1-я, остававшаяся верной строгому никейцу свт. Евстафию , еп. Антиохийскому, скончавшемуся в ссылке, возглавлялась Павлином, рукоположенным во епископа Антиохийского Луцифером Каралитанским в 362 г. ( Sozom. Hist. eccl. V 12-13; Socr. Schol. Hist. eccl. III 6; IX 2). 2-я партия, отделившаяся от партии свт. Мелетия под влиянием еп. Аполлинария (младшего) Лаодикийского, возглавлялась пресв. Виталием (впосл. Виталий I , еп. Антиохийский). Поддерживаемый Аполлинарием, Виталий отказался примкнуть к Павлину, которого он обвинял в савеллианстве (см. Модализм ) ( Epiph. Adv. haer. 77. 20). В свою очередь Павлин нападал на учение Аполлинария о Воплощении , противоречившее учению свт. Евстафия Антиохийского. Е. К. столкнулся с ересью Аполлинария в 370 г., когда сторонники последнего прибыли на Кипр и, ссылаясь на авторитет учителя, стали распространять там неправосл. учения. Е. К. пришлось созвать поместный Собор, на к-ром заблуждения сторонников Аполлинария были осуждены, хотя сам Е. К. сомневался, что источником столь нелепых заблуждений мог быть Аполлинарий (Ibid. 77. 2). Е. К. сообщает (Ibid. 77. 20, 22-23), что он неоднократно принимал у себя посланников Виталия и, несомненно, еп. Павлина, после чего решил сам отправиться в Антиохию и нанести визит им обоим. Когда в 376 г. Е. К. прибыл в Антиохию, Павлин показал ему экземпляр «Свитка к антиохийцам», принятого Александрийским Собором 362 г. и подписанного рукой свт. Афанасия, а внизу стояла подпись еп. Павлина (Ibid. 77. 21; Athanas. Alex. Ad Antioch. Col. 809). Незадолго до этого в Антиохию пришло письмо от Римского еп. св. Дамаса I , в к-ром он поддерживал еп. Павлина и призывал сторонников Виталия объединиться с ним ( Damas. Ep. 3). Исходя из сложившегося положения, Е. К. установил полное церковное общение (τελεα κοινωνα) с еп. Павлином ( Epiph. Adv. haer. 77. 20), а также попытался убедить Виталия присоединиться к еп. Павлину, но не добился в этом успеха (Ibid. 77. 20; 77. 22). По-видимому, именно тогда Виталий был рукоположен Аполлинарием Лаодикийским во епископа Антиохийского и со своими приверженцами учинил еще один церковный раскол ( Sozom.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

