Оглашение Крещению всегда предшествовало оглашение – научение истинам христианской веры. Оно могло быть более или менее продолжительным – от нескольких часов или нескольких дней до нескольких недель, месяцев или лет. В книге Деяний рассказывается о евнухе, вельможе царицы эфиопской, который ехал на колеснице и читал книгу пророка Исаии в том месте, где говорится о грядущем Христе ( Ис.53:7–8 ). Апостол Филипп, подойдя к колеснице, спросил: «Разумеешь ли, что читаешь?» Вельможа ответил: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» и попросил Филиппа сесть вместе с ним. Тогда Филипп «отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе». Между тем, они подъехали к воде, и евнух спросил: «Вот вода, что препятствует мне креститься?» Филипп ответил: «Если веруешь от всего сердца, можно». Евнух сказал: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий». Эти слова были тем кратким исповеданием веры, которого было достаточно для того, чтобы принять Крещение. Апостол крестил евнуха, после чего Дух Святой сошел на него ( Деян.8:27–39 ). Апостол Филипп, крестивший евнуха царицы Эфиопской. Книжная миниатюра. Византия. 10–11 века В наше время оглашение тоже предшествует Крещению. Очень важно, чтобы взрослый человек подходил к Крещению сознательно – чтобы не воспринимал Крещение просто как ритуал, в котором можно поучаствовать, не понимая его смысла. Именно для этого и необходима подготовка. Знакомство с храмом Если же Крещение совершается над младенцем, то от него, конечно же, сознательной веры не требуется. Но такая вера требуется от его родителей и восприемников – крёстных родителей. Родители должны быть готовы к тому, чтобы воспитывать ребенка в вере, а крёстные – к тому, чтобы помогать им в этом. Крещение младенцев и взрослых Крещение младенцев – древняя практика, существующая в Церкви с апостольских времен. Иной раз можно услышать мнение, что Крещение – это чуть ли не насилие над личностью ребенка: пусть, мол, ребенок вырастет и тогда сам решит, во что ему верить. Это неправильно. Мать начинает кормить ребенка грудью, не дожидаясь, пока он об этом попросит. И в школу ребенка отдают не потому, что он этого хочет, а потому что «так надо». С самого младенчества человек нуждается не только в пище физической, но и в пище духовной. Божественная благодать начинает воздействовать на ребенка до того, как он станет способен это осознавать. И лишать ребенка благодатного присутствия Божия – недопустимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Он читал книгу пророка Исаии; Филипп, по внушению Духа Божия, подошел к колеснице и спросил его, понимает ли он то, что читает. Вельможа, действительно, затруднялся в понимании читанного. Потому он пригласил Филиппа к себе в колесницу и просил объяснить следующие, читанные им, слова: «Как овца, веден Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих». Тогда Филипп объяснил, что пророк говорит здесь о Мессии, и раскрыл вельможе учение об Иисусе Христе. Между тем они подъехали к реке, и эфиоплянин сказал: «Вот вода; что препятствует мне креститься?» – «Если веруешь от всего сердца, – отвечал Филипп, – то можешь креститься». – «Верую, – сказал вельможа, – что Иисус Христос есть Сын Божий». Тогда оба они сошли с колесницы. Вельможа принял крещение, a Филипп тотчас взят был от него ангелом и сделался невидим. Крещение Корнилия сотника Первым из язычников призван был в Церковь Христову римский сотник Корнилий, живший в Кесарии. Однажды, во время молитвы, явился ему ангел и сказал: «Корнилий! молитвы и милостыни твои дошли до Бога. Пошли в Иоппию и призови Симона, называемаго Петром. Он наставит тебя, как ты можешь спастись с своим домом». Корнилий тотчас отправил в Иоппию своих слуг. Между тем ап. Петр предупрежден был особенным откровением от Бога не гнушаться язычников. В то время, когда слуги Корнилия подходили и Иоппии, апостол вошел на верх дома для молитвы. Это было около полудня, когда приготовляли обед. Апостол почувствовал голод и вдруг видит, что с неба спускается к нему большая скатерть, наполненная четвероногими животными, гадами и птицами. В то же время он слышит голос: «Встань, Петр, заколи и ешь!» Петр отвечал: «Нет, Господи! я никогда не ел ничего нечистого». Но голос продолжал: «Что Бог очистил, то не должен ты считать нечистым». Видение повторилось три раза, и после того скатерть поднялась вверх. И в то время, как апостол размышлял о значении бывшего видения, к его дому подошли посланные от Корнилия и спрашивали Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В другой раз, после Тайной Вечери, Филипп дерзнул спросить Господа о великом таинстве Божества, когда молил Его о явлении им Отца, говоря: «Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас!» (Ин 14, 8). Этим вопросом он принес большую пользу Церкви Христовой, так как отсюда научились мы познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину. Господь на это отвечал с кротким упреком: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп! Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин 14,9—11). Этот ответ Господа научил святого Филиппа и с ним всю Соборную Апостольскую Церковь достойно веровать в равенство Божества Сына с Отцом и обличает богохульство Ария, который говорил, что Сын Божий есть творение, а не Творец. После вольных страданий и воскресения Сына Божьего святой Филипп видел с прочими апостолами Господа своего уже в бессмертном и прославленном теле, принял от Него мир и благословение, видел также и вознесение Его. После этого он сподобился благодати Святого Духа и стал проповедником Христовым среди язычников, ибо ему выпал жребий идти на проповедь в Малую Азию и Сирию. Сначала он проповедовал в Галилее. Здесь однажды встретила его некоторая женщина, несшая на руках своего умершего младенца и неутешно рыдавшая. Увидев ее, апостол Христов сжалился над ней и, простерши руку над умершим младенцем, сказал: «Встань! так повелевает тебе Христос, мной проповедуемый». И тотчас же младенец ожил. Мать, увидев воскрешенного сына своего живым и здоровым, в радости припала к ногам апостола, воздавая ему благодарение за воскрешение сына своего и прося от него крещения, ибо уверовала в проповедуемого им Христа Господа. Апостол, крестив мать и сына, отправился в языческие страны. Проповедуя Евангелие в Греции, он творил многие чудеса силой Христовою, исцелял болезни, воскресил одного мертвеца.

http://pravicon.com/info-3577

Игумен Филипп (Симонов) о сносе памятников Ленину: Идолы господствуют в сознании 1 октября, 2014. Игумен Филипп (Симонов) Мы ведь не в древнем Египте и вряд ли собираемся сбить со всех надписей имя «плохого» фараона в целях его забвения потомками, мы же понимаем, что не можем уничтожить все исторические источники с тем или иным именем. Игумен Филипп (Симонов), профессор, заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова поделился с Правмиром своим мнением о том, нужно ли сносить памятники Ленину. Сначала – о памятниках. Разруха, как известно, осуществляется, прежде всего, в головах. Если в голове порядок, разрухи не будет. Если идолы не господствуют в сознании, то нет разницы, стоят ли они на постаментах или уже нет. Мы смотрим в музеях на статуи греческих богов, как на памятники истории и культуры, и так их и оцениваем, и никому не приходит в голову возобновить им поклонение. Я как-то без эмоций прохожу мимо памятника Ленину на Калужской площади в Москве, и он не вызывает у меня никаких эмоций – ни положительных, ни отрицательных. Как писал апостол, «кто любит Бога, тому дано знание от Него. мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». (1 Кор. 8, 36, 8). Теперь – о методах борьбы с ними. Мне, честно говоря, всё равно, стоит ли он или нет. В Киеве, вон, при князе Владимире, пустили идолов по Днепру, но от двоеверия это не спасло. И из истории это не уберешь. Как не уберешь и любую личность  никаким путем, тем более путем сноса памятника ей. Мы ведь не в древнем Египте и вряд ли собираемся сбить со всех надписей имя «плохого» фараона в целях его забвения потомками, мы же понимаем, что не можем уничтожить все исторические источники с тем или иным именем. Но тот же апостол остерегает, говоря, что «не у всех [такое] знание»: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8, 7, 9). Поэтому должен сказать: если у кого-то подобного рода исторические свидетельства вызывают отрицательные эмоции, ради них следует от их публичного экспонирования отказаться.

http://pravmir.ru/igumen-filipp-simonov-...

