При этом Анисия была объята чувством необычайного восторга и умиления, от которых она и проснулась. Рассказанное Анисией это видение начальнице и сестрам понято было всеми насельницами общины, как явный знак небесного покровительства; всем было ясно, что св. мученица Параскева не оставит обители и поможет в трудах по устроению ее. Как Анисия, так и другие сестры после этого не только не думали уже об уходе из обители с целью поселиться в другой, более благоустроенной, но еще более энергично и усердно стили работать и трудиться над ее благоустроением. Главнейшей заботой и насущной потребностью всех насельниц новой обители была мысль о построении св. храма и введении постоянного церковного богослужения в обители. Об этом усерднее всего они молились, об этом они более всего просили и добрых людей, принимавших к сердцу интересы и нужды новой обители. Господь вскоре услышал молитву инокинь, и затаенная мечта их о построении св. храма осуществилась. Освящение места для новоустрояемого храма совершено было 27 ноября 1865 года. Заложена была постройка деревянного, однопрестольного храма во имя муч. Параскевы и в честь Вознесения Господня, отчего монастырь получил наименование «Параскево-Вознесенского». Лесной материал для первого храма был пожертвован почетной попечительницей общины М. М. Киселевой и был платно перевезен к месту постройки окрестным населением. Для образования денежных средств на постройку с разрешения и благословения Епархиального Архипастыря выдана была сборная книга. Через год постройка св. храма была окончена, и к неописанной радости сестер новоустроенный храм был освящен 11 сентября 1866 года. При скудости материальных средств первый храм общины не отличался ни архитектурной красотой, ни внутренним убранством, ни богатством ризницы и утвари, но при всем том он доставил величайшую радость всей общине, был ее радостью и счастьем ее насельниц. Звон небольшою колокола (в 4 пуда) разносил эту радость по окрестным селам, призывая на общую молитву инокинь и поселян, которые, при отдаленном расстоянии от своих приходских церквей, охотно и усердно посещали монастырский храм. «Как только», передавали инокини: «услышали мы в первый раз голос матери-Церкви, призывающий верных чад своих, все мы заплакали и пали ниц пред иконою св. мученицы Параскевы, принося ей и Господу Богу благодарение за успешное и скорое окончание храма, в котором доселе чувствовалась настоятельная нужда. Но мы молились не одни: с нашей молитвою возносилась и молитва окрестных поселян, встречавших нас прежде так недружелюбно. Теперь они целыми толпами шли в обитель, что, конечно, еще более увеличивало нашу радость и духовное утешение».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Она занималась этим целыми днями, и я могла бы возненавидеть ее. Но бабушка сумела убедить меня, как, наверное, убеждала не раз тяжелобольных, что там, за труднодоступными хребтами, долина спасения. Она уверяла меня в этом без истерических заклинаний – спокойным голосом медсестры, которая подходит к постели, взбивает подушку и дарит надежду. Когда бабушка впервые объяснила мне, что самое дорогое слово на свете «мама», я стала называть ее «мамой Асей»: у бабушки было редкое имя Анисия. – Крестьянское имя, – объяснила она. Руки у нее тоже были крестьянские – иссеченные линиями, черточками, морщинами и морщинками. Бабушка не раз пыталась убедить меня, что мама у каждого может быть только одна. Поэтому лучше уж называть ее так, как принято: бабушкой. Я пересказала все это маме: мне было интересно, что она думает по данному поводу. Мама думала то же, что я: – Она подарила тебе, как пишут в газетах, «второе рождение». И поэтому можешь называть ее матерью. Она заслужила. Это бесспорно! – Мама любила слово «бесспорно». И в самом деле никто спорить с ней не решался. – Я сама буду называть ее твоей «мамой Асей». Ты хочешь? Исполнение любых желаний – привилегия больного ребенка. Но я возразила: – Ты называй, как раньше… Анисией Ивановной. – Хорошо. Раз ты хочешь! Только не волнуйся. Главное, не расходовать нервы! – Вы вспомните меня мальчиком! – умолял в зале мужчина, выдавленный из тюбика. – Разве я когда-нибудь огорчал вас? Я вдруг услышала его мать. Она счастлива была сообщить всем, что в детстве ее сын был хорошим, и напрягла голос. Дебелая женщина от неожиданности ввалилась обратно в зал. Судья, похожая на школьницу склонившись над столом, как над партой, что-то разглядывала. Издали мне показалось, что это была фотография. Рядом, на столе, лежала ее раскрытая сумочка, из которой высовывался кончик платка. И я почему-то подумала, что она тайком разглядывала своего собственного сына. Наверное, маленького. И может быть, размышляла о том, как это мальчики, которые в детстве не огорчают, потом…

