Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ БАР ШАККО [Севир бар Шакко; сир.      ] († 1241), философ, богослов и писатель Сирийской яковитской Церкви . Род. в Барталле (близ Мосула, Сев. Ирак), стал монахом в мон-ре Мар-Маттай, где изучал богословские дисциплины. Изучал грамматику и логику под рук. несторианского ученого Иоанна бар Зоби , а также логику и философию у мусульм. ученого Камаль ад-Дина ибн Юнуса в Мосуле. Впосл. был рукоположен во епископа (вероятно, с именем Севир) в мон-ре Мар-Маттай, при этом выполнял только обязанности настоятеля мон-ря. Погребен в том же мон-ре. И. б. Ш.- представитель т. н. сирийского ренессанса XII-XIII вв., одной из характерных черт к-рого было активное использование арабо-мусульманских источников. Из произведений И. б. Ш. помимо 2 писем сохранились 2 компендиума (иногда характеризуемые как суммы). Оба сочинения представлены большим количеством списков в европ. и ближневост. б-ках, но изданы лишь частично. Первый компендиум «Книга сокровищ» (1231) состоит из 4 частей, имеющих богословское содержание: о Троице, о Боговоплощении, о Божественном Провидении и о сотворенном мире (в последнюю часть входят также описание и анализ явлений природы, приводятся многочисленные сведения по географии). В трактате обсуждаются вопросы, связанные с ересями, церковными таинствами, ангелами, душой, раем, воскресением и вечными муками; уделяется внимание апологетике христианства. Одним из основных источников «Книги сокровищ» были сочинения еп. Моисея бар Кефы (IX в.). Полное критическое издание этого сочинения с переводом и анализом источников в наст. время готовит М. Ю. Толстолуженко (Ин-т восточнохристианских исследований Неймегенского ун-та Радбауда, Нидерланды). Второй компендиум «Книга диалогов» считается лучшим произведением И. б. Ш. Он состоит из 6 трактатов, написанных в форме вопросов и ответов и посвященных грамматике, риторике, поэтике, сир. языку, логике и философии; в последнем трактате автор касается также проблем, связанных с музыкой, геометрией, астрономией и др. Поставив перед собой цель создать новый тип сир. научной лит-ры с опорой как на сирийские, так и на ставшие к тому времени нормативными арабо-мусульм. источники, И. б. Ш. предвосхитил подход еп. Григория бар Эвройо, сочинения к-рого стали более известными, чем наследие И. б. Ш. Весь круг источников, использованных И. б. Ш., пока не выявлен, но на основании изученных частей можно проследить его зависимость от таких сир. авторов, как Иаков Эдесский (VII - нач. VIII в.), Антоний из Тагрита (IX в.), Иов Эдесский (VIII-IX вв.), а также параллели с мусульм. авторами Фахр ад-Дином ар-Рази (XII - нач. XIII в.), Закарией ибн Мухаммадом аль-Казвини (XIII в.). Помимо этого И. б. Ш. в значительной степени опирался на переводы античных философских и естественнонаучных сочинений (в частности, на соч. «О мире» Псевдо-Аристотеля).

