Д. Хоштария Капитель колонны храма. Нач. XI в. Эпиграфика. На стенах Б. х. сохранилось свыше 10 древнегруз. надписей на асомтаврули . Строительная надпись, вырезанная декоративными буквами (кидурцаисрули) на аркатуре поверх окон вост. фасада, упоминающая царя Баграта III и его мать, по содержанию и титулатуре царя датируется 1001-1003 гг. Камень, на к-ром были написаны имя зодчего и, возможно, дата построения храма, утерян. На подоконном камне вост. части сев. фасада высечены 2 надписи: прославляющая царя Баграта III, по всей вероятности, была выполнена в связи с получением им визант. титула куропалата , что позволяет датировать ее 1001 г.; надпись, сообщающая о завершении укладки пола (одна из последних работ при строительстве храма) с указанием точной даты (1003), написанной араб. цифрами вместо древнегруз. букв с числовыми значениями, является самым ранним примером такого написания в истории восточнохрист. эпиграфики. К завершаюшему этапу строительства относятся керамические рельефные надписи на антефиксах черепичного перекрытия крыши храма и его порталов, обнаруженные в 1985-1987 гг. во время археологических раскопок. В первой, относящейся к рубежу X-XI вв., упоминается царь Георгий I (1014-1027), в др., расположенной на покрытом темно-синей глазурью антефиксе с отбитой нижней половиной, присутствует имя еп. Кутаисского Антония (Сагирисдзе) , принимавшего, видимо, активное участие в строительстве храма. Ист.: Dubois de Montpereux Fr. Voyage autour du Caucase. Paris, 1839. Т. 3; Atlas. P., 1840; Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию 1650-1652 гг./Документы издал и введением снабдил М. Полиевктов. Тифлис, 1926. С. 153-158; /КЦ. Т. 1. С. 278; То же: Летопись Картли/Пер., введ., прим. Г. В. Цулая. Тбилиси, 1982. С. 61; / / , . . , 1965. Т. 2. C. 80-97; 1650-1652 ./ . , 1970; /. . , 1980. Т. 2. 32, 33, 34; . //. , 1990, вып. 4. С. 86; он же. Epigraphical Material from Bagrati Temple and from Archaeological Excavations of its Environs//Bulletin of Kutaisi University. 1995. N 4. Р. 236-250. Рис. 1-11.

http://pravenc.ru/text/77326.html

В сер. X в. при поддержке Ашота IV, к-рого называли 2-м строителем О. (фресковая надпись в юж. крыле кафоликона, лапидарная надпись на трапезной; утрачены, прочитаны Н. Я. Марром: Марр. 1911. С. 160-163; КГН. 1980. Т. 1. С. 285, 287), в мон-ре были проведены масштабные строительные работы. Во 2-й пол. XIII в. или в XIV в. была воздвигнута колокольня ( Хоштария. 2005. С. 80). Около мон-ря был выстроен мост ( Марр. 1911. С. 156). Зодчие из О. участвовали в строительстве или обновлении др. мон-рей и церквей: так, для обновления кафоликона мон-ря Мартвили царь Баграт III (978-1014) пригласил зодчего Михаила Опизари (надпись на зап. приделе кафоликона, утрачена во 2-й пол. XIX в.: КГН. 1980. Т. 2. С. 36-37, 199). Настоятеля мон-ря Антония (колофон Тбетского Четвероевангелия//НЦРГ. Q 929, 60-70-е гг. XII в. Л. 289) отождествляют с еп. Кутаисским Антонием (Сагирисдзе) (Карбелашвили. 1900. С. 2; Такаишвили. 1909. С. 157-158; Описание груз. рукописей. 1958. Т. 2. С. 356). В приписке к Бертскому Четвероевангелию (НЦРГ. Q 906, XII в. Л. 340-341) сохранились подробные сведения о младшем современнике Антония, опизском духовнике Иоанне ( Кондаков. 1890. С. 46; Описание груз. рукописей. 1958. Т. 2. С. 319-320). В Синаксаре (НЦРГ. А 97. XI в. Л. 81) упомянуты настоятель обители Давид и его сестра мон. Мария, в миру Марфа (Описание груз. рукописей Церк. музея. 1973. Т. 1. Вып. 1. С. 434). Модзгварт-модзгвари мон-ря Герман (Шиладзе) и настоятель Иоанн (Кавкасидзе) (НЦРГ. А 97, Л. 231, 360; Описание груз. рукописей Церк. музея. 1973. Т. 1. Ч. 1. С. 442, 447) происходили из крупных груз. феодальных родов. Особую роль со 2-й пол. XIII в. стал играть княжеский дом Джакели, имевший право (дарованное, видимо, царями) распоряжаться доходами, поступающими с земель О. (Мат-лы по истории Юж. Грузии. 1982. С. 30-31). По неясным причинам О. и близлежащими мон-рями иногда управлял один настоятель (напр., св. Иоаким (Цумедидзе) - мон-рями О. и Цкаростави; НЦРГ. А 93. Л. 234; Цкароставское Евангелие//НЦРГ. Q 907, 1195 г. Л. 6; Описание груз. рукописей. 1958. Т. 2. С. 326; Описание груз. рукописей Церк. музея. 1973. Т. 1. Ч. 1. С. 443). В поминальной записи Алавердского Четвероевангелия упомянут деканоз Иосиф из О. (XV-XVI вв.) (НЦРГ. А 484. Л. 1; Описание груз. рукописей Церк. музея. 1986. Т. 2. Ч. 1. С. 215).

