О некоторых типах христианских построек этого периода в К. есть сведения в творениях каппадокийских отцов Церкви IV в. Можно отметить существование мартириев, видимо, октогональной формы (мартирий в Ниссе), описанных святителями Григорием Нисским и Григорием Богословом. К кон. IV в. в Кесарии упоминается 6 мартириев. При свт. Василии Великом там же была возведена базилика. Тем не менее до нач. V в. в К. христианская архитектура развивалась сравнительно медленно. Близ Шахинефенди (греч. Совес) была раскопана рим. вилла, вероятно, кон. IV в. с мозаичными полами вокруг центрального внутреннего двора. Небольшая часовня была пристроена ко двору позже, возможно в VI в. За пределами виллы обнаружены христ. захоронения и комплекс терм также, видимо, IV в. Аркада в ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине. V в. Аркада в ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине. V в. В основном IV век представлен сохранившимися некрополями. Высеченные в скалах гробницы были изучены в Мазыкёй, Гёреме , на дороге между Джемилем и Соганлы, в Озюгюзель. Указаний на то, что они оставлены христианами, нет, хотя некоторые из некрополей позднее использовались для захоронений христиан. Хорошо сохранившийся римский мавзолей IV в. в Шаре (греч. Комана) позволяет судить о развитии более поздних христианских конструкций. Кызыл-килисе в Сиврихисаре. Сер. VI в. (?) Кызыл-килисе в Сиврихисаре. Сер. VI в. (?) К V в. можно отнести ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине. Это аккуратно высеченная скальная базилика. Ее центральный неф отделен от боковых приделов аркадами, аркада украшала и фасад нартекса. В интерьере подковообразной в плане апсиды - высеченные в скальном массиве престол, синтрон и одноступенчатая скамья. В центре, практически под алтарем, находится крестообразная крипта, врезанная в скальный пол. Эти особенности, а также небольшой размер базилики сближают ее со Студийской базиликой в К-поле (сер. V в.). Однако в Чавушине сев. придел, вероятно, был отделен от нефа перилами и завершался алтарем, а юж. придел, гораздо более широкий, открывался в подсобные помещения, расположенные к востоку.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Самым торжественным моментом в жизни христианской общины было принятие новых членов через крещение, сопровождавшееся первой для них Евхаристией, участием в таинстве причащения. Поэтому древнейшие чины литургии или связаны с крещением, или являются праздничными, воскресными богослужениями. Крещение приурочивалось обыкновенно к празднику Воскресения Христова (Пасха) и совершалось накануне в Великую Субботу за литургией. На собраниях читалось Слово Божие (тексты из книг Ветхого Завета и Евангелий), пелись псалмы и вспоминалась Вечеря Господня в преломлении хлеба и причащении из общей чаши. Состав чтений установился уже к концу первого или к началу второго века после включения в него Евангелий и посланий апостолов. Кроме книг, входящих теперь в состав Библии, читались послания св. Климента Римского (ум. 101 г.) и некоторые другие. Текст новозаветных книг окончательно установился очень рано. В 30-х годах 20 века были найдены отрывки Евангелия от Иоанна начала второго века, которые были уже переписаны в Египте для употребления в местных христианских общинах. Древнейшая молитва над чашей и преломленным хлебом, находящаяся в «Дидахи», гласит: «Как отдельные части этого хлеба, разбросанные по горам, были собраны, чтобы стать единым целым, да будет собрана таким же образом и Твоя Церковь от всех пределов земли в Твоем Царствии, ибо Твоя есть слава и могущество чрез Иисуса Христа во веки». В «Дидахи» приведены также благодарственные молитвы после трапезы: «Благодарим Тебя, Отче Святый, о имени Твоем святом, обитающем в наших