Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРКТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ языческие верования народов, населяющих приполярные области Евразии и Сев. Америки. Считается, что первые люди пришли в Арктику вслед за отступившим ледником. Позднее появились лопари (саамы), энцы, нганасаны, юкагиры, чукчи, коряки, эскимосы и последними - ненцы, к-рые обосновались в этих широтах не более 1 тыс. лет назад. Поскольку эти народы имеют разное происхождение и различную историю появления в арктических широтах, вряд ли можно говорить о какой-то особой общей «арктической» религии. Тем не менее нек-рые черты мировоззрения этих народов и их ритуального поведения совпадают, что объясняется как схожим образом жизни, так и общим влиянием культуры древнего населения, жившего в этих широтах, на формирование А. р. Культ Солнца У всех народов Севера существовало поклонение Солнцу; для народов Арктики, с ее полярными ночами, роль Солнца была одной из наиболее значимых. Нганасаны воспринимали его как главный источник жизни, как одну из матерей-демиургов. Солнце-мать очистило землю ото льда, и на ней зародилась жизнь. Т. к. Солнце отвечает за рост и продолжительность жизни на земле, ненцы, энцы и нганасаны (родственные группы) приносили ему жертвы и молили его о здоровье. У нганасанов считалось грехом воевать и охотиться в темное время суток: солнце должно видеть и знать о прекращении жизни, к-рую оно поддерживало в живом существе. Самый большой праздник в году у нганасан, ненцев и энцев, Чистый чум, проходил при первом появлении Солнца после долгой полярной ночи. Метеориты, «дети Солнца», почитались нганасанами как заступники за людей перед своей матерью, им шили одежду и угощали едой. У эскимосов хозяин лодки на празднике, посвященном окончанию охоты на моржей, приглашал к себе в гости бога-Солнце. В лопарском пантеоне бог Солнца Пейве не считался одним из главных, но по количеству жертвоприношений был у лапландцев самым популярным. Ненцы, у к-рых главным благим божеством и создателем мира считается Нум , олицетворение неба, Солнце считают его добрым глазом, а Луну - дурным. У чукчей аналог ненецкого Нума - божество зенита, названное Творцом, к-рое символизирует Полярная звезда. Чукчи не почитали Солнце, хотя и считали его доброжелательным к людям духом, - они поклонялись и приносили жертвы Рассвету, объясняя, что именно он приводит за собой Солнце, поэтому Рассвет упоминается в заговорах на излечение болезней. Оленей приносили в жертву Рассвету для его благорасположения к стаду в зимний период. Культ Луны

http://pravenc.ru/text/76084.html

Состоялась онлайн-конференция, посвященная религиозной ситуации в Северо-Западном федеральном округе 12 февраля 2021 г. 10:49 9 февраля 2021 года в онлайн-формате на базе Российского государственного педагогического университета (РГПУ) имени А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга состоялась международная научно-практическая конференция «Религиозная ситуация: северные векторы». В мероприятии приняли участие ведущие исследователи религии — теологи, религиоведы, социологи, философы и религиозные деятели из различных регионов России и ряда стран Северной Европы. Организаторами форума выступили РГПУ, Северный (Арктический) федеральный университет имени Ломоносова, Новгородский университет имени Ярослава Мудрого, Санкт-Петербургская академия СК РФ, Санкт-Петербургская духовная академия , экспертный совет Федерального агентства по делам национальностей. Среди соорганизаторов — Санкт-Петербургская епархия , Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области и АНО «Центр этнорелигиозных исследований». Конференция проходила под эгидой Научно-образовательной теологической ассоциации и при поддержке Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. С приветственным словом выступил ответственный секретарь совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ Андрей Третьяков. Он отметил важность мероприятия, его высокий научный статус и актуальность предложенных для обсуждения тем. Было особо подчеркнуто, что органы государственной исполнительной власти ждут выверенных экспертных оценок и взвешенных, научно проработанных рекомендаций в сфере этноконфессионального взаимодействия. Ректор РГПУ Сергей Богданов в своем выступлении подчеркнул традиционность данной конференции, организуемой кафедрой истории религий и теологии РГПУ: она проходит регулярно на протяжении почти двадцати лет. Ректор Северного (Арктического) государственного университета Елена Кудряшова особо отметила важность взаимодействия между научным университетским сообществом и местной епархией, ведь Русский Север — колыбель отечественной государственности, культуры, веры и образования.

http://patriarchia.ru/db/text/5771473.ht...

