р. Б. Татиана 2013/11/07, 11:30:40 Благословите! Отцы и братия Святой горы Афон, прошу молитв ваших о р.Б. Екатерине, родившая вчера младенца. Малыш лежит в реанимации, сама Екатерина в тяжелом состоянии! Господи, спаси и сохрани!!! р.Б. Иулия 2013/11/07, 11:10:33 Святые Отцы горы Афон! Помолитесь чтоб Господь поставил на путь истинный. Пусть простит все грехи вольные и невольные, простит что усомнилась в людях. Защитит от врагов видимых и невидимых, злых и лукавых. Пусть Господь разрушить все колдовские деяния соперниц. Вразумит их, пусть оставят мою семью в покое. Чтоб остановил их Господь и люди не страдали от их них деяний. Слезно прошу, донесите мою молитву Господу. Слава Богу за все! Храни вас Господи! р.б. Иоанна 2013/11/07, 10:30:59 Дорогие отцы и братия Святой Горы Афон! Благодарю Вас за молитвы о нас грешных!! Много раз обращалась к Вам с просьбами.Низкий Вам поклон, здоровья и долгих лет жизни! Все молитвы как лекарство! р.Б. Ксения 2013/11/07, 03:17:11 Благословите! Святые Отцы! Прошу ваших молитв о здравии Павла, Иоанны, Аполлинарии, отр.Георгия, о сохранении семьи нашей в любви и смирении. О упокоении архимандрита Иеронима, р.б. Людмилы, р.б. Ирины. Спаси вас Господи! р.б.Ионна 2013/11/07, 01:02:02 Дорогие Отцы и братия Святой горы Афон ! Прошу ваших молитв о мире и взаимной любви в семье.Мы с супругом Сергием на грани развода.И также прошу молитв о бол. заблудшей Татиане. Она из нашего прихода. Была моей подругой,потом ей понравился мой муж.Она стала за ним бегать.Я порвала с ней отношения по благословению духовника Она разозлилась и потихоньку стала вредить.Мне сейчас очень тяжело вообще, в унынии.Не работаю , со здоровьем плохо.Муж денег дает мало.,долги ,Зять Сергий инженер и старшая дочь Ольга стоматолог не могут найти роботу,проблемы с оплатой за мед. лицей младшей дочери Татианы.Знаю,что значит заслужила ,по грехам.Простите, что жалуюсь.Не могу подать сорокауст. Еще раз .прошу вас молитвенной поддержки. Спаси Господи вас .С благодарностью р. Б. Людмила.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=334

Время, место и обстоятельства кончины А. У. в др. источниках не совпадают с житием Симеона Метафраста; это происходит из-за смешения А. У., называемой Младшей, с др. происходившей также из Рима мученицей, Анастасией Римляныней (пам. 29 окт.), называемой Старшей. В древние зап. мартирологи включена память только А. У., на Востоке памяти обеих Анастасий отмечены с IX в. (2 канона Иосифа Песнописца ); в X в. появляются 2 жития Симеона Метафраста, написанные, вероятно, на основе более древних источников. 2 разных сказания содержатся и в Минологии Василия II , согласно к-рому А. У. была усечена мечом, как и Анастасия Римляныня. В древнейших слав. Прологах под 29 окт. помещено сказание об А. У., а во 2-й редакции Прологов есть память мц. Анастасии Солунской (30 окт.), житие к-рой повторяет житие Анастасии Римляныни. По Иеронимову мартирологу, А. У. пострадала в столице Иллирика г. Сирмий (совр. Сремска-Митровица, Сербия), по малому Римскому мартирологу - в Риме, по мартирологу Беды Достопочтенного - на о-ве Пальмария недалеко от Рима. Греч. именование «Фармаколитрия» переводится как «исцеляющая от ядов или болезней»; в рус. традиции святая названа узорешительницей за то, что облегчала («разрешала») страдания узников-христиан. Согласно Симеону Метафрасту, мощи А. У. были захоронены благочестивой женщиной Аполлинарией, позже построившей над могилой церковь. По рим. преданию, храм в честь А. У. находился в Риме еще в нач. IV в. В К-поле храм мц. Анастасии, находившийся в портиках Домнина, существовал с кон. IV в. и был перестроен св. Маркианом в V в. По свидетельству Феодора Анагноста (нач. VI в.), при имп. Льве I и Патриархе Геннадии (458-471) в этот храм были перенесены мощи А. У. из Сирмия. Неизвестный греч. автор сообщает, что храм А. У. в К-поле был построен имп. Анастасием I Дикором на месте дома некоего Фармака (от имени к-рого якобы идет прозвание святой), в то время как храм прп. Маркиана посвящен Анастасии Римляныне (Patria CP. III 103; 43). Согласно житию прп. Андрея Юродивого , при храме А. У. находилась лечебница для душевнобольных. Антоний Новгородский (1200) видел в К-поле мощи А. У. и Анастасии Римляныни. В один день с А. У. отмечается память мучеников Хрисогона и Евтихиана, мц. Феодотии и ее сына мч. Евода.