сердцах для знания, веры и бессмертия, которые Ты открыл нам чрез Господа Иисуса. Слава Тебе во веки». «Помяни Господи и сохрани Церковь Твою от всякого зла и сделай ее совершенной в Твоей любви. Собери ее от четырех ветров, в Церковь , освященную во царствии, которое Ты уготовал ей. Ибо Твое могущество, сила и слава во веки». В «Дидахи» находится и древнейший чин Таинства Крещения. «Совершайте крещение таким образом: после молитв крестите во имя Отца и Сына, и Святого Духа в проточной воде. Если нет проточной воды, крестите в любой. Если нет холодной, крестите в теплой, если не хватает ни той, ни другой, крестите, возливая три раза на голову во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Надо, чтобы крещаемый и крестящий постились до крещения. Прикажи крещаемому поститься день или два до этого». Таким образом, мы имеем из этой древней эпохи не только указания на последование крещения, но и на подготовку к таинству через пощение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Отметь еще, что все апостольские правила, касающиеся крещения, упоминают только о епископах и пресвитерах, поскольку лишь у них есть право крестить, но не у диаконов и каких-либо других клириков. Правило 50 Если епископ или пресвитер совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, преподаваемое в смерть Господа, да будет извержен. Ибо не сказал Господь: «В смерть Мою крестите», но: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ). (II Всел. 7.) Толкование В таинстве святого крещения крайне необходимы и всегда совершенно обязательны три вещи: освященная вода, троекратное погружение в воду и восстание из нее и призывание трех Пребожественных Ипостасей. В предыдущем 49-м правиле божественные апостолы установили троекратное призывание и научили тому, какие мы должны произносить имена и в каком порядке. В настоящем же 50-м правиле они в свою очередь устанавливают три погружения и восстания, которые, как мы сказали, необходимы [ 442 ] в самом точном смысле этого слова и являются составляющими истинного православного крещения. Действительно, без них крещение не только не состоится, но и вообще не может называться крещением. Ибо если слово «крестить» (βαπτζω) означает то же самое, что и более обыденное слово «погружать» (βουτ), следовательно, от окунания в воду, иными словами, от трех погружений (βουτματα), или «крещений» (βαπτσματα), оно и называется погружением (βοτημα) и крещением (βπτισμα), а не от чего-либо другого. Но давайте посмотрим, что в точности определяют апостолы. Тот епископ или пресвитер, который в едином таинстве крещения не совершит трех «крещений», или трех погружений, но только одно погружение, совершаемое якобы в одну смерть Господа, да будет извержен (обрати внимание на то, что это апостольское правило пророчески опровергает измышление Евномия, который первый ввел одно погружение в крещении, как мы уже говорили, а может быть, и другие еретики делали это во времена святых апостолов). Ведь не сказал Господь нам, апостолам Своим, когда посылал нас на проповедь: «В смерть Мою крестите», нет, но сказал: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, т. е. крестите их в три погружения и восстания и при каждом погружении последовательно призывайте одно из имен Святой Троицы. Через одно погружение-восстание ни тридневная смерть Спасителя ясно не изображается, ни таинство и познание Божественной Святой Троицы вполне не обнаруживается. Значит, такое крещение, поскольку лишено богословия и домостроительства воплощения, нечестивейшее и в высшей степени злославное. А через три погружения-восстания и ясно возвещается вера в Святую Троицу, и в то же время изображаются тридневная смерть, погребение и воскресение Спасителя. И следовательно, благодаря им наше крещение выражает два первейших догмата исповедуемой нами православной веры, я разумею догматы , богословствующие о животворящей Троице и домостроительстве воплощения Слова Божия. Правило 51

