17). Если понимать таинство Евхаристии так, как понимает его Православная Церковь , то эти слова строго истинны: мы, чада Православной Церкви, все причащаемся от одного и того же хлеба – Тела Господа. «Хлеб, который я дам, есть Плоть Моя» ( Ин.6:51 ). Но если понимать таинство Евхаристии, как его понимают штундисты, то слова ап. Павла не имеют смысла: в общинах их преломляются не один и тот же хлеб, а различные: каждая община преломляет свой хлеб. И так как штундисты не от одного хлеба причащаются, то и сами они не составляют одного тела. Вопрос. Что говорит ап. Павел в следующем стихе? Ответ. «Те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?» (ст. 18). Вопрос. Что имел в виду ап. Павел сказать этими словами? Ответ. Как иудеи, по повелению Бога, ели предложенные жертвы ( Лев.7:15; 22:30 ), и чрез это делались участниками жертвенника, так и христиане суть участники жертвенника и вкушают жертву; но жертва христиан есть Сам Иисус Христос ( Евр.7:27 ), а посему, причащаясь сей жертвы, христиане причащаются Тела и Крови Господа. Вопрос. Нет ли еще в Св. Писании доказательства сего? Ответ. Апостол Павел в 1Кор.11:23–25 передает установление таинства Евхаристии в тех словах, как и евангелисты Матфей, Марк и Лука, присовокупляя, что он получил от Господа то, что написал (ст. 23). Если Иисус Христос, когда устанавливал таинство Евхаристии, говорил иносказательно, то естественно ожидать, что ап. Павел, который не присутствовал на Тайной Вечери, даст объяснение слов Господа. Апостол Павел знал истинный смысл слов Спасителя, и если бы он понимал их в том смысле, что они означают только хлеб и вино, долженствующие служить только напоминанием о смерти Господа, – то почему в своем послании он не сказал коринфянам – грекам: «это есть образ тела Иисуса Христа, только воспоминание о смерти Его, или – это означает тело и кровь Господа?» Апостол Павел наставлял людей, которым не вполне было известно учение Иисуса Христа и этим людям он сказал, что то, что они считают хлебом и вином, есть Тело и Кровь Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

     Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня снова из уст божественного апостола Павла мы слышали замечательные напутствия и наставления для всех христиан. В сегодняшнем апостольском чтении каждый узнаёт себя. Апостол Павел говорит: по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием (Рим. 12, 6–8). Все мы в той или иной степени узнали в себе кого-то из перечисленных служителей Христовых, все мы немножко начальники, немножко учителя, особенно по отношению к своим детям, раздаватели, благотворители и даже пророки. Всякий из нас призван пророчествовать и раздавать ближним благовестие о Господе нашем Иисусе Христе. Нести семена веры с любовью и братолюбием, как говорит апостол: будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью (Рим. 12, 10). Это и есть воплощение и проявление нашей веры. В сегодняшнем Евангелии говорится о том, как Господь исцелил расслабленного. Есть очень важный момент в этом повествовании: Он исцеляет не только по Своему милосердию, но и по вере людей, которые принесли этого расслабленного (см.: Мф. 9, 2). Другой евангелист, Марк, дополняет это событие, и показывает более отчетливо и ярко веру и братолюбие этих людей. Они не просто принесли больного товарища ко Христу, но еще и, движимые верой, разобрали кровлю дома, чтобы спустить расслабленного перед Господом. Проявили смелость, стремление и безграничную любовь (см.: Мк. 2, 3–4 ). Мы тоже призваны нести любовь с такой же уверенностью и твердой решимостью довести дело до конца. Как часто мы приходим к вере, становимся чутки к слову Божию, но не доводим до конца начатое дело своего спасения и спасения ближнего. А эти люди смотрите, какую имели веру. что им могли бы сказать окружающие: «зачем ломаете дом, разбираете кровлю…» Они даже имели дерзновение перед Христом, вторгаясь в Его проповедь и общение с народом. Какое упорство они проявили для того, чтобы помочь ближнему и укрепить веру и в своих собственных сердцах. К этому и нас сегодня призывает божественный апостол.

