В 1994 г. церковь передали Русской Православной Церкви. Настоятелем ее был назначен протоиерей Иоанн Борисов. Первая Божественная литургия совершилась 29 августа 1996 г. С 1996 по 2001 гг. храм был окончательно восстановлен и обнесен оградой. Начала работать воскресная школа для прихожан. В 2001 г. на средства от пожертвований во всех приделах храма установили новые дубовые иконостасы, а также киоты для икон. Существовавшая ранее церковь Спаса Нерукотворенного образа в селе Иславском. Село Иславское на реке Москве в 1456 г. находилось в числе дворцовых сел Звенигородского уезда, под названием село «Войславское». В начале XVII ст. село подвергалось нападению от литовских людей. По писцовым книгам 1624 – 25 гг. Звенигородского уезда Городского стана село значилось в поместье «за стольниками Борисом и Глебом Морозовыми, в селе церковь во имя Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа деревянная и придел великомученика Георгия; а в церкви образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение помещиков; в селе двор помещиков, 2 двора приказчиков, 2 двора людских, 39 дворов крестьянских, людей в них 54 человека». Некоторые жители имели прозвища: Лисица, Щербатый и Мельников. При селе находилась деревня, что был приселок Юринин, Вяземск тож. В приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей» за 1628 г. в статье под Звенигородской десятиной написано: « церковь Егорей Страстотерпец в поместье стольников Бориса и Глеба Морозовых в селе Войславском, дани 6 алтын, 2 деньги, корм и в Московской проезд гривна, наместнических 6 денег, заезда 2 деньги; 30 января 1628 год взято». Село Иславское с деревнею, что был приселок Юринин, продано в 1636 г. Поместным Приказом из поместья в вотчину боярам Борису и Глебу Морозовым. После Глеба Ивановича Морозова вотчина его с 1663 г. досталась вдове его Федосье Прокофьевне с сыном Иваном Глебовичем, а по смерти Бориса Ивановича Морозова в 1665 г. перешло к его вдове Анне Ильиничне, которая свою часть имения отдала в 1668 г. своему племяннику Ивану Глебовичу Морозову.

http://sobory.ru/article/?object=07293

37) Успенское-Вяземское, при р. Москве, в 15 вер. от Звенигорода, близ звенигородского тракта, с каменною церковью во имя Успения Божией Матери, построенной в 1760 году. Село древнее, упоминается еще в 1328 году. В 1504 году именуется «село Вяземск-Успенское». В 1704–1709 г. значится за окольничим Петром Матвеевичем Опраксиным, с деревянною церковью во имя Воздвижения Честного Креста Господня. В 1786 г. было за графом Федором Алексеевичем Апраксиным. 38) Юдино, при пруде, в 23 вер. от Звенигорода, близ смоленского тракта, с каменною церковью во имя Преображения Господня, построенною в 1720 году. В 1786 г. принадлежало княгине Варваре Николаевне Гагариной. 39) Федосьино, при колодце, в 33 вер. от Звенигорода, на новокалужском тракте, с каменною церковью во имя Благовещения Пр. Богородицы, построенной в 1854 году. Села и церкви 2-го стана Воскресенск, заштатный город, на реке Истре, в 20 вер. от Звенигорода, на шоссейной дороге из Москвы в Волоколамск, с каменною церковью во имя Вознесения Господня (с 2-мя приделами), построенною в 1805 году и обновленною в 1876 году усердием П. Г. Цурикова. В XVII столетии село Воскресенское (с деревнями) принадлежало боярину Роману Федоровичу Бобарыкину и было куплено у него в 1656 году святейшим патриархом Никоном , который в том же году положил здесь основание нынешнего Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. Село Воскресенское, по устроении близ него монастыря, сделалось монастырскою слободою, в которой жили стрельцы, мастеровые и приказные люди. Деревянная церковь во имя Воскресения Христова была сломана в 1657 году, так как боярин Р. Ф. Бобарыкин обещал патриарху на месте оной построить в поминовение по себе и родителях своих женский монастырь; но за последовавшею вскоре ссорою с патриархом, сего не исполнил, а женский монастырь был построен самим патриархом близ Воскресенска, но на ином месте. По челобитью же боярина Бобарыкина святейшим патриархам на Соборе 1667 года о сломании приходской церкви, повелено было монастырским властям Воскресенского монастыря построить приходскую церковь на прежнем месте, каковая церковь и была построена и освящена в 1677 году мая 22-го дня, во имя Вознесения Господня, с двумя приделами. Она сгорела в начале текущего столетия, и на месте ее построена в 1805 году нынешняя каменная, по благословенной грамоте митрополита Платона 1799 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

