7) То, что Диакона Марина, связанного духовными запрещениями аки бы за ослушание властям, на самом же деле за честное его исповедание и прославление Имени Божия, а равно и запрещение говорить о догматах, и вообще касательно имени «ИИСУС» в ските Фиваида 395 считаю делом беззакония. Считаю также беззаконием и то, что Наместник 396 порвал выписки из Св. Писания об имени «ИИСУС» Христовом и бросил их на землю с пренебрежением и повелел кланяться Алексею Кириевскому (аки кумиру точно одушевлённому) упорно унижающему и хулящему СВЯТЕЙШЕЕ ИМЯ «ИИСУС» и то, что, глумясь над именем именуют нас «Иисусианами» и насмешливо глумясь над именем «ИИСУС» пишут на бумаге Иисус и велят кланяться буквам; и то что имя Господа нашего Иисуса Христа приравнивают к разным человекам, носившим такое имя Иисус (как то: Иисус Навин, Иисус Сирахов и проч.) насмешливо посылают кланяться аки богам; и то что некоторые дерзали говорить, что погибнут все те кои идут против учения вышеупомянутого И. Алексея Кириевского. Верхом беззакония считаю богохульную рецензию инока Хрисанфа и статью прилепившегося к имеборцам архиепископа Антония Волынского, поддерживающего и способствующего к распространению имеборческой ереси 397 и прочее подобное безумие и беззаконие, кое творят последователи учения И. А. Кириевского и инока Хрисанфа. Я считаю таковое дело всё подлежащее анафеме, согласно 5-й анафеме на Варлаама. Весьма вероятно, что об этой ереси пророчествует Св. Ап. Иоанн Тайнозритель: И отверзает он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить Его Имя и проч. ( Откр. 13:6 ). Об Иереях и Архиепископе, вышеуказанных, пророчествует Св. Пророк Малахия, изобличая их проклятое имеборческое мудрование: «И так для вас, священники, эта заповедь; и если вы не послушаетесь, и если не приимете к сердцу, чтобы воздавать СЛАВУ ИМЕНИ МОЕМУ, – говорит Господь Саваоф, – то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. Вот, Я отниму у вас плечо, и помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним» ( Мал. 2:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

92 Под волей души И. Кассиан, очевидно, разумеет волю, или точнее, расположение человека в цельном составе и, как такую, отличает от воли духа и плоти в их особости (см. Соб. IV, 7–12). Ведь, и воля плоти и духа, не особые какие-то воли, а только выражение потребностей этих частей человека, взятых в отдельности, в форме волевых стремлений. Очевидно, волю И. Кассиан считал за силу, которая в себе уже несет известное внутреннее стремление к приобретению такого или иного содержания, берет ее, как силу стремящуюся. 100 Таким образом, в круге христианского мышления не только идея Церкви и идея борьбы связаны, но и идея жизни человеческой, идея плана наличного его бытия не отделима от идеи борьбы. Α где борьба, там и подвиг. Да и общность идеи Церкви и борьбы понятны только при последнем. 103 Часто преп. Кассиан употребляет выражение «закон пороков», обозначая этим, очевидно, уже совокупность греховных действий и их проявление в жизни. Соб. XXIII, 15; XII, 2. 115 См. лекции по пастырскому Бог. Архиеп. Антония, мыслями которого в настоящей статье мы пользуемся. 118 Припомните слова Апостола о том, чем должна регулироваться свобода христианина: всякий стоит или падает Господеви; у всякого свое духовное дарование, нужно не претыкание ставить ближнему, а помогать ему, умаляя и ограничивая себя ( 1Кор.9:24 ). 119 Α личность пастыря сама по себе не должна особенно значить. Ап. Павел хорошо выясняет роль пастыря в посланиях к Коринфянам. 121 Носитель определенной идеи и последовательный в своих принципах человек даже в мирской жизни пользуется всегда уважением, даже у противников: политических и других, а человек колеблющийся, куда ветер подует и всем друг, никогда не пользуется почетом. 123 Знаете, как люди ненавидят своего кумира, которому они прежде покланялись; если он на чем-либо преткнется и не оправдает их вожделений и ожиданий. 126 То же самое буквально говорит и ап. Павел: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю, что на это у нас не доставало сил. Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы вас вознести? Чего у вас не достает пред прочими церквами, разве только того, что я не был вам в тягость. Простите мою такую вину. