Настоящая телесная природа человека, по его взгляду, не может наследовать царства Божия. «То скажу вам, братия, – говорит апостол Павел коринфским христианам, – что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор. 15:50 ). Будущее тело должно соответствовать прославленному состоянию в царстве Божием, должно быть не земным, небесным организмом, подобным прославленному телу Христа. «Сеется, – говорит Апостол, – в тлении, восстает в нетлении. Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе. Сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор. 15:42–44 ). «Знаем, – говорит он в другом месте, – что когда земной наш дом, сия хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» ( 2Кор. 5:1 ). Иисус Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Флп. 3:21 ). Но решительно утверждая различие земного и небесного тела, апостол Павел не отрицает, однако, и некоторого тожества того и другого. Что апостол Павел признает это тожество, видно частью из того, что он говорит об изменении оставшихся в живых при втором пришествии Христа ( 1Кор. 15:51 ; Флп. 3:21 ; 2Кор. 5:2 ), частью из того образа, который он употребляет ( 1Кор. 15:35 и дал.), чтобы ясно представить возможность воскресения. Самое семя, которое мы сеем, говорит Апостол, не выходит из земли, но – растение, которое из него развивается. Хотя эту аналогию апостол Павел представляет для того, чтобы показать происхождение различных организмов, однако он не мог бы употребить этого образа, если бы не представлял, что из тела после его уничтожения сила Божия производит хотя нечто отличное от него, но, однако, по сущности одинаковое с ним. Если же апостол Павел приписывает человеку для его будущей жизни после воскресения в ближайшем его общении со Христом тело, хотя отличное от земного, однако тожественное с ним по сущности, то мы не можем допустить, чтобы основание греха он полагал в чувственной природе человека 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Питая в своих душах живую веру в Иисуса Христа, победителя смерти и начальника жизни, мы с дерзновением можем говорить: где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа? Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом ( 1Кор.15: 55–57 ). Аминь. Беседа 28. В неделю первую – надесять Братия, печать моего апостольства вы есте о Христе Иисусе ( 1Кор.9:2 ). В предложенном ныне чтении из первого послания апостола Павла к Коринфянам предлагается часть его ответа тем из коринфских учителей, противников Павла, которые внушали Коринфским христианам, будто Павел не есть истинный Апостол. Это между прочим они доказывали тем, что Павел не обращался лично с Иисусом Христом во время земной его жизни; что Павел ниже других Апостолов, и не получил всех прав, какими пользуются другие Апостолы: он жил среди Коринфян не на содержаний Коринфян; он не имел женщины спутницы, для облегчения забот в содержании себя, подобно другим Апостолам; он своими руками добывал себе пропитание. На рассеиваемые между Коринфянами такие мнения св. Павел пишет: «не Апостол ли я? не свободен ли я? не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас – Апостол». To есть, если другим я не благовествовал Евангелия, и они могли бы сомневаться точно ли я Апостол; то вы не можете или не должны сомневаться в том, что я точно Апостол. «Ибо печать моего апостольства вы в Господе». То есть, вы сами собою составляете неоспоримое доказательство того, что я точно Апостол: я первый возвестил вам радостную весть о спасении чрез веру в Иисуса Христа, за наши грехи распятого на кресте. «Я сделал у вас все, свойственное Апостолу, и ничего не опустил: у вас я и показывал знамения, и учил словом, и подвергался опасностям, и проводил безукоризненную жизнь. Все это можно видеть в двух его посланиях к Коринфянам, в которых он со всею точностью изъясняет каждый из этих подвигов» 63 . Так во втором послании к Коринфянам апостол Павел, защищая себя от нареканий своих противников, сам о себе говорит: «у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто. Признаки