У пройшла у 21 червня 2019 р. 11:55 18 июня 2019 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии открылась научная конференция «Просвещение, образование, книжность в Древней Руси», приуроченная к 210-летию учреждения духовной школы. Конференция проходила при поддержке Администрации губернатора Санкт-Петербурга. Научное мероприятие было посвящено обсуждению вопросов, связанных с историей древнерусской Церкви и церковно-государственных отношений в Древней Руси, а именно: быта, международных и межцерковных отношений, феномена автокефалии и его рецепции в древнерусском наследии, создания и бытования в древнерусской письменности оригинальных и переводных литературных произведений, а также памятников культуры. Участники конференции подготовили доклады об исторических деятелях Русской Церкви, юбилейные даты жизни которых отмечаются в этом году: святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, святой равноапостольной княгини Ольги и святителя Филиппа, митрополита Московского. Участие в форуме приняли профессора и преподаватели СПбДА, Санкт-Петербургского государственного университета, Арктического федерального университета, Елецкого, Пензенского, Тверского и Белорусского государственных университетов, Высшей школы экономики, Московского государственного педагогического университета, Русской христианской гуманитарной академии; научные сотрудники Института философии РАН, Санкт-Петербургского института истории РАН, Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Библиотеки РАН, Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Государственного музея истории религии, музея-заповедника «Херсонес Таврический», Государственного Эрмитажа; сотрудники Российского исторического общества и отдела Санкт-Петербургской епархии по религиозному образованию и катехизации. В первый день конференции состоялось заседание секции «Церковь и государство в Древней Руси глазами средневековых книжников и современных историков (к 1150-летию равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, и 450-летию святителя Филиппа Московского)», которую провели проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин и доктор исторических наук, председатель редакционного совета журнала «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях» П.И. Гайденко. С докладами выступили:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5458285...

28 ноября 2011 г. 01:00 26 ноября-5 декабря. Дни Соловков в Санкт-Петербурге С 26 ноября по 5 декабря Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь и Соловецкий музей-заповедник проведут культурно-просветительскую программу " Дни Соловков в Санкт-Петербурге " . Основной целью программы является знакомство жителей и гостей северной столицы с историко-культурным наследием Соловецкого архипелага. Откроются Дни Соловков 27 ноября богослужением в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, которое возглавит наместник лавры епископ Выборгский Назарий. Накануне в северную столицу прибудут соловецкие святыни: белокаменный крест преподобного Савватия, икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа с частицами мощей, икона новомучеников и исповедников Соловецких. Программа Дней включает пресс-конференции, лекции сотрудников музея и монастыря об истории Соловецкого архипелага, показ фильмов, концерты, открытие фотовыставки, презентацию изданий монастыря и музея. Центральным событием " Дней Соловков в Санкт-Петербурге " станет благотворительный концерт " Соловки: златая цепь времен " , который состоится 1 декабря в концертном зале Смольного собора. В литературно-музыкальной композиции прозвучат духовные песнопения, классические музыкальные произведения, песни русских композиторов, отрывки из житий святых, воспоминания лагерных заключенных. В программе примут участие народный артист России Евгений Стеблов, протодиакон Николай Платонов, солисты Мариинского театра, братский хор Соловецкого монастыря, Архангельский государственный камерный оркестр и другие исполнители. Все средства, собранные от продажи билетов, будут направлены на восстановление и благоустройство разрушенного в советское время братского кладбища Соловецкого монастыря. В рамках Дней Соловков также состоится встреча наместника монастыря архимандрита Порфирия (Шутова) с учащейся молодежью Санкт-Петербурга. Архимандрит Порфирий прочитает лекцию " История и современность монашества в России " и ответит на вопросы слушателей. Основной площадкой для проведения встреч и лекций станет Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. В РГПУ разместится выставка " Соловки. Голгофа и Воскресение " , посвященная истории Соловков, художественному наследию монастыря, перспективам развития архипелага. Выставка уже экспонировалась в храме Христа Спасителя в Москве, в Северном (Арктическом) федеральном университете Архангельска, в Спасо-Преображенском соборе на Соловках. Завершающими событиями культурно-просветительской акции станут " День Соловков " в Музее истории и религии, который пройдет 4 декабря, и концерт авторов-исполнителей клуба авторской песни " Восток " в Доме культуры имени Горького 5 декабря. " Дни Соловков в Санкт-Петербурге " проходят четвертый год подряд. В этом году в организации программы впервые принимает участие Соловецкий монастырь. 28 ноября 2011 г. 01:00 HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/db/26_noyabrya-5_dek...