http://azbyka.ru/fiction/razdel-imushhes...

Куженер. Куженерский Никольский женский монастырь. Куженерский монастырь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Возникновение обители в Куженере связано со святым ключом — родником холодной прозрачной воды, открытым в Куженерской роще путниками в последней четверти XIX века. Местные крестьяне, используя воду родника, исцелялись от болезней и недугов. В ознаменование этого, по старому обычаю, у ключа был поставлен столбик с иконою великомученика Пантелеимона. Сельский священник из Токтай-Беляка отец Николай совершил сюда первый крестный ход и отслужил молебен над ключом. Он предрекал воздвижение здесь храма или монастыря. В сентябре 1884 года над ключом была построена каменная часовня. Три раза в году — 21 мая, 6 августа и 14 сентября — здесь совершали богослужения. О создании обители говорили многие. Местные крестьяне ходатайствовали об учреждении марийской женской общины во имя святителя Николая Чудотворца. Практические заботы об устройстве монастыря взяли на себя послушницы Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Первой поселилась при часовне в роще Екатерина Смоленцева. Сестер благословил епископ Вятский Алексий весной 1897 года. Вятские духовные власти удовлетворили просьбу крестьянского общества о преобразовании часовни в церковь. В сентябре 1897 года совершилась закладка алтаря и паперти при часовне. Монахиня Вятского Преображенского монастыря Людмила с сестрой посетили Куженерскую рощу, организовали хор певчих. Через год здесь был освящен храм Николая Чудотворца. Церковная община начала свой путь. Местное крестьянское общество всеми силами помогало общине. Летом 1900 года общину посетил купец Федор Яковлевич Рощин, который стал оказывать постоянную помощь насельницам. В июне 1901 года, когда матушка Людмила с тремя родными сестрами Анисией, Марией и Наталией прибыли на служение в Куженерскую общину, монастырь начал свое существование. 31 декабря 1901 года Святейший Синод официально учредил Куженерско-Николаевскую общину. Монахини и послушницы уделяли большое внимание девушкам-марийкам, приобщая их к православной культуре. В деревянном здании разместились келии, три мастерские: рукодельная, живописная, позолотная. Молва о куженерской обители как благая весть разносилась по округе. Увеличивалось количество паломников. Храм не мог вместить всех. Тогда благодетель Ф.Я. Рощин пригласил архитектора Чарушина из Вятки, который составил проект пятиглавого храма для монастыря. 16 августа 1904 года состоялась закладка нового Преображенского собора. Он был закончен в 1909 году. Храм не сохранился до наших дней. Но, судя по некоторым фотографиям, он представлял собой сооружение, выстроенное в старорусском стиле с применением традиционных для древнерусской архитектуры декоративных элементов, производил всем своим видом впечатление основательности, фундаментальности.