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

От 3-стороннего обхода остались стены только сев.-зап. части до пяты свода. Здесь кроме пилястр сохранились арки стен, опирающиеся на полочные импосты. Одна арка выведена двойной кладкой: внутренняя часть - из пемзового камня, наружная - из мелких камней. Использование пемзового камня в др. местах не отмечается. Южный и северный участки обходов не имеют апсид. Кроме этого, как показала частичная расчистка памятника, с юга не выделен жертвенник. Перекрывающие своды узких и длинных помещений опирались на стенные арки, своды были укреплены опорными арками. Три глубокие арки зап. части юж. обхода возведены высокими узкими каменными плитами. Они опираются на выступающие полочные импосты. С запада, на 3-й пилястре, сохранился кронштейн, к-рый был предназначен для опорной арки свода. Кронштейн 3-ступенчатый, нижняя ступень округленная. Пилястры и арки построены вплотную к стене. Данный способ строительства обхода встречается и в др. местах. Пилястры сев. обхода более плоские, чем пилястры юж. обхода. Фасады Н. полностью утрачены, сохранились только подземные части. Представление о внешнем виде стен дает сев.-зап. угол обхода. Отделка стены довольно неровная. В отличие от внутренней отделки здесь местами использованы большие квадры. В юго-вост. углу церкви сохранился цоколь, который состоит из 2 высоких ступеней. Для восстановления пространственных форм памятника исходными точками являются аркада обхода и уровень кронштейна опорной арки свода, сохранившиеся с южной стороны. С помощью этих элементов частично удается восстановить высоту обходов и, исходя из этого,- самой средней церкви в целом. Средняя церковь была окружена единым неразделенным обходом. Главный вход был расположен с зап. стороны. Юж. дверь - более узкая, она выполняла роль дополнительного входа. Узкое и длинное, развивающееся с запада на восток пространство церкви заканчивается на востоке глубокой апсидой, что придает большую выразительность всему интерьеру. Пилястры и арки на южной и северной стенах создавали четкое членение пространства. Пара западных ниш вместе с предполагаемым функциональным предназначением имела также и художественное значение. Эта полукруглая, изначально, очевидно, увенчанная конхами, скользкая поверхность экседр переходила через ступенчатые пилястры и в вост. плане вместе с 4-угольными нишами служила ритмической смене элементов распределения пространства. Т. о., архитектурный образ внутреннего пространства, созданный с помощью резко очерченных элементов, выражает художественные искания его создателя. Обход тоже не остался без внимания мастера. Глубокая аркада юж. участка и профилированный кронштейн для решения внутреннего пространства - показатели творческого подхода зодчих.

http://pravenc.ru/text/2564826.html

Из Кенавата мы прошли в Атиль (др. Athila), замечательный развалинами двух храмов: одного храмика с чудным резным порталом (фот. 409, табл. XVI), совершенно того же характера, что двери в Кенавате и порталы Сиаха, следовательно, также II века по Р. X.; пилястры портала украшены сильно выпуклыми завитками аканфового побега с розетками внутри (их тип всего лучше сохранился на куске портала другого храма, фот. 406), которых лепестки приподняты над фоном и причудливо выгнуты, как на живом цветке; по сторонам портала две ниши обрамлены великолепными резными косяками, на одном крупный меандр, как в Кенавате. В самой средине храма выведена высокая аркада, остаток бывшей здесь христианской церкви: в замке арки вложена плита с орнаментальным крестом. Во