Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лже-братиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.   Канонические установления Церкви о посте Развернуть таблицу Где установлено Установление Иерусалимский Апостольский Собор (ок. 49–51 гг.) Правило, предписывающего членам Церкви такой устав: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите ( Деян. 15:29 ). Апостольские правила Постановление Иерусалимского Собора подтверждается 63м Апостольским правилом, которое к требованиям заповеданного поста прибавляет наказания за их неисполнение: «Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен». 69е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Святитель Тимофей Александрийский в своих канонических ответах к числу лиц, не имеющих возможности совершать телесный пост, прибавляет рожениц. Апостольские правила, Пято-Шестой (Трулльский) Собор (691–692 гг.) и Гангрский Поместный Собор (середина IV b.) 66е Апостольское правило, 55е правило Трулльского Собора и 18е правило Гангрского Собора предписывают наказание христианам, постящимся в субботу и воскресенье, поскольку в церковном сознании эти дни были днями особого торжества и духовной радости. Вышеперечисленные правила предписывают извергать из сана клириков и отлучать мирян, постящихся в эти дни. Но если субботы и воскресенья приходились на дни Святой Четыредесятницы (а позже и на другие многодневные посты), пост не отменялся, а ослаблялся.

http://azbyka.ru/shemy/posty-v-vetkhom-i...

Подобно Спасителю поступали и апостолы. Когда они путешествовали и проповедовали, они вкушали все, что им предлагали. Но они были и подвижниками. Так, апостол Павел, перечисляя свои скорби, подвиги ради Христа, говорит между прочим, что он часто пребывает в посте. Если для того, чтобы войти с людьми в близкое общение и таким образом беспрепятственно проповедовать им учение о спасении и покаянии, он вкушал всякую пищу, то в другое время, когда он был свободен от этих апостольских обязанностей, он пребывал в подвигах. Мы знаем из житий других апостолов, что они также часто уединялись, предавались строгому посту и молитве и таким образом духовно отдыхали от апостольских трудов. Христос постоянно находился среди людей, Он не пренебрегал ни богатыми, ни бедными, ни фарисеями, ни мытарями, ни людьми, которые казались праведными, ни явными грешниками. И если бы Он соблюдал строгие правила в отношении пищи, то это бы стало большим препятствием в Его служении проповедника и пророка. Вот как можно объяснить «пренебрежение» постом Господа Иисуса Христа и Его учеников в то время, когда они пребывали с Ним. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? 89 . Здесь звучит уже прямой упрек в нарушении поста. Мы не знаем точно, но можем предположить, что ученики Иоанна Крестителя в подражание своему учителю вкушали чрезвычайно скудную пищу. Что касается фарисеев, то известно, что они постились два раза в неделю (ревностные иудеи и сейчас соблюдают такой пост). Фарисеи вспомнили про учеников Иоанновых, которых на самом деле не любили, но упомянули их для того, чтобы лишний раз упрекнуть учеников Спасителя и не противопоставить одних себя открыто ученикам Спасителя. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Положение второе Какие существуют виды Предания? Предание делится на многие виды, среди которых наиболее важны Божественные, Апостольские и Церковные Предания. Божественные Предания называются так потому, что они берут начало от Самого Христа, тайно учившего Своих Апостолов. Об этом учении явственно не сказано и, в частности, о нем не говорится в Священном Писании, если только не в самом общем виде в Деяниях Апостолов, где сказано: которым и явил Себя живым (Христос Апостолам), по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием ( Деян. 1, 3 ). Такова суть Предания о служении и совершении Святых Таинств, о том, как их должно совершать и освящать, о чем мало сказано в Священном Писании, и мы знаем о них только из Божественного Предания. Поэтому Апостол Павел говорит Коринфянам о Таинстве Евхаристии: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал ( 1Кор. 11, 23 ). Предания называются Апостольскими, поскольку пришли от Апостолов, наставлявшихся Святым Духом. Таким является пост святой четыредесятницы и другие посты, о которых 69 Апостольское правило гласит: «Если кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или иподиаконов, или чтецов, или певцов, в четыредесятницу, то есть в великий пост, не постится, а также в течение года, по средам и пятницам, да будет извержен, если только ему не препятствует в совершении постов телесная болезнь, ибо по немощи разрешается для укрепления сил вкушать масло и вино. Если же не постится мирской человек, да будет отлучен». Смотри Кормчую книгу, лист 19, на обороте. Апостольские предания от Божественных отделяет сам Апостол Павел, говоря: не я повелеваю, а Господь ( 1Кор. 7, 10 ), и ниже: Прочим же я говорю, а не Господь ( 1Кор. 7, 12 ). Церковные Предания представляют собой давние церковные обычаи, берущие начало от пастырей и учителей, часто же и от самого народа, и по общему согласию имеющие силу закона. Молиться к востоку, ограждать себя крестным знамением, освящать воду и тому подобное – все это относиться к Церковным Преданиям. О таковых Апостол Павел говорит: А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии ( 1Кор. 11, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