Наиболее ярко представления народов Севера о реинкарнации наблюдаются в промысловом культе. Многочисленные ритуалы этих народов отражают веру в «обрастание» сохраненных частей зверя новой плотью. Нганасаны, чьей основной пищей был дикий олень, глаза убитого оленя вынимали и аккуратно оставляли на земле, объясняя это тем, что они попадут к Земле-матери, к-рая из глаз творит живые существа. У лопарей «изготовлением» зверей может заниматься священный камень (сейд), к-рому охотник жертвовал ноги (крылья) и голову от своей добычи. Киты, моржи, нерпы, медведи и др. животные, убитые охотником, согласно ритуалам, добровольно приходят к людям в гости в новых воплощениях. Напр., у чукчей и эскимосов, если кит был добыт осенью, то «проводы» ему устраивали весной. Кита, «пребывающего в гостях», необходимо всячески развлекать. У этих народов считается, что зверь, «побывавший в гостях» и довольный хозяевами, не только придет еще, но и позовет «своих друзей и знакомых». Мн. народы Севера верили, что звери - это люди в звериной «одежде», к-рую они могут время от времени снимать. Жертвоприношения У большинства народов Арктики особо важные жертвоприношения устраивались на специальных местах, к-рые назывались священными. Это могли быть места обитания духов - хозяев окружающих территорий или духов-предков. У лопарей священными местами считались крупные камни причудливой формы - сейды. У ненцев священные места нередко располагались на речных и озерных мысах, холмах и сопках. У нганасан это были камни на постоянных речных и озерных переправах дикого оленя, где происходила основная охота. Почитались также отдельные места, опасные для человека, где жертву приносили в случае близкого нахождения во время кочевья или в походе охотников. У ненцев, напр., такими местами считались сопки, обиталища подземных гномов «сихиртя» или шаманские захоронения. А. р. не всегда требуют кровавых жертвоприношений: вместо собак и оленей оленеводы нередко приносят в жертву их изображения. Чукчи лепили фигурки оленей из снега, из жира, из толченого мяса, из ивовых толченых листьев или др.

http://pravenc.ru/text/76084.html

растений и корней, употребляемых в пищу. Наиболее распространенным видом «заменителей» жертвенных животных служили особого рода колбасы. При жертвоприношении по колбасе наносили удар ножом, символизирующий закалывание оленя. У эскимосов также бытовали «травяные» жертвенные олени и собаки. В А. р. существует обычай посвящения животных. Напр., нганасаны, ненцы и энцы дарили (посвящали) Солнцу оленей, вырезая шерсть в форме специальной тамги - «персонального» знака Солнца. Посвященных оленей нельзя было использовать в упряжке - они становились собственностью Солнца-матери. Подобные «обетные» олени и собаки были у чукчей, к их ушам привязывали крашеную кожу или красные кусочки ткани. Окружающий мир в А. р. представляется как постоянное единоборство противоположных начал: светлого и темного - сил жизни и сил смерти. Светлое начало, к-рое исходило от Солнца, помещалось в юго-вост. стороне вселенной,- там обитали все благосклонные и добрые к человеку существа, оттуда шли жизненные блага, тепло. Поэтому жертвоприношение всем покровителям человека, а также расположение нарт на стоянке и дверей чумов было ориентировано на юго-восток. Темное начало помещалось в сев.-зап. стороне, куда уходило все живое, гонимое холодом и тьмой, и где под землей обитали вредоносные для человека существа. Принесенные им жертвы оставлялись на земле и были ориентированы головой на северо-запад. Представление о загробном мире как месте, мало отличающемся от земной жизни, а также тяжелые условия существования в немощной старости породили у мн. народов - ненцев, чукчей, коряков и эскимосов - обычай добровольной смерти от руки родственника. Обычно это происходит во время большого пира, к-рый устраивает «уходящий» для своих родственников, друзей и соседей. Такая смерть считается почетной, тем более что, по представлениям чукчей, человек, покинувший мир этим путем, попадает в Страну изобилия. Формы шаманизма у народов Арктики разнообразны, поскольку отражают исторические пути не только того или иного народа, но и его соседей, в т. ч. и южных. Наиболее древние формы шаманизма сохранились у чукчей и эскимосов. Лит: Харузин Н. Н. Русские лопари: Очерки прошлого и совр. быта. М., 1890; Богораз В. Г. Чукчи. Л., 1939. Ч. 2: Религия; Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX века. Л., 1971; Jochelson W. The Koryak. N. Y., 1975; Памятники культуры народов Сибири и Севера. Л., 1977; Грачева Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. Л., 1983; Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев). Томск, 1998.