Апостола оказались пред вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами; ибо чего у вас недостает перед прочими Церквами, разве только того, чтобы я был вам в тягость? Простите мне такую вину» ( 2Кор.12:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Речь апостола завершилась совместной молитвой. Эфесские пресвитеры были очень огорчены тем, что уже никогда не увидят своего наставника. Простившись со всеми, апостол Павел и его спутники взошли на корабль, державший курс на Патару. Пройдя через острова Кос и Родос, корабль, на котором находился апостол Павел со спутниками, прибыл в Патару. Там они пересели на другой корабль, направлявшийся в Финикию. Первая остановка была в Тире – она продлилась семь дней, так как корабль встал на разгрузку. Там апостол встретил местных христиан, которые уговаривали его отказаться от путешествия в Иерусалим, предчувствуя по внушению свыше, что Павла в Иерусалиме ожидают многие испытания. Но апостол Павел остался тверд в своем решении и через несколько дней все верующие, не исключая малых детей, провожали его до самого берега. Следующая остановка в Птолемаиде была совсем недолгой – всего один день. Но и там апостол нашел время встретиться с местной христианской общиной. После остановки в Тире и Птолемаиде Павел и его спутники высадились в Кесарии. Там они остановились в доме одного из семи диаконов – Филиппа – и пробыли у него несколько дней. Как раз в это время из Иудеи в Кесарию пришел пророк Агав, тот самый, который в Ан-тиохии предсказал некогда голод. Войдя в дом Филиппа, он взял пояс апостола Павла и, связав им себе руки и ноги, сказал, что так будет связан в Иерусалиме и хозяин этого пояса – схватят его иудеи и предадут в руки язычников. Услышав слова пророка, спутники апостола Павла, а вместе с ними и кесарийские христиане со слезами стали умолять его не ходить в Иерусалим. В ответ апостол Павел так сказал им: Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Уговорить Павла остаться было невозможно – все смирились с этим, решив, что такова воля Господня. Однако, когда апостол со спутниками направился в Иерусалим, некоторые из кесарийских христиан решили присоединиться к ним и проводить их до Иерусалима. Все вместе они пришли в Иерусалим и поселились у одного из тамошних христиан – Мнасона Кипрянина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Какие же слова находит апостол Павел для вразумления коринфян? Он не ругает и не укоряет их. Он пишет всего лишь несколько слов: Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Кор. 1, 13). Един распятый за нас Господь Иисус Христос, во имя Которого мы принимаем Крещение. Поэтому и верующие должны быть единым целым. Нельзя разделить Христа. Поэтому среди верующих не должно быть разногласий и споров. Апостол Павел даже радуется тому, что не крестил никого в Коринфе, кроме нескольких человек (см.: 1 Кор. 1, 14–16). И далее во второй, третьей и четвертой главах своего послания апостол Павел объясняет коринфянам, в чем смысл христианской проповеди, которая хотя и совершается разными проповедниками, но имеет одну цель. Настоящая мудрость Прежде всего апостол Павел показывает спорящим, что успех проповеди зависит не от мудрости или талантов проповедника, но от Бога: Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (1 Кор. 1,17–20). Если некоторые христиане могли обратить внимание на красноречие Аполлоса или на авторитет апостола Петра, то апостол Павел призывает их посмотреть на крест Христов. Потому что смерть и воскресение Господа Иисуса Христа — вот главная цель и содержание проповеди и Петра, и Аполлоса, и Павла. Для мирской мудрости слово о кресте будет безумием. И действительно, в ответ на проповедь апостолов многие задавали вопрос: «Как может быть Спасителем и Богом Тот, кто был казнен позорной смертью? Нет, такой Бог нам не подходит». Но то, что было безумием для мира, стало спасением для уверовавших. Крест Христов в полном смысле слова стал «крестом» для человеческой мудрости или камнем (см.: Мф. 21, 44), о который она разбилась.

