Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 17.09.1825, дер. Лысьвенский Завод Соликамского у. Пермской губ., ныне г. Лысьва Пермской обл.- 1892, Тисский старообрядческий мон-рь, Румыния), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви ( Белокриницкой иерархии ). Из семьи крепостных заводских ремесленников, старообрядцев- беглопоповцев . Учился в заводской школе, где был приписан к правосл. Церкви, подвергался наказаниям за непосещение богослужений. В 13 лет после «увещания» был сослан в Куртымский железный рудник, через 3 года по ходатайству Пермского и Верхотурского еп. Аркадия (Фёдорова) возвращен на Лысьвенский завод, где заводское начальство принуждало его присоединиться к правосл. Церкви. Под влиянием чтения аскетических книг Беляев решил поселиться в старообрядческом мон-ре. Отправившись на поиски мон-ря, дошел до Перми, вернулся, был арестован «за раскол, сопряженный с побегом», наказан плетьми. После освобождения поселился в скиту в Шамарских лесах (Кунгурский у.), где одно время жили буд. старообрядческий Московский архиеп. Саватий (Лёвшин) и Иаков - брат Беляева. Геннадий (Беляев), старообрядческий Пермский еп. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГБ) Геннадий (Беляев), старообрядческий Пермский еп. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГБ) После ареста властями насельников скита Беляев ушел в Уральск, в 1853 г. переселился в Саратовскую губ. В Хвалынске повстречался с Саратовским еп. Афанасием (Кулибиным), принадлежавшим к Белокриницкой иерархии. Афанасий постриг Беляева в монашество и рукоположил во диакона. Г. с проповедью старообрядчества отправился в оренбургские земли, где в марте 1854 г. на Усень-Ивановском заводе Белебеевского у. был задержан вместе с 2 старообрядческими монахами. Г. оказался в пермской тюрьме, затем был переведен в арестантские роты, должен был понести наказание плетьми. Однако в сент. 1855 г. Г., по его рассказу, с помощью ангела, снявшего с него кандалы и проведшего невидимым через город, освободился и ушел в кунгурские леса, затем в Хвалынск, где в окт. 1856 г. еп. Афанасий рукоположил его во иерея, в нояб. возвел в сан архимандрита (РГБ ОР. Ф. 246. К. 205. 12. Л. 5-6 об.; Пругавин. Один из суздальских узников. С. 314).

http://pravenc.ru/text/162086.html

Одновременно с восстановлением старинного Елизавето-Мариинского монастыря в Шамарах будет возрождаться и сестричество милосердия 5 августа 2005 г. 15:12 По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия вблизи поселка Шамары, в урочище Малый Лип, возрождается Елизавето-Мариинская миссионерская женская обитель — монастырь, построенный в 1915-1916 годах согласно Высочайшему указу императора Николая II.           В те давние годы насельницы, наряду с молитвой и трудом на обширных монастырских угодьях (а обители принадлежало более 50 га земли), несли милосердное служение, помогая немощным и больным жителям Шамар и окрестных деревень. Именно поэтому монастырь и носил название миссионерского.           Сейчас местное отделение областного общества Красного Креста располагается в одном из строений Елизавето-Мариинского монастыря — из числа тех, что, после поругания обители, были перевезены новой властью на поселковые улицы. Сотрудники общества делают благое дело, оказывая медико-социальную помощь всем, кто нуждается в лечении, но не имеет возможности оплатить это дорогое в наше время «удовольствие».           Руководит работой шамарского отделения Красного Креста участковый фельдшер Людмила Александровна Пенькова. Вместе с коллегами она стремится к возрождению традиций милосердного сестричества, деятельность которого была прекращена одновременно с разрушением Елизавето-Мариинской обители.           Сейчас, спустя девяносто лет, в Шалинском районе вновь создается «островок» молитвы, труда и милосердия. В отделении Красного Креста, тесно сотрудничающем с местным Свято-Троицким приходом, с радостью встретят всех, кто готов посвятить свою жизнь служению Богу и ближним, помогать униженным и обездоленным, брошенным и потерявшим себя. Сестры милосердия навестят бедных и больных в их жилищах, оказывая им духовную, медицинскую и иную помощь. Они будут трудиться в лечебных учреждениях во славу Божию, нести духовное просвещение в школы, детские сады, помогать детям из неблагополучных семей. Информационное агентство Екатеринбургской епархии Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/31412.html

