– Ты, чадо Феодор, будешь водить зверя белоголового. Григорию же сказал: – А ты, чадо Григорий, сам будешь пастырь словесным овцам и наставник множеству иноков. Иди, чадо, на Комельский лес к преподобному Корнилию, и тот научит тебя, как Богу молиться и как тебе пасти словесное стадо иноков, а в нашей пустыне молодым отрокам невозможно жить. Однако, отдохните здесь, чада мои, сколько дней пожелаете. Они пробыли четырнадцать дней в пустыне у преподобного Александра и, взявши от него благословение, пошли в пределы города Вологды на Комельский лес. Пришли они внутрь пустыни к преподобному Корнилию Комельскому 932 и постучались у ворот с молитвою Иисусовою. Преподобный Корнилий, отворяя двери свои, сказал им: – Чада, как прошли вы места непроходимые и зачем вошли в сию убогую пустыню? Чего ищете вы? Они отвечали ему: – Владыка наш, преподобный отец Корнилий, нами овладело великое желание облечься в иноческое одеяние. Христа ради – причти нас к своему богоизбранному стаду. Преподобный Корнилий сказал Григорию: – Ты, чадо Григорий, войди в убогую мою обитель, а ты, чадо Феодор, останешься в мирской жизни, возьмешь жену и родишь детей. На Григория преподобный Корнилий наложил искус иноческий по преданию святых отцов. В этом искусе Григорий прожил значительное время, после чего преподобный Корнилий, вошедши в церковь , постриг Григория в монашеский чин и сказал ему слово от святого Евангелия: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми» ( Мф.19:29–30 ). Затем старец говорил по отеческим вопросам и ответам новопостригаемому и нарек имя ему вместо Григория – Геннадий. Наконец сказал: – Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую или соборную, и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных. Друг Геннадия Феодор, по пророчеству преподобных отцов Александра и Корнилия, провел жизнь свою в мире и в глубокой старости скончался в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Умоляем тебя, мученик Христов, приими нас, ибо с сего часа и мы христиане. И уверовали во Христа в тот день оба эти сотника и с ними семьдесят воинов. Ликиний, узнав об этом, послал наместника своего Сикста и с ним триста воинов, чтобы он убил всех уверовавших во Христа. Когда эти воины пришли и увидели, какие чудеса силою Христовою совершал святой Феодор, тотчас же уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. И стеклось на это место бесчисленное множество народа и все взывали: – Един есть Бог, Бог христиан, и нет иного бога, кроме Него! И еще: – Кто такой мучитель Ликиний? Побьем его камнями! для нас один Бог и царь – Христос, проповедуемый Феодором! И поднялся в народе шум и мятеж, и даже началось кровопролитие. Некий воин, по имени Леандр, с обнаженным мечом прибежал на это место и устремился на Феодора, желая его ударить мечом. Сикст же, царский наместник, удержав его, вырвал у него из рук меч и рассёк его. А другой воин, по имени Мирпос, родом угрин 1272 , бросившись на наместника царского Сикста, убил его. Святой Феодор, желая успокоить народный мятеж, громко сказал: – Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщения роду человеческому. После того как мученик Феодор поговорил так с народом, умоляя и увещевая народ, – шум и народное смятение прекратились. В это время святой мученик шел мимо темницы, и за ним следовал весь народ и воины; сидевшие же в темницах узники взывали громко к святому: – Помилуй нас, раб Бога Вышнего! Святой словом своим освободил их от уз, отворил темничные двери и сказал им: – Идите с миром, мужи, и вспоминайте обо мне. И собрался весь город, и все отвергались от идолопоклонства и прославляли Христа – Единого Бога. В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление. Тогда один из приближенных Ликиния, видя, что творится, пошел к нему и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Феодор же и Василий, по совету между собой, приняли богоугодное решение, чтобы никогда не таить друг от друга своих мыслей, но вместе обсуждать и решать их. И вот по богоугодному совету, они положили, чтобы Василий вошёл в пещеру, а Феодор по старости вышел из пещеры и поставил себе келью на ветхом дворе. Монастырь был тогда выжжен, и у берега стояли плоты с лесом на построение церкви и келий, и наняты