http://pravoslavie.ru/73866.html

Оставив город Филиппы, Апостол Павел пошел с Евангельской проповедью по Греции; основал церкви в Салониках, или Солуни, Верии и, наконец, прибыл в Афины. При виде сего города, полного идолов, Апостол Павел скорбел духом, и всякий день беседовал о Боге со встречавшимися ему на площади. Некоторые из философов, услышав от него новое для них учение, представили его в Ареопаге. Здесь, на вопрос о проповедуемом учении Апостоле возвестил им неведомого Бога. «Афиняне», – так говорил Ап. Павел в Ареопаге, – «по всему вижу, что вы очень набожны. Обходя и обозревая ваш город, я нашел жертвенник, на котором написано: неизвестному Богу. Сего-то Бога, которого вы, не зная, почитаете, я и проповедую вам. Бог , сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий какую-либо нужду, Сам давая всему жизнь, и дыхание, и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив их обитать в предопределенные времена и пределы, дабы они искали Бога, не постигнут ли и не найдут ли Его; хотя Он и недалеко от каждого из нас; ибо мы Им живем, и движемся, и существуем... Попустив быть временам неведения, Бог ныне повелевает всем человекам повсюду покаяться. Ибо Он назначит день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив его из мертвых». Афиняне, услышав от Апостола о воскресении Иисуса Христа, одни стали смеяться и перестали его слушать, а другие подробнее исследовали его учение и уверовали. В числе уверовавших был знаменитый член Ареопага Дионисий. Из Афин апостол Павел прошел в Коринф и, прожив в нем полтора года, опять отплыл в Сирию 3 . Около 54 года Апостол Павел с Лукой, Титом и Тимофеем предпринял третье апостольское путешествие. Главным поприщем его деятельности был в это время Ефес; в нем он провел три года 4 . Здесь своими знаниями и чудесами он привлек весьма многих к вере Христовой и нанес сильный удар язычеству во всей Азии. Поставив епископом Ефесской церкви сотрудника своего Тимофея, апостол Павел прошел по Македонии 5 и Греции 6 и отсюда отправился на праздник Пятидесятницы в Иерусалим. На пути к Иерусалиму он остановился в Милете, призвал к себе пастырей ефесской церкви и трогательно простился с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы. Христос — основание наше Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Павел, желая соблюсти единство древней Коринфской Церкви от попыток разделить ее между учителями (самим апостолом Павлом, апостолом Аполлосом и апостолом Кифой-Петром), говорит тем неразумным людям, вводившим в Церковь раскол из-за личного пристрастия или, может быть, тщеславия: «Мы соработники у Бога» (ст. 9). Иными словами, и Павел, и Аполлос не сами по себе что-либо значат, но постольку, поскольку являются соработниками Бога или, можно сказать, помощниками, как и переведено в славянском тексте — «споспешницы Богу». «А вы Божия нива, Божие строение» (ст. 9) — вы, то есть все христиане. Это относится не только к коринфянам, но и ко всем нам. Мы являемся Божией нивой, на которой эти соработники Бога трудятся, вернее, сотрудничают с Богом, потому что все, что происходит в Церкви и вообще в мире, совершает Бог, и мы можем быть либо Его орудиями, Его соработниками, сотрудниками, споспешниками, как возвышенно говорит апостол Павел, либо противниками воли Божией. А сама Церковь — это нива, или, если сказать более прозаично, пашня. Получается, что те, кто трудится в Церкви, трудятся как некие крестьяне, пахари, потому что сначала они вспахивают землю нашего сердца, а потом засевают ее и взращивают на ней плоды Божии. Все мы, христиане, должны принести эти плоды. Далее апостол Павел сравнивает всех нас со зданием, которое еще находится в процессе строительства. Этот труд на ниве Божией, на пашне Божией, закончится тогда, когда прервется наша жизнь. Тогда уже ничего нельзя будет сделать — либо мы останемся бесплодными, останемся неоконченным строением, а может быть, и уродливым, ни для чего непригодным, либо принесем плоды и окажемся прекрасным зданием, храмом Божиим, неким чертогом, в который может вселиться Сам Господь. Заметьте, как прекрасно говорит апостол Павел — все мы принадлежим Богу: одни как соработники Божии, другие как пашня и строение, или, по-славянски, «Божие здание». Все мы Божии. Апостол Павел говорит это, чтобы никто не превозносился, никто не думал, что он сам по себе что-то значит: ни те, кто трудится в деле проповеди и назидает, ни те, кто воспринимает назидание и является плодом этого проповеднического труда.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

