205 Царь Ханаанский Арада жил на юге (ст. 1) но в пределах Палестины и по мнению Робинзона (II, 101, 201) маленькое царство Арада имело укрепленною столицей город стоявший на холме, который и до ныне оставил этому урочищу свое имя «Тель Арад». Здесь не найдено развалин, кроме остатков обширной цистерны, но что место это было обитаемо, тому служат доказательством черепки и обломки глиняной посуды, находимые в большом количестве в этих местах. В стихе первом есть разница, между нашим переводом, (который держится авторитета LXX) и переводами западных Остервальд, О. Герлах, узак. Англ. Библ. переводят вместо слов: «Израиль идет дорогой от Афарима» словами: «Израиль идет дорогою соглядатаев», разумея, что народ шел тою же дорогою, которою шли 38 лет тому назад соглядатаи ( Фарим), посланные в Палестину Моисеем ( Чucл. XIII:18–26 ). Впрочем в примечании О. Герлах оговаривается, что быть может Афарим есть название и местности, а Еспин указывает, что по арамейской этимологии можно бы передать значение этой фразы так: «путем (населенных) мест», а держась арабского словопроизношения: «путем памятников» т. е. замечательных мест. Мы не решаемся произнести своего мнения и полагаем, что до времени каких либо новых открытий вернее держаться перевода LXX, которому следует и наш текст. Мы выше во вступлении в кн. Числ в § 6 и во вступлении в главу XX говорили уже, что нападение царя Арадского последовало по, всей вероятности ранее смерти Аарона, очень быть может когда авангард Израиля выдвинулся к ущелью Вади Гхувейр, надеясь еще на благоприятный ответ Едома. Отмщение царю Арадскому по исчислении времени сорокового года должно быть отнесено ко дням плача по Аарону. В XXI главе соединены три военных эпизода (войны с Арадом, Сигоном и Огом) и две песни Израиля, и весьма вероятно, что мы имеем здесь выписку из «книги браней Господних», часть которой введена Моисеем в его редакцию книги Чисел, которая должна была представлять извлечение главнейших событий жизни Израиля в пустыне, как Исход представлял отдел жизни на Синайском полуострове, а Левит законодательство

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Возможно, что он решился воспользоваться параличом Египта при Рамессидах и напомнить времена Хаммурапи. Хеттское царство еще существовало (преемники Хаттушиля – Дудхалия и Арнуанта), но уже не имело прежней силы – передвижения племен подточили его. Но подъем Вавилона продолжался недолго. В Ассирии современником Навуходоносора был Ассур-решиши, не только отразивший нашествие вавилонян, но и нанесший им поражение. В конце XII в. в Ассирии царствовал Тиглатпаласар I. К его времени из ассирийцев под влиянием постоянных войн выработалась крепкая солдатская нация, которая уже не довольствовалась землями своей родины. Тиглатпаласару I в нескольких походах удалось победить врагов Ассирии на севере, где он совершил трудные походы в горных странах Наири (Армении), и на западе, где он разгромил последнего хеттского царя, сражался с хеттскими племенами мосхов и др., явившихся как результат большого движения народов. Арамейские орды (Ахламу ассирийских текстов) он прогнал за Евфрат и покорил области: Нухашше, Ни, Катну, северную часть Ливана; всего в первые пять лет своего царствования он подчинил 42 страны с их царями, от Нижнего Заба, дальних гор до берегов Евфрата, страны Хатту и Верхнего моря, где заходит солнце. Он дошел до Финикии, плавал на арадских кораблях по Средиземному морю и, что весьма важно, получил почетные дары от царя Египта, в том числе крокодила и гиппопотама – это был поворотный пункт в истории Древнего Востока. Но вавилонские дела его были неудачны. Сначала он даже, кажется, покорил Вавилон, но потом царь последнего Мардукнадинахи не только прогнал его