По летописи, 1572 года июня 14 дня в Новгороде у церкви святых Флора и Лавра обретены нетленными мощи святой девицы Гликерии, скончавшейся за 50 лет перед тем; это была дочь старосты Легощинской улицы Пантелеймона; архиепископом Леонидом и собором духовен­ства мощи положены были в самом храме. В тот же день получил ис­целение при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова 798 . Память праведницы местно чтится мая 13 дня 799 . Праведница изображена на старинном образе Новгородских чу­дотворцев, который ныне находится в ризнице Черниговской кафедры. Образ – достойный внимания! Вверху – святая София с предстоя­щими Богоматерью и Предтечею. В первом ряду: «Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лу­ка»; во втором ряду: «Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Анто­ний (святители), Варлаам (Хутынский), Савва (Вишерский), Михаил (Клопский), Александр (Свирский)». В 3 ряду: «Александр (Оше- венский), Зосима и Савватий (Соловецкие), Нил (Столобенский), Арсений (Коневский), Никодим (Кожеезерский), Ефрем (Новоторж- ский), Антоний (Римлянин), Антоний (Сийский)». В 4 ряду: «Анто­ний (Леохновский), Ефрем (Перекомский), Варлаам (Шенкурский), Серий и Герман (Валаамские), Евфросин (Синозерский), Владимир (князь), Анна (княгиня), Феодор (юродивый), Николай (юродивый)». В 5 ряду: «Арсений (Новгородский), Афанасий (Череповецкий), Кор­нилий (Палеостровский), Антоний (Дымский), Ксенофонт (Робей- ский), Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий (Алфановы)». В 6 ряду: «Мартирий (Зеленецкий), Феофил и Иаков (Омучские), Кирилл (Челмогорский), Феодор (князь), Мстислав (князь), Иоанн Логгин (Яренгский), Диодор (Юрьегорский), Елеазар (Анзерский), Макарий (Оредежский), Артемий (Веркольский), Иаков и Иоанн (Менюжские), Гликерия». Святого Сергия исповедника, скончавшегося в изгнании при им­ператоре Феофиле (829–842). Он известен как песнописец и описатель событий от времен Копронима до Михаила Заики. День четырнадцатый. Празднование в честь Ярославской Иконы Божией Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Десять лет спустя после кончины Блаженного Римлянина возник новый светильник иночества в земле Новгородской: родился Варлаам, сын богатых родителей, в мирском имени Алексий; это был второй Феодосий Печерский для обителей своей родины. С детского возраста уже он почувствовал отвращение ко всему мирскому и тотчас по кончине родителей, раздав все свое имущество, предал себя под строгое начало некоего инока Порфирия, чтобы пройти первый искус жития монашеского. Можно предполагать, что инок сей был сам из обители Антониевой и что там поселился вначале юноша Варлаам, потому что высокий берег Волхова предпочтительно им избранный для своего жительства, находился в той же стороне. Там любил он уединяться на малом холме в глубокой чаще леса для созерцания, и там видение небесного света указало ему место будущей славной обители, как некогда великому труженику палестинскому, Савве Освященному. Там основался Варлаам и соорудил в 1192 году малую деревянную церковь , во имя Преображения Господня, в память того небесного света, который осенил его; около него стали собираться в убогих келлиях многочосленные ученики. Первыми из них были Антоний Дымский и Ксенофонт, восприявшие после него обитель Хутынскую и сами основавшие другие монастыри в окрестностях Новгорода. Бывший тогда архиепископом Святитель Григорий, брат и преемник святого схимника Иоанна на кафеде Софийской, рукоположил Варлаама во пресвитера и игумена новой обители Хутынской, и отовсюду начали к нему стекаться миряне и духовные, всякого звания и возраста, ибо назидательна была беседа опытного аввы. Он был постоянно другом и советником Владык Новгородских, но всех ближе по сердцу был ему Владыка Антоний, избранный на кафедру Софийскую из числа его иноков и трижды с нее низводимый по своеволию народному. Часто приглашал он на совет бывшего своего игумена в Архиерейские палаты. Однажды, проходя Волховский мост, Варлаам увидел человека осужденного, которого по приговору Веча уже готовились сбросить в реку, и умолил народ отдать обреченного на казнь в свою обител, для служения братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Из этого отрывка видно, как зорко следили на Руси за духовной жизнью Афона. И, как можно