Приблизился Иуда-предатель. Знаете вы, как совершилось предание. Заметим только, как Господь Иисус Христос в это время, отдаваясь в руки тех, кто пришел Его, по-нынешнему выражаясь, арестовывать, в одном моменте только показал им Свою Божественную силу. Когда они близко подошли к Нему, Он говорит: «...кого ищете?» Они говорят: «Иисуса Назорея». Кратко ответил Спаситель: «...это Я». Но от этого Его ответа, как говорит евангелист Иоанн, они в ужасе отступили и упали на землю. Словно плоды с дерева посыпались, так они попадали на землю в непонятном для них ужасе. Как будто что-то страшное сверкнуло для них в этих коротких словах. Это была молния Божества. Но Господь, чтобы ободрить их, опять спрашивает: «...кого ищете?» Они опять говорят: «Иисуса Назорея». Вероятно, уже испуганно и с трепетом. Тут Он уже сказал им, видимо, как-то совсем по-другому то же самое: «Я сказал вам, что это Я». И тут, и в этот момент, заботясь об апостолах Своих, говорит: «...оставьте их, пусть идут» (Ин 18, 4–5; 7–8). Мне хотелось бы обратить ваше внимание еще на один момент. Вот Господь уже на суде у первосвященника. А на дворе первосвященника происходит печальное событие, предсказанное Спасителем. Апостол Иоанн Богослов был знаком с теми, кто служил у первосвященника, и был там, видимо, свой человек. Апостол Петр тоже приблизился туда, и по ходатайству Иоанна и его впустили во двор архиерейский. И вот он там греется. Ему во дворе говорит кто-то: «...и ты был с Иисусом Назореем» (Мк 14, 67). Последовал ответ апостола, забывшего свою клятву, которую он высказал несколько часов тому назад: «...не вем, ниже знаю,что ты глаголеши» («не знаю и не понимаю, что ты говоришь») (Мк 14, 68). За этим отречением последовало второе, усиленное. А когда к нему в третий раз подошли и стали говорить: «...точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно» (Мк 14, 70), тогда тот, кто божился и клялся, что пойдет за Учителем в темницу и на смерть, здесь стал божиться и клясться, что он не знает этого Человека. Раздалось пение петуха. По евангелисту Марку, петух запел второй раз (см.: Мк 14, 71–72). Эта подробность подчеркнута именно апостолом Марком, потому что апостол Марк был ученик апостола Петра и свое Евангелие написал со слов своего великого учителя. А уж апостол Петр, конечно, никакой подробности, самомалейшей, этого страшного отречения за всю свою жизнь не забывал. И вот, когда апостол Петр стал божиться и клясться, раздалось — второе уже — пение петуха. Быть может, Господа тогда проводили по двору или Он был недалеко, Он, Который знал все, что происходило с Петром, только оглянулся и молча взглянул на апостола Петра. И этот скорбный и напоминающий взор пронзил душу апостольскую до самой ее глубины. Не с гневом Господь посмотрел на него и не с упреком, а с болью. Это была боль души обманутой и обманувшейся в том, кто обещал верность, а теперь — изменил.

http://pravoslavie.ru/3229.html

Апостол Фома — отец критического реализма? Часто нас, православных христиан, упрекают в том, что мы «слепо верим» всему, о чем говорится в Евангелии. Но вот сегодня, в первое воскресенье после Пасхи, мы вспоминаем апостола, которого порой называют родоначальником сомнений, колебаний в вере. Есть даже такое расхожее выражение – «Фома неверующий». 27 апреля, 2014 Часто нас, православных христиан, упрекают в том, что мы «слепо верим» всему, о чем говорится в Евангелии. Но вот сегодня, в первое воскресенье после Пасхи, мы вспоминаем апостола, которого порой называют родоначальником сомнений, колебаний в вере. Есть даже такое расхожее выражение – «Фома неверующий». Проповедь в Фомину Неделю Иеромонах Симеон (Томачинский). Фото: pravoslavie.ru Часто нас, православных христиан, упрекают в том, что мы «слепо верим» всему, о чем говорится в Евангелии. Но вот сегодня, в первое воскресенье после Пасхи, мы вспоминаем апостола, которого порой называют родоначальником сомнений, колебаний в вере. Есть даже такое расхожее выражение – «Фома неверующий». Однако давайте посмотрим, действительно ли апостол Фома был таким отцом «критического реализма» и правда ли, что его вера была слабее, чем у других апостолов. В эти дни Светлой седмицы мы много раз слышали рассказ четырех Евангелистов о событиях Воскресения Христова. И вот что говорит, например, апостол Марк: Воскресший Христос уже явился Марии Магдалине и другим женам-мироносицам . «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк 16:10-14). Апостолы не могли поверить в это невероятное событие – воскресение из мертвых, хотя Христос многократно предсказывал им об этом. И теперь Он «упрекает их за неверие и жестокосердие».