http://sobory.ru/article/?object=26315

С отцом Серафимом в монастыре в Аризоне Монастыри старца Ефрема После этого благословения, совершенно чудесным образом (я иногда представляю себе образ зайчика, которого взяли за ушки и просто из одного места перенесли в другое), мне посчастливилось в течение года побывать в нескольких монастырях старца Ефрема. Это были: «Живоносный источник» в горах Сьерра-Невада в Калифорнии, Свято-Вознесенский рядом с деревушкой Проти в округе Серрон в Греции, Архангела Михаила на остров Тасос (подворье афонского монастыря Филофей). С герондиссой Анисией в Свято-Вознесенском монастыре Нужно было только слушать и записывать, и я молилась Господу, чтобы помог и просветил меня Кроме того, без какой-либо инициативы с моей стороны, мне рассказали для портала Православие.Ru истории о маме старца Ефрема, монахине Феофано, о его духовных чадах: блаженной старице Макрине, герондиссе Таксиархии, и еще о ряде греческих подвижников и подвижниц. Нужно было только слушать и записывать, и я молилась Господу, чтобы помог и просветил меня, и я смогла правильно написать о тех, кому недостойна застегивать ремешки их сандалий. С герондиссой Маркеллой в монастыре Живоносный источник «Расскажите нам про Оптинских старцев!» Далее тоже последовали чудеса, которым я не успевала удивляться. Работала я в 2016-м году над книжечкой о преподобноисповеднике Севастиане Карагандинском – звонок из Германии: – Здравствуйте, меня зовут Петр Попов. Мы с женой и детьми живем в Оснабрюке, Нижняя Саксония. У нас очень дружный православный приход, я пою на клиросе по воскресным дням, супруга помогает в книжной лавке, где продаются в том числе и ваши книги. Они нам очень нравятся! Если согласитесь приехать в гости – будем очень рады! Люди Божии – Вот так просто – в гости?! У меня и визы нет... – Если вы позволите, мы возьмем на себя организацию вашей поездки. Покажем ближайшие города: старинный Мюнстер с его шедеврами архитектуры, Кёльн с его знаменитым собором, Дюссельдорф, музеи, галереи... – Звучит очень заманчиво! А чем могу быть полезна вам я?

http://pravoslavie.ru/135254.html

Можно научиться поститься, терпеть холод и жару, но приобрести смирение – высший из подвигов.      Беседа с герондиссой Анисией На следующий день герондисса любезно согласилась на беседу для читателей сайта «Православие.ру». – Уважаемая герондисса, не могли бы вы рассказать о том, как стали монахиней? – Я с детства хотела стать монахиней. Почему? Как тут ответишь? От любви к Богу. Но мои родители хотели, чтобы я немного подросла. Я пришла в монастырь 3 января 1959 года. Мне исполнился 21 год. Первый мой монастырь был Свято-Вознесенский в Македонии. Там я прожила чуть больше года. В обители царил дух исихазма: сестрам вообще не благословлялось разговаривать между собой, за исключением, конечно, каких-то кратких слов по послушанию. Общение с мирскими людьми полностью исключалось. Сестры, а их было 33, занимались умной молитвой. По Промыслу Божию через год я перешла в другой монастырь – Свято-Успенский, в Салониках. Там я прожила более 18 лет. – А как вы оказались в нынешнем монастыре? – В 1979 году к нам приехал геронда Ефрем Филофейский (ныне Аризонский), духовное чадо преподобного Иосифа Исихаста. Он беседовал с сестрами, наставлял их.      В те годы в Греции было много разрушенных монастырей. Геронда Ефрем, тогда игумен Филофейского монастыря на Святой Горе Афон, подбирал духовно опытных сестер и отправлял их восстанавливать эти монастыри, возрождать там монашескую жизнь. Не могу назвать себя опытной духовно, но к тому времени у меня за плечами был двадцатилетний опыт монашеской жизни, и я мечтала об уединенном монастыре, где можно было бы молиться, не отвлекаясь. Геронда Ефрем разговаривал о нашем монастыре, который тогда лежал в руинах, с епископом Спиридоном (будущим митрополитом), и тот благословил найти сестер, которые решились бы его восстановить. Тогда геронда привез меня и еще одну сестру, Маркеллу, сюда, в эти горы. – И как все это выглядело в те годы? – Геронда Ефрем показал нам развалины когда-то большого, крепкого мужского монастыря, в котором братия молились более 200 лет, пока обитель не была уничтожена болгарами, которые претендовали на территорию греческой Македонии. Они вырезали всех отцов, разрушили строения. Больше здесь никто не селился. Только волки да змеи обитали в развалинах.