http://pravenc.ru/text/2581431.html

2010. С. 44, 66). Приблизительно в тот же период была учреждена должность мцигнобартухуцеси (великого везира, канцлера), к-рую занимал митрополит Чкондидский, благодаря чему в одном лице, находившемся на 2-м месте после царя, были объединены светская и церковная власть. Чкондидел-мцигнобартухуцеси был главным советником царя по вопросам Церкви, мог вносить изменения в епархиально-адм. систему М. К., ему подчинялись царские мон-ри и церкви и т. д. Институт чкондидел-мцигнобартухуцеси в определенной степени умалял политическое значение и участие в решении гос. дел Мцхетского католикоса-патриарха, что в начале царствования св. Тамары проявилось в поведении католикоса-патриарха Михаила IV (Мирианисдзе) (1178-1187), к-рый испросил для себя у царицы должность чкондидел-мцигнобартухуцеси ( Басили Эзосмодзгвари. 1959. С. 118, 122; История и восхваление венценосцев. 1959. С. 48). Однако после подавления придворного мятежа св. Тамара вновь определила на эту должность архиеп. Антония (Сагирисдзе). Со 2-й пол. XIII в., в период монг. господства, влияние чкондидел-мцигнобартухуцеси стало уменьшаться, Мцхетский католикос-патриарх вернул себе место 1-го советника царя. В XII-XIII вв., когда росло политическое влияние Грузии на Сев. Кавказе, М. К. возобновил успешную миссионерскую деятельность среди горцев ( Басили Эзосмодзгвари. 1959. С. 147; Шавхелишвили. 1963. С. 54, 93, 94). В юж. пределах страны после присоединения Сев. Армении к Грузии М. К. стремился проводить мягкую политику в отношении монофизитов, но вместе с тем увеличивал численность армянской халкидонитской и груз. паствы, строил православные монастыри и церкви (напр., в Ани ) ( Степнадзе. 1974. С. 70). Согласно пространной грузиноязычной надписи, обнаруженной Н. Я. Марром во время раскопок Ани, в 1218 г. католикос-патриарх всей Грузии Епифаний (1210-1220) посетил город с целью разбора тяжбы, возникшей между священнослужителями и правосл. паствой из-за чрезмерной платы за требы ( Марр. 1934; ПГП. 1970. С. 153-154), что может говорить о непосредственном подчинении в то время правосл.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Самцевриси Самцевриси (VII в.). Поновлялся в XVI в. и в 1940 г. Стоит на погосте недалеко от районного центра Карели. Церковь-свеча, одиноко горящая на высоком холме. В плане имеет форму креста с тремя рукавами прямоуголной формы, с восточной стороны – апсида. Предельно простое и изящное решение, близкое к совершенному. Кинцвиси (XIII в.), действующий мужской монастырь. Расположен в живописном ущелье реки Дзама в Кварельском районе. Церковь купольная, в плане прямоугольной формы, знаменита своей росписью XIII в., сохранившей изображения ангела из " Благовещения " , одного из самых прекрасных в грузинском искусстве, жен-мироносиц, прп. Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнели, св. Нины, вмч. Георгия, ктиторские портреты - царя Георгия III, царицы Тамар, царевича Георгия, Антония Сагирисдзе, первого министра царицы Тамар. Никорцминда (1010-1014). Находится в З. Грузии в горной Раче в селении Синатлэ Амболаурского района. Шестиконх, вписанный в прямоугольный объем. Фрески поздние, XVII в. Все фасады богато декорированы ажурным кружевом изображений Христа, архангелов, святых, вознесения Креста, животных. Гори , с которым у советского человека возникают вполне определенные ассоциации - " родина Сталина " - относится к строительной деятельности царя Давида, т.