http://pravmir.ru/apostol-foma-otec-krit...

г ) Ему так же присуще свойство самобытности, как и Отцу «ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (ст. 26). В другой раз, когда иудеи в притворе соломоновом спрашивали Христа:«Если Ты Христос, скажи нам прямо». Он ответил: «Я и Отец одно... Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин. 10, 30, 38 ). Равным образом, когда на суде первосвященник Кайафа спросил Христа: «Заклинаю Тебя Богом живым, да скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Он отвечал: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф. 26:63–64 ), а евангелист Марк передает прямой утвердительный ответ Христа: «Я есмь» (14:62). Так свидетельствовал о своем Божестве Сам Господь Иисус Христос. В Его свидетельство о Себе невозможно допустить ни самообладания или самообмана, так как против этого говорят все евангельские изображения жизни Иисуса Христа, ни тем более намеренного желания ввести в заблуждение других. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Петр. 2:22 ). Истинность Своего свидетельства Он подтвердил всеми деяниями Своими, а также Своею Кровию. Не менее ясно и решительно свидетельствуют о Божестве Сына Божия и апостолы. Веру в Божество Иисуса Христа от лица всех апостолов исповедал апостол Петр пред Самим Господом, когда на вопрос Христа: «а вы за кого почитаете Меня?», ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Мф. 16 :15–16). «Господь мой и Бог мой», – воскликнул апостол Фома явившемуся по Своем воскресении Христу. Особенно же подробно и обстоятельно изображают божество Сына Божия апостолы Иоанн и Павел. Учение апостола Иоанна представляет ту особенность, что Сын Божий именуется у него Словом – Логос. В начале своего Евангелия апостол говорит: «в начало было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», где наделяет Логос такими свойствами, как бесконечное бытие, самостоятельное участие в творении. Имена «Бог», «жизнь», « свет» ясно свидетельствуют о божественной природе Логоса. Об этом Слове евангелист далее говорит, что Слово есть «единородный Сын, сущий в лоне Отчем» (1:18), то есть единственный Сын Божий, рожденный из существа Отчего и в глубине его всегда и нераздельно с Ним существующий. Он и по воплощении не перестал быть тем, чем был до воплощения:«Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (1:14). Подобным образом в послании своем апостол Иоанн пишет: «знаем также, Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем истинном Сыне Его Иисусе Христе, сей есть Истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

    «Они засвидетельствовали пред Церковью о твоей любви» — очевидно, побывав у Гаия и придя в Ефес, где жил Апостол, они рассказали перед всем собранием верующих («Церковью») о гостеприимстве Гаия. «Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога» — то есть продолжишь это дело гостеприимства, снабдив их всем необходимым на дорогу и проводив их с миром. (ср. 1 Кор. 16:10—11; Тит. 3:13).    Выражение об этих странниках, что они «ради Имени Его пошли» свидетельствует, что здесь речь идет о странствующих проповедниках Евангелия, которые назывались тогда «Евангелистами». Эти евангелисты не брали ничего от язычников, чтобы люди неблагонамеренные не сочли евангельскую проповедь средством к пропитанию, а потому долг христиан материально поддерживать их (ст. 5—8).     «Я писал Церкви», говорит далее Апостол. Неизвестно, какой и о чем, но по-видимому той, к которой принадлежал Гаий и упоминаемый далее Апостолом Диотреф. Едва ли, однако, это писание Апостола сохранилось. Правильнее читать: «я писал бы Церкви о странствующих проповедниках, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас». Кто это Диотреф, неизвестно, но как видно, он был человек гордый, честолюбивый и своевольный. Этого Диотрефа Апостол обвиняет в отсутствии братской любви к странствующим проповедникам Евангелия и угрожает строгим и властным словом прекратить его бесчиние (ст.9—10).    Святой Апостол увещевает Гаия не брать примера с подобных злых людей, но делать добро, затем похваляет некоего Димитрия, который по преданию был Епископом Филадельфийским, обещает сам придти и передает привет от друзей и друзьям.    Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями.    Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Соборное Послание Апостола Иуды Сведения об авторе    Автор этого послания сам называет себя «Иудою, рабом Иисуса Христа, братом Иакова». Из этого можно заключить, что это — одно лицо с Апостолом Иудой из Двенадцати, который назывался «Иаковлевым», а также «Левеем» и «Фаддеем» (Матф. 10:3; Марк. 3:18; Лук. 6:16; Деян. 1:13; Иоан. 14:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

