Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варсонофий (Лузин), еп. Владивостокский. Фотография. 1937 г. (Лузин Александр Владимирович; 6.06.1888, Миасский завод Троицкого у. Оренбургской губ.- 15 (9?).09.37, Карелия), еп. Приморский и Владивостокский. Род. в семье приискового служащего Миасского золотопромышленного округа, в 3 года остался сиротой, в 5 лет был усыновлен крестным отцом В. А. Лузиным, конторщиком на золотых приисках. Обучался в Челябинском ДУ, Уфимской ДС, с 1908 г. в КазДА, по окончании к-рой 10 июля 1912 г. принял монашество, рукоположен во иеродиакона, 12 июля - во иеромонаха. В авг. 1912 г. утвержден преподавателем КазДА по кафедре истории и обличения рус. сектантства, исполнял обязанности наблюдателя Казанских миссионерских курсов. Участвовал в проходившем 7-14 июля 1917 г. в МДА Всероссийском съезде ученого монашества (см. Съезды монашествующих в России ). После принятия Народным комиссариатом просвещения 11 дек. 1917 г. декрета о ликвидации системы духовного образования в России КазДА продолжала существовать на прежних началах с прежним составом профессоров. Осенью 1918 г. Высшее Церковное Управление (ВЦУ) предложило ректору академии еп. Анатолию (Грисюку) использовать дозволение правительства на частное обучение религии. Ректор обратился за разъяснением к зав. губ. отделом народного образования, к-рый посчитал возможным такое обоснование существования академии; т. о., академия сохранила прежнее название, состав профессоров, имела офиц. штамп и печать. В кон. окт.- нач. нояб. 1918 г. здание академии было реквизировано, занятия проходили в помещении епархиального управления и на квартирах профессоров, заседания Совета - на квартире ректора. В. жил в казанском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . 11 нояб. 1919 г. ректор КазДА направил в ВЦУ представление о состоявшемся присуждении В. Советом академии степени магистра богословия за его рукописное соч. «Нравственное учение православной Церкви и отношение к нему латино-протестантской доктрины», 5 дек. 1919 г. ВЦУ утвердило В. доцентом кафедры истории и обличения рус. сектантства.

http://pravenc.ru/text/154357.html

Основные репрессии начались весной 1922 года в связи с провокационным изъятием церковных ценностей, спланированным врагами Церкви в Политбюро ВКП(б), с целью ограбления Церкви (для нужд партийной кассы) и дискредитации духовенства в глазах народа, голодавшего из-за жестокого неурожая, особенно в Поволжье. Массовые репрессии прошли затем в 1928–29 и 1937–38 гг. Особенно жестокими были последние, когда расстрел стал повсеместным явлением. В общей сложности, из членов академической корпорации, в составе которой за 25 лет пребывало около 90 человек, репрессиям подверглись около 35 человек. Среди них были и лица, прослужившие в Академии на небольших административных должностях вскоре после окончания Академии до своего назначения на место церковного служения. Из таковых, в первую очередь, мы должны назвать будущего митрополита Петра, Патриаршего Местоблюстителя, оказавшегося не камнем, а скалой, о которую разбились все попытки ОГПУ поставить его на соглашательский путь с безбожной властью. К этой же категории лиц принадлежали будущие протоиереи Иван Алексеевич Артоболевский, Борис Иванович Забавин и Николай Михайлович Миловский, служившие в Академии еще в конце прошлого века, а из служивших позднее – Делекторский, в будущем епископ Никита, игумен Иоасаф (Шишковский), иеромонахи Николай (Могилевский) и Игнатий (Садковский) , священник Константин Любомудров. Остальные лица входили в профессорско-преподавательский состав. К сожалению, не о всех лицах из этого состава удалось отыскать сведения, несмотря на предпринятые усилия – см. о них в Дополнительных замечаниях к этой статье. В данной книге внимание обращено, в основном, на исповеднической и в меньшей степени на биографической стороне жизни перечисленных в статье лиц в годы Советской власти. К сожалению, при публикациях в настоящее время не обращают достаточного вниманиия на разнобой в некоторых биографических сведениях, в частности, по митрополитам Анатолию (Грисюку) и Петру (Полянскому) и архиепископу Илариону, что нами указано в подстрочных примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Будь примером для других духом, то есть духовным настроением или видимым проявлением дара Святого Духа. Пусть не оставляет тебя духовное настроение не только тогда, когда беседуешь в храме с верными, но и в доме, и за трапезой любви, и в обычных житейских отношениях и разговорах. Наконец, образ буди верным чистотою, непорочностью не только тела, но и духа. Будь чист в помышлениях, чист в словах, чист во взорах, чист во всех тайниках души. Пусть совесть твоя будет чиста как хрусталь! Итак, брат возлюбленный, возгревай в себе дар Божий, сегодня тебе дарованный чрез рукоположение. В сем да поможет тебе и всем нам Господь! Прими сей жезл как символ врученного тебе пастырства, и благослови народ! Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Чистопольскому Анатолию (Грисюку), ректору Казанской Духовной академии 28 Преосвященнейший епископ Анатолий, возлюбленный во Христе брат! Приветствую тебя сорадованием о восприятии тобою высшей благодати священства, дарованной тебе ныне возложением рук, – архиерейства. Твоему архипастырскому и начальственному служению поручается не епархия или город со многими церквами, а Духовная академия. Этот рассадник высшего духовного просвещения, как находящийся в пределах Казанской епархии с мусульманским и языческим населением, имеет по преимуществу перед другими академиями миссионерское назначение. Там имеет место миссионерство в разных видах: там, при академии, существует миссионерское отделение, там ежегодные миссионерские курсы, там рядом с академией стоит крещенотатарская миссионерская школа, недалеко – инородческая учительская семинария. Там совершал свою миссионерскую просветительную деятельность приснопамятный Н.И.Ильминский 29 . Словом, там все говорит о миссионерстве. Ректору Духовной академии там нельзя не быть проникнутым духом миссионерства и любовью к этому высокому, прибавлю – и нелегкому служению. Там жезл пастырский есть жезл и миссионерский. Прими этот жезл, возлюбленный брат, как символ предлежащего тебе сугубого, то есть пастырского и миссионерского, служения. Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Верейскому Модесту (Никитину) 30