http://pravoslavie.ru/63248.html

Евангелист Марк повествует, что когда Иисус после преображения воспретил ученикам рассказывать о том, чт о они видели, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых, – они недоумевали, чт о значит воскреснуть из мертвых ( Мк.9:10 ). Ясно, что здесь шла речь о чем-то другом, о чем-то новом, непонятном для учеников, а не о будущей жизни Иисуса. Таким образом, Ренан признанием предсказаний Иисуса Христа о Своем воскресении ( Мф.12:40 ; Лк.17:24–25 ) за достоверно-исторические разрушает всю свою историю жизни Иисуса. Иисус уже по этому одному не есть обыкновенный человек. Но с другой стороны, этим признанием, по отношению к вере учеников в воскресение Иисуса Христа, Ренан скорее подтверждает объективность события воскресения, чем субъективный его характер. Иисус предсказывал о Своем воскресении; ученики тогда не понимали Его, а теперь веруют, что Он воскрес. Не естественно ли отсюда логическое заключение, что Иисус воскрес? Иначе нужно отвергнуть пророчества Иисуса. Ренан указывает далее на то, что тогда иудеи верили, будто ветхозаветные праведники не действительно умерли, но их тела находятся живыми в Хевроне. Странно. Откуда знает Ренан об этом? У Ренана, кажется, один источник для всех сведений, как это и в его жизни Иисуса – это его собственная фантазия. Апостол Петр ясно говорит о Давиде: он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня ( Деян.2:29 ). Петр говорит это в Иерусалиме и притом в праздник пятидесятницы, когда было там величайшее множество народа, и он упоминает об этом факте, как общеизвестном и ниоткуда не подвергающемся сомнению. И притом Апостол говорит об этом для доказательства воскресения Иисуса Христа. Он говорит, что Давид, провидя, сказал о воскресении Христа, что не будет оставлена душа Его во аде, и плоть Его не увидит тления (ст. 31), и в доказательство на то, что действительно слова эти не относятся к Давиду, Апостол Петр указывает на то, что Давид сам еще и теперь во гробе пред нашими глазами, что он не воскрес и не возшел на небеса, но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную мене (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

«И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (ст. 2). Прежде чем попытаться объяснить, что это за свет, явленный в Преображении, как Господь преобразился и что, собственно, значит это божественное изменение, я хочу обратить внимание на некоторые подробности, приведенные другими евангелистами, поскольку каждый из них отмечает что-то свое. Апостол Марк описывает так: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белилыпик не может выбелить» ( Мк.9:3 ). Апостол Лука, рассказывая о Преображении, говорит: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» ( Лк.9:29 ). По-славянски: «И бысть егда моляшеся, видение лица Его ино», то есть, если перевести точно: «И сделался вид лица Его иным». Я думаю, что «иным» лицо Господа стало не только из-за сияния. Ведь мы знаем, как в зависимости от настроения облик человека иногда меняется настолько, что мы даже едва можем узнать нашего знакомого. Например, если у кого-то очень мрачное настроение, отчего лицо его нахмурено и искажено, мы говорим: «Тебя не узнать». Как и наоборот, когда у человека настроение чрезвычайно радостное, так что весь облик его изменяется, мы также говорим: «Тебя не узнаешь». Поэтому мы можем предположить, что вместе со славой, явленной в Спасителе ради учеников, лицо Его в еще большей степени изменилось необыкновенным образом. Если мы соединим описания трех евангелистов, получится следующее: «И стало видение лица Его иным, и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет, блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белилыцик не может выбелить». Даже по одному описанию вы можете себе представить, какое страшное видение предстало перед учениками. Страшное, но и сладостное. В этом описании говорится о том, что видели их глаза, из дальнейшего же текста открывается, что ученики чувствовали, ибо видение это было не столько для глаз, сколько для души. «И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (ст. 3–4). Словами «хорошо нам здесь быть» апостол Петр обнаружил то духовное упоение, ту сладость, какую испытывали ученики.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Из этих посланий мы видим, что апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров через рукоположение и совершать суд над пресвитерами, диаконами и церковнослужителями. О священнослужителях апостол Павел, в послании к епископу Тимофею, пишет: " но епископ должен быть непорочен... Диаконы также должны быть честны... (1 Тим. 3, 2, 8). Таинство елеосвящения Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде может совершить его и один священник. Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они " многих больных мазали маслом, и исцеляли " (Марк. 6, 13). Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему " (Иак. 5, 14-15). Святые, апостолы ничего не проповедовали сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь и внушил им Дух Святый. Апостол Павел говорит: " возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа " (Гал. 1, 11-12). Елеосвящение над младенцами не совершается, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов. О одиннадцатом члене Символа Веры 11. Чаю воскресения мертвых В одиннадцатом члене Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира. Воскресение мертвых, которого мы " чаем " (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Исцеляя при помощи елея, апостолы совершали действие Богоучрежденное, так как поступали, следуя «строгому смыслу данной им Христом заповеди» 5 . Новозаветные свидетельства о таинстве Елеосвящения Об исцелении через Елеосвящение пишет апостол Иаков, брат Господень: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Эти слова апостола являются ключевыми для богословия таинства Елеосвящения и примечательно, что в традиции Церкви они рассматриваются вместе с процитированным выше свидетельством Евангелия от Марка об исцелениях, совершавшихся апостолами через помазание елеем по повелению Самого Господа. Так, блж. Феофилакт пишет: «Что апостолы мазали маслом, говорит один Марк и еще Иаков брат Божий в своем Соборном послании» 6 . И из этих слов, и из их сопоставления с Евангельским свидетельством можно сделать вывод о том, что Елеосвящение, согласно церковной традиции, установлено Самим Господом: 1) назвав себя в начале послания «рабом Бога и Господа Иисуса Христа» ( Иак.1:1 ), апостол, как слуга и провозвестник Его воли, и наставления дает не от себя, но от имени Христова 7 ; предписание совершать елеопомазание дано апостолом с такой уверенностью, что в них можно видеть не просто совет, но заповедь, необходимую для исполнения в Церкви Христовой для всех мест и времен 8 . Наконец, эта заповедь представляется уже известной в Церкви, так как апостол полагает, что пресвитеры обязательно придут к больным и совершат известное им священнодействие 9 . Но главное в словах апостола Иакова даже не это, а то, что болящего в таинстве исцеляет вовсе не елей, а молитва веры, и восставляет больного Господь. В этом существенное отличие и новизна новозаветного елеопомазания от ветхозаветного и античного. Елей здесь употребляется не как простое медицинское средство, но как проводник высшей врачующей силы — Божественной благодати, которая производит желаемое действие.

