V. Иконные оклады. Скань, чокань и эмаль в металличесних украшениях окладов. Оклады напрестольных Евангелий. Резные образки. Ковчежцы для хранения частиц Животворящего Древа, мощей и св. даров. Кресты, лампады, кацеи Афонские ризницы по многим причинам не богаты церковною утварью: один – два шкапа, с немногими полками, вполне удовлетворяют обиходным целям; что касается древних утварей, то, если они не помещаются в той же ризнице, их укрывают в башне, вместе с библиотекою, или в укромных скевофилакиях на хорах, хотя такие случаи исключительные. Но, помимо ризниц, множество икон в древних окладах, древних крестов, ковчежцев и пр. еще доселе держится на престолах церквей и приделов, на церковных стенах, по полкам в темных притворах и трапезах. Ватопед, Ивер, Хиландар, Лавра сохраняют много древних икон в алтарях, в шкапах, иногда за стеклами, иногда на простых полках. Между этими иконами некоторые сохранили свои металлические оклады, венцы, цаты: этот иконный убор вообще важен для истории орнамента, доселе мало известного в византийском (многосоставном) искусстве, а афонские иконы представляют довольно полный подбор окладов, хотя и сильно разрушенных, и достаточно ранний, хотя не первоначальный. В самом деле, металлическая оправа икон, если и явилась ранее X века, то составляла в этот период ряд одиночных явлений, стала же типическою именно в период X – XII столетий, и афонские иконы, хотя и сохранились от этой эпохи в немногих экземплярах, однако, представлены прекрасными образцами, а, затем среди афонских окладов металлической утвари XIII – XIV веков, представленная множеством предметов, повторяет типы основного предшествующего периода. Причина этого, крайне несложная, заключается в том, что металлические шаблоны и формы, однажды вырезанные, или отлитые, держатся и доселе в мастерских подолгу, почти столетиями, а в древности и того больше, как напр. в период, последующий за латинским завоеванием, которое для слабой Греции и Византии имело значение погрома. Мы уже имели случай при описании 91 древних эмалей и также икон, хранящихся в ризницах грузинских монастырей 92 , обращать внимание на древние оклады византийского типа и греческого происхождения, украшенные по полям тонкими орнаментальными разводами и рисунками, а по рамам рельефными и эмалевыми пластинками и представляющими архитектонические композиции фигур Спаса с Апостолами, Святых, Господских и Богородичных праздников, окружающих центральную икону. Чудно украшенная эмалями Хахульская (Гелатскаго монастыря) икона Б. Матери и обрамленный превосходными чеканными рельефами и узорными пластинками из басмы складень Анчийской иконы Спаса в Тифлисе, конечно, подражают византийским образцам, а басменные узоры оттиснуты греческими шаблонами, которые продавались точно так же, как теперь продаются латунные шрифты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД IV (Чавчавадзе), католикос-патриарх всей Грузии (1443/47-1459). Груз. летопись «Новая Картлис Цховреба» ошибочно называет преемником католикоса-патриарха Шио II (1439-1443/47) сына груз. царя Александра, католикоса-патриарха Давида II (Багратиони) , в то время как установлено, что Патриарший престол после Шио занимал Д. Предстоятельство Д. пришлось на период разрушения единого Грузинского гос-ва. Осложнившееся после падения Византии (1453) внешнеполитическое положение страны сопровождалось церковным сепаратизмом, особенно выраженным в Самцхе-Джавахети (Юж. Грузия). Из «Книги верности», данной еп. Кумурдойским Иоанном и Анчийским архим. Керобином, явствует, что епископ Ацкурский (мацкверели) и др. епископы Самцхе «были без креста» Д., т. е. фактически занимали кафедры без утверждения католикоса-патриарха. Ситуацией пользовались главы К-польской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей, поддерживая церковный сепаратизм в Самцхе-Джавахети, что имело место и при Д., когда братия мон-рей Вардзиа и Сапара заявила о неподчинении католикосу-патриарху и лишь благодаря жесткой позиции Д. была возвращена в лоно Грузинской Церкви. Д. упоминается в грамоте пожертвований (дек. 1447 ) груз. царя Георгия VIII: царь подтверждает дарованную патриаршему собору Светицховели царем Александром грамоту, по к-рой принадлежащие Светицховели поместья в Картли и Кахети освобождались от налогов. В том же документе Георгий, сравнивая Д. со святителями Василием Великим и Григорием Богословом , просит у католикоса молитв. Известно, что в предстоятельство Д. Георгий VIII пожертвовал Светицховели сел. Гобни и учредил 6 дней в году церковного поминовения себя и своего брата Димитрия. В янв. 1454 г. католикос-патриарх Д., установив величину налога, подписал книгу кулухи (винного сбора). Ист.: Жордания. Хроники. 