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что чрезмерно любя вас, я меньше любим вами. ( 2Кор.12:13,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 17. О смиренном и многотерпеливом Никоне-черноризце Другой инок, именем Никон, был также взят в плен, и держали его в оковах. И пришел некто из Киева выкупить его. Но он не радел о том, хотя и был из знатных людей города. Христолюбец же тот, выкупив многих других пленников, возвратился домой. Услышавши об этом, родственники Никона со многим богатством пошли выкупать его. Инок же сказал им: «Не тратьте всуе богатства вашего. Если бы хотел господь, чтобы я был свободным, то не предал бы он меня в руки этих людей беззаконных и самых коварных во всей земле. Господь сказал: «Я предаю в плен и священников». Благое приняв от руки господней,— неужели не стерпим зла?» Родственники же, укоряя его, ушли, унося с собой большое богатство. Половцы же, видя, что не осуществилось их. желание, начали мучить инока без всякой милости. Три года каждый день издевались над ним и связывали его, бросали в огонь, резали ножами, с закованными руками и ногами оставляли под палящим солнцем, голодом и жаждой морили; так что он иногда день, иногда два и три оставался без всякой пищи. И за все это благодарил он бога и молился беспрестанно. Зимой же на снег и на мороз выбрасывали его. Все это делали окаянные половцы, чтобы он дал за себя большой выкуп. Он же сказал им: «Христос даром избавит меня от рук ваших; я уже получил извещение об этом: являлся мне брат мой, которого вы продали жидам на распятие. Осудятся они с сказавшими: «Возьми, возьми, распни его, кровь его на нас и на детях наших», — вы же, окаянные, вечно будете мучиться с Иудою, как предатели нечестивые и беззаконники. И вот что сказал мне святой Герасим: «Через три дня ты будешь в монастыре по молитвам святых Антония и Феодосия, и святых черноризцев, И всех, кто с ними». Услышав же это, половчанин подумал, что тот бежать хочет, и подрезал ему голени, чтобы он не убежал, и крепко стерегли его. В третий же день все с оружием в руках сидели около него, — вдруг в шестом часу он сделался невидим, и все услыхали голос, произнесший с небес: «Хвалите господа!»

http://sedmitza.ru/lib/text/438071/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 7. Нестора, инока обители монастыря Печерского, сказание о том, почему монастырь был прозван Печерским Во время княжения самодержца Русской земли, благоверного великого князя Владимира Святославича, соблаговолил бог, чтобы появился просветитель Русской земли и наставник иноков, о котором и будет это сказание. Жил в городе Любече некий благочестивый муж, в которого смолоду вселился страх божий, и захотел он стать иноком. Человеколюбивый же господь вложил в его душу желание идти в страну Греческую и там постричься в монахи. Немедля устремился он в путь, странствуя за странствовавшего и трудившегося ради нашего спасения господа, и достиг Царьграда. И пришел он на Святую Гору, и обошел афонские святые монастыри, и, увидев эти монастыри на Святой Горе и жизнь монахов, превосходящую человеческие возможности, — оставаясь во плоти, они подражали ангельскому житию, — еще сильнее воспылал он любовью ко Христу и захотел - повторить подвиги этих монахов. Пришел он в один из тамошних монастырей и умолил игумена, чтобы тот возложил на него ангельский образ иноческого чина. Игумен же, прозрев, что он свершит великие добрые дела, послушал его, постриг под именем Антония, наставив и обучив иноческому житию. Антоний же, угождая во всем богу, в остальном подвизался в покорности и послушании, так что все радовались за него. И сказал ему однажды игумен: «Антоний, иди снова на Русь, да будешь там и другим примером их успеха и утверждения в вере, и будет с тобой благословение Святой Горы». Антоний же пришел в город Киев и стал думать, где бы ему жить. Походил он по монастырям и не пожелал ни в одном из них поселиться: потому что бог не хотел. И стал он ходить по лесам, и по горам, и по разным местам, и, придя в Берестово, нашел пещеру, которую когда-то выкопали варяги, и поселился в ней, и жил в ней в великом воздержании. Через некоторое время после этого умер великий князь Владимир, и захватил власть безбожный и окаянный Святополк, и, сев в Киеве, стал избивать братьев своих, и убил святых Бориса и Глеба. Антоний же, увидев такое кровопролитие, содеянное окаянным Святополком, снова удалился на Святую Гору.