заключить из всего, не только праздным образом интересовались Святой Горой, а тщательно подражали этой жемчужине благочестия. Преп. Антоний Дымский. С юных лет подвизался в Хутынском монастыре. В 1087 г. был послан в Константинополь по церковным нуждам к Вселенскому Патриарху Анфиму. Вернулся в день кончины преп. Варлаама, который духом провидел его возвращение и успел назначить его своим преемником. Вскоре, отказавшись от игуменства, преп. Антоний основывает свою Дымскую обитель на высокой горе над озером среди лесных дебрей (возле Тихвина). В 1330 г. обретены его св. мощи, которые в 1409 г., ввиду набега татар, предавших огню обитель, скрыты были под спудом. Колокола и железная шляпа преподобного (с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями), а также священные сосуды, были тогда опущены в озеро. К X1-XII вв. надо отнести еще следующие путешествия: «В 1060 году Варлаам из монастыря св. Дмитрия путешествовал в Иерусалим на поклонение Св. Гробу, потом в другой раз отправился в Константинополь, собрал там все полезное для иноков и, умирая в монастыре близ Владимире-Волынска, все это завещал в Феодосиев монастырь. В 1115 г. игумен Даниил поставил кадило на Св. Гроб и облобызал с любовью и слезами святое место, молился за свое отечество, князей и друзей и нашел в Иерусалиме других паломников русских. Затем посетила Иерусалим княжна Полоцкая Ефросиния и там скончалась. В XII веке столько было желающих идти в Иерусалим, что пастыри церкви вынуждены были запрещать эти хождения. Святой Иоанн советовал налагать эпитимии на тех, кто необдуманно связывал себя обетом идти в Иерусалим, ибо «эти обеты губят землю». Это явление не прошло мимо народного наблюдения, оно отметило его в своих былинах: известно паломничество Новгородского богатыря Василия Буслаева. Московская Русь XIV век на Руси не был переходным периодом, как считалось раньше, но по политическим и культурным движениям являлся блестящей эпохой «Русского Возрождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

(XIII в.?), прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых). Сведения о жизни святого содержатся в его житии, существующем в 2 редакциях. Ранняя (известна в 13 списках; древнейший в сб. БАН. Мордв. 11, кон. XVII в.) появилась в кон. XVII в. (первое записанное в ней чудо - 1671) скорее всего в Антониевом Дымском мон-ре на основе местных преданий и новгородской житийной традиции. Поздняя редакция (известна в 17 списках) также была создана в Дымском мон-ре в кон. XVIII - нач. XIX в.; ее сведения, особенно даты, не могут считаться достоверными. В ранней редакции жития не назван год рождения святого, нет описания его детства, сведений о месте и времени пострига. Скудость сведений составитель жития объясняет тем, что «преподобный Антоний, Дымския обители начальник... не желая славы от человек, все свое благое по Бозе житие, и крепкое пребывание, и всякую добродетель ни во что же вмени. И не токмо сие, но и преставление свое и вечную память непамятно всем учини». К тому же «от велия забвения и нерадения все истребися, еще же и от бывших пожаров, и всяких воинских людей буести и находов и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты» ( Белоброва. С. 289). Обе редакции называют А. Д. современником прп. Варлаама Хутынского (поздняя сообщает год - 1206-й - и место рождения А. Д.- Вел. Новгород). Житие сообщает, что по воле прп. Варлаама А. Д. ходил к К-польскому Патриарху Афанасию (имя недостоверно) «некиих ради церковных вин» или «потреб». При описании «хожения» составитель ранней редакции использовал «Паломник Антония Новгородского в Царьград», устные новгородские предания и допустил ряд анахронизмов, приписав А. Д. факты путешествия Новгородского архиеп. свт. Антония (Добрыни Ядрейковича). В обеих редакциях рассказывается, что прп. Варлаам перед смертью благословил А. Д. быть игуменом Хутынского мон-ря (событие, также заимствованное из жизнеописания свт. Антония Новгородского; годом преставления Варлаама назван 1243-й вместо 1192-го). Ок. 1243 г. А. Д. удалился в уединенные и глухие места на берегу Дымского оз. (в ранней редакции говорится, что это был погост на Тихвине). Поселившись здесь, А. Д. (по сообщению поздней редакции) ископал пещеру, поставил келью и стал подвизаться, изнуряя плоть ношением железной шляпы.