3) Апостол Иаков в этом месте ( Иак. 5:16 ) именно и говорит о том, что нужно каяться пред священником. В самом деле, стоит нам посмотреть в 14 ст. той же главы, того же послания, как нам станет ясно, о чем здесь идет речь. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). А дальше уже апостол говорит «признавайтесь друг перед другом в поступках» ( Иак. 5:16 ). О каком же «друге» говорит здесь апостол? Из предыдущего текста мы видим, что один друг – больной, другой друг – пресвитер: Вот апостол и говорит, чтобы больной друг – верующий христианин исповедовал свои грехи пред своим другом пресвитером. Иначе получается какая то бессмыслица в выражениях. Апостол говорил все время о пресвитерах Церкви, а затем переходит ни с того, ни с сего к рассуждению по другому вопросу. Св. апостол выразился: «друг другу» именно для ободрения больных, чтобы они не стыдились исповедовать грехи свои пред священнослужителями, которые являются им не врагами, а друзьями. Если даже рассуждать относительно этого текста с точки зрения сектантской, то и тогда нельзя делать вывода, что таинство покаяния не нужно. Апостол сказал: «признавайтесь друг перед другом в поступках» не добавив, что после признания следует прощение грехов. Мы же рассуждаем о том, может ли пастырь дарованной ему от Бога властью разрешать грехи. Вот если бы сектанты нашли такое место у апостола, где было бы сказано, что священнослужители не имеют власти принимать на исповедь и разрешать от грехов данной им властью, то тогда они были бы правы. Между тем из текстов Св. Писания мы видим, что верные христиане исповедовались перед пастырями Церкви «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ). В первом послании к Тимофею ап. Павел предписывает епископу Тимофею, чтобы он обличал согрешающих. Как бы мог апостол Павел предписывать это, если бы не было дано власти епископу Тимофею «вязать и решать». Апостол Павел «связал» коринфского кровосместника за его согрешения ( 1Кор. 5:4–5 ), а затем разрешил его от грехов ( 2Кор. 2:10 ). Действуя так, апостол поступал согласно данной ему от Господа Иисуса власти ( Иоан. 20:23 ) говоря «итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Апостол решил принять участие в том, что само по себе не имело спасительного значения, и было шагом назад. Как видим, ожидаемой пользы это не принесло. Но Апостол пошел на это, во-первых, искренне желая церковного мира, а во-вторых, по послушанию. И уж конечно, не ради того, чтобы просто избежать неприятностей. Для нас же этот случай пусть послужит предостережением. Потому что мы, если отступаем от истины, то делаем это совсем не по любви и послушанию, а по своеволию и трусости. И какие бы мы ни придумывали оправдания, – выше, чем у Апостола Павла, они не будут. А отсюда для нас должно быть совершенно очевидным, что никакое отступничество, никакое искажение истины в угоду людям, страстям, или так называемым «высшим соображениям», – никогда и никого ни к чему доброму не приведет. Среда. О истине и о ее осколках Ин.16:15–23 Когда Апостол Павел после своего последнего путешествия пришел в Иерусалим, он был оклеветан и чуть не растерзан толпой. Римский военачальник силой отбил его, и на следующий день поставил перед синедрионом, «желая достоверно узнать, в чем обвиняют его иудеи» ( Деян.22:30 ). Сначала все единодушно были против Павла. Но едва он произнес всего лишь одну фразу, – тут же «произошла распря», «собрание разделилось», «сделался большой крик», всем стало не до Павла, и так он избежал суда. А перед этим он избежал побоев, вовремя открыв свое римское гражданство. Но для чего же тогда Павел говорил на пути в Иерусалим: «Я хочу не только быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса»? Однако, далее все объясняется: «В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме». А чтобы отправиться в Рим, на суд императора, нужно и римским гражданином быть, и показать неправду иудейского суда. Павел шел в Иерусалим «по влечению духа» ( Деян.20:22 ). Дух вел его и побуждал на те или иные действия, истинная цель которых теперь, наконец, открылась. В синедрионе же Павел сразу понял, что судьи собрались не для того, чтобы его слушать, и что тут никого не интересует, как Христос явился ему и призвал его. Едва он начал говорить, как первосвященник «приказал бить его по устам». Павел знал, «что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев». Знал он и то, что саддукеи «говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа, а фарисеи признают и то и другое». И, чтобы прекратить это бессмысленное собрание, Павел вдруг «возгласил: мужи братия! Я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят». И мгновенно произошло разделение. Павел произнес одну из частных истин христианства. А истина, даже неполная, имеет свойство сразу входить в душу и бороться за нее. И фарисеи сразу как бы опомнились: с кем мы? с теми, кто проповедует вечную смерть? И против кого? против человека, который, как и мы, верит и в Ангелов, и в воскресение мертвых?