Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.). Епископат АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († 1454), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121738.html

X в. Первые городские укрепления Суздаля датируются 1-й пол. X в. Христианизация Ростово-Суздальского края началась, очевидно, в 90-х гг. X в., с кон. этого столетия захоронения в данном регионе уже совершались по христ. обряду. О раннем Крещении Ростово-Суздальской земли свидетельствуют находки крестов (тельников и энколпионов) рубежа X-XI вв. Об этом же говорят факты сопротивления местного населения христианизации: в 1024 г. и в 70-х гг. XI в. язычники поднимали восстания против властей. (В Новгородско-Софийском летописном своде 1-й пол. XV в. говорится о том, что Суздальская земля крестилась при равноап. кн. Владимире (Василии) Святославиче , к-рый основал Владимир и построил в городе Успения Пресв. Богородицы собор. Эта версия широко представлена в памятниках позднего летописания. Большинство историков считают данное сообщение недостоверным.) Более сложно протекал процесс христианизации Муромской земли, также начавшийся в кон. X - нач. XI в. В этом регионе язычники длительное время занимали доминирующее положение, христианство здесь утвердилось в сер. XI в. Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 133) Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 133) К нач. XIII в. пространство буд. В. е. входило в епархии Ростово-Суздальскую (учреждена не позднее 70-х гг. XI в., затем непродолжительное время являлась частью Переяславской епархии) и Муромо-Рязанскую (учреждена после 1187, ранее территория управлялась Черниговскими епископами). В 60-х гг. XII в. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский попытался основать независимую от Киева Владимирскую митрополию во главе с Феодором (Феодорцем) . К-польский Патриарх Лука Хрисоверг не согласился с планами князя, впрочем разрешив пребывание Ростовского епископа во Владимире, если «хотети начнет и епископ в нем быти».

http://pravenc.ru/text/154964.html

АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА (Столярова; 1895 – 1958), прписп. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), схимон. АННА Афанасьевна Ефремова (1882 – 1938), прмц. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АННА Четверикова (1873 – 1940), мц. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Ивановна Горохова (1896 – 1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), послушница АННА Алексеевна Корнеева (1880 – 1938), прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон.

http://pravenc.ru/rubrics/122336_10.html

В советское время мощи прав. Андрея Боголюбского трижды подвергались вскрытию: в 1919 , 1934 (святые мощи были взяты в Ленинград для исследования, подтвердившего, что это останки князя Андрея) и 1941 гг. (взяты в Москву в мастерскую М. М. Герасимова, сделавшего попытку воссоздать облик князя). В 1987 г. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник передал святые мощи князя Владимирской епархии, они покоятся на прежнем месте, в раке у сев. стены Успенского собора. В 1982 г. имя Андрея Боголюбского было внесено в Собор Владимирских святых , установленный по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) . Гимнография Служба прав. Андрею Боголюбскому - бденная (см. Знаки праздников месяцеслова ), с малой вечерней, литией и 2 канонами. Князь прославляется как мученик и страстотерпец, храмоздатель, почитатель Св. Троицы и особенно Пресв. Богородицы. Особо выделена тема благочестивого родословия князя и его духовного родства со святыми князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом . Почитание Андрея Боголюбского отразилось также в Службе Боголюбской иконе Пресв. Богородицы , составленной в 20-х гг. XX в. митр. Сергием (Страгородским) . Среди текстов службы Собора Владимирских святых 23 июня святой упомянут в третьей стихире на Господи воззвах, а также в первом тропаре и богородичне третьей песни канона утрени . Иконография Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский. Икона работы О.С. Чирикова. Нач. XX в. (ГЭ) На миниатюре Радзивиловской летописи представлено убиение князя Андрея. Одним из ранних портретных изображений святого князя, очевидно, являлась фреска 1564-1565 гг. в Архангельском соборе Московского Кремля; она воспроизведена в росписи 1652-1666 гг.: образ князя на северной грани юго-восточного столпа открывает исторический ряд портретов вел. князей владимирских. Князь Андрей представлен с нимбом, в рост, фронтально, с поднятыми в молении руками, в темно-зеленом платье, украшенном орнаментом, поверх которого надета красная ферезея, на голове отороченная мехом шапка, борода кудрявая, заостренная книзу, волосы темно-русые. Образ относится к традиционному парадному типу портретов правителей.

