На могиле И. М. стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления. После того как святой явился во сне одному монаху и наказал прекратить нестроения в мон-ре св. Апостолов, церковный Собор постановил открыть могилу. Мощи И. М. были обретены нетленными. Очевидно, до нач. XIII в. почитание И. М. носило местный характер, поскольку даже дни его смерти и перенесения мощей были приурочены к памяти прп. Илариона Великого ( Евтимий. 1990. С. 262). 21 окт. 1204 либо 1206 г. болгарский царь Калоян (1196-1207) перенес их в Тырново, вероятно, в храм в честь Вознесения Господня (см.: Николова Б. Православните църкви през бълг. средновековие, IX-XIV в. София, 2002. С. 103), но позже болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) поместил мощи в новый тырновский храм во имя 40 мучеников, к-рый был построен в честь победы болгар над греками в 1230 г. Однако по неустановленным причинам почитание И. М. в Болгарии, вероятно, имело ряд отличий от почитания др. болг. святых, мощи к-рых с XIII в. находились в Тырнове - прп. Иоанна Рильского , прп. Параскевы (Петки) и прп. Филофеи Тырновских. Позднейшие данные о местонахождении мощей довольно противоречивы. По сведениям В. И. Григоровича , ссылавшегося на рассказы очевидцев, ок. 1845 г. мощи И. М. находились в гробнице в той же церкви, обращенной в мечеть ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. София, 1978р. С. 148; Донесения В. И. Григоровича о его путешествиях. Каз., 1915. С. 187). По др. сведениям, мощи И. М. во время тур. завоевания были спрятаны, а в XIX в. перенесены в К-поль (см.: 1965. С. 41). Однако анонимная визант. хроника 72а сообщает, что после завоевания Тырнова (1393) тур. султан Баязид I «нашел тело святого Илариона Чудотворца епископа Моглена и подарил его господарю Константину, который сидел в Жиглово и отнес его в святой монастырь Таксиарха в Сарандапор (см. Осоговский монастырь )» ( Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 560-564; 1979. Bd. 3. S. 114-116; Док-ти за политическата история на средновек. България XII-XIV вв./Сост.: И. Лазаров, И. Тютюнджиев, П. Павлов. Вел. Търново, 1990, 19922. С. 88-89). В настоящее время местонахождение мощей неизвестно. Агиография

http://pravenc.ru/text/389221.html

Начальная история монашества А.В.Карташев. Вселенские соборы//II Вселенский собор в Константинополе 381 г.(оглавление) Β эпоху великих догматических споров монашество, его благочестие и его массы играли выдающуюся роль. Необходимо в этой связи дать краткие сведения ο возникновении и распространении монашества на Востоке. Связь христианских форм аскезы с дохристианскими еще ждет своего исследователя, и в частности бурный расцвет аскезы именно в Египте. Облегающие долину Нила пустыни как бы нежданно-негаданно вдруг с III в. привлекли к себе особое внимание как бы внецерковными формами христианства. Аскетизм в религиях Востока — явление всеобщее и исконное. Как личный подвиг в среде самих «12-ти,» аскеза специфически выделяет ап. Иоанна-девственника и Павла, бегущего «от скорби мира сего» в одиночество странствующего апостола. Посвящение себя служению церкви именно в безбрачной и организованной форме, по-видимому, сложилось прежде всего в среде женщин-диаконис и их окружающих и им помогающих девственниц. Когда родившийся в половине III в. основоположник пустынного жительства Антоний по смерти родителей покидал свое родовое городское жительство, он сдал свою младшую сестру уже в готовое сложившееся девичье общежитие — «парфенон.» Преподобный Антоний родился (251) в Среднем Египте, в Ираклеополе. Он был копт по крови и языку, из бедняков. He проходил школы, был неграмотен и не владел греческим языком. Когда по смерти родителей (ок. 270 г.) Антоний устремляется из города в пустыню и сдает сестру в женский монастырь — явно, что он не новаторствует, a притягивается к уже существующему, не им изобретенному пустынножительству. Антоний начал одинокую жизнь сначала y себя дома, потом нашел недалеко пустую гробницу, т.е. пещерку, и продержался в ней около 15 лет, не порывая связи со своими односельчанами. Завязал он и новые связи с собратьями, еще раньше его уже практиковавшими пустынножительство. Закалившись в этом образе жизни, преимущественно в лишении себя хлеба насущного, Артоний с левого берега Нила переправляется на правый (ок. 285 г.) и углубляется в пустынногорную местность, к развалинам крепости Писпир (теперь Дер-Ел-Меймун). Тут был водный источник. A насчет хлеба он условился со своими односельчанами, чтобы ему приносили некий запас на полгода. Этой «окаменелостью» он и довольствовался. С берегов Нила Антоний приносил сухие прутья водорослей (камышей) и плел из них рогожки. A затем, конечно, сбывал их плывущим вниз лодочникам, везущим товары на городские рынки.

