Как и апостол говорит, «если кто постится и молитву творит, такой да отлучится от жены на время» (ср.: 1Кор. 7, 5 ). Но иноки всегда пребывают в посте и молитве до самой смерти, потому и жен не имеют. Да и в Ветхом законе повелено, чтобы приступающие служить Господу отлучались от жен (ср.: Исх. 19, 15 ). иноки всегда работают Богу, всегда предстоят на службе Его, потому отлучаются они от жен до самой смерти и так в чистоте служат Ему как верные рабы Его. Хотя еретики и уничижают иноков за то, что они якобы гнушаются брака и пищи, и приводят против них слово апостольское: «Ясно сказал Дух, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая учениям бесовским, запрещая жениться и употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (см. 1Тим. 4, 1 и 3), однако так апостол пророчествовал о разных еретиках, которые будут после апостолов: о манихеях, маркионитах, евионитах и евтихианах богомерзких. Те, которые назывались манихеями, признавали двух разных богов: одного бога на небе – доброго, а другого на земле – злого миродержителя. И в таком виде, превратно понимая апостольское слово, свою проклятую ересь распространили, гнушались пищи, приготовленной на земле. Потому не есть мяса и не пить вина – это не презрение, а вид воздержания. И еще с самого начала, от создания мира, до потопа мяса не ели и вина не пили. И в законе Моисеевом назореи вина не пили (ср.: Чис. 6, 3 ) и всяких овощей и мяса, так же как и мяса свиного, не ели (ср.: Лев. 11, 7 ; Втор. 14, 8 ). Также и Даниил с тремя отроками гнушались мясной пищи царя Навуходоносора. Моисей, Илия и Сам Господь постились, не вкушая мяса и не употребляя вина сорок дней и ночей. Святой же Иоанн Креститель во все дни жизни своей мяса не ел и вина не пил. И неужели он держался бесовского учения? Скажи мне, еретик! Ты, ныне укоряющий постников! Но знает вся вселенная, что они были исполнены Духа Святого, поскольку воздерживались от хорошего мяса, вина и жены. то же самое говорят древние богословы и о Матфее-евангелисте, и об Иакове Алфееве: они мяса не ели и вина не пили во все дни жизни своей. Они не гнушались тем, что создано Богом, но воздерживались и постом убивали греховные страсти в теле своем. Ибо пост есть дело страшное для демонов, а для Бога любимое и дар честнейший, как свидетельствует пятое правило Никейского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Как нормальные отношения между людьми невозможны без благодарности, так же точно и между человеком и Богом, потому что Бог – тоже Личность. И чтобы из окружающей нас тьмы выйти к Нему, просто надо делать всё так, чтобы ни от кого, ни за что не получать ни похвалы, ни благодарности. Как если что-то вышло не по твоей воле, – радуйся: значит, вышло по воле Божией! Так и тут: если избежал благодарности от человеков, значит, сделал для Бога, и можешь ожидать награды от Него. Вспомним житие святителя Николая. Вот он ночью крадётся по улице, как крадётся вор, чтобы украсть. А он для чего? – а чтобы подбросить в окно нуждающемуся узелок с золотом. Не дай Бог, чтобы увидели и похвалили, не дай Бог, через людей получить какие-то побрякушки! Не хочу от людей, хочу только от Бога. Вспомним и великих постников, которые чтобы не получить похвалы, – даже ели перед людьми скромную пищу, чтобы пост их был действительно в тайне, только для Бога, и больше ни для кого. Но даже и высокие духовные дары, полученные в этой жизни от Самого Господа, не могут быть для истинного подвижника предметом похвалы перед людьми. С каким страхом, например, говорит Апостол о своём прикосновении к будущему блаженству. Он и говорит-то, как не о себе, а ком-то постороннем: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне тела ли не знаю: Бог знает, – …был восхищён в рай и слышал неизречённые слова, которых нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими…» То, к чему лишь прикоснулся апостол Павел, – и есть окончательная награда, не только приготовленная, но и уже объявленная принадлежащей нам, ибо Бог «нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Иисусе Христе» ( Еф.2:5 ). Ну а всё остальное. Это малое утешение капризному и нетерпеливому ребёнку: чтобы успокоился и перестал плакать. Читать далее Источник: Двести двадцать две проповеди на ежедневные церковные апостольские и евангельские чтения начиная от Пасхи/Свящ. Вячеслав Резников. - Москва : Изд-во Братства святителя Алексия, 1999. - 510, с.; 20 см. - (В помощь постоянному читателю Нового Завета). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