http://pravenc.ru/text/200313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ ИЗ ТАГРИТА [Ритор; сир.        ] (IX в.), мон. мон-ря на горе Тагрит (Тикрит), сир. поэт, писатель и богослов, современник и друг яковитского патриарха-католикоса Дионисия Телль-Махрского ( Barhebr. Chron. eccl. I. P. 363). Автор трактата по риторике в 5 книгах, пользовавшегося большой популярностью у сирийцев. Ему также принадлежит сборник практических упражнений по риторике, содержащий составленные им образцы восхвалений, утешительных обращений, благодарственных посланий, моралистических увещеваний и молитв. Он первым из сир. поэтов сознательно применил рифму, заимствовав этот поэтический прием из араб. поэзии. Автор трактата «О благом промысле Божием» (4 ч.) и соч. «О святом мире», в к-рых проявил патристическую ученость и показал себя достойным внимания богословом. Исследователи отмечают трудный язык и нарочитую усложненность стиля его сочинений. Соч.: Carminis ab Antonio Rhetore contra calumniatores scripti exordium// R ö diger J. Chrestomathia Syriaca. Halis Saxonum, 18923. P. 100-102; R ü cker A. Das fünfte Buch der Rhetorik des Antûn von Tagrit//Oriens Chr. 1934. Bd. 9. S. 13-22. Лит.: Райт. Очерк. С. 143-144; Duval R. Notice sur la rhétorique d " Antoine de Tagrit//Orientalische Studien: Th. Nöldeke zum 70. Geburtstag/Hrsg. v. K. Bezold. Giessen, 1906. Bd. 1/2. S. 479-486; Sprengling M. Antonius Rhetor on Versification//AJSL. 1915/1916. Vol. 32. P. 145-216; Bass P. Gebete des Anton von Tagrit//Paul de Lagarde und die syrische Kirchengeschichte. Gött., 1968. S. 8-18; Messling R. Die Schrift des Anton von Tagrit «über des Myron»//Ibid. S. 150-161; Raguse H. Syrische Homerzitate in der Rhetorik des Anton von Tagrit//Ibid. S. 162-175; Strothmann W. Die Schrift des Anton von Tagrit über die Rhetorik//Ibid. S. 199-216; K ö bert R. Bemerkungen zu den syrischen Zitaten aus Homer und Platon im 5. Buch der Rhetorik des Anton von Tagrit und zum syrischen Peri Askeseos, angeblich von Plutarch//Orientalia. R., 1971. Vol. 40. P. 438-447; Breydy M. Précisions historiques autour des œuvres d " Antoine de Tagrit et des manuscrits de St. Marc de Jérusalem. Wiesbaden, 1978. S. 15-52. Е. Н. Мещерская Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления ДИОНИСИЙ БАР САЛИБИ [Иаков бар Салиби] († 1171), сиро-яковитский митр., богослов и писатель, одна из центральных фигур т. н. Сирийского Возрождения (XII-XIII вв.) ГАВРИИЛ КАТРАЯ бар Лифе (нач. VII в.), восточносир. писатель, автор значительного для истории сир. литургической традиции соч. «Толкование служб»

http://pravenc.ru/text/116064.html

Особое место в сиро-христ. обществе при Сасанидах занимали главы и старшины городских ремесленных цехов (особенно кузнецов и ювелиров), к-рые выступали как гаранты фискальных поступлений и качества произведенных изделий перед казной (похожая организация была и у торговцев). Как церковные старосты своих корпораций, они были подотчетны епископату, к-рый также отвечал за сбор податей с единоверцев. Существовали селения преимущественно с ремесленным населением (напр., Паллугта (ныне Эль-Фаллуджа) с ковровым, ткацким и красильным производством). Продукция реализовывалась гос-вом централизованно, квалифицированных мастеров с семьями переселяли из захваченных центров Вост. Средиземноморья в города Месопотамии. Это стало важным фактором изменения конфессиональной ситуации на территории совр. И. С сер. VI в. здесь начали разрастаться поселения зап. сирийцев (монофизитов, позднее яковитов), особенно крупные в верхнем и среднем течении Тигра. Согласно персид.-визант. договору 591 г., христиане получили разрешение восстанавливать церкви и монастыри, соблюдать свои обряды и отмечать праздники; они были допущены ко двору, где служили врачами и переводчиками; главным откупщиком державы стал сириец Йездин . Благоволение Хосрова II к яковитам поддерживали его жена Зейрем - уроженка Суристана (по др. данным, Хузестана), строительница храмов и мон-рей, и придворный врач Гавриил. Хотя до 604 г. влияние Церкви Востока преобладало благодаря католикосу Савришо (596-604), после его смерти Хосров всецело следовал воле Гавриила. Сближение Хосрова с монофизитами вызвало недовольство несториан. Монофизиты упрочили свое положение в Ср. Двуречье не в последнюю очередь благодаря оккупации имп. Ираклием в 627-628 гг. верховьев Тигра до Тагрита (Тикрита). В тот период зап. сирийцы заняли уже весь юг пров. Бет-Нухадра - от мон-ря Мар-Бехнам, Кара-Коша