Православное богослужение благодатно воздействует на человеческую душу, и потому анализ этого воздействия и исследование источников тех живых кладезей, которые питают священнодействие Богослужения, не могут быть признаны излишними или тщетными. Каждый, кто молится в храме, кто возлюбил церковную доброту, красоту святого Богослужения, тем самым уже причастен Литургическому Богословию; он учится и учит – как мудрствовать, как проходить жизненное поприще с помощью молитв и славословий тех столпов Духа, которые посвятили свои творчество и жизнь служению Церкви, устрояя чинопоследование Богослужения. Одним из таких столпов Духа, наиболее ранних и огненных деятелей на поприте песнотворчества, несомненно является преподобный Андрей, архиепископ Критский († 712). Преподобный Андрей жил и писал в тот период византийской церковной поэзии, который признается профессором И. А. Карабиновым порой ее расцвета – с V по IX век 2 . Это происходило в восточной части Византийской империи, в Сирии, откуда позднее определилось движение церковной поэзии на запад, где, в частности в Константинополе, увеличилось число гимнографов. Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, указывает, что период, в который жил и творил преподобный Андрей, был наполнен бедствиями, которые Святая Церковь терпела от магометанства, монофизитства и монофелитства. Хронологические рамки этого периода он определяет с 620 по 850 гг. 3 Творчество святителя Критского в значительной мере предваряло труды известных гимнографов – преподобного Иоанна Дамаскина и святителя Космы, епископа Маиумского, которые творили преимущественно в середине и конце восьмого столетия. Преподобный Андрей родился в седьмом веке в Дамаске, где и получил домашнее образование. По свидетельству святителя Димитрия Ростовского 4 , святой Андрей был немым до семи лет и получил дар слова после приобщения Святых Христовых Таин. Протоиерей Сергий Булгаков 5 также отмечает этот факт. На 14-м году жизни преподобный Андрей ушел из родительского дома в Иерусалимскую обитель святого Саввы. Здесь он вскоре стал письмоводителем при дворе правителя Иерусалимской Патриархии Феодора, продолжая строгую подвижническую жизнь. В 679 году он был направлен вместе с двумя другими доверенными Иерусалимской Патриархии в Константинополь на Шестой Вселенский Собор и привез список определений Собора. Святитель Димитрий указывает, что на этот Собор преподобный Андрей был послан в сане архидиакона 6 . Преосвященный Филарет отмечает, что преподобный Андрей был вторично вызван Патриархом Константинопольским в Константинополь и там посвящен им в сан диакона Великой Софийской церкви 7 . Подвиги преподобного Андрея в Иерусалимской обители, усердное изучение в ней слова Божия и писаний святых отцов навсегда сохранили за ним именование Иерусалимлянина. При соборе Святой Софии преподобному Андрею была поручена Патриархом Константинопольским должность питателя сирот, он был также служителем болящих и попечителем странников 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Н. Андрей Рублёв и его эпоха//ВИ. 1961. 1. С. 3-17; Лебедева Ю. А. Andrei Rubljow und seine Zeitgenossen. Dresden, 1962; она же. Андрей Рублёв и живопись XV в.//Троице-Сергиева Лавра: Худож. памятники/Общ. ред.: Н. Н. Воронин, В. В. Косточкин. М., 1968. С. 77-93; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 264-305, 345. Кат. 223-245, 283; Чураков С. С. Андрей Рублёв и Даниил Черный: [Ч. 1]//Искусство. 1964. 9. С. 61-69; он же. Андрей Рублёв и Даниил Черный: [Ч. 2]//Сов. Арх. 1966. 1. С. 92-107; он же. Отражение рублевского плана росписи в стенописи XVII в. Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры//Андрей Рублёв и его эпоха: Сб. ст./Ред.: М. В. Алпатов. М., 1971. С. 194-212; Ivanova I. , Demina N. Andrej Rubljov: Album. Mil., 1966; Плугин В. А. Об иконографии единоличных изображений в стенописи Андрея Рублёва и Даниила Черного в Успенском соборе во Владимире//Культура Др. Руси: Сб. ст. М., 1966. С. 198-203; он же. Мировоззрение Андрея Рублёва: (Нек-рые проблемы): Древнерус. живопись как ист. источник. М., 1974; он же. Мастер «Святой Троицы»: Труды и дни Андрея Рублёва. М., 2001; Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва//ВИ. 1969. 1. С. 35-48; она же. Андрей Рублёв. М., 1995; Вздорнов Г. И. Живопись//Очерки рус. культуры XIII-XV вв. М., 1970. Ч. 2. С. 254-377; он же. Искусство книги в Др. Руси: Рукоп. книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 108-109; Андрей Рублёв и его эпоха: Сб. ст./Ред.: М. В. Алпатов. М., 1971; Гусева Э. К. Иконы «Васильевского» чина и фрески 1408 г. Успенского собора во Владимире: (К вопр. о манере письма Андрея Рублёва)//Вопр. рус. и сов. искусства: Мат-лы науч. конф. (янв.-март 1971 г.)/ГТГ. М., 1971. Вып. 1. С. 25-32; она же. А. Рублёв: Из собр. ГТГ: Альбом. М., 1990; Ильин М. А. Загорск. Л., 1971. С. 21-46; он же. Искусство моск. Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублёва: Проблемы. Гипотезы. Исслед. М., 1976. С. 69-101; Кузьмина В. Д. Древнерус. письменные источники об Андрее Рублёве//Андрей Рублёв и его эпоха: Сб. ст./Ред.: М. В.

http://pravenc.ru/text/171187.html

Аминь». СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ Святой апостол Андрей был родным братом апостола Петра, но только младше его. С первого раза как Господь позвал за Собой Андрея, он вместе с братом Петром оставил рыбацкие сети и пошел за Спасителем. По своей скромности святой Андрей не проявляет себя среди других апостолов; он уклоняется от всего гласного и видного, представляя первенство другим, более достойным и способным. Сам же, подобно святому Иоанну Богослову, смиренно довольствуется тем, что каждый день и час видит Господа, слышит его голос и пользуется званием Его ученика. Особую славную миссию выполняет святой Андрей после вознесения Спасителя на небо. Он получает жребий проповедовать Евангелие в странах Черноморского побережья. Таким образом святой апостол Андрей с учениками попал в нашу южную Русь, священный град Киев. Конечно, г. Киева тогда еще не было, а были одни горы и расстилался степной ковыль. Святой апостол поднялся на эти горы и сказал: «Здесь, на этих горах, будет великий город и много, много церквей». В знак памяти на вершине горы он велел поставить большой деревянный крест. Спустя пять-шесть веков на киевских горах действительно поднялся большой город, ставший центром славной Киевской Руси. Великий князь Владимир, крестивший киевлян в девятом столетии, распространил христианство по всей южной России, а потом вера Христова засияла и по всей необъятной матушке русской земле. Таким образом, святой апостол Андрей является нашим родным Апостолом, еще в первом веке озарившим нашу страну светом Евангелия Христова. Святой апостол Андрей умер мученической смертью. Его распяли на Х-образном кресте. Умирая, он радовался душой и сердцем. Более двух суток он висел на кресте. К нему приходил народ, и он поучал его с креста, затем его добили, и он умер с тихим сияющим лицом. «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира» ( Мф. 25:34 ). Святой апостол Андрей принес святое Евангелие Христово нам, в нашу русскую землю. Русская земля от своего младенчества до зрелости возрастала силой Евангельского слова, духовно питалась им, мужала, крепла, била врагов и иноземных захватчиков, а вот теперь, когда стала сверхмощной державой, возгордилась… Евангелие Христово отбросила в сторону… Что будет теперь без Евангелия?..

