в Самаринском), по нашему мнению, не может противоречить той мысли, что Феолог посылал святителю Димитрию список Зерцала без означения имени автора, – тем более, что есть и такие списки 8 ; означенная подпись сделана Посошковым, вероятно, уже после того, как сочинение его было одобрено св. Димитрием Ростовским . – иначе цифирное означение имени на заглавном листе не имело бы смысла и цели, – и потому именно, что такое означение имени автора Зерцала оказалось решительно непонятным. Притом список, находящийся в казанской академической библиотеке, нельзя считать тем самым, который был на рассмотрении у святителя Димитрия; он – не более, как список с того списка, и притом написанный уже после смерти ростовского архипастыря, так как об нем говорится здесь, как уже об умершем («достоблаженные памяти»). Дальнейшие сведения, сообщаемые автором вышеупомянутой статьи «о перстосложении «о списке Посошковского Зерцала, находящемся в библиотеке казанской академии, открывают нам новые данные, которые не мешало бы знать автору статьи: «о некоторых сочинениях, приписываемых Посошкову». «Печатное издание сочинения Посошкова Зерцала, – говорит преосв. Никанор, – насколько открывается при беглом сличении его с автографом в академической рукописи, есть сокращение автографного издания, а это последнее есть пространное развитие того, что сокращенно изложено в издании печатном. Это замечание подтверждается уже одним сравнением количества страниц: в Погодинских рукописях, с которых скопировано печатное издание, в одной имеется 228 страниц, а в другой 251; а в рукописи нашей академии, рукописи в лист, написанной убористым полууставом, переходящим по местам в скоропись, насчитываются более 500 страниц». Таким образом, оказывается, что ныне известны две редакции Посошковского Зерцала; первая – обширная, в которой сочинение разделено на 23 главы и приложение и один из списков которой находится в настоящее время в библиотеке казанской духовной академии 9 . Вторая редакция – краткая, разделенная хотя и на 26 глав, но значительно меньшая по объему; по спискам этой редакции Зерцало Посошкова напечатано г. Погодиным. Которая же из двух указанных редакций есть редакция первоначальная, основная? По нашему мнению – та, один из списков которой ныне находится в библиотеке казанской академии, т. е. редакция обширная. Мнение это подтверждается не только тем, что на списках этой только редакции значится, что Зерцало было «свидетельствовало преосвященным господином Димитрием митрополитом ростовским и ярославским во граде Ростове и миру чрез списание пера подати суждено», но и тем особенно, что сам Посошков, ссылаясь на свое Зерцало в других своих сочинениях, цитовал его только по обширной редакции. Таковы ссылки Посошкова на Зерцало, находящиеся в его «Завещании отеческом к сыну», на которые указал г. Попов в подтверждение той мысли, что автор Завещания есть Посошков 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

   Для облегчения сего дела для всех и каждого Господь, премудрый и милосердый, дал несколько зерцал, в коих, когда посмотришься прилежно, видишь себя со всеми своими недостатками. Таково зерцало — десятословие Моисеево, где указаны все главные обязанности наши к Богу и ближнему. Таково зерцало — нагорная проповедь Спасителя о блаженствах, в коей так трогательно означены добродетели истинного христианина. Таковы зерцала — многие места из посланий апостола Павла, в коих он изображает деяния людей духовных и людей плотских; например, двенадцатая и тринадцатая главы послания к Римлянам, и все послания к Филиппийцам. Употребляй любое из сих зерцал; а лучше, если употребишь их, хотя не вдруг, все. Притом, как стоя перед зерцалом, дабы лучше видеть себя, мы обращаемся к нему лицом разными сторонами, так полезно делать и смотрясь в зерцало закона Божия. Постарайся обратиться к нему попеременно всеми сторонами существа своего — не одним духом с его умом и совестью, а и душой с ее желаниями и наклонностями, и самым