и Барталлы до горы Синджар, а также новый диоцез Марга. Епископская кафедра Бет-Нухадры находилась в мон-ре Нардос. Во главе сиро-яковитской иерархии встал Марута, «великий митрополит» Тагрита (629-649), к-рый считается 1-м мафрианом - католикосом и наместником яковитского Антиохийского патриарха на Востоке. Под его началом находилось 13 епархий - Ниневия, Бет-Арабайе, Шигар (Синджар), Маалта, Арзун, Гомель, Бет-Рамман, Карме, Гозарта, Бет-Нухадра, Пероз-Шапур, Сиарзур (Шахрзур) и епархия, созданная для араб. племен таглибитов. Благодаря западносир. монахам в Сев. Ираке возникли многочисленные мон-ри. Ко времени начала завоеваний мусульман христианство укрепилось и в горах Центр. Курдистана.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Миафизитские общины в Персии укрепились благодаря деятельности Иакова Барадея. Конечно, у миафизитов и до этого было определенное число сторонников в Персии, однако до 559 г. нет информации о том, чтобы епископ-миафизит занимал кафедру на территории Персии. В 559 г. Иаков Барадей назначил Ахудэммеха (ум. 575) первым митрополитом Востока. Последний действовал в районе Тагрита. В период правления Хосрова II при поддержке ряда придворных миафизиты укрепляли свои позиции в Персидской империи, будучи сосредоточены главным образом у Тагрита и в монастыре Map Матфея близ Ниневии. В 602 г., после того как Фока (602–610) убил императора Маврикия, Хосров II напал на восточные границы Византийской империи. С завоеванных территорий Хосров депортировал большое число халкидонитов и миафизитов, которые теперь стали жить на территории Персии. Миафизиты заняли некоторые епископские кафедры, а ряд селений, подчиненных этим кафедрам, были обращены в миафизитство. В 629 г. главой миафизитов в Персии стал Марута (ум. 649), впервые получивший титул мафриана, который носили главы Сиро-яковитской церкви в Месопотамии вплоть до XIX в. В 30-е годы VII в. восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов, и яковиты (в отличие от «мелькитов») встретили их как освободителей от власти византийского императора, пытавшегося навязать им халкидонскую веру. Арабы предоставили своим христианским подданным статус зиммиев – немусульманских подданных исламского государства, жизнь и имущество которых находились под защитой закона. От зиммиев требовалась уплата подушной подати – джизьи. Была запрещена миссионерская деятельность среди тех, кто исповедовал ислам (обращение мусульманина в христианство каралось смертью ), действовал ряд иных ограничений. В арабском халифате западные и восточные сирийцы полемизировали друг с другом, но накал полемики снижался по мере нарастания давления со стороны мусульманского окружения. На первое место стала выходить проблема сохранения древнего языка (к XIV в. почти полностью вытесненного арабским) и литургических традиций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мар-Апрем (св. Ефрема; Ibid. P. 147-151). К яковитской церкви примыкает сиро-католич. ц. Мар-Тума, возведенная в 1863 г. (дата указана в надписи, выполненной при реставрации храма в 1959). Оформление интерьера имитирует джалилийский стиль. При церкви существовали музей и б-ка (содержала 122 рукописи XI-XX вв.). План ц. Мар-Ахудемме План ц. Мар-Ахудемме II. Мар-Ахудемме (Мар-Худени), посвященная тагритскому мафриану Ахудемме (см. Ахудэммех ), отождествляется с «церковью тагритцев», основанной сиро-яковитскими переселенцами из Тагрита. Однако в разное время под этим наименованием были известны также церкви Мар-Зена и Мар-Тадрос, впосл. разрушенные (Ibid. P. 25-31). В 1763 г. к ц. Мар-Ахудемме была пристроена мечеть Тикритцев. Храм впервые упоминается в рукописном колофоне 1627 г., однако он был построен не позднее XIII в.- об этом свидетельствует резной алтарный портал в атабекском стиле с араб. надписью. Основная часть и пресвитерий, отгороженный сплошной стеной, делились на 3 нефа; над предалтарным компартиментом возвышался купол на тромпах; с юж. стороны к пресвитерию примыкала капелла-баптистерий; с сев. стороны храма находился открытый двор с галереей. Церковь, расположенная почти на 7 м ниже уровня земли, реконструировалась в 1896 и 1929 гг., однако из-за подтопления грунтовыми водами в 1971 г. была разрушена. В новую церковь, построенную над средневек. храмом, перенесли алтарный портал и др. элементы архитектурного убранства. К нач. XXI в. из-за повышения уровня грунтовых вод новая церковь также пришла в аварийное состояние и частично разрушилась; в 2016 г. остатки здания были уничтожены боевиками ИГ с целью расширения соседней мечети ( Herzfeld. 