло до того, что перестали убирать снег на выезде. Продовольствие доставляли по морскому льду, что вообще-то опасно – там где-то воды канализационные сливают. Дело кончилось тем, что трактор стену из снега и льда с первого раза взять не смог. «Взорвать, что ли?» – думали большие начальники… Если не знаешь, что делать – делай селедку под шубой! Универсальный совет, делюсь бесплатно. Из гостиницы (я перебралась в гостиницу) выползли кое-как к полудню и пошли по магазинам. Помидоры, яблоки и огурцы по 380 рублей за килограмм, селедка – по 400, яйца – 140 рублей за десяток. Я нашла дешевые – 120 рублей за десяток. Моркови не было ни в одном магазине. Там, где брала селедку, меня сочувственно спросили: – Селедку под шубой делать хотели? На следующей неделе придется. Морковку следующим грузовым рейсом привезут. Мысль о том, что я задерживаюсь в Тикси еще на недельку, чтобы сделать селедку под шубой обязательно с морковкой, казалось, вошла в мою голову откуда-то со страниц произведений Франца Кафки. Люди добрые и очень хорошо относятся к Церкви. В этом самом магазине с селедкой продавщица отдала мне сумки и сказала: – Не буду я с Церкви деньги брать. Я батюшку знаю, пусть он лишний раз за детей моих помолится.

http://pravmir.ru/tiksinskiy-dnevnik/

Совершенно очевидно, что игру в текущем коне заказали США и разыгрывают кон на козырях военной силы. Совершенно очевидно, что козырным тузом в руках США выступает «большая война» в зоне нестабильности от Египта до Синьцзяна и от Персидского залива до Каспия. Понятно, что «китайская карта» в руках России могла бы сыграть на длинной масти культурной специфики России и Китая как не западных цивилизаций. Но для этого Россия должна искренне признать себя стратегическим тылом Китая в его противоборстве с США. Но этого нет. Россия, рассказывая про «годы туризма», ставку-то делает на карту своих природных ресурсов, которая всегда побивается США. Ибо мировая торговля ресурсами ведется на доллары США под охраной авианосцев США. Последняя взятка, которую взяли США, это передача арктических запасов российской нефти и газа на разработку компании Эксон Мобил. Остается надеяться, что теперь Китай, в очередном заходе сможет как-то разыграть карту военно-технического сотрудничества с Россией, например: в своей космической программе орбитальной станции и полета китайских тайкунавтов на Луну. Андрей Девятов, заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. " Китайская карта " в большой игре. США - это Запад.Китай - Восток. Россия - между ними. В 20 веке мир изменился.Но в России эти изменения еще не вошли в формат. Новый формат - инверсия. Тогда в России ,как пример - марксистская философия, в инверсии дает духовно-цивилизованное(а не материалистически цивилизованное) мировоззрение,пригодное для христианских стран,для современного развития в третьем тысячелетии. То есть, выходя на Китай,Россия выходит в мировые лидеры(получает потенциальное " временное пространство " для проведении инверсии ума).Точнее - потенциально выходит.Открывает себе и миру(прежде всего - христианскому миру)возможность объединения . Становится необходимым вопрос решения по теории эволюции,в фальсификации наукой.Так как Китай - Буддизм. Это такой фон,общаться в котором можно лишь через посредника - науку.(в которой вопрос о фальсификации теории эволюции ,в свою очередь есть фон для взаимодействия между собой религии(православной)и науки.) Тогда Россия сможет прямо говорить между с Китаем,и Китай с Россией - прямо.А другие христианские страны ,только через переводчика - Россию(Православие).Или сами,но на уходящем языке эпохи 20 века в технологиях выражения 21века,то есть технически - да,а содержательно нет.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/14/ki...