1897. Кн. 2 (на груз. яз.); ПГП. 1970. Т. 3 (на груз. яз.). Лит.: Джавахишвили. История народа. 1965. Т. 3 (на груз. яз.); Ломинадзе Б. Из хронологии Грузии XV в.//Вопр. истории народов Кавказа. Тбилиси, 1966 (на груз. яз.); Абашидзе З. Давид IV//Груз. Католикосы-Патриархи. Тбилиси, 2000. С. 74-76 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168520.html

Нечто иное говорят нам подписки анчийского архимандрита Херувима и кумурдойского архиепископа Иоанна (1453–1459 гг.) на имя католикоса Давида. Надо заметить, атабэг Кваркварэ II (1447–1459) вновь устроил церковный раскол, почему мацквэрели и некоторые самцхийские епископы снова перестали поминать на службах католикоса. Не будучи солидарны с ними, кумурдоэли и анчийский архимандрит остались, однако, верными католикосу, поминая при богослужении именно его. А попутно с этим, когда в том же 1453 году в самцхийский вардзийский монастырь, считавшийся ставропигиальным католикосским, приезжал греческий (антиохийский) митрополит и там произвел «отпадение», то братия этой обители, опомнившись вскоре, поспешила умилостивить католикоса Давида торжественным обещанием или клятвой: «не принимать более ни митрополита – грека, ни посланий его, ни заповедей его и ни в чем не верить ему, а ставленников на иеромонашеские и иеродиаконские места по прежнему посылать во Мцхет» (Там же, стр. 269). Затем, к концу XV века, в отношениях атабэгов к католикосам произошла существенная перемена к лучшему, что явствует из сигеля, написанного между 1483–1490 гг. Автор этого документа, один из атабэгов, указывая на точное исполнение им своих обязанностей по отношению к мцхетскому католическому престолу, выражает здесь полную уверенность в том, что и католикос не позволит себе поступать с ним, атабэгом, в противность канонам и правилам соборным; пусть все будет благопристойно и по закону и пусть присланных нами для рукоположения во епископы лиц не приводят к присяге на верность (карталинскому) царю (Там же, стр. 302). В начале же XVI века (1500–1502) архиепископ кумурдоэли Герасим пишет католикосу Евагрию: «так как патрон Мзедчабук (атабэг 1500–1516 г.) воззрел на меня милостиво, пожаловал мне кафедру кумурдоэли и прислал меня для хиротонии к вам и вы меня хиротонисали, то во благо себе ( ) до самой смерти буду верен вашему престолу и молиться за (грузинского) царя» (Там же, стр. 315). Фактическое выполнение последних слов кумурдоэли, как видно, со всем не понравилось Мзедчабуку, почему на освободившуюся тогда кафедру мацквэрели он пригласил трапезундского грека Симеона и вошел в сношение с антиохийским патриархом Дорофеем II (1484–1523) о принятии самцхийских церквей под свое начальство, на что патриарх Дорофей ответил целым посланием. В этом послании он восхваляет Мзедчабука, считая его единственным из правителей, крещенным настоящим образом (т. е. через погружение 6 ; называет его великим, богобоязненным и православным царем своим и всего Востока; предсказывает оружию его по беды над неверным врагом – народом и царем грузинским; хвалит благочестие, богобоязненность, православие, познания и верность законам божественным мацквэрели (Симеона) и в заключение предоставляет ему (мацквэрели) право рукополагать епископов самцхийских, вязать и разрешать грехи (Там же, стр. 317–318).