Антоний I, католикос-патриарх Восточной Грузии (Багратиони Теймураз, царевич Картлийский) Родился 17 октября 1720 года в семье Картлийского царя Иессея и Елены, дочери царя Ираклия I. В 1738 году в монастыре Гелати был пострижен в монашество. В 1739 году Антоний – игумен Гелатского монастыря. В 1740 году хиротонисан во епископа Кутаисского и возведен в сан митрополита. В 1744 году митрополит Антоний избран католикосом-патриархом Восточной Грузии. Митрополит Антоний внимательно изучал труды армянских и латинских богословов, общался и полемизировал с монахами-капуцинами. Митрополит Антоний хотел использовать богатый научный опыт католиков в деле образования грузинской молодежи. Но противники Антония обвинили его в отклонении от православной веры. 16 декабря 1755 года состоялся поместный Собор Грузинской Православной Церкви, провозгласивший Антония еретиком и лишивший его сана католикоса-патриарха и права совершать богослужения. После 18 месяцев заточения Антонию позволили выехать Россию, где проживали его родственники – наследники царя Вахтанга VI. 16 марта 1757 года Антоний предстал перед судом Святейшего Синода Русской Православной Церкви и был оправдан. 23 ноября 1757 года указом императрицы Елизаветы Петровны Антоний был назначен архиепископом Владимирским. Царь Ираклий II вызвал Антония из России. 20 марта 1763 года владыка Антоний прибыл в Грузию. В 1764 году на Соборе Грузинской Церкви Антоний был восстановлен в сане католикоса-патриарха Восточной Грузии. В 1772 году Антоний прибыл в Россию с особой дипломатической миссией, которая привела к заключению Георгиевского союзнического трактата 1783 года. В 1783 году Антоний был назначен членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Скончался 1 марта 1788 года. Погребен в Мцхетском кафедральном соборе Светицховели пред царскими вратами. С именем Антония связано оживление культурной жизни Грузии во 2-й половине XVIII века. Он возобновил работу типографии, содействовал открытию новых начальных школ. С его помощью были основаны Тбилисская и Телавская духовные семинарии. Антоний составил новые редакции Праздничной Минеи, пополнив их стихирами грузинским святым своего сочинения, используемыми в богослужении Грузинской Церкви, дополнил церковный календарь именами грузинских святых. Антонию принадлежат философско-богословские труды: «Спекали» («Перл духовный»), «Категории», «Готовый ответ, или Опровержение заблуждений латинской, лютеранской и армянской Церкви», в которых он обосновывает позиции объективного идеализма. Ему принадлежит также толкование «Категорий» и «Диалектики» Аристотеля, «Лествицы» святого Иоанна Лествичника . Антоний являлся основоположником целой школы, на идеях которой воспитывалось несколько поколений деятелей Грузинской Церкви и культуры XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Микадзе Захарий, прибл. 1728 - ок. 1812, Тифлис), еп. Некресский, груз. церковный деятель, проповедник и поэт. Сведения о жизни и творчестве А. чрезвычайно скудны и содержатся в рукописях XVIII-XIX вв. (A 983; A 1631; S 177; H 40; H 367; H 2134. Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе) и документах того времени. Известно, что отец А. был старшим протоиереем Тбилисского Сиони в 1718-1746 гг. По сведениям М. Джанашвили , учителями А. были известные архиереи и писатели, Католикосы-Патриархи Вост. Грузии Виссарион (Бараташвили-Орбелишвили) и Николай X (Херхеулидзе) . В 1777 г. А., будучи уже в сане иерея, принял постриг. 9 апр. 1778 г. был рукоположен во епископа Цилканского. В течение 14 лет в тяжелейших условиях (частые нашествия лезгин, наличие сильной языческой традиции и т. д.) А. вел проповедь христианства среди местного населения в горной части Вост. Грузии Мтиулети. В 1792 г. по просьбе А. его перевели на Манглисскую кафедру, со 2 дек. 1794 г. и до упразднения епархии в 1812 г. А. занимал Некресскую кафедру в сане митрополита. Погребен в Тбилисском Сиони. А. известен как искусный проповедник. Литературно обрабатывая свои проповеди, он рассылал их священникам, служащим в труднодоступных районах горной Грузии, где были сильны пережитки язычества. Проповеди, посвященные толкованию догматов правосл. Церкви, он выстраивал в стиле схоластической риторики школы Католикоса-Патриарха Антония II (Багратиони) , чьим приверженцем он был. В проповедях