Ответ Иова на речь Елифаза (глл. 16–17). Иов отвечает, что он знает теперь, что ему нечего ждать от друзей, кроме обвинений, из-за которых ему еще больнее в его несчастьях, ниспосланных Богом. Он продолжает считать, что он чист перед Богом и убежден, что молитвы его дойдут до Бога, к Которому он обращается как к Заступнику. Он чувствует, что Бог выступит на его защиту. Речь Вилдада (гл. 18). Вилдад опять выступает в защиту традиционных мнений. Он утверждает, что наказывается только зло и упрекает Иова за то, что он в неразумном гневе хочет произвести какие-то перестановки в нормальном процессе событий жизни и в понимании Бога. Традиционное учение о воздаянии Вилдад доводит до крайности утверждая, что божественное воздаяние управляется абсолютно железным законом и что этот закон не терпит никаких исключений; всякий нечестивец сам идет к своей погибели и к тем ударам судьбы, которые его сокрушают. Ответ Иова на речь Вилдада (гл. 19). Девятнадцатая глава – кульминационная часть книги по силе идей и чувств. Иов в ней показывает всю глубину своей веры в живого Бога. Он всецело остается на своих позициях и говорит, что даже если он и сказал что-то лишнее в споре со своими друзьями, то не это причина тех бед, которые на него обрушились. Бог наказывает его не за слова, которые у него теперь вырвались, но преследует его как человека и обращается с ним как со Своим врагом. Он описывает положение человека, оставленного Богом, а потому оставленного даже и людьми. Что же ему остается в таком случае делать? Умрет ли он в таком состоянии – неоправданным? Сначала он заявляет, что хочет написать слова о своей судьбе, как бы в свидетельство о себе, на камне: «О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были!» (19:23–24). Через это осталась бы память о нем для всего потомства для того, чтобы свидетельствовать перед потомками о его невинности, но затем Иов обращается к Богу и заявляет, что, вопреки очевидности, он в Самом Боге видит своего защитника. Если будет нужно, Бог Сам восстанет, чтобы защитить его и его оправдать. Эти слова не совсем точно переданы в русском переводе: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его». (19:25–27). Христианская традиция видит в этих словах Иова учение о воскресении мертвых, и именно эта мысль особенно оттеняется в переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Пассивные ожидания будущего суда ни к чему не приведут, надо готовиться деятельным путем и приобретать милость Божию соблюдением обрядов и молитв. Размышления человека о жизни приводят к перемене его отношения к жизни. Человек начинает спокойно смотреть на свое будущее. «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него» (7:14). «Принимая то, что дает тебе Бог, хлеб и вино, считай все это даром Божиим, наслаждайся своей семейной жизнью». «И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий» (3:13). «Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим» (9:7). Если же Бог попускает человеку терпеть несчастья, то человек должен быть убежден в целесообразности и справедливости промысла Божия и не смущаться, а спасаться страданием. «Во дни несчастья размышляй» (7:14). Екклесиаст предпочитает печаль радости, день смерти – дню рождения, сетование – смеху, потому что это все умудряет, очищает: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира». «Сетование лучше смеха: потому что при печали лица сердце делается лучше» и т.д. (7:1–8). В таком настроении человек начинает искать нравственного единения с людьми: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (4:9–10). В таких чертах характеризуется Екклесиастом единственно возможное для человека на земле счастье. Надо всецело вверить себя Богу, спокойно радоваться жизни и спокойно переносить все испытания, посылаемые Богом. Это – счастье неполное, оно не удовлетворяет человеческого стремления к полноте счастья, которое недостижимо на этой земле. Екклесиаст не знал явно истины о бессмертии, «шеол» его, т.