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

в) в случае невозможности по каким-либо причинам исполнить в указанный срок предписанного в пункте “б», представить в трёхдневный срок объяснение и вполне определенное заявление об осуждении ими епископов Димитрия и Сергия с их соумышленниками и о полном своём отмежевании от образованного «самочинного сборища» и о своём послушании законной церковной власти в лице Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Патриаршего Священного Синода; г) при неисполнении предписанного в пунктах «а» и «б» и непредставлении в срок указанного в пункте «в» заявления Преосвященными Шлиссельбургским Григорием и Колпинским Серафимом, по докладе о сем Преосвященного Петергофского Николая [Ярушевича] иметь о них суждение. 4 . Членам Патриаршего Священного Синода, Преосвященным Архиепископам: Вологодскому Сильвестру [Братановскому], Костромскому Севастиану [Вести] и Самарскому Анатолию [Грисюку] предложить в срочном порядке выбыть в г. Ростов и в личной беседе с Преосвященным Митрополитом Иосифом [Петровых], которую они имеют должным образом запротоколировать, запросить его: а) с его ли ведома, согласия и благословения Преосвященные бывший Гдовский Димитрий и бывший Копорский Сергий распространяют обращение и воззвание к пастырям и пасомым с призывом порвать молитвенно-каноническое общение с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и единомыслящими с ним епископами, обвиняя последних в утрате чистоты православия и церковной свободы и призывая верующих объединиться около одного, якобы православного Митрополита Иосифа [Петровых]; б) признает ли митрополит Иосиф приведённую выше резолюцию от 25 декабря 1927 г. (7 января 1928 г.) на рапорте ленинградских викариев и распространённую ныне раздорниками за свою резолюцию; в) случае отклонения Митрополитом своей ответственности за распространяемую от его имени литературу и непризнания им своей резолюции от 25 декабря 1927 г. [ст. ст.], предложить ему в особом кратком послании оповестить ленинградскую паству о своём отмежевании от происходящей церковной смуты, с осуждением епископов-раздорников и всего их «самочинного сборища» и о своём молитвенно-каноническом общении с Высшей Церковной Властью в лице Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Патриаршего Священного Синода и о неизменном им послушании;