2. Пост - послушание Матери-Церкви Сам Иисус Христос повелевает иметь послушание Церкви. Если же не послушает их, скажи церкви: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано и на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18,17-18).      Но что значат сии слова: что вы свяжете? Связывать - значит закон полагать. Ибо в Священном Писании сказано: Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23,4). Здесь, говоря о бременах, Господь имеет в виду законы иудейские. Христос дал такое обещание апостолам и их преемникам: в какой мере они свяжут, т.е. какие законы они возложат на верующих, обязывая их совесть к исполнению этих законов, в такой силе будет связано и на Небе, т. е. все это останется твердым и неизменным на Небесах. Следовательно) заповедь и законоположение апостолов и их преемников есть заповедь Христа.      Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20,21). Христос Спаситель послан был от Отца, имея власть не только проповедовать слово и устанавливать Таинства, но и имея власть повеления, суда и законоположения. И эту-то власть Он и передал Своим апостолам и их преемникам.      Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10,16). Христос изрек сии слова апостолам и их преемникам: так объясняется это место в творениях священномученика Киприана Карфагенского (книга 4, письмо 9) и святителя Василия Великого (Правила монашеские, глава 23).      Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. И еще: И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13,5). Сии слова апостола Павла относятся не только к мирским властям, но и к церковным. Ибо апостол говорит о всякой власти вообще: нет власти не от Бога, т.е. всякая власть от Бога. А что закон, данный нам властями, мы обязаны исполнять не из страха, а по любви к Богу, так это видно из последующих слов апостольских: Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. И еще: И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13, 5). Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости (1 Кор. 4, 21)?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

   Посвящение в форме рукоположения в первый раз применено было при избрании Павла и Варнавы в Антиохии. Дух Святой, по сказанию 13-й главы Деяний апостольских, соизволил, чтобы Варнава и Павел отделены были на дело, к которому Он призвал их. Тогда апостолы, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (ст. 2—3). Итак, посвящение Варнавы и Павла совершено было чрез рукоположение при посте и молитве.    Пример хиротонии в смысле церковного действия представляет посвящение семи диаконов в Иерусалиме: «Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек, изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу (Деян. 6:2, 3). И одобрено было это предложение всем собранием. И избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Их поставили перед апостолами, и они, помолившись, возложили на них руки». В этом повествовании, как видно, речь идет о посвящении диаконов. Посвящение в эту должность соединено было с рукоположением. Следующие примеры посвящений указаны в 14-й главе Деяний святых апостолов, где говорится, что апостолы Павел и Варнава, проходя Листру, Иконию и Антиохию, рукоположили пресвитеров для каждой Церкви, помолившись и совершив пост, и предали их на служение Господу.    О рукоположении также говорит апостол Павел в Первом послании к Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14). А во Втором послании к нему он пишет: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1:6).    Если допустить, что в обоих случаях апостол ведет речь о двух особых посвящениях, то нужно будет в первом видеть указание на посвящение Тимофея в сан священника, во втором – в сан епископа. Действительно, в древних надписаниях Послания к Тимофею он называется епископом Ефесским. Итак, основания для посвящения в духовные должности находятся в книгах Нового Завета. Положение это признается как восточными, так и западными христианами, включая протестантов; однако последние считают это посвящение простым обрядом, не имеющим сакраментального значения. Посвящение это во времена апостолов состояло из двух элементов: молитвы и руковозложения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Апостолы Павел и Варнава после молитвы и поста оставили христиан Антиохии, Листры и Иконии ( Деян.14: 21–23 ). Корнилий сотник пред своим крещением постился около четырех дней ( Деян.10:30 ). 