назад, но даже сам вторгся в Ассирию и увез оттуда статуи богов, которые через 418 лет удалось вернуть Синахерибу. Вавилонский царь принял титул царя Сумира и Аккада, Ассирия же потеряла на три века свое значение. Итак, в Вавилоне в то время цари так же не были могущественны, как и в Египте; Хеттского государства уже не существовало. Таким образом, в Передней Азии не было сильной державы; это благоприятствовало процветанию ряда мелких царств: еврейского, где тогда царствовали Давид и Соломон, городовых царств Финикии (Хиром в Тире) и арамейских княжеств, из которых главное было в Дамаске.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Согласно гос. закону 489 за 2006 г., в Р. официально признано 18 конфессий и зарегистрировано (на 1 июня 2018) 829 ассоциаций и фондов. По переписи 2011 г., большинство населения страны (98,85%) исповедует христианство: 86,53% жителей исповедуют православие; 0,17% (32,5 тыс. чел.) являются старообрядцами; к членам Армянской Апостольской Церкви относятся 0,0026% (393 чел.); 5,42% составляют католики (из них 4,62% - католики лат. обряда, 0,8% - католики вост. обряда); 7,16% принадлежат к различным протестант. деноминациям и псевдохрист. сектам (кальвинисты (реформаты) - 3,19%, пятидесятники - 1,92%, баптисты - 0,6%, адвентисты седьмого дня - 0,43%, приверженцы унитарианства - 0,31%, плимутские братья - 0,23%, свидетели Иеговы - 0,26%, лютеране - 0,11%, члены Евангелической церкви Аугсбургского исповедания - 0,03%, евангельские христиане - 0,08%). Приверженцы ислама составляют 0,34%, иудаизма - 0,02%. К проч. религиям и сектам отнесли себя 0,16% населения, 0,11% назвали себя атеистами, 0,1% - не принадлежащими ни к одной религии. Христианство. Православие в Р. представлено Румынской Православной Церковью (РумПЦ) во главе с патриархом Румынским, а также Тимишоарской (Темишварской) епархией Сербской Православной Церкви. В состав РумПЦ на территории Р. входят 6 митрополий, объединяющих 16 архиепископий и 13 епископий: митрополия Мунтении и Добруджи (Бухарестская, Томисская, Тырговиштская, Арджешская и Мусчелская, Бузэуская и Вранчская, Нижнедунайская архиепископии; Слобозийская и Кэлэрашская, Александрийская и Телеорманская, Джурджуская, Тулчская епископии), митрополия Молдовы и Буковины (Ясская, Сучавская и Рэдэуцкая, Романская и Бакэуская архиепископии; Хушская епископия), Ардяльская (Трансильванская) митрополия (Сибиуская, Алба-Юльская архиепископии; епископии в Ораде, Ковасны и Харгиты, Девская и Хунедоарская), митрополия Клужа, Марамуреша и Сэлажа (Вадская, Фелякская и Клужская архиепископия; епископия в Марамуреше и Сэтмаре, Сэлажская епископия), митрополия Олтении (Крайовская, Рымникская архиепископии; Северинская и Стрехайская, Слатинская и Романацская епископии), митрополия Баната (Тимишоарская, Арадская архиепископии; Карансебешская епископия). Также РумПЦ имеет епархии за рубежом. Согласно переписи 2011 г., из общего числа паствы РумПЦ 96,46% - румыны, 2,92% - цыгане, 0,24% - украинцы, 0,16% - венгры.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Ибо, когда народ роптал на недостаток воды, и они получали повеление пред очами сонма извести ее из камня жезлом Аароновым, тогда они хотя и совершили повеленное чудо, но в то же время к соблазну других обнаружили в себе некоторую слабость веры. Моисей говорил к сонму языком сомнения: еда из камени сего изведем вам воду 275 ? и ударил в него дважды. Из Кадиса отправлены были посольства к царям Едомскому и Моавитскому 276 , чтобы испросить позволение пройти сквозь их владения. Но как они частию отказом, а частию и оружием заградили свои пределы, то евреи должны были обходить их земли. Тридцать третий Когда они приблизились к Ору, Бог повелел Моисею на сей горе торжественно