общественно-публицистического характера А. говорил о последствиях тяжелого политического состояния страны, раздорах феодальной знати, нищете народа, агрессии мусульм. мира, боролся с суевериями, нравственными изъянами об-ва. Избавление от этих недугов, по утверждению А., возможно только при соблюдении высоконравственных устоев христ. морали. Уцелевшая часть проповедей А. впервые была издана в 1881 г. М. Джанашвили. А. писал оды Католикосу-Патриарху Антонию II, царевичам Левану и Вахтангу, св. мч. Авиву Некресскому . Из др. произведений А. известны также 2 песнопения («О Христе», «О смерти»), короткие ямбические добавления к проповедям («О пророке Илии», «О воздвижении Св. Креста»), неск. стихов делового и автобиографического содержания, адресованных груз. царю Ираклию II и Католикосу-Патриарху Антонию II.

http://pravenc.ru/text/114390.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 23 января 2008, 16:42 Вышел фильм третий из цикла «Апостол любви», посвященного митрополиту Антонию Сурожскому (режиссер - Валентина Матвеева). Картина носит название «Встречи в России» и рассказывает о визитах владыки на его историческую родину. 23 января 2008, 12:48 25 января в 10 часов утра на центральной площади поселка Гостилицы Ломоносовского района Ленинградской области стартует автопробег по местам боев Великой Отечественной войны. Автопробег носит название " Непокоренный плацдарм " и посвящен 64-й годовщине снятия блокады Ленинграда и героической обороне Ораниенбаумского плацдарма. 22 января 2008, 00:21 20 января в Петербурге в храме Шестаковской иконы Божией Матери (грузинский приход) протоиереем Павлом Джангавадзе была отслужена панихида по главе дома Багратионов князю Георгию Ираклиевичу Багратион-Мухранскому. 21 января 2008, 12:03 18 января у мемориального комплекса «Прорыв блокады Ленинграда» в Кировском районе Ленобласти прошли торжественные траурные мероприятия в честь 65-летия прорыва Блокады и 64-летия полного освобождения Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Представителем Санкт-Петербургской епархии на этом мероприятии был благочинный Кировского округа, сотрудник епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Вячеслав Харинов. 18 января 2008, 17:58

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=46&t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [груз. ] (Джандиери; Чудотворец; † 1770), свт. (пам. груз. 17 окт.), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) (21-26 нояб. 1756 - март 1764; с дек. 1755 местоблюститель). Принадлежал к кахетинскому княжескому роду, происходившему от моурави (правителя) Велисцихе Джандиера. 16 дек. 1755 г. Собор Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) осудил церковную политику предшественника И., католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) , установившего тесные контакты с миссионерами-католиками. Католикос-патриарх был обвинен в принятии унии, низложен и запрещен на 18 месяцев в священнослужении; местоблюстителем предстоятеля Мцхетского Католикосата был избран архиеп. Руставский И. (до хиротонии подвизался в мон-ре Давидгареджи ). Свт. Иосиф (Джандиери), католикос-патриарх Вост. Грузии. Икона XXI в. (частное собрание) Свт. Иосиф (Джандиери), католикос-патриарх Вост. Грузии. Икона XXI в. (частное собрание) Сведений об И. сохранилось немного. Ф. Жордания в монографии, посвященной католикосу-патриарху Антонию I, приводит письмо И. от 28 янв. 1756 г., направленное клиру Руставской епархии с повелением «по-прежнему поминать» в церквах опального католикоса-патриарха, к-рый принес покаяние на Соборе (янв. 1756). Решением следующего Собора (4 апр. 1756) Антонию I было разрешено выехать в Россию, где проживали его родственники, потомки царя Картли Вахтанга VI (1716-1724). На Соборе 21-26 нояб. 1756 г. И. был возведен на Патриарший престол Мцхетского Католикосата. Интронизация состоялась в кафедральном патриаршем соборе Светицховели в Мцхете в присутствии царей Картли Теймураза II (1744-1762) и Кахети Ираклия II (1744-1762; 1762-1798 - Картли-Кахети). Современник И., грузинский историк Папуна Орбелиани, описавший эти события, отметил, что И. с юношеских лет отличался «святостью и добродетелью» и имел дар чудотворения: по его молитвам больные выздоравливали, слепцы прозревали ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 244).