На днях группа политических активистов пыталась провести “антипутинский молебен”. Широко известный в узких кругах Роман Доброхотов со своими друзьями пришел на площадь перед Храмом Христа Спасителя, чтобы, как он говорил, “по всем канонам” провести “молитву” за " за изгнание бесов из страны " . Эти слова говорят только о крайнем его невежестве в отношении церковных канонов - молитва в Церкви совершается “за”, а не “против”. Церковь не занимается черной магией, наведением сглаза и порчи. Церковь молится о “здравии, спасении и во всем благом поспешении”, а не о причинении вреда кому-либо. Если бы у оппозиции существовал лидер, теоретически способный занять президентский пост - молится за него было бы вполне возможно. А вот молиться “против” - довольно странно. Более того, святой Апостол Павел заповедует Церкви “совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. (1Тим.2:1-4)”. Когда Церковь возносит молитвы “за” (а не “против”) начальствующих, она просто и прямо следует слову Божию. Это - не что-то, что появилось позже, не “средневековое наслоение”, не “наследие синодального периода” - это непосредственно Апостольская заповедь. Православная Церковь не есть Церковь интеллигентская, или журналистская, или прогрессивно-общественная - Православная Церковь есть Церковь Апостольская, и именно Апостолам она и следует. Не желаете повиноваться Апостольскому слову? Дело ваше, но тогда не пытайтесь называть ваши действия “каноничными”. Более того, само слово “Христиане” означает, в библейском контексте (Деян. 11:26) именно “ученики Апостолов”. Оно не означает - и не может означать - людей, которые исполняют заповедь Апостола ровно наоборот. Апостол Павел пишет свое послание, находясь под властью языческой Римской Империи, которая вовсе не была безгрешной вообще и дружественной к христианам в особенности. “Цари и начальствующие” могли быть вопиюще грешными людьми или даже прямыми гонителями Христиан - но Церковь, отражая благость Божию ко всему творению, возносила молитву и за них. Эта молитва не означает - и не означала никогда - согласия со всеми действиям начальствующих. Священники и молящиеся миряне - не шаманы, обеспечивающие “своим” поддержку “тайных сил”. Молитва приносит страну, власти и воинства пред лицо Божие, прося, чтобы Он управил все, происходящее в нашей стране так, как это угодно Ему - а не самим по себе начальствующим и даже не нам, возносящим эти молитвы.

http://pravoslavie.ru/53350.html

Немного спустя времени, окончила земную жизнь Свою и Пресвятая Дева, Мария Богоматерь 47 . Она погребена была Апостолами в Гефсимании: но на третий же день оказалось, что гроб Ее пуст. Она и с телом Своим взята на небо. После успения Девы Богоматери, Апостолы разошлись из Иерусалима, для проповеди Евангельской по разным странам. Д. Апостольские труды Святого Павла 1. Первое Апостольское путешествие святого Павла с Варнавой в Кипр и Малую Азию (Деян. 13 и 14) В Антиохийской церкви находилось несколько Боговдохновенных учителей и пророков. Когда они все исправляли обязанности своего служения и постились, Дух Святой (может быть, устами одного из присутствовавших пророков), сказал: – «отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». – Тогда, присутствовавшие учителя и пророки, совершивши пост и молитву, возложили на них руки, и отпустили их. Они взяли с собою Иоанна Марка, которого мать была – сестра Варнаве, и, по внушению Духа Святого, отплыли на остров Кипр, на родину Варнавы. Прошедши с проповедью весь остров, в городе Пафе, лежащем на западной оконечности Кипра, они нашли какого-то волшебника, иудейского лжепророка, именем Вариисуса, который находился при проконсуле Сергие Павле. Проконсул, человек любознательный, призвал Варнаву и Савла, чтобы послушать их проповеди. Волшебник противился им, стараясь отвратить Проконсула от веры. Тогда Савл (который с этого времени становится известным уже под именем Павла), исполнившись Духа Святого, устремил на него взор, и сказал: «о коварный злодей, отродье диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? Вот, рука Господня на тебе; ты будешь слеп, и не увидишь солнца до времени». И вдруг, объял его мрак; так, что он, оборачиваясь на все стороны, стал искать вожатого. Проконсул, увидавши это чудо, уверовал. Из Пафа, Павел со спутниками отплыл на северный берег Памфилийского моря в город Пергию, Здесь Иоанн Марк отстал от них, и возвратился в Иерусалим. Павел с Варнавой отправились далее на север, и прибыли в Антиохию Писидийскую; здесь, в субботний день, вошедши в синагогу, сели.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