– Ну и что ты, правдолюб, посоветуешь? – То же, что и прежде: собери всю силу воли и брось горькую глушить. – Хорошо сказал, я полностью «за». Только откуда мне взять эту силу воли? Ты думаешь, я не пытался это сделать? На три-четыре дня меня хватало, не более. «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны» , – кто это сказал, не помню, но сказано верно. – Да я не со стороны, – печально молвил отец Аркадий, – я ведь на себе все это испытал. – Вот тебе и на, а ты мне всегда таким правильным казался! – И правильные, Игорь, бывает, что на кривую дорожку вступают. Когда я свою Анну похоронил, на меня тоже зеленый змий свои сети расставил. Чувствую, что все больше в них запутываюсь. Надо, думаю, как-то выбираться, а то совсем в омут греха затянет. Стал акафист «Неупиваемой Чаше» читать. Является во сне Анна и говорит: «Не губи себя, Аркадий, просись у владыки из собора на сельский приход. А как туда приедешь, сорок обеден подряд отслужи». Проснулся я – и сразу к архиерею с прошением о переводе. Тот удивился, конечно, но просьбу мою удовлетворил. В соборе-то нас шесть священников, литургию редко приходится служить, очередность. А как в деревню приехал, каждый день служу обедню, потом акафист, вечером – снова служба, вот у меня силы и появились. – Счастливый ты человек, Аркадий, а мне почему-то никаких видений не является. – Я твое видение, Игорек, вполне реальное, можешь пощупать. Ты когда в последний раз в церкви был? – Два месяца назад, на годовщину матери заходил, свечки ставил. – Заходил он, – передразнил его отец Аркадий, – как духовный врач я тебе, Игорь, ставлю диагноз: из прихожанина ты превратился в захожанина, потому-то и стал легкой добычей рогатого. Ты лучше мне ответь, когда ты последний раз исповедовался и причащался? – Не помню, – Игорь прикрыл один глаз, напрягая память, – кажется, в прошлом году. Нет, в позапрошлом, перед Пасхой. Да, точно, на Страстной, в Великий четверг. – И это все? – удивился Аркадий. – Но в этом году на Великий четверг у меня была срочная операция.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В октябре, оставив свою маму на попечение Пелагеи Михайловны Назаровой, Епископ Аркадий отправился в Полтавскую епархию. Путь его лежал через тогдашнюю столицу Украины – город Харьков. Там в то время без права выезда проживали многие выдающиеся архиереи и священники украинских епархий 489 . В Харькове владыка предъявил соответствующие документы в ГПУ УССР. Там сразу поняли, что Епископ Аркадий может помешать дальнейшему распространению организованного ими Лубенского раскола, и поэтому выезд из Харькова в Лубны и вообще в Полтавскую епархию ему был запрещён. С этого момента официально выехать из Харькова он уже не мог. В одном из писем владыка позже напишет: «Мне известны случаи, когда Епископы, присланные Москвой с соответствующими бумагами, всё-таки не были допущены к управлению своими епархиями» 490 . В Харькове Епископ Аркадий общается с другими архиереями, обсуждает с ними положение дел в Полтавской епархии, совершает богослужения в Ново-Троицкой церкви, много проповедует. В декабре 1926 года он вновь выехал в Москву. Здесь он пробыл два месяца. Прихожане Пименовского храма, в котором снова совершал богослужения владыка Аркадий, считали за честь пригласить Епископа на дом для благословения, а на праздник Крещения Господня – для освящения домов. В этот период времени он посетил дома многих верующих. Уделял особое внимание болящим, требующим утешения и наставления, сомневающимся в вере. Прихожане Пименовского храма любили Епископа Аркадия, а он, как отец чадам, отплачивал им пастырским попечением и заботой, зная каждого из них по имени 491 . Размышляя, как ему поступить дальше, он решает, несмотря на запрещение ГПУ, всё же ехать в Полтавскую епархию, попечение о которой он принял, получив хиротонию во Епископа Лубенского. Перед отъездом, опять оставляя свою мать на попечение Пелагии Михайловны Назаровой, владыка дарит ещё одну свою фотографию с автографом её дочери Е. С. Рудольф: " Дорогой во Господе Екатерине Сергеевне на молитвенную память и в благословение. Благодарю Вас за все заботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