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В виду того самоотречения и неустанных трудов, какими ознаменовали себя апостолы, можно было бы ожидать, что между ними и обращенными ими христианами установятся отношения полнейшего доверия и теплой любви. Но и этого не было или точнее: иногда встречалось не то; а виновными были, конечно, христиане. Апостол Павел жалуется, что лишь только он оставил Коринф, как некоторые уже «возгордились», причем он замечает по поводу этих «возгордившихся»: «чего же вы хотите? С жезлом ли к вам прийти или с любовью и духом кротости» ( 1Кор.4:18–21 )? Павел не разъясняет, в чем выражалась гордость этих самомнительных христиан; но можно догадываться, что к числу их принадлежали и те дерзкие люди из христиан, которые осмеливались осуждать и критиковать апостола. Мы знаем, что в Коринфе встречались такие лица, которые приписывали Павлу непостоянство и неустойчивость в его мыслях. Они говорили, что будто бы Павлово «да» сводилось на «нет» и что его «нет» означало «да» ( 2Кор.1:17–18 ); другие из коринфских гордецов находили несоответствие между образом действий Павла и его посланиями, они пустословили так: «в посланиях Павел строг и силен, а в личном присутствии слаб» ( 2Кор.10:10 ), другими словами, по их мнению, Павел был храбр только на словах. Какая дерзость! Среди тех же коринфян появлялись люди, которые причиняли ему «огорчения», даже прямо были его «обидчиками», они вселяли в его сердце «скорби и стеснение»; в подобного рода явлениях Павел готов был видеть обнаружение «умыслов сатаны» ( 2Кор.2:3–5,11 ; ср. 2Кор.7:12 ). Не менее печально для апостола было и то, что по легкомыслию или недоверию к нему, иные из христиан, бывших его чадами, переходили, по выражению апостола, к «иному благовествованию», каковы были, например, галаты ( Гал.1:6–7 ). Они, значит, мало ценили авторитет апостола и предпочитали ему какого-нибудь говоруна, который умел нести всякий вздор. Разумеется, как это печально и оскорбительно для человека, всецело преданного своему делу, каким был, например, Павел! В числе крупных недостатков, характеризующих христианскую общину в Коринфе, историк должен отметить сутяжничество. Сутяжничество это заслуживало осуждения потому уже, что христиане для рассмотрения своих процессов обращались к языческим властям; очевидно, тяжущиеся, под влиянием сварливости, позабывали о том, как неблаговидно для христианина жаловаться на своего собрата пред неверным, с которым у верующего не должно бы быть точек соприкосновения. А хуже всего то, что подобные тяжбы свидетельствовали, что христиане жили не согласно с евангелием. Апостол Павел говорит: «и то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою, брат с братом судится. Для чего бы вам, скорбит апостол, лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» ( 1Кор.6:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Горделивый постник или молитвенник, проявляющий малодушие, более самостны, чем смиренный отец семейства или христианин, жертвующий собой для ближнего. В вопросе государства наш оппонент впадает в не менее разительное противоречие. С одной стороны, он считает, что тягаться с властью относится к недолжной, мирской области, а с другой, вслед за апостолом Павлом, признает, что «всякая власть от Бога», то есть исполняет функцию, порученную ей Богом. Ясно, что если власть происходит от Бога, то это для чего-то, для определенной цели. И просто фактически неверно, что апостол Павел как бы игнорировал власть, «не питая относительно ее никаких иллюзий» (вероятно, тут наш оппонент переносит на Павла свой собственный пессимизм). Наоборот, Павел неоднократно выступал как гражданин римского государства и требовал от римских властей строгого соблюдения законности и его, апостола Павла, наизаконнейших прав. Именно у апостола Павла мы находим ясный ответ на вопрос, как, какими средствами бороться за Церковь , за предоставление ей свободы. Обратимся к 16-й главе «Деяний св. апостолов». Апостол Павел и его спутник Сила, находясь во Филиппах, были по ложному и корыстному доносу арестованы, биты воеводами и в колодках брошены во внутреннюю темницу: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога... Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы...» В ответ на их молитву – не просьбу, а славословие – Павел и Сила получили чудесное освобождение от Бога, но... темницы не покинули. «Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей»... «Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас»... Воеводы «испугались, услышавши, что это Римские граждане, И, пришедши, извинились перед ними, выведши просили удалиться из города» (16:23–3). Получив от Бога освобождение по благодати, а от властей разрешение на тайный уход из темницы, апостол Павел, без внешней к тому нужды, прибег еще к «мирским» средствам: стал требовать от воевод буквального исполнения закона и вышел из тюрьмы, лишь добившись этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010