http://drevo-info.ru/articles/24607.html

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрёл место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата. Боголюбовская икона Божьей Матери Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. Таким образом, Владимирская икона - это прообраз Феодоровской иконы–святой покровительницы Дома Романовых. Владимиро-Суздальское княжество, сохраняя культурные традиции Киевской Руси, наиболее близко по своей культуре к Византии. В этом княжестве был заложен духовный фундамент для будущего превращения Руси в Третий Рим. Великий князь Андрей обратился в Царьград (Константинополь) к Патриарху Луке Хризовергу с просьбой об учреждении особой митрополии для Северо-Восточной Руси. Но Патриарх категорически отказал в устроении митрополии во Владимире (опасаясь церковной полицентричности и не считая, видимо, Северную Русь достаточно зрелой для подобной самостоятельности), а в Киев прислал нового митрополита. Дальнейшая история открывает нам, что замысел святого князя осуществился в точности через три века. Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский держит совет об учреждении митрополии во Владимиро-Суздальской Руси. Миниатюра Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

40-х гг. XI в.), согласно списку рус. епархий в К-польском перечне митрополий кон. 70-х гг. XII в. ( Darrouz è s. Notitiae. P. 367) (Назаренко), позволяет верифицировать данные Жития Л. о его предшественниках Феодоре и Иларионе, но хронологический разрыв между периодом деятельности первых Ростовских епископов и поставлением Л. остается по-прежнему необъяснимым. Не исключено, что святительство Л. имело место уже в 50-60-х гг. XI в. Почитание Начало церковного почитания Л. прослеживается сразу же после обретения его мощей. Согласно Житию, «многим летом минувшим» после кончины Л. во время большого пожара Успенский собор, где был погребен Л., сгорел и Владимиро-Суздальский св. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский повелел заложить новую, каменную церковь. Во время подготовки рвов для фундамента были обретены мощи сначала Ростовского свт. Исаии , преемника Л., а затем (23 мая) и самого Л., причем чудесным образом «не изменися божественное тело его и ризы его не исътлеша, паче же и гроб». Кн. Андрей, возблагодарив Бога, послал в Ростов «гроб камен», в к-ром и были положены мощи в новом соборе ( Лосева. 2009. С. 405-411), «в раце и на стене» ( Семенченко. 1989. С. 253). Последнее указание Жития Троицкой редакции подтверждено археологически после вскрытия аркосолия в юж. стене собора, где находилась белокаменная рака Л. Неясно, можно ли вполне полагаться на датировки этих событий в Тверском сборнике 1161 и 1162 гг. (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 233-235); они могут отталкиваться от известной даты пожара деревянного ростовского собора (1160). В то же время нечем подтвердить и датировки в поздних (3-й и 4-й, по В. О. Ключевскому) редакциях Жития - 1164 и 1170 гг. ( Титов. 1892. С. 7, 9). Весьма вероятно, что в 60-х гг. XII в. была создана в своей основе и древнейшая (Ростовская, по Г. Ю. Филипповскому; Синодальная, по Г. В. Семенченко) редакция Жития Л., вошедшая в Пролог (наиболее ранние списки: ГИМ. Син. 245. Л. 57а - 58б; 246. Л. 102-103, оба - 2-й пол. XIV в.). При Ростовском еп. Иоанне (1190-1214), но прежде 1204 г.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