е. ветхозаветный ад был полубытием, поэтому к иным выводам о жизни он и не мог придти. Он искал счастья под солнцем в пределах земного бытия, но здесь его и невозможно было найти. Его учение – вполне продуманное, мудрое учение, основанное на ветхозаветных предпосылках. Другого ответа и невозможно было ему дать, так как ветхозаветное откровение было неполным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Перед иудеями, отрицавших правосудие Божие и недоумевавших, почему Бог медлит с исполнением Своих обетований о пришествии Мессии и не производит суд над язычниками, пророк Малахия предвозвещает явление Господа и Его Предтечи, но не для дарования им внешнего благополучия, а с целью всеобщего нелицемерного суда. Самое важное пророчество второй части книги – о Предтече Господне и явлении Господа ( Мал 3:1, 4:5–6 ). «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете» ( Мал 3:1 ). Ангел, приготовляющий путь Господу, – Предтеча Господень, предсказанный как «глас вопиющего в пустыне» пророком Исаией ( Ис 40 гл.). «Господь» и «Ангел Завета» – Мессия, имеющий возвестить людям Новый Завет. Он назван здесь Ангелом в смысле вестника воли Триипостасного Бога. Данное пророчество как предсказание об Иоанне Крестителе и Предтече первого пришествия Христова приводится у евангелистов синоптиков ( Мф 11:10 ; Мк 1:2 ; Лк 7:27 ). Далее в Мал 3:2–18 предсказывается, что Мессия Господь явится не таким, каким Его ожидали современники пророка, т.е. не с целью дарования им внешних преимуществ, но как Судия, наказывающий нечестивых и спасающий всех благоговеющих пред Богом. «День Господень» будет как огонь, переплавляющий золото и серебро, и как щёлок очищающий. Господь обличит и накажет чародеев, прелюбодеев, ложно клянущихся, удерживающих плату у работающих, притесняющих вдов, сирот, пришельцев и помилует всех боящихся Господа. Тогда «увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» ( Мал 3:18 ). В Мал 4:5–6 пророк от лица Божия вторично предсказывает явление вестника пришествия Господа: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». Толкование этого пророчества основывается на свидетельствах синоптических Евангелий и Откр 11:3–13 . У евангелистов-синоптиков данное пророчество прилагается к Предтече и Крестителю Господню Иоанну Архангелом Гавриилом ( Лк 1:17 ) и Господом Иисусом Христом ( Мф 17:10 ; Мк 9:11 ). При этом Евангелие говорит об Иоанне Крестителе как пророке и Предтече первого пришествия Христова, пришедшем «в духе и силе Илии» приготовить путь для евангельского служения Господа. Действительное же и личное пришествие пророка Илии, согласно толкованиям святых отцов и верованию всей Церкви, ожидается перед Вторым Пришествием. Церковное учение об этом засвидетельствовано в тропаре пророку Илии, где он называется «вторым предтечей пришествия Христова».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Плоды истинного покаяния велики Покаяние спасает нас от опаснейших пороков: гордости, высокомерия и отчаяния (архидиак. Аркадий. – 520). Изгоняя пороки, оно вносит в нашу душу мир, «дерзновение в деятельности», возвращает в Церковь и воссоединяет с ней – включает «в единство со Христом. А с Ним возвращаются и мир, и сила» (митр. Вениамин (Федченков) . – 306). «Покаяние образует праведников, угодных Богу» («Старческие советы». – 528). И чем более в духовной жизни человека растёт покаяние, «тем она начинает более стремиться к Богу» (митр. Вениамин (Федченков) . – 346). Перечисляя плоды покаяния, схиигум. Савва (Остапенко) говорит: «...это христианские добродетели и добрые дела. В Евангелии много пишется о плодах покаяния. Вот, например, апостол и евангелист Лука пишет: Сотворите же достойные плоды покаяния ( Лк. 3, 8 ), а потом поясняет: »...у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» ( Лк. 3, 11 ). А вот ещё плоды духовные: ...облекитесь, как избранные Божии... в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение... любовь ( Кол. 3, 12, 14 ). Основной плод покаяния – любовь... Апостол Павел говорит: ...если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы ( 1Кор. 13, 3 )» (443–444). Иеросхимонах Симеон (Желнин) решительно заявляет, что ко спасению «нет иного пути, кроме покаяния» (97). Что спасло даже разбойника, распятого на кресте? Покаяние. «Помяни мя, Господи...», – воскликнул он и был помилован (митр. Вениамин (Федченков) . – 340). И не только грешники, но и святые прибегали к покаянию: Макарий Великий , Василий Великий , Иоанн Златоуст , Иоанн Дамаскин ... «Вон какие столпы, и то написали утренние и вечерние покаянные молитвы!» (митр. Вениамин (Федченков) . – 346). И сегодня спасаются люди покаянием. Если нет покаяния – значит нет прощения, нет исправления – человек погибает. Нет покаяния – нет и спасающихся. «Покаяние есть лестница, вводящая в рай. Да, в покаянии – вся тайна спасения. Как это просто, как ясно! Но мы как поступаем? Оставляем указанное нам Богом спасительное покаяние и стремимся к упражнению в мнимых добродетелях, потому что они приятны для наших чувств; потом мало-помалу, неприметным образом заражаемся «мнением».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Под царём разумеется император Аркадий. 