Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПСЕВД ФЕОДОР Деисус. Мастер Феодор Апсевд. Роспись " Енклистры " мон-ря прп. Неофита (Кипр). 1183 г. Деисус. Мастер Феодор Апсевд. Роспись " Енклистры " мон-ря прп. Неофита (Кипр). 1183 г. [греч. Αψευδς Θεδωρος], визант. художник кон. XII в. Вероятно, прибыл на Кипр из К-поля по приглашению Василия Киннама, еп. Пафосского. В пользу к-польского происхождения мастера свидетельствует манера его письма, характерная для визант. искусства эпохи Комнинов. В 1183 г. исполнил росписи в нефе «Енклистры» (γκλεστρα - затвор) мон-ря в честь прп. Неофита близ Пафоса (Кипр; см. Неофита мон-рь ), о чем свидетельствует греч. надпись вдоль ниши на сев. стене: «Енклистра... была расписана рукой Феодора Апсевда в год 6691 индикта I». Программа росписи могла быть продиктована ее заказчиком - основателем скита прп. Неофитом, дважды изображенным на стенах «Енклистры»: в церкви - возносимый 2 ангелами и в келье преподобного - как донатор, в молении перед деисусом. Большинство исследователей полагают, что росписи, выполненные в 1192 г. в основном объеме ц. Панагии Аракос в Лагудере (Кипр), также принадлежат А. Ф. По предположению Д. Уинфилда, указанное в реконструированной надписи под композицией «Крещение Господне» имя художника, расписавшего наос,- иером. Феодора - можно соотнести с А. Ф. Сопоставительный анализ фресок 2 памятников показывает идентичность манеры письма: изысканная линия абриса фигур и разделки складок, плотное личное письмо, характерное для иконописи, а также совпадение целого ряда деталей. А. Ф. приписывают (S. Sophocleous) 4 иконы, происходящие из местного ряда иконостасов мон-ря прп. Неофита - Богоматерь Елеуса и Господь Вседержитель (обе ок. 1183, мон-рь прп. Неофита) - и мон-ря Панагии Аракос - Богоматерь с Младенцем Христом (Аракиотисса) и Господь Вседержитель со святыми на полях (обе ок. 1193, Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия). Лит.: Winfield D. C. Panagia Arakos, Lagoudera. Nicosia, s. a. P. 11; Panayotidis M. The Question of the Role of the Donor and of the Painter//ΔΧΑΕ. 1994. Ser. 4. Vol. 17. P. 143-156; Sophocleous S. Icons of Cyprus: 7th-20th Centuries. Nicosia, 1994. P. 82-84. N 13-16; Parthog G. der. Byzantine and Medieval Cyprus: A Guide to the Monuments. New Barnet, 1995. S. 76-77; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1997. P. 351-369; Cormack R. Byzantine art. Oxf., 2000. P. 177-179. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГРАБАР Андре [Андрей Николаевич] (1896 - 1990), выдающийся франц. медиевист рус. происхождения, один из создателей франц. школы совр. византиноведения, основатель и научный редактор ж. «Cahiers archéologiques» (1945) ЕВТИХИЙ худож. кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295)

http://pravenc.ru/text/75792.html

«Сошествие во ад». Роспись кельи прп. Неофита в Енклистре мон-ря. 1183 г. Мастер Феодор Апсевд Алтарная часть занимает промежуточное положение между кельей и наосом; соединена с первой через проем двери и отделена от второго пространства деревянным иконостасом. Вост. стена вимы имеет закругленную форму, образует апсиду с 2 пробитыми в ней окнами, одно из них оригинальное. Росписи здесь находятся в значительно лучшем состоянии. В верхней части апсиды, фактически на вост. склоне свода, помещена сцена «Вознесение Христа». Из-за неровности стены она имеет асимметричную композицию. Напротив, на зап. склоне, находится «Вознесение прп. Неофита на небо». Преподобный представлен стоящим, со сложенными на груди руками, между архангелами Михаилом и Гавриилом, к-рые держат его за плечи и как будто возносят его невесомое тело на небо. Крылья архангелов соединены за спиной