http://sedmitza.ru/lib/text/435113/

О заслугах святых Отцов, как вселенских учителей святой веры 323 Препрославлен еси Христе Боже наш, светила на земли отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый: Многоблагоутробне, слава Тебе!(тропарь отцов). Когда солнце, озарив сиянием своим весь видимый мир и совершив дневное течение свое, скрывается от наших взоров: тогда на тверди небесной появляется множество звезд, которые светом, заимствованным от того же светила, разгоняют мрак, окружающий нас. Подобно сему, когда Солнце правды, Христос, истинный Бог наш, исполнив всю вселенную пресветлым торжеством своего живоносного воскресения, – вознесся во славе на небеса, в виду учеников, и облак подъят Его от очию их ( Деян. 1:9 ), то на тверди церковной духовному взору верующих является ныне, для прославления, целый сонм святых отцов, которые, яко богосветлые светила, от запада, и севера, и моря, и востока стеклись некогда во град Никею, чтобы светом истинного Христова учения и веры апостольской разогнать тьму нечестия, распространявшуюся повсюду от лжеучителя Ария. Братья-христиане! Сии-то святые отцы, в числе 318-ти, составившие Никейский, 1-й Вселенский собор, в 825 году, по Рождеству Христову, по единодушному согласию, сложили из слов Божественного писания, тот символ веры , который мы повторяем ежедневно, – тот символ, доконченный на Константинопольском, 2-м Вселенском соборе, – который искони служил и всегда будет служить для всех православных христиан, всякого возраста и пола, истинным зерцалом веры и неизменным правилом ее. Но не в этом только отношении святые отцы суть наши наставники в истинной вере: от самых времен апостольских, с самаго начала христианства, и во времена тягчайших гонений, и среди полного торжества и благоустроения Церкви Христовой, и во все времена, они, яко истинные светила на земле, действительно являются вселенскими учителями: 1) как верные приемники и хранители апостольского учения, передававшие это Божественное учение из рода в род, и словом, и писанием, – всегда готовые запечатлеть истину его своей кровью; 2) как представители Церкви вселенской на святых вселенских соборах, своим единодушным согласием утверждавшие несомненную достоверность истин веры и святость правил церковных; и наконец, 3) как учредители и составители всего чина богослужения, которым истины веры, посредством песнопений и молитвословий общественных и домашних, делаются поистине достоянием народным всех и каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Пётр Заведеев Священное Писание Нового Завета Писатели книг новозаветных. К числу апостолов – писателей св. новозаветных книг принадлежат, во первых, апостолы из 12-ти избранных учеников Иисуса Христа: Матфей (1-е Евангелие), Иоанн (4-е Евангелие и три послания соборные) и Петр (два соборные послания); затем, спутники и ближайшие сотрудники апостолов: Марк, спутник Петра и Павла (2-е Евангелие) и Лука, спутник ап. Павла (3-е Евангелие и Деяния апостольские); далее два брата Господня во плоти: Иаков (1-е соборное послание) и Иуда (7-е собор. посл.). Но более всех других апостолов оставил писаний апостол Павел. Его четырнадцать посланий составляют в нашем каноне треть свящ. книг Нового Завета. Перечень книг Нового Завета и разделение их по содержанию. Всех новозаветных книг, признаваемых Церковью за истинно-апостольские писания, – 27-м: 4 Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; книга Деяний апостольских; семь соборных посланий – Иакова, два Петра, три Иоанна и послание Иуды; четырнадцать посланий ап. Павла – к Римлянам, два Коринфянам, Галатам, Ефесеям, Филипписеям, два Солунянам, два Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям; и Апокалипсис Иоанна Богослова. Книги Нового Завета по содержанию своему делятся на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Законоположительными книгами называются четыре Евангелия, в силу основоположительного значения, какое имеет лицо и дело Иисуса Христа для всех. To, чему учил и что делал Основатель христианства, является всеобщим и непременным основанием истинной христианской мысли и жизни. Писания св. апостолов всегда основываются именно на этом. Поэтому, хотя все книги Нового Завета суть произведения Духа Божия, руководившего апостолами при их написании, и имеют значение источников откровения Божия, однако же особенное значение имеют Евангелия. Будучи книгами законоположительными, Евангелия есть в то же