Поясняя краткое· и не совсем ясное известие древнего жития, позднейшие редакции создают из него сказание о пророчестве Варлаама, за несколько минут до кончины провидевшего приезд Литония из Царьграда в монастырскую пристань (на Волхове) и вручившего ему игуменство в своем монастыре; Пахомий прибавляет к этому, что игумен Антоний окончил заложенную Варлаамом каменную церковь в обители и утвердил в последней устав ее основателя. Но летопись, говоря об Антоние, не называет его игуменом Хутынским; с другой стороны слова, с которыми в древнем житии Варлаам обращается к Антонию: «ныне предаю ти его (монастырь ) тебе, ты же снабди и добре» – не значат непременно, что Антоний стал игуменом после Варлаама; может быть, последний только поручил обитель заботам знатного брата, подобно тому как, сам долго руководил братией, не будучи игуменом. Сделав Хутынским игуменом Антония, цареградского паломника по древнему житию и Добрыню Ядрейковича по летописи, позднейшие редакции не знали, по крайней мере не говорит, что он был потом Новгородским владыкой; этим они дали опору второму варианту сказания, по которому тот же Антоний основывает Дымский монастырь. В обеих редакциях XV в. незаметно еще следов первого варианта; но Пахомий знал его, хотя и не занес в житие. Пророчество Варлаама о снеге, выпавшем в Петров пост и спасшем город от голода, сохранялось в местной памяти благодаря основанным на нем крестному ходу и местному обычаю молебствовать в Хутынском монастыре всем городом во время бездождия или слишком дождливого лета. Об этом обычае говорит Пахомий в похвальном слове Варлааму, приводя примеры пророческого дара, данного святому; на ту же силу его отвращать бездождие намекает он в своем сказания о чуде 1460 г. Упомянутые выше сказания об осужденном и о снеге, по-видимому, впервые были записаны при митр. Макарие: в списке Пахомиевского жития по Макарьевским минеям они помещены не на месте, после посмертных чудес, как позднейшее прибавление, а второе из них по некоторым спискам говорит о молитве за царя Ивана Васильевича и царицу Анастасию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Секретарь Л. А. Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня женский монастырь// 55 С. 616–619– Общежительный устав, данный преподобным Варлаамом монастырю, не сохранился. Наиболее раннее свидетельство об общежитии в Варлаамиевом Хутынском монастыре привел С. Герберштейн в «Записках о Московии» (начало XVI в.): настоятель имел общую трапезу с насельниками, «о нуждах и делах советовался с тремя или четырьмя из старшей братии, а потом предлагал дела на общее рассуждение братии». Преподобный Варлаам был погребен в Преображенском соборе обители. Около 1208/09 г. в обители принял постриг святитель Антоний (Добрыня Ядрейкович), избранный в 1210 г. архиепископом Новгородским, весной 1228 г. вернувшийся в обитель из-за болезни. В Варлаамиевом Хутынском монастыре подвизались преподобный Антоний Дымский и блаженный Прокопий Устюжский, о чем сообщают их жития. Насельниками монастыря были Новгородские архиепископы Иоанн II, святители Симеон и Евфимий II, при котором в 1440 г. была открыта гробница с останками преподобного Варлаама. После освидетельствования нетленные мощи были положены под спуд. Несмотря на то что после присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. монастырь утратил часть имений, он оставался одним из богатейших в Новгородской епархии и по количеству земельных владений (976 дворов, 1036 обеж) уступал только Юрьеву монастырю. Расцвет Варлаамиева Хутынского монастыря связан с покровительством великого князя Василия III Иоанновича, особо почитавшего преподобного Варлаама (перед смертью принявшего схиму с именем Варлаам). В ноябре 1531 г. по рекомендации великого князя Новгородский архиепископ святой Макарий поставил инока Иосифова Волоцкого монастыря Феодосия во игумена Варлаамиева Хутынского монастыря. В 1532 г. Василий III дал монастырю несудимую грамоту, по которой в делах недуховных игумена мог судить только великий князь, в духовных – Новгородский архиепископ, и освободил Варлаамиев Хутынский монастырь от уплаты пошлин за соляные варницы в Русе (Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монастырь Хутынский, украшенный теперь великолепными зданиями и обогащенный вкладами боголюбивых