дворе жилища, прилепившегося к храму, нашлось много барабанов колонн, надписей и кусков, между которыми замечателен карниз, украшенный розетками, которых лепестки как бы закручены сильным движением. Этот орнамент особенно любопытен, потому что часто встречается в варварских древностях IV–IV в. по Р. X. – здесь он является ранее Европы. Другой большой храм Атиля ныне (фот. 405. кат. 253) почти весь разобран, и внутри него поселилась семья друзов, очень многочисленная и хозяйственная, которая быстро доканчивает его раззорение. Уже теперь осталась только одна стена с антою, заложенный уже внутри жилища фасад, с декоративными пилястрами, которые оказались замазаны красною глиною; повсюду в стенах куски резных карнизов, антаблемента с большим меандровым фризом и пр., в виде упомянутого косяка над дверью (фот. 406, кат. 254) и другого с лиственными разводами, в которых прыгают козы и пантеры 90 ; в ограде, во дворе, заложен большой бюст Гелиоса (фот. 407, кат. 255). Церковь этого городка оказалась старинною и особенно жалкою: она в один неф, аркады выложены из сборных кусков и местами подались и грозят разрушением; последняя аркада опущена на две коринфские капители, абсида сложена частью из нетесанных кусков и т. п. Самые капители, как и пара больших (фот. 408) капителей, из которых сложен алтарь халуэ – молельни друзов, принадлежат тому же большому храму. По низу этих капителей идет пояс из коротких и широких аканфов, отдельно высеченных на фоне корзины; выше низкий, загибающийся поясок аканфовых коронок, заступивший место прежнего пояса, и затем верхушка, убранная толстыми побегами волют.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Купол, возведенный в середине композиции с прямоугольной планировкой, опирается на 2 алтарных выступа и на 2 подкупольных столба квадратной формы. По сторонам алтаря расположены диаконник и жертвенник, над ними находятся тайники; непосредственно с алтарем связан только жертвенник. Все 3 помещения имеют полукруглые апсиды, по узкому окну в каждой. Алтарь приподнят от пола на 2 ступени. В апсиде алтаря есть одноступенчатое сиденье, в центре к-рого в виде глубокой ниши обустроен престол настоятеля. Подкупольные арки полукруглой формы состоят из 2 ступеней. Переход от квадрата на круг купола выполнен парусами. Приделы храма перекрыты полукруглыми сводами. Продольные стены зап. придела возведены на низких арках неправильной формы. С одной стороны арки опираются на подкупольные устои, с другой - на 2-частные пилястры. Церковь обильно украшена декором (поврежден). Камни облицовки и орнаментальные элементы во мн. местах заменены или вовсе отсутствуют. Убранство объединяла декоративная аркада, от которой сохранилась лишь малая часть. Такая же аркада располагалась и по боковым стенам фасадов. Сохранились нижние валы. В центральных частях фасадов церкви повторяется один и тот же декоративный мотив: большой крест между парными окнами, обрамление окон и медальоны, завершающие концы креста. Этим рельефным композициям посвящена только верхняя часть фасадных плоскостей. На вост. фасаде крест занимает практически весь центр, на концах креста круглые медальоны, на месте их пересечения помещено рельефное изображение шишки. Валы креста неразрывно переходят вниз: сначала в обрамление медальонов, затем в обрамление центрального окна алтаря; они опускаются вертикально и прерываются в средней части фасада. Остальные окна фасада очерчены гладкими валами. От декора обильно украшенных треугольных ниш остались лишь верхние арочные части. На остальных фасадах нижний конец декоративных крестов проходит между парными окнами. Подзор на зап. фасаде гладкий, на поперечных фасадах он заполнен орнаментальным плетением. Обрамление окон на зап. и сев. фасадах гладкое.