http://pravoslavie.ru/97399.html

Игумения Серафима (Шевчик)      Мой фотообъектив выхватывает знакомые и незнакомые лица. Вот на спуске движение приостановилось, и я успеваю кратко пообщаться с игуменией Одесского Свято-Михайловского монастыря Серафимой (Шевчик). «Слава Богу, что Господь благословил всем нам сегодня молиться у памятника князю Владимиру! – сказала она. Это великий праздник для всей Украины, праздник единства и любви! И какие бы козни ни чинили нам, в испытаниях лишь укрепляется наша вера, становится более сознательной и крепкой». Другая игумения, Михаила (Заец), настоятельница Городокского Николаевского монастыря Ровенской епархии, шла в сопровождении двух симпатичных смуглых девчат Анисии и Катерины. По ходу выяснилось, что приехали девушки из далеких Филиппин, где три года назад приняли Крещение в одной из православных общин Русской Православной Церкви, и поддерживают духовную связь с митрополитом Тернопольским Сергием (Генсицким), который и пригласил их для паломничества на Украину. Игумения Михаила (Заец) с православными филиппинками Катериной и Анисией      Вот и Европейская площадь позади. Казалось, что вместе с верующими шла сама история города, свидетельствующая о единстве украинского и русского народов, которое так усиленно сегодня стремятся разорвать отдельные политические силы. Слева остался Владимирский спуск, старинная филармония, не менее старинный Городской сад, некогда созданный по проекту архитектора Растрелли, до революции 1917 года – Царский, в советское время – Первомайский. У входа на стадион «Динамо» на крестоходцев взирал бронзовый постамент легендарного футбольного тренера Валерия Лобановского, чуть выше, за помпезным зданием Кабмина, с барельефа старинного особняка генерала Н. Раевского поглядывал Александр Сергеевич Пушкин, некогда гостивший здесь. Барельеф А.С. Пушкина на доме Раевского      А еще выше, за Верховной Радой Украины, многие верующие поклонились могиле с постаментом легендарного генерала Н.В. Ватутина, командующего 1-м Украинским фронтом, войска которого в кровопролитных боях освобождали Киев осенью 1943 года…

http://pravoslavie.ru/114791.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРХОТУРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Екатеринбургской и Верхотурской епархии), в г. Верхотурье Свердловской обл. В 1621 г., во время посещения Верхотурья Тобольским архиеп. Киприаном (Старорусенниковым) , монахини, жившие в городе «постригшися от мужей своих», просили архиерея создать для них обитель. Грамотой царя Михаила Феодоровича от 28 июля 1621 г. верхотурским воеводам повелевалось основать жен. мон-рь. В том же году в Верхотурье, «за острогом», на средства городской казны была построена деревянная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и келья, к 1624 г. были поставлены 3 келейных дома, для обители назначен церковный причт. К 1624 г. В. м. имел 17 га пашенной земли, сенокос, к 1645 г. у мон-ря земельных владений не было. В 1621 г. в В. м. жили 10 насельниц во главе с игум. Анисией, в 1645 г.- 20, в 1667 г.- 11, в 1695 г.- 14 монахинь. На содержание сестер и причта отпускалась руга хлебом или деньгами, размеры к-рой менялись. Иконостас Покровской церкви. Фотография. Нач. XX в. Иконостас Покровской церкви. Фотография. Нач. XX в. В 1645 г. на месте обветшавшей Покровской ц. был построен деревянный храм, имевший такое же посвящение, с приделом в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В нач. 1651 г. церковь сгорела. По челобитной игум. Марии в 1651 г. царь Алексей Михайлович повелел построить новый храм на средства городской казны, распорядился отпускать мон-рю ежегодно по ведру церковного вина и по 2 фунта ладана, пожертвовал богослужебную утварь и книги. В 1652 г. в В. м. был прислан новый антиминс вместо сгоревшего. К 1684 г. церковь обветшала и по челобитной игум. Марфы в соответствии с царским указом 1686 г. началось строительство нового храма, в 1690 г. к нему была пристроена деревянная колокольня. В 1692 г. храм сгорел, затем был отстроен. Ок. 1739 г. из верхотурского свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря в В. м. была перенесена деревянная Покровская ц. По благословению Тобольского митр. Антония (Нарожницкого) архим. Никольского мон-ря Вассиан 19 сент. 1744 г. заложил в В. м. каменный храм, освященный 31 марта 1753 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Деревянная церковь к этому времени, вероятно, была разобрана. 23 мая 1754 г. на средства купца и заводовладельца М. Походяшина в В. м. заложили каменную 2-этажную церковь с колокольней, нижний престол храма был освящен в 1768 г. во имя вмц. Варвары, верхний престол в 1776 г. освящен в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Указом 26 февр. 1764 г. В. м. подлежал упразднению, фактически прекратил существование ок. 1782 г., храмы стали приходскими.