Антихрист есть как бы начальник всех противников Христовых; а все другие противники Христовы, или антихристы, составляют воинство главного антихриста. Предсказано, что придет антихрист, величайший противник Христов. И вот уже показалось много антихристов: отселе явно, что недалеко и глава их – антихрист; является воинство, надобно ожидать и вождя его; или: явно, что теперь настает то время, в которое предопределено прийти антихристу. Не говорит Иоанн, что пришел антихрист, но показывает, что настало то время, когда надобно ожидать и антихриста, потому что появились его предшественники. Антихристами Апостол называет лжеучителей, еретиков. Таковы были в первенствующей Церкви: Симон волхв, Василид, Николай, Керинф, и другие, извращавшие апостольское учение и распространявшие ложное учение об Иисусе Христе. То ми и познаем из того, что последнее время, то есть то время, о котором предсказал Иисус Христос, и о котором возвещали Апостолы, как писал апостол Павел к Тимофею: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим.4:1 ). Не для того говорит святой Богослов о последнем времени, чтобы с точностью определить наступление этого времени, но для того, чтобы внушить христианам – ненарушимо хранить веру и бодрствовать в благочестии и добродетельной жизни, как и Господь Спаситель, предсказав о будущем появлении лжехристов и лжепророков, дал такое наставление: «Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё.» ( Марк. 13:23 ). «Вы же берегитесь: вот Я предсказал вам все», -чтобы вам сохранить веру среди соблазнов и не попасть в сети лжехристов и лжепророков. Явление антихриста будет пред вторым пришествием Господа Иисуса Христа на земле, или перед кончиною мира; а о неизвестности кончины мира Сам Господь сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф.24:36 ). 19 . Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через тó открылось, что не все наши. Они вышли от нас; но не были наши. Они были прежде с нами в Церкви; исповедовали ту же православную веру; участвовали в тех же спасительных таинствах; были по-видимому членами одного и того же тела Церкви Христовой: но они не были истинными членами святой Церкви; не были из числа «призванным по Его изволению. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего.» ( Рим.8:28.29 ). Не были из числа тех верных овец Христова стада, о коих Господь сказал: «знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.» ( Ин.10:27.28 ). Потому Апостол и говорит: но не были наши. Таков был Симон волхв, которого крестил апостол Филипп ( Деян.8:9–25 ); Николай, поставленный Апостолами во диакона ( Деян. 6:5 ); Именей и Филит, бывшие в обществе христиан (Тим.2:17.18), и Керинф, прежде принадлежавший по-видимому к числу верных 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Разум всегда занимается тем, чего хочет сердце, к чему оно стремиться, но не наоборот. Поэтому, если человек говорит, что он не верит в Бога, и пытается доказать себе и другим, что Его нет, то на самом деле он просто сердцем Бога ненавидит, причем втайне даже от самого себя. Доказывать в этом случае что-либо бесполезно, к тому же это было бы нарушением человеческой свободы. Напротив, человек, имеющий любящее сердце, никогда не станет нуждаться в доказательствах бытия Божия и всегда охотно принимает Бога разумом. В этом случае доказательства просто не нужны. Почему же тогда Господь все же являл чудеса? Чтобы через разум человека повлиять на его сердце. Такое возможно до некоторой степени, недаром большинство чудес Христа связано именно с делами милосердия, то есть воздействуют на человеческое сердце. Так апостол и евангелист Марк повествует, что Спаситель, когда ученики бедствовали в плавании, сотворил чудо хождения по водам, потому что апостолы «не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено» ( Мк 6:52 ). Часто также чудеса бывают необходимы тем людям, которым предстоят серьезные испытания веры. Так во время Преображения Господь взял с Собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Всем им в недалеком будущем предстояли серьезные испытания: апостол Петр будет следовать за Христом после Его взятия иудеями, апостол Иоанн будет присутствовать при Распятии Христа, апостол Иаков первым из апостолов примет мученическую кончину. Но все равно, в отношении всех чудес можно сказать: «блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин. 20:29 ), потому что истинная вера в разуме может быть только от Бога, пребывающего в сердце. 5. Экзамены любви Процесс богопознания, подобно другим процессам обучения, предполагает какие-то научающие ситуации, какие-то экзамены. Таким экзаменом, или комплексом таких экзаменов является для человека земная жизнь. Ежедневно, ежечасно и, порой, даже ежеминутно Премудрый Господь создает для нас такие ситуации, при которых Он стучится в двери нашего сердца и просит Его впустить: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ).