10 декабря 1925 года Митрополит Пётр был арестован. Начался период его двенадцатилетних лишений, окончившийся мученическим венцом. В ожидании своего ареста, он 6 декабря письменным распоряжением поручил временно исполнять обязанности Патриаршего Местоблюстителя Митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому) , который 14 декабря принял на себя обязанности по управлению Русской Православной Церковью 391 . Служа и непрестанно проповедуя в Пименовском храме, архимандрит Аркадий быстро влился в приходскую жизнь. Его вдохновенные беседы и проповеди с неопровержимыми доказательствами бытия Божия многих безбожников привели к вере. Эти беседы и проповеди в машинописном варианте прихожане храма давали на прочтение неверующим родным и знакомым. Также о. Аркадий писал и редактировал тексты акафистов. Например, он составил акафист преподобному Пимену Великому , в честь которого именовалась церковь , где он служил. В честь при. Пимена был освящён один из приделов. Славный же престол Пименовского храма был освящён в честь Живоначальной Троицы, второй придел – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Екатерине Сергеевне Рудольф, дочери своей хозяйки Пелагии Михайловны Назаровой, архимандрит Аркадий подарил свою фотографию со следующим автографом: " На молитвенную память дорогой во Господе Екатерине Сергеевне. Сам Христос да будет покровом, защитой и наставником Вашим. С любовью А. Аркадий 27 марта 1926 г.« 392 . Другой духовной дочери он написал пожелание, которое в такой же степени относил и к себе: »Не тот блажен, кто хорошо начинает, но кто хорошо кончает подвиг свой. Посему подвиг покаяния и борьбы со страстями должен быть пожизненным " 393 . О духовном состоянии архимандрита Аркадия в то время могут свидетельствовать его же слова, записанные в беседе «Чувство любви и стремление к идеалу, как доказательство бытия Божия»: «Моё сердце, исходящее от Бога, в то же время и создано для Него; один только создавший его Бог и может наполнить его; в Нём только оно найдёт свой мир; Он только один удовлетворит его» 394 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

С разрешения Волынского губернского исполнительного комитета 20 апреля 1921 года был составлен акт сдачи 55-ми житомирскими пехотными курсами и принятия Свято-Николаевским братством Трёхсвятительской церкви и находящегося в ней имущества 196 , среди которого были предметы, принадлежащие лично протоиерею Аркадию Остальскому . Это – одна из двух чаш, имеющиеся в единственном числе дискос и звездица, а также один из трёх малых напрестольных крестов 197 . Протоиерей Аркадий со своей матерью Софьей Павловной проживал в начале 1922 года в доме 4 по Каретному переулку 198 . Но позже в том же году они переселяются в освободившуюся комнату, которую им предоставило семейство Зыковых в доме 38 по улице Вильской, где о. Аркадий и проживал до дня своего первого ареста 199 . Штабс-капитан Сергей Александрович Зыков так вспоминал об этом: «В доме, арендуемом нами в комхозе (коммунальном хозяйстве – сост. ), освободилась комната. Остальский искал в это время жильё, и мы с женой решили сдать ему эту комнату. С момента его пребывания на квартире в нашем доме я знал хорошо священника Остальского Аркадия. Как человек, он очень хороший, добрый, отзывчивый Верующие г. Житомира, прихожане братской церкви, чуть ли не боготворили священника Остальского. Среди них он пользовался большой популярностью» 200 . Член Свято-Николаевского братства, секретарь и казначея Житомирского вегетарианского общества Евгения Юлиановна Гинце, супруга расстрелянного в 1938 году члена Свято-Николаевского братства, профессора, заведующего туберкулёзным диспансером, Виктора Викторовича Гинце, вспоминала: «Несмотря на начавшиеся гонения на Церковь , о. Аркадий со всем пылом молодой натуры устремляется на защиту веры православной, и привлекает своими проповедями огромное количество молящихся. Ежедневные утром и вечером богослужения, совершаемые о. Аркадием, и его пламенные проповеди и утешения вносили тёплую струю радости в измученные сердца людей. Гонения на Церковь с каждым годом усиливались, и работа братства проходила в чрезвычайно трудных и опасных условиях. Чека преследовало верующих, закрывались церкви, увольняли с работы за религиозные убеждения. О. Аркадий, всегда вдохновенный, горящий небесным огнём, всё более и более верующих объединял единой мыслью о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский песнописец: Схимонах Аркадий (Любовиков). Афонский песнописец: Схимонах Аркадий (Любовиков). День памяти — 3 ноября Старец Аркадий, несмотря на активную деятельность, тем не менее вел самую тихую и скромную жизнь. В течение всей своей многолетней жизни в обители он остался в скромном звании простого инока, отказываясь от рукоположения в иеромонахи, не раз ему предлагаемого старцами обители. Схимонах Аркадий (в миру Алексей Алексеевич Любовиков) родился в 1830 году в селении Святополье Глазовского уезда Вятской губернии, в семье священника Алексея Любовикова и супруги его Ирины. Мальчик получил в святом крещении имя Алексея в честь святителя Алексия, митрополита Московского. По некоему утвердившемуся святому обыкновению, широко распространенному в тогдашней России, отец его, священник, готовил и сына своего к духовному званию. Отрок Алексей именно с этой целью, окончив Глазовское духовное училище, поступил в Вятскую духовную семинарию, где несколько лет готовился к принятию священства, предполагая стать преемником своему отцу. Но, как верно говорит нам пословица, «человек предполагает, а Бог располагает». То же мы находим и у святого царя и пророка Давида, изрекшего жившим в нем и глаголавшим через него Духом Святым, что от Господа стопы (пути жизни) человеку исправляются (направляются) (Пс. 36, 23). Отроку Алексею свыше назначен был не тот путь жизни, на который задумал поставить его благочестивый сельский батюшка и к которому он уже и сам направлялся, а другой. В 1847 году по благословению старцев обители, игумена Герасима и духовника иеросхимонаха Иеронима, в Россию отправился с Афона известный потом всем Святогорец, тогда еще иеромонах Серафим, а впоследствии иеросхимонах Сергий (Веснин). Ехал он для напечатания своих литературных трудов. Будучи уроженцем Орловского уезда Вятской губернии и воспитанником Вятской духовной семинарии, отец Сергий прежде всего заехал на свою родину. Там он находился то в Вятке, на даче архиерейского дома, то в Орлове, в Спасском монастыре, где до отбытия на Афон был казначеем, то в селе Пищальском, в кругу своих родственников. Проживая в Вятке, бывал он, конечно, в тамошней своей родной духовной семинарии. И вот здесь в одном из учеников-семинаристов он заронил желание последовать за ним на Святую Гору Афон.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2725