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В мае 1922 г. патриарх Тихон был помещен под домашний арест. Его полномочия при поддержке ГПУ попыталось присвоить самочинно организованное обновленческое т. н. Высшее церковное управление (ВЦУ). Во все епархии были разосланы уполномоченные ВЦУ с целью утверждения обновленчества на местах. В июне в Казань прибыл обновленческий «священник-миссионер» Николай Пельц, который потребовал проведения собрания духовенства и письменного разрешения К. духовенству присутствовать на этом собрании. К. ответил, что если это собрание разрешено гражданской властью, то др. разрешений не требуется. Этот ответ Пельц расценил как выражение контрреволюционного настроения и пообещал К. «всякие неприятности». 30 июня Пельц вновь явился к К. и предложил ему «призвать как городских, так и сельских священников к прекращению хотя бы и скрытого «шипения» против власти Советской» и попросил разрешить ему отслужить литургию в одном из рабочих районов Казани и сказать «примирительное слово». К. категорически отказал, после чего Пельц в тот же день подал на него жалобу председателю исполкома Татарской АССР, а также обратился в республиканское ГПУ с просьбой принять К. «под особое наблюдение, не допустить ему внести смуту своими действиями, хотя бы и в жизни церковной, тесно связанной пока с жизнью страны» (ГАСПИКО. Д. СУ-11404. Т. 1. Л. 163, 171). Для К. было очевидно, что «обновленчество является антиправославным течением в церковной жизни и ничего общего у православного человека с этим течением не может быть». 5 июля 1922 г. К. дал указания распространить послание к Церкви против обновленчества от 18 июня того же года замещавшего патриарха Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) . Послание было разослано по всем храмам Казанской епархии; духовенству было предложено прочитать его прихожанам за первым по получении праздничным богослужением (Там же. Л. 179 об.). Копии послания митр. Агафангела по распоряжению К. были отправлены и в другие епархии, в частности епископам Самарскому Анатолию (Грисюку) и Уфимскому Борису (Шипулину).

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Для организации учебных занятий и решения текущих дел Совет избрал Исполнительную комиссию под председательством ректора протоиерея Анатолия Орлова. В нее вошли проректор архимандрит Илларион (Троицкий), профессора И. В. Попов , протоиерей В. Н. Страхов, В. П. Виноградов и архимандрит Варфоломей (Ремов) . Перед началом занятий 27 сентября/10 октября 1919 года Святейший Патриарх Тихон совершил молебен в Князь-Владимирской церкви Епархиального дома. До ноября занятия проходили в помещении Усачевской биржевой артели (Мясницкая ул., д. 8). 1/14 октября 1919 года состоялся годичный академический акт в присутствии Святейшего Патриарха, членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета и представителей столичного духовенства. С ноября 1919 года лекции проходили в новом помещений этой артели – Спасо-Глинищевский пер., д. 4. С весны 1920 годя до конца учебного года в августе занятия стали проводиться в Епархиальном доме. В 1920/21 учебном году они велись с октября по 15 мая с перерывами на Рождественские и Пасхальные каникулы: сначала в храме Святого Иоанна воина на Божедомке. А с 1 января 1921 года – в храме Святой Троицы на Листах. Со 2/15 августа 1921 года академия помещалась в Высоко-Петровском монастыре 231 . Кроме того, в Москве существовала также академия (Высшая Богословская школа) аскетического направления. Ее занятия велись в Даниловском монастыре под руководством епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) 232 . Киевская Духовная академия прекратила свое существование в начале 1920 года. Имеются сведения, что уже в 1924 году «в Киеве возобновили свою деятельность Православные академические курсы» 233 . В Киеве существовали богословские курсы. Одна из слушательниц этих курсов М. В. Стефанова-Либенсон в осеннем семестре 1922 года перешла в Петроградский Богословский институт 234 . Ректору Казанской Духовной академии епископу Анатолию (Грисюку) удалось сохранить академию и ее преподавательский состав. Владыка писал в феврале 1919 года проф. Николаю Глубоковскому : «Пока, слава Богу, библиотека в наших руках и взята под свою защиту Архивной Комиссией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На ссылку на решение Губисполкома, Владыка резко ответил:  «Не допущу вашего кощунства у храма, где почивают мощи Святителя Германа. Если не уберетесь, то ударю в набат, соберутся мужики и всех вас прогонят из монастыря» . Как бы то ни было, но 6 июня ст. ст. епископ Амвросий был арестован. Дело принимало грозный оборот еще и оттого, что через два дня после ареста Владыки трое чекистов — Копко, Несмелов и Аавринович и четверо красноармейцев (до того проводивших обыск в Свияжском монастыре, с целью поимки офицеров-участников Казанского заговора во главе с генералом фон-Ахте, среди которых, якобы находился и сын казанского священника Сердобольского), решили произвести подобный обыск и в Раифской пустыни, а под предлогом обыска — еще и изъятие церковных ценностей. Пока красноармейцы в головных уборах срывали антиминс с престола и шарили в дарохранительнице, на колокольне ударили в набат. Быстро сбежались крестьяне окрестных деревень и убили кощунников. Присяжный поверенный Вячеслав Андреевич Румянцев и проф. Нестеров доказывали, что епископ, арестованный в Сви-яжске не может отвечать за то, что произошло в Раифе, причем уже после его ареста. Следователь Михайловский напомнил, что Владыка грозил в Свияжске набатом, а посему и просителям за епископа отказал, заявив, что епископ будет расстрелян. Отказал он и прибывшему с просьбой о выдаче Владыки на поруки епископу Чистопольскому Анатолию (Грисюку). Но когда на другой день рабочие Алафузовского и Порохового заводов, организованные известным протоиереем Николаем Троицким, возглавлявшим Братство Защиты Православной Веры, пригрозили забастовкой, Владыку Амвросия наконец-то отпустили на поруки епископа Анатолия. О событиях тех дней повествует последнее из дошедших до нас письмо епископа Амвросия, датированное 14 июнем ст. ст. 1918 года. Удивительно не только мужество и самообладание Владыки, который как никто иной подвергся тогда преследованиям, но и его способность сохранить в подобных условиях природное умение живо изложить суть событий, сказать свое самобытное слово.