Но не менее потрясла восток и несторианская ересь, которой много способствовали три сочинения, изданные тремя авторами, из коих один был Феодор епископ, Мопсуестский, который, прежде ефесского собора, так писал против Евномия и Аполлинария 9 , допускавших одно естество во Христе, что явно отвергал и то учение, что одно однакоже лице Христово, и что Бог облекся плотию, и что Мария была материю Бога 10 . Итак, когда оказалось, что он сеял семена несторианства и плевелы, то еще раньше относительно его был большой спор между Проклом константинопольским , Кириллом александрийским и Иоанном антиохийским. Несториане же, увидев, что, по осуждении Нестория, книги его воспрещены православным 11 , и опасаясь, чтобы не иссяк источник, из которого народ мог бы черпать несторианский яд, издали в свет сочинения Феодора Мопсуестского, и не только на греческом, но и на сирском, армянском и персидском языках. Другой был Феодорит, епископ кирский, который двенадцати главам ефесского исповедания веры, которые были написаны Кириллом, противопоставил столько же анафематств. Третий был Ива, епископ едесский. Написав к Персу Маре послание, он изобличил в нем Равулу, своего предшественника, в том, будто он незаконно предал анафеме (Феодора) Мопсуестского, о котором отзывался как о послужившем много Церкви и во многих битвах с еретиками являвшемся учителем храбрым. Это послание для многих послужило соблазном и склоняло людей простых на сторону Мопсуестского и Нестория, которых учение оно заключало в себе. Когда об этом передано было константинопольскому епископу Проклу; то он, из опасения, чтобы Церковь вследствие этого не потерпела какого-либо урона, посланием просил и умолял Иоанна антиохийского обуздать Иву, как дышащего злодеяниями. Иоанн не обратил на это внимания, равно и преемник его Домн. Итак дело оставалось нетронутым 12 до императора Феодосия младшего и Флавиана, епископа константинопольского, по повелению которых епископы Фотий и Евстафий, созвав в Берите, в Финикии, собор, исследовали дело Ивы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Св. Ириней Лионский Л. П. Карсавин. Святые отцы и учителя Церкви Среди младшего поколения апологетов особое место занимают Тертуллиан и Ириней. Тертуллиан (род. в 150 или 160 г. в Африке, с 197 г.— христианин, с 206 или 208 — еретик-монтанист, ср. гл. VI) является одним из самых ярких, непримиримых и риторически-пламенных противников гносиса. Будучи одним из характернейших представителей и даже основоположников западного христианства, он стоит вне основного русла Православия — вне христианства восточного. Ириней (р. ок. 150, ум. ок. 202 г.) помнил — тогда он был еще ребенком — ученика Иоаннова престарелого Поликарпа Смирнского (ум. в 155—156 г.). Вместе с Мелитоном Сардским, Аполлинарием Иерапольским, Радоном и Мильтиадом Ириней принадлежит к группе малоасийских богословов, верно хранивших традиции Павла и Иоанна, к «Иоанновой церкви». Всеми ими с особой полнотой воспринималась жизненная сторона христианства как религии спасения и обожения (ср. стр. 18 ел.).— Христос как Второй Адам восстановил падшее в Первом Адаме человеческое естество. И вера во Христа, связанная с приятием Его тела — «лекарством бессмертия»,— дарует вечную жизнь. Естественно, что богословская мысль сосредоточивалась на тайне Божьего домостроительства (икономии), отвлекаясь от умозрений о природе самого Божества (ср. стр. 58). И примеры гностических систем заставляли относится к подобным умозрениям, казавшимся еще ненужными, с величайшею осторожностью. Перебравшись в Галлию — впоследствии Галлия и чрез нее ранняя английская церковь (галльское и ироскоттское монашество, Мартин Турский, Кассиан, ироскоттские миссионеры, Эриугена) сохранили наибольшую близость к Востоку,— Ириней сделался сначала пресвитером, а потом (177 г.) и епископом Лионским. Он выступил в защиту христианства и против эллинов (в утраченном сочинении «ΙΙρς " λληνας λγος προεπστημης»), и против гностиков. («»Ελεγχος και ανατροπ της φευδονμου γνσεως», сохранилось полностью лишь в лат. переводе — «Adversus haere-ses».) Это (а также — «πδεικσις») было и кратким изложением христианского учения.

