Лит.: Какабадзе С. Архетипы «Жития сирийских отцов»//Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 1. С. 1-18; Чхартишвили М. О взаимосвязи редакций «Жития Иоанна Зедазнели»//Тр. греко-груз. ун-та. Тбилиси, 1944. Вып. 1(2). С. 120-126 (на груз. яз.); Древние редакции житий сирийских подвижников в Грузии/Сост., исслед., словарь: И. Абуладзе. Тбилиси, 1955. С. IX-XVIII (на груз. яз.); Кекелидзе К. С., прот. Вопросы о прибытии сирийских подвижников в Картли// Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 19-50; он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 157-163, 534-536; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 209-214; Джавахишвили И. Сочинения. Тбилиси, 1979. Т. 1. С. 389-415 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Взаимосвязь архетипов житий сирийских подвижников//Мацне: Сер. языка и лит-ры/АН Грузии. Тбилиси, 1982. 4. С. 62-67 (на груз. яз.); он же. Словарь ГПЦ. 2007. С. 412-413. Э. Габидзашвили, Н. Т.-М. Гимнография Место погребения прп. Иоанна Зедазнийского в ц. Преображения Господня мон-ря Зедазени Место погребения прп. Иоанна Зедазнийского в ц. Преображения Господня мон-ря Зедазени И. З. посвящено песнопение малой формы, автором к-рого Л. Асатиани, акад. прот. К. Кекелидзе и др. исследователи считают груз. гимнографа XVIII в. мон. Макрину (Багратиони) , дочь царя Картли Ираклия I. Текст песнопения, дошедший в 2 рукописях, агиографическом и гимнографическом сборнике (НЦРГ. H 1672, 1740 г.) и Минеях (под 15 сент.) (НЦРГ. S 1464, 1759 г.), нек-рое время приписывали груз. гимнографу католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788): впервые песнопение было опубликовано в его «Праздничном сборнике» (М., 1805; Цеси, 1811; М., 1865). В 1936 г. Асатиани издал текст в сб. «Поэтессы древней Грузии», где автором была указана мон. Макрина. В 1949 г. было издано собрание произведений мон. Макрины, но это песнопение не было туда включено. К. Кекелидзе и М. Кавтария исследовали тексты (Кекелидзе - ркп. НЦРГ. S 1464, Кавтария - ркп. НЦРГ. H 1672) и выпустили академическое издание песнопения ( Кекелидзе. 1974. Т. 13. С. 36; Кавтария. 1977. С. 225). Кавтария установил, что текст был помещен среди стихир, посвященных свт. Иосифу Алавердскому, но песнопение использовалось на литургии в день памяти И. З., а также исполнялось в качестве тропаря И. З.

http://pravenc.ru/text/471182.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Микадзе Захарий, прибл. 1728 - ок. 1812, Тифлис), еп. Некресский, груз. церковный деятель, проповедник и поэт. Сведения о жизни и творчестве А. чрезвычайно скудны и содержатся в рукописях XVIII-XIX вв. (A 983; A 1631; S 177; H 40; H 367; H 2134. Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе) и документах того времени. Известно, что отец А. был старшим протоиереем Тбилисского Сиони в 1718-1746 гг. По сведениям М. Джанашвили , учителями А. были известные архиереи и писатели, Католикосы-Патриархи Вост. Грузии Виссарион (Бараташвили-Орбелишвили) и Николай X (Херхеулидзе) . В 1777 г. А., будучи уже в сане иерея, принял постриг. 9 апр. 1778 г. был рукоположен во епископа Цилканского. В течение 14 лет в тяжелейших условиях (частые нашествия лезгин, наличие сильной языческой традиции и т. д.) А. вел проповедь христианства среди местного населения в горной части Вост. Грузии Мтиулети. В 1792 г. по просьбе А. его перевели на Манглисскую кафедру, со 2 дек. 1794 г. и до упразднения епархии в 1812 г. А. занимал Некресскую кафедру в сане митрополита. Погребен в Тбилисском Сиони. А. известен как искусный проповедник. Литературно обрабатывая свои проповеди, он рассылал их священникам, служащим в труднодоступных районах горной Грузии, где были сильны пережитки язычества. Проповеди, посвященные толкованию догматов правосл. Церкви, он выстраивал в стиле схоластической риторики школы Католикоса-Патриарха Антония II (Багратиони) , чьим приверженцем он был. В проповедях общественно-публицистического характера А. говорил о последствиях тяжелого политического состояния страны, раздорах феодальной знати, нищете народа, агрессии мусульм. мира, боролся с суевериями, нравственными изъянами об-ва. Избавление от этих недугов, по утверждению А., возможно только при соблюдении высоконравственных устоев христ. морали. Уцелевшая часть проповедей А. впервые была издана в 1881 г. М. Джанашвили. А. писал оды Католикосу-Патриарху Антонию II, царевичам Левану и Вахтангу, св. мч. Авиву Некресскому . Из др. произведений А. известны также 2 песнопения («О Христе», «О смерти»), короткие ямбические добавления к проповедям («О пророке Илии», «О воздвижении Св. Креста»), неск. стихов делового и автобиографического содержания, адресованных груз. царю Ираклию II и Католикосу-Патриарху Антонию II.