прп. Неофита, создавая эффект того, что они принадлежат фигуре святого. Эта уникальная композиция не имеет аналогий в визант. искусстве. Под изображением «Вознесения Христа» написаны фигуры 4 отцов Церкви и Божией Матери Оранты. Ее фигура поставлена фронтально, развернута лицом к зрителю, в то время как фигуры святителей со свитками в руках (свт. Иоанн Златоуст - слева, свт. Василий Великий, Епифаний, еп. Кипрский, свт. Николай Чудотворец - справа от Богородицы) обращены к Ней. Оригинальной является не только сама композиция, но и положение в ней Божией Матери, Ее фигура помещена в центре, непосредственно над престолом, на месте, которое традиционно занимает образ Христа. На сев. стене вимы над дверью, ведущей в келью,- ростовой образ Христа Еммануила, благословляющего правой рукой и в левой держащего свернутый свиток. По сторонам от Него сцена «Благовещение», разделенная на 2 части. Арх. Гавриил изображен парящим, слева от Еммануила, а Богоматерь, сидящая на престоле,- справа. Такое положение фигур в сцене «Благовещение» необычно, традиционно оно зеркальное. На зап. стороне свода - крупный медальон с образом Христа Пантократора (фреска 1503 г.), возможно, находится на месте аналогичного древнего, но не сохранившегося изображения. Он фланкирован меньшими медальонами с образами Божией Матери и св. Иоанна Крестителя, образующими вместе с Христом композицию «Деисус». Под ним на изгибе зап. стены представлены фронтально в рост преподобные Ефрем Сирин, Кириак Отшельник, Герасим, Феодор Освященный, Пахомий Великий, Иларий, Евфимий.

http://pravenc.ru/text/2565034.html

О. Н. Афиногенова Иконография Деисус с предстоящим прп. Неофитом Затворником. Роспись кельи прп. Неофита. 1183 г. Мастер Феодор Апсевд Деисус с предстоящим прп. Неофитом Затворником. Роспись кельи прп. Неофита. 1183 г. Мастер Феодор Апсевд Изображения Н. З. связаны с местом его подвига, с основанным им мон-рем (см. ст. Неофита Затворника преподобного монастырь на Кипре ) и кельей-церковью, предназначенной для погребения его останков (Енклистрой). В этом ансамбле сохранились 3 древнейших образа святого, к-рые различаются по типологии и изводам. Два прижизненных т. н. портрета святого находятся в алтаре пещерной церкви и в его келье (роспись 1183, мастер Феодор Апсевд). К традиции визант. ктиторского портрета восходит коленопреклоненная фигура Н. З. в Деисусе на сев. стене кельи, возле каменного ложа подвижника. Святой инок (без нимба) обеими руками поддерживает правую стопу Спасителя, сидящего на троне с подножием в виде подушки багряного цвета. Преподобный облачен в хитон песочно-красного цвета и коричневую мантию, его голова непокрыта, на макушке выбрито небольшое гуменцо (тонзура), отмеченное точками пробивающихся темных волос, длинные светлые волосы прядями заправлены за уши, узкая борода средней длины. Молитвенное обращение к Христу, Богоматери и св. Иоанну Предтече передано не только позой и жестами основателя обители, готовившего это помещение в качестве своей гробницы, но и в стихотворном тексте на греч. языке, помещенном на хартии под престолом, строго по композиционной оси («Материнскими, Христе, мольбами и/Крестителя Твоего престолу Твоему/Честному честно предстоящ(ему) [и]/У божественной Твоей ноги молитвенно/Лежащему милостив буди/Ныне и вовеки» - перевод Д. Е. Афиногенова). Вознесение прп. Неофита Затворника. Роспись Енклистры мон-ря прп. Неофита. 1183 г. Мастер Феодор Апсевд Вознесение прп. Неофита Затворника. Роспись Енклистры мон-ря прп. Неофита. 1183 г. Мастер Феодор Апсевд В верхней части вимы на зап. склоне находится композиция «Вознесение прп. Неофита на небо», которая соотносится с располагающейся по соседству сценой «Вознесение Господне».

