конфессией на территории Персии. Монофизитами были самая влиятельная из жен Хосрова, Ширин, к-рая инициировала строительство мон-ря близ дворца шаха в Ктесифоне (ок. 598), а также главный придворный врач (друстбед) Гавриил Шигарский. Однако после смерти последнего придворные мон-ри яковитов были разрушены, и М. был вынужден переехать в Куфу, где поселился в мон-ре Раббан-Шабур. Положение монофизитов на территории Персии вновь укрепилось лишь к 627-628 гг., когда войска византийского имп. Ираклия (610-641), участвовавшие в его большом Восточном походе против персов, оккупировали верховья р. Тигр вплоть до Тагрита, что открыло им дорогу ко всей персидской Месопотамии. Имп. Ираклий стремился к консолидации всех противостоящих христологических групп, в т. ч. для более успешной борьбы с Персией, он также был инициатором диалога с сир. севирианами, целью которого должно было стать заключение унии между халкидонитами и монофизитами. В ходе дворцового переворота (24-25 февр. 628), организованного полководцем Шахрбаразом, Хосров II был свергнут и вскоре убит, а новым шаханшахом стал его старший сын Кавад II (Широе) (25 февр.- 15 сент. 628). После заключения византийцами мирного договора с послами Кавада II (июнь 628), к-рый в 629 г. был подтвержден Шахрбаразом, патриарх Сирийской яковитской Церкви Афанасий I Гаммала утвердил М. в должности своего наместника в Персии (мафриана). Активная деятельность М. в качестве мафриана проявилась в делах благотворительности, а также в основании новых мон-рей, в частности муж. мон-ря Мар Саргиса и жен. мон-ря Бет-Эвре, посвященного Пресв. Богородице. Из лит. наследия М. сохранились его проповедь на освящение воды в день Богоявления (изд.: Brock. 1982), фрагменты библейских толкований в составе катен и письмо (вошло в «Хронику» Михаила Сирийца: Mich. Syr. Chron. Vol. 2. P. 435-440) к яковитскому патриарху Иоанну II (631-648), в к-ром он по просьбе патриарха рассказывает о преследованиях персид. монофизитов при Бар Сауме , митр. Нисибинском († 492/5).

http://pravenc.ru/text/2562486.html

[сир.    ] ( 22.08.845), сиро-яковитский патриарх (c 1 авг. 818). Судя по прозвищу, род. в дер. Телль-Махра, между Раккой (Каллиником) и Хисн-Масламой, близ р. Балих в Месопотамии (территория совр. Сев. Сирии). Был ученым монахом обители Кеннешре, при рассеянии братии после большого пожара (815) обосновался в мон-ре Мар-Яков в Кайсуме (Самосатский окр., Месопотамия), где посвятил себя занятиям историей. В ходе развернувшейся дискуссии между патриархом Кириаком (793-817) и монахами обителей Кира и Губба-Барраи о словах «небесный хлеб» и т. д. в последовании св. Евхаристии монахи предложили поставить патриархом Авраама, мон. Картаминского мон-ря (близ Мардина). По смерти патриарха Кириака, на Соборе в Каллинике (июнь 818) после значительных прений по инициативе еп. Кайсумского Феодора была выдвинута кандидатура Д. Т.-М., одобренная большинством присутствовавших, в т. ч. мафрианом Василием I. За 3 дня в Каллинике Д. Т.-М. последовательно прошел все степени священства и был возведен в патриархи еп. Феодосием Каллиникским. Однако приверженцы Авраама продолжали действовать, оспаривая решение Собора при халифском дворе. Сразу после интронизации Д. Т.-М. совершил объезд Патриархата (Кир, Антиохия, Киркесий, Хабурский окр., Нисибин, Дара и Кефар-Тута), отказавшись лишь от посещения Мосула и Тагрита, поскольку мафриан Василий посчитал, что это время неблагоприятно для визита. В Каллинике Д. Т.-М. пользовался покровительством могущественного Абдаллаха ибн Тахира, начальника городской стражи Багдада, защищавшего его от интриг Авраама. Но когда Абдаллах был послан на подавление мятежа Убайдаллаха ибн ас-Сари в Египет с назначением эмиром области (825-827), его брат Мухаммад распорядился разрушить все культовые здания, к-рые христианам было позволено построить в Эдессе. Это заставило патриарха поехать в Египет и просить Абдаллаха пресечь инициативу Мухаммада, что и было исполнено. По возвращении он вновь столкнулся с оппозицией антипатриарха Авраама (в лице его сторонника Филоксена, еп. Нисибинского).