Когда Апостолы начали совершать это священнодействие?   С того часа, как сошел обетованный Св. Дух на верующих во Христа и началась на земле Церковь Христова. Ап. Петр произнес первую проповедь, в которой все слушатели призывались покаяться в грехах своих, креститься для прощения грехов и присоединиться к обществу уверовавших, т.е. к Церкви (Деян. 2:38—41). Что нужно для совершения таинства крещения?   Первое, что необходимо для таинства крещения, это — покаяние или раскаяние человека в своей негодной жизни; поэтому-то Апостол и взывал так: «покайтесь, и да крестится каждый» (Деян. 2:38); и в другом месте тот же Апостол говорит: «покайтесь, и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19).    Во-вторых, для св. крещения нужна вера в Спасителя и вера в спасение и Его Церковь.     «Кто будет веровать , — сказал Господь, — и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16). Поэтому и евнуху Ап. Филипп говорил: «если веруешь от всего сердца, можно» креститься (Деян. 8:37).    Также и темничному стражу Ап. Павел и Сила сказали: «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31), а затем крестили его (Деян. 16:33).    В-третьих, для крещения нужно «обещание доброй совести», обещание нести подвиг добродетели. Поэтому и говорит Ап. Петр, что «крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21). А Ап. Павел пишет: «мы погреблись с Ним (Христом) крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).    В-четвертых, для крещения нужно погружение верующего в воды крещения. Когда Ап. Филипп крестил евнуха, то «сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» Филипп (Деян. 8:38).    В-пятых, священнодействующий должен крестить «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Что происходит в таинстве крещения?   Во-первых, во св. крещении даруется прощение грехов, как говорил Ап. Петр: «да крестится каждый из вас для прощения грехов» (Деян 2:38). Грехи крещающегося человека омываются в воде крещения. Поэтому Ап. Анания говорил призванному Самим Спасителем Павлу: «встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16). «Вы, — пишет Ап. Павел к Коринфским христианам, — омылись, осветились, оправдались» (1 Кор. 6:9—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

26. А Филиппу Ангел Господень сказал: встань, и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. 27. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, 28. Возвращался, и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Филиппу же, т.е. тому же, который проповедовал Евангелие в городе самарийском, диакону Филиппу, благовестнику, Ангел Господень сказал и пр.: речь у дееписателя прямая, а не образная (как, напр., Ин.1:51 ), а потому это явление ангела нужно принимать в буквальном смысле, что это было видимое действительное явление ангела Филиппу, а не духовное только внушение невидимого ангела. Это явление и повеление ангела Филиппу было в Самарии, а не в Иерусалиме, куда возвратились только два апостола (ст. 25), тогда как Филипп оставался в Самарии. – Иди на полдень и пр.: тремя чертами ангел обозначает место, куда должен идти Филипп, чтобы найти то, что нужно; общее обозначение – на полдень (к югу) от Самарии, частное – на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, частнейшее – на ту дорогу, которая пуста или пустынна. Газа – древнейший ( Быт.10:19 ; Нав.15:45 ) город, один из главных пяти городов филистимских, лежал в южных пределах земли филистимской близ Средиземного моря, на юго-запад от Иерусалима. Не одна дорога ведет и ныне, вероятно вела и прежде, из Иерусалима в Газу, а несколько, потому ангел точнее обозначает ту дорогу, на которую должен идти Филипп, названием пустынной, т.е. которая идет по малонаселенной местности (ср. прим. к Мф.3:1 ). Это – по всей вероятности, южная дорога от Иерусалима в Газу через Елевферополь, более пустынная, чем дороги севернее ее, ведущие в Газу (ср. прим. к ст. 36). – И вот (когда Филипп пришел на указанную ему дорогу) муж Ефиоплянин и пр.: дееписатель определяет тремя чертами личность этого мужа; он был Ефиоплянин, евнух и вельможа царицы. Он был эфиоплянин: не по месту только жительства и подданству, но по национальности, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