телом с его сложением, привычками, требованиями и немощами, и наконец самым внешним состоянием, с его выгодами и невыгодами в отношении к делу нашего спасения. Должно поставить перед зерцалом слова Божия свой ум, дабы открылось, какой в нем образ мыслей, какими водится он убеждениями, есть ли в нем свет веры, всегда ли светит он и достаточно ли озаряет пути жизни? Должно поставить перед зерцалом свою волю, дабы обнаружилась цель, к коей она постоянно стремится, -на небе ли она или на земле; дабы открылись побуждения, коими она движется, — чисты ли они и достойны ли христианина; дабы явились правила, коим мы следуем, из Евангелия ли они взяты и совести, или из обычаев мира и внушений гордости житейской? Надобно поставить перед зерцало слова Божия свое сердце с его чувствами, дабы видеть, чем живет оно и для чего бьется, что наиболее радует и печалит нас: преуспеяние в добродетели или удача в земных предприятиях? Можно употреблять с пользой и другие приемы для сравнения себя с образцом истинного христианина, начертанным в разных видах — в слове Божием; например, полезно рассматривать себя по своим отношениям, как члена семейства, как члена общества, как члена Церкви; сравнивать образ своих мыслей, правил и жизни с образом мыслей и жизни людей праведных, или людей грешных, изображенных в слове Божием, особенно подобного нам состояния. В поощрении к сему святому делу должно сказать, что кто займется им не поверхностно, не поскучает и не оставит его от первых неудач, кои могут быть от неопытности, тот непременно достигнет цели, увидит себя, каков он есть, и будет в состоянии сказать, чего недостает ему и что надобно делать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3222...

Кем и когда составлена последняя редакция Зерцала, по спискам которой оно издано г. Погодиным? На эти вопросы, доколе не будет напечатано Зерцало по обширной, первоначальной редакции, можно отвечать только предположительно. Имея в виду с одной стороны то обстоятельство, что св. Димитрий Ростовский в письме к Феологу советовал в одобренной им книжице безымянного творца, именуемо и Зерцало, «мало нечто местами прочистити и поисправити», – с другой – то, что автор Зерцала, как видно, очень дорожил мнением святителя, можно думать, что Посошков сам выполнил желание св. Димитрия и сам исправил свой труд, многое опустив из него, кое-что, переделав и нечто прибавив 12 . К той же мысли приводит и то обстоятельство, что один из списков Зерцала краткой редакции (Строевский), по которым издано это сочинение, г. Погодин считает автографом Посошкова (стр. VII), а на другом (Самаринском) 13 значится: «Иван Тихонович Посошков, творец книжицы сея». Впрочем, нет ничего невероятного и в том предположении, что Зерцало краткой редакции составлено не самим Посошковым, а кем-либо другим. Во-первых, все списки этой редакции носят название: « Зерцала безыменного творца». Трудно допустить, чтобы сам Посошков так озаглавил свой новый труд. Во-вторых, во всех доселе известных списках Зерцала краткой редакции находятся следующие стихи «на безименного творца»: «писавый не написа, кто книжицы творец, кто таков Христов воин, раскольщиков борец», и т. д. Такая речь более прилична стороннему человеку, чем самому автору книжицы. Есть во всех же списках краткой редакции и другие стихи «на не изъявление книжицы», которые еще менее могут быть приписаны самому Посошкову. В этих стихах, после сожаления о том, что «изрядный сей меч на супостаты в мир не явлен», говорится следующее: «кто виноват и зачем то стало, не знаю; виновата быть книжки творца помышляю,– сделал и не изъявил в пользу миру дела, в таящемся воинская будет сила». Посошков, желавший и хлопотавший о том, чтобы его Зерцало было напечатано и разослано по училищам (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