http://pravenc.ru/text/178482.html

После кончины патриарха Игнатия в яковитской Церкви началась смута по поводу кандидатуры нового патриарха. Монг. власти соблюдали нейтралитет, мн. нояны к тому времени были христианами. В этой схизме Г. разделял позицию Дионисия Ахрон Анкура, т. е. поддерживал его против Иоанна бар Маъдани. При поддержке Г. Дионисий Ахрон Анкура был избран на патриарший престол, в благодарность патриарх перевел Г. из Лакабены в Халеб. Раскол, однако, продолжался, и престол при поддержке друга Г. мафриана Салибы занял Иоанн. Г. был низложен своим другом Салибой. В кон. 50-х гг. XIII в. Г. активно участвовал в налаживании контактов между христ. общиной и монг. властями. В 1256-1258 гг. хан Хулагу захватил Иран и Ирак и стал первым ильханом. В 1258 г., после того как Хулагу взял Багдад, Г. был восстановлен на Халебской кафедре. В 1264 г. он был избран мафрианом Тагрита и всего Востока, что было утверждено патриархом Игнатием III. В это время шла борьба между арабами-мусульманами и монг. властями, в к-рой часто страдали христиане. Г. перебрался в Багдад, совершил там множество рукоположений, налаживал отношения с местной несторианской общиной, но они складывались сложно. Г. переселился в Ниневию. После смерти ильхана Хулагу при новом ильхане Абаке мамлюки постепенно захватили Сирию, что укрепило позиции мусульман. В 1282 г. ильхан Тегюдер принял ислам, а в 1295 г. ильхан Газан также стал мусульманином, эти перемены определили дальнейшее враждебное отношение к христианам. Должность мафриана была нелегкой, и Г. приходилось тесно взаимодействовать с монг. властями, а также с несторианскими иерархами, из к-рых самой яркой фигурой был Яваллаха III, знаменитый путешественник. Г. не оставлял медицинских занятий, лечил людей, о его бессребреничестве слагались легенды. По преданию, больные, к-рых он лечил, приносили ему в благодарность деньги, после его кончины под коврами в келлии и в укромных местах были обнаружены многочисленные подношения, к-рые Г. отказывался брать, но страждущие оставляли в разных местах его жилища. Г. возводил новые церкви (напр., в Тебризе и Мараге в 1282), ремонтировал мон-ри (напр., Мар-Юханнан в Барталле в 1285), строил странноприимные дома-ханы.

http://pravenc.ru/text/166634.html

Вторым был диакон Валент, старый годами и седой мудростью. Он отлично знал Священное Писание , цитируя его почти наизусть. Третий был Павел, муж честный и примерный, который однажды уже был ввергаем в огонь за Христа. Кроме того, [были] еще пять братьев по плоти и духу, родом из Египта, возвращавшиеся по отбытии наказания из киликийских рудников в свое отчество, но во вратах города Кесарии объявившие себя христианами и за это приведенные на судилище. На вопрос, как их зовут, они ответили: «Языческие имена, данные нам матерью, мы отвергли и нареклись Илией, Исаией, Иеремией, Самуилом и Даниилом». На вопрос, откуда они родом, они сказали: «Из Горнего Иерусалима». Все они были усечены мечом, и вместе с ними пострадал и юноша Порфирий, испросивший их тела, чтобы с честью их погребсти. Этот юноша был сожжен в огне. А также и Селевкий, который подошел и облобызал мучеников перед тем, как на их головы опустился меч. Селевкий прежде был центурионом [в серб. букв:, офицером. – Ред.]. Вместе с ними и старец Феодул, слуга римского судьи, который при конвоировании дал целование одному из мучеников. И, наконец, Юлиан, лобызавший мертвые тела мучеников и восхвалявший их. Так отдали они малое ради великого, дешевое ради дорогого, смертное ради бессмертного и переселились ко Господу в 308 году. 2. Св. Маруф , епископ города Тагрита в Месопотамии. Прославился своей верой и добротой. Маруф смягчил гнев персидского царя Издегерда на христиан, испросил у него мощи 400 мучеников, [пострадавших] в Персии, и основал особый город Мартирополь, в котором положил эти святые мощи. В этом городе и скончал он свой земной путь, переселившись ко Господу в 422 году. 3. Св. преподобномученик Роман . Простой и неграмотный крестьянин из Карпениса. Узнав о мужестве и славе Христовых мучеников, юный Роман и сам захотел пострадать за Христа. Пришел он в Солунь и начал на улице хвалить веру Христову, а Магомета называть пустословом. Турки его ужасно истязали, а затем продали капитану галеры. Христиане выкупили его у капитана и послали на Святую Гору, где Роман стал монахом у знаменитого старца Акакия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Восточные (нехалкидонские ) Церкви КЕННЕШРЕ [Кеннешрэ], средневек. западносир. (яковитский) мон-рь в Сев. Сирии, образовательный и переводческий центр КИРАКОС ДРАЗАРКЦИ (ок. 1056 - 1127), арм. вардапет, один из крупнейших деятелей арм. культуры т. н. серебряного века «КНИГА ПОСЛАНИЙ» арм. средневек. эпистолярный сборник религ. характера; содержит документы, формулирующие вероисповедание КОМИТАС (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель КОНСТАНТИН (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), еп. Сиута (греч. Ликополь), церковный писатель, святой Коптской Церкви (пам. копт. 9 амшира (3 февр.)) КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ [Кармирванк] на Красной горе, один из арм. мон-рей Чёрной Горы, близ Кесуна (Киликия; ныне Чакырхююк, Юж. Турция) МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.)) МАЛАНКАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Сиро-Маланкарская Ортодоксальная Церковьдр. названия: Индийская Ортодоксальная Церковь, Маланкарская Ортодоксальная Церковь, Маланкарская Сирийская Церковь], одна из Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей МАРУТА († 2.05. 649), митр. Тагрита (ныне Тикрит, Ирак), 1-й мафриан - глава монофизитской иерархии в Персии, наместник патриарха Сирийской яковитской Церкви МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений МИХАИЛ СИРИЕЦ [Михаил I; Михаил Великий] (1126-1199), патриарх Антиохийский (с 1166), глава Сирийской яковитской Церкви, церковный писатель и летописец МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/121942_6.html