http://pravenc.ru/text/114938.html

Имп. Маркиан с применением силы вернул свт. Иувеналия на Иерусалимскую кафедру и склонил Иерусалимскую Церковь на сторону халкидонитов ( Evagr. Shol. Hist. eccl. II 5; Zach. Reth. Hist. eccl. III 3-5). Петр Ивер, подобно мн. противникам Халкидонского Собора, бежал в Египет ( Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi. S. 59), где решения Собора встретили еще более непримиримую оппозицию. В Александрии на место Диоскора, сосланного в Гангры, был избран пресв. Протерий (сщмч. Протерий Александрийский) при участии 4 егип. епископов, бывших на Халкидонском Соборе и подписавших его определения ( Liberat. Breviar. 14). Были низложены и удалены из Александрии 2 видных противника сщмч. Протерия, пресв. Тимофей Элур (см. Тимофей II Элур , патриарх Александрийский) и диак. Петр Монг (см. Петр III Монг , патриарх Александрийский). Однако значительная часть народа и монахов остались приверженцами Диоскора, на к-рого они смотрели как на исповедника веры, отказываясь признать его преемника, к-рый держался с помощью военной силы. Имп. Маркиан сообщал префекту Палладию 1 авг. 455 г., что весь Египет уловлен ересью Евтихия и Аполлинария Лаодикийского (младшего), и предписывал подвергать их последователей наказаниям наравне с манихеями (см. ст. Манихейство ), а еретические книги сжигать (ACO. T. 2. Vol. 2(2). P. 24-26). По смерти имп. Маркиана (27 янв. 457) Тимофей Элур тайно вернулся из ссылки и был посвящен в патриархи при участии Петра Ивера. Сщмч. Протерий был растерзан толпой 28 марта 457 г. Под рук. Тимофея Элура епископов, поставленных халкидонитами, отстраняли от должностей. Несмотря на то что Тимофей Элур был участником II Эфесского («Разбойничьего») Собора, он подавлял в Александрии и строгое евтихианство ( Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi. S. 64-68; Zach. Rhet. Hist. eccl. III 10 - IV 2; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 8). Ввиду этих событий наследник Маркиана имп. Лев I (457-474) по совету свт. Анатолия К-польского издал в кон. 457 или нач. 458 г. Окружное послание, обращенное к папе св. Льву Великому, а также к вост.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

Paris. 3836). Он представляет собой нек-рый комментарий, толкование, на «Веру Афанасиеву» (Fides Athanasii), т. е. на Никейский Символ веры . Ряд исследователей считают, что эта формула долгое время не являлась собственно символом веры, но была составлена для разъяснения тринитарного учения и христологии и лишь в кон. VIII-IX в. стала играть роль символа веры (C. A. Swainson), или же это были 2 формулы, к-рые объединили в указанное время (F. R. Lumby, A. Harnack, Th. Hermann). Эта версия происхождения А. С. в., поддержанная вначале учеными, в дальнейшем опровергалась (G. Ommanney, A. Burn). Впервые авторство свт. Афанасия Великого было поставлено под сомнение в 1642 г. в труде голл. кальвиниста Г. Восса (Vossius). Среди возможных авторов назывались свт. Иларий Пиктавийский (D. Waterland), свт. Евсевий , еп. Верцелльский (IV в.) (Burn), Викентий Леринский (V в.) (Ommanney), исп. Вигилий , еп. Тапский (ок. 500) (P. Quesnel), однако вопрос авторства А. С. в. не был решен. Нек-рые исследователи пришли к выводу, что А. С. в. относится к послеавгустиновской эпохе и отражает стремление сформулировать учение о Пресв. Троице в форме парадоксов блж. Августина . Существует т. зр., что А. С. в. в течение длительного периода вырабатывался в мон-ре Лерен и был составлен не ранее 430 г. (F. Loofs, K. Künstle). Самое раннее цитирование Quicumque встречается в 542/43 г. (Ps.