Затем Анна Ивановна жила с Елизаветой Михайловной в доме на Кудринской площади. Они бедствовали, ни Анна Ивановна, ни Елизавета Михайловна не получали пенсию. Елизавета Михайловна почти прекратила общение со своими родственниками, т.к. боялась за жизнь и свободу Анны Ивановны. По рассказам знакомых, они никому не открывали дверь просто так. Задняя стена квартиры выходила на черную лестницу, нужно было предварительно постучать монеткой в эту стену, тогда открывали дверь. Как оказалось, страх был небезосновательным. Октябрьским утром 1937 года Анна Ивановна вышла из дома и пропала. Елизавета Михайловна искала ее, но в этот день был сильный туман, а Анна Ивановна уже плохо видела, и Елизавета Михайловна подумала, что она могла попасть под машину, или подвергнуться разбойному нападению. Она так думала до конца своей жизни . Анна Зерцалова была арестована 27 октября 1937 года. В справке на арест говорилось " она является активной участницей к/р церковно-монархической группировки. В к/р целях прославляет как " прозорливицу " монашку Матрону Конюхову и как " святого " умершего попа Амфитеатрова , организует к ним паломничество верующих " . Следствие желало представить к осуждению целую " контрреволюционную церковно-монархическую группу " . С этой целью в одно следственное дело были соединены Анна Зерцалова и почитатели памяти другого подвижника благочестия - иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева) ( Гаврина А.П. , Емельянова И.А. , Гончаровой П.Ф. и др.). — Кто является автором книг жизнеописаний священника Валентина Амфитеатрова и чудес, якобы происшедших по его молитвам? — Автором книг жизнеописаний священника Валентина Амфитеатрова и чудес, происшедших по его молитвам при жизни, а равно и после его смерти, являюсь я, Анна Ивановна Зерцалова. Первую книгу я выпустила примерно в 1910 году, то есть через два года после его смерти, отпечатав ее в типографии. До революции я издала четыре книги тиражом каждая книга по тысяче экземпляров. После революции я издала пятую книгу об исцелениях на могиле священника Валентина Амфитеатрова.

http://drevo-info.ru/articles/3339.html

По поводу этого «аргумента» г. Попова, г. Брикнер говорит следующее: «Ссылки на Зерцало в Завещании не совсем подходят к известному нам сочинению, помещенному во втором томе сочинений Посошкова. В 23-й главе Зерцала не говорится ни слова о лютеранах, между тем гак автор Завещания ссылается два раза на эту главу, как на объяснение «многих пакостей» и «зловерия люторского». Там только говорится о постановлениях Лаодикийского собора и в общих выражениях об «отвергшихся от святые церкви». Вообще в сочинении Зерцало в том виде, как оно напечатано г. Погодиным, вовсе не говорится о лютеранах, между тем как в Отеческом Завещании во многих местах встречаются нападения на «пакости» и «зловерие» лютеран. Г. Попов вовсе не заметил, что ссылки на 23-ю главу Зерцала, по крайней мере, не могут относиться к спискам этого сочинения, находившимся в распоряжении г. Погодина при издании Зерцала. Следовало бы, однако, обратить внимание на это обстоятельство, тем более, что г. Попов сделал такое замечание относительно ссылки на 15-ю главу Зерцала, в которой будто говорится о символе, между тем как в издании Зерцала г. Погодина о символе веры говорится не в 15-й главе, а в 16-й. Ссылка автора Отеческая Завещания на 18-ю главу Зерцала, в которой будто говорится о двуперстном сложении, также не соответствует нам известному Зерцалу, в котором «о сложении перстов» говорится не в 18-й главе, а в 20-й. И это обстоятельство, как кажется, ускользнуло от внимания г. Попова. Такое несоответствие в ссылках, заключает г. Брикнер, некоторым образом ослабляет доказательство, что автор Завещания и автор Зерцала одно и тоже лице». Что г. Попов, не обративший должного внимания на несоответствие ссылок на Зерцало автора Завещания изданному г. Погодиным Зерцалу Посошкова, – не прав, в этом не может быть сомнения; только, по нашему мнению, и г. Бриннер поступил не вполне «осторожно, основательно и строго-научно», когда, указывая на этот «пробел в доказательстве г. Попова, что Посошков действительно был автором» Завещания, ограничился только замечанием о том, что Посошков любил переписывать свои сочинения, а переписывая, мог выпускать некоторые отделы, вставлять другие, переставлять главы и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