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

30-е число. Память св. апостола Андрея Первозванного. Апостол Андрей называется первозванным потому, что первый сделался учеником Иисуса Христа. Происходил он из города Вафсаиды и был сначала учеником Иоанна Предчечи и Крестителя Христова. Однажды Иоанн, увидел Иисуса идущего, сказал: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира». Андрей пошел за Иисусом. После он, вместе с братом Петром, снова был призван Иисусом Христом на берегу моря Галилейского. «Идите за Мною, и Я вас сделаю ловцами человеков», сказал им Иисус Христос. Св. Андрей был одним из близких учеников Христовых. По сошествии Св. Духа, он проповедывал в Иерусалиме и был на Иерусалимском соборе. Затем св. Андрей 3 раза путешествовал по Европе и Азии, всюду насаждая учение Христово и совершая множество чудес. С ним проповедывал в некоторых местах св. апостол Матфей, избранный на место Иуды предателя. Однажды заключили в темницу св. Матефя. Узнав об этом, апостол Андрей подошел к темнице, и двери ее отворились сами собою. Апостол вошел в темницу, тогда вдруг оковы спали с рук и ног не только у Матфея, но и у всех остальных 17-ти узников, и все узники уверовали во Христа. В Синопе, враги напали на дом, где жил св. Андрей, и хотели сжечь его. Извлекли святого из дома, влачили по улице, бросая в него камнями; наконец, едва живого выбросили за ворота, в поле. Но Господь, явившись, исцелил его и повелел снова, без всякого страха, идти в город. «Разсмотрите вражду ваших богов ложных, как они вооружены друг против друга, говорил св. Андрей в Самосате язычникам. А истинный Бог – один, Он благ, делатель добра и источник мира». Св. Андрей, проповедуя по южному поморью Тавриды, достиг города готфов – Херсонеса, где обратил многих ко Христу. Из Херонеса направился вверх по Днепру до гор Киевских. Здесь, на горах, водрузив крест, благословил их и изрек следующие пророчественные слова: «На сих горах возсияет благодать Божия, и город великий будет создан здесь и церкви многие воздвигнет Господь в нем». Наконец, св. апостол прибыл в Византию, нынешний Константинополь, поставил здесь епископа Стахия и отправился в город Патры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

311. Андрей Дмитриевич, князь дорогобужский, племени князей тверских, младший из двух сыновей Дмитрия Еремеевича, князя дорогобужского 677), от брака с неизвестной. – О времени и месте его рождения сведений нет; потерял отца в 1406 г.; приехал в Новгород и принят Новгородцами в 1418 г. – Ничего больше летописи о нем не говорят, – Из родословных же видно, что он оставил сыновей: Осипа (Иосифа ) и Юрия (Георгия ), князей дорогобужских. 312. Андрей Дмитриевич 312. Андрей Дмитриевич, князь друцкий, старший из двух сыновей Дмитрия Васильевича, князя хрупкого 670), от брака с Анастасией Олеговной, княжной рязанской 287). Именуется летописно, однажды, в числе 74-х князей, подручников Литвы, убитых при поражении Литовцев Витовта, Татарами Тимур-Кутлуя. на р. Ворскле, 12 августа 1399 г, – Потомства его, в родословных, не видно; да и он сам во многих пропущен. 313. Андрей Дмитриевич 313. Андрей Дмитриевич, князь друцкий, второй из четырех сыновей Дмитрия Васильевича, князя друцкого 669), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он, находясь удельным подручником Лигвы, выехал, при Глинских, с братом Богданом 381) и племянником Дмитрием Юрьевичем (Георгиевичем 685), в Москву, в 1508 г., где ни он, ни его сыновья: Данило, Михаил и Иван, князья Друцкие, – не были уже удельными. 