Даже и тела самих праведников не все будут обладать поименованными выше свойствами в одинаковой мере, а соответственно заслугам каждого. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд: и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых ( 1Kop. XV, 41, 42 ). «Все восстанут и в той же силе, и в том же нетлении, и в той же славе нетления, – но не все в той же чести и несокрушимости» (Св. Иоанн Златоуст на 1–е послание в Коринфянам беседа XVIII). Одновременно с воскресением умерших и живые подвергнутся изменению, которое будет для них равнозначительно воскресению. Говорю вам тайну, не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Kop. XV, 51 – 53 ). Св. Иоанн Златоуст , объясняя это апостольское изречение, замечает: «Смысл его следующий: не все мы умрем, но все мы изменимся, даже и те, которые не умрут; ибо и они смертны» 316 . Примечание. Существовали еще некоторые частные мнения или гадания касательно других свойств воскресших тел, как-то: касательно их пола, возраста и т. п. Но об этих мнениях нельзя сказать ничего решительного, по недостатку прямого, непререкаемого учения Слова Божья. Так напр., одни ( Ориген , Василий Великий ) думали, что по воскресении тел различие в полах уничтожится; другие напротив, что оно останется ( Тертуллиан , Иероним); третьи наконец, полагали, что все умершие восстанут в одном мужеском поле, – против этого мнения вооружался блаженный Августин (О граде Божьем, XXII, 17, 18). Затем одни гадали, что все умершие – и старцы, и мужи, и юноши, и дети – восстанут в одном и том же возрасте; другие говорили, что не в одном, хотя и не допускали, чтобы младенцы и юноши воскресли в возрасте младенческом и юношеском, а не в зрелых летах. Св. Ефрем Сирин держится первого мнения относительно возраста: «Младенец, которого мать умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое... Равными воскресит Творец сынов Адамовых: как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В воскресении нет ни больших, ни малых: и преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни будут там высокие и славные, и одни уподобятся свету, другие тьме». (О страхе Божьем и о последнем суде, в Твор. св. Отец, XV, 306, 307).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Дееписатель упоминает только апостолов и пресвитеров, как предстоятелей и представителей Церкви; но что и простые члены общества, даже вероятно вся Церковь было в этом собрании, и притом не в качестве только слушающих, но в качестве участвовавших в рассмотрении, совещании и решении дела, несомненно видно из дальнейшего повествования (ст. 12, 22, 23). Вопрос был столь важен, что для решения его потребовалось нарочитое собрание всей иерусалимской Церкви. Вопрос в сущности был таков: закон или евангелие? Моисей или Христос? Благодать или дела закона? Евангельская свобода или иго законное? Закон Моисеев дан был как детоводитель к Христу; по пришествии Христа он уже не нужен, он заменен законом Христовым ( Гал.3:24–25 ). Считать этот закон обязательным в христианстве значит отвергать достаточность и оправдательную силу закона Христова. Если бы это воззрение иудействующих одержало верх и не было препобеждено и отвергнуто апостолами со всей церковью, то христианству грозила бы опасность снова превратиться в иудейство, и вот почему великий апостол Павел до конца своей жизни боролся с этим заблуждением иудействующих, доколе не победил его до конца. Апостольский собор положил начало этой победе истины над заблуждением, евангельской свободы над игом закона ветхого. 7. По долгом рассуждении, Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия, и уверовали. 8. И сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; 9. И не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. 10. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понеси ни отцы наши, ни мы? 11. Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. По долгом рассуждении: собственно – после многих споров и прений. Это были предварительные споры и прения, которые неизбежно должны были произойти, когда прямо друг против друга встали открыто и решительно два противоположные и взаимно исключающиеся мнения – защитников закона, иудействующих иерусалимских христиан и – защитников христианской свободы, антиохийских христиан из язычников с Павлом и Варнавой во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