http://pravenc.ru/text/76084.html

Луна у чукчей и эскимосов представляла светило злых духов (кэльэт). Чукчи приносили жертвы Луне, чтобы избежать покушения на их благополучие со стороны кэльэт, делалось это вечером и по возможности втайне от соседей. Шаманы считались связанными с Луной и получали от нее поддержку, особенно при коварных замыслах. Камлание происходило в ясную лунную ночь на открытом воздухе. В то же время у чукчей Луна почиталась как ночное светило, особенно важное для оленеводов. В осенне-зимний период каждое новолуние оленеводы встречали жертвоприношением. Нек-рые нганасаны представляли Луну божеством рожениц; считалось, что она дает ребенку душу при рождении, тогда как тело дает Земля-мать. По представлениям эскимосов, на Луне жили души китов; перед охотой эскимосские женщины обращались к хозяину Луны с просьбой послать их мужьям кита. Культ огня Огонь домашнего очага у всех народов Арктики - главный защитник человека. Огонь считался посредником между человеком и миром богов и предков, через него жертвы попадали в др. мир. Огонь очага мог предупреждать своим треском об опасности, к-рая ожидает обитателей чума, поэтому огонь «кормили» кусочками еды, когда садились есть, а на эскимосских промысловых праздниках огонь всегда «угощали» специальной жертвенной пищей. Огонь очищал людей и домашних оленей от болезней и всевозможной нечистоты. После рождения ребенка вокруг женщины обносили огонь, ему же приносили жертву при появлении нового члена семьи. Нганасаны обмазывали новорожденного пеплом из очага. У каждого нганасана хранился также фетиш огня - мешочек с золой из родного очага. Его вешали на шею покойнику, поскольку этот уголек должен отвести его к очагу предков в Стране мертвых, где горит тот же огонь. У коряков была распространена «огневая доска» - плоский деревянный предмет со стилизованной человеческой головой для добывания огня трением. Огневые доски считались охранителями оленьих стад - им приносили жертвы и делали подарки. Культ предков Традиц. жизнь народов Арктики была тесно связана с умершими предками.

http://pravenc.ru/text/76084.html

Совершенно очевидно, что игру в текущем коне заказали США и разыгрывают кон на козырях военной силы. Совершенно очевидно, что козырным тузом в руках США выступает «большая война» в зоне нестабильности от Египта до Синьцзяна и от Персидского залива до Каспия. Понятно, что «китайская карта» в руках России могла бы сыграть на длинной масти культурной специфики России и Китая как не западных цивилизаций. Но для этого Россия должна искренне признать себя стратегическим тылом Китая в его противоборстве с США. Но этого нет. Россия, рассказывая про «годы туризма», ставку-то делает на карту своих природных ресурсов, которая всегда побивается США. Ибо мировая торговля ресурсами ведется на доллары США под охраной авианосцев США. Последняя взятка, которую взяли США, это передача арктических запасов российской нефти и газа на разработку компании Эксон Мобил. Остается надеяться, что теперь Китай, в очередном заходе сможет как-то разыграть карту военно-технического сотрудничества с Россией, например: в своей космической программе орбитальной станции и полета китайских тайкунавтов на Луну. Андрей Девятов, заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. " Китайская карта " в большой игре. США - это Запад.Китай - Восток. Россия - между ними. В 20 веке мир изменился.Но в России эти изменения еще не вошли в формат. Новый формат - инверсия. Тогда в России ,как пример - марксистская философия, в инверсии дает духовно-цивилизованное(а не материалистически цивилизованное) мировоззрение,пригодное для христианских стран,для современного развития в третьем тысячелетии. То есть, выходя на Китай,Россия выходит в мировые лидеры(получает потенциальное " временное пространство " для проведении инверсии ума).Точнее - потенциально выходит.Открывает себе и миру(прежде всего - христианскому миру)возможность объединения . Становится необходимым вопрос решения по теории эволюции,в фальсификации наукой.Так как Китай - Буддизм. Это такой фон,общаться в котором можно лишь через посредника - науку.(в которой вопрос о фальсификации теории эволюции ,в свою очередь есть фон для взаимодействия между собой религии(православной)и науки.) Тогда Россия сможет прямо говорить между с Китаем,и Китай с Россией - прямо.А другие христианские страны ,только через переводчика - Россию(Православие).Или сами,но на уходящем языке эпохи 20 века в технологиях выражения 21века,то есть технически - да,а содержательно нет.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/14/ki...