http://sedmitza.ru/lib/text/438044/

IV ч. 332 стр. по изд. 1900 г.). «Прежде, нежели они низринуты (с неба), говорит Немезий, и им, как людям при жизни, предоставлена была возможность прощения. А так как они не воспользовались ею, то справедливо подверглись вечному и непреложному осуждению» (Nemes. De hom. opific. c. 1). 298 Эту мысль высказывали многие из древних, напр. Иустин (Разг. с Триф. 141), – Ириней (Пр. ересей 1, 10), – Василий В. (На Ис.14 гл.), – Кирилл иер. (Огл. поуч. IV, 1), – Иероним (Прот. Руфииа, II, 6–7; Пис. 124, к Авиту), – Августин, (О град. Бож. XV, 27; XXI, 17), – Дамаскин (Точн. изл. в. II, 4). А в житии св. Антония В. эта мысль подтверждается рассказом о том, как однажды пришел к нему диавол в образе человека и просил его помолиться об нем Богу. Великий подвижник помолился, и Бог открыл ему, что диавол должен стоять на одном месте три года, и днем и ночью молить Бога о прощении своей злобы и о даровании ему прежней славы. Когда Антоний сказал это диаволу, то последний ответил ему: «если бы я захотел помолиться Богу, то давно бы раскаялся» (Чет. Мин. под 17 Янв.). 300 В откровении ап. Иоанна это событие изображается так: произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:7–9 ). Что это событие относится к прошедшему, ясно из сопоставления этого описания со словами Спасителя ( Лк.10:18 ) и указанием ап. Иуды (6 ст.). 302 Соответственно этому в описании искушений И. Христа от диавола говорится, что диавол, показав И. Христу все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее ( Лк.4:5–6 ). 303 Древние отцы и учителя церкви подробно выясняли библейское воззрение на язычество, т. е. как на происшедшее под влиянием демонов и в его целом как на область действий и господства сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Pag. 141–142. 101. Состоянием естественным Отцы называют то состояние, в котором человеки сотворены; состояние падения они называют нижеестественным. 102. 4 Цар. 5. 26. 103. 4 Цар. 6. 17. 104. Ср.: не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах (Ис. 42. 2). 105.  По иному чтению: «Вид святых Ангелов — приятный и спокойный: они не спорят между собою, не кричат, — столько тихи, что не слышится голос их. Являясь с благостию и тихостию, поливают в душу радость, наслаждение, извещение». Pag. 142. 106. Лк. 1. 13. 107. Мф. 28. 5. 108.  …не бойтесь… (Лк. 2. 10.) 109. Ин. 8. 56. 110. Лк. 1.41. 111.  …отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4. 10; Втор. 13. 4). 112.  …тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10. 20). 113.  Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас (Мф. 7. 22, 23). 114.  …не всякому духу верьте (1 Ин 4 1). 115. 2 Кор. 12. 11. 116.  Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся (Пс. 19. 8). 117.  …я, как глухой, не слышу (Пс. 37. 14). 118. Человек, при видении духов — так как это состояние находится вне обычного порядка — не может тотчас дать себе верного отчета, совершается ли видимое им на самом деле, или это — только видение. Деян. 12. 9. 119. Рим. 8. 35. 120.  …Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 121.  …приложил я к себе (1 Кор. 4. 6) 122. Пс. 9. 7. 123. Нав. 5. 13. 124. Дан. 10. 20. 125. Иное чтение, местами вписанное здесь в выносках, есть перевод греческого текста на латинском Евагрием. Этим чтением пользовался святой Димитрий Ростовский, составляя жизнеописание преподобного Антония Великого. Евагрий сознается в недостаточной точности своего перевода: но перевод этот, будучи сделан иноком, имевшим опытное знание отшельнической жизни, имеет свою цену.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