И. совершил ряд пастырских поездок для ознакомления с положением яковитских общин (в т. ч. в Юж. Америку в 1958), к-рые были описаны его секретарем, впосл. Патриархом Заккой I Ивасом. В 1959 г. И. перенес патриаршую резиденцию из Хомса в Дамаск. Поддерживал межцерковные связи (встречи с К-польским Патриархом Афинагором I и папой Римским Павлом VI ), прилагал усилия к сближению Вост. Церквей. И. удалось преодолеть существовавшие разногласия среди яковитов Индии (см. Маланкарская Церковь ): в 1958 г. он издал «Послание о восстановлении отношений», а в 1964 г. посетил шт. Керала и назначил Василия Оугена (Евгения) I преемником католикоса Геваргезе II . И. написал более 30 книг на сир. и араб. языках, посвященных истории христианства, литургии, семитологии, в т. ч. «Конкретные доказательства взаимообогащения сирийского и арабского языков» (1969), «Чудо времени, или Святой Ефрем Сирин, пророк сирийцев» (1974; о толковании прп. Ефремом Библии), «История монастыря Мар-Маттай» (1975; англ. пер.: History of the Monastery of St. Matthew in Mosul/Transl. M. Moosa. Piscataway (N. J.), 2008), ряд книг о епископах, почитаемых святыми в Сирийской яковитской Церкви (Иакове Саругском, Иакове Барадее, Филоксене Маббугском). Также издавались сборники его стихотворений на сир. языке (1959) и проповедей (1975, 1994). В 1971 г., во время визита в ФРГ, И. прочел в Гёттингенском ун-те лекцию, до наст. времени представляющую научный интерес для исследователей истории Сирийской яковитской Церкви. Благодаря редкой памяти и унаследованному от отца хорошему голосу И. стал одним из лучших знатоков сир. церковной музыки. Он знал наизусть ок. 700 мелодий в традициях муз. школ Тагрита и Мардина, в т. ч. напевы, считавшиеся забытыми, и во время визита в США (1960) сделал их аудиозаписи, получившие впосл. широкое распространение. И. похоронен в ц. св. Георгия в Дамаске. Лит.: Ефрем Бар Саум, митр. Патриархи Сирийской Церкви в XX в. Бейрут, 2001 (на араб. яз.). Джабер Аби Джабер Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРУТА [Сир.  ] († 2.05. 649), митр. Тагрита (ныне Тикрит, Ирак), 1-й мафриан - глава монофизитской иерархии в Персии, наместник патриарха Сирийской яковитской Церкви . Основным источником сведений о деятельности М. является жизнеописание, составленное его учеником и преемником Денхой I (649/50-659/60) (изд.: Histoire de Marouta. 1905). Некоторые сведения о М. сообщает Михаил Сириец , на к-рого в значительной степени опирался Григорий Бар Эвройо. М. род. во 2-й пол. VI в. в дер. Шурзак близ г. Балад (ныне Эски-Мосул, Ирак) на территории монофизитской епархии Бет-Нухадра. Был отдан родителями в мон-рь Мар Самуила Турайи, расположенный на левом берегу р. Тигр, для получения образования. Затем поступил в монастырь Нардос, насельники к-рого вели строгую аскетическую жизнь; здесь М. принял монашество и был рукоположен во пресвитера. После длительных занятий и чтения книг он был назначен в обители «наставником, учителем и толкователем Священного Писания» (Histoire de Marouta. 1905. P. 69), а затем стал помощником Мар Закхея, еп. Бет-Нухадры, кафедра к-рого находилась в мон-ре. С целью продолжения образования М. совершил путешествие в Византийскую империю. Первоначально он жил в мон-ре Мар Закхея близ г. Каллиник. Григорий Бар Эвройо сообщает о 20 годах, проведенных М. в обители ( Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 111), однако, по всей видимости, этот срок составил 10 лет (Histoire de Marouta. 1905. P. 70; в лит-ре указывается период примерно между 593 и 603 гг.- см.: V öö bus. 1988. T. 3. P. 255), после чего М. поселился в келье близ Эдессы. Здесь он стал учеником некоего монаха, обучившего его искусству каллиграфии. Последним пунктом пребывания М. в Византии стал монастырь Бет-Рекум, в к-ром он провел неск. лет. Ок. 605 г. М. вернулся в Персию и поступил в мон-рь Мар Матфея (Мар-Маттай близ Мосула), в к-ром преподавал богословие и, возможно, ввел устав. Период правления Хосрова II Парвиза (590-628) стал временем роста монофизитского населения, хотя традиционно считающаяся несторианской Церковь Востока по-прежнему оставалась наиболее многочисленной христ.