( Деян.1:1-12 ) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 1 В первой книге, Феофил, я рассказал обо всём, что делал Иисус и чему Он учил с самого начала 2 до того дня, когда Он был вознесен, дав прежде повеления апостолам, которых Он избрал Духом Святым, 3 которым и предстал после Своих страданий живым, доказывая это многократно, в течение сорока дней являясь им и говоря с ними о Царствии Божием. 4 И собравшись с ними за трапезой, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать того, что было обещано Отцом: «Об этом вы уже слышали от Меня: 5 Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым». 6 Тогда собравшиеся стали спрашивать Его, говоря: «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернешь Израилю царство?». 7 Он же сказал им: «Не вам знать времена или сроки, которые Отец установил Своею властью. 8 Но когда на вас сойдет Дух Святой, тогда вы примете Его силу и будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее, и в Самарии, и даже до края земли». 9 И сказав это, Он был поднят, а они смотрели на Него. И облако подхватило Его, унося Его прочь от глаз их. 10 И они продолжали взирать на небо, куда Он ушел. И смотри! – Два человека в белых одеждах предстали перед ними 11 и сказали: «Мужи Галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Этот Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким же образом, каким Он на ваших глазах ушел на небо». 12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, которая называется Масличной и находится близ Иерусалима, на расстоянии субботнего пути. В праздник Вознесения Господня читается Книга Деяний святых Апостолов Евангелиста Луки. Только этот Евангелист сообщает нам о Вознесении, причем дважды: в своем Евангелии ( Лк.24:50-53 ) и в Книге Деяний ( Деян.1:9-11 ). В последнем случае всего в трех стихах! Но они для Евангелиста имели очень большое значение. Сегодня мы далеко не всегда понимаем, почему уход Иисуса Христа с земли, на которой Он сорок дней после Своего Воскресения являлся Своим ученикам, почему этот уход празднуется как великое и радостное событие. Вспомним: в Евангелии говорится, что ученики Господа после Его отшествия на небо «возвратились в Иерусалим с великой радостью» ( Лк.24:52 ). Чтобы понять их радость, нам необходимо выяснить, какой смысл для людей того времени имело взятие человека на небо. Разумеется, сегодня мы не можем себе мыслить небо так же, как в первом столетии христианской эры. Но как бы «небо» ни мыслилось, в религиозном сознании оно было и остается сферой Божественного.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Деян.21:23. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Деян.21:24. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. Деян.21:25. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда.    Дабы уничтожить это предубеждение против Павла и изобличить клевету, иерусалимские пресвитеры посоветовали ему всенародно показать свое уважение к Моисееву закону — очиститься в храме вместе с четырьмя человеками, имеющими на себе обет, и заплатить вместо них за жертву, которую они по закону должны принести во храме по случаю окончания их обета. Присоединясь к этим четырем бедным людям, давая сам тот же обет на время, которое должно им еще продолжить, и взяв на себя издержки за них, Павел совершил бы такое доброе дело, которое было бы наглядным изобличением клеветы. Из острижения головы для снятия обета видно, что это был обет добровольного на время (а не пожизненного) назорейства, согласно Числ. 6. Отсюда видно, что в среде иерусалимского христианского общества соблюдались обрядовые предписания Моисеева закона, ибо об этих 4-х сказано было: «есть у нас». Тут же советовавшие напоминают Павлу, что постановление апостольского собора об уверовавших язычниках остается во всей своей силе, а их совет есть лишь ничто иное, как акт мудрой предусмотрительности и снисхождения к немощам братий из Иудеев. Совет этот нисколько не противоречил учению Павла, а потому он немедленно согласился. Присоединившись к четырем бедным назореям, он совершил с ними все, что требовалось по закону, заявив священнику в храме о своем соучастии в исполнении обета и о своем желании принести должное за каждого по исполнении 7 дней очищения. Деян.21:27. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, Деян.21:28. крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Деян.21:25 .  А об уверовав­ших язычниках мы писали, по­ложив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвен­ного, от крови, от удавле­нины и от блуда. «А об уверовавших язычниках мы писали». Напоминается письмо с определением апостольского собора – для уверения, что это постановление непоколебимо сохраняет свою силу, и что совет, предлагаемый Павлу, есть лишь дело мудрой предусмотрительности и снисхождения к немощной совести братии из иудеев. «Как мы заповедали им (христианам из язычников) это, хотя проповедуем иудеям, так и ты, хотя проповедуешь язычникам, поступай здесь согласно с нами. Не бойся!» (Злат., Феофил.). Деян.21:26 .  Тогда Павел, взяв тех мужей и очистив­шись с ними, в следу­ю­щий день вошел в храм и объявил окончание дней очище­ния, когда должно быть при­несено за каждого из них при­ноше­ние. «Объявил», т. е. священникам – об окончании дней обета, чтобы они совершили установленные обряды. «Павел же, смотри, послушался их и сделал все (предложенное) и не медлит, но, показывая свое послушание на деле, тотчас берет тех, с которыми намеревался совершить очищение, – так пламенно он разделял эту предусмотрительность!» (Златоуст). Деян.21:27 .  Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, воз­мутили весь народ и наложили на него руки, «Семь дней оканчивались», – семь дней обета еще не закончились, и Павел не успел, как видно, совершить предположенного очищения, неожиданно предупрежденный бурным возмущением против него иудеев, увидавших и узнавших его в храме. Возмущение произвели или начали, «Асийские Иудеи», т. е. жившие в Проконсульской Азии (см. Деян.16 и д.), и именно в Ефесе и его окрестностях (ср. Деян.21:29 ). Это были не христиане из иудеев, а неверующие иудеи, от которых он столько терпел всюду на местах своей проповеди, преследуемый ими по пятам ( Деян.19:9 ; 1Кор.16:9 ; ср. Деян.14 и др.). Деян.21:28 .  крича: мужи Израиль­ские, по­могите! этот человек всех по­всюду учит про­тив народа и закона и места сего; при­том и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.3:11-16 ) мы слышали слова святых апостолов, которые были произнесены перед людьми, изумленными чудом исцеления хромого человека. Многие знали этого несчастного, каждый день сидевшего у Красных ворот Иерусалимского храма и просившего милостыню. Весть о том, что он чудесным образом был полностью исцелен, быстро облетела всех собравшихся в храме на молитву. И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов. Соломоновым притвором именовалась обширная крытая галерея, через которую в храм вели Красные ворота. Именно здесь оказалось достаточно много людей, которые своими глазами хотели увидеть произошедшее чудо. И свидетельством тому выступал всем известный бывший хромой, восторженно благодаривший Бога и не отходивший ни на шаг от апостолов Петра и Иоанна. Народ иудейский удивлялся и недоумевал, как такое вообще могло произойти. Прочувствовав настроение людей, апостол Петр опять, как и в день Пятидесятницы, обратился к ним с вдохновенной проповедью, глаголя: Мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Апостол Петр, основываясь на свидетельствах Ветхого Завета, открывает слушателям, что Иисус Христос и есть ожидаемый ими Мессия. Сила апостольских слов многих привела к глубокому покаянию и утверждению в христианской вере. Разве возможно равнодушно слушать правдивую и обличительную проповедь? Верный ученик и последователь Христов говорит: Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. Важно то, что апостол Петр сразу же указал правильное понимание того, Кто являлся источником совершенного чуда. Люди, видевшие исцеление, уже были готовы возвеличить в славе апостолов Петра и Иоанна как невиданных чудотворцев, почитать как особо благочестивых избранников Божиих, которых Сам Всевышний прославляет дивными знамениями.