http://sedmitza.ru/lib/text/443075/

С одной стороны искренняя доверенность к другу молодых лет, которого за строгую жизнь уважали и другие, с другой – новый вопрос, затронутый Св. Кириллом и до того времени не подвергавшийся общему обсуждению, произвели то, что послание Кирилла не понравилось ни патриарху антиохийскому Иоанну, ни Феодориту, коему патриарх поручил рассмотреть его: в нем, в учении Кирилла о соединении двух естеств в Богочеловеке оба они с первого раза увидели слияние естеств – признак аполлинарианства. Феодорит на послание Кирилла написал опровержение. Открылся вселенский Ефесский собор. На соборе учение Нестория было осуждено, он был признан еретиком и предан анафеме. Иоанн и Феодорит, видя, что присутствие на соборе поставит их в неприятное столкновение и с Несторием, и с Кириллом, отказались принимать участие в соборных заседаниях, за что были лишены церковного общения. Феодорит писал и еще несколько сочинений против Кирилла. Но потом ближе и спокойнее рассмотрев деяния Ефесского собора и учение о двух естествах в Богочеловеке, изложенное Св. Кириллом в новом послании к сирийским епископам, Иоанн и Феодорит определения соборные признали правильными, учение Кирилла нашли православным и вошли с ним и другими православными епископами в общение. Скорби и страдания ожидали бл. Феодорита, когда явилась новая ересь – Диоскора. Преемник Св. Кирилла на кафедре александрийской Церкви – Диоскор утверждал, что два естества в Иисусе Христе составляюсь не только единую ипостась, но единое естество. Сторону его принял константинопольский архимандрит Евтихий, который стал открыто проповедовать в столице, что два естества в Господе Иисусе слились между собою, так что естество человеческое было поглощено естеством Божеским. Домн, патриарх антиохийский, первый обличил новое лжеучение и донес о нем императору Феодосию Младшему. Такой поступок антиохийского патриарха Диоскор приписал влиянию на него Феодорита и потому вооружился на Кирского епископа и стал его преследовать всем, чем мог. В письме к Домну он прямо обвинял Феодорита в несторианстве, высказав, что в проповедях, говоренных им в Антиохии, Кирский епископ разделял единого Господа Иисуса Христа на два лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Учение об одной воле Христа распространилось по всему Востоку; Стефан, еп. Яффы, с нарушением канонов овладел Иерусалимской кафедрой, принуждая епископов принимать это учение. Стефан Дорский писал об этом папе Теодору, который в ответ назначил его своим представителем в Палестине с поручением низложить неисправных епископов. Некоторые из них по требованию Стефана письменно обещали присоединиться к православной вере; их прошения он представил папе св. Мартину. Теперь от лица «всех православных священников и мирян Востока» он просит осудить лжеучение. Затем в собрание была допущена делегация греческих игуменов и монахов, подавших докладную записку 66 , в которой говорилось, что те, кто учат об одном действии и одной воле Христа, отвергают Халкидонский Собор и повторяют учения Севира Антиохийского и Аполлинария Лаодикийского (младшего), Нестория и Феодора Мопсуестийского, разрушавших «таинство Христа» либо слиянием, либо разделением двух Его природ. Епископов побуждали анафематствовать ересиархов, а также «Типос» и соборно утвердить учение о двух действиях и двух волях Христа. Прошение заканчивалось ходатайством о выполнении греческого перевода актов Собора. Среди 36 подписей на 34-м и 35-м местах стоят имена прп. Максима Исповедника и его ученика Анастасия. Поскольку сочтено было необходимым объединить все обвинения против монофелитов, из архивов извлекли и зачитали послание Сергия, архиепископа Кипрского, папе Теодору от 643 г. 67 и 4 послания африканских епископов: папе Теодору от «первенствующих членов» Соборов Нумидии, Бизацены и Мавритании 68 , императору Константу II от Собора Бизацены 69 , патриарху Павлу II от Собора Проконсульской Африки 70 и послание папе Теодору от Виктора, еп. Карфагена 71 . В заключение заседания папа св. Мартин заметил, что, хотя выдвинутых обвинений уже достаточно, порядок требует выслушать и собственные слова обвиняемых. 3 деяние 72 На этом заседании приступили к чтению монофелитских текстов. Начали с 11 фрагментов 2 сочинений еп. Феодора Фаранского, которые папа подверг детальной критике, отметив, что некоторые выражения Феодора дают повод обвинять его в арианстве, докетизме, манихействе и аполлинарианстве 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Александрийский епископ Александр видел во сне явившегося Господа, на Котором была разодранная одежда. Когда он спросил явившегося: «Господи, кто разодрал Твою одежду?» — то услышал такой ответ: «Неистовый и беззаконный Арий». Вскоре после этого Арий и выступил с своим еретическим учением о Лице Господа Иисуса Христа. С таким увещеванием Кирилл обратился к Несторию в своем пасхальном послании 430 года. Святым Кириллом были написаны два особых трактата, один — императору Феодосию Младшему, а другой — императрицам Пульхерии и Евдокии, из которых первая была сестрой, а вторая женой императора. Целестин I был епископом в Риме с 422 по 432 г. т. е. патриархам Антиохийскому и Иерусалимскому. Иоанн I, патриарх антиохийский, занимал антиохийскую кафедру с 423 по 440 г. Указ о созыве Вселенского собора подписан был не только Феодосием, но и западным императором Валентинианом III, царствовавшим с 423 по 455 г. Ефес — главный город малоазийской провинции Иконии, близ устья Каистра (ныне Кючок-Мендерец); служил средоточием для всей торговли передней Азии. Некогда славился знаменитым храмом Дианы. В христианской истории Ефес известен как место обитания при конце жизни своей ап. и ев. Иоанна Богослова. Поэтому церковь в Ефесе пользовалась большим уважением, как шедшая от апостолов, и епископы Ефеса получили в V в. патриаршие права, которые удержались за ними, впрочем, ненадолго. Комит — спутник. Так назывались лица, состоявшие в свите императоров. В описываемое время название комит стало почетным титулом, который давался высшим сановникам империи. Во главе этих епископов был Мемнон, епископ ефесский, кафедра которого пользовалась в это время патриаршими правами. Впоследствии ефесский епископ, с титулом митрополита области, был подчинен константинопольскому патриарху. Ювеналий занимал иерусалимскую кафедру с 420 по 458 г. Аполлинарий был епископом лаодикийским, в Сирии (ум. 390 г.). Сначала он был одним из главных поборников никейского символа; но потом, в борьбе с ересью Ария, впал в противоположную крайность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