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Анчисхати (груз. ) построена в начале VI века царем Дачи Уджармели на берегу Куры. Представлял собой трехнефную базилику из тесаного камня с 3 парами столпов, трехчастным алтарем и южным приделом, включавшим крещальню. В 60-х годах XVII века, при Католикосе-Патриархе Доментии III, был восстановлен: возобновлены кирпичные своды, возведены 2 пары столпов, разделяющих нефы. В 1675 году в нескольких метрах от базилики была построена колокольня с кубообразным объемом 1-го яруса, выложенным из кирпича, и башней на колонках с шатровым завершением. В 1664 году в храм была перенесена чудотворная икона Спасителя из монастыря в c. Анчи в Юго-Зап. Грузии (ныне в пределах Турции) - отсюда наименование храма Анчисхати (букв.- Анчийский Образ). Очевидно, тогда же Анчисхати стал подворьем Католикоса-Патриарха в Тбилиси. В 1683 году по заказу католикоса-Патриарха Николая IX (Амилахвари) была выполнена фресковая роспись (сохранилась в алтаре). В 1755 году при храме открыли семинарию. В 1814 году Анчисхати обновлялся настоятелем Дмитрием Алекси-Месхишвили, позже был заново расписан. В середине XIX века внешний вид храма был искажен добавлением мелких форм, в 1876 году пристроили колокольню. Первоначальные формы Анчисхати были возвращены после реставрации 1958 года (под рук. Р. Г. Гвердцители). В советское время храм был закрыт. Богослужение возобновлено в конце 80-х годов XX века по благословению Католикоса-Патриарха Грузии Илии II. Адрес: ул. Шавтели, 9, Тбилиси Подробнее... Церковь Александра Невского (Тбилиси) [ править править код ] Церковь святого благоверного князя Александра Невского построена в 1864 году на пожертвования верующих, дополнительно Святейший Синод выделил 5 000 рублей. В 1886 году к церкви была пристроена колокольня. Есть две трапезных: Александра Невского и Николая Чудотворца, которая была построена в 1900 году в честь императора Николая II. В 1913 году рядом с церковью возвели часовню в честь 300-летия династии Романовых. С 1950 до 1982 года настоятелем храма был митрополит Зиновий (Мажуга), который погребён у северной стены храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(храмы)

XV в. («Памятник эриставов», «Документ поступлений Самтависской паствы»), Л. в это время находился в юрисдикции самтавнели - епископа Самтависского. В кон. XVI - нач. XVII в. резиденция ксанских эриставов была перенесена из Квенипневи в Ахалгори, а усыпальница - из Л. в мон-рь Икорта . О судьбе Л. на протяжении XVI-XVII вв. почти ничего не известно. В сер. XVI в. эристав Иесе (I) пожертвовал Л. общину Куртай и с. Цихиа (у истоков р. Чурта, к северу от с. Велиса) ( Такаишвили. Древности. 1910. Т. 3. С. 562-563), а его сын и преемник Квенипневели (II) (1607-1614) в 1607 г. вернул храму Цветную Триодь, к-рая была утеряна вслед. нападения хевсуров на Ксанское эриставство в 1545 г. Из духовных лиц того времени упоминается свящ. Захария из Л. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 20). В нач. XVIII в. настоятелем мон-ря был Гавриил: из купчих грамот, приписанных к Ларгвисскому Четвероевангелию, известно, что он приобрел сельскохозяйственные угодья для Л. ( Джанашвили. 1900. С. 4). Его современником был эристав Шанше (1720-1741, 1747-1753); между 1721-1741 гг. он воздвиг в Л. крепость, пожертвовал храму икону вмч. Георгия (1732), заказал оклад для иконы вмч. Феодора Тирона (1750) ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 208-209), вернул мон-рю утраченные земли ( Джанашвили. 1900. С. 4). Л. жертвовали и вассалы эриставов: в 1738 г. назири (дворецкий) ксанского эристава Гиорги Гундисшвили выкупил у татар Ларгвисский Параклитик и возвратил храму, а местумре (смотритель за столом) Китеса подарил церкви т. наз. крест вмч. Георгия (очевидно, крест с изображением святого) ( Хаханов. 1898. С. 51). В 1723 г. из-за нашествия турок на Вост. Грузию в Л. были спрятаны сокровища патриаршего кафедрального собора Светицховели: венец, 3 иконы, в т. ч. Анчийский Спас , 6 саккосов, книги и гуджары ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 89-90). Набеги турок, иранцев и лезгин в 30-40-х гг. XVIII в. привели мон-рь в упадок ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 359); впосл. обрушился главный храм. В 1759 г. ксанский эристав Давид (III) (1753-1774) и его мать Кетеван при деятельном участии настоятеля Л.