9. Как говорит о своем посте ап. Павел? «Был часто в посте» ( 2Кор.11:27 ). «Являем себя в постах»... ( 2Кор.6:5 ). «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). 10. Какой совет дает ап. Павел о посте мужу и жене? «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор.7:5 ). 11. Откуда видно, что у первых христиан было особое время для поста? « ...Плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел... » ( Деян.27:9 ). 12. С какою целью Церковью установлены общие для христиан посты? 1. Для единодушия: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим.12:15 ). 2. Для устранения соблазна: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» ( 1Кор.8:13 ). История Церкви и свидетельства св. отцов с несомненностью доказывают апостольское происхождение св. постов. 69-е апостольское правило о Великом посте говорит так: «Аще кто епископ, или пресвитер или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу пред св. Пасхою или в среду или в пяток, кроме препятствия от немощи телесные: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Св. Игнатий Богоносец , поставленный в 66 году по Рождестве Христовом в епископа Антиохийского, в послании к Филиппийцам дает такое наставление о посте: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». О Петровом посте в постановлениях апостольских говорится так: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу, а после нее одну седмицу поститесь: ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления» (5 кн. 20 гл.). Седмица эта – первая неделя Петрова поста. История древней христианской Церкви представляет многочисленные примеры великого постничества и высокого подвижничества, благодаря чему постники удостаивались божественных откровений, даров прозрения, исцеления и высочайшей святости. Евангелист Матфей, по свидетельству св. Климента Александрийского , питался одними только хлебными семенами 48 . Ап. Иаков воздерживался от мяса и вина 49 . Первенствующие христиане Александрийские, по постановлению Евангелиста Марка, вкушали пищу только к вечеру, а мяса и вина вовсе не употребляли 50 . 2. Монашество

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Братия! Не без основания святая Церковь , приготовляя нас к подвигу поста, предлагает нам слышанное вами теперь Апостольское наставление. Кому неизвестно, что и ныне есть между православными христианами рассуждающие подобно древним коринфским христианам, которые говорили в извинение злоупотребления своею духовною свободою: вся ми лет суть; брашно не поставляет нас пред Богом? Кто не знает, что есть нездраво рассуждающие о церковных постах, и несоблюдающие сих постов? Если есть между слушателями такие; то прошу их внимательно размыслить о том, что говорит святый Апостол: «все мне позволительно, но не все на пользу; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Это было рассмотрено в минувшее воскресение; но сказанное тогда относится и к настоящему предмету. Будьте внимательны к себе самим и к другим и смотрите: полезно ли это для вас и для других? Вы думаете, что делаете это по рассуждению, и может быть, думаете, что вы рассуждаете лучше других, дозволяя себе то, в чем другие себе отказывают: но смотрите, не обладает ли вами то, чем думаете вы пользоваться свободно? Не владеет ли это вами? Не порабощает ли вас себе? Не худая ли привычка влечет вас к нарушению правил Церкви? Не пристрастие ли к приятным яствам располагает вас не соблюдать правил поста, который предписывает Церковь , который освятил своим примером сам Иисус Христос, постившись сорок дней и сорок ночей ( Мф.4:2 ), который соблюдали Апостолы ( Деян.10:30; 13:2 )? Не эта ли страсть не дает вам видеть, как пост отрезвляет тело, возвышает душу, облегчает подвиг бдения и молитвы, и всякой добродетели? Если вы не любите поста, то вы не любите свободы духа; если вы не хотите соблюдать пост, то явно, что вы носите оковы страсти, которая порабощает вас, которая не дает вам видеть достоинство поста и не позволяет вам вступить на это поприще и подниматься по этой лествице к высоте христианских добродетелей. Не думаете ли, и не говорите ли: «брашно нас не поставляет пред Богом»? Пусть так: «едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем»: принятие или непринятие пищи само по себе есть дело безразличное.