http://pravenc.ru/text/578463.html

Антоний II, Католикос-патриарх Восточной Грузии (Багратиони Теймураз, царевич Картли-Кахети) Родился 8 января 1762 года в семье царя Картли-Кахети Ираклия II Багратиони в Тбилиси. Богословское образование получил в Тбилисской духовной семинарии, где в 1782 году принял постриг и был рукоположен во иеродиакона. В 1783 году в составе грузинского посольства посетил Россию. В 1784 году рукоположен во епископа Ниноцминдского Грузинской Православной Церкви. Хиротония была совершена в придворной церкви Летнего дворца Царского Села в присутствии императрицы Екатерины II, которая в качестве подарка преподнесла Антонию драгоценную панагию. В 1784 году епископ Антоний был возведен в сан митрополита Алавердского. В 1788 году, после кончины католикоса-патриарха Ahmohuя I, митрополит Антоний в возрасте 25 лет был избран католикосом-патриархом Грузии. 18 января 1801 года в Санкт-Петербурге был обнародован манифест о присоединении Картли-Кахети к России, пересмотренный при императоре Александре I, по которому отменялись даже те автономные права, которые предоставлялись Грузии императором Павлом I. Таким образом фактически был предрешен вопрос и о самостоятельности Грузинской Православной Церкви. 30 января 1811 года император Александр I утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении нового управления Грузинской Православной Церковью: автокефалия и патриаршее достоинство были упразднены, начальствующим архиереем над грузинским духовенством был поставлен митрополит Мцхетский и Карталинский с присвоением ему титула члена Святейшего Синода Русской Православной Церкви и экзарха Грузии. 21 июня 1811 года на совещании Святейшего Синода по церковным вопросам Грузии с Антония был снят сан католикоса-патриарха. Митрополит Антоний удалился на покой в Нижний Новгород, недалеко от которого, в селе Лыскове, жили потомки грузинского царя Вахтанга VI, помогавшие ему в течение всей оставшейся жизни. Скончался митрополит Антоний 21 декабря 1827 года и погребен в нижегородском Благовещенском соборе, в 1841 году перезахоронен в Преображенском монастыре Нижегородской епархии. Литература: Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 366. Жмакин В. , протоиерей. Грузинский католикос Антоний в России//Христианское чтение. – 1905, январь-февраль. Абашидзе 3.//Православная энциклопедия. – М., 2001, т. 2. – С. 658–659. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 767. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1801 г. Вост. Грузия включена в состав Российской империи. Несоответствие церковно-административного устройства Русской (управлявшейся светским лицом, обер-прокурором Святейшего Синода, и Синодом) и Грузинской (управлявшейся католикосом-патриархом) Православных Церквей вызывало многочисленные сложности, к-рые в полной мере отражены в процессе назначения нового настоятеля Н. Из письма от 10 апр. 1804 г. главнокомандующего Грузии кн. П. Д. Цицианова католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию II (Багратиони) известно, что Антоний II по представлению еп. Ниноцминдского и Руставского Стефана (Джорджадзе) поставил на место настоятеля Н. архим. Доментия (Давиташвили-Багратиони), возглавлявшего мон-рь Шиомгвиме, и известил главнокомандующего о смерти прп. Евфимия и о новом назначении. Католикос-патриарх также просил Цицианова «предписать кап.