http://pravenc.ru/text/2463127.html

Святыни Тбилиси Сиони В этом названии опять чувствуется связь со Святой Землей — все храмы в честь Успения Божией Матери в Грузии называются Сиони, в память о той Сионской горнице, где Божия Матерь предала Свою душу на руки Божественному Сыну. Храм Сиони в Тбилиси, который к этому времени стал столицей Иверии, был построен в VI — начале VII века. Конечно, и этот храм, как и многие древние храмы многострадальной Иверии, находящейся на перекрестке цивилизаций, религий и торговых путей, пострадал от разрушений злых завоевателей, но добрые люди из века в век восстанавливали его в первозданной красоте. Сейчас храм Сиони является резиденцией Католикоса — Патриарха Грузии. В нем хранятся величайшие святыни: крест святой Нины и глава апостола Фомы, чудотворная копия Иверской иконы Божией Матери, чудотворная Сионская икона Божией Матери. Богородичный крест святой Нины сокрыт за стеклянным ковчегом, украшенным медным изображением креста, но дважды в год ковчег открывают, и верующие имеют возможность приложиться непосредственно к святыне. Это происходит в день память святой просветительницы Грузии 27 января и в день ее прибытия на землю Иверии — 1 июня. Храм стоит в центре столичного города, но тут нас встречает особая тишина, только одинокие фигуры молящихся стоят пред иконами. Примечательно, что видели мы в храмах в основном молодых людей, молились они по книжкам, которые держали в руках. Наверное, читали канон или акафист. И чувствовалась сосредоточенность и собранность этой молитвы, она и наполняла храм Божией тишиной. Знаменательно, что в двух шагах от Сиони находится Крестовый храм, бывшее подворье монастыря Креста в Иерусалиме, — еще одна ниточка, связывающая со Святой Землей. Грузинский монастырь Креста в Иерусалиме ныне не действует, в нем открыт музей, а на подворье в Тбилиси каждый день молят Бога, чтобы в этот монастырь вернулись насельники. Анчисхатская базилика Анчисхатская базилика считается самым древним церковным строением в Тбилиси, датируется она VI веком. Предельная простота форм этого храма говорит о его глубокой древности. И радует, что стоит храм не на шумной улице, а в глубине двора, защищенный стеной и воротами. На протяжении веков здесь хранилась величайшая святыня, еще одна реликвия из времен Спасителя — «Анчийский Нерукотворный Спас». Грузины свято веруют в то, что это именно тот образ, который получил больной царь Авгарь от Господа нашего Иисуса Христа. Экскурсовод нам рассказала, что, согласно преданию, после взя-тия Константинополя крестоносцами, где после долгих скитаний находился «Спас Нерукотворенный», в целях безопасности икона была перенесена в Грузию, в горную Кларджети. Икону поместили в церкви Анчи, поэтому нерукотворная икона Спасителя была названа Анчисхати. Обрамление чудотворной Анчийской иконы Спа-са Нерукотворного в XII веке было создано златоваятелем Бекой Опизари по приказу царицы Тамар. Позже, в XVII веке, икону поместили в складень, створки которого были украшены чеканными сценами.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

В 1995 году Духовная семинария и Духовная академия были созданы и в Кутаиси. В том же году по инициативе патриарха была открыта Гелатская Академия наук. По замыслу Его Святейшества, этот научный центр в Западной Грузии должен продолжать и развивать традиции знаменитой Гелатской академии, созданной св. Давидом IV Строителем. В 1995–2007 годах президентом этой академии был филолог Магали Тодуа, затем языковед Михаил Курдиани, а ныне действующим президентом является академик Гелатской АН митрополит Иоанн (Гамрекели). Гелатская академия каждый год проводит научные конференции и семинары, издает ежемесячный научно-популярный журнал, посвященный вопросам картвелологии. За последние пятнадцать лет духовные семинарии открылись в Поти, Батуми, Ахалцихе и Гори. По всей Грузии заработали более пятидесяти православных гимназий и школ. Сам патриарх, вскоре после интронизации восстановивший так называемые четверги патриарха Каллистрата, когда в патриархии собирались известные ученые, писатели, деятели искусств для обсуждения важнейших вопросов, касающихся общественной и культурной жизни, – живо интересуется всем, что происходит в области культуры, образования и науки. Сближение науки и веры – одна из главных задач в деятельности Его Святейшества, о ней он неустанно говорил и говорит во время многочисленных встреч со студентами и преподавателями высших учебных заведений, с учеными в академических институтах, в своих проповедях... 