http://pravenc.ru/text/2565024.html

К. Любецкого (1730) К. показан средовеком с короткой бородой, в фелони с оплечьем, с непокрытой головой, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, И. с платом на голове. Мученичество сщмч. Киприана. Роспись кафоликона в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Мученичество сщмч. Киприана. Роспись кафоликона в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В ряде случаев в минейные циклы образ И. не включался (в т. ч. в сцену мученичества, напр., в росписи ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Косово), ок. 1320 г., и в ц. св. Апостолов [св. Спаса], в Печской Патриархии (Косово), 1561 г., К. усекают голову; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония, ок. 1376-1381 гг., и в ц. свт. Николая в Пелиново (Черногория), 1717-1718 гг., К. изображен погрудно; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово), ок. 1350 г.- в рост). На изображениях, не связанных с минейными циклами, святые представлены как парно, так и по отдельности. Образы К. больше распространены, однако вне миней отсутствие И. затрудняет атрибуцию святого, к-рого смешивают со сщмч. Киприаном, еп. Карфагенским, особенно это касается храмовых росписей, где К. представлен среди др. святителей. Одним из таких, напр., является изображение в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, 1192 г. Мастер Феодор Апсевд разместил ростовой образ святого в алтарной зоне, в нише на сев. стене вимы, выделив его по размерам среди других святителей, предстоящих престолу. К. облачен в охристый подризник и бледно-пурпурного цвета фелонь, с омофором, епитрахилью и палицей; у него в руках развернутый вверх свиток с текстом молитвы Пресв. Богородице. Если данное изображение - образ сщмч. Киприана, еп. Антиохийского, то оно является наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Кипре, т. е. до перенесения мощей К. и И. на Кипр в XIII в. Ряд икон К. и И. связан с Кипром, особенно с дер. Менико в митрополии Морфу, в церкви которой были положены честные главы святых.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

John Chrysostomos at Koutsovendis, Cyprus//DOP. 2007. Vol. 61. P. 32-41). Ок. 1152 г. возник Хрисорройятиссы Пресв. Богородицы мон-рь близ Пафоса ( Θωτου Σ. Σ. Ιερ Μον Χρυσορρογιτισσης. Πφος, 2000. Σ. 19). В сер. XII в. палестинские монахи Неофит († 1155) и Игнатий († 1175) основали Махерасский мон-рь. Имп. Мануил I Комнин (1143-1180) пожаловал новой обители ежегодное содержание 500 номисм и привилегии, в т. ч. титулование имп. мон-рем, а при игум. прп. Ниле (1175-1209) он получил статус ставропигиального мон-ря. В 1209 г. Нил был избран епископом Тамасским с титулом «первый среди кипрских епископов». В Тамасе прп. Нил основал жен. обитель во имя Пресв. Богородицы Влахернитиссы. Ангелы возносят душу прп. Неофита Затворника. Роспись энклистры мон-ря прп. Неофита Затворника близ Пафоса. Мастер Феодор Апсевд. 1183 г. Ангелы возносят душу прп. Неофита Затворника. Роспись энклистры мон-ря прп. Неофита Затворника близ Пафоса. Мастер Феодор Апсевд. 1183 г. В 1159 г. прп. Неофит Затворник († вскоре после 1214) обосновался в окрестностях Пафоса в естественной пещере, к-рую он впосл. расширил. Еп. Пафоса Василий Киннам благосклонно относился к отшельнику, в 1170 г. он рукоположил его во иерея. К прп. Неофиту стали собираться ученики, однако он не хотел, чтобы его мон-рь был многонаселенным. Сначала он ограничил число насельников 10 иноками, во 2-м Типиконе 1214 г. определил, что их должно быть 15-18 чел. В 1183 г. пещеру, к-рая получила название Энклистра (Εγκλεστρα - затвор), украсил фресками к-польский худож. Феодор Апсевд , работавший в классицизирующем направлении искусства комниновской эпохи, в 1196 г. (или вскоре после 1214) роспись была продолжена провинциальным мастером в т. н. монашеском или аскетическом