-Aug. Sermo 244). Но есть также мнение, что А. С. в. должен быть отнесен ко времени Аполлинария (младшего), к периоду до появления несторианства. Штигльмайр, прибегая к реальным и языковым параллелям, настаивает на том, что Quicumque в 533 г. «вышел из-под пера» свт. Фульгенция Руспийского (Stiglmayr. Col. 1345-1347). Во всяком случае Символ не может быть отнесен к эпохе свт. Афанасия, поскольку точно и четко указывает на исхождение Св. Духа «и от Сына» (формула более позднего происхождения, включена в зап. символ веры Толедским Собором 589 г.). А. С. в. был составлен на латыни, на греч. языке он появился не ранее XIII в.

http://pravenc.ru/text/76822.html

Появляется она достаточно рано: на монетах императора Феодосия младшего (408-450 гг.). Это изображение крылатой богини Виктории, которая либо в руках держит венок и державу, увенчанную крестом, либо повернута в профиль и держит жезл, который тоже завершается крестом. То же самое мы увидим на изображениях Ангелов. Атрибуты Ники у нас плавно перекочевывают в иконографию Ангелов. Последним императором, на чьих монетах изображалась Виктория, был император Фока (VII  в.). Первым изображением крылатого ангела считается изображение в базилике Санта-Пуденциана, в Риме, конец IV века. Она отреставрирована в XIX веке, поэтому производит немножко неоднозначное впечатление. Внизу у нас Господь Иисус Христос с апостолами, а вверху, в конхе, четыре символа евангелистов: Ангел, лев, телец и орел. Сейчас на Ангела мы с вами посмотрим. Это изображение евангелиста Матфея. Оба типа Ангелов, как крылатые, так и бескрылые, продолжают еще некоторое время сосуществовать. Например, в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме, о которой мы говорили на прошлой лекции, в связи с почитанием Богоматери, и еще будем говорить в связи с праздниками, встречаются оба варианта. Перед вами первое в истории изображение летящего крылатого ангела – сцена Благовещения. И в той же базилике в сцене «Гостеприимство Авраама» три ангела изображены бескрылыми огнеликими юношами. Почему первоначально не было нимбов? Возможно, потому что нимбы ассоциировались с языческими божествами. Перед вами солярное божество, фреска из Стабий. Традиционное изображение ангела. Ангел-хранитель, современная икона, которую показываю для того, чтобы вы вспомнили облачение и атрибуты Ангелов. Классическое облачение ангела в нашем понимании – это хитон, гиматий (плащ, переброшенный поверх хитона). Атрибутами являются крылья, как символ быстроты, молниеносности действий. Лента в волосах, которая в нашей традиции получила название тороки или слухи. Египетский царь Птоломей — лента в волосах Обязательно присутствует жезл, сфера или глобус, или зерцало (по-разному называют). Теперь поговорим, откуда что взялось. Это базилика Сан-Витале в Равенне, конха, апсиды, где Ангелы изображены в традиционных одеяниях – в хитоне и гиматии. До VII века их одеяния были белыми, считалось, что это наилучший цвет, который соответствует Ангельской природе, чистой и совершенной. В более позднее время они стали облачаться в цветные одеяния. Там же, «Гостеприимство Авраама», три Ангела, как юноши без крыльев, и два Ангела с крыльями и с нимбами.  Сан-Аполлинаре-Нуово.