е. к XII в. Расположен на слиянии двух рек — Куры и Лиакхи в живописной Картлийской долине. Здесь до закрытия советскими властями действовала знаменитая духовная семинария, где преподавал большой знаток древней грузинской литературы, агиографии и литургики Корнелий Кекелидзе. Из ее стен вышли два героя советского времени — диктатор Джугашвили и св. мученик Перадзе. Атенский Сион Атени (VII в.), или Атенский Сион, храм в честь Пресв. Богородицы, ныне музей. Храм расположен в ущелье р. Тана, в 12 км от Гори. Это копия мцхетского Джвари, т.е. тетраконх, внутреннее пространство которого расширено посредством угловых ниш. Построен архитектором Тодосом. Фасады украшены рельефами с изображениями пьющих из источника вечной жизни оленей, сцен охоты, святых и ктиторов; содержат также и надписи на грузинском и армянском языках. Часть рельефов выполнена позднее – в X в., один из лучших фресковых ансамблей Грузии в 1080 г. Каждая апсида имеет свой цикл – евхаристический, эсхатологический, богородичный и евангельский.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Нек-рые сведения о Н. содержатся также в соч. груз. летописца Василия Эзосмодзгвари «Жизнь царицы цариц Тамар», где сообщается, что, когда св. Тамара взошла на царский престол (1184), она решила созвать Собор, чтобы привести в порядок дела Церкви и «истребить злые семена». Для этого она пригласила на Собор Н., к-рый в 1177 или 1178 г. отрекся от престола, уступив его Михаилу IV (Мирианисдзе) , и уехал в Иерусалим. Считается, что он поддерживал Георгия III, пока царь не подавил восстание царевича Демны, и покинул престол, приняв во внимание пожелание царя или уступив понуждению Георгия III. В описании церемонии коронования св. Тамары (1183), совершенной архиеп. Кутаисским Антонием (Сагирисдзе) , Н. уже не упоминается ( Басилий Эзосмодзгвари. 1959. С. 117; Он же. 2008. С. 304). Из рукописей коллекции груз. Иверского монастыря на Афоне известно, что Н. перед поездкой в Иерусалим 4 года или 5 лет прожил на Афоне: узнав о том, что в Иверском мон-ре случился пожар, Н. изменил решение и, вместо того чтобы уехать в Иерусалим, отправился на Афон, чтобы помочь восстановить обитель. Представители груз. знати, также обеспокоенные положением афонского груз. монашества, направили обильные дары для восстановления мон-ря. Акад. E. П. Метревели , опираясь на сведения из «Книги агап» Иверского мон-ря, выяснила, что Н. прибыл на Афон в 1178 г. Он оказал существенную поддержку настоятелю обители Павлу (март 1170-1183/84) и активно участвовал в восстановлении мон-ря. За заслуги Н. настоятель мон-ря Павел учредил в его честь поминовение (агапу); также он установил агапу за царицу св. Тамару ( Метревели. 1998. С. 94, 101). В Иерусалим Н. отправился в 1182 или 1183 г. и оставался там в течение года или 2 лет, подвизаясь в груз. Крестовом монастыре ; его имя упоминается в агапах мон-ря. Н. был сторонником воцарения св. Тамары. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что по первому же ее зову он вернулся в Грузию; кроме того, в «Слове о Столпе...» Н. скрупулезно рассмотрел вопрос о важности роли женщин в истории Грузии ( Николай (Гулаберисдзе). 