-исправнику о приведении в послушание помянутому архимандриту крестьян, той пустыне принадлежащих». Цицианов расценил подобные действия как самоуправство. Он указал католикосу-патриарху на то, что раньше «на таковые важные места поступали всегда настоятели с согласия светского начальства» (очевидно, имея в виду груз. царей). Далее он писал Антонию II о том, что к нему «уже вошел с просьбой» еп. Никозский Афанасий (Мачавариани), который в силу преклонного возраста затруднялся управлять епархией и просил место настоятеля Н. либо право проживать в мон-ре на пенсии в 120 р. в год. Цицианов счел эту просьбу «богоугодной» и был намерен назначить еп. Афанасия настоятелем Н. (и епархию присоединить к Самтаврской), а архим. Доментия - его викарием. Если же католикос-патриарх не согласится с назначением, Цицианов просил выделить епископу в Н. «приличные по сану его келлии» и уведомить главнокомандующего о причинах несогласия с его решением, чтобы он мог донести об этом императору, «не скрывая неустройств здешнего духовенства и небрежения оным пользы церковной» (Отношение кн. Цицианова к католикосу Антонию от 10 апр. 1804 г., 296//АКавАК. Т. 2. С. 268-269). Антоний II не изменил своего решения и оставил настоятелем архим. Доментия. Обстоятельства этого дела проясняет доклад прокурора Верховного груз. правительства Плахотина главнокомандующему в Грузии А. П. Тормасову, посвященный раздаче католикосом-патриархом церковных земель, которую российское правительство считало незаконной. В частности, в пункте 52 Плахотин писал, что Антоний II «архимандриту Доментию отдал монастырь Иоанна Крестителя со всеми принадлежащими к оному крестьянами; за сие в подарок с него взял 150 р с (рублей серебром.- Авт.), а за ходатайство племянник его (Цицианов.- Авт.) получил 100 р с», на основании чего император «повелеть соизволил, дабы е свят (Его Святейшество.- Авт.) впредь не смел посвящать ни в который сан никого» (Донесение прокурора Верховного груз. правительства Плахотина ген. Тормасову, от 23 июля 1810, 108//АКавАК. Т. 4. С. 154. 52).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

1901. С. 33). В февр. 1801 г. он написал католикосу-патриарху Антонию II (Багратиони) : «По случаю присоединения Грузии к Российской империи, Е[го] И[мператорскому] В[еличеству] угодно иметь подробные сведения о состоянии находящегося в Грузии духовенства, вследствие чего прошу Ваше Святейшество доставить мне благосклонные Ваши отзывы на следующие пункты: 1. Сколько и какие во всех областях Грузии епархии, кто управляющие ими архиереи, и архиереи сии каким духовным начальством управляются; 2. Сколько в каждой епархии мужских и женских монастырей, кафедральных и приходских церквей, и как и откуда архиерей, монастыри и священники получают доходы на содержание; 3. Имеют ли архиереи для управления монастырями и церквами какие-либо судебные органы, как, например, дикастерия или духовные правления, кто является их членами и какие у них доходы; 4. По гражданским делам духовные лица судятся в одних только духовных судах или в гражданских; 5. В духовные лица производятся представители одного отдельного сословия, как в России, или из всех других сословий; 6. Имеются ли в епархиях для духовных лиц училища и чему в них обучаются?» (АКавАК. Т. 1. С. 529). Католикос-патриарх Грузии Антоний II (Багратиони). Портрет. Кон. XVIII — нач. XIX в. Католикос-патриарх Грузии Антоний II (Багратиони). Портрет. Кон. XVIII — нач. XIX в. Католикос-патриарх Антоний II передал Кноррингу ответ вместе с кратким очерком истории ГПЦ (Там же. С. 530). Главной католикос назвал Мцхетскую епархию с патриаршей кафедрой в Мцхете, а также перечислил 8 епархий в Картли с кафедрами в Тифлисе, Самтавро, Руиси, Урбниси, Самтависи, Цилкани, Манглиси и Никози, 6 епархий в Кахети с кафедрами в Бодбе, Алаверди, Ниноцминде, Рустави, Некреси, Харчаши, а также 11 мон-рей в Картли и 12 в Кахети, многие из к-рых к тому времени уже не действовали. Католикос-патриарх Антоний II указал, что архиереи, архимандриты и монастырское духовенство получали доходы от церковных и монастырских крестьян и имений, а приходские священники - от треб и личного хозяйства.