Последняя книга уже издавалась не типографским способом, а была отпечатана на пишущей машинке в количестве 20–25 штук. Ввиду того что тираж последней книги был ограничен, а число желающих иметь таковую превышало его в несколько десятков раз, почитатели священника Валентина Амфитеатрова переписывали ее, и она распространялась в рукописях. — Какую цель вы преследовали, издавая вышеупомянутые книги и распространяя его фотографии? — Я являюсь почитательницей священника Валентина Амфитеатрова, поэтому преследовала цель как можно шире популяризировать последнего среди широких масс верующих. — Назовите следствию лиц, которые способствовали вам в прославлении священника Валентина Амфитеатрова. — После смерти священника Валентина Амфитеатрова я поставила своей задачей издать отдельной книгой его жизнеописание. Об этом узнали многочисленные его почитатели, и они помогли мне при составлении этой книги, рассказывая отдельные эпизоды из его жизни, а также о полученных ими исцелениях. Большинство из лиц, принимавших участие в выпуске этих книг, к настоящему времени умерло. — Следствие требует от вас показаний в отношении лиц, которые размножали вам его фотографии и перепечатывали ваши рукописи на машинке в последнее время. Назовите их фамилии. — Назвать фамилии лиц, которые помогали мне в размножении фотографий священника Валентина Амфитеатрова, а также перепечатывали последнюю, пятую, книгу, я, Зерцалова Анна Ивановна, отказываюсь. — Следствие располагает данными, что вы среди окружающих прославляли священника Валентина Амфитеатрова как святого. Вы это подтверждаете? — Не отрицаю, что я действительно священника Валентина Амфитеатрова среди верующих прославляла как старца, по молитвам которого ряд его почитателей получил исцеления как при его жизни, так и после его смерти. С этой целью я использовала выпущенные мною книги, его фотографии, а также рассказывала то, что мной не было записано в книгах. Что священник Валентин Амфитеатров — старец, считаю не только я, но считают и другие его почитатели. Нами после его смерти ведутся записи, которые свидетельствуют о его необыкновенных свойствах; они выражаются в том, что люди получают исцеления, о которых свидетельствую я и другие. — Следовательно, вы священника Валентина Амфитеатрова подготовляли к канонизации как святого? — Да, я, Зерцалова Анна Ивановна, и группа почитателей священника Валентина Амфитеатрова вели подготовительную работу на предмет его канонизации. Но поскольку невозможно в условиях советской власти канонизировать его как святого и открыть мощи, то мы рассчитывали на падение советской власти, после чего при любой другой власти это сделать вполне возможно.

http://drevo-info.ru/articles/3339.html

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 22. Старцы Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин) После кончины старца Амвросия многие шамординские сестры стали скорбеть, и дьявол начал их бороть искушениями, особенно помыслами и унынием. В это время много их утешал и успокаивал их духовник отец Анатолий (Зерцалов) . Много труда он понес ради сестер, хотя не имел больших сил и уже чувствовал приступы нездоровья. Он ехал в Шамордино во всякую погоду и даже во время разлития реки, подвергаясь опасности простудиться или утонуть... Не мог он оставить сестер без духовной беседы, исповеди и Святого Причастия. «Никогда не оставлю Шамордина, – говорил он, – и своих духовных чад. Старец Амвросий дал мне послушание, и я никогда не откажусь от него». Любящая душа отца Анатолия касалась в шамординской обители всего, до последней мелочи. Ничто не ускользало от его внимания. Для каждой насельницы он находил нужное слово, иногда краткое, которым вносил в души мир, тишину и ревность о спасении. С