приготовить Аарона к смерти. Там по снятии с него и по возложение на сына его Елеазара священных риз, первосвященник скончался. Память его почтена тридцатидневным всенародным плачем. В сих местах сделал нападение на евреев царь арадский. Но они, дав Богу обет быть верными исполнителями суда Его на сию отрасль хананейских племен, под сею защитою победили оного, разорили несколько городов и истребили жителей. Тридцать четвертый В дальнейшем путешествии еще возобновлялись жалобы на пустые места, неудовольствие манною и ропот на Бога и Моисея. Множество малодушных умерли от укусов змей. Но как скоро сия казнь извлекла у них признание в грехе, Бог по молитве Моисея показал врачевство против язвы. Он повелел воздвигнуть на знамени медное изображение змея, дабы уязвленные исцелялись воззрением на него, так что здравие телесное было в сем случае непосредственным даром невидимой силы Божьей, а видимое знамение служило гадательным указанием на духовное исцеление от грехов через воззрение оком веры на Распятого 277 . Сие было в Селмоне. Сороковой стан Через пять недолговременных отдохновений 278 евреи пришли к горам Аваримским, где остановясь, предложили Сиону царю Аморрейскому о мирном переходе через его владения. Он отвергнул предложение и вышел против них с войском. Но они победили его, истребили его народ и получили во власть свою города, поля и богатства его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

18 черепков относятся к так называемому архиву Эльяшива. По-видимому, так звали коменданта Арада в последний период его существования. Большинство этих писем написаны от его начальника, что легко распознать по форме обращения: «Эльяшиву», а дальше — непосредственно текст письма. Некоторые письма начинаются по-другому: «Брат твой (имя) приветствует тебя, Эльяшив, и твою семью. Благословляю тебя Господом...». Эти письма уже от сослуживцев, офицеров. Третьи письма начинаются: «Господину моему, Эльяшиву» — эти, соответственно, от подчиненных. Письма эти были опубликованы еще в 1975 году израильским археологом Ахарони. Что же нового сделала американо-израильская команда ученых сейчас, о чем пишут израильские и американские журналы? Благодаря современной технике удалось не просто прочесть остатки букв, но более-менее подробно восстановить их очертания и с помощью компьютера проанализировать саму графику письма. Выяснилось, что даже в этой переписке между не очень высокопоставленными начальниками южноиудейского фронта было задействовано как минимум шесть писцов. Это свидетельствует о том, что среди этих иудеев была в общем распространена грамотность. В чем же значимость этого открытия? До сих пор идут споры о том, насколько была велика грамотность в Иудее до вавилонского пленения. В частности, представители радикальных направлений в науке утверждают, что в Иудее до вавилонского плена грамотность была невысока. Тот факт, что в переписке небольшого иудейского гарнизона на южной границе участвовало относительно много грамотных людей, говорит против недооценки грамотности в допленной Иудее. Что это означает для библеистики? Даже если бы мы и выяснили, что все население Иудеи VII века до н. э. было поголовно грамотным, это не могло бы быть решающим аргументом в споре о времени написания Библии. Тот факт, что иудеи допленного времени умели читать и писать, и даже то, что у них, скорее всего, была развитая литература, не означает, что в тот период уже существовали ветхозаветные книги в том виде, в котором мы знаем их сейчас. Были ли в Иудее этого времени тексты Ветхого Завета, какими мы их знаем сейчас, или только их «предшественники» — в этом споре арадские остраконы вряд ли могут кого-то в чем-то убедить или разубедить.

http://foma.ru/kogda-napisana-bibliya.ht...