http://pravenc.ru/text/2562486.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XIII (XII) [Йоханон бар Мадани; сир.      ] (ум. 1263), патриарх Сирийской яковитской Церкви (с 4 дек. 1252). Имя в крещении - Аарон. Ок. 1230 г. был рукоположен во еп. Мардинского с именем Иоанн. В 1232 г. поставлен мафрианом Тагрита и всего Востока. В Мосуле, где располагалась кафедра мафриана, И. был недоброжелательно принят своей паствой из-за неприглядной внешности и неумения говорить проповеди. По этой причине в 1237 г. он отправился в Багдад, где получил покровительство 3 братьев, влиятельных врачей-христиан при дворе халифа аль-Мустансира (2 из них И. впосл. посвятил поэму). И. пробыл в Багдаде 7 лет и в совершенстве овладел араб. языком. В 1238 г. он написал, по-видимому, свое 1-е лит. произведение - гимн, посвященный Мар Аарону. Наконец, по просьбам паствы, оценившей дарования И., и мусульм. наместника Мосула И. вернулся на кафедру после того, как совершил паломничество в Иерусалим и посетил яковитского патриарха Игнатия III в Антиохии. После смерти патриарха Игнатия (14 июня 1252) среди яковитских иерархов произошел раскол. Дионисий, еп. Мелитинский, принудил епископов сев. областей поставить его на Патриаршество без согласия и в обход И. Поставление состоялось 14 сент. 1252 г. Прочие епископы выступили на стороне И., и он был возведен в патриархи 4 дек. того же года в Халебе. После неоднократных случаев подкупа мусульманских чиновников, влиятельных яковитов-мирян и епископата с обеих сторон конфликт временно разрешился тем, что за Дионисия перед эмиром ходатайствовал монгольский посланник, несторианин Амин ад-Дин Мубарак. И. удалился в Киликию, где был с почетом принят царем Хетумом I (1226-1270), который пожаловал ему небольшое поместье; пребывал в одном из мон-рей в окрестностях Сиса. Окончательное признание И. в качестве патриарха произошло после того, как Дионисий был убит монахами мон-ря Бар-Саума у алтаря во время всенощной (18 февр. 1261). И. является автором более 60 поэм на сир. яз., написанных в основном 12-сложным размером: о душе («Птица»), о ее горнем происхождении и падении, о совершенстве, о любви к Богу и к мудрости и др. В стихах И. нашло отражение взятие Эдессы и др. сир. городов сельджуками в 1235 г. Уже с кон. XIII в. известна приписываемая И. анафора. Серия из 18 праздничных проповедей И. и неск. отдельных произведений того же жанра сохранились только на араб. языке.