1920. S. 294-295; Fiey. 1959. P. 141-147; Snelders. 2010). III. Сиро-католич. ц. Эт-Тахира (Пресв. Богородицы), впервые упоминается в рукописном колофоне 1672 г., но по ряду признаков ее строительство относят к более раннему времени. В 1744-1745 гг. церковь была полностью реконструирована в джалилийском стиле; ее неоднократно ремонтировали в XIX в.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ БАР КЕФА [В западносирийском произношении Муше бар Кифо; сир.      ] (ок. 813 или (более вероятно) 833, Балад (ныне Эски-Мосул, Ирак) - 12.02. 903, мон-рь Мар-Саргис (?)), епископ Сирийской яковитской Церкви , богослов и писатель . О М. б. К. известно из 2 жизнеописаний (первое, BHO, N 779, сохр. в 2 редакциях - краткой X в. и более пространной XII в., изд. с нем. пер.: Reller. 1994. S. 24-26, 362-364; второе, BHO, N 780, изд.: Sachau E. Verzeichniss der syrischen Handschriften. B., 1899. S. 685-686. (Die Handschriften-Verzeichnisse der Königlichen Bibliothek zu Berlin; 23), нем. пер.: Reller. 1994. S. 24-26), а также из упоминаний о нем в анонимной сирийской хронике, доведенной до 1234 г. (Chronicon ad A. C. 1234 pertinens/Trad. A. Abouna. Louvain, 1974. Vol. 2. P. 207. (CSCO; 354. Syr.; 154)) и в «Церковной истории» Григория бар Эвройо ( Greg. bar Hebr. Chron. eccl. T. 1. Col. 393-396; T. 3. Col. 215-218). М. б. К. обучался в расположенном неподалеку от Мосула мон-ре Мар-Саргис (св. Сергия), где в возрасте 20 лет принял монашество и впосл. с именем Севир был избран епископом городов Бет-Раман и Бет-Кийонайе (южнее Мосула). Источники упоминают его также как епископа Мосула, однако под этим, вероятно, подразумевается окормление им в течение 10 лет проживавших в Мосуле уроженцев Тагрита (ныне Тикрит, Ирак) - на этот факт есть указания в его жизнеописаниях, к тому же имя М. б. К. отсутствует в сохранившихся списках западносирийских епископов Мосула. Известно, что М. б. К. скончался в возрасте ок. 90 (согласно некоторым рукописям - 70) лет, на основании чего вычисляется примерная дата его рождения. Погребен в монастыре Мар-Саргис. В средние века, возможно, почитался в Сирийской яковитской Церкви как святой. М. б. К. приписывается большое количество сочинений: экзегетические (почти на все книги ВЗ и НЗ), философско-богословские и литургические, а также проповеди, комментарий к трудам свт.

http://pravenc.ru/text/2564002.html

конфессией на территории Персии. Монофизитами были самая влиятельная из жен Хосрова, Ширин, к-рая инициировала строительство мон-ря близ дворца шаха в Ктесифоне (ок. 598), а также главный придворный врач (друстбед) Гавриил Шигарский. Однако после смерти последнего придворные мон-ри яковитов были разрушены, и М. был вынужден переехать в Куфу, где поселился в мон-ре Раббан-Шабур. Положение монофизитов на территории Персии вновь укрепилось лишь к 627-628 гг., когда войска византийского имп. Ираклия (610-641), участвовавшие в его большом Восточном походе против персов, оккупировали верховья р. Тигр вплоть до Тагрита, что открыло им дорогу ко всей персидской Месопотамии. Имп. Ираклий стремился к консолидации всех противостоящих христологических групп, в т. ч. для более успешной борьбы с Персией, он также был инициатором диалога с сир. севирианами, целью которого должно было стать заключение унии между халкидонитами и монофизитами. В ходе дворцового переворота (24-25 февр. 628), организованного полководцем Шахрбаразом, Хосров II был свергнут и вскоре убит, а новым шаханшахом стал его старший сын Кавад II (Широе) (25 февр.- 15 сент. 628). После заключения византийцами мирного договора с послами Кавада II (июнь 628), к-рый в 629 г. был подтвержден Шахрбаразом, патриарх Сирийской яковитской Церкви Афанасий I Гаммала утвердил М. в должности своего наместника в Персии (мафриана). Активная деятельность М. в качестве мафриана проявилась в делах благотворительности, а также в основании новых мон-рей, в частности муж. мон-ря Мар Саргиса и жен. мон-ря Бет-Эвре, посвященного Пресв. Богородице. Из лит. наследия М. сохранились его проповедь на освящение воды в день Богоявления (изд.: Brock. 1982), фрагменты библейских толкований в составе катен и письмо (вошло в «Хронику» Михаила Сирийца: Mich. Syr. Chron. Vol. 2. P. 435-440) к яковитскому патриарху Иоанну II (631-648), в к-ром он по просьбе патриарха рассказывает о преследованиях персид. монофизитов при Бар Сауме , митр. Нисибинском († 492/5).