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

343 Вероятно, это был тот хорепископ Евлалий, которого св. Григорий посылал вместе с Келевсием к епископу Тианскому ходатайствовать об увольнении своем от управления Назианзской церковью. 349 Свт. Григорий Богослов . О воплощении (против Аполлинария)//Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 2. С. 31. Тот же характер противодействия современным ересям носят на себе написанные, очевидно, в это же время «Песнопения таинственные» (и помещенные во втором томе Творений св. Григория Богослова в разделе «Стихотворения догматические», 1–5). 354 Городов с именем Диокесария было тогда три: один, о котором речь, в Каппадокии, в патриаршестве Константинопольском; другой в Исаврии, на севере Селевкии, в патриаршестве Антиохийском, и третий в Палестине, в патриаршестве Иерусалимском. 356 Городов, носивших имя Колония, было семь: один, просто Colonia, лежал на дороге от Лондона к Карлейлю, это теперешний Колчестер; другой – Colonia Allobrogum, нынешняя Женева; третий – Colonia Augusta, нынешний Нимс; четвертый – Colonia Augusta Rhetorum et Vindelicorum, нынешний Аугсбург; пятый – Colonia Iulia, нынешний Бонн; шестой – Colonia Agrippina-Ubiorum или Colonia Agrippinensis, на берегах Рейна; седьмой – Colonia Senensis, нынешняя Сиена в Италии. Которого из этих семи городов был епископом Воспорий, неизвестно. 359 В письмах своих св. Григорий называет своими родственниками: деву Амазонию, двух братьев – Елладия и Евлалия, Евфимия, Евстратия и Валентиниана. Но степени родства этих лиц со св. Григорием мы не имеем средств определить. 361 Чему хотел учить своих внучат св. Григорий, видно из следующих слов, влагаемых им в уста Никовула-младшего: «Прекрасна пламенная сила красноречия в речах народных, судебных и похвальных; но прекрасно также иметь ум, обогащенный историей, потому что история – складчина мудрости, ум многих. Но немаловажна и грамматика, которая превосходно споспешествует благородному языку Эллады, сглаживая слово и умягчая варварские звуки. Немаловажны и состязания логического искусства, которые закрывают сперва истину, пока, чрез возможное превращение понятия, не поставят ее в полном свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Банников А. В., Каспаров А. И., Пржигодзкая О. В. Житие Святого епископа Цезария. Vita Sancti Cæsarii episcopi. О житии Цезария Основной источник, рассказывающий нам о жизни и деяниях Цезария Арелатского, – Житие Цезария (Vita Cæsarii), составленное по просьбе Цезарии Младшей, аббатисы Арльского женского монастыря, которая, возможно, была его племянницей. В этом монастыре житие было закончено спустя семь лет после смерти Цезария. Над его созданием трудились пять священнослужителей, которые были лично знакомы с Цезарием. Свой труд они разделили на две книги, и в целом он выдержан в хронологической последовательности жизни Цезария. Первая книга была выполнена тремя местными епископами: епископом Тулона Киприаном, епископом Узеса Фирмином и епископом Вивенцием 847 . Она охватывает период жизни Цезария от рождения до церковного собора в Оранже (529 г.) и письма папы Бонифация (531 г.). По большей части в ней освящены основные события жизни Цезария: его церковная карьера от монаха до епископа Арля, его нововведения в церковной жизни, административные и проповеднические дарования, а также отношения с епископами и варварскими королями. Авторами второй книги были клирики Арльской церкви, монах Мессиан и дьякон Стефан, которые меньше знали эту сторону его жизни. Эту книгу можно разделить на три части. Первая (II, 2–36) включает топосы о повседневной жизни святого и рассказы об излечении и изгнании нечистой силы благодаря его вмешательству. Вторая часть (II, 38–44) содержит рассказы о чудесах, свершившихся уже после смерти Цезария, и чудодейственности его мощей. Третья часть (II, 45–50) хронологически продолжает первую книгу с момента перехода Арля под власть франкского короля Хильдеберта (536 г.) и завершается описанием последних дней жизни Цезария и его похорон 848 . Авторы жития просят у своих читателей не критиковать их «стиль