5–13. Между событиями распространения христианства вне Иерусалима особенно было замечательно обращение ко Христу самарян, потому что они и по плотскому происхождению были не чистые потомки Авраама, а представляли смесь израильской и языческой крови, и по вере были раскольники, на которых правоверные иудеи смотрели с одинаковым презрением, как и на язычников. Поэтому-то дееписатель в пример того, как рассеявшиеся ходили и благовествовали слово, прежде всего и передает историю насаждения христианства среди самарян. Первым проповедником среди самарян веры Христовой был Филипп, один из семи диаконов (6, 5). Так как событие это было важно тем, собственно, что во Христа уверовали самаряне, то дееписатель не определяет точно, в какой именно город Самарии пришел Филипп, проповедуя Христа. В том городе, в который пришел Филипп с проповедью о Христе, народ единодушно внимал словам его. Такое одинаково сильное на всех действие проповедь Филиппа имела оттого, что она сопровождалась великими знамениями и чудесами. А так как, с одной стороны, проповедь его была проповедью о Мессии, о спасении, с другой – чудеса, которыми Господь подтверждал истинность его слова, все были благодеянием для народа, то была радость великая в том городе (ст. 8). До сих пор народ в этом городе был увлекаем учением одного волхва по имени Симон. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия, и именно потому, что он немалое время изумлял народ волхвованиями 14 . Но когда пришел Филипп, то и слово его было настолько сильно, и чудеса, которые он совершал, настолько были разительны, что все, и мужчины и женщины, оставили Симона и крестились, уверовав во Христа по благовестию Филиппа. Даже сам Симон волхв не мог не поддаться действию, какое производили проповедь и чудеса Филиппа на душу человека, и вместе с другими крестился. Впрочем, из последующей истории этого волхва не видно, чтобы христианская вера и крещение глубоко подействовали на его душу (ср.: ст. 18–24). Поэтому можно думать, что он или не искренно обратился ко Христу, лишь не смея идти против всеми признанной и очевидной истины и даже рассчитывая чрез крещение от Филиппа приобресть силу творить такие же чудеса, какие совершал благовестник Христов, или же он только минутно увлекся учением о Христе, увлекся умственно, а не сердечно. Обратившись к вере во Христа, он постоянно следовал за Филиппом, причем его, бывшего чародея, всего более занимали чудеса, какие совершал благовестник Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Деяний святых апóстол чтéние В те дни Симон, увидев, что через возложéние рук апóстольских подаётся Дух Святóй, принёс им дéньги, говоря: «Дáйте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложý руки, получáл Дýха Святóго». Но Пётр сказáл ему: «Серебрó твоё да бýдет в погибель с тобóю, потому что ты помыслил дар Бóжий получить за дéньги. Нет тебе в сем чáсти и жрéбия, ибо сéрдце твоё непрáво пред Богом. Итак покáйся в сем грехé твоём, и молись Богу: мóжет быть, отпýстится тебе пóмысел сéрдца твоегó; ибо вижу тебя испóлненного гóрькой жéлчи и в ýзах непрáвды». Симон же сказáл в ответ: «Помолитесь вы за меня Гóсподу, дáбы не постигло меня ничтó из скáзанного вáми». Они же, засвидéтельствовав и проповéдав Слóво Госпóдне, обрáтно пошли в Иерусалим и во мнóгих селéниях Самарийских проповéдали Евáнгелие. ( Деян 8:18–25 ) Четверг 3-й седмицы по Пасхе Прокимен и аллилуарий недели Жен-Мироносиц Деяний святых апóстол чтéние В те дни áнгел Госпóдень сказáл Филиппу: «Встань и иди на пóлдень, на дорóгу, идýщую из Иерусалима в Газу, на ту, котóрая пустá». Он встал и пошёл. И вот, муж эфиоплянин, éвнух, вельмóжа Кандакии, царицы Эфиóпской, хранитель всех сокровищ её, приезжáвший в Иерусалим для поклонéния, возвращáлся и, сидя на колеснице своéй, читáл прорóка Исáию. Дух сказáл Филиппу: «Подойди и пристáнь к сей колеснице». Филипп подошёл и, услышав, что он читáет прорóка Исáию, сказáл: «Разумéешь ли, чтó читáешь?» Он сказáл: «Как могу разумéть, éсли кто не настáвит меня?» И попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А мéсто из Писáния, котóрое он читáл, было сиé: «Как овцá, ведён был Он на заклáние, и, как áгнец пред стригýщим его безглáсен, так Он не отверзáет уст Своих. В уничижéнии Егó суд Егó совершился. Но род Егó кто разъяснит? Ибо взéмлется от земли жизнь Его». Евнух же сказáл Филиппу: «Прошý тебя сказáть: о ком прорóк говорит это? О себé ли, или о ком другóм?» Филипп отвéрз устá свои и, начáв от сего Писáния, благовествовáл ему об Иисусе. Между тем, продолжáя путь, они приéхали к водé; и éвнух сказáл: «Вот водá; что препятствует мне креститься?» Филипп же сказáл ему: «Если вéруешь от всегó сéрдца, мóжно». Он сказáл в отвéт: «Вéрую, что Иисус Христос есть Сын Бóжий». И приказáл остановить колесницу, и сошли óба в вóду, Филипп и éвнух; и