http://pravenc.ru/text/469742.html

языке, а в сев. части страны - курды. Христиане, как и ранее, в подавляющем большинстве принадлежали к Церкви Востока (вост. сирийцы) и Сирийской яковитской Церкви (яковиты, или зап. сирийцы), хотя в XIII в. в И. существовала и маронитская епархия. Последние упоминания о мелькитской митрополии относятся к XII в. В 1264 г. Григорий Бар Эвройо (1225/26-1286) (см. ст. Григорий Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри) был избран мафрианом Тагрита и всего Востока, что подтвердил патриарх Игнатий III. Резиденцией мафриана стала Ниневия, было построено неск. новых церквей, напр. в Тебризе и Мараге (1282), отремонтирована ц. Мар-Юханнан в Барталле (1285) и построены странноприимные дома. После того как в 1282 г. ислам принял ильхан Тюгедер, а в 1295 г.- ильхан Газан, положение христиан стало ухудшаться. Католикос Мар Ябаллаха III был изгнан из дворца халифа. И хотя католикосу удалось вернуть расположение Газан-хана, изменить ситуацию в целом было уже невозможно. Несмотря на дипломатические усилия Мар Ябаллахи III, зиммии оказались косвенно вовлечены в противоборство различных политических группировок хулагидской элиты и серьезно пострадали от гонений (особенно жестоких в 1296-1297 и 1308-1310), которые привели к значительному сокращению численности приверженцев сир. Церквей и к сужению зоны их расселения. С XV в. на территории совр. И. сохранялось 2 основных ареала проживания христиан и функционирования западно- и восточносир. иерархии: горные области древних Ассирии и Адиабены, где соседями были курды, и районы, разбросанные по верхнему течению Тигра и его левых притоков, большинство населения которых приняло в качестве разговорного и даже письменного языка арабский. После фактического распада Хулагуидского улуса в 1335 г. в Двуречье утвердилась власть монг. нойонов Джалаиридов. В 1401 г. Багдадом, почти не встретив сопротивления, овладели войска Тимура, уничтожив не только значительную часть жилых зданий, но и мечети с медресе. После недолговременного господства Тимуридов страна досталась вождю туркмен.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХУДЭММЕХ [Сир.  ], еп. Тагритский (VI в.). Род. в Баладе (обл. Бет-Арбайя). Первоначально был клириком несторианской Церкви Востока , но после встречи с Иаковом Барадеем (Бурдеаной) сделался приверженцем монофизитства, был рукоположен во епископа г. Тагрит и стал главой монофизитов на территории сасанидского Ирана («мафрианом Востока»). За миссионерскую деятельность среди арабов Месопотамии А. именуют «апостолом арабов». Бар Эбрей сообщает, что А. получил иерейское рукоположение от самого Бурдеаны, в 559 г. Крстапор (Христофор) Армянин совершил его архиерейскую хиротонию в Бет-Арбайе, где А. просветил арабов; по сообщению Михаила Сирийца , А. построил близ Тагрита 2 мон-ря, Айнкена и Гатана, а также монофизитский храм св. Сергия близ Балада. Благодаря его проповеди в христианство обратились ряд магов и даже сын Хосрова I Ануширвана, к-рого А. крестил с именем Геворгис (Георгий); это вызвало гнев шаханшаха, велевшего отрубить А. голову (согласно др. версии, приведенной в житии, А. скончался от голода и болезней в темнице). Мощи его, по сообщению того же Михаила, были положены в церкви Махозе (букв.- городá, по-сирийски - название столицы Сасанидов Селевкии-Ктесифона ). Авдишо бар Бриха упоминает сочинения А. против философов, магов, «различные определения», труды по риторике, о смысле богословского термина «Лицо» (букв.- о составе Лица), о свободе выбора, о человеке как микрокосме и др. Из них сохранились лишь 2 небольших сочинения: «О душе и единстве души и тела» и неопубл. философский трактат (Cod. Brit. Mus. Add. 14 658). Ист.: Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d " Antioche/Éd. J. Chabot. P., 1899-1924. T. 2. P. 313; 20; Assemani. BO. T. 3/1. P. 192; Histoire d " Ahoudemmeh et de Marouta/Éd. F. Nau. P., 1905. (PO; 3/1). Лит.: Labourt J. Le Christianisme dans l " empire Perse sous la dynastie Sassanide (224-632). P., 1904. P. 198 sq. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77226.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010