изложения за грамматику и отсутствие красноречия», что, безусловно, представляет собой литературный штамп, которому отдали должное и Иларий, и Иероним, и Августин, и Сидоний Аполлинарий, и сам Цезарий. Текст, хотя и далек от идеала поздней латинской литературы, написан образованными людьми на достаточно правильной латыни как по грамматике, так и по стилю. Это и неудивительно. Ведь Южная Галлия оставалась одним из наиболее романизированных регионов Западной Европы, в частности, в Арле в VI в. большинство прихожан были грамотны и могли сами читать Библию 849 . И хотя авторы жития отличаются друг от друга и по социальному статусу и, возможно, по образованию, этот момент не сильно сказывается на самом тексте, а имеющиеся различия не существенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аполлинарий же младший изложил Деяния и Послания апостолов, по подражанию Платону, в форме разговоров. Цель, с какой эти писатели употребляли столь различные роды стихосложения и речи, была та, говорит Сократ, чтобы никакие формы греческого языка не оставались неизвестными христианам. Сирия вторая. В провинции второй Сирии было 8 епархий, причем диоцезия каждой епархии имела средним числом 20,000 шагов (25 верст) в протяжении. Отделение провинции Сирии второй от Сирии первой совершилось при императоре Феодосие младшем. Апамея. Главным городом Сирии 2-й был город Апамея. Город этот находился при слиянии рек Оронта и Марсии, был основан Селевком Никатором и назван Апамеей в честь его супруги. Апамея была расположена на холме и хорошо укреп¬лена природою места. Город этот находился в самых дружественных отношениях с другими сирийскими городами: Антиохией, Лаодикией и Селевкией и в силу этого Страбон называет эти города сестрами. Основание епископской кафедры в Апамее возводится к временам апостольским. Первым епископом этого города был, по преданию, тот Аристарх, которого ап. Павел в послании к Колосянам называет своим соузником (IV, 10). Но так как город был богато украшен языческими храмами, то язычество в Апамее держалось долго и даже во времена Феодосия Великого христиане Апамеи не защитили епископа этого города Маркелла от нападения на него язычников, и он, за разрушение языческого храма, потерпел мученическую кончину. В окрестностях Апамеи было много монастырей. В пятом веке славился, как толкователь Ветхого Завета, епископ здешний Полихромий, младший брат Феодора Мопсуестского. Из малоазийских провинций смежных с Сирией ведению антиохийского патриарха подлежали Киликия и Исаврия, лежавшие в юго-восточном углу Малой Азии при Средиземном море. в) Киликия. Провинция Киликия лежала между Сирией и Исаврией, с севера ограничивалась горною цепью Тавром, а с юга омывалась Средиземным морем. Со времени Феодосия 11-го она делилась на две провинции – Киликию 1-ю и Киликию 2-ю. Киликия 1-я была западнее, ближе к Исаврии, Киликия 2-я восточнее, ближе к Сирии: в 1-й было 8. во 2-й 10 епископских городов. Природа Киликийской страны была гористая, жители по преимуществу занимались пастушеством. Национальным ремеслом в Киликии было делание шерстяных покровов для палаток, так как шерсть коз, многочисленные стада которых паслись на предгорьях Тавра, была для этих изделий особенно пригодна.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

После крещения жизнь Иеронима протекала между Востоком и Западом, аскетической дисциплиной и литературными трудами. Он удалился из Рима в Антиохию с несколькими друзьями и библиотекой, посетил самых знаменитых отшельников, побывал на экзегетических лекциях Аполлинария Младшего из Антиохии, а потом (374) провел несколько лет как аскет в безводной Сирийской пустыне у Халкиды. Здесь он, подобно многим другим отшельникам, вел трудную борьбу с чувственными искушениями, которую десять лет спустя опишет с неделикатными подробностями в длинном послании к своей подруге, деве Евстохии 359 . Хотя тело его голодало и было измождено, воображение терзало его разнузданными сценами римских пиров и танцующих женщин; он понял, что монашеский уход от мира не освобождает от искушений плоти и дьявола. Беспомощный, он бросился