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Будем всегда помнить о том, что всякие излишества в наслаждениях плоти выказывают нас не только противными Богу, но и вносят раскол во взаимоотношения с другими людьми. Например, в римской христианской общине бытовали разные мнения о том, можно ли христианину есть мясо и пить вино. Некоторые из римских христиан ратовали за полное воздержание и от того, и от другого. Они говорили о необходимости постных дней. Но другие христиане считали эти высказывания бесполезными, провозглашая, что такое воздержание ограничивает христианскую свободу. Мы слышали в Апостольском чтении: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Как актуально звучат эти слова накануне святого Великого поста! Православное отношение к посту заключается в том, чтобы преобразить и духовно обновить свою душу. К этому приуготовляют нас истинная жизнь в Боге и деяния, совершаемые ради Христа. Апостол наставляет римских христиан, чтобы сильные в вере поддерживали слабых, потому все они составляют единую духовную семью, проповеданное Господом Царство Божие на земле. Вот почему служить Богу и ближним – самое благодатное дело. Не осуждать, не клеветать, не злословить, не чувствовать своего превосходства над непостящимися. Подходить ко Святой Чаше умиротворенно, простив обиды другим и прося прощения у Господа и людей. Потому что если есть в душе осуждение, то и пользы ни от поста, ни от воздержания нет. Да разве люди, при всей своей человеческой немощи, имеют право на осуждение других? Мы слышали сегодня: Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Только Господь решает участь каждого, никакие человеческие чувства и эмоции не должны здесь преобладать. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Будем же поститься не только телесно, но и духовно, выступая против неправды, человекоугодия и празднословия. Потому как, по словам преподобного Ефрема Сирина: «Посту радуется и Господь наш, если только постимся с любовью, надеждой и верой». Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Вот апостол Пётр и показывает нам этот безошибочный путь, чтобы следовать ему, не нарушая апостольских правил: «… прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (гл.1, ст.5-7)». Вот та самая схема жизни ради Бога, которую можно применить ко всем случаям и обстоятельствам нашего бытия. Попробуйте это сделать на работе или в семье. Всегда стараясь угодить Господу, забывая про свои эгоистичные желания и стремления. Думаю, что эти стихи можно смело поместить в рамке у себя на рабочем месте (и дома), а лучше выучить их наизусть. Какой психолог лучше научит и других любить, и себе нервы зря не трепать? Апостол Пётр знал, что говорил, потому что говорил не Он, а через него Его Божественный Учитель. Нам бы такие уши, сердце и веру! Но и у нас ещё ничего не потеряно. Есть ещё время исправиться и жить по заветам Петра. Особенно научиться этому в Пост, названный в его великую честь. И даже когда пост закончится, то давайте помнить и чтить любвеобильные пожелания апостола к нам, грешным, но всё-таки в христианском звании: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твёрдым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнётесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (гл.1, ст.11)».   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 12 июля, 2018 11 июля, 2016 11 июля, 2016 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 18 марта, 2024 31 января, 2024 31 августа, 2023 16 августа, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/apostolyi-prihodyat-k-...

Все (мне) позволено, но не все полезно; все (мне) позволено, но не все назидает. Никто не ищи своего, но (каждый) пользы другого. Все, что про­дается, на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести: ибо Господня земля и что наполняет ее. Ежели кто из неверующих позовет вас, и вы к нему захотите пойти: то все предложенное вам ешьте, без всякого исследова­ния, для спокойствия совести» ( 1Кор. 10:20–27 ). Относится ли это хотя сколько-нибудь к по­сту? – Апостол говорит: если кто из неверующих пригласит вас, то предлагаемое ядите, а не то, чтобы кто-либо из верных предложил вам нару­шить заповедь поста. Весьма благоразумен совет Апостольский: первобытные Христиане, рассеявшись по вселенной для проповеди слова Божия, находились беспрестанно между язычниками: следственно, не могли соблюдать всех уставов ветхозаветных, которые соблюдал однако сам Апостол, будучи в Иерусалиме, как это видно из книги Деяний ( Деян. 21:26 ). Дело проповеди могло бы постра­дать от необщительности Христиан с язычника­ми, посему и разрешено им было, но только в доме неверных, а не у верных, не соблюдать различия пищи и вкушать все предлагаемое; однако и тут присоединен опять совет любви: «но когда вам кто скажет: это жертва идольская, то не ешьте для того, кто объявил вам, и для совести, ибо Господня земля и что наполняет ее» ( 1Кор. 10:28 ). Сам Апостол о себе свидетельствует, что он был часто в посте ( 2Кор. 11:27 ). А мы верные, не заботясь о соблазне младших о Христе братии, без всякой необходимости, под самыми ничтожными предлогами, большею частью для угождения нашей плоти, нарушаем пост и, как щитом, прикрываем себя неправильно применяемыми словами Апостола: «все предлагаемое ядите». До какой степени была уважаема заповедь поста в первые века Христианства, могут служить нам свидетельством правила, известные под именем Апостольских, потому что они действительно сохра­нились нам от Св. Апостолов и их ближайших последователей – мужей Апостольских. Ясно в них обозначен пост Четыредесятницы, а также среды и пятка, на память предания и распятия Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010