8 февраля 2005 года, в день памяти св. царя Давида V, был создан Международный благотворительный фонд Католикоса-Патриарха по возрождению и развитию духовности, науки и культуры. На церемонии учреждения фонда его основатель и президент Святейший Илия так определил задачу: «Фонд призван способствовать укреплению национального и государственного мышления, научным исследованиям, культурному развитию, что так важно для нашего будущего, мы должны сотрудничать со всеми нашими высшими учебными заведениями, поддерживать деятельность наших ученых». При поддержке фонда вновь стали выходить исчезнувшие было известные грузинские литературные журналы «Цискари» («Заря»), «Мнатоби» («Светоч»), «Литература да хеловнеба» («Литература и искусство»), издано множество книг по истории и филологии, проводятся фольклорные фестивали и ежегодный международный музыкальный фестиваль «От Пасхи до Вознесения». Активно участвует фонд в деле сохранения и популяризации национального достояния и культурного наследия. При его финансовой поддержке была проведена реставрация хранящегося в Национальном архиве Грузии древней (XII–XIII века) рукописи так называемого Анчийского Евангелия. Фонд Католикоса-Патриарха сотрудничает с различными телеканалами и финансирует некоторые учебно-познавательные программы 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сер. VII в. груз. земли (за исключением западногруз. царства Эгриси) были завоеваны арабами. «Защитная (охранная) грамота» ( ), выданная араб. военачальником Степанозу II, ограничивала активность как в политической жизни, так и в церковной сфере ( Сихарулидзе. 2001. С. 10-12). М. К. платил арабам дань, церковное строительство было запрещено. С 60-х гг. VII в. на протяжении почти столетия судьбу закавказских стран определяла борьба между Арабским халифатом, Хазарским каганатом и Византийской империей. Однако даже в такой политической ситуации М. К. пользовался каждым удобным случаем, чтобы распространить свое влияние за пределы Картли. Так, воспользовавшись выступлением в 697 г. визант. патрикия в Эгриси Сергия Барнукис-дзе против Византии ( Георгий Кедрене. 1963. С. 29), что дало возможность эрисмтавару Картли Степанозу III присоединить Эгриси к Картли ( Абрамишвили. 1977. С. 36), М. К. (очевидно, в этот же период) включил в свою юрисдикцию вост. епархии Зап. Грузии - Питиунтскую (Пицундскую), Эгрисскую, Фасисскую, Абазгийскую. Считается, что в то время они входили в юрисдикцию К-польского Патриархата, однако нек-рые исследователи полагают, что эти кафедры могли изначально быть частью ГПЦ ( Адонц. 1908. С. 219; Анания (Джапаридзе). 2011. С. 6-9, 277-278, 642-645). Активную политику вел М. К. и на территории Албании Кавказской, где пересеклись интересы Картлийской и Армянской Церквей. Так, на рубеже VII и VIII вв. Албанский католикос Нерсес, к-рый, по всей вероятности, был ставленником М. К., распространил среди своей паствы халкидонскую веру. В период правления в Картли царя мч. св. Арчила († 744 или 761) в христианство были обращены горцы исторических провинций Шаки в Кахети и Цукети в Албании ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 244; Мусхелишвили. 2003. С. 384-385; Папуашвили. 2008. С. 38-39). В посл. трети VIII в. положение М. К. ухудшилось - арабы учредили Тбилисский эмират Арабского халифата, к-рый охватывал центральную и юж. части Картли, включая Мцхету с ее окрестностями. В 786 г. был упразднен институт эрисмтавара Картли ( Аласания. 2007. С. 11; Она же. 2008. С. 164), что способствовало появлению новых княжеств на периферии бывш. царства Картли; в это же время в Зап. Грузии было образовано Эгрис-Абхазское царство. В лице эрисмтавара Мцхетский престол лишился покровительства гражданской власти, ослабли коммуникационные связи с периферийными церковными центрами и паствой, что привело к нарушениям в области канонических прав Мцхетского католикоса. Так, во 2-й пол. IX в. арабский эмир в обход католикоса поставил на Анчийскую кафедру своего кандидата Цкири, а влиятельный самцхийский азнаур Мириан сумел склонить архиереев Самцхе избрать католикосом его сына - свт. Арсения I Великого (860-887) и т. д. (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 286, 305).

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Изображение иконы Анчийский Спас #2777 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Анчийский Спас #2777 Эта страничка относится к разделу   Икона Господа Анчийский Спас Скачать или распечатать изображение 2777.jpg 400x366, 0.15 MPix, 88 Kb. 3.4x3.1cm @ 300DPI (5.1x4.6cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 5 (673) , (54) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-07) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-07, анонимно. Описание: i400 Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Господа Анчийский Спас " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-2777

Анчийское Евангелие будет отреставрировано (версия для печати)/Православие.Ru Анчийское Евангелие будет отреставрировано Православие.Ru , 22 мая 2006 г. Тбилиси, 22 мая 2006 г. Анчийское Евангелие, на днях переданное Патриархии Грузии из Государственного архива, будет реставрировано. На реставрацию из Международного фонда Католикоса Патриарха всея Грузии Илии II будет выделено 3 тысячи лари, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на агентство GHN. Евангелие сильно повреждено и разделено на 39 частей. Официальное решение о финансировании проекта реставрации этого памятника XII-XIII века будет принято на заседании Совета фонда Патриарха, которое состоится на будущей неделе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010