Собор 18-22 окт. 2005 г. совершил общецерковное прославление в лике преподобномучеников Аркадия и Константина, Шамарских чудотворцев († 1857), ранее канонизированных как местночтимые святые (окт. 1997). 25 июля 2007 г. на епархиальном съезде С.-Петербургской и Тверской епархии РПСЦ к лику местночтимых святых был причислен еп. Геронтий (Лакомкин) († 1951; свт.; был еп. Петроградским и Тверским, впосл. Костромским и Ярославским ). Собор 15-17 окт. 2008 г. канонизировал как святого Арсения (Швецова) († 1908), еп. Уральского, к общецерковному почитанию. Собор РПСЦ 20-22 окт. 2009 г. принял определение об общецерковном почитании иноков Павла (Великодворского) († 1854) и Алимпия (Зверева, Милорадова) Белокриницких (уже причисленных Собором 14-16 сент. 2006 г. к лику местночтимых святых), а также иноков-иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного Радонежских и первопечатника диак. Ивана Фёдорова. Собор РПСЦ 8-20 окт. 2011 г. принял решение об общецерковном прославлении архим. Серапиона (Абачина, † 1898; прп.) Черемшанского. Чин К. святых в православной Церкви В письме от 24 марта 1931 г. патриарх К-польский Фотий II (1929-1935), отвечая на вопрос Румынского патриарха Мирона (Кристи) о том, каким образом К-польский Патриархат причисляет к лику святых умерших подвижников и каков чин этого причисления, изложил сложившуюся в К-поле практику причисления к лику святых. Проверка сведений, относящихся к святости подвижника, осуществляется Синодом, объединяющим всех митрополитов, архиепископов, епископов и клириков, а также высокопоставленных лиц Поместной Церкви. Эта проверка оказывается излишней, если речь идет о людях, которых общецерковное сознание пастырей и мирян признало святыми и к-рых поэтому оно в течение долгого времени удостаивало поклонения. Людей, к-рые до сих пор были почитаемы частным образом как святые и прославленные Богом, следует просто признать формально от лица Церкви на тех же условиях. Для такого провозглашения святым может быть использован церковный акт, подобный тому, к-рый, напр., был составлен по случаю признания святым Герасима Кефалинийского патриархом Кириллом I Лукарисом в нач.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Шамары. Елизавето-Мариинский миссионерский женский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1916. Год утраты:Не установлен. Адрес: Свердловская область, Шалинский район, поселок Шамары, улица Ленина, д. 5а . Координаты: 57.347437, 58.223898 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Шамарский Елисавето-Маринском миссионерский женский монастырь был последним из царских обителей, основанный в 1916 году трудами игумена Серафима Кузнецова, доверенного лица Царской семьи Николая II, в частности, Царственной молитвенницы Великой Княгини Елизаветы Федоровны, в честь которой назван монастырь. Попечителями были братья Жирновы — почетные граждане города Перми. Они одновременно являлись попечителями обители на Бахаревке (около Перми) — Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря. 6 февраля 1916 года в Елисавето-Мариинском женском монастыре, расположенном в семи верстах от железнодорожной станции Шамары, был освящен игуменом Серафимом Кузнецовым первый малый колокол. Колокол был привезен пермским купцом Д. С. Жирновым «в дар дорогой его сердцу обители». В 1916 году в ночь на 31 мая Епископ Пермский и Соликамский Андроник (Никольский) отправился по железной дороге далеко за Кунгур на освящение места под миссионерскую Шамарскую обитель. Она основана в память неоднократного посещения Пермской губернии Великой Княгиней Елисаветой Федоровной — сестрой царицы Александры Федоровны. Архипастырь Андроник прибыл в Шамары около десяти часов утра. 1 июня, в 6 часов утра состоялась литургия и чин закладки храма в честь Казанской Божией Матери.«Бдение и литургия были отслужены под открытым небом на особом помосте, с установленными хоругвями и иконами, принесенными богомольцами в крестных ходах за десятки верст». 1 ноября 1916 года в храме Казанской Божией Матери было положено начало богослужений. В августе—сентябре 1917 года планировалась поездка Великой Княгини Елисаветы Федоровны в Шамарскую обитель, что в Липу. Но в связи с октябрьским переворотом 1917 года приезд Царственной молитвенницы в Шамары не состоялся.