богослужений и проповедей, разъяснительных бесед среди местного населения. В 20-40-х гг. XX в. эти общины, как и правосл. храмы М. о., прекратили существование. Первыми были закрыты в 1922 г. лютеран. храмы. До кон. 20-х гг. специальные разрешения на проведение необходимых обрядов в общественных местах или в приспособленных для собраний немолитвенных зданиях выдавали мурманским баптистам, а общине мусульман Мурманска официально разрешали проведение собраний до 1937 г. Действовавшая с 1928 г. в Мурманске община баптистов прекратила существование в 1937 г., когда мн. ее представители были репрессированы. После 1937 г. в источниках прекратились упоминания о мусульм. общине. В 1953 г. возобновила деятельность община евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), с 1976 г. в Мурманске действуют общины адвентистов седьмого дня, в 1981 г. в Кандалакше появилась община евангельских христиан в духе апостолов ( пятидесятников -единственников). Согласно отчетам уполномоченного Совета по делам религий по М. о. В. Н. Кисенко от 1979 г., в регионе помимо 2 зарегистрированных приходов РПЦ действовала община ЕХБ. В 1985 г. Кисенко в отчете отмечал, что не уменьшается посещаемость православных храмов, а также богослужений ЕХБ и адвентистов. В 1988 г. в области действовали 2 зарегистрированные общины ЕХБ - в Мурманске и в Апатитах (ок. 120 чел.), община адвентистов состояла из 25 чел. В то же время сообщалось о наличии в крае 2 незарегистрированных общин Совета церквей ЕХБ ( инициативников ) - в Мурманске и Кировско-Апатитском регионе, а также о незарегистрированных общинах христиан веры евангельской (ХВЕ, пятидесятников) и Иеговы свидетелей . Католический храм во имя арх. Михаила в Мурманске. 2006–2007 гг. Фотография. 2015 г. Католический храм во имя арх. Михаила в Мурманске. 2006–2007 гг. Фотография. 2015 г. В 1990 г. в области начал действовать Кольский христианский центр ХВЕ, в окт. 1991 г. были зарегистрированы община Финской евангелическо-лютеранской церкви, духовный совет бахаистов (община последователей Бахаи религии образована в 1990), община адвентистов. В 1992 г. зарегистрированы Мурманское мусульманское религиозное объединение, приход Новоапостольской церкви в Мурманске, община кришнаитов. В 1994 г. в Мурманске создана община Церкви Христа. Также в 90-х гг. XX в. появились различные миссии, напр. мурманское отделение межрегиональной миссии «Гедеон», мурманская христ. русско-норвеж. миссия («Арктическая миссия»), обл. добровольное христианское миссионерское общество «Добрый самарянин». У некоторых из этих религ. орг-ций (напр., у последователей Новоапостольской церкви и у иеговистов) были приверженцы в городах и поселках области, но деятельность большинства из них была сосредоточена в Мурманске. В 1992-1993 гг. в М. о. функционировало «Белое братство» , в 1994 г. в регионе появились немногочисленные члены секты Аум Синрикё .

http://pravenc.ru/text/2564372.html

П. Нильсен. М., 2017. А. С. Касиян, В. М. Хусаинов (история религии) Католицизм в XVI-XXI вв. После проведения Реформации в Н. существовали лишь небольшие общины тайных приверженцев католицизма. В 1582 г. территория Сев. Европы была передана в юрисдикцию папского нунция в Кёльне. Но из-за постоянных преследований со стороны гос. власти осуществлять духовное окормление католиков в Н. было невозможно. В 1637-1641 гг. секулярный клирик Иоанн Мартини Ругий (ок. 1609-1648) 3 раза посещал Ларвик для окормления тех, кто сохранили верность католич. Церкви. В 1648 г. неск. иезуитов приехали по торговым делам из Нидерландов в Берген, но через 7 недель им пришлось покинуть город. В 1677-1691 гг. в гарнизоне Фредрикстада, где служили иностранцы-католики, капелланами были нем. иезуиты. Проводимые ими службы привлекали также некоторых жителей города и его окрестностей. В 1688 г. территория Н. стала частью апостольского викариата сев. миссии под руководством епископов Падерборна (Германия). В 90-х гг. XVIII в. при франц. консуле в Кристиании находился католич. священник и нелегально существовала небольшая католич. община. В 1-й пол. XIX в. постепенно были ослаблены ограничения в отношении католиков. В начале столетия Я. Л. Штудах (1796-1873), духовник кронпринцессы Жозефины Лейхтенбергской, жены буд. швед. кор. Оскара I, неск. раз посещал Н. В 1833 г. он был назначен апостольским викарием Швеции, его резиденция находилась в Стокгольме. Штудах направил в Кристианию нем. свящ. Г. И. Монца (1813-1868), чтобы крестить там ребенка франц. консула. Монц привез оттуда кор. Карлу IV петицию от приблизительно 60 католиков, проживавших в норвеж. столице. 6 марта 1843 г. король разрешил католикам в Кристиании создать общину и открыто проводить богослужения. Т. о., был основан 1-й со времен Реформации офиц. католич. приход св. Олава, приходским священником стал Монц (до 1848). Первая офиц. католич. служба состоялась 16 апр., в пасхальное воскресенье. В 1849-1854 гг., после вступления в силу закона о диссентерах (1845), католич. общину в Н. окормляли австр. редемптористы, которые начали строительство в Кристиании ц. св. Олава (ныне кафедральная; освящена в 1856). В 1857 г. была открыта часовня в Бергене. В 1855 г. Конгрегацией пропаганды веры была создана апостольская префектура Арктических миссий, охватывавшая обширные территории Сев. Европы, включая север Скандинавского п-ова. На севере Н. были основаны миссионерские станы - в Алте (1856) и Тромсё (1859). В 1860 г. в Тромсё была построена ц. Пресв. Девы Марии. Южная Н. оставалась в юрисдикции Стокгольмского викариата.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