время и исторические, наравне с книгой Деяний апостольских, так как они изображают основание на земле Церкви Христовой вочеловечившимся Сыном Божиим. Книга Деяний повествует о том, как основанная Христом Церковь открылась чрез сошествие на апостолов Духа Святого и как совершалось ее распространение и утверждение чрез благовестие апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Правда, римско-католические писатели, стараясь выделить Петра из ряда апостолов, как их главу, высказывают другие суждения по нашему вопросу. Они утверждают, что Христос поставил в Своей Церкви главой Петра и, таким образом, подчинил ему всех остальных апостолов. Подтверждения этого своего положения они хотят найти в Писании. Классическим местом, на которое обыкновенно ссылаются римско-католические писатели 16 в этих своих видах, является ответ Христа на известное исповедание Петра. «Ты еси Пётр и на сем камени созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей, и дам ти ключи царства небесного и еже аще свяжеши на земле, будет связано на небесех, и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех» 17 , – сказал Христос ап. Петру. Но из этих слов Христа нет оснований делать выводы о главенстве Петра над Церковью . Первую часть данного места, в которой говорится об основании Церкви на Петре, можно изъяснять различно. И если даже – «на сем камени созижду» ... относить к личности ап. Петра, то всё же нельзя говорить об исключительном положении Петра в Церкви в сравнении с другими апостолами. Известно, что в Писании такими же основаниями называются и все другие апостолы 18 . Обращаясь к отеческим толкованиям данного места, мы видим здесь большое разногласие. Большинство из о.о. под «камнем» разумеют не Петра, а то исповедание, ту твёрдость веры, которые высказал апостол Пётр. Таковы: Иларий (lib. 6 de trinitat.), Григорий Нисский (in op.ad vent. Domini), Амвросий (hom. in Luc. et in cap. II ер. ad Ephes.), Златоуст (55 hom. supr. Math.), Григорий Великий (lib. III, ер. 33) и мн. др. Другие – Иероним (in cap. VII Math.), Августин (in lib contra Donat.) Феодорит (в толк. на 3-ю гл. 1-го посл. к Кор.) относят приведённые слова к Самому Христу, Которого исповедал ап. Пётр. Наконец, некоторые, как-то: Тертуллиан (de praescript. haereticor.), Ориген (5 бесед. на кн. Исход), Киприан (ер. ad Jub.), Фирмилиан (толк. на 16 гл. Мф.) под «камнем» разумеют апостола Петра. Но и те самые о.о., которые относят данное место к апостолу Петру, признают и других апостолов за такие же основания Церкви 19 . Что касается второй части разбираемого места, то та власть, которая обещается здесь Петру, была дарована Христом и прочим апостолам 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2017 16 мин., 25.07.2017 1-я страница обложки – на фоне голубого неба и цветущих ромашек (фото Diomedia) надпись: «Семья. Любовь. Верность». июля в десятый раз отмечается День семьи, любви и верности]. См. в рубрике «Интервью номера» материал - Светлана Медведева: «Решили, что в названии праздника семья должна быть – на первом месте» (с.8-13).   Пролог : (на заставке фото Владимира Ештокина)   Арсений Тарковский. «Я прощаюсь со всем, чем когда-то я был…» Стихотворение. 1957//Фома. - – июль 2017. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Числа:   Даты месяца. Июль //Фома. - – июль 2017. – С.4-5. – (рубрика « Числа »). Представлены даты: 17 июля. Память страстотерпцев императора Николая II , императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии (1918) . Фото из архива царской семьи. – С.4; 6 июля. Празднование Владимирской иконы Божией Матери. Репродукция иконы. – С.4; 29 июля. 200 лет назад родился художник Иван Айвазовский (1817-1900). Ил.: Американские суда у скалы Гибралтара. Иван Айвазовский. 1873. – С.5.; 13 июля. Собор 12-ти апостолов. Икона. – С.5. Колонка главного редактора:   Владимир Легойда . Главная проблема церковной жизни . Фото dcjohn/Flickr/CC BY-NC 2.0//Фома. - – июль 2017. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).   Интервью номера: Светлана Медведева : « Решили, что в названии праздника семья должна быть на первом месте ». июля в десятый раз отмечается День семьи, любви и верности. Беседа с автором идеи праздника, президентом Фонда социально-культурных инициатив, супругой Премьер-министра России Светланой Владимировной Медведевой]. Фото из личного архива С. В. Медведевой//Фома. - – июль 2017. – С.8-13. – (рубрика « Интервью номера »).   