http://sobory.ru/article/?object=23215

Далее, развивая мысль, защитник Антония писал: “…по некоторым взглядам односторонним можно признать весь район Урминской волости скитом, потому как все жители старообрядцы живут разбросано, население очень редкое, где дом, где два, где три, меж их леса и пашни… В таком районе живет и Попков крестьянин Сисой Харитонов. У него сестра вдовая, она присвоила себе подругу, а через нея познакомились с этой месностию и другие некоторые старые три девицы. Они имеют ремесло священное облачение шить, имеется у них свидетельство из ремесленной управы для чюлочного заведения. У них 3 или 4 машины чюлочных. Имеют они и учениц, и вот их составилось шесть штук, или семь, а может и восемь, проживают у Попкова на фатере…”. Квартирантки эти молятся Богу по старым обрядам, но это не запрещено по закону от 3 мая 1883 г. Поэтому, делает вывод автор записки, не следует обращать “сурьезное внимание на суетное нарекание на нашего епископа. Он человек кроткой и знает статьи закона – к вашим православн. попов не касается”37. Хотя власти провели несколько “негласных” расследований, решение по поводу “австрийских” скитов в Шамарах не было принято. После указа 17 апреля 1905 г. о свободе вероисповеданий запретить строительство уже было невозможно, и шамарские монастыри в кратчайшее время “изрядно обустроились и изукрасились”. Главный храм мужского монастыря – во имя Вознесения Господня, освященный в январе 1909 г., был “великолепной и красивой архитектуры. Внутри 5-ярусный иконостас. Келии братии в деревянном 2-этажном корпусе… Невдалеке стоит 2-этажное здание: внизу келарня, вверху – келии его преосвященства и эконома монастыря, иеродиакона Иеронима Воронова. Братии около 25 человек… В монастыре есть библиотечка, в которой много старопечатных, святоотеческих и исторических книг…”. По-разному сложилась судьба мужской и женской обителей. Перед известными событиями 1917 г. женский монастырь “развивался и процветал, как новыми постройками, так и людьми, а мужской приходил в упадок”. Некоторые из скитников переселились на новые места, другие были взяты на войну, третьи – “попали в мирские сети”.

http://sobory.ru/article/?object=36888

Храм во имя прп. Серафима Саровского в скиту. Фотография. Нач. XX в. Храм во имя прп. Серафима Саровского в скиту. Фотография. Нач. XX в. К нач. XX в. в Б. м. проживало ок. 400 чел. братии. В 1904 г. мон-рь был возведен во 2-й класс, без пособия от казны. Годовой бюджет обители на 1909 г. составлял 65 тыс. р. Крупными благотворителями мон-ря были купцы братья П. С. и Д. С. Жирновы, Ф. и С. Шишигины, К. Лаптев. Мон-рь принимал до 70 тыс. паломников в год. Имелись ферма, кирпичный завод, лесопилка, 14 мастерских: портняжная, токарная, мебельная, переплетная, золочения и серебрения иконных риз, иконописная, сапожная, кузнечная, живописная, столярная, слесарная, чеканная и др. В сент. 1899 г. в г. Перми было открыто подворье с храмом во имя свт. Иоанна Златоуста. При содействии Б. м. в Пермской епархии были открыты: в 1910 г.- Фаворская Преображенская пуст. в Осинском у.; в 1905 г.- Троицкий муж. мон-рь на горе Благодать в Пермском у.; в 1913 г.- Преображенская муж. община на горе Капкан в Осинском у.; в 1913 г.- Успенское иноческое общежитие в мест. Иосифова Гарь в Оханском у. В июне 1915 г. по инициативе игум. Серафима началось строительство Шамарского Елисавето-Мариинского жен. миссионерского мон-ря в память пребывания на Пермской земле вел. кнг. Елисаветы Феодоровны. В 1915 г. трудами белогорской братии была основана Новоиверская муж. обитель близ дер. Новой Кунгурского у., переданная в янв. 1918 г. в ведение Б. м. Благодаря белогорским насельникам в 1901 г. был возобновлен Бахаревский жен. мон-рь Пермской губ. Успешной была миссионерская и благотворительная деятельность Б. м. С 1894 по 1900 г. на Белой Горе обращен в Православие 1601 старообрядец. В 1894 г. в мон-ре открылась школа для мальчиков-сирот с обучением грамоте, церковному пению, различным ремеслам. С 1911 г. каждое лето под рук. епархиального миссионера прот. А. Г. Куляшева в Б. м. проводились пастырско-миссионерские курсы по обличению раскола и сектантства. Важной частью миссионерской работы в мон-ре было издание книг, брошюр с проповедями духовенства; игум. Серафим издавал ж. «Голос долга». В 1914 г. для духовного окормления воинов в район расположения действующей армии были направлены белогорские насельники игум. Серафим (Кузнецов) и 4 иеромонаха. В авг. 1914 г. в пермском подворье мон-ря открылся лазарет для раненых, а также приют для детей-сирот, чьи отцы погибли на фронте.

