В иконописи известны изображения З. с избранными святыми: на ранней синайской иконе «Свт. Николай Чудотворец и прп. Зосима Палестинский» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) святые изображены фронтально в рост, руки З. сложены перед грудью в молитвенном жесте ладонями вовне; на 2-сторонней (?) иконе «Вмц. Екатерина, святые Зосима и Мария Египетская» (2-я пол. XIV в., Византийский музей, Афины); на иконе «Вмц. Екатерина, с праздниками» (сер. XVI в., ГТГ) преподобные З. и Мария показаны в составе клейм с двунадесятыми праздниками (Рождество Богородицы, Рождество Христово, Успение Богородицы), обрамляющих средник слева и справа; на иконе «Чудо вмч. Георгия о змие» из ц. Покрова Пресв. Богородицы пос. Сынтул Касимовского р-на Рязанской обл. (XVI в., ГТГ) З. включен в композицию вместе со святыми Флором и Лавром. Сцена причащения З. прп. Марии, где З. представлен с чашей в левой покровенной руке и со лжицей в правой, приобрела характер самостоятельной композиции (вне Жития святой). Наиболее ранний пример изображения известен в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (X в.). Эта сцена была популярна в росписи храмов в Каппадокии: в капелле св. Василия в Гёреме (сер. X в.) - причащение З. прп. Марии помещено в жертвеннике между композициями «Ангел в поединке с бесом» и «Гостеприимство Авраама» (прообраз Евхаристии), что может быть истолковано как возможность приобщения Св. Таин через покаяние (пустыннический подвиг прп. Марии) ( Лифшиц, Сарабьянов, Царевская. 2004. С. 765); в ц. «Большая голубятня» (св. Архангелов) в Чавушине, Каппадокия (между 963 и 969); в Кылычлар-Кушлук-килисе (капелла 33) в Гёреме, Каппадокия (XI в.); в ц. св. Евстафия в Гёреме (капелла 11) (кон. XII - нач. XIII в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Эта композиция включалась в роспись храмов (особенно монастырских) с XII в. до поствизант. времени, напр.: на алтарных пилонах в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), рисованную рамку, отделяющую композицию, художник обыграл как опору для посоха З., на к-ром висит плетеный кошель с крышкой, очевидно предназначенный для переноса Св. Даров; на стене наоса в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192); в ц. св. Стефана в Кастории, Греция (XII в.),- на сев. стене (рядом с лестницей на хоры); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Мелётове, Псковская обл. (1465); в кафоликоне вмч. Георгия Победоносца мон-ря св. Павла на Афоне (1555); в кафоликоне св. Архангелов мон-ря Дохиар на Афоне (1568). Др. сцены из Жития прп. Марии взамен указанной встречаются в росписи редко. Так, прп. Мария, подходящая под благословение З., показана на фреске ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (80-е гг. XIV в.) - в сев.-зап. камере под хорами на сев. склоне и сев. стене.