князей, царей и других дателей, в продолжение первых четырех столетий своего существования, подвергался разным бедствиям от войн и пожаров; а в начале XVII века был разграблен шведами: их военачальник, Понтус де-ла-Гарди, имел здесь главную свою квартиру. Ныне в обители 5 церквей: 1) Соб. Преображения Господня, с двумя приделами. Храм этот был первоначально построен (в меньшем виде), в 1192 году, Преподобным Варлаамом, которого и мощи, прославленные чудесами в XV веке, почивают тут в богатой раке, сделанной иждивением некоего Мирона Тимофеевича Нахлопова, в царствование Михаила Феодоровича. Потом эта церковь вновь сооружена в 1515 году, при игумене Сергие. 2) Теплая, во имя св. Варлаама Хутынского, построена каменная св. Архиепископом Евфимием, в 1446 г. 3) Великомученицы Варвары, каменная, построенная св. Антонием, архиепископом же, в 1218 году. 4) Всех Святых, больничная. 5) Св. Феоктиста, при кельях Викарного архиерея. – Здесь существовали прежде еще каменные же церкви: во имя Святителя Антония Новгородского, постр. 1417; св. Илии, 1418; и св. Георгия, 1535; и эта последняя была великолепно украшена. Неизвестно, когда они уничтожены. Обителью управляли издревле игумены; а потом учреждена архимандрия. Добродетельное житие св. Варлаама служило примером для многих его современников, и последователей; из них известны: Блаженный Прокопий, Христа-ради юродивый Великоустюжский, присоединенный к Православной вере, в XIII веке, под руководством самого Варлаама; ученик его, св. Антоний Дымский, бывший здесь иноком, а потом, с 1243, и игуменом, и святитель Антоний, архиепископ Новгородский, хиротонисанный, 1212, из монахов Хутынских, и потом, по слабости здоровья, удалившийся сюда на покой, он здесь и скончался. Потом, в конце XIV века, из числа иноков сей обители, св. Симеон, хиротонисан также во архиепископа в Новгород; а в XV веке архиепископ же св. Евфимий, быв еще простым монахом, жил здесь несколько времени; а сделавшись уже Владыкою Новгородским, свидетельствовал, в 1452 году, только что прославившиеся мощи Преподобного Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Св. блгв. кн. новгородский Василий (3 июля – Собор Новгородских святых). † после 1219, 23 сентября Прп. Авраамий, игумен ярославский (23 мая – Собор Ростовских и Ярославских святых). † до 1224, 21 августа Прп. Авраамий Смоленский. XIII в. († после 1224 г.) Прп. Ефрем Смоленский (21 августа). † 1224, 24 июня Прп. Антоний Дымский (17 января). † 1226, 22 мая Свт. Симон, еп. Владимирский и Суздальский (10 мая). † 1228, 25 июня Св. блгв. кн. муромский Петр (Давид). † 1228, 25 июня Св. блгв. кнг. муромская Феврония (Евфросиния). Св. блгв. кн. новгородский и галицкий Мстислав Удалой (10 февраля, 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † 1221, 1 апреля Св. мч. Авраамий Болгарский, Владимирский. † после 1229 г. Свт. Иоасаф, еп. Владимиро-Волынский (19 ноября, 10 октября – Собор Волынских святых). † 1232, 8 октября Свт. Антоний, архиеп. Новгородский (10 февраля, 4 октября). Прп. Акинидин II, игумен киево-печерский, в Дальних пещерах почивающий (2 ноября, 28 августа – Собор Дальних пещер). † 1233, 5 июня Св. блгв. кн. новгородский Феодор. 660 Св. блгв. кн. зарайский Феодор мученик (21 декабря, 10 июня – Собор Рязанских святых). Св. блгв кнг. зарайская Евпраксия мученица (21 декабря, 10 июня – Собор Рязанских святых). Св. блгв. кн. зарайский Иоанн постник , младенец, мученик Рязанский (21 декабря, 10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. рязанский Георгий мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. пронский Олег (в крещении Косма) мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. (рязанский) Роман мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. (коломенский) Глеб мученик (10 июня – Собор Рязанских святых. † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. (муромский) Давид мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. сщмч. Евфросин, еп. Рязанский (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кнг. рязанская Агриппина мученица (10 июня – Собор Рязанских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Святые Отцы на Руси имеют обычай в великий пост и в другие посты прочитывать всю Псалтырь, а кроме поста не читают ни псалма. Но святогорцы живут не так: они