к ногам Иисуса, омыл их слезами раскаяния и подверг свою сопротивлявшуюся плоть неделе поста и изучению еврейской грамматики (судя по посланию к Рустику 360 , он учился ей в то время от обращенного в христианство иудея). Наконец он обрел мир, и ему показалось, что он попал на небеса, к ангельским хорам. Вероятно, к этому периоду относится вышеупомянутый сон, а также сочинение нескольких аскетических трудов, полных прославлений монашеского образа жизни 361 . Его биографии выдающихся отшельников, напротив, написаны очень приятным и сдержанным слогом 362 . Он рекомендует уходить в монастырь даже против воли родителей. Из слов Господа о том, что надо оставить отца и мать, он делает вывод, что монашество и христианство – одно и то же. В 373 г. он пишет своему спутнику Илиодору, покинувшему его в путешествии посреди Сирийской пустыни: «Даже если мать твоя с распущенными волосами и в разодранной одежде будет показывать тебе сосцы, которые вскормили тебя, даже если твой отец будет лежать на пороге, уходи, переступи через своего отца, с сухими глазами беги под знамена креста. Это единственная религия, здесь надо быть жестоким… Любовь к Богу и страх перед адом разрывают семейные узы. Священному Писанию важнее повиноваться, чем родителям. Тот, кто любит их больше, нежели Христа, теряет душу свою… О пустыня, где цветут Божьи цветы! О уединение, где готовятся камни Нового Иерусалима! О покой, где радуются общению с Богом! Что делать тебе в мире, брат мой, когда душа твоя больше мира? Сколько ты будешь оставаться под сенью крыш в смрадной темнице города? Поверь мне, здесь я вижу больше света» 363 . Однако этот красноречивый призыв ни к чему не привел. Илиодор стал учителем и епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Будучи во всём обязанным Аспару, царь желал оставаться и в дальнейшем благодарным другом готского вождя. Тем не менее, как человек твёрдый и решительный, св. Лев не собирался ронять престиж царской власти, так высоко поднятый во времена св. Феодосия Младшего и св. Маркиана. Несложно было понять, что оба мотива когда-нибудь столкнутся. Ситуация была критическая – почти все важнейшие должности в римской армии занимали германцы, основная масса легионеров была арианской и управлялась готами, а не царём. Поэтому первой задачей императора стал поиск противовеса готскому засилью, который император, к удивлению, нашёл в своевольных и свободолюбивых исаврах, некогда предложивших свои услуги трону. К началу правления св. Льва исавры пополняли собой, как правило, гарнизонные отряды Константинополя, поэтому царю не составило большого труда создать из них особый отряд экскувитов – личной гвардии. Чтобы ещё более приблизить к себе исавров, император решился на неочевидный поступок. Один из вождей исавров, некто Тарасикодисса, стал по воле императора мужем его дочери св. Ариадны. Зять принял имя Зенона, своего славного соплеменника, некогда спасшего Империю от гуннов, и был почтён в 469 г. консульским званием 869 . Карьера исавра развивалась стремительно: вскоре Зенон стал начальником всех войск Востока и первым помощником императора. Но первый год консульства Зенона прошёл очень тревожно: на окраинах Империи разбойничали его же соплеменники, вождь которых некто Индак занял даже крепость Папирию. Неподалеку грабило окрестности Трапезунда племя цаннов, а в Паннонии поднялись остготы во главе с Теодемиром 870 . Но, по-видимому, царь всё же не очень доверял вчерашнему варвару и знал о его легком отношении к ранее принятым на себя обязательствам. Как рассказывают летописцы (и если этот рассказ верен, то наверняка и император знал об этой истории), прибыв в Антиохию в сопровождении священника храма святой мученицы Вассы Петра Белильщика, Зенон за деньги поддержал последователей ересиарха Аполлинария. Он устроил настоящие гонения на местного православного епископа Мартирия и предал проклятию тех, кто не верил, что на Кресте был распят Бог . В это же время Белильщик добавил в «Трисвятое» приставку «Распныйся за ны…», ставшую с тех пор визитной карточкой монофизитов 871 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010