14 ст. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Лука – написавший 3-е Евангелие. «Димас был сначала ревностным учеником св. апостола Павла, а затем про этого Димаса апостол в послании к Тимофею говорит: Димас меня оставил, возлюбив нынешний век и ушел в Солунь (Фессалонику)» ( 2Тим. 4:10 ). 15 ст. Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. «Нимфан, надо полагать, был блюститель той Церкви, – пресвитер, заступавший место Епафраса, в его отсутствие. Вся семья его состояла из верных... У него бывали и собрания церковные» (Еписк. Феофан. Посл. Кол. 246 ). После приветствий апостол делает поручение Колосской церкви и некоему Архиппу. 16 ст. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. «Относительно этого стиха св. Златоуст замечает: справедливо утверждают некоторые, что здесь, разумеется, не послание Павла к Лаодикийцам, а их послание к Павлу; ибо не сказал он: написанное к Лаодикийцам, а говорит: написанное от Лаодикии». 17 ст. Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе. Возможно, что Архипп был пресвитером и, за отсутсвием Епафраса, совершал богослужение в домовой церкви своего отца Филимона. Впоследствии он был епископом Лаодикийским (Пост. ап. § VII, 46). (Рук. к изуч. свящ. кн. Нового завета Иванова). Ввиду такого положения Архиппа среди верующих, апостол наказывает передать ему, чтобы он исполнил врученное ему Господом служение, был на высоте своего положения и зорко наблюдал за тем, что вокруг него совершается. 18 ст. Приветствие моей рукой Павловой. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь. Чтобы Колоссяне не сомневались в подлинности этого к ним послания, апостол сам собственной рукой как бы скрепляет его, посылая им привет и прося помнить его узы, т. е. иметь их пред глазами, как воодушевляющий Колоссян пример. Наконец, апостол желает Колоссянам, чтобы, с помощью благодати Божией, они исполнили все, чему он их научал в своем послании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