http://pravenc.ru/text/116056.html

Монастырь Хутынский, украшенный теперь великолепными зданиями и обогащенный вкладами боголюбивых князей, царей и других дателей, в продолжение первых четырех столетий своего существования, подвергался разным бедствиям от войн и пожаров; а в начале XVII века был разграблен шведами: их военачальник, Понтус де-ла-Гарди, имел здесь главную свою квартиру. Ныне в обители 5 церквей: 1) Соб. Преображения Господня, с двумя приделами. Храм этот был первоначально построен (в меньшем виде), в 1192 году, Преподобным Варлаамом, которого и мощи, прославленные чудесами в XV веке, почивают тут в богатой раке, сделанной иждивением некоего Мирона Тимофеевича Нахлопова, в царствование Михаила Феодоровича. Потом эта церковь вновь сооружена в 1515 году, при игумене Сергие. 2) Теплая, во имя св. Варлаама Хутынского, построена каменная св. Архиепископом Евфимием, в 1446 г. 3) Великомученицы Варвары, каменная, построенная св. Антонием, архиепископом же, в 1218 году. 4) Всех Святых, больничная. 5) Св. Феоктиста, при кельях Викарного архиерея. – Здесь существовали прежде еще каменные же церкви: во имя Святителя Антония Новгородского, постр. 1417; св. Илии, 1418; и св. Георгия, 1535; и эта последняя была великолепно украшена. Неизвестно, когда они уничтожены. Обителью управляли издревле игумены; а потом учреждена архимандрия. Добродетельное житие св. Варлаама служило примером для многих его современников, и последователей; из них известны: Блаженный Прокопий, Христа-ради юродивый Великоустюжский, присоединенный к Православной вере, в XIII веке, под руководством самого Варлаама; ученик его, св. Антоний Дымский, бывший здесь иноком, а потом, с 1243, и игуменом, и святитель Антоний, архиепископ Новгородский, хиротонисанный, 1212, из монахов Хутынских, и потом, по слабости здоровья, удалившийся сюда на покой, он здесь и скончался. Потом, в конце XIV века, из числа иноков сей обители, св. Симеон, хиротонисан также во архиепископа в Новгород; а в XV веке архиепископ же св. Евфимий, быв еще простым монахом, жил здесь несколько времени; а сделавшись уже Владыкою Новгородским, свидетельствовал, в 1452 году, только что прославившиеся мощи Преподобного Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Преподобные отцы Новгородские 122. Преподобный отец Антоний Римлянин игумен Новгородский приплы на камени из Рима в Новгород и преставися в лето 6655 месяца августа в 3 день В 1106 году приплыл из Италии в Новгород, купил землю у Новгородских посадничьих детей и соорудил две церкви: одну соборную Рождества Богородицы, а другую Сретенскую с трапезою. Ум. 3 августа 1147 года и погребен в созданной им Рождественской церкви, где мощи его, обретенные 1 июля 1597 года, открыто почивают. При раке преп. Антония хранятся шесть мозаических икон, принесенных им из Рима; на трех из них изображен Господь Вседержитель, а на трех других распятие Господне, и ветви морской травы, которые он держал в руке во время плавания в Новгород. Сочинение жития, сохранившегося в списках XVI-XVIII в., приписывается игумену Андрею (1147–1157) (Филарет, «Обзор Р. Дух. Литерат»., стр. 51). Чудеса описаны иноком Нифонтом в конце XVI в., причем списано им и первоначальное (Андреево) житие, до нас не дошедшее. ( В.О. Ключевский , стр. 306–310). 123. Преподобный Варлаам игумен Хутынский преставися в лето 6751 месяца ноября в 6 день В мире Алекса Михалевич, родом Новгородец. В 1192 году на берегу реки Волхова, в 10 верстах от Новгорода, основал Хутынский монастырь с деревянным храмом Преображения. Ум. 6 ноября 1193 года. Мощи его были освидетельствованы св. владыкою Евфимием, но доныне остаются под спудом. Он пользовался особенным уважением Новгородцев при жизни и по кончине и был насадителем иночества в пределах Новгородских. Житие распределено В.