http://pravenc.ru/text/114390.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [груз. ] (Джандиери; Чудотворец; † 1770), свт. (пам. груз. 17 окт.), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) (21-26 нояб. 1756 - март 1764; с дек. 1755 местоблюститель). Принадлежал к кахетинскому княжескому роду, происходившему от моурави (правителя) Велисцихе Джандиера. 16 дек. 1755 г. Собор Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) осудил церковную политику предшественника И., католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) , установившего тесные контакты с миссионерами-католиками. Католикос-патриарх был обвинен в принятии унии, низложен и запрещен на 18 месяцев в священнослужении; местоблюстителем предстоятеля Мцхетского Католикосата был избран архиеп. Руставский И. (до хиротонии подвизался в мон-ре Давидгареджи ). Свт. Иосиф (Джандиери), католикос-патриарх Вост. Грузии. Икона XXI в. (частное собрание) Свт. Иосиф (Джандиери), католикос-патриарх Вост. Грузии. Икона XXI в. (частное собрание) Сведений об И. сохранилось немного. Ф. Жордания в монографии, посвященной католикосу-патриарху Антонию I, приводит письмо И. от 28 янв. 1756 г., направленное клиру Руставской епархии с повелением «по-прежнему поминать» в церквах опального католикоса-патриарха, к-рый принес покаяние на Соборе (янв. 1756). Решением следующего Собора (4 апр. 1756) Антонию I было разрешено выехать в Россию, где проживали его родственники, потомки царя Картли Вахтанга VI (1716-1724). На Соборе 21-26 нояб. 1756 г. И. был возведен на Патриарший престол Мцхетского Католикосата. Интронизация состоялась в кафедральном патриаршем соборе Светицховели в Мцхете в присутствии царей Картли Теймураза II (1744-1762) и Кахети Ираклия II (1744-1762; 1762-1798 - Картли-Кахети). Современник И., грузинский историк Папуна Орбелиани, описавший эти события, отметил, что И. с юношеских лет отличался «святостью и добродетелью» и имел дар чудотворения: по его молитвам больные выздоравливали, слепцы прозревали ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 244).