стиле. Лит. наследие прп. Неофита включает панегирики в честь святых, 16 слов на Шестоднев, катехизис, 2 книги душеполезных писем, толкования псалмов, Господних заповедей из Ветхого и Нового Завета, каноны двунадесятым праздникам и др., а также небольшие сочинения «Божье Знамение», повествующее о чудесном спасении прп. Неофита в 1197 г. из-под обвала, и письмо «О бедах, постигших страну Кипр» (1196) с описанием бедственного положения, в к-ром оказались киприоты после захвата в 1191 г. острова Ричардом I Львиное Сердце и образования лат. королевства. Многие труды Неофита Затворника не сохранились, они известны только по названиям: «Додекалог» и «Пятидесятиглавая книга», в к-рой в числе прочего содержались комментарии к Книге Песни Песней Соломона.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Деисус. Роспись Энклистры в мон-ре прп. Неофита близ Пафоса. 1183 г. Худож. Феодор Апсевд Деисус. Роспись Энклистры в мон-ре прп. Неофита близ Пафоса. 1183 г. Худож. Феодор Апсевд Наряду с фресками, созданными столичными художниками или под их непосредственным влиянием, на К. существовали росписи, выполненные в провинциальном духе: фрески нач. XII в. в ц. прп. Антония Великого в с. Келья, декорация алтарной части ц. Честного Креста в Пелендри (1178), 2-й слой росписей Энклистры прп. Неофита Затворника (датировки: 1196 г.- Stylianou. 1997. P. 354-355; ок. 1200 г.- Mango, Hawkins. 1966. P. 201, 204; вскоре после 1214 - Παπαγεωργου Α. 1999. Σ. 24-25). Стиль этих фресок контрастирует с росписями Феодора Апсевда; А. и Дж. Стилиану и Папагеоргиу называют его «монашеским» ( i dem. 1972. Σ. 202; Stylianou. 1997. Р. 354), а С. Манго, Э. Хокинс и Миго - «комниновским провинциальным» или «линеарным» ( Mango, Hawkins. 1966. P. 194, 198; Megaw. 1974. Р. 87). С. Янг сравнила изображенных в наосе Энклистры св. аскетов с монахами-подвижниками в погребальных часовнях Хирбет-эль-Марде в Ливане и в лавре прп. Саввы Освященного ( Young. 1983. P. 115-116). В XII в. отмечены устойчивые художественные связи К. не только с К-полем, но и с Левантом, что подтверждается присутствием кипрских иконописцев в мастерской мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( Weitzmann. 1982. P. 47-63). На существование в XII в. многочисленных памятников с довольно высоким качеством росписей указывают фрагменты фресок в катакомбах св. Соломонии в Пафосе, в церквах Пресв. Богородицы Пергамиотиссы близ с. Аканту, преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне, мц. Мавры близ Ризокарпасо, Агия-Напы близ дер. Канду, вмч. Георгия Победоносца Саккаса близ Ялусы, вмц. Марины в местности Пиргос на п-ове Карпасия, свт. Филона в местности Агридия, прмц. Параскевы в Героскипу и т. д. Фрагменты фресок XII в. хранятся в Византийском музее им. архиеп. Макария III в Никосии (из ц. Пресв. Богородицы Апсинфиотиссы), в Византийском музее в Пафосе (из ц. св. Феодора в Хулу, ок. 1100), в музее в дер. Сотира (из ц. св. Феодора «тон Хортакьон») и др.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

К др. направлению комниновского искусства относятся росписи в ц. св. Апостолов в Пера-Хорьо, 1160-1180 гг. ( Megaw, Hawkins. 1962. P. 347-348). Они выполнены в т. н. динамичном стиле ( Mouriki. 1980/1981. P. 110). Среди иконографических особенностей росписей ц. св. Апостолов следует отметить предстоящих Богоматери в конхе апсиды вместо архангелов апостолов Петра и Павла, которым посвящен храм, и размещение сцены «Успение Пресв. Богородицы» на сев. стене (позднее повторено в ц. Панагии Аракос). Прп. Антоний. Роспись ц. Панагии Асину. 1105/06 г. Прп. Антоний. Роспись ц. Панагии Асину. 1105/06 г. В посл. четв. XIII в. на К. работал к-польский худож. Феодор Апсевд , произведения которого относятся к «элегантному» направлению позднекомниновского искусства. В 1183 г. он выполнил росписи Энклистры (дословно «затвор», пещерная церковь) в Неофита прп. мон-ре близ Пафоса, в 1192 г.