На закрытом судебном заседании Специальной судебной коллегии Свердловского областного суда в городе Кунгуре, проходившем 8–14 июня 1936 года, Владыка Аркадий еще раз категорично заявил: «Виновным себя ни в чем не признаю». Тем не менее в обвинительном заключении было сказано: «Спецколлегия установила: привлеченные по настоящему делу подсудимые… …Открыто выступили против пункта декларации признания советской власти, обвиняя митрополита Сергия в измене и предательстве, продавшегося антихристовой власти, отказались от его поминовения и примкнули к монархическому течению истинно-православной церкви. Подсудимый Трушков, имея связи с другими подсудимыми, разделял мнение и примыкал к течению ИПЦ, высказывал лично сам настроение против декларации митрополита Сергия. Будучи по убеждениям монархистом, поминал в церкви бывшую Царскую семью Романова. Подсудимый Ершов, будучи епископом Кунгурским… …А также зная о наличии контрреволюционного церковно-монархического течения в Юговской группе, мер никаких не принял и органам советской власти не сообщил». Специальной судебной коллегией Свердловского областного суда Владыка Аркадий был приговорен по статье 58–12 УК РСФСР к лишению свободы сроком на 3 года. Против этого решения Судебной коллегии он подал кассационную жалобу в Верховный суд РСФСР. Рассмотрев материалы дела, Специальная коллегия Верховного суда РСФСР 20 июля 1936 года вынесла определение об отмене приговора и отправила дело на новое рассмотрение. После пересмотра дела обвинение уже звучало так: епископ Аркадий (Ершов) виновен в том, что, «будучи правящим епископом, знал о существовании контрреволюционной организации, деятельности ее участников, предупреждал их действовать осторожно». Но и этим определением дело не закончилось. Материалы следственного дела рассматривались на Особом совещании при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР, на котором 21 января 1937 года «Ершов Александр (Аркадий) Павлович за участие в контрреволюционной группе церковников был приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 5 лет».