http://pravenc.ru/text/200017.html

А. А. Лукашевич Иконография В. принадлежит к числу особо почитаемых святых жен, изображения к-рых были распространены в визант. искусстве. Один из первых сохранившихся ее образов представлен на фреске в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под к-рым виден плат. В визант. искусстве иконография В. сложилась к X в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке, как на обороте двухсторонней иконы 2-й пол. XIV в. с изображением Богоматери Одигитрии на лицевой стороне (нач. XV в. Византийский музей, Фессалоника). Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской ц. свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. «Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых» (мон-рь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., «Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых» (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон В. может быть представлена, как и др. святые жены, в мафории (на серебряном кратире, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы «Богоматерь Знамение» (?), 1-я пол. XIII в. (Дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон нач. XIX в. (ЦМиАР)) или с золотой повязкой на голове, как на иконе с поясным изображением В. (кон. XV в., круг Дионисия, некогда храмовая икона мон-ря во имя В. в Волоколамске, ныне СПГИАХМЗ). Вмц. Варвара. Правая створка Пельского алтаря. Ок. 1400 г. (Баварский нац. музей. Мюнхен) Вмц. Варвара. Правая створка Пельского алтаря. Ок. 1400 г. (Баварский нац. музей. Мюнхен) Изображения: в каппадокийских храмах - в ц. Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.; в Чанлы-килисе в Акхисаре, XI в.; в ц. Варвары в Соганлы, 2-я пол. XI в.; а также - в нартексе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе св. Софии Киевской, 1037-1045 гг.; в ц. св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в ц. вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в ц. вмц. Варвары в Киприотианике на о-ве Китира, кон. XIII в.; в ц. св. Апостолов (Спаса), в Печской Патриархии (Сербия, Косово и Метохия), сер. XIII в.; в ц. Панагии в Пурко на о-ве Китира, кон. XIII в.; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки), кон. XIII - нач. XIV в.; в ц. св. Димитрия в Пурко на о-ве Китира, нач. XIV в.; на юго-зап. столпе в ц. Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; на сев. стене ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г.; на миниатюрах Минология (Охоп. Bodleian. F. 1. Fol. 19v, 1327-1340 гг.) и в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 58, 89 об.).

http://pravenc.ru/text/154091.html

Сщмч. Петр I Александрийский. Роспись ц. Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 г. Фотография. 2014 г. Фото: Anieta/Wikimedia Commons В церкви 4 (св. Иоанна) в Гюлл-Дере, близ Чавушина (1-я четв. X в.?), в апсиде П. изображен с деятелями IV в.- обличителями ереси Амфилохием Иконийским и Евсевием Самосатским. Фронтально в рост, слева от престола, за сщмч. Климентом, чья память празднуется в тот же день, П. представлен на мозаике собора Санта-Мария-Нуова в Монреале, Палермо (1183-1189), причем большинство св. епископов на алтарной мозаике имеют сходный облик, уподобленный ап. Петру. С литургическим свитком, развернутым вверх, за свт. Григорием Богословом, П. показан в композиции «Поклонение Жертве» (слева от престола) на фреске ц. св. Андрея на Треске (1388-1389, мастер митр. Иоанн). В кафоликоне мон-ря Грачаница (ок. 1320) его поясная фигура с развернутым свитком в руках находится слева от престола в развороте. В ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18), прямоличное поясное изображение П. с кодексом в обеих руках входит в композицию «Поклонение Жертве» (справа от престола, вслед за ростовой фигурой сщмч. Игнатия Богоносца, но выше его на полголовы). Над композицией «Поклонение Жертве» расположен прямоличный поясной образ П. (вместе со свт. Афанасием Афонским и архид. Стефаном), в некрещатой фелони в росписи храма мон-ря близ Рамача, Сербия (ок. 1395), и т. д. Вариант еще одного иконографического решения жертвенной темы представлен в ц. Пресв. Богородицы Расиотиссы в квартале Сервиоти в Кастории (ранний XV в. или кон. XV - нач. XVI в.): в апсиде - «Служба св. отцов», в жертвеннике видение П. помещено рядом с изображением Христа во гробе. В росписи Георгиевской ц. в Хырлэу, Румыния (1492), композиция на сюжет видение П. размещена в жертвеннике, рядом - Христос во гробе и «Жертвоприношение Авраама»; тот же выбор сюжетов в жертвеннике - в ц. св. Апостолов в квартале Елеусы в Кастории (1547 , мастер Онуфрий; в алтаре - «Поклонение Жертве»). В храмах Афона образ П. часто помещается в арке прохода из алтаря: в сев.-вост. компартименте вимы собора в Протате (ок. 1290, мастер Мануил Панселин), в юж. компартимент в кафоликоне мон-ря Ватопед (кон. XIV - нач. XV в.), в сев. компартимент в парекклисионе кафоликона мон-ря Пантократор (кон. XIV - нач. XV в.) (см.: Τουτς, Θουστρης. 2010. Σ. 55, 152, 327). Известны и др. примеры размещения образа П., напр., в росписи Новой Токалы-килисе (2) в Гёреме, Каппадокия (кон. X в.),- на одной из арок колоннады в поперечном коридоре, наряду с образами разных чинов святости.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