- в Аракос Панагии ц. близ Лагудеры (кроме фресок апсиды 2-й пол. XII в. ( Winfield. 1973. P. 24; Winfield D. C., Winfield J. 2007. P. 108; Sophocleous. 1998. P. 20, 42-43, 45-46) или, как считает А. Николаидис, 1185-1191 гг. ( Nicola ï d è s. 1996. P. 134)). Феодору Апсевду атрибутируют также 4 иконы: Божией Матери Елеусы и Христа Филантропа (в мон-ре прп. Неофита Затворника), Божией Матери Аракиотиссы и Христа Вседержителя из ц. Панагии Аракос (Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии) ( Papageorghiou A. 1992. P. 19). Творчество мастера оказало большое влияние на последующее кипрское иконописание ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 102). К направлению позднекомниновского искусства относятся также чуть более низкого качества росписи кон. XII - нач. XIII в. в церквах Христа Антифонита близ Калогреи, арх. Михаила в Като-Лефкаре (Ibid. Р. 89, 99; Nicola ï d è s. 1996. P. 137) и 2-й слой фресок ц. Панагии Амасгу ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 89). В ц. арх. Михаила «образцы Феодора Апсевда стали более тяжелыми и застывшими», а в ц. Панагии Амасгу - «невесомыми и декоративными» (Ibidem). Росписи ц. Христа Антифонита, по мнению В. Джурича и А. Вейл Карр, отражают усиление тенденции монументальности в позднекомниновском искусстве ( Djuri . 1976. P. 25; Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 99).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Апоний, Марк Апоний Сатурнин – римск. военачальник (I в. н. э.) 251 Апсевд – афинский архонт в 433/432 г. до н. э. 126 Арбицион – римск. писатель, источник Равеннского Анонима 278 Аргимпаса – божество скифского пантеона (=греч. Афродита Урания) 47 Ардий, сын Гига – царь Лидии (VII в. до н. э.) 20, 32 Арес – бог войны в греч. мифологии 47, 48, 144, 174 Аретиад – некий царь, потомок Ареса 144 Ариант – скифский царь вв. до н. э.) 56 Ариапиф – скифский царь (VI в. до н. э.) 54, 55 Ариарамн – сатрап Каппадокии (конец VI – начало V в. до н. э.) 79 Ариобарзан III – царь Каппадокии (52–42 гг. до н. э.) 196, 198 Аристарх – греч. писатель, источник Равеннского Анонима 280, 281 Аристей Проконнесский – греч. автор (VII в. до н. э.) 38 Аристогитон – афинский тираноубийца (VI в. до н. э.) 85 Арифарн – царь фатеев (конец Г в.) 127, 128 Арпоксай – легендарный предок скифов 35 Арриан – греч. автор (II в. н. э.) 18, 20, 146 Арсаком – некий скиф 171, 172, 173, 174, 175, 176 Артабан – брат Дария I 57 Артаферн – сын Митридата Евпатора 156 Артемида – богиня охоты и животных в греч. мифологии 68, 69, 165 Артемидор Эфесский – греч. географ (рубеж II и I вв. до н. э.) 122 Археанактиды – боспорская династия 126 Асандр – боспорский царь (47–17 гг. до н. э.) 115, 121, 160, 161, 197, 198 Асклепий – бог врачевания в греч. мифологии 103 Атанарих – вождь вестготов (тервингов) в Дакии (IV в. н. э.) 203, 263, 264, 266, 268 Атей – скифский царь (середина IV в. до н. э.) 109, 223, 224 Афина – богиня войны и ремесел в греч. мифологии 29 Афиней – житель Византия (III в. н. э.) 258 Афродита – богиня любви и красоты в греч. мифологии 24, 33, 47, 51, 120 Ахилл (Ахиллес) – герой Троянской войны, после смерти переселенный на остров Левку в Черном море 22, 30, 95, 108, 110, 119, 139, 140, 141, 143, 148, 150, 232, 235 Баркетида – дочь боспорского царя Левканора (вымышленный персонаж) 173 Баст – некий скиф 170 Белитт – некий скиф 170 Битит – кельтский наемник, телохранитель Митридата Евпатора 158 Борисфен – бог реки Борисфен (Днепр) 35