http://pravenc.ru/text/77928.html

20 июня 1918 года Епископ Пермский и Соликамский Андроник был живьем зарыт в могилу близ Перми. В 1920 году по указу Ленина Шамарский Елиса-вето-Мариинский женский монастырь был закрыт. Сестер разогнали. Со слов очевидицы тех времен Марии Семеновны Якимовой-Лопатиной, 1914 года рождения, известно, что первая и единственная настоятельница Шамарской обители часто ночевала в её доме (то есть доме её родителей) в ожидании поезда на Пермь. А после закрытия монастыря (1920 год) матушка Анна, бывшая монахиня Пелагия ушла на Белую Гору — в монастырь, а затем вместе с другими монахами ушла с белой гвардией. Судя, по имеющимся материалам, многие монахи были пойманы и расстреляны красными. Источник: сайт Администрации Шалинского городского округа http://www.шаля.рф/our_region/places/shamary/ В 2010 году исполняется 90 лет со дня начала возведения и обустройства монастыря. Ныне сестрами обустроены келии в деревянном доме рядом с историческим местом главного монастырского храма: от него остались только развалины, над алтарной частью – временный навес, защищающий от осадков… Соборно молятся здесь, в лесной глуши, а ухаживать за монастырским огородом отправляются в Шамары. Далековато, но пока что другого выхода нет: территория обители за десятилетия запустения превратилась в непролазную чащу, и о подсобном хозяйстве у стен сестринского корпуса приходиться пока лишь мечтать. Однако, по словам матушки Елизаветы (Помеловой), надежда на полное возрождение обители есть. Свидетельством тому может являться неравнодушное отношение к нуждам церковным местных властей. Монастырю возвращены сенокосные угодья общей площадью 164 га: в старое время здесь паслись стада, снабжавшие обитель молоком. Источник: сайт Екатеринбургской епархии  Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Люди добрые, монастырь, к сожалению, сгорел и сейчас он не существует. 25 августа 2013. Да, к сожалению, сгорел. Об этом мне вчера рассказала бывшая насельница - монахиня Амвросия (была инокиней Евфросинией). Из-за того, то сгорел монастырь, сестры разошлись по разным монастырям. Помоги нам, Господи, возрождать храмы и монастыри!