У лопарей к беременной женщине незадолго до родов приходил во сне кто-нибудь из ее предков и давал имя буд. ребенку. По представлениям юкагиров, добыча охотника зависела от того, добывал ли этого зверя в своем загробном мире кто-то из его предков одновременно с ним. У чукчей, коряков и эскимосов предки направляли охотников во время промысла, поддерживали в них мужество в борьбе за существование. В то же время предки охраняли своих потомков от вредоносных существ. У эскимосов ежегодный обряд «кормления умерших» на кладбище был также обрядом очищения от болезней, к-рые, считалось, остаются с усопшими, покидая живущих. Нек-рые чукчи в верхнем углу полога подвешивали небольшую деревянную фигурку в меховой одежде - воплощение почитаемого предка. К ней обращались, когда выбирали направление для дальних перекочевок. В сравнительно недалеком прошлом у юкагиров был обычай не хоронить тело умершего шамана, оно расчленялось родственниками покойного и становилось их фетишем-охранителем. Череп шамана доставался главному наследнику, и с ним советовались в различных жизненных обстоятельствах. Отголосок этого обычая еще недавно встречался у ненцев, к-рые советовались с черепом шамана во время сна. Однако не у всех народов Арктики отношения с умершими были столь доверительны. Ненцы, энцы и нганасаны, говорящие на самодийских языках, своими похоронными ритуалами стремятся отделить умершего от живых, объясняя, что он принадлежит теперь миру, враждебному живым людям, и может «увести» кого-нибудь из них с собой. Нарты с покойным и весь его погребальный караван поворачивают в сторону севера; имущество умершего «отправляется» вместе с ним. С поклонением предкам в А. р. были связаны представления о реинкарнации (см. Перевоплощение ). Напр., у юкагиров, если живые забывали о своих обязательствах по отношению к мертвым, мертвые отказывались снабжать их душами и женщины переставали рожать. В этом случае шаман отправлялся в Страну мертвых, где хитростью или силой похищал душу и внедрял ее в женщину.

http://pravenc.ru/text/76084.html

В данный момент наблюдается возрождение шаманизма, особенно среди народов Сибири и Дальнего Востока. В последнее время осуществляются даже попытки создания единой централизованной организации шаманов данных регионов. Изучение феномена шаманизма является важным фактором для понимания современной религиозной ситуации в России, а также в ряде ее азиатских соседей. Тема 1 «Шаманизм. Введение: терминология, традиция, география, история исследований» Тема 2 «Шаманистическое мировоззрение: космология, пантеон (боги, духи и хозяева), уровни миров, представление о душе» Тема 3 «Фигура шамана. Категории и функции шаманов. Гендерный шаманизм. Становление шамана» Тема 4 «Символика шаманизма. Убранство шамана: костюм, инструменты, атрибуты» Тема 5 «Шаманизм и мировые религии. Шаманизм и коммунизм. Неошаманизм и шаманизм в современном мире» Автор программы Вероника Александровна Беляева-Сачук, доктор этнологии (Ph.D), выпускница Института этнологии и культурной антропологии Университета им. Адама Мичкевича в Познани (Польша). С 2008 по 2017 гг. преподаватель кафедры этнологии и культурной антропологии Щецинского университета (Польша). В настоящее время научный сотрудник Центра арктических и сибирских исследований ФНИСЦ РАН. Автор монографии и научных статей по данной тематике. Специалист по саяно-алтайскому шаманизму. С 2001 г. ежегодно проводит полевые исследования по данной тематике в республике Бурятия. По окончании программы выдается Удостоверение о повышении квалификации (при наличии высшего образования). Занятия ведутся в историческом центре Санкт-Петербурга, наб. реки Фонтанки, 15, 7 мин. от метро «Невский проспект» Возможно дистанционное обучение. Стоимость программы 4 900 руб. Объем программы 32 часа: 10 аудиторных часов, 22 часа - самостоятельная работа. Вопросы по приёму на программу visualanthropos@gmail.com +7 921 559 7460 Куратор программы Владимир Александрович Егоров. Источник Центр визуальной антропологии и визуальных медиа Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru.

http://bogoslov.ru/event/5952421

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010