одно правило держат во всю жизнь. Всякому брату надобно в келлии иметь иконостас или крест и пред ним совершать установленное правило. Неумеющий читать, должен служить рукоделием, повиновением в службе, с отсечением своей воли " . Из этого отрывка видно, как зорко следили на Руси за духовной жизнью Афона. И, как можно заключить из всего, не только праздным образом интересовались Святой Горой, а тщательно подражали этой жемчужине благочестия. Преп. Антоний Дымский. С юных лет подвизался в Хутынском монастыре. В 1087 г. был послан в Константинополь по церковным нуждам к Вселенскому Патриарху Анфиму. Вернулся в день кончины преп. Варлаама, который духом провидел его возвращение и успел назначить его своим преемником. Вскоре, отказавшись от игуменства, преп. Антоний основывает свою Дымскую обитель на высокой горе над озером среди лесных дебрей (возле Тихвина). В 1330 г. обретены его св. мощи, которые в 1409 г., ввиду набега татар, предавших огню обитель, скрыты были под спудом. Колокола и железная шляпа преподобного (с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями), а также священные сосуды, были тогда опущены в озеро. К X1-XII вв. надо отнести еще следующие путешествия: " В 1060 году Варлаам из монастыря св. Дмитрия путешествовал в Иерусалим на поклонение Св. Гробу, потом в другой раз отправился в Константинополь, собрал там все полезное для иноков и, умирая в монастыре близ Владимире-Волынска, все это завещал в Феодосиев монастырь. В 1115 г. игумен Даниил поставил кадило на Св. Гроб и облобызал с любовью и слезами святое место, молился за свое отечество, князей и друзей и нашел в Иерусалиме других паломников русских. Затем посетила Иерусалим княжна Полоцкая Ефросиния и там скончалась. В XII веке столько было желающих идти в Иерусалим, что пастыри церкви вынуждены были запрещать эти хождения. Святой Иоанн советовал налагать эпитимии на тех, кто необдуманно связывал себя обетом идти в Иерусалим, ибо " эти обеты губят землю " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Б) в 7386 (1677) году, Октября в 18 день, Государем Царём Феодором Алексеевичем за подписью Дьяка Филиппа Артемьева. На склейках этой грамоты написано: А подписал Государев Царёв и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Дьяк Семён Головин. В самом низу пометка: с прежними грамотами справил Подьячий Иван Горолов. V. Грамота его же, Государя Царя Михаила Феодоровича, в 1624 году, Января 25 данная Архимандриту Феодосию, содержания подобного предыдущей с присовокуплением некоторых преимуществ касательно судопроизводства и сбора податей за подписью Дьяка Прокофия Пахарева. У грамоты печать такая же, как у прежних двух, под III и IV означенных. На обороте грамоты подписано: Царь и Великий Князь Михайло Феодорович, всея Русии Самодержец. По склейкам: А подписал Государев Царёв и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Дьяк Прокофий Пахарев. Грамота сия подтверждена: А) в 7159 году, Декабря в 18 день от Государя Царя Алексея Михайловича при Архимандрите Варлааме, за подписью Дьяка Ивана Фёдорова; Б) в 7186 году, Октября в 18 день, от Государя Царя Феодора Алексеевича за подписью Дьяка Филиппа Артемьева; В) от Государей Царей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича за подписью Гаврила Мельницкого, Стефана Фёдорова и за справой Кирилла Немцова. Много было давано монастырю сему от Государей Царей грамот подобного содержания, которые все в подлинниках хранятся в монастырской ризнице и в Архиве. Любопытный там оные может видеть. Список Настоятелей Новгородского первоклассного Хутыня монастыря А) Игумены: 1 . Преподобный ВАРЛААМ I, основатель этой обители, с 1192 по 1193 год 133 (см. Никонову Летопись, ч. 2, стр. 260). 2 . Преп. АНТОНИЙ I Дымский, с 1193 года (см. Описание Дымского монастыря). 3 . Преп. КСЕНОФОНТ, основатель Ксенофонтова монастыря, преставился в 1262 года, Июня в 28 день. Б) Строители (они записаны в Синодике без лет и, вероятно, по древнему обыкновению, были при Игуменах в качестве Келаря или Наместника): 4 . ПОРФИРИЙ. 5 . МИХАИЛ. 6 . НИКИФОР. 