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Тирон, великомуч. Амасийский, ок. 306 года. 17 февр. Феодор, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Феодор, еп. Киринейский, муч. при Диоклетиане. 4 июля. Феодор, Миан, Иулиан и Кион, из Кандавал, мучч. при Максимиане. 4 сент. Феодор Стратилат, великомуч., пострадавший в Ираклее Понт. при Ликинии, в 319 году. 8 февр. (Перенесение мощей его в Евхаиты 8 июня). Феодор, муч. Антиохийский при Иулиане. 23 ноября. Феодор, муч. Александрийский. 12 сент. Феодор, муч. Цареградский при Валенте, с Урваном и др. 5 сент. Феодор муч., с Серапионом Египтянином, 24 мая. Феодор Освященный, преп. Фиваидский, ученик Пахомия Великого , ум. 368. 16 мая. Феодор Эннатский, преп. Египетский. В субб. с. Феодор Фермский, преп. 4 в. В субб. сырн. Феодор, архиеп. Александрийский. муч. ок. 609 года. 3 дек. Феодор Сикеот, еп. Анастасиопольский, ум. 613. 22 апр. и 15 июня (Перенесение мощей). Феодор, архиепископ Цареградский, ум. ок. 686. 27 дек. Феодор, преп. Студийский, ум. 826. 11 ноября, и 26 янв. (Перенесение мощей его). Феодор Кратер, протосиафарий, из 42 Амморейских мучч. ок. 840. 6 марта. Феодор преп., начертанный, исповедник, ум. 840. 27 дек. Феодор, еп. Едсский 9 в. 9 июля. Феодор преп., Трихина. 20 апр. Феодор преп., чудотворец. 5 июня. Феодор Варяг и Иоанн, сын его, мучч. Киевские в 983 году. 12 июля. Феодор и Василий, препп. Печерские, ум. 1091. 11 авг. Феодор Ярославич, благоверный князь, ум. 1233. 5 июня. Феодор, князь Смоленский, ум. 1299, и чада его Давид и КонстантИн.19 сент. и 5 марта. (Перенесение мощей). Феодор, князь Муромский 13 века, с Константином, своим отцом. 21 мая. Феодор, боярин Черниговский, муч. от Батыя в 1245 г , с Михаилом князем. 20 сентября. Феодосий, преп. Антиохийский, ум. ок. 412. 11 янв. Феодосий Великий, киновиарх Палестинский. ум. 529. 11 янв. Феодосий муч., с Мануилом. 27 марта. Феодосий, столпник Едесский 9 в., с Феодором, еп. Едесским. 9 июля. Феодосий преп., игумен Печерский, ум. 1074. 3 мая и 14 авг. (Обретение мощей в 1091).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Феаген (рождение богиня. греч.), муч. милитийский, 7 ноября. Фекла (совершевие, евр. или надежда, арамейское или удивительная, греч. θκλεον) первомученица, 24 сент. Фекла , преподобномуч. салернская, 6 июня. Фекла , мученица газская, 19 августа. Фекла , муч. персидская, 20 ноября. Фекла, Марфа и Мария мучч., 9 июня. Фемелий (основной, греч.), мелит. муч., 7 ноября. Фемистоклей (законопрославленный или за правосудие прославленный, греч.) пастырь, муч. ликийский, 21 дек. Феоген (Богорожденный, греч.), еп. парийский, 2 янв. Феогнид (тоже) муч. кизический, 29 апр. Феогний (тоже), муч. едесский, 21 авг. Феогност (известный Богу, Богом знаемый, греч.), митрополит московский, 14 мар. Феодора (Божий дар, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 марта. Феодора дева, муч. александрийская, 27 мая. Феодора , преп. египетская, 11 сент. Феодора царица, супруга Иустиниана, 14 ноября. Феодора преп. кесарийская дева, 30 дек. Феодора царица, супруга Феофила, 11 февр. Феодора , преп. солунская, 5 апр. Феодора , преп. цареградская, 30 дек. Феодорит , (Богодарованный, греч.) пресв. антиохийский, муч., 8 марта. Феодор (Божий дар, греч.), муч. в Пергии памф. с дружиной, 21 апр. Феодор , муч. африканский, 6 апр. Феодор , муч. апамейский, 22 февр. Феодор Тирон, великомуч. амасийский, 17 февр. Феодор , муч. мелитинский, 7 ноября. Феодор , еп. киринейский, муч., 4 июля. Феодор , из Кандавал, муч., 4 сент. Феодор стратилат, великомуч., 8 февр. и 8 июня. Феодор , муч. антиохийский, 23 нояб. Феодор , муч. александрийский, 12 сент. Феодор , муч. цареградский, 3 сент. Феодор , муч. с Серапионом египтянином, 24 мая. Феодор освященный. 16 мая. Феодор архиеп. александрийский муч., 3 дек. Феодор Сикеот, еп. анастасиопольский, 22 апр. и 15 июня. Феодор , архиеписк. цареградский, 27 дек. Феодор , преп. студийский, 7 ноября и 26 янв. Феодор Кратер, протоспафарий, из 42 амморейских мучч. 4 марта. Феодор , преп. начертанный исповедник, 27 дек. Феодор , еп. едесский, 9 июля. Феодор , преп. Трихина, 20 апр. Феодор , преп. чудотворец, 5 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010