2007. С. 8). Католикос-патриарх Михаил IV в исторических сочинениях, посвященных описанию деятельности св. Тамары, характеризуется отрицательно: он вероломно занял важнейшие гос. и церковные должности, что привело к его практически неограниченной власти. Во главе Собора св. Тамара поставила Н. и архиеп. Антония, которые «наподобие утренней зари опережали остальных и блистали, как звездный сонм на небосводе». Историк также сравнивает Н. с его небесным покровителем - свт. Николаем , архиеп. Мирликийским. В числе других на Соборе был решен вопрос и об отстранении Михаила IV. Н. предложили вновь занять Патриарший престол, однако он отказался, и католикосом-патриархом стал Феодор II (1188-1204/05) ( Басилий Эзосмодзгвари. 1959. С. 117-118; Он же. 2008. С. 305; Бердзенишвили. 1979. С. 197-199; Джавахишвили. 1984. Т. 7. С. 114). Сочинения

http://pravenc.ru/text/2566054.html

Муж. мон-рь Кинцвиси во имя свт. Николая Мирликийского (с. Кинцвиси) был основан в XII-XIII вв. В мон-ре 3 церкви: главный, крестово-купольный храм свт. Николая (XII-XIII вв.), церкви во имя вмч. Георгия и в честь Рождества Пресв. Богородицы (XIII в.), а также колокольня и руины различных построек. В храме свт. Николая сохранилось множество одновременных постройке здания фресок, наиболее известные - изображения арх. Гавриила из сцены Благовещения, жен-мироносиц, преподобных Давида Гареджийского и Иоанна Зедазнийского , св. Нины , вмч. Георгия , ктиторские портреты груз. царя Георгия III, св. царицы Тамары , царевича Георгия Лаши, первого министра св. царицы Тамары еп. Антония (Сагирисдзе) . Мон-рь как женский был возобновлен митр. Иовом в мае 1997 г., в 2001 г. преобразован в мужской. Настоятель - игум. Исаия (Гогиберидзе), подвизаются 6 послушников. На рубеже XX и XXI вв. при древних престолах или вновь выстроенных церквах в Дзамском ущелье было основано еще 8 мон-рей. В мон-ре Мухилети, учрежденном во имя свт. Зенона Икалтойского (с. Мухилети) в 1999 г., 2 церкви: главная, Пресв. Богородицы (1999-2002), и свт. Зенона Икалтойского (2001-2002). Настоятель - иером. Зенон (Санадзе), подвизаются 2 монаха и 3 послушника. 1 мая 2002 г. митр. Иовом было освящено сразу 3 мон-ря. Мон-рь Кватетри (груз.- Белый Камень) во имя Всех грузинских святых, с одноименной церковью (2001) базиличного типа. Настоятель - игум. Григорий (Тоидзе), 5 послушников. Мон-рь Дзама во имя прп. Саввы Освященного, с одноименной церковью (2002-2004). Настоятель - иером. Гавриил (Гачечиладзе), подвизаются монах и послушники. Монастырь Тбети во имя арх. Гавриила, с одноименной церковью (29 апр. 2003). Настоятель - игум. Шио (Хардзеишвили), 2 монаха и послушники. В том же году (27 окт.) был освящен мон-рь Бертубани во имя св. Марии Египетской. Настоятель - игум. Савва (Жгенти), подвизаются 2 послушника. 28 мая 2003 г. митр. Иов освятил монастырь Кодмани с церковью во имя св. Макария Александрийского (2003-2004). Настоятель - иером. Марк (Микабадзе), 2 послушника. Мон-рь Бана освящен во имя прп. Григория Хандзтийского, с одноименной церковью (2003-2004). Настоятель - иером. Иов (Гегешидзе), подвизаются иеромонах, монах и 2 послушника. В скиту св. Иоанна Крестителя (нач. XXI в.) подвизаются иеромонах и 2 монаха.