http://pravenc.ru/text/2562486.html

После кончины патриарха Игнатия в яковитской Церкви началась смута по поводу кандидатуры нового патриарха. Монг. власти соблюдали нейтралитет, мн. нояны к тому времени были христианами. В этой схизме Г. разделял позицию Дионисия Ахрон Анкура, т. е. поддерживал его против Иоанна бар Маъдани. При поддержке Г. Дионисий Ахрон Анкура был избран на патриарший престол, в благодарность патриарх перевел Г. из Лакабены в Халеб. Раскол, однако, продолжался, и престол при поддержке друга Г. мафриана Салибы занял Иоанн. Г. был низложен своим другом Салибой. В кон. 50-х гг. XIII в. Г. активно участвовал в налаживании контактов между христ. общиной и монг. властями. В 1256-1258 гг. хан Хулагу захватил Иран и Ирак и стал первым ильханом. В 1258 г., после того как Хулагу взял Багдад, Г. был восстановлен на Халебской кафедре. В 1264 г. он был избран мафрианом Тагрита и всего Востока, что было утверждено патриархом Игнатием III. В это время шла борьба между арабами-мусульманами и монг. властями, в к-рой часто страдали христиане. Г. перебрался в Багдад, совершил там множество рукоположений, налаживал отношения с местной несторианской общиной, но они складывались сложно. Г. переселился в Ниневию. После смерти ильхана Хулагу при новом ильхане Абаке мамлюки постепенно захватили Сирию, что укрепило позиции мусульман. В 1282 г. ильхан Тегюдер принял ислам, а в 1295 г. ильхан Газан также стал мусульманином, эти перемены определили дальнейшее враждебное отношение к христианам. Должность мафриана была нелегкой, и Г. приходилось тесно взаимодействовать с монг. властями, а также с несторианскими иерархами, из к-рых самой яркой фигурой был Яваллаха III, знаменитый путешественник. Г. не оставлял медицинских занятий, лечил людей, о его бессребреничестве слагались легенды. По преданию, больные, к-рых он лечил, приносили ему в благодарность деньги, после его кончины под коврами в келлии и в укромных местах были обнаружены многочисленные подношения, к-рые Г. отказывался брать, но страждущие оставляли в разных местах его жилища. Г. возводил новые церкви (напр., в Тебризе и Мараге в 1282), ремонтировал мон-ри (напр., Мар-Юханнан в Барталле в 1285), строил странноприимные дома-ханы.