XII. Уступи для достижения христианского мира часть твоих прав, отложивши всякое себялюбие. В этом главнейший образец для всего рода человеческого Сам Сын Божий. «Он, будучи образом Божиим... равным Богу... уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6, 7, 8 ). Так, Сын Божий, когда было необходимо (чтобы примирить человека с Богом), принимает образ послушного раба, покорно идет на мучительную смерть, хотя мог бы призвать целые легионы Ангелов ( Мф.26:53 ), чтобы защитили Его, но Он отказывается от этого права ради вечного мира. Представим здесь несколько примеров такой христианской уступчивости. а) Преподобный Сергий мало того, что отказался от почестей, но сам рубил дрова, будучи игуменом, и носил воду для каждого из братий, чтоб только они в мире и с терпением переносили все трудности пустынной жизни. б) Однажды в Киево-Печерском монастыре никто не хотел приготовить дров для кухни; тогда келарь Феодор пришел к преподобному Феодосию – игумену монастыря, говоря: «Повели, отче, кому-нибудь из праздных братьев приготовить дров, сколько нужно». Преподобный отвечал: «Вот, я празден, я иду». Было же тогда время обеда. Блаженный игумен повелел всей братии идти к трапезе, сам же взял топор и начал рубить дрова. По окончании трапезы, братия вышла и видит преподобного своего игумена, секущего дрова. Тогда каждый взял топор, и столько приготовили дров, что их достало уже на долгое время» (Жит. пр. от. Антония и Феодосия печер., изд. Киево-П. лавры 1861 г., стр. 53). Нам трудно и подумать о том, чтобы стать добровольно из домовладельцев слугой, но это-то, скорее всего, может сделать владыку счастливым. Не напрасно сказано Спасителем: «князи народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф.20:25–27 ). Этим-то правилом и достигался тот примерный порядок, тот мир несокрушимый в древних христианских обществах, который удивляет и врагов Христа (см. «Воскресн. чт.» за 1891 г., стр. 37–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

    Инокам, которые просили у Антония Великого назидания, но из предложенного одного не хотели, а другого не могли исполнить, авва предложил дать «кашицы»: Пришли братия к авве Антонию и говорят ему: «Скажи нам слово, как спастись?» Старец отвечает им: «Вы слышали Писание? Сего и достаточно для вас». Они же сказали: «Мы и от тебя, отче, хотим услышать». Старец сказал им: «Евангелие говорит: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39). Они говорят ему: «Не можем этого сделать!» Старец отвечает: «Если вы не можете обращать и другой, то, по крайней мере, сносите (удар) в одну». — «И этого не можем», — говорят они ему. Старец отвечает им: «Если и этого не можете сделать, то не платите человеку тем, что получили». Братия сказали: «И этого не можем». Тогда старец говорит ученику своему: «Приготовь им немного кашицы, ибо они слабы. Если вы одно не можете, а другое не хотите, то что я вам сделаю? Нужно молиться!» (Древний патерик. С. 49. 1)». Страсть печали Определение страсти    Печаль — чувство грусти, скорби, душевной горечи. В своем втором значении — забота, беспокойство.    Чаще всего печаль появляется в душе человека, который имеет глубокую привязанность ко всему земному. Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Если кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился от нее; ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи?» (Леств.2:7).    Печаль бывает полезной для нас, когда возникает от покаяния в грехах.    Прп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о следующих причинах возникновения печали:    1) от предшествующего гнева;    2) от неисполнения желаний;    3) из-за убытков и потерь;    4) без видимых причин;    5) из-за неразумных забот;    6) из-за страха за свою участь». Священное Писание о страсти    «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор.7:9-10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