7 . ГАВРИИЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1134 году Дионисий новгородец был посылаем во св. землю посадником Мирославом. (Карамз. II, прим. 269). В 1192 г. возвратился из Царяграда и св. мест св. Антоний Дымский, бывший потом настоятелем хутынской обители 14 . О каком-то Леонтии попе упоминает паломник Добрыня Андрейкович: «На уболе св. Георгия (εμβλος – крытый ход, улица) св. Леонтий поп русин Леонтий лежит в теле; велик человек: той бо Леонтий трижды в Иерусалим пеш ходил» (Путеш. архиеп. Антония, Спб. 1872, стр. 88; Св. восток, архим. Сергия, М. 1876, т. 2, ч. 2, стр. 171). Около 1220 г. гость скандинавский Огмунд ездил из России в Иерусалим (Карамз. III, 127). В половине XIII в. путешествовал в Иерусалим Воишелг, сын литовского князя Миндовга. Иерод. Зосима (1420) ездил с купцами многими и вельможами великими. В 14 в. является паломником архиеп. новгородский Василий 15 (Карамзин IV, пр. 359). В 1438 г. проезжал чрез Россию в Палестину принц клевский Эбергард. В 1560 г. царь Иоанн IV посылает посольство с богатою милостынею в Иерусалим и Грецию, в память усопшей супруги своей Анастасии, а в 1582 г. в память убитого им старшего сына. В 1592 г. царь Феодор, в благодарность за рождение у него дочери Феодосии, послал в Палестину множество серебра духовенству 16 . Независимо от сказаний о путешествии, в летописях наших встречаются разные упоминания об Иерусалиме. Во многих сборниках рукописных, самого разнородного содержания, встречаются приписки, касающиеся Иерусалима. Так напр., обозначалась дорога во св. великий град Иеросалим и замечалось: ходу полтора года; замечались дни, в которые было совпадения событий, напр., 8 июля разрушение храма Соломонова царем вавилонским, того же дня сожжение храма римлянами; 1 августа окончательное взятие Иерусалима Титом, того же дня убиение Варкохавы, сына звезды. В киевской летописи под 1187 г. замечено 15 сентября, как день взятия Иерусалима сарацинами и проч. Паломники не раз приносили на родину замечательные святыни из Иерусалима (мы говорим, конечно, о святынях, строго засвидетельствованных); так, Даниил игумен принес с собою часть камня от Гроба Господня; в 1134 году – читаем в киевской летописи – принесена бысть доска оконечная Гроба Господня Дионисием, послал бо бе Мирослав, посадник новгородский; в 1212 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1794 г. как заштатный был возобновлен тихвинский Антониев Дымский мон-рь. Управляя 2 епархиями, митр. Гавриил широко «заимствовал» оклады и должности настоятелей монастырей Новгородской епархии 2-го и 3-го класса для начальствующих лиц петербургских учреждений - Александро-Невской Главной семинарии (ректор и префект), Александро-Невского мон-ря (наместник и казначей) и для законоучителей светских учебных заведений. Один из наместников Александро-Невского мон-ря, о судьбе к-рого митрополит проявлял особую заботу,- архим. свт. Афанасий (Волховский ; впосл. епископ) - в 1785-1788 гг. числился даже настоятелем первоклассного Юрьева мон-ря. В 80-90-х гг. XVIII в. «иноепархиальные» (новгородские) архимандриты присутствовали и в С.-Петербургской духовной консистории (Афанасий (Волховский), Иннокентий (Дубровицкий), Антоний (Знаменский) ). Мон-рями, чьи номинальные настоятели находились в столице, управляли наместники из простых иеромонахов. Стремясь поднять благоустройство остальных муж. мон-рей, митр. Гавриил вводил в них общежитие и для этого вызывал опытных иноков, в т. ч. Феофана (Соколова) из Софрониевой пуст., Игнатия (Ушакова) из Николаевского Пешношского мон-ря, Маркеллина из Саровской пуст. Общежительные мон-ри строгим внутренним укладом привлекали как богомольцев-простолюдинов, так и богатых вкладчиков. Возведение в 1788 г. в сан архимандрита Игнатия (Ушакова), не имевшего богословского образования, создало важный прецедент - в предыдущие 20-25 лет в этот сан посвящали только ученых монахов ( Тихомиров. 1901. С. 44). Управляя тихвинским Большим Успенским мон-рем, архим. Игнатий привел его в столь образцовое состояние, что Синод 26 апр. 1795 г. поручил ему возобновление упраздненного в 1788 г. московского Симонова мон-ря, с предписанием, «чтобы в сем монастыре учреждено и всегда наблюдаемо было общежитие» (РГИА. Ф. 796. Оп. 67. Д. 150. Л. 4). На основании накопленного опыта митр. Гавриил составил в 1795 г. правила общежития из 20 пунктов (опубл.: Макарий (Миролюбов).