http://azbyka.ru/tainstvo-eleosvyashheni...

Как те нечестивцы поступают наши сектанты, восставая на православное священство и отвергая Богом поставленных православных пастырей? И если милосердый Господь не наказывает их лишь потому что, будучи многомилостив, Он «долготерпит, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет.3:9 ). С пришествием на землю Сына Божия и наступлением Нового Завета положено было начало новозаветному священству. Начало это положил Сам Господь наш Иисус Христос, избравши особых лиц, названных апостолами. «Он, – повествует евангелист Марк, – позвал к себе, кого Сам захотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь » ( Мк.3:13–14 ). Для того же, чтобы служение святых апостолов было благотворно, Господь на помощь их человеческим силам преподал им благодатный силы Св. Духа. «Мир вам, – сказал Он апостолам, – как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит: «Примите Духа Святаго» ( Ин.20:21–22 ). Посвятив апостолов, Господь облек их высокою властью учить людей, управлять и руководить их ко спасению. »Идите, – сказал Христос апостолам, – в мир весь, проповедуйте евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). Всем же христианам Господь повелел подчиняться и слушаться избранных Им пастырей. «Слушающей вас, – сказал Он апостолам, – Меня слушается; отвергающиеся вас, Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). Таким образом, и новозаветные пастыри появились не сами собой, а были поставлены и посвящены Самим Богом. " Бог, – говорит апостол Павел, поставил в церкви одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф.4:11 ). Но, так как апостолы не могли жить на земле до скончания мира ( Флп.1:21–23 ), то они в свою очередь поставили себе преемником пастырей церкви, которым и передали полученные от Бога дары Святаго Духа с тем, чтобы те пастыри в свою очередь передавали эти дары своим преемникам дальнейшим пастырям церкви. «Для того я оставил тебя в Крите,– писал св. Апостол Павел своему ученику Титу, – чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит.1:5 ). «Не неради, – писал тот же Апостол ученику своему Тимофею, о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). »По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположенье» ( 2Тим.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Когда апостолы спросили однажды Спасителя наедине, отчего они не могли изгнать духа нечистого из человека. Господь также не только не сказал им, что это вовсе не был дух нечистый и что вообще нечистые духи не существуют на самом деле, напротив преподал правило, как изгонять злых духов: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Марк. 9:29 ). В том страшном приговоре, который произнесет праведный Судия грешникам: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его ( Мф. 25:41 ), дьявол и его ангелы ясно отличаются от злых людей и представляются существами действительными, которым определено вечное наказание. Апостол Иаков говорит: (И бесы веруют и трепещут Иак. 2:19 ). Значит, они суть существа разумные, мыслящие. Апостол Иоанн свидетельствует: Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала диавом согрешил. Для сего – то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола ( 1Ин. 3:8 ). Можно ли согласиться, чтобы здесь под именем дьявола разумелось существо не действительное, а только воображаемое? Апостол Павел пишет: Чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы ( 2Кор. 2:11 ), – и следовательно изображает дьявола существом мыслящим; а в другом месте выражает желание, чтобы противящиеся истине освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю ( 2Тим. 2:26 ), – и таким образом учит, что дьявол есть существо личное, имеющее собственную волю. Против библейского учения о дьяволе возражают, что представление о дьяволе возникло не на почве народа Израильского, но имеет персидское происхождение, и что иудеи усвоили себе это представление уже в плену вавилонском: библейское учение о дьяволе имеет, говорят, несомненное сходство с персидским учением об Аримане, злом начале. С другой стороны утверждают, что в тех местах евангелий, где идет речь о дьяволе, Иисус Христос только приспособляется к иудейской народной вере или суеверию. На это мы должны сказать следующее: а) Учение о дьяволе существовало у народа Израильского несомненно гораздо раньше плена вавилонского, как видно из приведенных выше мест ветхозаветных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Но как ни важно состояние лиц, вступающих в брак, однако есть состояние еще более важное и священное. Такого состояние чистого девства, о котором Спаситель говорил: «не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит». Состояние это важнее состояния брачного потому, что в нем беспрепятственно можно служить Богу. Человека женатого отклоняют от прямого служения Богу заботы о жене, детях, о их обеспечении и воспитании. Между тем человек, пребывающий в девстве, свободен от всех сих забот. Посему-то величайшие угодники Божии уклонялись от брака и проводили жизнь в девственном состоянии. Об этом преимуществе чистого девственного состояния перед брачным говорит апостол в следующих словах: «безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но, если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше». Но при этом нужно заметить, что только девство, хранимое в чистоте, лучше супружества и удобнее для угождения Богу. Девство же, не хранимое в чистоте, не угодно Богу и порицается в Слове Божием более всего. Елеосвящение было совершаемо апостолами еще во время земной жизни Иисуса Христа. Так, евангелист Марк повествует: «Они (т.е. апостолы) пошли… и многих больных мазали маслом и исцелялись». Но как о таинстве, со всею ясностию, говорит о елеосвящении апостол Иаков в следующих словах: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему». В этих словах указываются и Божественное установление таинства елеосвящения, и видимая сторона, и невидимое благодатное действие его. Апостол преподает не совет призывать к больному пресвитеров для совершения елеосвящения, а заповедь. Но мы выше уже замечали, что апостолы ничего не заповедовали сами от себя, а заповедовали только то, что внушал им Дух Святой и заповедал Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