антиникейских символах ( Спасский. 1914. С. 611-612). Особой заботой для отцов Собора было опровержение Аполлинария (младшего), еп. Лаодикийского, который учил о неполноте человечества во Христе: Сын Божий воспринял человеческие тело и «душу неразумную», а высшее духовное начало человека, дух (ум, «душа разумная»), в Нем отсутствовало, будучи заменено Богом Словом. Опровергая Аполлинария, Церковь приступила к детальной разработке христологического догмата. Ответ на аполлинарианство был дан еще в Никейском Символе, где говорится не только о «воплощении», но и о «вочеловечении» Сына Божия, что указывает на совершенство, полноту человечества в Нем. Полнота вочеловечения акцентируется мн. добавлениями в Н.-К. С. в.: «...от Духа Святого и от Марии Девы... и распятого за нас... и погребенного». Христос - Бог и Человек, небесный и земной: «...с небес... на небеса...». Войдя в человеческую историю, Христос становится ее Центром, и происходящее в короткий исторический момент, «при Понтии Пилате», совершается «по Писаниям», во исполнение Божиих обетований роду человеческому. Сын Божий вочеловечившийся «сидит одесную Отца» и должен прийти «вновь, со славою», чтобы судить живых и мертвых. Новая часть Символа начинается после слов «и в Духа Святого». Одна из главных целей Собора - утверждение веры в Св. Духа, равночестного по божеству Отцу и Сыну. Свящ. Писание именует Духа животворящим (Ин 6. 63), но то же говорится об Отце и Сыне (Ин 5. 21). Т. о. этим словом показывается равное божество трех Лиц. При этом Символ был произведением своего времени. Тринитарные споры еще не утихли, и задачей Церкви было объединить всех в едином исповедании. II Вселенский Собор продолжал ту линию, которую проводил свт. Василий Великий при одобрении свт. Афанасия I Великого . Но не все оказались сторонниками этого направления. Среди несогласных был ближайший друг свт. Василия, свт. Григорий Богослов, один из главных участников Собора 381 г. Собор ориентировался на формулировку свт. Василия, в то время как свт.

http://pravenc.ru/text/2565340.html

Далее в житии говорится: «Честное же тело ее, неповрежденное огнем, было выпрошено у жены игемона одною благочестивой женою Аполлинарией, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонение на Церковь прекратилось, она воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло еще много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великой почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь на защиту и спасение городу во славу Христа Бога нашего…» По Иеронимову мартирологу, Анастасия Узорешительница погибла в городе Сирмий, который называется сегодня Сремска Митровица и находится в Сербии. По Римскому мартирологу, она пострадала в Риме, по мартирологу Беды Достопочтенного, – на итальянском острове Пальмария. Время, место и обстоятельства кончины святой в этих источниках иные, чем в житии Симеона Метафраста, из-за смешения Анастасии Узорешительницы (Младшей) и мученицы из Рима – Анастасии Римляныни (Старшей). Честная глава и правая стопа великомученицы, хранящиеся в Греции По римскому преданию, храм во имя святой был в Риме уже в IV веке. По византийскому преданию, в Константинополе храм этой мученицы существовал с конца IV века, а после его перестройки в 458 году в него были перенесены мощи великомученицы Анастасии Узорешительницы из Сирмия . Остается неизвестным, когда и каким образом фрагменты мощей Анастасии Узорешительницы попали из Константинополя в Верону, откуда они прибыли в Баварию. Сегодня в монастырскую деревню Бенедиктбоерн ежедневно прибывают из Германии, Австрии, Италии и Швейцарии автобусы с паломниками, которых здесь называют «пильгерами». Великомученица Анастасия Узорешительница и ее подвиги глубоко чтятся верующими христианами Западной Европы. С благодарностью и молитвой поклоняются они святой Анастасии, врачующей духовные и телесные раны. Особую помощь святая Узорешительница оказывает нервнобольным людям и всем тем, кто страдает головными болями. Монахи Бенедиктбоерна сведущи в том, что ее мощи разошлись в мире и что часть ее главы хранится в греческом монастыре Кутлумуш на Святой Горе Афон. По рассказам служителей главного храма святого Бенедикта, некоторые из баварских монахов специально паломничали в греческую деревню Василика, расположенную вблизи города Салоники (Фессалоники). Как известно, недалеко от этой деревни находится царский патриарший монастырь, покровительницей которого является великомученица Анастасия Узорешительница. Сюда в 888 году из Константинополя доставили в дар мощи святой – ее главу и часть правой ноги.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/03/...