http://azbyka.ru/fiction/zhizneopisaniya...

По поводу же выяснения причин воззвания трех уважаемых иерархов владыка Кирилл направил протоиерея Порфирия Руфимского в Нижний Новгород, где в то время проживал митрополит Сергий. Но даже узнав, что воззвание действительно подписано самим митрополитом Сергием, владыка Кирилл не изменил своей позиции, отказываясь признать за обновленческим ВЦУ права называться высшей церковной властью, хотя это и грозило неприятностями со стороны светских властей, откровенно поддерживавших ВЦУ. Позже казанский обновленческий журнал «Православный церковный вестник» в своей статье «Обновленческое движение в Казани» писал: «Митрополит Кирилл постоянно повторял фразу: «Пусть мне пришпилят ярлык контрреволюционера, а до тех пор я считаю себя в полной безопасности». Через два месяца, – язвительно комментировали обновленцы, – этот ярлык был пришпилен произведенным следствием» 390 . Почти одновременно с заявлением «трех архиереев» от 16 июня появилось послание митрополита Агафангела (Преображенского) от 18 июня с заявлением о вступлении во временное управление Русской Церковью и указанием на незаконность живоцерковнических административных инициатив. Митрополит Кирилл благословил зачитать это послание по церквам и разослал это послание бывшему своему викарию, а в то время уже епископу Самарскому Анатолию (Грисюку) и епископу Уфимскому Борису (Шипулину), с которым у митрополита Кирилла вплоть до 1937 года оставались добрые отношения. Впоследствии митрополит Кирилл вспоминал об этом послании митрополита Агафангела: «Оценка живоцерковного движения и совершаемого так называемым В.Ц.У. бесчиния церковного была сделана в конце июня месяца особым посланием митрополита Агафангела, объяснявшего всю деятельность В.Ц.У. как узурпацию церковной власти и отклонение от основ православной церковности. В то же время, признавая создавшуюся для него невозможность быть в Москве и во всей полноте осуществлять руководительство церковной жизнию, митрополит Агафангел предоставлял право на местах руководиться в епархиальной жизни патриаршим указом на случай невозможности сношений с церковным центром, то есть управляться на основе канонов и церковной практики каждой епархии автономно, недоуменные же вопросы разрешать по силе возможности путем совещания с ближайшими православными архипастырями. Послание это было прочитано в церквах города Казани и разослано по епархии. Вскоре я получил телеграмму, подписанную Пельдсом о предстоящем мне увольнении на покой. И действительно в канун июля другая телеграмма, подписанная управляющим делами В.Ц.У. Львовым, уведомляла меня о том, что решением В.Ц.У. я освобожден от управления Казанской епархией и уволен на покой. Так как с В.Ц.У. никаких отношений у меня не было и не могло быть, то никакого значения таким телеграммам я, конечно, не придавал и продолжал исполнять свой долг служения в качестве епархиального архиерея» 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К.) было пропущено через Секретный отдел ВЧК 30 епископов. Результаты этого таковы: Епископ Антоний восстановлен против Патриарха и Синода. Епископ Серафим Орловский 65 передвинут на позицию благосклонного отношения к Советам. Епископ Саратовской епархии 66 втянут в работу ЧК. Епископ Варнава (Накропин.