О. Ключевским на четыре редакции и сохранилось во множестве списков. «Краткое житие Варлаама» несомненно существовало в конце XIII в.; оно носит на себе типические черты так называемого проложного жития. Позже, рядом с пространными житиями, в значительном количестве встречаются такие краткие «проложные» их редакции. Пространные редакции жития не встречаются в рукописях раньше XV в.; сличая их содержание с краткой, можно заметить внутренние признаки старшинства последней. Она вышла из среды, где события и лица из истории Варлаама были еще в свежей памяти и достаточно было намекнуть на них без пояснений. ( В.О. Ключевский , стр. 58–60). В «Иконописном Подлиннике»: «Варлаам лежит во гробе, из черна рус, с проседью, брада до персей, узка, на главе схима, риза преподобническая, испод санкир с белилы». (Филимонов, стр. 186). Память в день преставления, а в Новгороде кроме того празднуется с крестным ходом из Софийского собора в Хутынь монастырь в первую пятницу после недели всех святых в память одного из чудес, совершенных преп. Варлаамом. 124. Преподобный Антоний игумен Дымский ученик Варлаамов преставися в лето 6800 месяца апреля в 13 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Нашествие татар уничтожило много обителей. Большая часть киевских монастырей исчезла под развалинами, другая оставалась в развалинах. На Волыни и в Галиции, пока там еще владели сильные православные князья, держались и воздвигались новые обители. Выше упоминались Полонинский, Ратский и Георгиевский мон. В Литве близ Новгородка Войшелком основан был мон. Лавришев, обогащенный вкладами. Даже обители Новгорода, куда не доходили татары, не только не цвели, но некоторые заглохли. Только ученики преп. Варлаама Хутынского основали несколько обителей вблизи Новгорода. Антоний Дымский (1273) основал в 14 верстах от Тихвина обитель на озере Дымском. Преп. Ксенофонт основал в 25 верстах от Новгорода в пустыне Робейскую обитель (1262). Преп. Константин, также из учеников преп. Варлаама, основал с сотрудником своим Космою Косин м. около Старой-Руссы. Но и эти обители не процветали. Далее на север существовала обитель, основанная Преп. Киприаном Устюжским (ок. 1276) близ Устюга. Святой, в миру богатый землевладелец, полюбив нищету Христову, в тесной келлии посвятил себя Богу. Когда некоторые начали избирать около него такую же жизнь, он отдал земли свои обители новых пустынников, являя пример строгой жизни. Дикий камень, величиною в большую человеческую голову, побуждал его к бодрствованию: он держал его в руках, чтобы не предаваться дремоте среди молитвенного подвига. С 14 века начинается сильное развитие монашества, приобретающего новый вид. Лучшее усвоение народом христианства и тяжкие обстоятельства времени побуждали верующих людей к этому. Тогда же быстро и сильно стало развиваться среди сев. монашества движение в лесную пустыню. В XIV веке пустынные монастыри сравнялись с новыми городскими (42 и 42), в XV веке превзошли их вдвое, в XVI в. в полтора раза. В эти три века построено в пределах московской Руси, сколько известно, 150 пустынных и 104 городских и пригородных монастырей (Ключевский). Городские и пустынные монастыри различались между собою не только внешней обстановкой, но и общественным значением, духом складывавшегося в тех и других быта, даже в