детьми шамординского приюта он ходил на прогулки, беседуя с ними, позволяя им и порезвиться. «Молодое деревцо нужно окапывать и поливать, – писал он, – иначе оно засохнет. Так и юная душа, отстранившись от родных и не видя утешения ниоткуда, может прийти в уныние». И нелегко ему было: он с молодых лет страдал головными болями, и тут – как поскорбит о чьих-нибудь грехах, поболеет душой за другую душу, так и опять голову ломит... Он, однако, не считался с этим и не показывал виду, что чувствует боль. Случалось, что кто-нибудь невольно досаждал ему чем-то и порой сильно огорчал. Батюшка, если видел, что это произошло по неопытности того человека, не сердился и прощал, особенно когда при этом было и чистосердечное раскаяние от обидчика. Прощал он и тем, кто сознательно причинял ему неприятность, но с такими уже не было у него обычной его теплоты отношений. Если же и эти смирялись и просили прощения, старец возвращал им свою любовь. Он был милостив. В житии его отмечается его любовь и ко всему живому, что создал Бог, например – к птицам. Зимой он всегда выставлял за окно своей келии кормушку, в которую насыпал семян или крошек хлеба. Уезжая в Шамордино, он набирал скитских цветов – и у себя в вазочке ставил, и сестрам дарил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

918 . Поселянин Е. [Погожев Е. Н.] Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий. СПб. 1907. 919 . Поселянин Е. [Погожев Е. Н.] Детская вера и оптинский старец Амвросий. СПб. 1913. 920 . Просвирнин Анатолий, свящ. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) //ЖМП 1971. 11. 61–77. 921 . Dunlop J. B. Staretz Amvrosy: Model for Dostoevsky’s Staretz Zossima. Belmont, MA 1972. пер.: Le starets Ambroise d’Optino. Bellefontaine 1982. (Spiritualité orientale. 34). пер.: Amvrosij di Optina. Bose 2002. 208. 922 . Lossky V. Le starets Ambroise//Contacts. 1962. 14(38–39). 219–236. Схиархимандрит Варсонофий Павел Иванович Плиханков, 5.07.1845–1.04.1913, пам. 1 апр. 923 . Житие Оптинского старца Варсонофия. Оптина Пустынь 1995. 464. 924 . [ Варсонофий Оптинский , преп.] Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СТСЛ; СПб. 1991. 75. 925 . Варсонофий (Плиханков) , схиархим. Келейные записки 1892–1896 гг./Сост., предисл. Багдасаров Р. В. М. 1991. 61, ил. 926 . Варсонофий Оптинский . Беседы с духовными детьми. М.; Рига 1995. 89. 927 . Варсонофий, старец Оптинский. Духовные стихотворения. М. 1997. 48. 928 . Варсонофий Оптинский , преп. Духовное наследие. СТСЛ 1998. 368. 929 . Марченков А., свящ. Оптинский старец Варсонофий (Плеханков)//ЖМП 1991. 6. 24–28. Иеросхимонах Анатолий Алексей Моисеевич Зерцалов, 24.03.1824–25.01.1894, пам. 25 янв. 930 . Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь 1994. 352. 931 . Анатолий (Зерцалов) , иеросхим. Собрание писем к монахиням/Предисл. протопресв. Сергия Четверикова . Сергиев Посад 1910. Собрание писем. Оптина Пустынь 1998. 312. пер.: Anatoly (Zertsalov) of Optina. A collection of letters to nuns. Jordanville 1993. 308. 932 . [ Анатолий (Зерцалов) , иеросхим.] Письма оптинского старца иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь 1998. 306. 933 . Воспоминания о старце иеросхимонахе Анатолии, житоначальнике Оптиной пустыни. М. 1908. 934 . На службе Богу – на службе ближним: Какую пользу приносят народу православные монастыри? (По письмам оптинских старцев Амвросия и Анатолия). М. 1909. М. 1996. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Впрочем, некоторые, желая различить пророческое знание и знание блаженное, утверждали, что пророки видят самую сущность Бога (которую они называли «зерцалом вечности»), но не таким образом, каким она является объектом блаженных, а как вместилище образцов будущих событий. Однако это в принципе невозможно. В самом деле, Бог является объектом блаженства в самой Своей сущности, согласно словам Августина: «Блажен, кто знает Тебя, хотя бы он и не знал ничего другого» 667 , то есть сотворённого. Но невозможно видеть образцы сотворённого в сущности Божией и при этом не видеть Её саму – как потому, что божественная Сущность сама является образцом всего сотворённого (идеальным образцом, ничего не добавляющим к божественной Сущности за исключением отношения к сотворённому), так и потому, что знание вещи такой, какой она есть сама по себе (каковым является знание Бога как объекта небесного блаженства), предшествует знанию этой вещи в её отношении к чему-то ещё (каковым является знание Бога как вмещающего образцы всего). Следовательно, невозможно, чтобы пророки видели Бога как вмещающего образцы сотворённого, но не как объект блаженства. Из этого нам надлежит заключить, что пророческое видение не является видением сущности Бога и что пророки не видят видимое ими в самой божественной Сущности, но что они видят это в некоторых образах в той мере, в какой они просвещены божественным светом. Поэтому Дионисий, рассуждая о пророческих видениях, говорит, что «мудрые богословы то видение, которое проявляло в себе, как в образе, подобие лишённого телесных форм и восхищало созерцающих к горнему, справедливо называли божественным» 668 . И эти проявленные божественным светом образы обладают скорее природой зерцала, нежели божественной Сущности, поскольку зеркальные образы формируются из других вещей, чего никак нельзя сказать о Боге. Так что и просвещённый подобным образом пророческий ум может считаться зерцалом в той мере, в какой в нём сформировано подобие истины божественного Провидения, и называется он «зерцалом вечности» потому, что в нём отражается предвидение Бога, поскольку в вечности Бога, как уже было сказано (172, 1), всё видимо Им как уже существующее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Таким образом, если из приведенной заметки нашей и нельзя было видеть, в котором году писано Посошковым его Зерцало, то все-таки она достаточно показывала, что св. Димитрий Ростовский , пиша к Феологу о «книжице безыменного творца, именуемой Зерцало», и, замечая при этом, что «книжица та достойна в свет произвестися», разумел в этом случае не другое какое-либо сочинение, но именно Зерцало Посошкова. Еще легче мог бы убедиться в этом г. Бриннер, если бы он обратил свое внимание на замечательную статью «о перстосложении для крестного знамения и благословения по некоторым новоисследованным источникам», писанную архимандритом Никанором (ныне епископ аксайский) и напечатанную в «Православном Собеседнике» за 1870 год. В этой статье почтенный автор довольно обстоятельно описывает другой список Посошковского Зерцала, некогда принадлежавший библиотеке покойного митрополита с.-петербургского Григория, а ныне находящийся в библиотеке казанской духовной академии, – список, по мнению преосв. Никанора, переписанный самим Посошковым. Вот что говорится в указанной статье об этом списке: «Рукопись эта носит следующее полное заглавие: Зеркало очевидное, сиесть ясное изъявление, показующее раскольников российских, и злодышущую их к церкви святей противность, и хуления их на святыя тайны, и суемудрое разумение, и яже учение их И на тая их противуразуменная лжеучения: от божественных писаний и священных правил богоносных отец истинное обличение, увещание же к ним о заблуждении и отторжении их от святыя церкви, и паки к ней обращении. Прочим же православным Христианом церкви российския не познавшим их, ниже поползших в треокаянное, и самотленно их заблуждение, ведительное известие, злого лжеучения и хуления их, явно представляющее. Сочиненное ревностным тщанием от некоего простолюдина православные церкве сына, живущего в царствующем граде Москве. Свидетельствованное достоблаженные памяти преосвященным господином Димитрием митрополитом ростовским и ярославским во граде Ростове и миру чрез списание пора подати сужденное, о нем же свидетельстве, мудролюбия его пастырского метросочиненные стихи десницею его написанные 1709 лета. И зде сущего ради известия чтущим положенные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010