крестил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«Если бы вы знали Меня...». Если бы апостолы узнали Христа в Его истинном отношении к Отцу, с Которым Он находится в теснейшем единении по существу, то они узнали бы и Отца. Ясно, что Господь признает для апостолов возможным такое познание и этим самым считает довод, высказанный Фомою ( «не знаем... как можем знать...»), совершенно неосновательным: нет, они могли знать! «И отныне знаете...». Но, высказав некоторый упрек по отношению к апостолам, Господь сейчас же и утешает их. Пусть они и не имеют полного знания о Христе, пусть они любят Его больше как Учителя-Мессию, тем не менее и такое знание представляет собой нечто положительное, оно приведет их к полному познанию, фундамент для которого уже заложен (на это указывает выражение «отныне»). Некоторые (например, Гольцман) видят в последних словах Христа только «оптимистическое предположение, не отвечающее действительности»: апостолы-де не имели на самом деле такого познания и не видели во Христе Сына Божия, а следовательно, не знали и Отца... Но с таким мнением согласиться нельзя ввиду того, что далее Господь прямо говорит, что Он «открыл» апостолам имя Отца ( Ин.17:6 ), а это открытие началось уже давно. Ин.14:8 .  Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Апостол Филипп был человек довольно нерешительный и склонный руководствоваться чужими мнениями ( Ин.6:7, 12:22 ). Он как бы постоянно искал для себя опоры вовне. Этим свойством его характера и можно объяснить то, что он просит Христа «показать» ему и другим апостолам «Отца», т.е. просит такого же Богоявления, какого, например, удостоился на горе Моисей ( Исх.33:18 ). Тогда они будут совершенно спокойны за участь Христа. Ин.14:9 .  Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? С горестным чувством Господь вразумляет Своего ученика. Кто духом своим созерцает Отца в Сыне, для того бесполезно какое-нибудь внешнее Богоявление (ср. Ин.1:18 ). Если бы Филипп знал Иисуса, то понял бы, что видеть Его – все равно, что видеть Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И утром призвал их к себе, и они стали перед ним, и он сказал им: «благополучны?» Они отвечали: «благополучны». Он сказал им: «здоров ли митрополит, отец наш?» Они отвечали: «здоров, отче. Ублажаем святость твою: послал нас к тебе отец наш митрополит, говоря: «приди ко мне, ибо есть у меня к тебе слово, которое я скажу тебе и которое от Духа Святого». И услыхав это, отец наш Филипп сказал смиренным гласом: «о чем я убогий и неключимый могу беседовать с митрополитом?» Он встал тотчас и пошел с посланными. И когда пришли посланные к митрополиту и сказали ему, что прибыл отец наш Филипп, сказал митроподит: «приведите его ко мне немедленно; не подобает ему стоять вне, у дверей моих, ибо двери Царствия Небесного открыты ему». И тогда его ввели немедленно. Увидав его, митрополит весьма удивился свету на лице его и благодати Божией, которая пребывала на нем, и облобызал его лобызанием духовным и повелел ввести его в хорошую келью. Утром они сошлись вдвоем и были вместе наедине. И провели этот день, беседуя о величии Божием с утра до вечера. И принесли книгу «Апостол» по порядку ее и уставы постановлений апостольских относительно постановления патриархов и митрополитов и епископов, относительно иереев и диаконов, относительно игуменов и чтецов и певцов, относительно всех членов церкви. И после этого сказал ему авва Иаков митрополит: «истинно говорю тебе, возлюбленный мой Филипп: я думал много дней об утверждении уставов и закона Божия, ибо я один в этой великой стране, и нет у меня помощника для учения народа, по множеству людей, если бы не Бог соблюдал народ свой в правде и истине; и даст Он вере их блистать, как солнце, если велик труд для мамхеров церкви. И кроме того, эта страна – как бы две страны, и я один не могу наставлять. Истину говорю я тебе, если бы были как Петр и Павел 12 митрополитов, они не могли бы обойти половины страны, ибо сия страна больше всех стран. И ныне не я позвал тебя, а Святой Дух призвал тебя, чтобы ты сделался учителем всех людей. Не достоин я быть митрополитом; следует тебе; если бы тебе надо было быть митрополитом сей страны! И ныне, Филипп возлюбленный мой, согласись быть мне помощником в совершении священства и исправлении веры; ты будь архиереем над страной Эфиопской, истину говорю тебе, ибо даны тебе ключи Царствия Небесного, и ты будешь поставлен епископом, как повелели апостолы для исправления веры, подобно мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010