были извозчики возить этот лес на гору. Феодор же не захотел быть в тягость другим и стал носить лес на себе. Но что взнесёт блаженный на построение своей кельи, то все бесы, досаждая ему, сметут с горы: хотели этим прогнать его. Он же сказал: «во имя Господа Бога нашего, повелевшего вам войти в свиней, повелевается вам через меня, раба Его: вознесите все брёвна с берега на гору, чтобы не было труда работающим Богу. Пусть устроится так дом пресвятой Владычицы нашей Богородицы, и иноки кельи себе поставят. И не будете вы более вредить им и узнаете, что Господь на месте этом». И всю ту ночь бесы, не переставая, носили бревна от Днепра на гору, пока ни одного не осталось внизу. Из этого леса выстроили церковь и кельи, и кровлю, и мост и всё, что было нужно для монастыря. На другой день встали извозчики, поехали на берег за брёвнами и не нашли там ни одного: все были на горе. И не все были в одно место сложены, а разделено: особо для кровли, особо для пола, особо большие брёвна, не удобоносимые по длине; и всё в целости нашлось на горе. И дивились все слышавшие и видевшие, что сделалось выше силы человеческой. Это многим иноверным невероятно кажется: слишком велико чудо; но те, кто были свидетелями его, прославили Бога, творящего предивные чудеса, ради угодников своих. Господь сказал: «не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах 110 ». Это же сделал Он во славу свою, молитв ради святых отцов наших, Антония и Феодосия. Бесы же не стерпели такой обиды: прежде неверные люди чтили их, и поклонялись им и за богов почитали; теперь же у угодников Божиих они в пренебрежении и уничижении, и бесчестии, и, как рабы купленные работают, брёвна носят на гору, и люди отгоняют их от себя страхом запрещения преподобных, и все коварство их обличено Василием и Феодором. И видя себе укоризну от людей, бес вопил: «о злые и лютые мои супостаты! до смерти вашей без отдыха буду бороться с вами».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 . Авва Памво говорил: «Если имеешь святую любовь, можешь спастись». 11 . Пресвитер Нитрийский спросил: «Как должны жить братия?» Он сказал: «В великом подвижничестве и храня совесть неукоризненную пред ближним». 12 . Говорили об авве Памво, что как Моисей получил образ славы Адамовой, когда прославилось лицо его (см.: Исх.34:29 ), так и у аввы Памво лицо сияло, как молния, и он жил как царь, сидящий на престоле своем. Таков же был и авва Силуан, и авва Сисой. 13 . Рассказывали об авве Памво, что никогда не было улыбки на лице его. В один день демоны, желая рассмешить его, привязали к дереву перо, и несли его с большим шумом и восклицаниями. Видя их, авва Памво рассмеялся. Демоны начали торжествовать, крича: «Э! Э! Памво засмеялся!» – «Не смеялся я, – отвечал он им, – а осмеял ваше бессилие: столько вас, и вы несете одно перо!» 14 . Авва Феодор Фермейский просил авву Памву: «Дай мне наставление!» С большим принуждением он отвечал ему: «Феодор! Ступай и будь милосерд ко всем, ибо милосердие имеет дерзновение пред Богом». Об авве Пиоре 1 . Блаженный Пиор работал у кого-то во время жатвы, и по окончании работы, напомнил хозяину о плате. Но тот отложил плату до времени, и авва возвратился в монастырь. В другой раз, когда настало время жатвы, авва жал у него, и работал весьма усердно, но опять ничего не получив, возвратился в монастырь. Также и в третье тело, старец, окончив обычную работу у того же человека, ушел от него без всякой платы. Но когда Господь благословил дом того человека, у которого работал Пиор, он взял плату и ходил по монастырям, ища святого. Как скоро нашел его, упал к его ногам и, отдавая ему плату, говорил: «Господь ущедрил меня». Старец велел отдать принесенное в церковь пресвитеру. 2 . Авва Пиор ел ходя. Кто-то спросил его: «Для чего ты так ешь? Авва отвечал: я не хочу заниматься пищей как делом; потому ем между делом». Еще кто-то спросил его о том же. Старец отвечал: «Так делаю для того, чтобы, когда ем я, душа моя не чувствовала телесного удовольствия».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