Платонов писал: «В 1944 – 1945 годах в Швейцарии проходят секретные переговоры между англо-американскими представителями (среди них, в частности, был американский резидент в Швейцарии А. Даллес) и руководителем гестапо в Италии генералом СС К. Вольфом. Это была закулисная сделка за спиной России. Под прикрытием переговоров в Берне гитлеровцы начали перебрасывать войска из Италии на советско-германский фронт. Черчилль даёт указание маршалу Монтгомери: «Берегите немецкое оружие, оно ещё может пригодиться против СССР» («Эпоха Сталина»). Сталин знал об этих Бернских «посиделках», и это его раздражало. Он даже выказывал своё недовольство президенту Рузвельту, судя по всему, недопонимая, что Франклин Делано, не говоря уже о возвращённом во власть при участии Бернарда Баруха Уинстоне Черчилле, был лишь ведомой фигурой, обладавшей относительной самостоятельностью. Так что даже его «мягкая» политика по отношению к СССР с определённых пор стала недопустимой для закулисных владык мира. (Об этом мы поговорим позже) «Сокрушительные победы русских войск опрокинули многие планы мировой закулисы, в том числе заключение сепаратного договора с Германией. Быстрое продвижение нашей армии по Европе спутало карты заговорщиков…» (О. Платонов) «Седьмой удар» - Ясско –Кишинёвская (20-29 августа) и Бухарестско-Арадская (30 августа – 3 октября 1944 года) операции. Сам Иосиф Виссарионович значение этих боевых действий оценил так: «Седьмой удар был нанесён в августе этого года в районе Кишинёва – Яссы, когда наши войска разбили наголову немецко-румынские войска и завершили свой удар окружением 22 немецких дивизий под Кишинёвом, не считая румынских войск. В результате этого удара: а) была освобождена Молдавская Советская Республика; б) была выведена из строя союзница Германии – Румыния, которая объявила войну Германии и Венгрии; в) была выведена из строя союзница германии – Болгария, которая также объявила войну Германии; г) был открыт путь для наших войск в Венгрию – последнюю союзницу Германии в Европе; д) открылась возможность протянуть руку помощи союзной нам Югославии против немецких оккупантов».

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/20/...

С 1815 г. число епархий оставалось одним и тем же до 1864 г., и как видно из предыдущего, оно было следующее: 11) арадская, 2) темешварская, 3) карлштадтская, 4) будимская, 5) щегединская, 6) вершецкая, 7) пакрачская, 8) германштадтская, 9) буковинская и 10) далматинская. Об епархиях арадской – вершецкой и германштадтской с буковинскою говорено было выше, и остается прибавить только, что резиденция будимского епископа не в г. Будиме или Офене, а в местечке Сент-Андре, а резиденция карлштадтского епископа не в г. Карлштадте, а в Плашках, бедной деревне, находящейся от Карлштадта в 7 часах. По штату 1777 г. в существовавших тогда епархиях положено было протопопий: 1) в карловицкой шесть: 1) Карловец, 2) Земун, 3) Митровица, 4) Шид, 5) Вуковар, 6) Дааль; 2) в темешварской десять: 1) Темешвар, 2) Чаковар, 3) Шебель, 4) Кикинда, 5) Чанад, 6) Липпово, 7) Хасиаш, 8) Фашет, 9) Бечкерек, 10) Панчова; 3) в вершецкой шесть: 1) Вершец, 2) Уйпаланк, 3) Варадия, 4) Лугош, 5) Караншебеш, 6) Мехадиа; 4) в арадской четырнадцать: 1) Арад, 2) Вилагош, 3) Заран, 4) Бутчен, 5) Тотварадиа, 6) Борошенö, 7) Великий Варад, 8) Белленош, 9) Мезеад, 10) Пат-Мезеö, 11) Пештеш, 12) Беел, 13) Лунка, 14) Халмач; 5) в будимской две: 1) Будим, 2) Могач; 6) в бачской четыре: 1) Новый Сад, 2) Зомбор, 3) Сегедин, 4) Шабля; 7) в пакрачской