Росписи базилики св. Иоанна Крестителя в Чавушине, отличающиеся сложной программой, скорее всего были выполнены в неск. этапов (Жоливе-Леви). К наиболее раннему времени (VI в.) относится большой рельефный крест в медальоне, высеченный в центре апсиды над горним местом. По сторонам креста находятся плохо сохранившиеся живописные изображения поклоняющегося ангела и фронтально представленного св. Иоанном Предтечей с надписью: «Ηο[αν]νης ω Βαυ[τιστις]». Это изображение дало известное сегодня название базилике. Главная тема ее росписи - прославление Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия - представлена фресками в вост. части центрального нефа (апсида и вима) (VII-VIII вв.). В верхнем регистре апсиды - триумфальная композиция «Христос во славе», характерная для ранневизант. искусства. Роспись сохранилась с большими утратами. В центре - изображение Иисуса Христа на троне, окруженного ореолом славы, с символами Евангелистов. На склонах стены находятся шестикрылый серафим и херувим-тетраморф, а также 4 величественные фигуры архангелов в хитонах с клавами и в гиматиях. В небольших медальонах изображены солнце и луна в виде античных олицетворений - солнце в облике юноши в красном, луна - в облике женщины в мафории, украшенном белыми звездами,- это типичный мотив каппадокийских храмовых росписей, часто встречающийся в алтарной зоне. В среднем регистре в центре - рельефный крест и представлены фигуры в рост, в наст. время они почти утрачены. Замыкают этот регистр 2 композиции: на севере - «Крещение Господне», на юге - «Преображение Господне». В апсиде обе сцены, свидетельствующие о Божественной природе Иисуса Христа, в сочетании с теофаническим видением вневременной славы Божией раскрывают богословское содержание росписи алтаря, иллюстрирующей догмат о Воплощении Бога. В этот контекст включены также композиции на вост. стене нефа: слева от алтарной арки - «Распятие Иисуса Христа», справа - «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне». На алтарной арке в цепочке медальонов представлены пророки, в центре пророческого ряда - медальон с изображением Божественной десницы. Такая программа характерна для мн. церквей К. в VII-IX вв. Стены в вост. конце нефа украшены циклами из жизни Иисуса Христа и св. Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

До нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии. В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны. На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин. Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год). Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Усекновение главы Иоанна Предтечи Нет судьбы более величественной и более трагичной — Усекновение главы Иоанна Крестителя Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас. Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, - быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк - это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? - и пророк встал и сказал: Меня, Господи...

http://foma.ru/11-sentyabrya-2013-usekno...