10. Видите яко вси ослепоша, не разумеша смыслити, вси пси немии не возмогут лаяти, видяще сны на ложи, любящи дремати. 10. Стражи их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. Ст. 10. Наблюдавшие Его ( ср. 52:8: , объясн.) оказались слепыми и неразумными, подобными дремлющем и не лаящим псам. Бл. Иерон., бл. Феодор. и св. Кир. ал. видят здесь пророчество о духовной слепоте современных Христу Спасителю израильтян, преимущественно же книжников, фарисеев и начальников синагоги, которые не прияли света истинного, не пожелали знать Христа, говорящего: Аз есмь свет миру ( Ин. 8:12 ) и: Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в мя, во тьме не пребудет (ib. 12:46). “Их слепота, говерит бл. Феодор., была такова, что они в ясный полдень не узнали Солнца правды“. Сам Спаситель о них говорит: буи и слепии, – вожди слепии ( Мф. 23:17:24 ). Кроме слепых, к ним здесь применяется также название “немых псов“ за то, что они, как говорит бл. Иерон., – долгом которых было сторожить стадо Господне, отгонять волков, лаять за Господа (latrare pro Domino), – любят сон и услаждаются демонскими видениями (ср. св. Кир. ал., бл. Феод.). Стоящее в евр. м. т. =в р. с. стражи их (буквально: стерегущие его) 70 читали почему: δετε, ср. слав. 11. И пси безстуднии душею, не ведяще сытости: и суть лукави, не ведяще смысла, вси путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство свое, от перваго и до последняго. 12. Приидите, да возмем вино, и наполнимся пиянства, и будет яко днесь, тако и злутра, и многа множае. 11. И это псы, жадные душею, незнающие сытости; и это пастыри бессмысленные; все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть. 12. Приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра тоже будет, что сегодня, да еще и больше. Ст. 11–12. Подобные бесстыжим и ненасытным псам, злые и неразумные, они заботятся только о своих личных выгодах и исключительно преданы чувственным удовольствиям. В ст. 12, вместо =в р.-с. Я достану, 70 читали: , почему: λβωμεν, ср. сл. Глава 57

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

11 . По множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя Господи. Т.е. «низложи, накажи моих врагов, сделав их благочестивыми. Ибо те, которые гонят душу, творящую угодное Богу, огорчают Бога, став явными богоборцами», говорят св. Афан. и блаж. Феодор. С Евр.: «осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя». 12 . С Евр.: «и возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое». 13 . Оружием благоволения венчал еси нас. С Евр.: «благоволением, как щитом, венчаешь его». «Что значит оружие благоволения? Оружие превосходное, – отвечает св. Злат., – оружие по сердцу Божию, оружие самое благонадежное: – Ты ограждаешь праведника лучшею помощию, Твое благоволение служит ему вместо оружия. Этот венец сплетается из милости, правды, благодати и славы» (Св. Злат.). Или: «Твое благое изволение о нас и великая к нам любовь и приверженность соделались для нас победоносным оружием и победным венцем» (Блаж. Феодор.). 32 С Еврейского переводят различно, потому что Еврейское слово: нехилот по толкованию некоторых, означает музыкальный инструмени, а нехалот (от пахал наследствовал) наследство. Потому переводят: начальнику хора, на Нехилот; или начальнику хора о наследствующей. См. у Калм. 35 Узриши в Римск. изд. LXX. πψομαι; в некоторых изданиях; σκοπσω узрю без слова: меня. Vulg. Т. е. когда предстану пред Тебя, тогда усмотрю, увижу, что Ты, Господи, не хотяй беззакония еси и пр. С Евр: «и буду ожидать». 36 Предо Тобою. В некоторых изданиях LXX, вместо пред Тобою, стоит предо мною; вместо путь мой, путь Твой. «Уровняй предо мною путь Твой». Здесь, говорит бл. Иерон., Давид просит, чтобы путь Господень, сам по себе правый, исправился и для него (т. е. Давида), подобно тому, как в молитве Господней просим, да имя Божие, святое само по себе, святится и в нас. Бл. Иерон. уверяет, что слова: мой нет ни у LXX, ни у Акилы, Симмаха и Феодотиона. См. 85 письмо к Суннии.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