http://pravenc.ru/text/578463.html

12 июля. Резолюция на прошении запрещенного священника о возобновлении ему священнослужения (Резолюции. Т. 4. С. 39. 9140). Резолюция на консисторском определении по делу о денежных расходах по Троицкой единоверческой церкви и типографии при ней: «Относительно приведенных консисториею указов 1808 и 1809 годов нужно иметь в виду, что их определенный смысл есть изъятие церквей единоверческих от высылки свечных денег, но что сими указами не отменяется древнее церковное правило о состоянии всякой церковной собственности под смотрением епископа» (Резолюции. Т. 4. С. 39–41. 9141). 13 июля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Благодарю, Отец Наместник, за сведения о сопровождении тела князя Багратиона 31 . Иеромонах Филарет отдал мне письмо через других, а он, говорят, болен» (Письма преподобному Антонию. С. 196. 234). 15 июля. Письмо матери: «Покоримся, Милостивая Государыня Матушка, судьбам Божиим 32 . Утешайте скорбь Вашу надеждою на Бога. Советуйте то же невестке. С трудом могу, но желаю, если Господь устроит, быть у Вас» (Письма. 1882. С. 348. 398). 16 июля. Письмо матери: «Прилагаемое при сем прикажите, Милостивая Государыня Матушка, употребить завтра на нищих» (Письма. 1882. С. 348. 399). 17 июля. Письмо архиепископу Гавриилу (Городкову) : «Родственник мой села Раменок Священник Иосиф Афанасьев, имея нужду пристроить к приличному месту сына своего, обучавшагося в Семинарии, просит моего предстательства пред Вашим Высокопреосвященством. Как он приемлет участие в скорбях присных, то и я не мог отказать ему в участии. Посему покорнейше прошу оказать сыну его милость, какую он, по мере своего достоинства, получить способен» (ЧОИДр. 1868. Кн. 2. С. 46–47). 19 июля. Резолюция на рапорте благочинного о том, что вследствие пристрастия к вину, из-за дрожания рук священник неспособен к безопасному священнослужению (Резолюции. Т. 4. С. 41. 9142). Резолюция на консисторской справке по делу об увольнении от должности просфорницы и об определении на ее место вдовы дьячка (Резолюции. Т. 4. С. 42. 9143).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Молитва при открытии памятника здесь у места более, нежели когда-либо, потому что памятник имеет христианский характер: на нем образ Спасителя, род главы и крест», – писал владыка наместнику Антонию 22 августа, вспоминая, должно быть, как не стал освящать Триумфальные ворота, украшенные языческими символами. Теперь все было в порядке. Можно ехать и освящать. Только бы здоровье не подвело! «Но мне стужают помыслы трудностию, чтобы у меня достало сил и средств. Я представил проект церемониала, государь утвердил его в 5 день сего месяца; но теперь армейские священники говорят, что церемониал изменен, а меня никто не уведомляет о сем. Предположенный крестный ход едва мне по силам...» К 1839 году земля в центральной части Бородинского поля и само село Бородино были выкуплены императором Николаем у местных помещиков на имя цесаревича Александра. Для размещения царственных особ и свиты усадебный дом в селе Бородине был перестроен в двухэтажный деревянный дворец. 26 августа огромное число народу пришло на Бородинское поле. Участников торжеств оказалось больше, нежели в 1812 году здесь сражалось воинов обеих сторон! Стодвадцатитысячное войско и двести ветеранов битвы выстроились на Курганной высоте и батарее Раевского, где уже возвышался монумент в память о подвигах доблестных предков. Это был первый памятник русским воинам из созданных по проекту архитектора Д. Адамини. Восьмигранный чугунный столп, суживающийся кверху, увенчанный главой в виде булавы, древнего оружия русских витязей. Ничего подобного еще не видела история мировой монументалистики. Тридцатиметровый памятник сочетает в себе формы триумфальной колонны и православного храма. Увенчан крестом, сияющим над просторами поля, овеянного славой. На лицевой, западной грани основания памятника – рельефное изображение образа Спаса Нерукотворного с надписью славянской вязью «В Нем спасение». Накануне торжеств рядом с памятником был перезахоронен с воинскими почестями прах Петра Ивановича Багратиона, одного из полководцев Отечественной войны, отдавшего жизнь за спасение Родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Приключение от горящей сажи если наполнило комнату дымом: то не могло ли ввести в нее и огонь? – Прикажите смотреть прилежнее за чищением труб. Мне помнится, что я читал или слышал, что если в неделю раз топить печь осиновыми дровами: то накопления сажи в трубе не будет, и чищение не нужно. Сейчас получал известие, что тело умершей за границею княгини Елисаветы Багратион-Мухранской везут в Лавру. Почему это? Не помню, чтобы здесь кто почивал из сей фамилии. Вас в Москву позовем, вероятно, уже после 14 дня, то есть, Кремлевского крестного хода. 7 дня предположено освящение храма в Покровском монастыре, а в который-нибудь из дней сей недели одной приходской церкви. Октября 5-го 1856. Написав сие, раскрываю письмо нового владыки Новогородского. Он встретил Государя в Казанском соборе речью. И Государь изволил сказать, что Его Величеству приятно было сделать его назначение в день Покрова Пресвятой Богородицы, и вступить вместе с ним. – Слава Богу. А дело о переводе священного писания, кажется, подвергнется возражениям нового Синодального Обер-Прокурора. Владыка Киевский объявил ему свое решительное мнение, что переводить не должно, дабы сие не повело к забвению славенского языка, который есть Богослужебный. – Воля Господня да будет. – Господь да устроит полезное для церкви Своей, Ему Единому непогрешительно ведомое. 1123 Ведомо да будет отцу наместнику, что освящение домовой церкви полагается совершить 18 дня в четверг. Угодно ли вам будет ранее сего путешествовать в Одигитриевский монастырь, и к сему дню возвратиться, или уже после сего, разсудите и решите сами. Доктор Благонравов просит к себе в гости Иессея из скита, ради больной жены и сына. Я говорил, что пустынножитель безмолвнее может помолиться о них в пустыне, и что не полезно извлекать его из безмолвия. Но г. Добронравов усиливает свою просьбу. Рассудите и сие дело. Октября 10-го 1856. 1124 Отцу наместнику и братии мир. Федор Николаевич Котов выдает замуж дочь, и просит скитян помолиться о женихе и о невесте, и посылает в скит тысячу рублей при сем препровождаемую.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 23 января 2008, 16:42 Вышел фильм третий из цикла «Апостол любви», посвященного митрополиту Антонию Сурожскому (режиссер - Валентина Матвеева). Картина носит название «Встречи в России» и рассказывает о визитах владыки на его историческую родину. 23 января 2008, 12:48 25 января в 10 часов утра на центральной площади поселка Гостилицы Ломоносовского района Ленинградской области стартует автопробег по местам боев Великой Отечественной войны. Автопробег носит название " Непокоренный плацдарм " и посвящен 64-й годовщине снятия блокады Ленинграда и героической обороне Ораниенбаумского плацдарма. 22 января 2008, 00:21 20 января в Петербурге в храме Шестаковской иконы Божией Матери (грузинский приход) протоиереем Павлом Джангавадзе была отслужена панихида по главе дома Багратионов князю Георгию Ираклиевичу Багратион-Мухранскому. 21 января 2008, 12:03 18 января у мемориального комплекса «Прорыв блокады Ленинграда» в Кировском районе Ленобласти прошли торжественные траурные мероприятия в честь 65-летия прорыва Блокады и 64-летия полного освобождения Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Представителем Санкт-Петербургской епархии на этом мероприятии был благочинный Кировского округа, сотрудник епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Вячеслав Харинов. 18 января 2008, 17:58