http://pravenc.ru/text/166634.html

языке, а в сев. части страны - курды. Христиане, как и ранее, в подавляющем большинстве принадлежали к Церкви Востока (вост. сирийцы) и Сирийской яковитской Церкви (яковиты, или зап. сирийцы), хотя в XIII в. в И. существовала и маронитская епархия. Последние упоминания о мелькитской митрополии относятся к XII в. В 1264 г. Григорий Бар Эвройо (1225/26-1286) (см. ст. Григорий Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри) был избран мафрианом Тагрита и всего Востока, что подтвердил патриарх Игнатий III. Резиденцией мафриана стала Ниневия, было построено неск. новых церквей, напр. в Тебризе и Мараге (1282), отремонтирована ц. Мар-Юханнан в Барталле (1285) и построены странноприимные дома. После того как в 1282 г. ислам принял ильхан Тюгедер, а в 1295 г.- ильхан Газан, положение христиан стало ухудшаться. Католикос Мар Ябаллаха III был изгнан из дворца халифа. И хотя католикосу удалось вернуть расположение Газан-хана, изменить ситуацию в целом было уже невозможно. Несмотря на дипломатические усилия Мар Ябаллахи III, зиммии оказались косвенно вовлечены в противоборство различных политических группировок хулагидской элиты и серьезно пострадали от гонений (особенно жестоких в 1296-1297 и 1308-1310), которые привели к значительному сокращению численности приверженцев сир. Церквей и к сужению зоны их расселения. С XV в. на территории совр. И. сохранялось 2 основных ареала проживания христиан и функционирования западно- и восточносир. иерархии: горные области древних Ассирии и Адиабены, где соседями были курды, и районы, разбросанные по верхнему течению Тигра и его левых притоков, большинство населения которых приняло в качестве разговорного и даже письменного языка арабский. После фактического распада Хулагуидского улуса в 1335 г. в Двуречье утвердилась власть монг. нойонов Джалаиридов. В 1401 г. Багдадом, почти не встретив сопротивления, овладели войска Тимура, уничтожив не только значительную часть жилых зданий, но и мечети с медресе. После недолговременного господства Тимуридов страна досталась вождю туркмен.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Во время 2-го посольства в Иран М. доставил местным епископам письмо от «западных отцов», в котором говорилось о необходимости созыва Собора Церкви Востока и нормализации церковной жизни после окончания гонений, в т. ч. путем рецепции постановлений Вселенского I Собора . В февр. 410 г. с разрешения Йездигерда I в Селевкии-Ктесифоне был созван Собор, принявший под рук. католикоса-патриарха Исаака более 20 канонов, а также Никейский Символ веры (изд.: Chabot. Synod. orient. P. 17-36). В «Восточном синодике» сообщается, что каноны I Вселенского Собора перевел на сир. язык М. Этот перевод, как и другие тексты, приписываемые М., в т. ч. послание к католикосу Исааку, издал А. Выыбус (сир. текст и англ. пер.: The Canons. 1982); едва ли возможно атрибутировать все эти тексты М. (см. также: Brock. 2011. P. 273). В актах Собора 410 г. предстоятель Церкви Востока Исаак назван «католикосом и главой епископов всего Востока» ( Chabot. Synod. orient. P. 18, 256), его подпись стоит первой, а подпись М.- второй. Т. о., М. как представитель визант. Церкви подтвердил независимость (автокефалию) Церкви Востока. В научной лит-ре кончина М. обычно датируется временем до 420 г., поскольку в деяниях очередного Собора Церкви Востока, проходившего в этом году в Селевкии-Ктесифоне, упоминания о М. отсутствуют. Сочинения Сохранились неск. несомненно подлинных произведений М. «Трактат о ересях» (изд.: Documenta de antiquis haeresibus. 1909. P. 98-103; лат. пер.: Ibid. P. 76-80; нем. пер.: Braun. 1898. S. 27-28, 46-50) содержит перечень основных лжеучений, в т. ч. ересей Симона Волхва , Монтана , Маркиона , Бардесана , Павла Самосатского , Ария , Евномия , Македония I , а также учения Мани (см. ст. Манихейство ); каждой ереси дана краткая характеристика. Соч. «Разъяснение слов» (нем. пер.: Braun. 1898. S. 39-40, 56-58) представляет собой толкование греч. христ. терминов, среди которых понятия, связанные с духовенством: τξις (чин), κληρικς (клирик), πσκοπος (епископ), χωρεπσκοπος (хорепископ), δικονος (диакон), а также слов κκλησα (Церковь), ρθδοξος (православный), αρεσις (ересь) и др. Проповедь М. на Антипасху (изд. сир. текста и нем. пер.: Kmosko. 1903) ранее ошибочно приписывалась Маруте , еп. Тагрита (см., напр.: Райт. Очерк. С. 33). В этой проповеди М. цитирует евангельский текст по Диатессарону .

http://pravenc.ru/text/2562488.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010