И. особенно почитали в Каппадокии, поэтому самые ранние и самые многочисленные его изображения в монументальном искусстве дошли во фресках каппадокийских пещерных храмов. Часто его образ помещали в центральной апсиде вместе с изображениями святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Мирликийского или на арке, ведущей в апсиду, со свт. Спиридоном Тримифунтским. Изображения И. сохранились в Кылычлар-килисе, ок. 900 г. (на склоне арки, ведущей в апсиду, напротив свт. Спиридона Тримифунтского); в Айвалы-килисе в Гёреме, между 913 и 920 гг. (в юж. приделе, с юж. стороны, между свт. Григорием Богословом и свт. Спиридоном Тримифунтским); предположительно (по мнению Ж. Жерфаниона) в Балкан-Дереси 4 (ц. ап. Петра и Павла), 1-я пол. X в. (над алтарной нишей; оплечно, с епископским омофором); в Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в. (в поперечном проходе, на нижней части внутренней стороны одной из колонн, среди др. епископов; с седой бородой); в «Большой голубятне» (ц. св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг. (с коричневыми волосами и бородой); в Дирекли-килисе, 976-1025 гг. (в главной апсиде, с сев. стороны, рядом со св. Власием); в Карабулут-килисе, в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в. (в нижнем регистре в апсиде, рядом со свт. Григорием Богословом; в желтой фелони); в Эльмалы-килисе в Гёреме, 3-я четв. XI в. (в апсиде, крайним с юж. стороны; его фигура, как и фигуры еще 4 епископов, вписана в арку; он представлен благословляющим правой рукой, в левой держит Евангелие); в Чарыклы-килисе, сер.- 3-я четв. XI в. (с юж. стороны главной апсиды, под декоративной аркадой, среди др. святителей; как и все, с омофором); в Каранлык-килисе, 3-я четв. XI в. (в апсиде; с седыми волосами и бородой); в ц. св. Феодора в Тагаре, XI в. (в апсиде, вместе с другими отцами Церкви); вероятно, в ц. Сорока мучеников Севастийских (Алты-Пармак-килисеси) в Шахинефенди, 1216-1217 гг. (в юж. апсиде, в медальоне; с седыми волосами и бородой); в Безирана (Безирхане)-килисе близ Белисырмы, 2-я пол. XIII в. (в апсиде, вместе с др. святителями).