девять: 1) Дарувар, 2) Пакрац, 3) Трещановси, 4) Брачевце, 3) Борово, 6) Градишка, 7) Северин, 8) Пааусинац, 9) Нарта; 8) в карлштадтской девять: 1) Лики, 2) Горбавия, 3) Кореница, 4) Валлич, 5) Плашки, 6) Пудацки, 7) Кирин, 8) Глипа, 9) Костайница (приложение к Регуламенту 1777 г. Б.; в самой большой епархии арадской 481 приход, в самой меньшей будимской 48 приходов, в остальных от двух сот до полусотни, ibid.). По сведениям, сообщаемым г. Павловичем (Slavonien II, 71), которые относятся к 1811–1817 годам и новее которых мы не имеем, жителей и священников в епархиях было: – карловицкой 148,945 ж., 202 свящ. – темешварской 386,690 ж., 543 свящ. – вершецкой 251,586 ж., 264 свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Само собой разумеется, что нам нет нужды входить здесь ни в рассмотрение спорного и темного вопроса о происхождении румынской народности на известной, занимаемой ей в Австро-Угрии, территории 2 , ни в исследование запутанных известий о начале и распространении здесь христианства 3 , ни вообще в изложение сложных и невыясненных подробностей из политической и церковной истории австро-угорских румын. Достаточно заметить, что австро-угорские румыны принадлежат к древним обитателям занимаемой ими территории 4 и в начале своей культурно-исторической жизни приняли христианство с востока 5 . Христианство в форме восточного исповедания и обряда осталось у них господствующим и на все последующее время, несмотря на притеснения со стороны кальвинистов (в XVI в.) и римско-католиков (в XVII в. и след. веках) 6 . Сравнительно рано (в XV в.) появляются у них свои епископы, в церковно-административном отношении подчиненные большей частью Угро-влахийским митрополитам, а иногда самому Константинопольскому патриарху 7 . Но когда в 1700 г. трансильванский митрополит Афанасий принял унию с Римом, православные румыны остались без епископов, получая священников из родственных Молдавии и Валахии и соседней Карловецкой митрополии, к церковному округу которой стали принадлежать теперь румыны. Только в 1783 г. 8 румынам дан был свой епископ, который имел резиденцию в Сибиньи (Германштадт), но сначала подчинен бы сербскому Карловецкому митрополиту, назначавшему к румынам епископами нередко сербов. Но с 1811 г. румыны добились права избирать себе епископа из природных румын, и второй епископ румын Андрей (барон) Шагуна, занявший кафедру Сибиньскую (Германштадтскую) в 1848 году, был первым митрополитом отделившихся в 1864 г. от Карловецкой митрополии (с согласия Карловецкого синода) православных румын с титулом «митрополита всего обретающегося в австрийских державах румынского народа и архиепископа Германштадтского» 9 . В состав нового митрополичьего румынского округа вошли тогда существовавшие прежде епархии – Арадская и Великоварадинская, Буковинская и Далматинская и одна вновь образованная Карансебешская 10 . Скоро, а именно в 1873 году, Буковинская епископия возвышена была на степень митрополии и в церковно-административном отношении соединена была с Далмацией, две епархии которой (Далматинско-истрийская или Задрская и Бококоторская) входят в состав самостоятельного церковного округа митрополита Буковинского и архиепископа Черновецкого 11 . Сибиньская же (Германштадтская) митрополия, кроме епархии митрополита (Германштадтский), числит теперь в своем составе, как сказано выше, еще две подведомственные ей, но в границах своих самостоятельные епископии (Арадскую и Карансебешскую).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/os...