http://pravicon.com/info-1811

Возможно, он всю жизнь прослужил бы на Владимирской земле, ибо любовь к прихожанам и богослужению всегда встречали взаимное отношение паствы, однако коррективы в жизнь внесло внезапно постигшее семью горе: утонул старший, 10-летний сын Виктор. Скорбь от тяжелой утраты усугублялась после каждого разговора с окружающими, которые, утешая, всегда говорили, как можно было бы поступить, чтобы избежать трагедии. По совету супруги матушки Милицы отец Аркадий решает продолжить свое духовное образование и поступает в 1965 году в аспирантуру при Московской духовной академии, которую оканчивает в 1968 году. Несмотря на то что во время учебы в аспирантуре за отцом Аркадием сохранялось место настоятеля Успенского собора во Владимире, Господу было угодно направить его служение в другое русло. Работа с 1966 по 1969 год референтом в Отделе внешних церковных сношений стала хорошим базисом для будущих загранкомандировок протоиерея Аркадия Тыщука, в которые он был направляем священноначалием в последующие 20 лет. С 1969 по 1971-й, а также с 1987 по 1991 год протоиерей Аркадий — настоятель подворья Русской Православной Церкви в Токио (Япония), с 1973 по 1975 год — Никольского храма, подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария), с 1975 по 1982 год — представительства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке (США). Исполняя эти поручения священноначалия Церкви в нелегкие советские годы, протоиерей Аркадий зарекомендовал себя как ответственный эрудированный пастырь, умеющий достойно представлять Русскую Православную Церковь за рубежом. Он всегда стремился учиться, никогда не останавливался в самообразовании, много читал, старался идти в ногу со временем. В последние годы служения много внимания уделял овладению компьтерной техникой и Интернетом. За ревностное служение Святой Церкви протоиерей Аркадий Тыщук был отмечен многими церковными наградами не только Русской Православной Церкви, но и других Поместных Церквей, среди которых орден святителя Иннокентия III степени, орден Преподобного Сергия Радонежского II и III степени и другие. За многолетние труды по окормлению личного состава военной Академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого ему было присвоено звание почетного профессора факультета православной культуры ВА РВСН. Как священнослужитель он был награжден правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до молитвы " Отче наш " и правом ношения второго креста.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

В Москве ему жить было запрещено, и он ездил, куда только мог, проповедуя слово Божие. Епископ Леонтий Филиппович о владыке Аркадии вспоминал: «После отбытия своей ссылки, я его ещё раз в своей жизни встретил в г. Киеве, у Схиархиепископа Антония. Это было зимой. Он был в простом полушубке. Вспоминали Александро-Невскую Лавру и его поездку к московским тиранам, у которых он надеялся найти великодушие и справедливость. После этого он долго нигде не задерживался, продолжая ездить по России и благовествовать Евангелие» 568 . В Киеве Епископ Аркадий посетил Веру Васильевну Скачкову, которая когда-то жила в Житомире и, имея свой дом, предоставляла его для нужд Свято-Николаевского братства. Уезжая в Житомир, владыка попросил, чтобы она предупредила его духовную дочь и её мать, которые выходили его, когда он был болен, что на обратном пути он посетит их. Шло беспощаднейшее гонение, и владыка, предчувствуя, что его опять арестуют и, вероятно, на этот раз безвозвратно, посещал всех, кого знал 569 . Житомир Епископ Аркадий посетил для того, чтобы помолиться на могиле матери и встретиться с членами Свято-Николаевского братства. О его посещении сохранилось свидетельство протоиерея Ореста Бычковского, которое он дал во время своего допроса органам НКВД в июне 1937 года: «В начале 1937 г. у меня на квартире остановился, оговариваюсь, был Епископ Аркадий Остальский , который возвращался из ссылки, где отбывал наказание за контрреволюционную деятельность. Тогда ко мне на квартиру явились священники Николаев Илья и Серов Иоанн. Остальский рассказывал нам о том, что он делал в ссылке, и что думает в будущем получить где-либо приход. Никаких антисоветских разговоров между нами не было. Цель приезда его заключалась в том, что он хотел повидаться с бывшими членами братства, во главе которого он стоял» 570 . На обратном пути, в Киеве он посетил тех самых духовную дочь и её мать, о которых шла речь чуть выше. Поскольку посещения таких городов, как Москва, Киев и целый ряд других, ему были запрещены, владыка держался чрезвычайно осторожно, стараясь, чтобы его не узнали. На пороге квартиры, где он прожил когда-то три недели, он появился в пальто с поднятым воротником и в тёмных очках. Владыка пришёл поздравить именинницу с днём Ангела. Всего несколько дней пробыл Преосвященный Епископ Аркадий в Киеве 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010