http://pravenc.ru/text/673743.html

gr. 64. Fol. 64v, нач. XI в.) и является одним из наиболее популярных эпизодов житийного цикла И. П. (свод визант. памятников с изображением «Крещения народа» см.: Κατσιτη. 1998. Σ. 97-99). Композиция обычно включает И. П., совершающего крещение, людей, к-рые стоят в водах Иордана, а также группу иудеев, ожидающих крещения на противоположном берегу (в кратком варианте - без нее); иногда использовались жанровые мотивы. Данная схема соответствует описанию композиции «Собор св. Иоанна Предтечи» в новгородском иконописном подлиннике XVI в.: «Иван Креститель... В реце народы седаты и руси и млады и отроцы. А иный отрок ринулся в реку низ главою, в порцех, а иный отрок снимает с себя платие на край реки» (Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку XVI в. М., 1873. С. 60). Композиция «Крещение народа» могла также совмещаться с эпизодом оглашения крещаемых: на иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 20 клеймах» из ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) (ок. 1551, ЯМЗ) И. П. обращается к стоящим в воде людям с благословляющим жестом, левой рукой он держит развернутый свиток с текстом проповеди. На минейных иконах в XVI-XVII вв. композиция «Крещение народа» обозначалась как икона праздника Собора св. Иоанна Предтечи: на т. н. Ватиканском пентадиптихе (комплекте минейных икон с рус. надписями, кон. XVII в., Ватиканская пинакотека); на фрагменте додекадиптиха за дек., янв. и февр. (XVII в., из собрания Н. П. Лихачёва); на минейной иконе из собрания КДА (XVII в.) и на мн. др. Иконография «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи» восходит к ранневизант. эпохе: миниатюра из Александрийской хроники (ГМИИ. 310/8, IV-VI вв.) и фрески ц. св. Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии (сер.- 2-я пол. VII в. или VIII-IX вв.). В послеиконоборческий период сложились особые, страстные, циклы жития И. П., основной композицией которых была сцена казни святого: на фресках ц. св. Георгия в Панийиристре в Лаконии (2-я пол. Х в.); в росписях ц. Епископи на о-ве Санторин (Тира), Греция (ок.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Кондакарий. С. 85), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Χειροθετομενος σοφ (Рукоположенный, мудре) с икосом (Там же. С. 99), Βρος τ το σαρκου (Тяжесть плотского) (Там же), 4-го гласа     (Там же. С. 250), Αποστλων σνθρονος (Апостолов сопрестольник) с икосами (Там же. С. 53 (отд. паг.)), 1-го гласа Τ θερμτατα τς θεκς σου τλμης с икосами, составляющими акростих Ασμα (Песнь) (Там же. С. 74 (отд. паг.); этот кондак в слав. пер.-         - известен по ркп. XI в.; см.: Там же. С. 246); дополнительные икосы (Там же. С. 84, 98). Е. Е. Макаров Иконография В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- Ерминии Дионисия Фурноаграфиота описание облика И. Б. представлено в разд. «Святые иерархи»: «Старец с длинною бородою, говорит: Господи Вседержителю, едине святе…» (Ч. 3. § XIII. 11) (Ерминия ДФ. С. 160). В рус. иконописных подлинниках (XVIII в.) сводной редакции практически идентичные описания облика святого даны под 29 янв.- в празднование перенесения мощей И. Б. и под 20 дек.- в день памяти И. Б., где сказано: «Подобием сед, брада долга по персем, ризы святительская, крестечная, киноварная, испод лазорь с белил, в левой руке образ Спасов, правая благословенна» (цит. по: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 260). Раннее изображение И. Б. без омофора представлено на фреске из кафедрального собора в Фарасе (Египет; ок. 760; ныне в Национальном музее в Хартуме). В составе 14 святителей И. Б. был изображен на несохранившейся мозаике в тимпане наоса собора Св. Софии в К-поле (ок. 878; известно по рис. Г. Фоссати). В программе росписи церквей Каппадокии изображения И. Б. немногочисленны и в ряде случаев атрибутируются предположительно, напр. в апсидах храмов: св. Иоанна Крестителя в Чавушине (юж. капелла, VII-IX вв.); Кылычлар-килисе 29) в Гёреме (X в.); Айвалы-килисе в Гёреме (между 913 и 920). В системе росписи визант. храмов начиная с XI в. образ святого устойчиво встречается в алтарной зоне: в юж. парекклисионе кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.); в ц. св. Николая (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии, Кипр (XI в.),- в паре со свт. Григорием Акрагантским; в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06),- под изображением Евхаристии, крайний справа со святителями Иоанном Златоустом и Николаем Чудотворцем; в ц. Спаса Преображения на Нередице (1199) поясное изображение И. Б. в медальоне завершало с юж. стороны (4-й регистр) святительский чин в алтарной апсиде (парное ему - изображение свт. Анфимия Никомидийского). На фреске Мануила Панселина в ц. Успения Пресв. Богородицы в Протате на Афоне (нач. XIV в.) И. Б. изображен рядом со сщмч. Дионисием Ареопагитом.

http://pravenc.ru/text/Игнатий ...