21 VI/4 VII Есть много царств, племен, народов, но есть еще одно Царство – Царство Небесное, которое уже приблизилось к нам: яко приближися Царствие Небесное ( Мф 10, 7 ). Господь сказал о даровании Своей благодати: туне приясте, туне дадите – даром получили, даром давайте ( Мф 10, 8 ). Сколь замечательно все Евангелие! Входя в дом, Господь заповедал ученикам преподавать мир дому: и аще убо будет дом достоин, приидет мир ваш нанъ (на него) (Мф ю, 13). Или, например, Господь обещал располагать сердца к Его ученикам. Кто может располагать сердца? Бог! Разве это не замечательно? Все Евангелие замечательно! Необычно! И несмотря на это, мы, священники, мало знаем Священное Писание (особенно – Деяния святых апостолов и их Послания). 22 VI/5 VII ...Если уж мы, священники, не будем читать Послания апостольские, изучать их, вдумываться в них, то кто же тогда будет? 24 VI/7 VII Христос пострадал за нас, чтобы даровать, дать нам жизнь вечную: «да всяк веруяй в Него не погибнет, но Имать ЖИВОТ вечный» (тайная молитва на Литургии после: «Победную песнь, поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще»). Подумайте – чтобы дать нам жизнь вечную! 26 VI/9 VII В скорбности нет никакой пользы. 28VI/11 VII Иудейские первосвященники предали Христа из зависти. Пилат знал об этом. Так прямо и сказано: Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти ( Мк 15,10 ). 30 VI/13 VII Когда во время Божественной Литургии говорится: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», – то повторяется Тайная Вечеря, ибо через священника те же слова говорит нам Сам Христос. Итак, здесь опять Тайная Вечеря, и мы присутствуем на ней, пусть и невидимой. Священник должен быть – как столп, ничем не колебаться. 4/17 VII Евангелие «слабеет» не потому, что оно теряет свою силу, а потому, что его не хотят знать. 6/19 VII Великое обетование было дано Деве Марии чрез Архангела Гавриила, как говорится в Евангелии от Луки. А именно: прямо сказано о рождении Сына Божия: зачнешь во чреве, и родишь Сына... Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида... и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца ( Лк 1, 31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22-23); «...епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен… тих, миролюбив...» (1 Тим 3. 2-3); описания, посвященные таким Д., как вера и любовь, к-рым ап. Павел уделяет исключительное внимание (Евр 11; 1 Кор 13). На связь Д., на их единство и различия указывает ап. Петр. Он призывает христиан удалиться «от господствующего в мире растления» и явить «в вере... добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Петр 1. 3-7). Многообразие Д. в апостольских Посланиях сводится к 4 основным категориям, таким как божественные Д. Христа - совершенство, величие, благость, могущество, ведение, милосердие, сострадательность, долготерпение, кротость, благоволение, милость, премудрость, обнищание, жертвенность, терпение, любовь; Д., включенные в контекст апостольского аскетического учения, предполагающего отложение прежнего образа жизни (Еф 4. 22), совлечение «ветхого человека с делами его» (Кол 3. 9), удаление «от растления похотью» (2 Петр 1. 4), распятие плоти «со страстями и похотями» (Гал 5. 24) и облечение «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4. 24). Д. этой категории - благоразумие, воздержание, рассудительность, опытность, благочиние, бдение, пост, труд, чистота, совершенство, целомудрие, девство , непорочность, терпение, умерщвление земных членов (т. е. страстей), умирание со Христом для стихий мира, непреткновенность, покаяние, обновление, ревность по Боге, честь, верность, постоянство. Претворяя эти Д. в личную жизнь, человек должен возрастать «в мужа совершенного, в меру полноты возраста Христова» (Еф 4. 13); Д., являющиеся основным предметом апостольского нравственного учения,- великодушие, справедливость, благотворительность , братолюбие, гостеприимство, общительность, благоволение, заботливость, честность, искренность, любезность, почитание, терпение, поддержка слабых, искание добра друг другу, усердие, странноприимство, угождение, услужливость, участие, твердость, благоразумие, уважение, снисходительность, щедрость, радушие, смелость, трудолюбие, долготерпение, единомыслие, кротость, молчаливость, увещание, назидание, нежность, сострадательность, повиновение, миролюбие, умение прощать, смирение, дружелюбие, милосердие. Воплощение этих Д. в нравственном поведении и в общении с людьми является основной этической задачей деятельной жизни человека по примеру абсолютной благости Небесного Отца, ибо люди, будучи Его творением, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил... исполнять» (Еф 2. 10);

http://pravenc.ru/text/178658.html

31 . Нет пользы? А как же они очищают от пороков? Если ты будешь соблюдать их со смирением и с милосердием, то, как говорил в божественном Духе Исаия, кости твои утучнятся и будешь ты как сад опьяненный ( Ис. 58:11 ). Духовным туком поста утучняется душа твоя и добродетели ее, плоды же твои умножаются от изобилия ума твоего, и пребывает в тебе опьянение трезвенности 609 , подобное той чаше, о которой говорит пророк: И чаша Твоя, опьяняющая меня, сколь прекрасна! ( Пс. 22:5 ). 32 . Но хвалы достойна строгая умеренность не только в пище, но и в пожеланиях. Написано: Не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих. Если будешь доставлять душе твоей приятное для вожделений, то она сделает тебя потехою для врагов твоих ( Сирах. 18:31–32 ). И ниже: Вино и женщины развратят разумных ( Сирах. 19:2 ). Умеренности в супружестве учит Павел 610 , и тот, кто не поступает по его слову, попирает апостольский закон и подобен прелюбодею. 33 . Стоит ли мне напоминать, какова благодать девства, если она удостоилась того, что Христос избрал ее для Себя храмом, в котором телесно, – как читаем, – обитала полнота Божества ( Кол. 2:9 ). Дева родила Спасение мира. Дева родила Жизнь всех. Неужели не было исключительным то девство, которое во Христе принесло спасение всем? Дева носила Того, Кого весь этот мир не мог принять и вместить. Родившийся из чрева Марии сохранил неприкосновенными затворы стыда и печати девства у Своей Матери 611 . В Деве Христос обрел ту плоть, которую желал для Себя, ту плоть, которую Он, Господь всего, усвоил Себе. Из-за мужа и жены человек был изгнан из рая, благодаря Деве – соединен с Богом. 34 . Стоит ли мне говорить о другой Марии, сестре Моисея Мариам. Она возглавила строй женщин, и они под ее предводительством стопами прошли через морскую пучину 612 . И благодаря какому дару Фекла 613 внушила благоговение даже львам, и ненасытные звери 614 , распростершись у ног своей добычи, выдержали священный пост и не ранили ее ни острым когтем, ни жадным взором очей – ведь святость девства можно оскорбить даже взглядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

