Но да будет вам известно: если вы пришли в эту пустыню, чтобы здесь остаться, если хотите жить со мной на месте этом, если вы пришли служить Богу, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всевозможные несчастья, нужду, лишения, бедность и недосыпание. Если вы желаете служить Богу и для этого пришли, отныне предуготовьте ваши сердца не к пище, не к питью, не к покою, не к беспечности, но к терпению, чтобы претерпеть всякое искушение, беду и печаль. Приготовьтесь к тяготам, постам, духовным подвигам и ко многим скорбям: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14: 22); тесны врата и узок путь и скорбен, ведущие в жизнь вечную, и немногие находят их (Мф. 7: 13–14); Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12); много званых, а мало избранных (Мф. 20: 16). Мало спасающихся, поэтому мало избранное стадо Христово, о котором в Евангелии сказал Господь: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12: 32)». Когда Преподобный Сергий сказал им все это, они с радостью и с усердием обещали: «Все, что ты повелел, сделаем и ни в чем тебя не ослушаемся». Так составилась первая братия, и вот таким образом и зачался Сергиев монастырь – последующая и нынешняя – знаменитая Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Вначале собралось не очень много монахов – не больше двенадцати человек. Среди них был некий старец Василий, по прозванию Сухой, который одним из первых пришел с верховьев Дубны. Другой – по имени Иаков, по прозванию Якута, он был за посыльного, его всегда отправляли по делам, за особенно нужными вещами, без которых нельзя обойтись. Еще один, по имени Анисим, диакон с сыном Елисеем, земляки Сергиевы, из коих Анисим упоминается раньше в числе переселившихся с родителями Преподобного из Ростова в Радонеж. К числу первых же учеников Сергиевых должно отнести преподобных Сильвестра Обнорского, Мефодия Пешношского, Андроника и др. Жизнь уединенной обители Каждый из пришедших к Преподобному Сергию монахов построил для себя отдельную келью, причем иным из строившихся была оказана общая братская помощь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

О нем упоминает святой апостол Петр в своем соборном посланий в таких словах: «Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата» (1 Пет.5:12). Также и святой апостол Павел во втором посланий к Коринфянам: «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном» (2 Кор.1:19). Апостол Силуан был епископом в Солуни [ 36 ], где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу. [ 37 ] Святой Крискент [ 38 ], о котором святой апостол Павел упоминает в своем втором посланий к Тимофею (Тим.4:10), был епископом в Галатии [ 39 ], а потом проповедовал Христа в Галлии. Там в городе Вьенне [ 40 ], Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию, где и скончался мученически в царствование Траяна [ 41 ]. Святой Крисп, о котором упоминают Деяния Апостольские в следующих словах: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян.18:8), и о котором святой апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что он «крестил Криспа» (1 Кор.1:19), был епископом на острове Эгине, близ Пелопоннеса [ 42 ], между Эгейским и Ионическим морями. Скончался в мире. Святой Епенет [ 43 ], о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Римлянам, говоря: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» (Рим.16:5), был епископом в Карфагене [ 44 ]. Святой Андроник, о котором святой апостол Павел упоминает в том же посланий к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Андроника» , и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших апостолов ранее его уверовавших во Христа (Рим.16:7), был епископом в Паннонии [ 45 ]. Скончался в мире [ 46 ]. Святой Стахий [ 47 ], о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте и Стахия, возлюбленного мне» (Рим.16:9), был святым апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе [ 48 ]церковь, куда собиралось много верующих и он поучал их заповедям Христовым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Один только грех на Духа Святого не простится ни в семь веке, ни в будущем и, следовательно, есть грех смертный ( Мт. 12:31–32 ; Мр. 3:29 и Лк. 12:10 ). Поэтому то и Возлюбленный Ученик Христов Иоанн заповедал: „Если кто видит брата своего, согрешающаго грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, т. е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: – не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех , но грех не к смерти». ( 1Ин. 5:16–17 ). По этому Христову и апостольскому завету исповедует и учит Св. Церковь , что только об одних хулящих Св. Духа напрасна молитва перед Богом, а все прочие грехи покрываются молитвою, покаянием и делами, совершаемыми в доказательство искренности покаяния. Что же касается нареканий на Св. Церковь яко бы за потворство слабостям человеческим, то установленный от времен апостольских чин анафематствования, положительно опровергает раскольничье обвинение против Св. Церкви. Сам Св. Апостол Павел в послании к Тимофею, внушая ему иметь веру и добрую совесть, писал, что некоторые отвергнув ее, потерпели кораблекрушение в вере „от нихже есть Именей и Александр, ихже предах сатане да накажутся не хулити» ( 1Тим. 1:20 ). Тот же Апостол, отлучив от церкви одного коринфянина за сожительство с мачехою, упрекал коринфян за то, что они сами не постарались отлучить этого кровосмесителя. „Вы возгордились вместо того, чтобы плакать, и дабы изъят был из вашей среды сделавший такое дело», – воскликнул по этому случаю Апостол. Анафемтаствованы были на вселенских соборах и древними архипастырями Арий, Несторий, Евтихий, Диоскор, Македоний, Маркион, Валентин, Ноеций, Андроник, Оанит, Варлаам, Акиндин, Иоанн, Итал с их последователями и многие другие. Особый чин анафематствования составлен в IX веке цареградским патриархом Св. Мефодием (сконч. в 847 г.) и с его времени возник особый праздник Торжества Православия. Этот великий обычай низведения божественной грозы для восстановления и поддержания в христианской семье чистоты духа, воспринят Российскою Церковью одновременно с просвещением Православием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Павел пишет: «верен Бог , что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною, Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет» (ст. 18–19). Из этого сопоставления повествования Апостольских Деяний с Посланиями (1 и 2) к Солунянам и 2 к Коринфянам ясно видно, что Сила и Силуан одно и тоже лицо и усиливаться вопреки ясным свидетельствам св. Писания о разделении одного апостола (Силу – Силуана), на двух (Силу, упоминаемого в Апостольских Деяниях и Силуана в Апостольских Посланиях) нет оснований. Из сочинений Иосифа Флавия – современника Апостолов (Древности XIII, кн. 3; XVIII, 6. 7; 8–3. Война иудейская II, 19 и др.) видно, что имя Сила семического происхождения и было весьма распространено среди иудеев не только в форме еврейского языка (Села, Сила), но и латинизированного Силуана и Сильвана; в вышеупомянутых сочинениях Иосиф упоминает о четырех евреях, носивших имя Силы или Силуана – Сильвана. В виду чего нет ничего удивительного, что среди спутников и сотрудников св. апостолов был не один св. Сила, Ученик ап. Павла; а из 1-го Послания ап. Петра видно, что между спутниками и учениками первоверховного апостола был Силуан, чрез которого он отправил свое Послание (1-е) к верующим во Иисаса Христа, пришельцам рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (ст. 1). Закончив Послание, св. ап. Петр прибавляет: «сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» ( 1Nemp. V, 12 ). Силуан, по преданию Восточной церкви был епископом Солуни (Фессалоники). Память его совершается 30 июля, вместе с св. апостолами Силою, Крискентом, Епенетом и Андроником, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. В службе св. апостолом 30 июля Сила и Силуан отличаются один от другого. В упомянутой службе Сила именуется учеником св. Павла, шествовавшим с ним от востока до запада (4 песнь канона и др.), чего не говорится о Силуане; из службы не видно, чьим он был спутником, но именуется «похвалою Селуня».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Письмо восьмое «Геенна» рассматриваемой книги отца Павла Флоренского содержит непосредственную формулировку данной проблемы: тезис «невозможна невозможность всеобщего спасения» и антитезис «возможна невозможность всеобщего спасения» — явно антиномичны. «Но доколе признаётся Любовь Божия, дотоле неизбежен тезис, а доколе признаётся свобода твари, сама составляющая необходимое следствие любви Божией, — дотоле неизбежен антитезис» . Игумен Андроник (Трубачёв) считает, что отец Павел успешно обосновывает антиномию относительно вечности мучений, так как придерживается им же сформулированного методологического указания, что все рассудочные операции над догматом должны производиться так, чтобы в них всегда сохранялась антиномия . Однако когда автор «Столпа» начинает (в обоснование апостольских слов «сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:15) развивать учение о разделении личности на образ Божий и характер, на «самого» (который спасается) и «самость» (которая идёт в геенну), тогда он отступает от антиномии. Однако это, хоть и от обратного, но подтверждает правильность антиномического метода. Антиномия «Заслуга» Необходимость человеческого подвига (1 Кор. 9:24: «так бегите, чтобы получить»). Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить (1 Кор. 9:24). Недействительность человеческого подвига (Рим. 9:16: помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего). В чём отличие данной антиномии от антиномии «Воздаяние»? В «Воздаянии» речь шла о делах веры; здесь говорится о подвиге, но логическая запись этих антиномий совпадает: дела нужны — дела не нужны; подвиг нужен — подвиг не нужен. В общем понятия «воздаяние», «заслуга», «награда», «милость» во всех приведённых отрывках синонимичны, взаимозаменяемы. Однако данный пример дополнительно подчёркивает антиномичность Павловых посланий и в целом религиозной истины. Эту антиномичность можно увидеть даже и в одной апостольской фразе (как приведена она в «Столпе»):

http://bogoslov.ru/article/6172940

«Получив от царя приказания» – βασιλικς εντολας – через которые Иасон объявлялся отставленным от первосвященства, а Менелай утверждался на его месте. 2Мак.4:26 Так Иасон, обманувший своего брата, сам был обманут другим и, как изгнанник, удалился в страну Аммонитскую. 2Мак.4:27–28 Менелай же получил власть, но нисколько не заботился об обещанных царю деньгах, хотя Сострат, начальник городской крепости, и делал требования, ибо на нем лежал сбор даней; по этой причине оба они были вызваны царем. Менелай получил власть и, вместе с этим, доступ к сокровищам храма, что, собственно, и было ему нужно. Обещанной же царю суммы он не платит, по-видимому, потому, что этому аферисту уже ничего более было не нужно. Если бы даже за неуплату взятки ему грозила и отставка, он – как говорится – сумел бы не остаться в накладе. После того как посуленной взятки не мог добиться даже Сострат, начальник ( παρχος) городской крепости (т. е. оставленного в ней для порядка Сирийского отряда), исправлявшего также должность сборщика даней, – царь вызывает к себе обоих – одного за неуплату, другого – за неисправность и неумение взыскать эту подать. Оба оставляют себе «преемников», т. е. собственно заместителей ( διδοχος) на время своего отсутствия, как следует и из того, что Менелай потом снова выступает в роли первосвященника (39 ст. 43 и д.; V: 5). 2Мак.4:29 Менелай оставил преемником первосвященства брата своего, Лисимаха, а Сострат – Кратита, начальника Кипрян. Заместитель Менелая – Лисимах – оказался вполне достойным своего «брата» (39 и д.). – О Кратите, заместителе Сострата, в дальнейшем ничего не упоминается. Повествователь обозначает его, как τν επ των Κυπρων – начальника Кипрян. В то время (173 г. до Р. Х.) Кипр не был в обладании сирийцев, но принадлежал Птоломеям. В 168 году при своем последнем Египетском походе Антиох овладел этим островом, но тотчас же должен был возвратить его назад по требованию римлян (ср. Полив XXIX, 11, 9–11 и Лив 45, 11 и д.). Отсюда, Кратит называется επ τν Κυπρων или как прежний наместник острова, подобно Птолемею Макрону, перешедший на сторону Антиоха, или как главнокомандующий на Кипре за время Сирийской оккупации этого острова. Относительно того, какой ответ держали перед царем представшие на его суд Менелай и Сострат, ничего неизвестно. По-видимому, дела сложились благополучно для Менелая, благодаря неожиданному затруднению царя. Бунт Тарсян и Маллотян (30 ст. и д.) заставил его поспешно отбыть из Антиохии, где он оставил наместником своим некоего Андроника, поручив ему, очевидно, и дело Менелая. Щедрость последнего сделала то, что Андроник не только покончил дело в пользу подсудимого, но и в угоду ему совершил новое тяжкое преступление, убив обличителя Менелаевых беззаконий – Онию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Попомни и другое. Сосед твой только что настроился в душе набожно, почти молитвенно готовясь, может быть, и душу Богу отдать, если сразит его вражья пуля или вражеский снаряд. А ты своей матерщиной его расстроил; он смутился, или засмеялся, или сам выругался на тебя же. Так большой вред душе соседа своего причиняешь. Припомни строгое слово Спасителя о соблазнах и соблазнителях: Горе тому, через кого приходят соблазны. Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих ( Лк. 17, 1–2 ). Посему и заповедует христианам Святой Апостол Павел: Никому не подавайте соблазна ( 1Кор. 10, 32 ). Но, братие, не только воинам, но и всем христианам, надлежит иметь опаство, чтобы не грешить тем же матерным словом. Ибо и в городах, и в деревнях заполнен воздух скверно-матерным словом. Как будто и дела не сделать как следует, если не выругаться. Матерщина сделалась принадлежностью русского народа. По ней можно безошибочно узнать нашу Родину на самой ее границе с другими народами, а русского человека часто можно отличить по той же брани. Слышат это дети и, научаясь человеческой речи, научаются с ней и матерщине, думая, что так и надо говорить, если старшие говорят. А потом у ребенка это уже войдет в привычку, и с возрастом матерщиной он так и привыкнет пересыпать свою речь. Посему, братие, все тщательно удерживайте свой язык от всякого пустого слова, а тем более от ругани и от матерщины. Пусть лучше привыкнет язык человеческий произносить слова набожные, молитвенное призывание Бога и Его помощи. Тогда и Бог будет близ нас. Тогда и дети от старших научатся ходить под Богом и с призыванием Его всегда себе на помощь. А кто перед Богом научится ходить, тот и от греха соблюдет себя свободнее, чем тот, кто бросает на ветер пустые и черные слова. Сие посильно написал от сердца своего аз, многогрешный архиерей, за послушание тем благочестивым воинам христолюбцам, которые просили меня о том. Вы же все, и миряне и воины, примите к своему христианскому сердцу сии слова мои, от Божественного Писания Слова Божия прописанные, и соблюдите их в свое душевное спасение, молитву творя и о мне грешном Пермском епископе Андронике. Пастырская забота о воскресении народной души среди военной скорби 73

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Поэтому критический вопрос о подлинности пастырских посланий остается здесь нерешенным. Необходимо только подчеркнуть, что положение получателей посланий безусловно соответствует первохристианским воззрениям. Другие доводы, запрещающие отодвинуть происхождение пастырских посланий во II в., выяснятся из дальнейшего. 90 Учение 12-и апостолов, XI, 5 требует, чтобы странствующий «апостол» останавливался в общине не дольше, как на два дня, иначе он – «ложный пророк». Пастырские послания ничего не знают о таком ограничении и в этом отношении отвечают первоначальному обычаю. Тимофей не должен надолго оставаться в Ефесе, но тем не менее проходит там свое учительское служение до прихода апостола Павла, 1Тим. 4:13 . Ср.: Рим. 16:7 : Павел приветствует как «апостолов» Андроника и Юнию и этим ясно предполагает, что они не мимоходом только пребывают в том месте, куда адресовано послание (в уже вполне сложившейся общине). 91 Потому что они обладают даром пророчества. Поэтому ложный апостол зовется в Учении 12-и апостолов, XI, 5–6, «лжепророком». 92 В этом смысле говорит Учение 12-и апостолов, XI, 7 сл., о «пророках», после того как раньше, XI, 5–6, была речь об «апостолах», странствующих миссионерах. О пророке говорится в XIII, 1, что он «оседает» в общине. Ср.: Harnack. Proleg. S. 119. 93 Это совершенно ясно из Учения 12-и апостолов, XI, 7 сл., в особенности из слов: «Не всякий говорящий в духе пророк, но если он имеет нравы Господа». Ср.: Harnack, в примечании к XI, 7. 94 Ср. доводы, собранные выше, в § 4, и ниже, § 7–8. –Лукиан. Перегрин, гл. 11: Перегрин Протей оседает в общине в качестве пророка (в 40-х гг. II в., ср.: Harnack в Herzog " s RE. Bd. 8. S. 776): «Пророк и фиасарх. и начальник собраний, и все это он один... Они избрали его себе в предстоятели... почитали его как Бога и имели своим законодателем». – Пророк Монтан издавал «законы» относительно поста (Евсев. V, 18, 2). «Издание законов» пророком входит в состав его «учительства», ср. прим. 95. 95 Ср.: Откр. 2:20 : «Попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов моих, любодействовать и есть идоложертвенное». – Учение 12-и апостолов, XI, 10: «Всякий пророк, научающий правде, если не творит сам, чему учит, – лжепророк» (ср. 11: «Если не учит делать все то, что делает сам»), – Пророк Монтан также называется «учителем»: так называет его у Евсевия (V, 18, 2) противник монтанизма Аполлоний : «новый учитель, его дела и учение... научивший расторгать браки, установивший посты». – Муч. акты Поликарпа (Евсев. IV, 15, 39): «учитель апостольский и пророческий».