У пройшла у 21 червня 2019 р. 11:55 18 июня 2019 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии открылась научная конференция «Просвещение, образование, книжность в Древней Руси», приуроченная к 210-летию учреждения духовной школы. Конференция проходила при поддержке Администрации губернатора Санкт-Петербурга. Научное мероприятие было посвящено обсуждению вопросов, связанных с историей древнерусской Церкви и церковно-государственных отношений в Древней Руси, а именно: быта, международных и межцерковных отношений, феномена автокефалии и его рецепции в древнерусском наследии, создания и бытования в древнерусской письменности оригинальных и переводных литературных произведений, а также памятников культуры. Участники конференции подготовили доклады об исторических деятелях Русской Церкви, юбилейные даты жизни которых отмечаются в этом году: святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, святой равноапостольной княгини Ольги и святителя Филиппа, митрополита Московского. Участие в форуме приняли профессора и преподаватели СПбДА, Санкт-Петербургского государственного университета, Арктического федерального университета, Елецкого, Пензенского, Тверского и Белорусского государственных университетов, Высшей школы экономики, Московского государственного педагогического университета, Русской христианской гуманитарной академии; научные сотрудники Института философии РАН, Санкт-Петербургского института истории РАН, Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Библиотеки РАН, Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Государственного музея истории религии, музея-заповедника «Херсонес Таврический», Государственного Эрмитажа; сотрудники Российского исторического общества и отдела Санкт-Петербургской епархии по религиозному образованию и катехизации. В первый день конференции состоялось заседание секции «Церковь и государство в Древней Руси глазами средневековых книжников и современных историков (к 1150-летию равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, и 450-летию святителя Филиппа Московского)», которую провели проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин и доктор исторических наук, председатель редакционного совета журнала «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях» П.И. Гайденко. С докладами выступили:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5458285...