http://sobory.ru/article/?object=23215

В 1907 г., благодаря стараниям Белогорских насельников, был возобновлён женский Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский монастырь (д. Бахаревка Пермского уезда) 31 мая 1907 г. мама инока Серафима Александра Петровна Кузнецова была пострижена в монашество с именем Анастасия, и её определили в новооткрытый Бахаревский монастырь «В отчёте женского Бахаревского монастыря за 1913 год указано, что служба совершалась применительно к Белогорскому чинопоследованию и порядку» Позднее у обители появился свой скит. «В июне 1915 г. по инициативе иг. Серафима началось строительство Шамарского Елисавето-Мариинского женского миссионерского монастыря в память пребывания на Пермской земле Великой княгини Елисаветы Феодоровны» в честь ее небесной покровительницы (ныне ж/д станция Шамары Свердловской области) Устроительницей обители была назначена монахиня Пелагия (Мария Силина) из Бахаревского женского монастыря. Точное количество обителей установить трудно, в основании, в открытии, в возрождении которых иг. Серафим принимал участие. Чтобы получить полную и достоверную информацию по этому вопросу, необходима более кропотливая работа в архивах, которая связана с изучением жизни и трудов игумена как в России, так и за её пределами. Дом Романовых и игумен Серафим (1910–1917) 8 декабря 1910 г. настоятель Белогорской обители архимандрит Варлаам и Скитоначальник иеромонах Серафим были удостоены чести быть принятыми императором Николаем II и цесаревичем Алексеем Николаевичем. Труды о. Серафима не остались не замеченными и Царской семьёй, ещё в 1908 году Ея Величество Государыня Императрица Александра Феодоровна благодарила Белогорского иеромонаха за «отпечатанные речи» Во время аудиенции императору и его наследнику были переданы: икона святителя Николая Чудотворца, книги об истории Белогорского монастыря и фотоснимки обители. Скитоначальник возложил на Наследника серебряный крест на цепочке с частицами мощей св. Иоанна Предтечи, св. вмч. Георгия и частицей Животворящего Древа Креста Господня. Монарху о. Серафим преподнёс десять книг своих печатных трудов Судя по всему, среди этих трудов мог быть и сборник из трёх томов «Монашеских уставов».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Храм Пресвятой Троицы (Шамары) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Пресвятой Троицы в поселке Шамары деревянный, простой архитектуры, возведен в 2013-2019 годах. В 2012 была выстроена отдельно стоящая деревянная колокольня. На приходе хранятся частицы святых мощей великих угодников Божиих. Содержание История [ править править код ] В 1921 году, когда началась ликвидация монастырей, все здания близлежащих храмов и монастырей стали перевозиться в поселок Шамары. Из Липовской церкви (Елисавето-Маринский женский монастырь) построили школу на 16 учащихся, из церкви Козьяльского монастыря – кинотеатр (на этом месте начато строительство нового храма Пресвятой Троицы). Церковь Коптело-Шамарского монастыря послужила основой для возведения поселкового совета. Из остальных монастырских построек строили жилье и другие объекты. В 1995 году в Шамарах был образован приход во имя Пресвятой Троицы. Прихожане Лигенченко М., Банникова О., Мельникова Т., до образования прихода ездившие на службы в с. Плотниково (Пермская область), принесли икону Пресвятой Троицы, подаренную Прокопьевским храмом – поэтому приход и был назван в честь иконы Пресвятой Троицы. Икона эта и сейчас лежит на аналое в храме. Зарегистрирован был приход 25 января 1996 года. Основателем и устроителем прихода был Константин Шамарин, старостой храма и казначеем – Юрий Владимирович Полуэктов. Первоначально собирались для молитв в разных частных домах. Позднее службы стали проводить в здании школы начальных классов по улице Южная, переданного Шамарским леспромхозом приходу. Совершать службы приезжали священники из других приходов. Богослужения проводились по понедельникам. Так как здание прихода было старое и холодное, то по просьбе прихожан начали проводить сбор денег для приобретения пригодного для богослужений здания. В 2003 году было куплено и отремонтировано здание по улице Ленина, дом 5а. 16 декабря 2004 года приход во имя Пресвятой Троицы был зарегистрирован. Тогда же был заложен фундамент алтаря. На закладку камня в алтаре приезжал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Пресвятой...

Шамары. Вознесенский мужской монастырь. Церковь Вознесения Господня. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Вознесения Господня Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1909. Год утраты:1918 Адрес: Свердловская область, Шалинский район, п.Шамары Координаты: 57.347437, 58.2242 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревня Шамары теперь называется Коптело-Шамары, а нынешние Шамары — это пристанционный посёлок, в котором в начале века было лишь пару десятков домов. Мужской монастырь располагался около д. Коптело-Шамары. Место известно. Вл. Андриан в 2004 году поставил крест на месте монастырского храма. Епископ Антоний, сам прошедший серьезную “монастырскую школу”, активно принялся за устройство новых старообрядческих обителей. Так, в Пермской губернии, в нескольких верстах от станции Шамары Урминской волости Кунгурского уезда, на рубеже XIX и XX вв. им были основаны два монастыря – женский Успенский и мужской Вознесенский (ставший резиденцией владыки). Скиты в урминских и шамарских лесах существовали уже в конце XVIII в., когда Кунгурский уезд был прибежищем беглопоповцев и поморцев. Во второй половине XIX в. Урминская волость стала одним из центров белокриницкого согласия на западном склоне Уральских гор. К началу XX в., например, из 230 жителей д. Шамары (вместе с д. Коптелы) около трети придерживались “австрийского толка”. Удаленность от крупных населенных пунктов (а следовательно, от начальства) делала эти места чрезвычайно удобными для строительства монастыря. Первые известия о желании епископа Антония устроить здесь старообрядческую обитель относятся к 1902 г., когда на имя пермского губернатора А. П. Наумова поступила анонимная записка от одного из сторонников Белокриницкой иерархии. В этом документе неизвестный “австриец” пытался доказать, что жалоба епископа Пермского Иоанна (Алексеева) “на нашего епископа Антония, проживающего в Урминской волости в деревни Шамарах, буть-то-бы он строит какой-то монастырь – выдумка и пустые сплетни”. Автор записки уверял, что “постройку ведет Сисой Харитонов Попков. Он строит две крестьянские избы, связанныя одними сенями на своей усадьбе и на свое изживение и для своей надобности, как у него два сына”.

http://sobory.ru/article/?object=36888

   001   002     003