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=46&t...

Ираклий II особенно заботился о заселении Н. е. и возрождении здесь сельского хозяйства ( Гильденштедт. 2002. С. 88). Царский указ от 1771 г. запрещал брать крестьян, принадлежавших Некреси, в течение 2 лет в малые походы из-за ведущегося в мон-ре строительства; разрешалось привлекать их только в походы в чужие страны или на Ахалцихе; также запрещалось взимать в течение 2 лет гос. налоги с продовольствия и вина. Эти подати некресели должен был направлять на нужды церкви ( Какабадзе 1967. С. 223). Вслед. участившихся набегов лезгин паства Н. е. сильно сократилась. К кон. XVIII в., как явствует из пояснения католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони ; 1788-1811) к ген. К. Ф. Кноррингу, власть некресели распространялась на 14 селений и 5 князей (ПГП. 1970. С. 1114; Наличный состав Грузинского Патриархата//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 531). Еп. Амвросий перенес архиерейскую резиденцию из разоренного мон-ря Некреси в Шилду, в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы ( Шилдели. 1895. С. 6-7). Эпиграфические памятники Шилды свидетельствуют об активной хозяйственной и строительной деятельности еп. Амвросия (Там же. С. 6; Барнавели. 1961. С. 133-134). По утверждению историка XIX в. П. И. Иоселиани, еп. Амвросий скончался в Тбилиси в 1799 г. ( Иоселиани. 1936. С. 258). Однако источники доказывают, что еп. Амвросий дожил до 1815 г. ( Нижарадзе. 2008. С. 31-32). В прошении жителей с. Агдгома в Шихиани на имя царя Картли-Кахети Георгия XII (1798-1800) от 14 окт. 1799 г. Некресским епископом назван Григорий (Нодаришвили) (ПГП. 1985. Т. 8. С. 577). Некресели Амвросий был, видимо, на нек-рое время по неясным причинам смещен с кафедры, но вскоре восстановлен. В 1801 г., после присоединения Грузии к Российской империи, царевич Давид предпринял попытку отстранить еп. Амвросия, обвинив его в «согласии с мятежниками» (Письмо от царевича Давида к католикосу Антонию от 7 февр. 1801 г.//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 323), но, видимо, безуспешно. В 1802 г. еп. Амвросий вместе с тавадами (князьями) и иерархами Кахети подписался под прошением на Высочайшее имя о восстановлении Царского дома в Вост.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Э. Габидзашвили, Н. Т.-М. Гимнография Мон. Макрина подвизалась в Алавердском мон-ре, где занимала должность энкратиссы (от греч. γκρατς - воздерживающийся). Помимо синаксарной версии Жития она создала также посвященные И. А. 2 гимнографических канона и ряд гимнов малой формы. Песнопения сохранились в агиографическом и гимнографическом сборнике (НЦРГ. H 1672, 1740 г.) и в Минеях (под 15 сент.) (НЦРГ. S 1464, 1759 г.). Нек-рое время их приписывали груз. гимнографу католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788). Впервые они были опубликованы в «Праздничном сборнике» католикоса-патриарха Антония I, выдержавшем 3 издания (М., 1805, 1865; Цеси, 1811). В 1936 г. произведения мон. Макрины вошли в сб. Л. Асатиани «Древнегрузинские поэтессы», в 1946 г.- в «Хрестоматию» С. Кубанеишвили . Академический текст впервые был опубликован в монографических работах акад. прот. К. Кекелидзе (по рукописи Антония I) ( Кекелидзе. 1974. Т. 13. С. 26-55) и М. Кавтария (по ркп. H 1672) ( Кавтария. 1977. С. 225-242). Мон. Макрина продолжила творческие традиции гареджийской лит. школы (см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Кавтария обратил внимание на особый патриотический настрой, с к-рым написаны ее гимны, что ученый объяснил периодом политических трудностей в грузинской истории, когда «национальное настроение является главным стимулятором духовной литературы, церковной письменности» (Там же. 1977. С. 219). Один из гимнографических канонов имеет акростих «Макрину, восхваляющую тебя, помилуй, святой». Каждая песнь в обоих канонах состоит из 4 тропарей, 4-й посвящен Пресв. Богородице. Мон. Макрина сравнивает сир. отцов, к-рые пришли в Грузию, чтобы «вспахивать обращенные в луг» сердца верующих, засевая их семенами служения Господу, с 12 апостолами. Они - «проповедники Истины», «реки мудрости», «перекладины Креста». И. А. назван «блаженным святым отцом», к-рый, следуя словам Евангелия, пришел в «северную страну» (Грузию) и вместе с 12 соратниками обратил ее в новую - христианскую.