http://pravenc.ru/text/168201.html

С перенесением столицы Картли в Тбилиси Мцхета потеряла свое значение политического центра страны, но сохранила статус церковного центра и кафедры главы ГПЦ. Кроме того, Тбилисский архиепископ не всегда мог сохранять свое преимущественное положение перед Мцхетским и др. архиереями, поскольку в периоды нашествий на Картли трудности в первую очередь отражались на состоянии Тбилиси как столицы гос-ва, к-рую неоднократно завоевывали и разоряли, в результате чего Тбилисская епархия периодически слабела и вдовствовала. Так, в памятнике XIV в. «Распорядок царского двора» указано, что в то время архиепископ Мцхетский занимал 4-е место в церковной иерархии, а Тбилисский - 29-е, между Харчашнийским и Цалкским архиереями (Об освящении святого мира и о распорядке дарбазоба (приема)//ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). В 1628 г. архиеп. Тбилисскому Елисею понадобилась жалованная грамота царя Картли Свимона (Симеона) II на получение кафедры и возвращение своих бывш. имений (царь утвердил его на кафедре, а поместья пожаловал в Сабараташвило) (Там же. С. 311). В кон. XVII в., при царе Картли Ираклии I (1688-1703) и католикосе-патриархе Вост. Грузии (Мцхетском) Иоанне X (Диасамидзе) (1688-1691; 1695-1700), Тбилисский архиерей получил титул митрополита. В 1749 г. по решению царя Картли Ираклия II и католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония I (Багратиони) Тбилисскому митрополиту в церковной иерархии было определено 4-е место (после католикоса-патриарха и митрополитов Алавердского и Кизикского и перед Ниноцминдским архиереем). Картлийский (Самтавройский) архиерей в этот период не упоминается - очевидно, территория Мцхетской епархии находилась в непосредственном подчинении католикосу-патриарху (Там же. С. 401). В кон. XVIII в. был составлен список епархий, подвластных католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию II (Багратиони) . Под его личным управлением находились храм Самтавро и приходы на территории между реками Рехула и Диди-Лиахви (т. е., земли, которые входили в Самтавройскую (Мцхетскую) епархию, возглавляемую архиепископом Картлийским): очевидно, в это время кафедра архиепископа Картлийского продолжала вдовствовать и управлялась непосредственно католикосом-патриархом.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Э. Габидзашвили, Н. Т.-М. Гимнография Мон. Макрина подвизалась в Алавердском мон-ре, где занимала должность энкратиссы (от греч. γκρατς - воздерживающийся). Помимо синаксарной версии Жития она создала также посвященные И. А. 2 гимнографических канона и ряд гимнов малой формы. Песнопения сохранились в агиографическом и гимнографическом сборнике (НЦРГ. H 1672, 1740 г.) и в Минеях (под 15 сент.) (НЦРГ. S 1464, 1759 г.). Нек-рое время их приписывали груз. гимнографу католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788). Впервые они были опубликованы в «Праздничном сборнике» католикоса-патриарха Антония I, выдержавшем 3 издания (М., 1805, 1865; Цеси, 1811). В 1936 г. произведения мон. Макрины вошли в сб. Л. Асатиани «Древнегрузинские поэтессы», в 1946 г.- в «Хрестоматию» С. Кубанеишвили . Академический текст впервые был опубликован в монографических работах акад. прот. К. Кекелидзе (по рукописи Антония I) ( Кекелидзе. 