М. История России с древнейших времен. Т. 2// он же. Соч. М., 1988. Кн. 1; Pelenski J. The Contest for the «Kievan Succession» (1155-1175): The Religious-Ecclesiastical Dimension//HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. Р. 761-780; Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1992; Янин В. Л. Моливдовул ростовского архиепископа Леонтия//ВИД. 1994. Вып. 25. С. 5-18; Георгиевский В. Св. блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский: Его неоценимые заслуги для Русского государства и Православной Церкви. М., 1999п; Аксенова А. И. Загробная одиссея князя//Живая история: (Памятники и музеи Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). М., 2000. С. 172-175. А. В. Назаренко Гимнография Служба А. Ю. Б.- бденная (см. Знаки праздников месяцеслова ), с малой вечерней, литией и 2 канонами. Князь прославляется как мученик и страстотерпец, храмоздатель, почитатель Св. Троицы и особенно Пресв. Богородицы. Особо выделена тема благочестивого родословия А. Ю. Б. и его духовного родства со святыми князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом (Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 262-280). Почитание А. Ю. Б. отразилось также в Службе Боголюбской иконе Пресв. Богородицы, составленной в 20-х гг. XX в. митр. Сергием (Страгородским) (Там же. Июнь. Ч. 2. С. 54-71). Среди текстов службы Собора Владимирских святых 23 июня святой упомянут в 3-й стихире на Господи воззвах , а также в 1-м тропаре и богородичне 3-й песни канона утрени (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 240, 247, 248). Иконография На миниатюре Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 214об.; кон. XV в.) представлено убиение А. Ю. Б. Одним из ранних портретных изображений святого князя, очевидно, являлась фреска 1564-1565 гг. в Архангельском соборе Московского Кремля; она воспроизведена в росписи 1652-1666 гг.: образ князя на сев. грани юго-вост. столпа открывает исторический ряд портретов вел. князей владимирских. А. Ю. Б. представлен с нимбом, в рост, фронтально, с поднятыми в молении руками, в темно-зеленом платье, украшенном орнаментом, поверх к-рого надета красная ферезея, на голове отороченная мехом шапка, борода кудрявая, заостренная книзу, волосы темно-русые. Образ относится к традиц. парадному типу портретов правителей. В «Степенной книге» при описании внешности А. Ю. Б. отмечено, что он был красив лицом, с волосами черными и кудрявыми, с «высоким челом, с очами светлыми и большими». На фреске 1644-1645 гг. ц. Ризоположения Московского Кремля, на сев. грани юго-зап. столпа, А. Ю. Б. изображен со свитком в руке, без шапки, в синем платье с лором и оплечьем и в красной шубе. Облик князя соответствует описаниям в иконописных подлинниках: «Аки князь Михаил Черниговский, шуба киноварь, испод лазорь», XVIII в. ( Большаков. С. 123); «аки князь Борис, надсед, брада Богословля» (ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 178об., 30-е гг. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/115338.html

1337 г. (1339 ?) Прпп. Сергий и Стефан Радонежские основали обитель в честь Пресвятой Троицы (впоследствии Троице-Сергиева лавра) ок. 1337–1427 гг. Прп.Кирилл Белозерский 1339–1340 Построен дубовый деревянный Кремль в Москве Канонизация митр. Петра Константинопольским патр. Иоанном XIV Каликой по представлению митр. Феогноста и вел. кн. Ивана Даниловича Калиты ок. 1340–1396 г. Пресеклась династия великих князей галицко-волынских, после чего Галицкая земля была присоединена сначала к Венгрии, а затем к Польше, а Волынь к великому княжеству Литовскому Свт. Стефан Пермский, просветитель и первый епископ Пермской земли, создатель пермской азбуки 1340–1353 Великое княжение московского кн. Симеона Ивановича Гордого 1345–1377 Вел. кн. литовский Ольгерд. Вхождение в состав великого княжества Литовского Волыни, Киевской, Черниговской и части Смоленской земель Свт. Феогност добился упразднения Константинопольским патр. Исидором Галицкой митрополии, воссозданной незадолго до этого. Выделение Суздальской епархии из Владимирской (митрополичьего диоцеза) Мученическая кончина христиан Антония, Иоанна и Евстафия от рук язычников в Литве ок.1350 г. Учреждение Коломенской епархии 1353–1359 Великое княжение московского князя Ивана II Ивановича Красного Основан суздальский Евфимиев монастырь в честь Преображения Господня Возведение прп. Сергия игуменом обители в честь Пресвятой Троицы близ Радонежа 1354–1378 Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси 1354 (1355) Возобновление самостоятельной Литовской митрополии при патр. Константинопольском Филофее. Посвящение Романа в митрополиты Волыно-Литовские (митрополия упразднена в 1361 г. в связи со смертью митр. Романа) ок. 1360 г. Основан московский Спасо-Андроников монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя ок. 1360–1430 г. Прп. Андрей Рублев ок. 1365 г. Основан московский Чудов Алексеевский мужской монастырь 1362–1379 1362–1437 Великое княжение московского св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского. Присоединение к Москве Медыни, Дмитрова, Стародуба