38. БЕСЕДА 4 увещательная, сказанная в храме святой Анастасии в отношении отсутствующих, и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова. Беседа увещательная, сказанная в  храме святой Анастасии в  отношении отсутствующих, и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова. 1. Насколько собравшихся меньше обычного, настолько и мы будем пользоваться большим усердием. И несправедливо было бы, чтобы нерадение отсутствующих оскорбило наше старание, но из-за самого этого предложим трапезу даже более щедрую, чтобы не прибывшие, познав опытом наказание, сделались наконец старательнее относительно этих собраний. По­тому также вашу любовь приглашаю быть внимательными к  го­воримому; для вас будет двойная польза: передавая говори­мое отсутствующим, вы сделаете их более старательными, также свою душу совершите более любомудрою. Как природа земли, о которой нерадят, производит худые травы, а постоянно лелеемая земледельческими руками, даёт зрелый плод, так и душа человека - лежащая в  лености рождает терние прегрешений, а пользующаяся попечениями приносит красующийся плод добродетели. Потому и некто мудрый увещевает, говоря: " Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась " (Прит. 24:30-31). Чтобы этого не было теперь, мы постоянно пользуемся серпом слова; и, если вырастает что-нибудь худое, всегда вырезаем; а если что-нибудь зрелое, имеющее плод, - питаем, орошаем и доводим до цвета, постоянно выражая свою заботу. Мы нуждаемся в  двойном попечении, вернее, даже в  тройном: в  одном - чтобы нам быть свободными от  порочности, в  другом - чтобы приобрести себе добродетель; а после этого - чтобы соблюсти приобретенную; здесь даже больше всего нужно труда, потому что тот лукавый демон, завидуя и нашей красоте, больше нападает на преуспевших; и как пираты и потопители минуют корабли с  песком, а если где-нибудь увидят с  дорогою кладью и с  хранящимся в  них богатством, нападают на них, пробуравливая снизу, поражая сверху, упо­требляя всякую хитрость, так и диавол обычно поражает, завидует и коварствует в  особенности против собравших много добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Поэтому и епископ Феофил Александрийский так относился к нему. Но сам он не давал объяснений по поводу таковых суждений, всегда имея в уме слово апостола, сказавшего: Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым ( Гал. 1:10 ).  30. Изгнание ариан. В то время ариане имели свой молитвенный дом в городе 1208 , и об этом очень беспокоился епископ Иоанн, моля Бога дать ему силу навсегда изгнать их из города, что именно Он и совершил, призрев на мольбы своего искреннего раба, следующим образом. Когда наступил праздник Святого Богоявления, именуемый Просвещением, пришел император Аркадий вместе с августой 1209 в святую церковь , чтобы принять участие в богослужении и приобщиться страшных и животворящих Таин Христа Бога нашего. После того как они пришли к епископу и, приняв святые его молитвы, сели, император, внимательно посмотрев на него, говорит ему: «Воистину, отче, со времен великого императора Константина еще не удостаивался град сей епископа и учителя, равного тебе по святости и поэтому мы благодарим человеколюбивого Бога за то, что Он послал тебя нам как руководителя в полезных делах. Итак, будь сильным и мужайся, раб Божий и новый апостол». Блаженный же Иоанн, вдохновленный Духом Святым, сказал императору: «Имею слово к тебе, благочестивый государь». Он же отвечал ему: «Говори, отче честной». Тот же, отвечая, сказал ему притчей: «Тому, кто носит царский венец и собирает для его устроения драгоценные камни, не следует смешивать и соединять с ними [камни] видом темные и мрачные и заглушать славное и яркое сияние, чтобы не посрамить этим всю красоту венца. Таким же самым образом и желающие сплести себе небесные венцы не должны допускать, чтобы они в чем-либо имели недостаток. В свою очередь и Сам Господь говорит: Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани ( Мф. 9:16 ), и еще: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ). Отвечая, император сказал ему: «Истолкуй нам эту притчу». Тогда он говорит ему: «Вот, как видишь, господин и государь, ныне весь город пребывает в благочестии и православии, воздерживаясь вовсе от всех прежних вредоносных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Православная Церковь не разделяет мнения о существовании «чистилища», но вместе с тем учит, что молитвы воинствующей (земной) Церкви и милостыня за усопших могут много способствовать