http://pravenc.ru/text/171891.html

Груз. царь Георгий III, св. царица Тамара, царевич Лаша-Георгий. Роспись ц. Рождества Богородицы мон-ря Бетаниа. Нач. XIII в. Груз. царь Георгий III, св. царица Тамара, царевич Лаша-Георгий. Роспись ц. Рождества Богородицы мон-ря Бетаниа. Нач. XIII в. Преемником Николая стал Михаил IV (Мирианисдзе) , занимавший к тому времени, вероятно, кафедру архиеп. Картлийского. Католикос Михаил был удостоен еще одной из высших церковных должностей - титула мацкверели, т. е. еп. Ацкурского (за мацкверели было закреплено 4-е (из 36) место справа от государя во время венчания на царство) (ПГП. Т. 2. С. 48), а также он занимал Самтависскую кафедру (КЦ. Т. 1. С. 122). Однако чкондидел-мцигнобартухуцеси, к-рым в тот момент был архиеп. Антоний (Глонистависдзе), обладал большей властью, чем католикос. Предположительно в 1184 г., во время одного из выступлений феодалов, объявивших помазание на царство св. царицы Тамары в 1178 г. незаконным и потребовавших повторного помазания, католикос Михаил (Мирианисдзе) в качестве компенсации за проведение церемонии получил должность чкондидел-мцигнобартухуцеси, а архиеп. Антоний (Глонистависдзе) был удален в мон-рь (ОИГ. Т. 3. С. 298). Вернувшись в Грузию в 1184 г., бывш. католикос Николай при содействии св. царицы Тамары и еп. Кутаисского Антония (Сагирисдзе) попытался сместить с Патриаршего престола католикоса Михаила. Для этого св. царица Тамара созвала Церковный Собор, где председательствовали Николай и архиеп. Антоний. Однако Михаил не покинул Патриарший престол (КЦ. Т. 2. С. 118). Возможно, в то же время Николай - видимо, по заказу царицы - создал произведение «Чтение на Животворящий Столп», посвященное также возможности возведения на царский престол женщины. Основываясь на том, что Промыслом Божиим в Грузии в отличие от др. уделов проповедь христианства была осуществлена женщиной, св. Ниной, Николай делает заключение, что и на престол царя, помазанника Божия, можно возвести женщину. Выбор женщины, св. Нины, для проповеди в Грузии объясняется тем, что проповедь на Востоке изначально предназначалась женщине, Пресв. Богородице. Николай добавляет, что «были тогда грузины свирепы и дики», а женщина «мягкими и ласковыми речами» лучше мужчины могла справиться с их буйным нравом. Католикосу Николаю принадлежит «Эпистола царя Мириана кесарю Константину об обращении Грузии в христианство и о его радости по этому поводу», к-рую И. Джавахишвили называет образцом исторического анализа ( Джавахишвили. Католикос Николай. 1977. С. 409). По возвращении в Грузию католикос Николай продолжал заботиться о груз. церквах и мон-рях за рубежом.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Кинцвиси. Монастырь Николая Чудотворца. Собор Николая Чудотворца. Собор. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1200 - 1250. Адрес: Грузия, край Шида-Картли, Карельский муниципалитет, Кинцвиси , , , , Координаты: 41.960751, 43.837498 Проезд:см. проезд к монастырю Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В храме св. Николая множество знаменитых фресок того же времени. Среди сохранившихся росписей можно увидеть знаменитого Кинцвисского Ангела. Здесь также можно увидеть портреты царя Георгия III, царицы Тамары, царевича Георгия (Георгий IV Лаша), а также ктиторские (то есть людей, выделявших на строительство деньги) портреты Антония Сагирисдзе (в англ. вики написана фамилия Гновистависдзе), местного феодального магната и первого министра при царице Тамаре и Зазы Панаскертели, известной личности 15-го века, заказавшей много позже роспись притвора. Таким образом, изображение царицы Тамары получается прижизненное, хотя не исключается, что она скончалась во время строительства храма. Сохранившихся изображений царицы - единицы. Эти фрески датируются 1205 годом и на тогда их можно было назвать одними из самых красивых картин того времени. источник : http://vartumashvili.livejournal.com/102004.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=36356