314. Андрей Дмитриевич 314. Андрей Дмитриевич, святый, в иночестве Иоасаф, князь заозерский и чудотворец вологодский, старший из двух сыновей Дмитрия Васильевича, князя заозерского 671), от брака с неизвестной. – Род. в Заозерье, (так назывались земли за озером Кубенским, с княжеской резиденцией в городке, на устье Кубены, где теперь деревня Чурикова, в 45 в, от Вологды), по одним известиям – в 1428 г., по другим в 1436 г.; постригшись в Спасокаменном монастыре, на острове озера Кубенского, по одним известиям – 12-ти, по другим 17-ти лет, ум., после 5-ти-летнего иночествования, 10 сентября 1453 г. Тело его, погребенное в деревянной Успенской церкви того же Спасокаменного монастыря, много лет оставалось нетленным и признано св. мощами, остатки которых, собранные после пожара 3 сентября 1478 г., хранились в ковчеге под престолом, и частью заделаны в трипядный, обложений серебром, крест; наконец, помещены .в раку, у южных врат монастырской соборной церкви, 10 июня 1650 т., и, после вторичного пожара, уничтожившего Спас о каменный монастырь, 24 июня 1773 г., перенесены в город Вологду, в Духов монастырь, который, в память погоревшего, переименован Спасокаменным. – По единогласному свидетельству всех родословных, был женат на княжне Марье Ивановне Деевой ), но значится бездетным. 315. Андрей Дмитриевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

340. Андрей Юрьевич (Георгиевич), князь владимиро-волынский, средний из трех сыновей Юрия (Георгия) I Львовича, короля галичского ), от брака с дочерью Ярослава III Ярославича, вел. кн. Владимирского 200), неизвестной по имени, правнук Даниила Романовича, короля галичского 67). – Из сведений о нем, сообщаемых источниками чужеземными, видно, что он господствовал на Волыни 1316 года, а ум. около 1334 г. (по другим 1337 г.), оставив, от брака с неизвестной, сына Юрия (Георгия) -Казимира, князя галичского ), да двух дочерей: Марию ), за Тройденом, князем мазовецким, и Анну 352), за Любартом Гедиминовичем, литовским князем на Волыни. 341. Андрей Ярославич 341. Андрей Ярославич, князь луцкий, сын Ярослава Ингваревича, князя луцкого ), в родословных, по крайней мере, напечатаных, не именуемый. – Из документов же чужеземных видно, что он имел отношения с Львом Данииловичем, королем галичским ), быть может, служил ему или Жил при нем, в 1292 г. Примечание. Подлинность одного из таких документов, приведённого целиком в прим. 203 к IV т. «Истории Государства Российского», заподозрена Карамзиным, объясняющим и цель самого подлога: «для мирской пользы духовенства». Не возражая нисколько против подобной цели, всякому духовенству свойственной, не можем однако отвергать существования лиц , в документе означеных. 342, Андрей Федорович 342, Андрей Федорович, удельный князь вяземский, средний из трех сыновей Федора Романовича, князя вяземского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил во второй половине XIV в., подручником Литвы, и оставил сына Ивана, удельного князя вяземского 789), также подручника литовского. 343. Андрей Федорович 343. Андрей Федорович, прозванием Ковер , удельный князь кривоборский (по названию главной волоста княжения, в нынешней Владимирской губернии), четвертый из семи сыновей Федора Федоровича, князя стародубского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в начале XV в., оставил сына Василия, князя Коврова, уже не удельного, родоначальника угасших князей Ковровых . 344. Андрей Федорович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Андрей был первый между «носаками», – это с удовольствием замечено было братией... 110 Первая беда прошла благополучно; но хлебные недороды и зябели, a вместе с ними и голод стали повторятся чаще, несколько лет сряду; паства Андрея начала роптать; многие стали уходить из обители в более хлебные места; дело доходило до того, что община едва не распалась, – и только благодаря твердости Андрея и его находчивости, выговцы избежали грозившей им беды. Биограф тоном Патерика рассказывает о великодушии «преславнаго отца» и знакомит нас с теми приемами, какие употреблял Андрей в сношениях с своею паствой... Андрей поучал свою паству, «ежо не малодушествовати: насаждей ухо не слышит ли, создавый око не смотряет ли? Ей, не отринет Господь людей своих и достояния своего не оставит». Но не смотря на эти