Нерукотворная крепость Учхисар высотой 60 метров возвышается почти на 1400 метров над уровнем моря. Эта испещрённая изнутри ходами и оконцами бывшая военная крепость — самая высокая точка в округе, в прошлом — идеальный наблюдательный пункт, сегодня — одна из лучших смотровых площадок. Лучше неё — только вид, который открывается с воздушного шара. Прогулка на воздушном шаре, который поднимается на высоту 800 метров — одно из самых популярных развлечений здесь. Существует порядка 20 компаний, конкурирующих за возможность покатать туристов. Каждое утро перед рассветом в воздух взмывают десятки шаров — это очень занятное и красивое зрелище. Невшехир, областной центр, зачастую служит лишь перевалочным пунктом в путешествии к сказочным долинам Каппадокии. Однако это именно та Нисса, которая угадывается в имени Григория Нисского. Здесь также есть музеи и есть на что посмотреть. Однако сегодня это всё-таки город с одинаковыми фасадами домов и активным дорожным движением, и старину здесь нужно специально выискивать. Когда же попадаешь в деревенскую Каппадокию, удивительные места поджидают на каждом шагу. Городок Аванос — центр гончарного ремесла. Здесь каждая дверь ведёт в гончарную мастерскую-магазинчик. Дело в том, что Аванос лежит на реке Кызылырмак (в переводе «красная река»), которая знаменита своей красной глиной. Это самая длинная река в Турции, и гончарство здесь процветало ещё с хеттских времён. Так что корни потомственных ремесленников уходят вглубь тысячелетий. Прогулявшись из Гёреме пешком до селения Чавушин, можно встретить сразу несколько красивостей: заброшенный скальный город, покинутый из-за обвалов, каменные грибы необычной формы, церковь Иоанна Крестителя (V–VI bek), которая считается одной из самых старых. Пашабаг — возможно, самое красивое «грибное» место. Каменные изваяния здесь высоки и величественны, на одной ножке встречаются две, а то и три грибные шляпки, именно здесь по характерным слоям «гриба» легко проследить геологические трансформации. Пашабаг ещё называют «Долиной монахов»: отшельники выдалбливали в «грибах» келии на высоте 10–15 метров, где уединялись для молитвы. Здесь в одном из «грибов» вырублена часовня Симеона Столпника, который служил образцом аскезы для монашества. Современное использование «грибных» помещений вызывает улыбку: в одном из них обосновался полицейский участок.

http://pravmir.ru/kappadokiya-drugaya-tu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Гёреме [тур. Göreme], долина (и населенный пункт в иле Невшехир) в центральной части М. Азии, в Каппадокии (на территории совр. Турции), где сосредоточено множество пещерных храмов визант. времени; впосл. это название распространилось на близлежащие селения, его получил и музей, основу к-рого составили храмы, находящиеся как в этой долине, так и в соседних более мелких долинах и в отдельно стоящих конусообразных скалах (конусах). Вид на комплекс Гёреме Вид на комплекс Гёреме Расположенное у входа в долину Г. поселение Матиана (совр. Мачан) известно с античного времени как место захоронения (найдены 15 античных погребений и некрополь рим. времени). С раннехрист. эпохой связывают имя одного из жителей Матианы, мч. Иерона, пострадавшего при имп. Диоклетиане (см. ст. « Мелитинские мученики, 33 »; о мученичестве и чудесах известно из рукописного источника каппадокийского происхождения, относящегося к 515). Рука мч. Иерона стала местночтимой святыней, была положена в апсиде базилики св. Иоанна Предтечи в Чавушине; происходившие от нее чудеса привлекали большое число паломников. В VII-VIII вв. рядом с базиликой были основаны 2 погребальных храма, возникли монашеские поселения. В средневек. период (X-XI вв.), после запустения, связанного с набегами арабов и длившегося в течение неск. веков, эти места вновь стали заселяться монахами, возобновилось паломничество (Матиана в это время упом. как резиденция епископа). На территории Г. обнаружено и описано ок. 40 храмов с росписями визант. времени, в основном X-XI вв. Строительство Нов. Токалы-килисе (Гёреме 7; 950-960 гг.), донаторами к-рой была семья имп. Никифора Фоки, стало также одной из причин известности монашеского центра в Г.; увеличилось количество храмов с росписями, заказчиками к-рых были представители местной аристократии. Пещерные храмы Гёреме Пещерные храмы Гёреме Церкви Г. вырублены в скальных массивах или в отдельно стоящих конусах. Все без исключения храмы и часовни повторяют в интерьере формы визант. архитектуры, наиболее часто встречаются базиликальные 1-нефные, 2-нефные, 3-нефные, перекрытые цилиндрическими сводами, с 1 или 3 апсидами; храмы типа свободного или вписанного креста в плане (крестово-купольные, 4-столпные или 4-колонные) с главным куполом над средокрестием и малыми куполами над угловыми ячейками; входы в храмы часто оформлены слепыми аркадами.

http://pravenc.ru/text/164937.html

   001   002     003