По воспоминаниям Колтона, Патриарх направил его к о. Павлу Флоренскому в Сергиев Посад. Сохранилась фотография Колтона вместе с Флоренским и сестрами милосердия сергиево-посадской общины Красного Креста, настоятелем которой он был. О. Павел указал Колтону на целый ряд нуждающихся деятелей культуры, и среди них – художников братьев Васнецовых и Михаила Нестерова. Благодарственные письма Васнецовых и Нестерова американский славист Р. Бердт обнаружил в архиве YMCA, они заслуживают отдельной публикации. В архиве Флоренского сохранилось письмо Колтона 1927 года, касающееся братьев Васнецовых, приводим его текст: Профессор Павел Флоренский 68 Большая Спасская 11, кв.6 Москва, СССР Дорогой отец Павел! Помните, в дни 1922 года, дни голода и помощи, Вы назвали мне имена двух великих художников, которые бедствовали. По желанию Ваших друзей и почитателей помощь отсюда продолжает оказываться. С Васнецовым поддерживался контакт, и материальная поддержка оказывалась до момента его кончины 69 . Последняя посылка, посланная другому Васнецову 70 , вернулась в банк, с припиской, что его нет более по данному адресу. Если Вы можете сообщить, куда (по какому адресу) помощь может быть возобновлена, то будет найден способ помогать ему в нужде до тех пор, пока Вы не сообщите, что нужды больше нет. Я был бы счастлив знать также, как Вы и Ваша семья себя чувствуете и как чувствуют себя сестры милосердия, которые помогали мне с такой готовностью и самоотверженностью в те дни. Искренне Ваш с горячими пожеланиями Е. Т. Колтон. В мемуарах Колтона есть воспоминания об о. Павле Флоренском: «Один гениальный ученый и священник заслуживает специального разговора – отец Павел Флоренский , одновременно выдающийся математик, физик и электротехник, некоторое время допускавшийся большевиками к участию в диспутах в Университете в одежде священника. Прежде чем быть сосланным в арктический Соловецкий монастырь, откуда он никогда не вернулся, у меня была с ним незабываемая дискуссия по вопросам религии, которую помогала переводить Татьяна Шауфусс 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Форум работает в четырех направлениях: «Святости священства», «Царства: персонология и антропология религии», «Земства и мipa», «Традиции семьи и семейных ценностей». Организовали чтения Архангельская епархия и администрация области, фонд «Император», Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Северный государственный медицинский университет, научная библиотека имени Н.А. Добролюбова и Северное историко-родословное общество. Архиепископ Афанасий (в миру — Алексей Артемьевич Любимов; 1641, Тюмень — 5 (16) сентября 1702, Холмогоры) — первый архиерей Холмогорский и Важский, духовный писатель, проповедник, ученый и строитель. По его инициативе возвели Холмогорский Спасо-Преображенский собор и Успенский женский монастырь. Кроме того, под руководством владыки в Холмогорах построили сад и ветряную мельницу, а в Архангельске и Шенкурске — деревянные архиерейские дворы. Его стараниями была создана и Новодвинская крепость. Архиепископ Афанасий был образованным человеком, в описи его библиотеки содержатся 270 названий книг и 490 отдельных томов, в том числе книги на латинском, греческом и немецком языках, медицинские, исторические, географические, военные сочинения. В его доме имелись «книга атлас», «книга карта морская», «всякие картины и чертежи», «два глобуса на станках», «компас», «двенадцать чертежей да две карты морские». Голландский путешественник Корнелиус де Бруйн называл его человеком «здравого ума и любителем изящной литературы». Между 1692 и 1696 годами владыка основал первую на Русском Севере обсерваторию (телескоп вначале находился в одной из келий, а затем на колокольне Спасо-Преображенского собора). Преосвященный Афанасий написал несколько богословских трудов, направленных на противодействие расколу Русской Православной Церкви. Это «Цвет духовный» (1682), «Книга о пресуществлении»(1688), «Щит веры» (1690). Среди научно-богословских сочинений первого холмогорского архиерея особое место занимает «Шестоднев», представляющий собой толкование первой главы Книги Бытия. Кроме того, архиепископ был автором медицинского трактата (лечебника), содержащего рецепты изготовления и применения различных лекарств.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

поиск:   разделы   рассылка Василий Матонин Путь, устремлённый к Монастырю Источник:  Правда Севера Приближающийся Арктический форум – это также повод поговорить о глубинных вопросах нашего исторического пути и самопознания. Известный российский социолог религии, специалист в области государственно-конфессиональных отношений, доктор политических наук Александр Щипков, который сейчас занимает должность первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, выступил со статьёй " Сакральная география России: от Херсонеса до Соловков " . И она уже стала программной. Один из её главных посылов – Соловки наряду с другими сакральными местами России являются каркасом, на котором держится наша национальная идентификация. Почему это так важно сегодня для нас? Почему Соловецкие острова имеют такое значение во всех сферах жизни? Порассуждать на эту тему мы попросили Василия Матонина, доктора культурологии, жизнь которого тесно связана с Соловками: –  Когда традиционные ценности забыты или отвержены, проблема самоопределения получает не столько теоретическое, сколько практическое значение в повседневной жизни. Кто мы? Из какого прошлого родом? В чём наше отличие? У каждого народа " свой крест " – миссия по отношению к человечеству. Исторически сложилось (это не хорошо и не плохо и ни в коем случае не предмет для гордости, матери всех пороков), что не прижились у нас идеальные образы рыцаря без страха и упрёка, честного чиновника или прекрасной дамы. Монаха – да, святого – да. Даже русский коммунизм познаётся как оппозиция православию. Кроме духовного идеала, отечественная культура никаких иных устремлений, выдержавших испытание временем, не сформировала. Вокруг христианского идеала или в противостоянии ему складывались представления о " Святой Руси " , о " Беловодье " , о " Москве – третьем Риме " , о " Союзе нерушимом республик свободных " . Русский путь – это реализация идеи о спасении и Царстве Божьем. Это радостно-эсхатологический путь. Поэтому он устремлён на Север. Самопознание приходит через холодную русскую зиму, через Сибирь и, образно говоря – " через Монастырь " .