увещания, мнози изыдоша в друзии веси. Голод увеличивался; самые мужественные сердца начали колебаться и приходить в смущение; каждый помышлял о выходе из общежития в хлебородные страны. Сам Михаил Иванович Выташин, одно из самых почтенных лиц в монастыре, скрылся из него 111 . Случалось так, что непосредственно за поучениями Андрея являлись к нему братия, «прося благословения на исхождение». Особенно просьбы стали часто повторяться, когда увидели, что и для будущего года посеянный хлеб померз на нивах, что, следовательно, и на будущий год они «не имут видети представленнаго ястия на трапезе». Андрею не хотелось распустить собранное стадо «по своевольным холмам». Наконец дошло до того, что «бысть им увещающаго отца роптание велие, почто не дает всеобщего распустительнаго благословения». Андрей отправился в Москву у христолюбцев просить подаяния. – Подобные разъезды Андрей повторял весьма часто, направляя их то в Новгород и Псков, то в Нижний. Но и во время своих разъездов Андрей, как теперь, так и в последствии не переставал управлять монастырем, заочно. После разъездов, он был встречаем в киновии с непритворною радостью. Казалось, будто Андрей с тою целью и уезжал из монастыря, чтобы дать братии почувствовать, что он такое для них и как пуста была бы без него жизнь выговцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Ксения Собчак: Что, отец Андрей, Вы можете на это ответить по существу? Действительно, получается так, что здесь двойные стандарты. Протодиакон Андрей Кураев: Нет, пока Юлия некорректно сформулировала. Я даже могу помочь более жестко это сформулировать, но у нее это не получилось. Во-первых, мы знаем деятелей Церкви, которые были в добрых отношениях с властью, и в весьма комплиментарных отношениях с властью. И в результате сделали очень много. Например, митрополит Филарет Дроздов в 19 веке. Удалось ему перевести и Библию на русский язык. Ксения Собчак: Пожалуйста, я вас очень прошу. Конкретно вы можете ответить на вопрос. Юлия очень четко его сформулировала. Протодиакон Андрей Кураев: Вот и я четко говорю. Ксения Собчак: Почему когда существуют нападки на власть… Протодиакон Андрей Кураев: Есть немало добрых дел, которые удалось в истории сделать иерархам в контакте в властью. Ксения Собчак: Отец Андрей, мы сейчас не про историю. Мы про сегодняшний день. Почему когда существуют нападки на Церковь, Церковь начинает кричать о том, что на нее нападают. Протодиакон Андрей Кураев: Если бы Юлия сказала так: есть ряд политических событий, на которые Церковь не реагирует,  а есть другой ряд политических событий, по которым Церковь считает нужным высказаться. Юлия Латынина: Я это и сказала. Протодиакон Андрей Кураев: Вот в этом случае была бы селективность. Что было на самом деле Юлией сказано: есть вопросы, касающиеся Церкви, она на них реагирует. Если вопросы, Церкви не касающиеся, она на них не реагирует. Юлия Латынина: Одну секундочку. Церковь, патриарх Кирилл, приходит перед выборной кампанией к Путину, говорит, что вы будете самым лучшим действующим президентом. Он говорит, что отношения Церкви и нынешнего государства являются чудом. Т.е. как раз, когда приходит пора хвалить власть, Церковь хвалит власть. Хорошо, я принимаю вашу перчатку. Вы говорите, что Церковь использует хорошие отношения к власти, чтобы делать какие-то добрые дела. В таком случае у меня вопрос. Какие добрые дела? Мы знаем.первое – благотворительность. Мы знаем имя Чулпан Хаматовой, мы знаем pomogi.org…

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