— М. К.) втянут в работу ЧК и т. д. Сейчас эта работа на время заброшена. Было бы желательно продолжить ее в том же духе. Но за эту работу не должен взяться ни Наркомпрос и ни Наркомюст. Если этот вопрос и поднимается другими органами Советской власти, то из-за смешения церковных вопросов с вопросами о духовенстве. Этот последний вопрос требует к нему особого отношения. Находится много попов, которые становятся искренними сторонниками Советской власти и даже коммунизма. Но эти последние тогда снимают с себя рясу и порывают с духовенством. К этим последним должно быть уделено особое внимание в смысле предоставления им занятий чем мы ускорим этот желательный процесс. Что же касается лично Владимира и затронутого Анатол[ием] Васил[ьевичем] вопроса, то надо сказать следующее: Владимир Пензенский не только нечистоплотная личность, но и не энергичная. Он, несмотря на нашу помощь, не сумел даже овладеть Пензенской епархией. Он взял себе в голову мысль заделаться Патриархом и засесть в Лавре (Троицк[о-]Серг[иевской]). Для этого он прямо предлагает вмешаться Советской власти 67 . Во-вторых, он не сумел подобрать себе ни одного последователя из епископов. Варнава (Накропин.— М. К.) не с ним. Он чересчур хитер, чтобы рисковать. Антоний (так в тексте, правильно: Антонин.— М. К.) — из ума выходит, болезненный старик, на покое, и тоже не вполне с Владимиром. Их объединяют только общие личные обиды. Так что несмотря о всей нелепости мысли (так в тексте.— М. К.) о “Богоустановленности” Советской власт[и] во всех прочих отношениях комбинация с Владимиром Пензенским никуда не годится. Она уже отжила свой век и принадлежит истории ВЧК. К тому же прежний острый момент “заигрывания” тоже уже минул.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

[Виталий (Устинов), митрополит]. Слово Митрополита Виталия на литургии в день хиротонии Епископа Евтихия//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 1994. — 17 (1518) от 1/14 сентября 1994. С. 7 – 8. Евтихий [(Курочкин)], епископ Ишимский и Сибирский. Выступление//Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 210. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1995. — 22 – 23. С.146 – 147. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1995. — 22 – 23. С.145 – 146. Из жизни епархий//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. — München, 1996. — 1. С. 12 – 13. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1997. — 27. С.78. Анатол i й [Кузнецов], i ерей . Приход в честь Собора Трех Святителей//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 1998. — 9 (1606) от 1/14 мая 1998. С. 13. Из жизни епархии//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. — München, 1996. — 3. С. 15 – 16. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1996. — 25. С.72 – 74. Из жизни епархий//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. — München, 1996. — 5. С. 28. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1997. — 28 – 29. С. 156. «Русский Пастырь» беседует с сельским священником о. Феофаном//Русский Пастырь. — San Francisco, 1996. — 24. С. 59. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 1998. — 9 (1606) от 1/14 мая 1998. С. 2. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1998. — 32. С. 86. Там же. С. 87 – 88. По епархиям Зарубежья//Русский Пастырь. — San Francisco, 1999. — 33 – 34. С. 153. ОБЩАЯ С. 147 – 155. Виталий [(Устинов)], митрополит . Воззвание Русской Зарубежной Церкви в связи с нападением НАТО на Сербию//Uмnepckiй Встникъ. — Québec, 1999. — 47, июль 1999. С. 2.

http://bogoslov.ru/article/6193184

  001     002    003