1962. Т. 1. С. 139, 141, 143). В 1810 г. российский имп. Александр I присоединил к Российской империи Имерети. В 1814 г. была формально упразднена автокефалия Церкви в Зап. Грузии, фактически Абхазский Католикосат перестал существовать в 1820 г. Был образован Грузинский Экзархат РПЦ , окормлявший Церковь в Зап. и Вост. Грузии. Временно оставались на своих кафедрах митрополиты Кутаисский сщмч. Досифей и Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе) . В 1819 г. экзарх Грузии Феофилакт (Русанов) предпринял решительные шаги по проведению церковных реформ в Зап. Грузии, целью к-рых было изменение церковной структуры в соответствии со структурой РПЦ. Для этого нужно было сократить численность священно- и церковнослужителей и количество храмов (в 1819 в Имерети насчитывалось 12 908 дымов в приходах, 633 церкви и мон-ря, было 693 священника, 79 монахов, 179 диаконов, всего 951 священнослужитель) (АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 418-419; Мчедлидзе, Кедзевадзе. 2008. С. 235), провести секуляризацию церковного имущества, заменить натуральный церковный налог денежным. Вспыхнуло восстание в Шорапанском крае, затем оно охватило всю Имерети, Гурию, Самегрело и Рачу; в Имерети были введены регулярные войска и казачьи полки. Митрополиты Досифей и Евфимий и архимандрит монастыря Табакини Григорий (Цкитишвили) были арестованы, сщмч. Досифей умер от кровотечения 8 (или 6) марта 1820 г. в пути между Гори и Сурами (похоронен в церкви в Ананури ), сщмч. Евфимий сослан в Александров Свирский в честь Св. Троицы монастырь , скончался 21 апр. 1822 г. 19 нояб. 1821 г. путем объединения Кутаисской, Гелатской, Хонской и Никорцминдской епархий в юрисдикции Грузинского Экзархата РПЦ была образована Имеретинская епархия , главой к-рой стал архиеп. Никорцминдский Софроний (Цулукидзе). Территория К. е. входит в юрисдикцию совр. епархий ГПЦ: Кутаисско-Гаенатской , Маргветско-Убисской , Ванско-Багдатийской и Терджольско-Ткибульской . Кутаисские архиереи Архиепископы: Антоний (80-90-е гг. X - нач. XI в.); Самуил (Чорчанели; 10-30-е гг. XI в.); Арсений (50-е гг. XII в.); Николай (2-я пол. XII в.); Абуласан (60-70-е гг. XII в.- до 1178); Антоний (Сагирисдзе; приблизительно 1178-1191); Павел (90-е гг. XII в.); Иоанн (2-я пол. XIII в.); Герасим (Чхетидзе; 1529); Симеон (Чхетидзе; 1529-1562); Василий (1562-1574); Симеон II (Чхетидзе; 1637-1666); Симеон III (Чхетидзе; возможно, то же лицо, что и Симеон II; 1666 - приблизительно 1694); Евдемон (приблизительно 1696-1725); Максим (Иашвили; приблизительно 1725-1737); Тимофей (Габашвили ; 1737-1740, 1743-1747); Антоний (Багратиони; 1740-1743; впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I ); митрополиты: Максим (Абашидзе; 1759-1781); сщмч. Досифей (Церетели; 1781-1820). Святыни К. е.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ IV (Мирианисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (1178-1187). Занимал престол после католикоса-патриарха Николая I (Гулаберисдзе; 50-е гг. XII в.- 1178), к-рый «из-за скромности своей отрекся от трона католикоса» и уехал в Иерусалим ( Василий Эзосмодзгвари . 1959. С. 117). После воцарения в Грузии св. Тамары М. «благодаря коварству некоторых царских сановников... отобрал» у архиеп. Чкондидского Антона (Глонистависдзе) должность мцигнобартухуцеси (главного везира) и Чкондидскую кафедру, а также присвоил Самтависскую и Ацкурскую кафедры Грузинской Церкви. Очевидно, М. был противником единоличной царской власти; св. Тамара пыталась отстранить его от управления Церковью и созвала в 1184 г. Церковный Собор, на к-ром вместе с еп. Кутаисским Антонием (Сагирисдзе) председательствовал вернувшийся на родину Николай I (Гулаберисдзе). М. на Соборе отсутствовал, т. к. «Николай и Антоний... не пожелали, чтобы в их среде пребывал тогдашний Картлийский католикос, потому что он стал допускать вещи, совсем искажавшие церковные правила, сумел коварством получить от Господа власть архиепископа Чкондидского и архиепископа Ацкурского, также и мцигнобартухуцеси». Участники Собора не смогли отстранить М., «хотя и много потрудились»; однако им удалось сменить неск. недостойных епископов и «вместо них посадили Божьих людей, кроме того на Соборе исправили и некоторые церковные правила, которые были искажены людьми, пренебрегавшими порядком» ( Василий Эзосмодзгвари. 2008. С. 304-305). М. не пользовался любовью и авторитетом среди паствы, летописец отмечает, что его смерть не вызвала жалости: «Никто из-за него не предавался горю, ни великий, ни малый, потому что все презирали его» (Там же. С. 306-307). Архиеп. Антон (Глонистависдзе) был восстановлен в должности чкондидел-мцигнобартухуцеси, на патриарший престол взошел Феодор II (1188-1204/05). Ист.: История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. C. 1-114; Василий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//Там же. C. 115-150; он же. То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 303-330. Лит.: Абашидзе З. Микел IV//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 52-53 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/2563694.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010