1388 Письмо датируется 823 началом 824 г. Мария была супругой императора Константина VI, который насильно заключил ее в монастырь. Позже дочь Марии Евфросиния, став императрицей, приглашала мать ко двору. См. также примеч. к письму 31. Ред. 1389 Феодота, на которой женился Константин VI после насильного пострига Марии, своей законной супруги. Ред. 1393 В ТФС: «.. .все у вас да будет с любовью. Пусть они процветают в обеих обителях ваших, чтобы вы, мужи и жены, проводя неукоризненную и непорочную жизнь.». Ред. 1398 Письмо датируется 821–826 гг. С данного письма начинается расхождение в нумерации между изданиями Сирмонда и Миня (см.: Fatouros. Pars II. S. 986987). Ред. 1407 Письмо датируется 821–826 гг. Адресат письма Феофан Керамейский, церковный писатель; был архиепископом Тавроменийским на острове Сицилия. В Sirm. добавлено: «догматическое, что Христос не был бы Христом, если Он не был бы описуем по образу нашему». Ред. 1411 В действительности епитимия (отлучение от Причастия сроком от одного года до двух лет, согласно 4 правилу Василия Великого ) начинается после заключения брака и именно поэтому «священник, благословив двоебрачного, должен удаляться от трапезы и не пиршествовать вместе с ним. Ибо если двоебрачный состоит под епитимиею, то какое извинение будет иметь тот пресвитер, который, присутствуя на пиршестве, одобряет такие браки?» (Аристин в комментарии на Неокес., 7; см.: Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. М.: «Паломник»; «Сибирская благозвонница», 2000. С. 85). Тем самым второй брак допускался Церковью, но его признание зависело от несения супругами последующей епитимии (аналогично в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000), глава X. 3). Ред. 1429 Слова Господа, сказанные о браке, преп. Феодор Студит относит и к духовному союзу. Полная цитата из Евангелия от Матфея ( Мф.19:5–6 ) следующая: И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

(16) Как будто бы демону 194 , спешившему погубить дело римлян в Ливии, этого показалось мало – для тех, кто стремился к восстанию, возник еще один предлог. (17) Тех вандалов, которых Велисарий привез с собой в Византии, Василевс зачислил в списки пяти конных отрядов с тем, чтобы они постоянно находились в восточных городах. Назвав их юстиниановскими вандалами, он приказал им на кораблях отправляться на Восток. (18) Большинство этих вандальских воинов отправилось на Восток, и, пополнив отряды, в которые они были назначены, до сих пор сражается с персами. Другие же, числом около четырехсот, в то время как находились у Лесбоса и ветер надул их паруса, совершив насилие над моряками, пристали к Пелопоннесу. (19) Отплыв оттуда, они прибыли к Ливии в пустынном месте и, оставив там корабли, со всем снаряжением ушли на горы Аврасия и в Мавретанию. (20) Подстрекаемые ими солдаты, стремившиеся к восстанию, еще более сплотились. (21) Ив лагере много было разговоров об этом и много взаимных клятв. Когда стали готовиться к празднику, ариане, раздраженные запретом совершать священные обряды, особенно проявляли настойчивость. (30) Услышав о том, что делается солдатами в окрестностях, Соломон пришел в сильное волнение и не переставал убеждать и призывать оставшихся в городе, чтобы они проявили свою любовь к василевсу. (31) И сначала казалось, что они принимают его слова и соглашаются с ними, но на пятый день, когда им стало известно, что ушедшие из города безнаказанно совершают насилия, они, собравшись на ипподроме, без всякого стеснения начали поносить Соломона и других архонтов. (32) Тут Феодор из Каппадокии 196 , посланный к ним Соломоном, пытался вступить с ними в переговоры и успокоить их, но они не внимали его словам. (33) Этот Феодор испытывал какую-то враждебность по отношению к Соломону и его подозревали в участии в заговоре. (34) Поэтому мятежники громким криком тотчас же избрали его своим военачальником и вместе с ним стремительно и с большим шумом отправились с оружием к Палатию.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