http://pravenc.ru/text/673655.html

I. Исследования Очерк жизни Константинопольского патриарха Фотия, соч. д. чл. А.П. Зернина О редакциях Патерика Печерского вообще, и проч., соч. д. чл. А.М. Кубарева, со снимком О пребывании патриарха Никона в заточении в Ферапонтов и Кириллове Белозер-ских монастырях, и проч., соч. архимандрита Варлаама II. Материалы отечественные Протоколы Верховного Тайного Совета 1726–1730 г. III. Материалы славянские Житие Феодосия, игумена Печерского, списание Нестора, по харатейному списку XII-ro века Московского Успенского Собора, с разнословиями по многим другим, 3-мя снимками и предисловием О. Бодянского IV. Материалы иностранные Об областях Римской империи, соч. Константина Багрянородного. Перевод с Гре-ческого V. Смесь Донесение Ее Императорскому Величеству, Государыне Императрице, Анне Иоан-новне, о Московском большом пожаре в 1737 г. Сообщ. д. чл. П. И. Иванов Наставление выборному от Малороссийской Коллегии в Комиссию о сочинении проекта нового Уложения, г. коллежскому советнику и члену той Коллегии, Дм. Натали-ну Возражение депутата Григория Политики на «Наставление Малороссийской Кол-легии господину ж депутату, Димитрию Наталину» Сообщ. Гр. А. Милорадович Грамота Императора Петра I-ro к Антонию, архиепископу Черниговскому Письмо графа Браницкого к генералу Ломоносову 1805 г Письмо М.Л. Кутузова, писанное после Аустерлицкой кампании, к генералу М.А. Милорадовичу, 1806 г Письмо князя Петра Багратиона к князю Я. И. Лобанову-Ростовскому, 1812 г В Правительствующий Сенат Императорского Московского Университета от ку-ратора Шувалова донесение Решение Сената на донесение куратора Московского Университета Шувалова. Со-общ. д. чл. П. И. Иванов Мнение сенатора Державина о правах, преимуществах и существенной должности Сената Примечания на проект доклада гг. сенаторов Об ответственности судей, мнение т.е. графа Потоцкого Записка для составления законов Российских Примерный устав нового предполагаемого Общества переводчиков, соч. А. Кайса-рова Письмо Государя Императора Александра I-ro к министру юстиции, Д.П. Трощин-скому

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010