О нем и Павел упоминает и называет сотрудником» (см. 1Фес.1:1 ) (Блж. Феофилакт). «Апостол свидетельствует, что благодать, которую он проповедует в посланиях, это истинная благодать для них, – потому что для нас ни в чем другом нет спасения, – но также умоляет их, чтобы они сделали своей благодатью ту истинную благодать, которой они исполнились во Христе. А своей она становится для тех, кто принимает ее чистым сердцем» (св. Беда). 13). Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой». «Петр символически называет Рим Вавилоном из-за беспорядочного и разнообразного идолослужения, среди которого святая Церковь , пусть еще юная и невеликая, просияла по примеру народа израильского, который находясь в пленении, при реках Вавилонии сидя, оплакивал далекую святую землю и не мог петь песню Господню на земле чужой» (Св. Беда). «Марком называет евангелиста, именуя его и сыном по Духу, а не по плоти. Ему-то он и повелел написать Евангелие» (блж. Феофилакт). 14). Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь. " Лобзанием любви, а не лицемерным и лукавым, каким поцеловал Иуда, чтобы предать Господа и каким целуют те, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло ( Пс.27:3 ). Значит, святым лобзанием приветствуют друг друга те, кто любит не словом или языком, но делом и истиной» ( 1Ин.3:18 ) (св. Беда). «Мир Вам всем, – говорит не об обычном, человеческом мире, но желает им получить тот мир, которого удостоил их Христос, отходя на страдания и говоря: мир оставляю вам ( Ин.14:27 ). Ибо должно хранить мир не по пристрастию, но потому что вы связаны любовью… Ученики Господа везде, в конце посланий, прилагают молитву, как бы печать и тем показывают искреннюю свою святость» (блж. Феофилакт). Второе послание апостола Петра Первая глава 1). Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: «С самого начала апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их стараться в деле проповеди равняться апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010