http://pravenc.ru/text/158214.html

Книги, свечи, церковная утварь – все было привезено в храм хрупкой Анисией Ивановной. Сельский народ разбирал книги тут же и просил еще. Приходилось ездить снова. А еще – раз выхлопотали храм, надо было выхлопотать и того, кто там будет служить. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий с пониманием отнесся к сельчанам. Да только в те годы не хватало священнослужителей. Поначалу священник приезжал служить только на праздники. А потом бабушки выпросили себе «своего» батюшку. «Подсказали мне люди Кондрашкина Олега, что хороший он парень, – говорит Анисия Ивановна. – Я приехала в епархию, говорю: «Владыка Сергий, у вас есть молодой семинарист хороший, он с сельской местностью знаком, может быть, и ему пондравится у нас, смирится с нашим недостатком». А мы тогда даже налог епархиальный платили картошкой да капустой, которые сами вырастили. Ну вот так у нас в 1997 году появился батюшка. Тут уж стали у нас и венчать, и крестить. Батюшка у нас очень хороший, деятельный. Он помощников находит. Храм нам расписывают сейчас – художника тоже нашел батюшка Олег». Обновленные иконы Иконы в Успенском храме тоже необычные. Найти храмовые иконы для новой церкви было непросто. Собирали иконы для храма по домам у сельчан. Икону Успения Божией Матери отдала церкви раба Божия Клавдия. Отдала, а потом ходила в церковь, молилась, плакала перед ней: сколько рядом с этой иконой прожила, она для нее как живая была. Икона была темной, лики почти не видны, только и знали бабушки, что это икона Успения Богородицы, потому что Клавдия так сказала. Сделали для иконы красивый киот, поместили в храме, молебен перед ней отслужили – и случилось чудо. Икона засияла свежими красками! Признаться, когда я увидела эту икону, подумала, что она новая, недавно написанная. А ведь ее даже не реставрировали! Обновилось и еще несколько икон, пожертвованных прихожанами. Теперь они находятся в алтаре – это иконы Божией Матери «Млекопитательница» и Владимирская. На них были видны лишь очертания, а в алтаре они стали проявляться все ярче и светлее. А не так давно в храм принесли икону из Зубовки. И никто не знал, что это за икона, потому что она была вся черная после перенесенного пожара. «Мы смотрели-смотрели, думали-думали, – рассказывают бабушки. – Так ничего и не увидели. Потом протерли немного и повесили. А она все больше и больше начала проявляться. И мы узнали, что это Николай Угодник».