Чаша переполнилась; Моисей, равно как и Аарон, впали в малодушие, и вот – этот великий муж, так часто служивший орудием чудес Божественного всемогущества, теперь усомнился и не хотел верить, чтоб ещё раз, по его удару, скала источила им воду. То был недостаток веры и упования, стоивший Моисею и Аарону великого счастья – вступления в землю обетования ( Чис. 20:12, 24 , Пс. 106, 33 ). Второй раз он должен был ударить теперь скалу прежде, чем показалась из неё вода, и в «источник правды» потекла отныне «вода пререкания», как назван был также и источник близ Рафидима; поскольку вызванный Моисеем ручей воды течет к «Аин-Кудес» даже до сего дня. Получив своё начало в низенькой стене скалы, он стремительно несётся на несколько сот шагов к ближайшему дождевому потоку – прежнему Аин-Мишпат – и вместе с ним теряется далее в сухой почве 25 . На израильтян, равнодушно встречавших уже так много чудес, это событие не произвело особенного впечатления. Так как их нужды были теперь удовлетворены, то их мысли обратились исключительно на страну, в скором занятии которой они уже не сомневались более. Вопрос был только в том, каким путём вернее проникнуть в Хаваан. От прямого движения из Кадиса на Хеврон, как прежде предполагалось, удерживала их попытка, сделанная их отцами в вади Мурраг; тем более, что и теперь носился слух, что один из хаваанских царей, именно царь Арадский, приготовился дать им с этой стороны отпор с оружием в руках. А так как они по опыту знали, что из Кадиса идёт очень удобная долина, которая пересекает горные твердыни по направлению к востоку и прямо ведёт в длинную узкую равнину Арабаг, то лучшим путём с места, ими занимаемого, был бы именно этот путь; держась его, они обогнули бы Мёртвое море, и по линии Иордана вступили бы в Ханаан с востока. Можно было ожидать, что и столп облачный укажет этот именно путь. Но по ту сторону равнины Арабаг лежал кряж Сеирских гор, тянувшийся по восточной стороне этой равнины от Мёртвого до Чермного моря; этот кряж нужно было потом переходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

После того, как народ еврейский оказался неверным перед Богом, мы не должны удивляться тому, что он несколько раз показывал себя непокорным и неблагодарным перед Моисеем. С целым народом бывает тоже, что и с одним человеком: уклоняясь на путь несчастия, он погрязает в глубине зла на погибель себе и другим. Кто удаляется от Бога, того и Бог оставляет и предает «в неискусен ум творити неподобное» ( Рим. 1, 28 ). Что Аарон, брат Моисея, предназначенный быть первосвященником народа Божия, мог дойти до того, что не только своим молчанием и согласием попустил столь ужасное нечестие, но даже сам сделал идола, это для нас должно служить доказательством немощи естества человеческого и обличением самонадеянности тех, которые полагаются на свою мудрость, благоразумие, силу. После такого примера человеческой слабости, кто может полагаться на свои собственные силы? Господь угрожает истребить народ, сделавшийся неверным Ему, но прощает ему грех его, будучи умилостивлен молитвой Моисея. Познаем из сего, как сильна перед Богом молитва праведника и как мощно ходатайство Святых к отвращению страшных ударов гнева Божия! Сколько любви и милосердия к людям! Какое высокое самоотвержение в Моисее! Он, как отец, которому ничто не мило без детей его, отрекается от славы быть родоначальником многочисленного потомства и личной своей славе предпочитает спасение своего народа. Медный змий Приближалось время, назначенное Господом для вступления сынов Израилевых в землю обетованную; они находились уже на границе земли Ханаанской и готовились вступить в нее. Чтобы сократить путь, им надлежало пройти через землю идумеев, потомков Исава, и потому Моисей послал к царю Идумейскому просить у него позволения пройти через землю его, обещая, как повелел Господь, не останавливаться в ней, не делать никакого беспорядка и заплатить за все, что будет взято: но царь, опасаясь допустить такое множество вооруженных людей в землю свою, отверг просьбу израильтян и выступил против них с многочисленным и сильным войском. Итак, израильтянам необходимо было обойти стороной царство Идумейское: они не должны были взять силой то, чего не могли получать просьбой, ибо Господь запретил им воевать с идумеями, братьями их ( Втор.2, 4 ). Между тем, царь Арадский, услышав о приближении Израильтян, выступил также против них с войском, напал на них и сначала одержал верх, но скоро был ими разбит: они разрушили города его и взяли богатую добычу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010