http://religare.ru/2_111876.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Ипатию (Голубеву), епископу Анадырскому и Чукотскому 21 августа 2018 г. 18:55 21 августа 2018 года, в праздник перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе  Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря . и возглавил хиротонию архимандрита Ипатия (Голубева) во епископа Анадырского и Чукотского. По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Ипатия на служение. Преосвященный епископ Ипатий! Премудрым действием Промысла Божия, явленного в решении Священного Синода, по молитвам архипастырей и чрез возложение на твою главу святительских рук, ныне ты был сопричтен сонму епископов нашей Церкви. Теперь тебе как апостольскому преемнику предстоит плодоносно трудиться в винограднике Христовом во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Сегодня ты принял особую благодать, потребную для достойного прохождения предстоящего поприща. Великолепие соборного служения Литургии, красота и гармония образов и звуков возносят твое сердце горé, преисполняя его духовной радостью в сей знаменательный для тебя день. Однако памятуй, что нынешнее торжество совершается Церковью не ради твоих заслуг, а потому не они — причина твоего вхождения в сонм архипастырей. Совершается оно ради насущной необходимости «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28), ибо нивы Божии «побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35). Посему как можно чаще приводи себе на ум слова Христа Спасителя, сказавшего Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:16). Тебе немало уже довелось поработать Господеви: многие годы ты нес послушание в клире Новосибирской епархии, где приобрел ценные знания и опыт приходской жизни. Теперь тебе предстоит возделывать ниву Божию на восточном порубежье нашего Отечества, в Анадырской епархии, на пространствах вечной мерзлоты. Потщись же, чтобы огонь твоей веры, вкупе с пламенем ревности о славе Господней, не был остужен суровым климатом земель, лежащих вдоль побережий арктических морей. Дай Бог, чтобы твое молитвенное горение и душевное тепло, сердечная и никогда не угасающая забота о людях были самым убедительным проявлением силы твоей веры, ярким и зримым свидетельством того, что ни лютый холод, «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» (Рим. 8:39).

http://patriarchia.ru/db/text/5255292.ht...

Потоп Ной выпускает голубя из ковчега Грехопадение - не единственная пропасть, которая отделяет нас от первозданного мира. Есть еще одна - всемирный потоп . О грандиозности явления можно судить по его последствиям. Мы видим из текста Бытия, что допотопные люди жили намного дольше нас: Адам прожил 930 лет, Сиф - 912, Енос - 905 и т.д. Однако после потопа продолжительность жизни людей резко сокращается до почти современных мерок. Авраам прожил уже 175 лет, Исаак - 180, Иаков - 147, Моисей - 120. Пророк Давид уже пишет, что жизнь человека - 70-80 лет (см.: Пс. 89: 10). С чем это связано? В первую очередь, вероятно, с глобальным изменением климата. Из строк Бытия (см.: Быт. 7: 11) можно понять, что потоп был вызван не только огромным количеством осадков, но и небывалыми катаклизмами: всемирными землетрясениями, извержениями вулканов и подземных источников и проч. Интересно рассуждает в этом контексте иеромонах Серафим (Роуз). Он исходит из слов Бытия «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью... И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1: 7-8) и что до времени Ноя в Писании не упоминается ни о каком дожде: «Господь Бог не посылал дождя на землю... но пар поднимался с земли и орошал всё лице земли» (Быт. 2: 5-6). Он предполагает следующее. «Вода над твердью» - это в некотором роде естественная перегородка, «атмосферный кондиционер», поддерживающий постоянно в воздухе массы воды. Этот облачный слой оберегал землю от космической радиации и позволял по всей планете сохраняться влажному теплому климату. Этот «парниковый эффект» объясняет находки в арктическом льду тропических растений и животных. После потопа, когда вся эта масса пролилась на землю, климат изменился до того, который мы знаем сейчас. Многое сразу становится понятным. Например, слова Господа Ною о радуге: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею» (Быт. 9: 13). Без дождя не было до этого и радуги. «Как могла бы быть радуга знамением, - спрашивает отец Серафим, - если бы она, как думают некоторые, существовала веками до потопа? Очевидно, что тогда радуга появилась впервые» . Ухудшение климата и увеличение количества космической радиации обусловило сокращение жизни людей и вымирание некоторых видов животных. Зная об ухудшении климата и плодоносности земли в послепотопное время, Господь и разрешил людям вкушать мясо (см.: Быт. 9: 3-4), в то время как до потопа благословлял принимать исключительно растительную пищу, - предполагает отец Серафим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010