1974. Т. 13. С. 26-55) и М. Кавтария (по ркп. H 1672) ( Кавтария. 1977. С. 225-242). Мон. Макрина продолжила творческие традиции гареджийской лит. школы (см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Кавтария обратил внимание на особый патриотический настрой, с к-рым написаны ее гимны, что ученый объяснил периодом политических трудностей в грузинской истории, когда «национальное настроение является главным стимулятором духовной литературы, церковной письменности» (Там же. 1977. С. 219). Один из гимнографических канонов имеет акростих «Макрину, восхваляющую тебя, помилуй, святой». Каждая песнь в обоих канонах состоит из 4 тропарей, 4-й посвящен Пресв. Богородице. Мон. Макрина сравнивает сир. отцов, к-рые пришли в Грузию, чтобы «вспахивать обращенные в луг» сердца верующих, засевая их семенами служения Господу, с 12 апостолами. Они - «проповедники Истины», «реки мудрости», «перекладины Креста». И. А. назван «блаженным святым отцом», к-рый, следуя словам Евангелия, пришел в «северную страну» (Грузию) и вместе с 12 соратниками обратил ее в новую - христианскую.

http://pravenc.ru/text/673655.html

Д. принадлежит неск. обширных трудов и мн. статей и сочинений, касающихся вопросов истории Грузии и Грузинской Церкви. Одним из первых он пересмотрел периодизацию истории феодальной Грузии, используя научную терминологию и приведя ее в соответствие с периодизацией совр. ему европ. историографии. Историю Грузии до кон. X в. Д. разделил на древний (до Вахтанга Горгасали, V в.) и средний (2 этапа: до вторжения арабов и после, до единой Грузии) периоды. Затем начался период истории объединенной страны: от Баграта III до св. блгв. царицы Тамары (XI-XIII вв.). В 1886 г. Д. выпустил обширный труд «История Грузинской Церкви», впосл. неск. раз дополненный и переработанный автором (1898, 1899). В 1884 г. в ж. «Мцкемси» опубликовал серию статей «Распространение христианства в Грузии», в 1899 г. выпустил исследование истории груз. мон-рей Палестины и Синая. В 1894 г. вышел труд об истории Абхазии, в 1911-1913 гг.- о Саингило. Д. написал «Историю Осетии», оставшуюся неизданной (Архив СОИГСИ. Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 71), неск. трудов Д. посвятил отдельным историческим и церковным груз. деятелям: католикосу-патриарху Вост. Грузии Антонию II (Багратиони) (1885), Парсадану Горгиджанидзе (1896), св. блгв. царице Тамаре (1900, 1917, 1923), современнику Д., 1-му Католикосу-Патриарху Грузинской Церкви после восстановления автокефалии Кириону III (Садзаглишвили) (1917). Д. описал мн. архитектурные памятники: Цроми (1882), Лагодехи, Метехи, груз. церкви Чечни (1884), Анчисхати (Дроеба. 1889. 83), Вардзиа (1891), Эртацминду (1913), Тбети (Сахалхо газети. 1913. 955) и др. В 1894 г. Московское археологическое об-во избрало Д. членом-корреспондентом. Из его многочисленных трудов археологического характера особенно выделяется соч. «Мир Крито-Микен и грузины» (ркп., 1912), Д. много работал над прочтением надписей Урарту (Из прошлого Грузии//Новое обозр. 1903. 6413). Неск. сочинений Д. посвящены груз. фольклору, он затронул темы поверий и сказаний Картли (1893), Кахети (1901), Саингило (1903), груз. эпоса об Амиране (1903) и др.

http://pravenc.ru/text/171813.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010