Вопрос номера. Ценю, но не люблю:   Уважаю, ценю, но не люблю. Выходить ли замуж? Письмо в редакцию/ Елена. Фото lauren rushing/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0)//Фома. - – июль 2017. – С.14-15. – (рубрика « Вопрос номера. Ценю, но не люблю »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-171-...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церква й держава екзарх на для друку 22 серпня 2019 р. 11:23 18-20 августа 2019 года митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний , Патриарший экзарх Западной Европы, совершил архипастырскую поездку на приходы юга Франции. 18 августа, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, митрополит Антоний совершил Божественную литургию в храме-часовне в честь апостола от 70-ти Трофима (Тропеция) в г. Сен-Тропе (на Лазурном берегу). Архипастырю сослужили секретарь Патриаршего экзарха иеромонах Амвросий (Мацегора) и иеромонах Кирилл (Порубаев). За богослужением пел хор Духовно-образовательного центра им. прп. Женевьевы Парижской. По окончании богослужения митрополит Антоний обратился к верующим с архипастырским словом. Уже пятый год подряд храм в Сен-Тропе (XVI в.) в августе передается местным католическим приходом в пользование Духовно-образовательного центра им. прп. Женевьевы Парижской. 19 августа, в праздник Преображения Господня, митрополит Антоний посетил Свято-Никольский собор в г. Ницца и ознакомился с приходской жизнью. В сопровождении настоятеля собора протоиерея Андрея Елисеева архиерей осмотрел храм, храм-часовню на месте преставления цесаревича Николая Александровича и разбитый вокруг собора парк. Затем владыка Антоний совершил Литургию. Патриаршему экзарху сослужили протоиерей Андрей Елисеев, секретарь Корсунской епархии священник Максим Политов, настоятель прихода святых Царственных страстотерпцев в Монако протоиерей Вадим Закревский, иеромонах Амвросий (Мацегора), настоятель храма в г. Грасс священник Гонтран Пусу ( Румынская Православная Церковь ), настоятель храма во имя Архангела Михаила в Каннах иерей Антоний Одайский ( Русская Православная Церковь Заграницей ) и протодиакон Иоанн Буздуган.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5488570...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Канонический возраст — возрастной ценз, установленный канонами и другими церковными актами, для поставляемых в разные степени священства , для назначаемых или избираемых на некоторые церковные должности, для принимающих монашеский постриг , а также для восприемников при крещении и для вступающих в брак . Он существует в связи с необходимостью наличия у человека зрелости ума, твердости убеждений, жизненного опыта, которые предполагают достижение определенного возраста. Священно- и церковнослужители Согласно церковным канонам иподиаконы посвящаются по достижении 20-ти лет (15 правило Трулльского собора), диаконы – 25-ти лет, пресвитеры – 30-ти лет (14 правило Трулльского собора). О возрасте лиц, поставляемых в епископа , каноны умалчивают. «Апостольские постановления» называют 50-летний возраст (II, 1). В «Номоканоне XIV титулов» содержится положение из 123й новеллы императора Юстиниана I, где указан 35-летний возрастной ценз, а в исключительных случаях – 30-летний. О возрасте поставляемых в чин чтецов в канонах также ничего не говорится. Вышеназванная новелла императора Юстиниана разрешает поставлять в чтеца не ранее 18-ти лет. В России в синодальный период канонический возраст был определен только для ставленников, не имевших духовного образования, а выпускники духовных учебных заведений рукополагались до достижения канонического возраста. Согласно современному Уставу Русской Православной Церкви во диакона и пресвитера разрешается рукополагать лиц, достигших гражданского совершеннолетия (XI, 24); кандидаты в епископы должны быть не моложе 30-ти лет (X, 10). Устав определил также минимальный возрастной ценз для кандидата в патриархи – 40 лет (IV, 17). Хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве ( целибат ), Архиерейский собор 2011 года определил совершать, в соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора «О возведении в священный сан лиц в безбрачном состоянии» от 18 (31) июля 1918 года и определением Временного Патриаршего Синода «О безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста» от 2 января 1931 года, не ранее 30-летнего возраста и «по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа». Монашествующие