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Деян.5:21-33 ) мы слышали, что Божья милость и благодать пребывала на трудах их проповеднических даже тогда, когда сильные мира сего, облеченные властью и материальным достатком, намеревались физически разделаться с неугодными им благовестниками. Автор Деяний пишет, что арестованные и помещенные в темницу апостолы чудесным образом обрели спасение. Ангел Господень ночью отворил им все запоры и повелел: Идите и, став во храме, говорите народу все сии слова жизни ( Деян.5:20 ). Таким образом, мы видим, что Богу было угодно, чтобы апостольская проповедь успешно продолжалась. Ведь слова жизни, которые они вдохновенно вещали, захватывали и увлекали стремлением к поиску истины очень многие души. Это-то и настораживало иудейских вождей, которые так боялись потерять свою власть, почетное положение в обществе и связанные с ним привилегии. Когда-то Господь наш Иисус Христос был объектом их ненависти, теперь — ученики Его, апостолы. Причем происходившее с ними можно было считать настоящим чудом. Ибо служители, посланные для того, чтобы привести заключенных апостолов на суд в синедрион, заявили: …темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими пред дверями; но, отворив, не нашли в ней никого. Естественно, первосвященники, книжники и фарисеи недоумевали, не знали, как объяснить этот факт. Божественного объяснения они дать просто не могли, ведь это означало бы признание истинности слов апостолов и значения Иисуса Христа как Мессии и Сына Божиего. Но вот еще более удивительное: пришел человек и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ. Какое смятение и какая ярость возгорелись в сердцах членов синедриона! Как смеют эти люди, непонятным образом освободившиеся из заключения, появляться в общественном месте и открыто, дерзновенно, не боясь наказания, проповедовать? Когда апостолов привели в синедрион для ответа, вожди иудейские спросили с укоризной и негодованием: Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Деяний святых апóстол чтение В те дни Пётр и Иоáнн шли вмéсте в храм в час молитвы девятый. И был человéк, хромóй от чрéва мáтери его, котóрого носили и сажáли кáждый день при дверях хрáма, назывáемых Крáсными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петрá и Иоáнна перед вхóдом в храм, просил у них милостыни. Пётр с Иоанном, всмотрéвшись в него, сказáли: «Взгляни на нас». И он пристально смотрéл на них, надéясь получить от них что-нибудь. Но Пётр сказал: «Серебрá и зóлота нет у меня; а что имéю, то даю тебé: во имя Иисуса Христá Назорéя встань и ходи. И, взяв его за прáвую руку, пóднял; и вдруг укрепились его ступни и колéни, и вскочив, стал, и нáчал ходить, и вошёл с ними в храм, ходя и скачá, и хваля Бóга. (3:1–8) Аллилуиа: 1. Исповéдят небесá чудесá Твоя, Гóсподи. 2 . Бог прославляем в совéте святых. 3 . Слыши, Дщи, и виждь и приклони ýхо Твоé. Суббота Светлой седмицы Прокимен, глас 3: Госпóдь просвещéние мое/и Спаситель мой, когó убоюся! Стих: Госпóдь защититель животá моегó, от кого устрашýся! Деяний святых апóстол чтение В те дни, как исцелённый хромóй не отходил от Петрá и Иоáнна, то весь нарóд в изумлéнии сбежáлся к ним в притвóр, назывáемый Соломóнов. Увидев это, Пётр сказáл нарóду: «Мужи изрáильские! Что дивитесь семý, или что смóтрите на нас, как бýдто бы мы своéю силою или благочéстием сдéлали то, что он хóдит? Бог Авраáма и Исаáка и Иáкова, Бог отцóв нáших, прослáвил Сына Своегó Иисуса, Котóрого вы прéдали и от Котóрого отреклись перед лицóм Пилáта, когда он полагáл освободить Его. Но вы от Святóго и Прáведного отреклись, и просили даровáть вам человéка убийцу, а Начáльника жизни убили. Сего Бог воскресил из мёртвых, чемý мы свидéтели. И рáди вéры во имя Его, имя Его укрепило сегó, котóрого вы видите и знáете, и вéра, котóрая от Негó, даровáла ему исцелéние сиé перед всéми вáми. (3:11–16) Аллилуиа: 1 . Госпóдь воцарися, в лéпоту облечéся. 