большинстве случаев самим происхождением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Б) в 7386 (1677) году, Октября в 18 день, Государем Царём Феодором Алексеевичем за подписью Дьяка Филиппа Артемьева. На склейках этой грамоты написано: А подписал Государев Царёв и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Дьяк Семён Головин. В самом низу пометка: с прежними грамотами справил Подьячий Иван Горолов. V. Грамота его же, Государя Царя Михаила Феодоровича, в 1624 году, Января 25 данная Архимандриту Феодосию, содержания подобного предыдущей с присовокуплением некоторых преимуществ касательно судопроизводства и сбора податей за подписью Дьяка Прокофия Пахарева. У грамоты печать такая же, как у прежних двух, под III и IV означенных. На обороте грамоты подписано: Царь и Великий Князь Михайло Феодорович, всея Русии Самодержец. По склейкам: А подписал Государев Царёв и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Дьяк Прокофий Пахарев. Грамота сия подтверждена: А) в 7159 году, Декабря в 18 день от Государя Царя Алексея Михайловича при Архимандрите Варлааме, за подписью Дьяка Ивана Фёдорова; Б) в 7186 году, Октября в 18 день, от Государя Царя Феодора Алексеевича за подписью Дьяка Филиппа Артемьева; В) от Государей Царей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича за подписью Гаврила Мельницкого, Стефана Фёдорова и за справой Кирилла Немцова. Много было давано монастырю сему от Государей Царей грамот подобного содержания, которые все в подлинниках хранятся в монастырской ризнице и в Архиве. Любопытный там оные может видеть. Список Настоятелей Новгородского первоклассного Хутыня монастыря А) Игумены: 1 . Преподобный ВАРЛААМ I, основатель этой обители, с 1192 по 1193 год 133 (см. Никонову Летопись, ч. 2, стр. 260). 2 . Преп. АНТОНИЙ I Дымский, с 1193 года (см. Описание Дымского монастыря). 3 . Преп. КСЕНОФОНТ, основатель Ксенофонтова монастыря, преставился в 1262 года, Июня в 28 день. Б) Строители (они записаны в Синодике без лет и, вероятно, по древнему обыкновению, были при Игуменах в качестве Келаря или Наместника): 4 . ПОРФИРИЙ. 5 . МИХАИЛ. 6 . НИКИФОР. 7 . ГАВРИИЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Игумен Антоний , при царе Борисе описал жизнь преп. Нила Столбенского († 1555 г.). См. Царского 107; Толстого II, 232. Около того же времени написано житие преп. Макария Унженского, и вероятно в 1594 г., когда строителем обители, по воле царя Феодора, определен боярский сын Давид Хвостов. Самый старший список жития, из известных ныне, писан в 1602 г. (Царского 743). 194. Варлаам , из архимандритов Чудова монастыря митрополит Новгородский 1594–1604 г., писал увещание Валаамским старцам в Дымский монастырь – не нарушать Валаамского устава (Ист. Акт. I, стр. 236). Его распорядительные грамоты изданы там же, стр. 231–235, 237–241, 244. Иона Думин , с 1589 г. из архимандритов Путивильских архиепископ Вологодской, в 1598 г. подписался под грамотою об избрании царя Бориса, а в 1600 г. был на соборе об установлении празднования преп. Корнелию Комельскому, причем подтвердил верность сведений о чудесах преподобного (А. э. II, 7, 222). Он писал похвальное слово благоверному князю Александру Невскому: «Всех произволяющих Бог спасти желает». Здесь скрыл он имя свое в анаграмме (Зап. Археолог. Общ. III, 149; IV, 141). Без сомнения. Им же исправлено было описание жития благоверного князя Невского, сочиненное бедным Василием (§ 127). Его список сочинений Максима Грека , всего 82, с замечанием: «писана сия книга Максим Грек с добрых переводов (списков), а трудов и потов много положено, как правили сию св. книгу» – у Царского, 241, 242. 