II. Св. великомученик Феодор Стратилат, и до страданий своих и во время страданий почтительно относившийся к царской власти, являет собой пример глубокого почитания земной власти во всех случаях жизни кроме тех, когда земная власть требует отречься от истинной веры в Бога и истинного богопочитания; тогда и словами и делами св. великомученик Феодор убеждает всех в той истине, что Бога нужно слушать более, нежели человека. По примеру св. великомученика Феодора Стратилата и мы должны повиноваться земным властям. а)  Священное Писание необходимость повиновения земным властям доказывает именно тем, что они установлены Богом: всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, – говорит св. апостол Павел, – существующие же власти от Бога установлены. Господом, говорит слово Божие, цари царствуют и повелители узаконяют правду; Им начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли (Притч. 8, 15. 16). Итак, каждый из нас, повинуясь царю и всякому начальству, повинуется не человеку, а Самому Богу, учредившему власти и поставляющему над нами правителей. Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа,  – из уважения к Господу, или повинуйтесь ему как Самому Господу (1 Пет. 2, 13). Так заповедует св. апостол Петр, устраняя этим все возражения тех людей, которые не столько в видах исправления, сколько оправдания своего противления власти, стали бы указывать на беззаконные или соблазнительные поступки своих начальников. Сам Господь наш Иисус Христос подтвердил заповедь о повиновении земным властям всей Своей земной жизнью. Он – Царь царей, Господь живых и мертвых, не подал ни малейшего повода к противлению властелинам земли – рабам Своим; исполнял все обязанности, возлагаемые ими, – платил дань царю за Себя и за апостола Петра, с кротостью и смирением. Он подвергся суду земных начальников, остался послушлив им до смерти и смерти крестной, незаслуженной, на которую пошел с покорностью, как агнец безгласный. Но повиноваться начальству должно не только потому, что оно установлено Богом и что не повинующиеся власти грех приемлют (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

II. Св. Феодор Тирон за то, что сжег идольское капище, посажен был в темницу. Но здесь явился ему Господь и сказал: дерзай, Феодор! Аз бо есмь с тобою; не приемли пищи и пития земного, будет бо тебе живот иный не гибнущий и вечный со Мною на небеси («Ч. М.» 19 февр.). III. Св. сорок мучеников были воины и за то, что не захотели принести жертвы идолам, посажены были в темницу; но здесь в полночь явился им Господь и сказал: добр есть начаток изволения вашего; но претерпевый до конца той спасен будет. Эти мученики выведены были из темницы, но не для свободы, а для испытания новых мучений; приказано было бросать в лица их каменья. Но Провидению угодно было направить удары камней так, что слуги вместо мучеников побивали ими себя самих и даже, когда сам воевода хотел бросить камень на одного из них, вместо его ударил в лицо одного вельможу, стоявшего близ него. В сильной злобе и досаде тот же воевода приказал снова заключить мучеников в темницу, но здесь опять, явившись им, И. Христос сказал: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет, дерзайте и не бойтесь мук маловременных, вскоре бо прейдут; мало потерпите, законно постраждете, да венцы приимете («Ч. М.» 9 марта). IV. Св. Савва Стратилат сперва ввержен был в котел с горячею смолою, но, будучи охраняем невидимою силою, остался невредим; потом посажен был в темницу, но здесь, когда он молился, в полночь явился ему Господь Иисус Христос в полном свете славы Своея и сказал: не бойся, но дерзай («Ч. М.» апреля 24). V. Когда муч. Афиноген был жестоко мучим, то молился: «на Тебя, Господи, уповаю! спаси меня по милости Твоей!» В это время был ему голос свыше: дерзай, избранный Мой! Я есмь Бог, сохраняющий тебя. И в другой раз он слышал голос с неба: ныне ты со Мною и с учениками твоими будешь в раю, и все прошение твое исполнится («Ч. М.» июля 16). 6. Чем облегчались страдания св. мучеников за Христа? Страдания св. мучеников облегчались следующими духовными средствами: а) Размышлением о страданиях Христа Спасителя. Ап. Павел, призывая верующих на предлежащий подвиг спасения, говорит: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление, и возсел одесную престола Божия ( Евр.12:1–2 ). Этот-то взор на Пострадавшего всегда был присущ чистой душе св. мучеников, и услаждал горесть их страданий. Если воины во время сражения безстрашно подвергают жизнь свою опасности, одушевляясь примером вождей своих, презирающих опасности, каким сами подвергаются, то могли ли бояться муки смерти воины Христовы, имея пред очами Вождя спасения Христа Спасителя, за всех пострадавшего и всем оставившего пример, да последуют стопам Его в несении креста?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010