кенотического богословия. Воплощение Сына Божия, Логоса, Б. рассматривает в кн. «Свет Невечерний» как «конкретный кенозис», к-рому предшествует «общий изначальный кенозис Божества в миротворении» (1917. С. 335); он считает, что Боговоплощение было предрешено на Предвечном Совете о сотворении человека (Там же) и ссылается для обоснования этой мысли на послания ап. Павла (1 Кор 2. 7; Еф 1. 3-14; 3. 8-11) и ап. Петра (1Петр 1. 19-20); связывает Боговоплощение с необходимостью исправления поврежденной грехом человеческой природы и видит в нем акт «нового и окончательного творения мира» (Свет Невечерний. 1917. С. 336). В учении о Богочеловечестве Иисуса Христа, признавая неслиянное и нераздельное соединение в Нем двух естеств - Божественного и человеческого - и соответственно - двух воль, Б. говорит об антиномии абсолютного и относительного, сверхтварного и тварного, вечного и временного; исходя из анализа этой антиномии, он признает, что невозможно представить в вечности процессы, происходящие во времени, вместе с тем вопреки сказанному делает вывод, что Боговоплощением «временность, процесс вводится в жизнь Св. Троицы» (Там же. С. 339). В работе «Ипостась и ипостасность» (Scholia к «Свету Невечернему»), написанной в качестве дополнения к «Свету Невечернему», обсуждение темы Боговоплощения и Богочеловечества поставлено в прямую связь с учением о Софии, Премудрости Божией. О. Сергий пишет о софийной природе в 2 ее аспектах - божественном и человеческом - и утверждает, что воссоединение обеих природ в одной Ипостаси Логоса свидетельствует «об изначальном единстве их в Софии» (2001. С. 31). Т. о. он истолковывает Боговоплощение как соединение 2 аспектов Софии и не замечает, что учение Церкви о двух природах и двух волях в Богочеловеке он подменяет учением о Софии в 2 ее аспектах и тем самым воссоздает аполлинарианство в его новой версии. Аполлинария Младшего , еп. Лаодикийского, и Б. объединяет то, что, пытаясь понять Боговоплощение, они логикой своих рассуждений утверждают единственность Божественной природы в Богочеловеке.

http://pravenc.ru/text/153629.html

В дальнейшем между Д. и свт. Василием установилась переписка. К антиохийскому периоду относится полемика Д. против христологии Аполлинария (младшего) , еп.Лаодикийского ( Leont. Byz. Contr. Nestor. et Eutych. 3//PG. 86. Col. 85–1388; Barhadb. Hist. eccl. 17). Обосновывая полноту человеческой природы во Христе, Д. первый в истории христ. догматики «отчетливо и ясно поставил проблему человеческой стороны в Лице Иисуса Христа, исповедал, что для спасения человечества нужно было принятие Богом цельной человеческой природы, не исключая и ума. Искупитель — человек с разумной душой: это для Диодора была истина, не подлежавшая никакому сомнению» ( Фетисов. 1915. С. 169). По свидетельству блж. Феодорита, Д. писал также против Маркелла Анкирского , Малхиона, Савеллия и эбионизма Фотина, «доказав, что Христос — предвечный Бог, в последние дни вочеловечившийся и совершивший наше спасение» ( Theodoret. Haer. fab. 4). В кон. 378 г. свт. Мелетий и Д. вернулись в Антиохию ( Socr. Shol. Hist. eccl. V 2; Sozom. Hist. eccl. VII 3). Решая вопрос о замещении вакантных кафедр в городах Антиохийского диоцеза, свт. Мелетий назначил Д. епископом Тарса, главного города Киликийской митрополии (согласно блж. Феодориту, это произошло при императорах Грациане и Феодосии I — Theodoret. Hist. eccl. V 5). Д. принял участие в Антиохийском Соборе 379 г. ( Mansi. T. 3. P. 512), а также во Вселенском II Соборе 381 г. Во время этого Собора умер свт. Мелетий и на его кафедру был избран Флавиан ( Socr. Shol. Hist. eccl. V 9; Sozom. Hist. eccl. VII 11; Theodoret. Hist. eccl. V 23). После того как свт. Григорий Богослов сложил с себя полномочия председателя Собора и ушел на покой, Д. выдвинул в качестве его преемника Нектария, жителя Тарса, с к-рым он познакомился в это время ( Sozom. Hist. eccl. VII 8). Кандидатура Нектария была внесена в списки достойных лиц для председательства в К-поле «из-за угождения» Д. и утверждена имп. св. Феодосием (Ibidem). По мнению свящ. Н. Фетисова, Д. должен был принимать непосредственное участие в символьной и канонической деятельности Собора ( Фетисов.

http://pravenc.ru/text/178279.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010