http://pravenc.ru/text/2563072.html

3. Церковь Всех Святых на Экономических воротах. Сооружена в 1696-1698 г.г. одновременно с монастырскими стенами. В 1718 г. пострадала от пожара, сгорели все деревянные конструкции. Восстановлена в 1718-1727 г.г. В XVIII в. к южной стороне церкви пристроена аркада, установлен иконостас. В 1903 г. из трапезной палаты перенесены два мраморных с мозаичными изображениями киота и установлены на северной и южной стенах церкви. В 1904 г. произведен капитальный ремонт с позолотой глав куполов. В первом ярусе сделан проезд Экономических ворот, по сторонам которого небольшие помещения для привратников. 4. Флигель клирошанского корпуса. Сооружен одновременно с корпусом клирошан в первой половине XIX в. 5. Корпус клирошан. Сооружен в 1720-1740 г.г. Первоначально был одноэтажным с барочными архитектурными формами. В 1870 г. надстроен второй этаж. Корпус кирпичный оштукатуренный двухэтажный прямоугольный в плане, планировка секционная, перекрытия первого этажа сводчатые, второго – плоские балочные. Боковые стены завершены фронтонами, крыша двускатная. 6. Ремесленные кельи. В начале ХХ в. служили для ключников, записывателей и гробовых (смотрителей за мощами) Успенского собора. В середине XVIII в. на этом месте существовали две небольшие каменные постройки. В конце 1770-х г.г. строения были объединены общей крышей. В 1794 г. под руководством мастера И. Владимирова они были обложены кирпичной стеной. 7. Паламарня. Составляет с ремесленными кельями единый г-образный объем. Сооружена во второй половине XVIII в. К 1826 г. корпус уже существовал в современных размерах и состоял из четырех помещений. В 1906 г. на галерее были устроены новые каменные столбы. В начале ХХ в. сооружение называлось «галерея позади келий великоцерковных записывателей». В советское время аркада галереи была заложена. 8. Кельи соборных старцев. Построены в 1720-1721 г.г. на месте деревянных, сгоревших во время пожара 1718 г. Крыша корпуса первоначально имела гонтовое покрытие. Во время капитального ремонта 1783 г. гонт заменили на железо. Дата ремонта зафиксирована на фронтоне западного фасада. Кельи кирпичные в стиле барокко прямоугольные в плане вытянутые по оси восток-запад на 64 м. Крыша двускатная с характерным для украинского барокко заломом.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Сейчас монастырь является действующим, в его храмах совершаются богослужения и параллельно ведутся ремонтно-реставрационные работы зданий и строений. Уже восстановлена кирпичная ограда и ворота, отреставрированы фасады и покрыты позолотой луковичные главы Воскресенского собора. Главными сооружениями архитектурного ансамбля Воскресенской обители являются три, поставленные на высокие подклеты в одну линию и соединённые галереей здания – собор Воскресения Господня, трёхпролётная звонница и трапезная с храмом Смоленской иконы Божьей Матери (Одигитрии), являющиеся ярким образцом ростовской школы зодчества второй половины XVII столетия. Спаянные воедино, разнообъёмные и разновысотные строения, украшенные поливными зелёными изразцами, имеют свою композиционную деталь, которая не противоречит соседним, а дополняет их. Архитектурной доминантой ансамбля является двухъярусный Воскресенский собор с южным и северным приделами, соединёнными небольшой галереей, огибающей строение с запада, где устроено крыльцо и лестница, ведущая в храм и на галерею. Собор довольно разнообразно украшен снаружи – подклет здания прорезан арками, порталы декорированы кирпичом разной формы, аркада галереи – изразцами, стены выше галереи опоясаны декоративным фризом. Венчают храм пять луковичных глав на высоких тонких глухих барабанах, причём центральная глава намного больше боковых. До закрытия храма в нём хранились святыни обители: храмовая икона «Воскресение со страстями» I трети XVII в., серебряный с позолотой крест, звездица и потир 1678 г., Евангелие 1644 г. Следующее строение ансамбля – трёхпролётная звонница, продолжившая композиционную линию комплекса. В её нижней части раньше были устроены проездные ворота, средняя часть служит проходной галереей и в наши дни, а в верхнем ярусе располагалась церковь Марии Египетской (упразднена в 1764 г.) и аркада для колоколов. Венчает строение небольшая изящная луковичная главка на высоком тонком барабане. Ещё одним элементом комплекса является трапезная палата с венчающей её башней, где раньше находились часы, а завершает ансамбль церковь Смоленской иконы Божьей Матери, примкнувшая к трапезной. Внешний декор трапезной и Смоленского храма более скромный по сравнению с убранством собора, оттеняя его своей простотой и лаконичностью.