195. Нифонт , постриженик Антониева монастыря, просил и упросил царя и патриарха открыть мощи преп. Антония Римлянина, дотоле почивавшие под спудом, и в 1598 г. описал в Сергиевой Лавре чудеса преп. Антония 1678–1697 г., тогда как чудеса 1648–1678 г. описаны уже были прежде (Царского 133, 128; Румянцева 158). Описание Нифонта любопытно и по рассеянным в нем историческим и топографическим сведениям. Усердный Нифонт написал и похвальное слово преп. Антонию. Вероятно, им же написаны: а) проречение преп. Варлаама о мразе и воспоминание о том, установленное при царе Борисе; б) воспоминание о св. Ионе архиеп. Новгор. и повесть о чудесах его, с службою; в) повесть о братьях Алфановых. Эти сочинения помещены подряд с Нифонтовым описанием чудес преп. Антония – у Румянцева 154, 158.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1450 г. в Л. м. иноком Геронтием была составлена несохранившаяся летопись, упомянутая и кратко описанная в Новгородской 2-й летописи. В следующей статье сказано, что автор летописи в 1572 г. оказался в Л. м., где, очевидно, и сделал выписку из рукописи 1450 г.: «В лето 7000 восмъдесятага. Месяца февраль въ 5, вторник, а служилъ того дни в манастыри на Лисьи горе обидню и смотрил в манастыри книгы литопистца церковнаго. А сказывал, что литописець Лесицкои добри сполна, ажо не сполна, развие написано в летописце в Лесуцкомъ владыкы Навгороцькые не вси сполна, писаны развие до владыкы Еуфимия Навгороцького. А смотрилъ въ кельи у старца у келаря у Деонисия» (ПСРЛ. Т. 30. С. 194-195). Речь здесь идет, очевидно, об архиеп. Новгородском Леониде , который 8 авг. 1572 г. побывал в Л. м., «говорил часы да и молебны пел въ церкви при игумени Пемине» (Там же. С. 193-194). Традиции летописания в обители сохранялись и позже: в 1679 г. боярский сын Суздальского архиепископа И. Кичигин переписал здесь летописные известия до нач. XVII в. (РНБ. Погод. 1953; см.: Азбелев. 1960. С. 260-261). Особая роль принадлежит Л. м. в распространении общежительной реформы. В источниках монахами с Лисьей горы названы преподобные Арсений Коневский , Ксенофонт Робейский и Антоний Дымский . В 1477 г., когда войска вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича окружали Новгород, «з городцкие стороны велел великий князь стати князю Василью Михайловичю Верейскому на Лисье горе в монастыре» (Разрядная книга 1475-1598 гг. С. 18; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 267; Т. 12. С. 178; Т. 20. С. 326). 6 мая 1654 г. царь Алексей Михайлович пожаловал «вовеки неподвижно» Л. м. со всеми его вотчинами патриарху Никону , который владел им до 1667 г. ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 130, 411). В 1673 г. был изготовлен серебряный потир с надписью: «Сей потиръ Рождества пречистыя Богородицы Лисья монастыря, а сделанъ при настоящем власти тоя честныя обители при игумене Ермогене лета 7181 году» ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 198). В 1722-1727 гг. Л. м. был приписан к Хутынскому мон-рю. За это время обители был нанесен невосполнимый ущерб. В 1764 г. Л. м. был закрыт, имущество передано в Сковородский мон-рь. Каменная Богородице-Рождественская ц. обращена в приходскую, в 1818 г. упразднена ( Петрова и др. 2000. С. 153). Во 2-й четв. XIX в. разрушились последние постройки обители. К 2016 г. на месте Л. м. на холме поставлен деревянный крест. Экономическое положение

http://pravenc.ru/text/2110554.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010