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Примите ее о Господе, как достойно святым, и помогите ей, в чем будет иметь нужду у вас, ибо была она помощница многим и мне самому. Привет Прискилле и Акиле, сотрудникам моим о Христе Иисусе: они голову свою полагали за душу мою – их и не я один благодарю, но и все церкви языческие. Привет и домашней их церкви. Привет Епенету, возлюбленному моему – он начаток Ахаии во Христа. Привет Мариами, много потрудившейся для нас; Андронику и Юнии, сродникам моим и узникам со мною – они славны в Апостолах и прежде меня уверовали во Христа. Привет Амплию, возлюбленному мне о Господе. Привет Урбану, сотруднику нашему во Христе, и Стахию, возлюбленному мне. Привет Апеллесу, испытанному во Христе. Привет сущим из дома Аристовулова. Привет Иродиону, сроднику моему. Привет сущим у Наркиса, которые о Господе; Трифен и Трифосе, труждающимся о Господе; Персиде возлюбленной, много потрудившейся о Господе. Привет Руфу, избранному о Господе, и матери его и моей. Привет Асинкриту, Флегониту, Ерму , Патрову, Ермию и сущей с ними братии. Привет Филологу и Юлии, Нирею и сестре его и Олимпану и сущим с ними всем святым. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Привет вам от всех церквей Христовых. Молю же вас, братия, блюдитесь от тех, что производят распри и раздоры вопреки учению, коему научились вы, и уклоняйтесь от них. Такие люди служат не Господу Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием прельщают сердца простодушных. Ваше же послушание всем известно, и радуюсь я о вас, но желаю, чтобы вы мудры были во всем во благо, и просты (чисты) для всякого зла. Бог же мира сокрушит сатану под ноги ваши вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. Привет вам от Тимофея, сотрудника моего, и Лукия, Иасона и Сосипатра, сродников моих. Привет вам в Господе и от меня Тертия, писавшего сие послание. Привет вам от Гаия, странноприимца моего и для всей церкви. Привет вам от Ераста, городского казначея, и брата Кварта. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Пров отвечал: нимало не устрашился я твоего огня и о пытках твоих не беспокоюсь. Если ты имеешь и еще какое-нибудь орудие наказания: то принеси сюда и я покажу тебе, что со мною находится Бог. Правитель Максим сказал: обрейте ему голову и насыпьте на нее раскаленных углей. Пров отвечал: ты изжег мне голову и ноги и показал, что я раб Божий и что гнев твой ничего не может сделать мне. Правитель Максим сказал: если бы ты был рабом богов, то принес бы им жертву и доказал свое благочестие. Пров отвечал: я раб Бога, а не богов, которые в погибель ведут поклоняющихся им. Правитель Максим сказал: проклятый! все почитающие их являлись пред мое судилище с почтением к богам и государям: а вы обратили на себя общее внимание своим упорством. Пров отвечал: поверь, что все они погибнут, если не раскаются в том, что делали по своему неразумию, и не сделаются рабами живого Бога. Правитель Максим сказал: ударьте его по лицу, чтоб он не говорил: Бог, а — боги. Пров отвечал: за то, что я говорю истину, ты беззаконно велишь бить меня по лицу! Правитель Максим сказал: не только велю бить тебя по устам, но прикажу вырвать твой нечестивый язык, чтобы ты не говорил больше несмысленных речей и принес жертву. Пров сказал: отними у меня чувственный орган слова; но я имею внутри себя бессмертный язык и посредством его буду отвечать тебе. Правитель Максим сказал: взять и этого в темницу сейчас же и позвать к суду Андроника. 6. Сотник Димитрий сказал: явился, господин, покорно докладываю тебе. Правитель Максим сказал: допрошенные прежде тебя, потерпев множество пыток, ничего этим не выиграли; но, хотя и после бесчисленных истязаний, мы убедили их почтить богов, за что они и получат от государей немалые почести. Поэтому и ты избавь себя от истязаний, воспользуйся выгодою избежать излишних мучений, принеси жертву богам и докажи тем свое благочестие и покорность государям, за что также получишь от них приличные почести. Если же ты не согласишься, то, клянусь тебе богами и непобедимыми государями, что ты не уйдешь (живым) из моих рук.

http://azbyka.ru/muchenicheskie-akty

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010