облегчению их загробной участи и достижению Царства Небесного. Как пишет еп. Аркадий (Лубенский): «До Страшного Суда за гробом человек не живет полной жизнью, а как бы половинчатой, без тела; сразу же после перехода его от земли полного и окончательного суда над ним не произносится… По милости Своей, за молитвы Церкви и милостыню, подаваемую за душу, Господь может извести ее из места мучений и водворить в место блаженства. Если грешник умер не богоборцем, а хотя бы с крупинкой веры и добродетели, то на том свете, согреваемый лучами Божией любви, обливаемый токами слез молитвенного предстательства близких, родных и утучняемый милостыней, он может сподобиться очищения от грехов, крупица добродетели увеличится в нем, и душа его будет переведена в вечные блаженные обители». Часть вторая. Душа человеческая Душа есть тварь умная, великая и чудная, исполненная красоты, подобие и образ Божий. Прп. Макарий Великий Предисловие Вникай в себя… 1 Тим. 4, 16 Тайна Господня — боящимся Его. Пс. 24, 14 Из всех ценностей, которыми обладает человек, одна несравнимо ценнее других — это душа человека. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит, или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф. 16, 26), — говорит Господь. Как писал митрополит Петербургский Антоний: «Душа есть образ Божий, который начертал Сам Бог. Она — дух. Она свободна и бессмертна и должна быть чиста, светла и полна любви как образ Божий». Поэтому усилия христианина прежде всего должны быть направлены к изучению и просветлению своей души, «к познанию самого себя» — что было некогда девизом и лучших эллинских мудрецов. «Вникай в себя», — говорит ап. Павел своему любимому ученику и преемнику по апостольству Тимофею. И тем, кто будет следовать этому указанию, облегчится достижение главной цели своей жизни — стяжания Духа Святого Божия и преображения через это своей души — ее богоуподобления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Пророчество о прободении Спасителя, по свидетельству святого евангелиста Иоанна, исполнилось, когда воины, посланные Пилатом, увидев Христа уже умершим на кресте, не перебили у Него голеней, «но один из воинов копьем пронзил Ему ребра… да сбудется Писание… воззрят на Того, Которого пронзили» ( Ин 19:31–37 ). Также понимали и объясняли это пророчество свт. Кирилл Александрийский , блаж. Иероним Стридонский , блж. Феодорит Кирский и многие экзегеты нового времени. Выражения Зах 12:10 на Него… и будут рыдать о Нем» говорят об искреннем обращении к Распятому и Пронзённому с плачем раскаяния. Исполнение этой части пророчества, по свидетельству книги Деяний, началось в день Пятидесятницы крещением трёх тысяч иудеев, уверовавших во Христа ( Деян 2 гл.), а окончится, согласно контексту пророчества и посланию святого апостола Павла к Римлянам ( Рим 11:25–26 ), в конце времён, когда в Церковь Христову «пока войдет полное число язычников», тогда и «весь Израиль спасется». Повествование о плаче раскаяния продолжается до конца главы ( Зах 12:11–14 ). О поражении Пастыря и рассеянии овец ( Зах 13:7 ). В Зах 13:7 о мече, поднимающемся на Пастыря, и рассеянии овец при поражении Пастыря: «порази пастыря, и рассеются овцы». Мессианский смысл стиха засвидетельствован в Евангелии. Господь Иисус Христос слова пророчества о поражении пастыря отнёс к Себе, а о рассеянии овец к апостолам, предрекая им о том, что когда Он будет взят на страдания, они соблазнятся о Нём и оставят Его ( Мф 26:31, 56 ; Мк 14:27 ). Также объясняют это пророчество отцы и учители Церкви, понимая под рассеянием овец факт рассеяния апостолов в ночь, когда Христос был взят на распятие (свт. Кирилл Александрийский , блж. Иероним Стридонский , блж. Феодорит Кирский ). Меч, поднимающийся на Божественного Пастыря, – это иудейский синедрион, так как меч – здесь символ власти. В последней главе книги говорится о бедствиях, предшествующих «дню Господню», когда Господь проявит Своё величие и могущество в наказании злых и спасении избранных и будет Богом всей земли, а святой город – местом паломничества. Церковные толкователи некоторые пророческие места этой главы относят к событиям первого пришествия Христова. Выражение Зах 14:4 станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку» – объясняют как пророчество о вознесении Господнем, местом которого, согласно книге Деяний (1:12) была гора Елеонская (поэтому этот стих вместе с первым стихом главы составляет начало 3-й паремии на Вознесение Господне).