http://azbyka.ru/kanonicheskij-vozrast

Разделы портала «Азбука веры» О возможности хорепископам священнодействовать в городской церкви. Хорепископы же хотя и представляют образ семидесяти, но как сослужители совершают Приношение, пользуясь честью ради их попечения о нищих. Ο δ χωρεπσκοποι, εσ μν ες τπον τν βδομκοντα ς δ συλλειτουργο, δι τν σπουδν τν ες τος πτωχος προσφρουσι τιμμενοι. Толкования Зонара . Епископы поставлены в образ 12-ти Апостолов , которым Господь, дунув на них, сказал: приимите Дух Свят: им же отпустите грехи, отпустятся им ( Ин.20:22–23 ) и следующее. Им дана и власть раздаяния благодати Всесвятаго Духа другим. А хорепископы поставлены во образ 70-ти Апостолов , которым не дано власти раздаяния благодати Святаго Духа. И это ясно из книги Деяний , в которой повествуется о Филиппе, одном из 7ми диаконов, что он сошел в Самарию и крестит многих, к которым Апостолы послали Петра и Иоанна, и они, пришедши, возложили на крещеных руки и прияша Духа Свята, еще бо ни на единаго их бе пришел ( Деян.8:17–18 ). Итак, хорепископы, будучи поставляемы во образ 70-ти Апостолов, по этому и не рукополагают ни пресвитеров, ни диаконов, как не могущие преподавать благодать Духа, а совершать приношение им не запрещается, потому что они приемлют честь ради попечения о нищих. Ибо они были обязаны доходы тех церквей, в которых были представителями, издерживать на нищих и иметь попечение о них, и за то, что делали это, пользовались честью. А если хорепископы были обязаны церковные деньги издерживать на нищих, то на сколько более это обязательно для епископов? Аристен . Сельский пресвитер не совершает приношения в городском храме, разве только епископ и все пресвитерство в отсутствии. А если они будут в отсутствии и он призывается, то совершает. Но хорепископы, как сослужители, совершают приношение, так как они занимают место 70-ти Апостолов. Пресвитерам, рукополагаемым епископами в их епархиях, не дозволяется литургисать в городском храме в присутствии епископа и пресвитеров города. А если все они находятся в отсутствии и кто-нибудь из сельских пресвитеров будет приглашен для молитвы, тогда не возбранено ему совершать приношение и литургисать. А хорепископы как сослужители епископов и пользующиеся честью и потому, что занимают место семидесяти Апостолов, могут беспрепятственно литургисать в городском храме, будут ли епископ города и пресвитеры находиться тут, или не будут.

http://azbyka.ru/pravo/neokesarijskij-so...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 13 июля 2024 года 30. Суббота. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского). Вмч. блгв. царя Стефана Дечанского. Свт. Софрония, еп. Иркутского (службу зри 30 марта) . Иконы Божией Матери, именуемой «Волынская». Служба собора свв. 12-ти апостолов славословная, совершается по Минее. На вседневной вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апп. Петра и Павла, глас 2й – 3, и апостолов, глас 4й – 3. «Слава» – апп. Петра и Павла, глас 6й: «Всечестный апостолов…», «И ныне» – догматик, глас 1й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры апп. Петра и Павла, глас 4й (со своими припевами). «Слава» – апп. Петра и Павла, глас 6й: «Праздник радостен…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3го часа). По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 4й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1й: «Гавриилу вещавшу…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостолов, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1й: «Гавриилу вещавшу…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны апостолов (по дважды). Псалом 50й. Примечание. Полиелей служится только в храме Двенадцати апостолов. Каноны: апп. Петра и Павла (см. в Минее 30 июня) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 12-ти апостолов на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – седален апостолов, глас 4й. «Слава» – седален апп. Петра и Павла, глас 8й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос апостолов, глас 2й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостолов. «Слава» – ин светилен апостолов, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры апп. Петра и Павла и апостолов, глас 4й – 4. «Слава» – апостолов, глас 8й: «Юже проидосте…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими…» (см. прил. 2е, «В субботу утра»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010