Когда брат Елены Мещовский иеродиакон Корнилий неожиданно был посвящен в иеромонахи и ехал повидать родных, Андрей это предвидел; разорвал рубашку, одел наподобие епитрахили и, глядя в окно, говорил: «едет поп, едет поп. Корнилий поп!» – Вскоре Корнилий и приехал. Когда этот о. Корнилий был строителем монастыря, и находился в доме одного помещика, туда пришел Андрей и сказал: «в монастыре – пожар!» Строитель немедленно поспешил, горела башня, где тогда были братские келлии. А не поспеши бы старец, сгорел бы весь монастырь; так спас от огня блаженный ту обитель, где впоследствии нашел он себе и место упокоения. Однажды, хозяйка, уходя из дома, велела Андрею, если придет нищий, подать ему кусок. Он отдал весь хлеб. Когда хозяйка, возвратившись, узнала, что было, огорчилась. Но Андрей утешил ее; «будет, будет хлеб» – говорил он, и ему скоро от соседнего помещика привезли много белых хлебов. Бедный Андрей – был питателем принявших его бедных вдовиц. И тут действовала та же сила Божия, которая древле питала принявшую пророка вдовицу Сарептскую... Но, не на одних домохозяев Андрея изливалась ради него милость Божия, по молитвам блаженного много и многим было даровано милостей Божиих. А молитвенник он был усердный. Во все праздники он ходил к богослужению, но чаще всего ходил к службам в монастырь, где особенно любил молиться пред древнечтимым образом «Всех скорбящих Радости». В прочее же время он для молитвы уходил за город и любил молиться, чтобы его никто не видал. Идучи в церковь , блаженный одевался в рубашку, а зимою и в полушубок, а обычно ходил нагим с топориком, иногда и с кнутиком. Но ни мороз, ни снег, ни жар ему вреда не причиняли. Пришел раз Андрей ночевать к одному мещанину, дочери того застыдились его наготы и блаженному было отказано в приеме. Только что ушел Андрей, отказавшего охватила тревога: как бы юродивый не замерз. Взяв фонарь, пошел его искать и нашел спокойно лежавшим на снегу. Тогда Андрей встал и ушел. Сколько ему ни дарили рубашек, кроме как в церковь , он не одевал, а раздавал беднякам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Между тем в Луцке затворился брат Ярослава Владимир. Соединившись с сыновьями и Половцами, Юрий повел войско против этого города. Уже они приближались к крепостным воротам, как из Луцка выступили отряди пехоты и начали перестреливаться. Никто не мог и подумать, чтобы Андрей решился ударить на эту пехоту. «Не величав был Андрей на ратный чини, пишет летописец, и искали похвалы только у одного Бога». 209 Не смотря на это Вышгородский князь вдруг прежде всех въехал в неприятельскую толпу. Дружина его последовала за ними. Началась жаркая схватка, в которой юный князь едва не лишился жизни. Уже Андрей переломил свое копье; раненный двумя копьями, его конь истекал кровью; острая рогатина прошла сквозь луку седельную; со стен городских сыпались камни... Наконец, один Немец поднял рогатину и готов был проткнуть ею отважного князя; сам Андрей увидел опасность и думал: «будет мне такая же смерть, как Изяславу Ярославичу» 210 ... Но вдруг одушевленный св. мыслью вспомнил он и призвал на помощь Св. великомученика Феодора, которого память была совершаема в этот день, 211 вынули мечи и, сразив Немца, готового проколоть ему грудь, благополучно возвратился к отцу. Добрый конь вынес своего господина и тотчас пал мертвым. Отец, дядя и все братья обрадовались, увидя храброго Андрея в живых и вместе с боярами обнимали и хвалили молодого витязя, – «ибо мужество сотворили они, паче всех тут бывших», как говорит летописец. 212 С своей стороны благодарный Андрей не забыл своего верного коня. Он велел схоронить его на берегу реки Стыри, на которой лежит Луцк, и соорудит ему памятник, 213 который между прочими существует у Луцка и доселе в виде огромного кургана, возвышающегося на берегу Глушца, составляющего рукава Стыри, в ограде сада бывшего Луцкого монастыря Бернардинов. 214 Шесть недель стояли потом Андрей с отцом своим у Луцка. Изяслав хотел было подать помощь осажденным, но Владимирко-Галицкий заставил его просить мира. Теперь сам Владимирко взялся быть посредником между Юрием и Изяславом. Но особенно желал мира Андрей: – «Не слушай Юрия Ярославича, говорил он отцу своему; мирись с племянником, не губи отчины своей».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010