http://pravoslavie.ru/37948.html

Анисией, д. Марией, д. Евгенией и прочими во веки! Усердно благодарю за поздравление и обе посылки. Спаси Господи. Все получено в целости и своевременно. Непонятны мне твои слова в письме: «Одежду вам послали вполне подходящую». Я, кроме плаща, бурки, сапы и рукавиц, ничего не получал. Про какую одежду ты пишешь? На присылку полушубка я согласился условно, но больше пока ничего не надо. Шерсть пока побереги, носков у меня достаточно, а лишнее отягощает. Марию же усердно благодарю. Молюсь о ней. Да утешит ее Господь. Я тебе не писал, что меня кто-то из вас беспокоит, и не знаю, откуда это ты взяла. Меня беспокоят лишь немощи мои душевные. В остальном Господь меня доселе хранит во здравии и благополучии и не попускает испытывать скорбей. О вас скорблю и вручаю покрову Всевышнего. Да будет воля Божия. О мне не скорбите. Я этого не стою. Как чувствуют себя Мария Д.  и Анисия? Как твое здоровье? Да хранит вас Господь. Молюсь о вас. Прошу молитв и прощения. М. Параскеве Соловьевой Божие благословение. 31 октября/13 ноября 1928 г. Гор. Кемь. ПИСЬМО М. Амвросии и проч. Шлю мой привет, мир и Божие благословение тебе, чадо мое Амвросия, и живущим с тобою. Да хранит вас Господь под кровом Своей благости. Через два дня день твоего Ангела. Хотя уже просил передать тебе мое поздравление, но ныне еще поздравляю и желаю тебе всех милостей Божиих. Твое письмо я получил. За все слава Богу. И скорби ваши да будут в радость. Полнота жизни духовной и блаженство – в будущей жизни, а здесь скоропреходящее. Посему не должно скорбеть чрезмерно ни о чем. А смысл и польза переживаемого по большей части познаются впоследствии. Да будет же воля Господня. Брату Михаилу мой привет и Божие благословение, также – м. Марии, о. Иоанну и всему их семейству. Да хранит их Господь. Валенки пока целы и для зимы пока достаточны, ибо зима до сих пор пока теплая для Севера. Все более около десяти градусов, то ниже то выше. А далее – что Бог даст. Из белой шерсти свяжи варежки, чтобы не были узки. Чулок пока не надо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Грешный Иеромонах Никон. Кемь. 6/19 сентября 1928 г. Свершился уже год нашей разлуки. Укрепим себя на дальнейшее в надежде на милость и помощь Божию. Мир и спасение да будет с нами. Иер. Н. Письмо М. Анисии Болящей м. Анисии мой привет и Божие благословение. Ради краткости не пишу отдельно. Не унывай, чадо мое; в скорбях уповай на Бога. Скорбь отворяет вход в сердце благодати Божией. А я молюсь о тебе всегда по силе моей. Верую, что Господь тебя не оставит, хотя и скорби посылает. Они удел наш. Потерпим и спасет нас Господь. Прости. Поздравляю вас с наступающим Великим св. Постом. Постное время – святое время. Хотя вы и так всегда поститесь по скудости и недугам вашим. Ныне же да трезвятся о Господе души и сердца ваши, – и благодать умиления и утешения Господня да приидет к вам. За все слава Богу. Прости. Мир ти и спасение. Грешный Иеромонах Никон. 27 января/9 февраля 1923 г. Письмо М. Анисии Честнейшая о Господе сестра Анисия! Мир ти и Божие благословение. Письмо твое получил. Много писать не могу, а кратко скажу, что требуется. Ты – монахиня, приявшая постриг и принесшая Богу обеты свои. Ты дала обет послушания и потому, что делала ты за послушание и по благословению, – не должно тебя смущать. Поэтому, не смущайся, что не поехали вы на родину. Родина твоя – св. обитель, ибо ты отреклась от мира, и когда ты отрекалась от мира и давала обеты служить Богу, хоть тебе сказано было, что ты не должна любить родных паче Бога, и что тот, кто взявшись за рало и зря вспять не управлен будет в Царство Небесное ( Лк. 9, 62 ). Незачем возвращаться в мир, когда есть еще для тебя возможность жить по-монашески. О папаше не беспокойся. Да укрепит тебя Господь. Ты – Божия, и работай Богу. Мир ти. Божие благословение сестре Дарии и прочим. Грешный Иеромонах Никон. О.П. 28 июня/11 июля 1923 г. Письмо М. Анисии и проч. Мир и спасение, и Божие благословение да пребывает над тобою, чадо мое, м. Анисией, д. Евгенией, Марией и прочими во веки. Приношу тебе усердную благодарность за посылку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

   001   002     003