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Игумен Антоний , при царе Борисе описал жизнь преп. Нила Столбенского († 1555 г.). См. Царского 107; Толстого II, 232. Около того же времени написано житие преп. Макария Унженского, и вероятно в 1594 г., когда строителем обители, по воле царя Феодора, определен боярский сын Давид Хвостов. Самый старший список жития, из известных ныне, писан в 1602 г. (Царского 743). 194. Варлаам , из архимандритов Чудова монастыря митрополит Новгородский 1594–1604 г., писал увещание Валаамским старцам в Дымский монастырь – не нарушать Валаамского устава (Ист. Акт. I, стр. 236). Его распорядительные грамоты изданы там же, стр. 231–235, 237–241, 244. Иона Думин , с 1589 г. из архимандритов Путивильских архиепископ Вологодской, в 1598 г. подписался под грамотою об избрании царя Бориса, а в 1600 г. был на соборе об установлении празднования преп. Корнелию Комельскому, причем подтвердил верность сведений о чудесах преподобного (А. э. II, 7, 222). Он писал похвальное слово благоверному князю Александру Невскому: «Всех произволяющих Бог спасти желает». Здесь скрыл он имя свое в анаграмме (Зап. Археолог. Общ. III, 149; IV, 141). Без сомнения. Им же исправлено было описание жития благоверного князя Невского, сочиненное бедным Василием (§ 127). Его список сочинений Максима Грека , всего 82, с замечанием: «писана сия книга Максим Грек с добрых переводов (списков), а трудов и потов много положено, как правили сию св. книгу» – у Царского, 241, 242. 195. Нифонт , постриженик Антониева монастыря, просил и упросил царя и патриарха открыть мощи преп. Антония Римлянина, дотоле почивавшие под спудом, и в 1598 г. описал в Сергиевой Лавре чудеса преп. Антония 1678–1697 г., тогда как чудеса 1648–1678 г. описаны уже были прежде (Царского 133, 128; Румянцева 158). Описание Нифонта любопытно и по рассеянным в нем историческим и топографическим сведениям. Усердный Нифонт написал и похвальное слово преп. Антонию. Вероятно, им же написаны: а) проречение преп. Варлаама о мразе и воспоминание о том, установленное при царе Борисе; б) воспоминание о св. Ионе архиеп. Новгор. и повесть о чудесах его, с службою; в) повесть о братьях Алфановых. Эти сочинения помещены подряд с Нифонтовым описанием чудес преп. Антония – у Румянцева 154, 158.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

кн. Всеволода Юрьевича Большое гнездо, внуком Юрия Долгорукого и правнуком Владимира Мономаха . – Сказание о князьях, написанное в первой половине XVI века Ярославским монахом Пахомием, замечательно тем, что представляет собой чистое и, можно сказать, образцовое баснословие; в этом именно сказании читается классическая, так сказать, и какая-то совсем невероятная чепуха, что «бяше окаянный царь Батый родом от града Ярославля, от (единой) веси (волости) Череможсвия» 278 и что он – Батый стоял под Ярославлем два года и шест месяцев, отыскивая отца своего). 67 . Антоний Дымский, основатель Дымского Антониева (по его имени) монастыря, который находится в 15-ти верстах на юго-восток ох города Тихвина, живший (как принимается) в середине XIII столетия (по житию, весьма позднему и нисколько не надежному, † в 1273 г.): в церкви его монастыря есть придел его имени 279 . О мощах преп. Антония Дымского, находящихся под спудом, утверждается, неизвестно – насколько достоверно, что в 1330-м году они были было обретены нетленными, а что в 1409-м году, по слуху о приближении полчищ Едигея, они были снова сокрыты в земле, -Филарета Русские святые, 17-е Января. 68 . Харитина Новгородская, жившая неизвестно когда, вероятно – во второй половине XIII beka, и подвизавшаяся в Петропавловском монастыре на Синичьей горе. Чтится местно (5-го Октября), неизвестно – с какого времени, в Петропавловской кладбищенской церкви Новгорода, оставшейся от прежнего монастыря 280 . 69 . Иоанн Устюжский, принявший христианство татарский баскак, и супруга его Мария, жившие во второй половине XIII века. Когда-то до второй половины XVII века было установлено им или само собою вводилось празднование, но потом неизвестно когда в XVIII или в XIX-м веке празднование это само собою прекратилось 281 .  XIV века: 70 . Феоктист, архиепископ Новгородский, скончавшийся 23-го Декабря 1310-го года. Новгородская 1-я летопись в таких выражениях говорит о нем по поводу его кончины 282 , что заставляет предполагать раннее установление его почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010