34, 28) и Илия (3 Цар. 19, 8). Сорок дней молился и постился Христос Спаситель перед началом Своего мессианского служения (Мф. 4, 2). Когда Младенец-Христос был принесен в Иерусалимский храм, то там “была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости… вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь” (Лк. 2, 36–37). Постились ученики; первоначально, однако, они не соблюдали поста (Мк. 2, 18), но не из пренебрежения им. Христос пришел не упразднить традиции, но исполнить их (Мф. 5, 17), поэтому Он запрещает показное соблюдение постов. “Также, когда поститесь,— учит Божественный Учитель,— не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 16–18). Святые ученики Христовы после Его преславного вознесения совершали свое апостольское служение, сочетая пост и молитву (Деян. 13, 2; 14, 23). В подвиге поста подвизался великий проповедник христианства Апостол Павел (2 Кор. 6, 5; 11, 27). Православная Церковь хранит эти благочестивые предания и традиции в своей литургической жизни. Учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст († 407; пам. 14 сентября) говорит: “Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неугасимого огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего” (Т. 4. С. 64). К теме значения поста он неоднократно возвращается в своих проповедях. В другом месте он обращается к своей пастве со словами: “Не ядение худо,— да не будет! — а вредно объядение и пресыщение до обременения чрева. Равно как и не то худо, чтобы употреблять вино в меру, но предаваться пьянству и вследствие неумеренности утрачивать здравый смысл” (Т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2395...

3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. 4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Практический очерк содержания рядового чтения Апостольское чтение сырной недели благовременно призывает нас 1) к покаянию (13:11–14); 2) посту (14:1–4) в наступающие дни Святой Четыредесятницы. 1. Что побуждает нас к покаянию и обращению (ст.11–12)? Первым побуждением к покаянию в дни Великого Поста служит то, что теперь для покаяния надлежащее время и час. « Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна » (ст.11), взывает апостол. Спящий человек не имеет полного и ясного сознания ни о себе самом, ни о своем действительном состоянии: угрожает ли ему опасность, он не знает; ожидают ли его радости, он не чувствует. Душа его, ничем неозабоченная, занята разнообразными грезами, в которых находит свои радости и удовольствия, воображает себя то богатой, то счастливой. То же самое бывает и с человеком, духовно спящим. Он не видит своего истинного и душевного состояния, своих грехов и недостатков, не чувствует радостей будущего мира, не ожидает и даже не подозревает угрожающего ему вечного наказания за грехи. Одни только земные выгоды, радости и удовольствия он ценит высоко, хотя они не имеют никакой действительности, никакой прочности. С легкомыслием и беспечностью проводит он дни своей жизни во грехах, никогда не помышляя о духовном пробуждении и раскаянии. Как телесный сон служит несомненным признаком нашей немощи, так духовный сон грешника служит следствием и признаком его глубокого, внутреннего расслабления. Ныне, в наступающие дни Святой Четыредесятницы, настанет поистине надлежащий « час пробудиться нам от сна .» Это надлежащее время, так как в Великий Пост прекращаются всякие мирские развлечения и удовольствия, подающие повод к соблазнам и грехам. Мирской шум и разгул умолкают; вместо изысканных яств и питья предлагается пища грубая и суровая, свойственная кающимся; особенный церковный колокол утром и вечером призывает к молитве; самое богослужение располагает к покаянию и сокрушению во грехах.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010