   «Подошел так же и получивший два таланта и сказал: «Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. XXV:22—23)...    У некоторых добрых служителей церкви Христовой иногда появляются унылые речи... Вот я – простой, обыкновенный священник или епископ. Никаких особых талантов у меня нет. Что я могу сделать полезного?... Семинарист – пастырь говорит с горечью: почему я не окончил Академии? Тогда я работал бы широко!... А кандидат богословия замечает: вот если бы я был магистром богословия, – много добра я тогда сделал бы!... Иной скорбит если бы у меня были такие таланты, как у Антония или Филарета!... Все подобные речи от лукавого... Они напоминают о том неверном и ленивом рабе, который свой талант зарыл в землю, и за это наказан был Богом (Мф. XXV:24—30). Боже! Избавь нас от этих вражеских дум. Здесь у нас говорит грубая зависть... Не всякому Господь дает много талантов: иному больше, а другому меньше: все это распределяет Премудрый Владыка «каждому по его силе» (Мф. XXV:15)... Не все святители Антонии; и не все священники Иоанны Кронштадтские: им от Бога даны многие таланты, которые они своими неустанными трудами во славу Божию и благо ближних – во сто трудов уплодоносили...    Но и каждый самый обыкновенный священник православной Церкви, тем более – святитель, может, с Божией помощью совершать много добра. Что важнее всего в служителе Церкви Божией? – Верность непоколебимая Богу и Церкви Святой: когда пастырь Христов открыто, явно для всех, не боясь угроз и вместе не поддаваясь лести, ни наживе, — исповедует пред всеми людьми свою веру глубокую в Бога и проявляет твердую преданность Святой православной Церкви... В дни современных религиозных шатаний, когда ради земного покоя и боясь тюрем, немало и пастырей Церкви изменило святой вере, в которой родились и откуда восприняли свою благодать, и стали вне Церкви: безблагодатными раскольниками, – эта верность своему пастырскому долгу: святому православию имеет главнейшее значение в пастырском деле. Одна лишь стойкость в св. вере пастыря – способна удержать всю его паству от нечестивых расколов и безверия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   И это противопоставление себя в творении и себя в жизни и дает в известный момент состояние помилования себя. Вот смысл слова аввы Антония. И если мы в какой-то момент своей жизни помилуем себя и почувствуем противопоставление себя в творении и себя в жизни, тогда мы можем, подобно блудному сыну, идти к Богу и просить о помиловании. Но и в этом шествии мы должны работать Богу, а мы постоянно забываем, даже в нашем служении Богу, для чего мы должны все это делать.    Один авва, когда к нему обратились за назиданием, так определил духовное делание: «Когда мы жили в скиту, занятие о душе было нашим настоящим делом, а рукоделие — поделием, а ныне рукоделие стало настоящим делом, а занятие душой только поделием».    Вот и мы в наших тех или иных работах памятуем не о том, о чем мы должны помнить. Мы забываем, что мы должны восстанавливать в себе образ Божий, что наше единственное дело на земле — нам, гражданам земли, сделаться гражданами неба. А мы думаем, что мы без этого можем спастись теми или иными делами: хождением в церковь, милостынею и т. д. Но все это есть только поделие в сравнении с настоящим делом — очищением души, покаянием.    Если у блудного сына и были какие-нибудь дела, то он стяжал их не на гумне покаяния, не на сознании своего ничтожества перед Богом, а на основе гордости.    Мы должны знать, что если мы хотим идти путем Христовым, то должны помнить, кто мы в жизни и кто в творении, для чего мы призваны в эту жизнь и что представляем из себя в настоящий момент. И если перед нашими глазами постоянно будет творение Божие, «образ неизреченной Божией Славы», тогда мы будем миловать себя. Это не значит, что мы будем гордиться, прощать себя, оправдываться, а мы в самих себе увидим неизреченный храм Божией Славы, почувствуем всю радость жизни в Боге и ощутим ту грязь, в которой мы живем. Тогда мы придем к Богу и будем просить Его, как блудный сын: «Прими мя в число наемников Твоих» (Лк. 15:19). Прими меня, я хочу жить с Тобой, в Тебе.    И если мы придем в таком состоянии, то будем приняты, как блудный сын.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010