2 . Ибо утверди вселéнную, яже не подвижится. Читать далее Источник: Апостол: апостольские чтения во все дни года согласно Православному церковному календарю в русском переводе. Прокимны и аллилуарии на церковнославянском языке/пер. архим. Ианнуарий. — СПб. : Собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Феодоровский собор), 2017. — 338 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Для того, чтобы оценить по существу природу церковной, то есть епископской, власти, все время нужно иметь в виду ее особенности, проистекающие из природы церковного общения. Хотя часто говорится о «монархическом» епископстве, причем это определение порою и находит оправдание в личном властолюбии отдельных епископов, однако надо помнить, что церковная власть имеет иную природу, чем государственная; как власть духовная, она попросту несравнима со светской властью, так как простирается на душу человека. Но в силу этого духовного своего характера она есть прежде всего служение, по слову Господа: Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий ( Лк.22:25–26 ). Епископ в осуществлении своей власти действует с Церковью , но не над Церковью, которая есть духовный организм любви: согласие с Церковью и единение с нею составляют самое условие бытия епископа. Это единение не может быть выражено в таких терминах государственного конституционного права, как, например, народоправство или ограниченная власть конституционного монарха, вследствие неприменимости здесь правовых категорий. Церковное право если и является правом, то во всяком случае правом особого рода. Епископская власть может быть и абсолютнее власти неограниченного монарха, но может и совершенно растворяться в единении с народом. Руководящей нормой является здесь Иерусалимская Церковь в ее отношении к апостолам как первоепископам. Несмотря на всю полноту своей сверхъепископской власти (поскольку они имели еще и личные апостольские полномочия, дарованные Самим Иисусом Христом), апостолы все существенные вопросы решают с народом, апостол Петр обращается ко всему Иерусалимскому братству: мужи братия! ( Деян.1:16 ) для избрания двенадцатого апостола вместо отпавшего Иуды Искариота. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам ( Деян.1:23–26 ). Во всех моментах этого избрания апостолы пребывают в единении с народом. То же самое и при избрании семи диаконов ( Деян.6:2–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дорогие братия и сестры! Сегодня воссиял для нас праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа с плотию на Небо... Святой Блаженный Августин говорит, что настоящее празднество явило нам во Христе Иисусе таинство человека и Бога. Земное человеческое тело взято на Небеса. Господь восшел во Святая Святых Неба и воссел на Небесном престоле одесную Бога Отца. Сегодня, в сороковой день после светоносного Воскресения из мертвых, Господь вывел Своих учеников на гору Елеонскую, где Он любил молиться. Здесь в прощальной беседе Он заповедал им не уходить из Иерусалима, пока не облекутся силою свыше от Духа Святаго. Вместе с учениками была Матерь Божия. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Господь обратился к Ней с прощальными словами: «Мир Тебе, Мати Сладчайшая! Не огорчайся, что Я восхожу к Отцу Моему. Я не оставлю Тебя, Светильник Вселенной! Я не оставлю Тебя, Мой Храм священный. Не огорчайся ныне, а когда Ты будешь отходить из этой жизни, Я Сам приду и приму Твою душу. Мир Тебе, Мати Моя!» И ученикам сказал: «Не огорчайтесь, что Я отхожу к Отцу Моему Небесному. Если Я не пойду, Утешитель, Дух Святый, не приидет к вам» ( Ин. 16:7 ). Окончилась прощальная беседа Господа словами: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Господь благословил учеников и, продолжая благословлять, стал подниматься в небесную высоту. Светлое облако скрыло Его от глаз апостольских, и ученики поклонились Ему. Так во славе вознесся к Отцу Своему Небесному Господь наш Иисус Христос . Апостолы видели Его благословляющую десницу и слышали Его слова: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века». От этого благословения сердца их исполнились тихой радостью, и они продолжали глядеть на небо. Вдруг явились в воздухе два светоносных Ангела и сказали им: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 ). После этого ученики с великой радостью возвратились в Иерусалим и пребывали там в общей молитве до дня Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010