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

656 Остроумов Андрей Андреевич – выпускник Тамбовской ДС, кандидат богословия МДА XXXVII курса (1878–1882), впоследствии директор учительской семинарии в Пензе. Некоторое время был соквартирантом М. Грибановского и навсегда остался одним из самых близких его друзей. – Ред. 657 Память блж. Константина, митрополита Киевского, и блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского) 5 июня. – Ред. 659 Очевидно, Сперанский Дмитрий Александрович, выпускник Владимирской ДС. Окончил СПбДА в 1883 г., годом раньше епископа Михаила. Впоследствии учитель Липецкого ДУ (Именной список. С. 109). Отец Михаил мог знать, впрочем, и еще одного Сперанского, Алексея Ивановича, окончившего Академию в 1880 г., впоследствии священника Андреевского собора (Там же. С. 91). – Ред. 662 Серафим (Мещеряков Яков Михайлович; 1860 – после 1933). Окончил Пензенскую классическую гимназию. Однокашник митрополита Антония по СПбДА. Рукоположен во епископа Острожского, викария Волынской епархии в 1898 г., с 1902 г. – епископ Полоцкий и Витебский; с 1911 г. – епископ Иркутский и Верхоленский; с 1915 г. на покое. С 1922 г. – архиепископ Костромской и Галичский. – Ред. 663 Никон (Софийский Николай Андреевич; 1861–1908). В 1882 г. окончил Костромскую ДС и принял священный сан. Овдовев, в 1884 г. поступил в СПбДА. В 1898 г. рукоположен во епископа Вольского, викария Саратовской епархии; с 1899 г. – епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии; с 1901 г. епископ Вятский и Слободской; с 1904 г. архиепископ Владимирский и Суздальский; с 1906 г. – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. – Ред. 664 Платон (Грузов Петр; 1843 – 1904) – выпускник Вифанской ДС (1864). В 1882 г. овдовел, поступил в МДА. Пострижен в монашество на III курсе Академии в 1884 г. одновременно с преосвященным Михаилом. На IV курсе, в 1885 г., писал кандидатское сочинение «Иларий Пуатьевский» (sic! – Ред.). В 1896 г. рукоположен во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. – Ред. 665 Большее Николай поступил на I курс Академии в 1883 г. (по богословскому отделению), в 1883 г. был переведен на II курс. В августе 1884 г. «уволен по его прошению для поступления в Императорский Санкт-Петербургский университет» (см. Журналы заседаний Совета СПбДА на 1884/85 уч. г. СПб., 1886. С. 13). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Леона, что надолго закрепило в историографии за ним роль одного из ключевых участников тех событий. Версии Ник. следовал В. Н. Татищев , к-рый дополнил ее подробностями, скорее всего являвшимися его домыслами: «Епископ Нестер суздальский бе еще в животе, но запрети его митрополит по оклеветанию. Тогда некто Леонтий купи у митрополита за деньги епископию суздальскую и пришед к Володимерю. Андрей же, Великий Князь, не хотяше Нестору и митрополиту досады учинити, даде Леонтию место в Володимери. Потом же митрополит и Нестора, разрешив, отпусти в Ростов. И быша в Суздалстей земле два епископа» ( Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1964. Т. 4. С. 281; см. также: Там же. Т. 3. С. 76-78). В современной научной литературе сведениям Ник. и мнению Татищева склонен безоговорочно доверять И. Я. Фроянов ( Фроянов. 2012. С. 879). Между тем в ранних летописях, в т. ч. в Лаврентьевской и Ипатьевской, большинство этих сведений (указание на причину лишения Н. сана) отсутствует. Очевидно, в Ник. имела место тенденциозная редакционная правка митр. Даниила или его окружения (см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М., 1980), характерная и для помещенного в этом своде текста пространной редакции послания к кн. Андрею Боголюбскому К-польского патриарха Луки Хрисоверга . Помимо рус. летописей важным источником является послание патриарха К-польского Луки Хрисоверга (1157-1169/70) к кн. Андрею Юрьевичу. Оно известно в нескольких редакциях: краткой, являющейся первоначальной, но дошедшей не полностью в рукописи сер. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 31/1270. Л. 219-221; публ. см.: ПДРКП. 3. Стб. 63-68); пространной, включенной в состав Никоновской летописи (митрополичий свод 20-х гг. XVI в.; см.: ПСРЛ. Т. 9. С. 223-229), а также в составе Жития блгв. кн. Андрея Боголюбского XVII в. (см.: Кистерев С. Н. Рукописная традиция послания Луки Хрисоверга кн. Андрею Боголюбскому//Каптеревские чт. М., 2008. Вып. 6. С. 28-35). В редакции послания в Ник. в качестве изгнанного и ищущего правды епископа фигурирует (вопреки сведениям раннего летописания) не Леон, а Н.; только П.

http://pravenc.ru/text/2565130.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010