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Пс.21:7–9; 87:4–8,15–18 ). Следующее выражение 5-го стиха: «Наказание мира нашего на Нем» имеет смысл: «наказание, ведущее к миру», или: «наказание посредством которого приобретается мир». Здесь разумеется восстановление мира между Богом и человеком нарушенного грехопадением, через страдания Искупителя, «Князя мира» ( Ис.9:6 ), возложившего на себя «наказание мира нашего». Это «наказание» за грехи людей, которое Он принял на Себя добровольно (см.ст.7), имело не только юридический характер как возмездие за грехи человечества, но главным образом, оно было проявлением величайшей любви Божией к падшему человеку: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Последнее выражение 5-го стиха: «язвою Его мы изцелехом» (рус. «и ранами Его мы исцелились») предызображает главнейший момент искупительных страданий Раба Господня, т.е. тот момент, когда струящаяся из пронзённых рук и ног драгоценная кровь Господа исцеляла человечество от смертных последствий греха (ср. 1Пет.2:24 ). Ст.6. Здесь под образом заблудившейся овцы, потерявшей пастыря, раскрывается всеобщая греховность ветхозаветного человечества (6а), спасённого искупительными страданиями Раба Господня (6b). «Вси яко овцы заблудихом; человек от пути своего заблуди» (рус. «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу») (6а). Подобно тому, как овца, потерявшая пастыря, идёт в сторону, от нужного пути, так и ветхозаветный человек, забывший своего Творца и Промыслителя, уклонился на ложный путь жизни, ведущий к погибели ( 1Петр.2:24–25 ). Последствия такого блуждания ветхозаветного человечества, впавшего в язычество, изображаются ап.Павлом в Послании к Римлянам 1:22–23: «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце ... и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся». Второе полустишие: «и Господь предаде Его грех ради наших» (рус. «и Господь возложил на Него грехи всех нас») повторяет ранее высказанную мысль об искупительном значении страданий Раба Господня, на которого Бог возложил грехи всего человечества и всю тяжесть наказания за них.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Религиозно-нравственное состояние израильтян в дни пророчества Осии было также самым неутешительным. В стране господствовал введённый Иеровоамом I культ тельцов, центрами которого были святилища в Вефиле и Дане. Представляя Господа в образе тельца, израильтяне всё более и более приравнивали Господа к языческим богам и, смешивая Его с Ваалом, даже называли его так же ( Ос. 2:16 ). Служение тельцам, таким образом, явилось ступенью для перехода от богооткровенной религии к чистому язычеству. Это отпадение от Господа отражалось и на нравственном состоянии израильтян. Среди них исчез страх перед святостью Бога и Его закона. Не было ни истины, ни милосердия. Клятвопреступление, убийства, обман, воровство, прелюбодеяния, согласно описанию пророка проникли во все слои израильского общества ( Ос. 4:1–2, 8, 13–14, 18, 5:1–6 ). Состав и содержание книги. Книга пророка Осии состоит из 14 глав и по содержанию может быть разделена на две части; символическую ( Ос. 1–3 гл.) и пророческую ( Ос. 4–14 гл.). В основу содержания, как первой, так и второй части книги положена идея отношений Бога и избранного народа под образом брачного союза. В первой части ( Ос. 1–3 глл.) описываются эпизоды из личной жизни пророка в первый период его служения при Иеровоаме II, имевших символическое значение. По повелению Божию, Осия взял в жены себе блудницу (Гомерь, дочь Дивлаима) и она родила ему двух сыновей и дочь, которым пророк дал символические имена: первого сына назвал «Изреель» (), второго «Ло-амми» ( ) – «Не Мой народ», а дочь, родившуюся после первого сына, назвал «Ло-рухама» ( ) – «Непомилованная». Эти символические имена указывают на измену израильтян своему Богу и на грядущее за это наказание отвержением и пленом. Но потом Господь помилует вразумлённый бедствиями народ, и он снова станет народом Божиим. «И будет, на месте, на немже речеся им: не людие Мои вы; сии тамо прозовутся сынове Бога живаго» (1:10). Во второй главе разъясняются символические действия и названия первой главы. За то, что Израиль изменил Богу, как жена своему мужу, и духовно прелюбодействовал с идолами, он будет наказан. Но после раскаяния Господь снова примет его в союз с Собой: «И обручу тебя Мне навек ... и обручу тебя Мне в верности ... и помилую «Непомилованную», и скажу «не Моему народу»: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!» (2:19–23). Это пророчество о новом (духовном) Израиле – христианах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010