http://sobory.ru/article/?object=00228

43 Наконец, еще с большими добавлениями является основной византийский план в таких главных церквах древнего Киева, каковы Софийский собора, и бывшая Десятинная церковь . В Софийском соборе, – кроме того, что внутренняя его вместимость расширена добавлением к трем обыкновенным алтарным абсидам двух новых по сторонам с соответствующим удлинением концов креста и устройством хор не только между концами, но и по самым добавленным с севера и юга концам креста, – притвор не только предшествует церкви с запада, имея над собою, по обычаю, также хоры, но и обходит остальное пространство церкви с севера и юга, имея в былое время над собою, по крайней мере с южной стороны, уже открытую площадь, в роде балкона. Площадь эта была затем расширена и перешла на западную и северную сторону церкви присоединением к паперти с северной, западной и южной стороны еще особой аркады со сводами снизу и открытою же площадью сверху с парапетом по краям этой площади и особыми башнями в северо- и юго-западных углах, частью ведшими на эту площадь и хоры церковные, частью имевшими и свое независимое от этого назначение. 44 В церкви Десятинной судя по открытому некогда фундаменту её, не было добавочных абсидов по сторонам трех обыкновенных; но была, очевидно паперть, предшествовавшая церкви с запада, и по всей вероятности, такая же аркада с северной, южной и западной стороны, с открытою площадью наверху, как и в Софийском соборе. Об ней-то, по-видимому, и идет речь в известном рассказе Ипатьевской летописи о последней отчаянной защите киевлян против татар Батыя у церкви Десятинной. «Людем же узбегшим на церковь и на комары церковныя, и с товары своими, от тягости повалишася с ними стены церковныя». Комары эти были едва ли внутренние хоры церкви, или так называемые – полати, более удобные для укрывательства безоружного народа, чем для защиты вооруженного. Скорее это была именно внешняя аркада с открытою площадью и парапетом, какая окружала и собор Софийский, и с какою, судя по словам Ипатьевской же летописи, была построена одна из церквей в Галиче, приспособленная к военной обороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сложности ее в полной мере отвечало и богатство архитектурных форм колокольни. Неизвестный архитектор проявил себя как талантливый художник и инженер. Постепенно уменьшающимся снизу вверх ярусам соответствует уменьшение толщины стен. Если в первом ярусе она составляет 1,8 метров, то в пятом ярусе - примерно 1,2 метра. Произведенные промеры доказали, что с каждым ярусом стены становятся тоньше примерно на 0,2 м Согласно измерениям, сделанным старшим звонарем Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорем Васильевичем Коноваловым, площадь двух нижних восьмериков практически одинакова. Ощущение большего размера нижнего восьмерика, которое необходимо для создания гармоничных пропорций колокольни, достигается за счет кругового обхода с открытыми арками вокруг нижнего яруса. Такой прием известен в русском церковном зодчестве. Подобная аркада окружает нижний ярус храма-колокольни во имя Распятия Господня в Александровой слободе, перестроенной в 1570-е годы, и колокольни церкви свт. Николая в Меленках в Ярославле (1672 год). Кроме тщательно выверенных пропорций, неповторимую прелесть колокольне придает изысканное белокаменное убранство, отдельные мотивы и детали которого гармонично сочетаются и между собой, и с деталями декора окружающих сооружений. Так, аркада внизу перекликается с ажурными балюстрадами, опоясывающими открытые гульбища остальных четырех ярусов. Углы всех восьмериков украшены колонками из белого камня сходного рисунка. Белокаменные наличники, в виде любимого в то время «петушиного гребня», обрамляющие окна и двери второго и четвертого ярусов, повторены зодчими надвратного северного храма во имя Спаса Преображения и покоев Евдокии Лопухиной. Арки для колоколов тоже увенчаны «петушиным гребнем», на самом верху он несколько усложнен резными пирамидками, которым вторят столбики-«аркбутаны» балюстрад Представлены и другие формы белокаменного декора. Дуги проемов «большого звона» представляют собой как бы срез раковины, составленный из маленьких арочек. Такой мотив ранее был использован зодчим, возводившим в 1670-е – 1680-е годы шатровую колокольню храма Покрова на Рву, что на Красной площади.

http://sobory.ru/article/?object=02280

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010