http://azbyka.ru/chto-znachit-lyubit-bog...

Согласно преданию, святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте и на Кавказе, а возможно и в Персии. Есть легенда и о том, как он посетил Британию, тогда также входившую в состав Римской Империи. Он был казнен на Черноморском побережье Кавказа и погребен в городе Никопсии в тех же краях, однако, как водится, точное местоположение города вызывает споры. В Абхазии на Новом Афоне существует монастырь, носящий имя этого апостола, и считается, что именно на этом месте он и окончил свою земную жизнь. Там и хранятся его мощи, хотя часть из них попала в город Кёльн в Германии. Иуда Иаковлев Имя Иуда было таким же распространенным среди иудеев, как и имя Иаков, поэтому не удивительно, что его, помимо знаменитого предателя Иуды-Искариота, носил еще один апостол. Он был братом Иакова, отсюда его прозвание Иаковлев. Матфей и Марк упоминают среди апостолов «Леввея, прозванного Фаддеем», видимо, это другие имена или прозвища Иуды. Может быть, само имя Иуда после предательства Искариота стало настолько ненавистно христианам, что они предпочитали называть своего собрата как-то иначе. Только однажды Евангелист Иоанн упоминает этого апостола особо: «Иуда – не Искариот – говорит Ему: “Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?” Иисус сказал ему в ответ: “Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим”». Смысл этого диалога непросто понять. Видимо, апостол заботится о том, чтобы Истина была открыта всему миру, а не только избранным ученикам. Христос показывает ему, что не только от Него зависит, примет ли эту истину человек: каждый может ответить на нее любовью и вступить в общение с Ним и с Отцом – а может ответить отказом. Апостола иногда отождествляли с Иудой, братом Христа, но это совершенно точно не он. Об Иисусе говорили: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» Среди родных Иисуса тоже были люди с теми же именами, что и у апостолов, но это явно были другие люди, при жизни Иисуса они не стали его учениками. И мы даже не можем судить наверняка, кто написал новозаветное Послание Иуды. Его автор говорит о себе только одно: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова». Мог это быть апостол Иуда? Да, вполне возможно. А может быть, другой Иуда, у которого тоже был брат Иаков – один из родственников Иисуса? И это возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Теперь поставим другой принципиальный вопрос: есть ли в Новом Завете свидетельства тому, что Иисус Христос есть Бог. Множество! Начнем с Евангелия. Когда апостол Фома уверовал в воскресение своего Учителя, он сказал: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 . Евангелие от Иоанна начинается: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1). В тексте Слово (Логос) прямо названо Богом. По-гречески: «Феос ен о Логос». Возражение, которое обычно делают на это место очень слабое. Говорят: Феос стоит без артикля и потому, мол, говорится не о личностном Боге. Но ведь и в 6-м стихе этой главы: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» (1:6), в греческом тексте перед Феос тоже нет артикля. А речь идет личностном Боге. Приведем другие свидетельства. Апостол и евангелист Марк назвал Иисуса Сыном Божиим: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» ( Мк. 1:1 ). А св. апостол Павел пишет: «А о Сыне : престол Твой, Боже , в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Евр.1:8–9 ). Сын Божий дважды назван Богом. В греческом тексте в обоих случаях стоит Феос (Теос) – Бог. Апостол Павел пресвитерам города Ефеса сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 . Основатель Церкви Иисус Христос, проливший Свою Кровь, совершенно определенно назван Богом. В Послании к Титу читаем: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (2:11–13). Что может быть более определенно: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Всех отрицающих Божество Иисуса Христа прошу несколько раз перечитать приведенные места из Священного Писания. Можно указать и другие, но и приведенных мест достаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О Господнем Преображении Скачать epub pdf Праздник Преображения Господня один из великих праздников Церкви. И это – событие, о котором подробно говорят три первых евангелиста, Матфей, Марк и Лука, так же как и самоочевидец его, св. апостол Петр в своем втором послании. Только три, из избранных избраннейшие апостолы: Петр, Иаков и Иоанн, сподобились быть его свидетелями. Можно удивляться, что св. апостол Иоанн, написавший Евангелие и бывший свидетелем Преображения Господня, не дал подробного описания его. Но Евангелие от Иоанна, написанное значительно позже прочих Евангелий, ставит своей целью восполнять свидетельства других евангелистов. Видя же три подробные и совершенно истинные описания этого святого события, св. Иоанн не счел нужным повторять его. Но он не оставил этого преславного и благодатного явления без упоминания о нем в своем Евангелии. Как указывают некоторые свв. отцы, о Преображении говорит св. Иоанн во вдохновенных ярких строках, которые мы слышим в священнейшие часы Пасхальной ночи: «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины». Св. апостол Петр, также самоочевидец Преображения, более подробно говорит о нем во II-oм своем послании к своим духовным чадам и пасомым: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепотной славы принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благословение». И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали будучи с Нем на святой горе...» ( 2Петр. 1, 16–18 ). Полную картину Преображения дают нам три евангелиста, из которых ни один не был свидетелем самого события. За 40 дней до Своих страданий Господь, желая укрепить веру Своих учеников, чтобы они не поколебались, когда Его подвергнут оскорблениям, унижению и мукам, просиял паче солнца. «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное» – разъясняет нам св. Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Послушайте, что пророк Даниил говорит о себе: В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои ( Дан. 10, 2–3 ). И три отрока, бывшие с Даниилом в плену, предпочли употреблять пищу из земных семян, нежели питаться мясом с царского стола ( Дан. 1 ). Эти и многие другие свидетельства взяты из Ветхого Завета, но гораздо больше их в Новом Завете. ОТВЕЧАЕМ, В-ТРЕТЬИХ: Послушайте, что говорит Апостол Павел в Послании к Римлянам: Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает ( Рим. 14, 21 ). В Евангелии сказано, что Сам Христос и Апостолы употребляли в пищу рыбу, но не сказано, что они вкушали мясную пищу, кроме законного агнца. Никто не найдет в Евангелии указания на то, что Христос, присутствуя на многих трапезах, например, на браке в Кане Галилейской, в доме Симона прокаженного, в доме Закхея, в доме Марфы и Марии, вкушал бы мясную пищу. Ибо Христос не ради мясоедения посещал пиры, но для того, чтобы вкушающим вещес­твенную пищу предоставить за трапезой духовную пищу Божественного Своего учения. Если же Он и вкушал тогда пищу, то, как образец и Учитель всяких добродетелей, вполне мог воздерживаться от мяса и других вкусных снедей. И что сказать об Иоанне Крести­теле, вся жизнь которого состояла из одного поста? Что скажем об Апостолах? Григорий Назианзин пишет о верховном Апостоле Петре в Слове о любви к бедным. Климент Алек­сандрийский в книге 2 «Педагог» пишет, что святой Евангелист Матфей питался одними только семенами. Апостол Иаков всегда воздерживался от мяса и вина, как свидетель­ствует об этом Евсевий в книге 2 своей «Истории», в главе 22. Апостол Тимофей всегда воздерживался от вина, что видно из Послания к нему Апостола Павла: пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). Что еще сказать о первых христианах, живших близ Александрии, которых настав­лял святой Марк? По его совету они принимали пищу только один раз в день, вечером, а от мяса и вина воздерживались всегда. Об этом пишут Евсевий в книге 2 «Истории», в главе 17, и святой Епифаний в книге «Против ересей», когда говорит о назорейской ереси под номером 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010