20.07.2022 #святые во враждебной среде #святые отцы new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × «Кто мой ближний?» — снова и снова задаем мы себе этот вопрос. Особенно он кажется актуальным, когда бывшие братья становятся врагами — и наоборот. Были ли в истории подобные ситуации? И как реагировали на них те церковные служители, которые впоследствии оказались прославлены в лике святых? В VII веке христианский Восток подвергся новому испытанию — нашествию арабов-мусульман. Преподобный Анастасий Синаит — один из тех Святых Отцов , кто не только пережил это социальное стихийное бедствие, но и вербализовал свое переживание в богословских сочинениях. Образ араба в его текстах двоится: это и бедный пастух, живущий рядом с монастырем, и жестокий завоеватель, библейский «бич Божий». Второстепенные, но важные герои Преподобный Анастасий Синаит жил долго (считается, что он родился в начале века, а умер в 701 году). В первой половине VII века он активный церковный полемист, которому не раз приходилось оставлять монастырь Святой великомученицы Екатерины на Синае и путешествовать по всему Плодородному полумесяцу, от Египта до Сирии, споря с еретиками — монофизитами и монофелитами. А во второй половине века преподобный конвертирует полемические наработки в разноформатные богословские трактаты. Впрочем, среди его трудов есть и сугубо аскетические «Вопросы и ответы». Если в «Путеводителе» и прочих полемических текстах в качестве «другого» выступают еретики, которые неправильно трактуют соединение природ во Христе и активность этих природ, то в главном аскетическом тексте прп. Анастасия «другие» — это арабы-мусульмане, с которыми монах впервые познакомился, вероятно, уже в 630-х годах, когда халифат завоевал Синайский полуостров. Под властью «агарян» христианские общины, в том числе монастырь на Синае, сохраняли свободу и обладали известной автономией. Важнейшим проявлением этого было, например, то, что святые места Палестины были доступны христианам для поклонения — более того, мусульмане именно им отдали их в оперативное управление, а не, например, монофизитам. С другой стороны, сам прп. Анастасий пишет и о вопиющих случаях, когда арабы

http://blog.predanie.ru/article/prepodob...

бросали на землю и топтали Святое Тело и Кровь Его, а также мощи святых апостолов и мучеников Его… неправедно терзали многих людей — одних наказывая за их веру, проливая невинную и праведную кровь, других, оскверняя алтари Божии и почитаемые христианами места и побуждая подвижниц, долгое время упражняющихся в девстве, помимо их воли вступать в брак. В любом случае ситуация требовала осмысления: внешняя власть принадлежала нехристианам, носителям иной этнорелигиозной идентичности, «мир» обустраивался по законам, не вполне совпадающим с законами христианского общежития. Именно поэтому, хотя арабы — вовсе не главные герои «Вопросов и ответов», прп. Анастасий о них пишет часто и подробно. Пастухи и завоеватели Надо сказать, что прп. Анастасий называет «сарацинами» или «арабами» две разных реальности: с одной стороны, это жители пустыни, автохтоны Синайского полуострова, вероятно, тождественные бедуинам; с другой— это арабы-завоеватели, последователи Мухаммеда, носители радикальной идеологии и элитарного сознания — именно им принадлежала власть в покоренном огнем и мечом регионе. К первым преподобный присматривается, подмечая в них вещи, которые, как он полагает, свидетельствуют об их хоть и врожденном, но благочестии: Что же касается арабов, то они, придерживаясь более сухой диеты, а также от рождения проводя жизнь на свежем воздухе, в пустыне и сухом климате, не являются столь немощными, и среди них не очень много страдающих подагрой, болезнями ног и беснованием. Это случается, например, с нашими бедуинами арабами, самыми нуждающимися и бедными из окружающих народов, почти не имеющими совсем хлеба, но обладающими преизобильным потомством. Преподобный Анастасий Синаит подчеркивает, что даже вынужденное воздержание приносит пользу организму — какую же пользу принесет сознательное! В многочисленных (часто совершенно сказочных, фантастических историях) о жизни отцов-пустынников, которые приводит преподобный, сарацины «здорового человека» выступают как важные персонажи, которые или рассказывают о подвиге того или иного подвижника, или испытывают на себе его чудесную силу:

http://blog.predanie.ru/article/prepodob...

Епифания, и Римский, под председательством папы Анастасия I. Причем, по сообщению Сульпиция Севера, свидетеля одного из них, наибольшее возмущение участников вызвало как раз учение об апокатастасисе, тогда, " когда епископы читали многие отрывки из его книг... и воспроизвели одно место, в котором утверждалось, что Господь Иисус... муками своими даже прегрешения дьявола искупил. Ибо так это по доброте и милосердию Его присуще, что, если жалкого человека Он преображает, то и падшего ангела тоже освободит " (Сульпиций Север. Хроника//Сочинения. М., 1999. - С. 135-136.). Св. Епифаний, как явствует из его сочинений, также считал мысль о возможности восстановления дьявола одним из главных заблуждений Оригена, так что нет сомнения в том, что идея конечности адских мук была осуждена на всех трех Соборах. Причем - что следует особенно отметить, - в отличие от Констанстинопольского Собора 543 года осуждена она была в своей не метафизической, а нравственной интерпретации. В православной аскетике противодействие распространению идей Оригена встречало не менее широкое сопротивление. Начиная с прп. Пахомия Великого, запрещавшего читать своим ученикам его произведения, до таких знаменитых подвижников-критиков оригенизма, как прп. Варсанофий Великий и Иоанн, прп. Нил Синайский, на Западе - прп. Викентий Лиринский, и кончая прп. Саввой Освященным, при непосредственном участии которого эти споры были завершены постановлением Пятого Вселенского Собора. Этот Собор лишь подтвердил аналогичные решения прежних Поместных Соборов. " После строгого осуждения оригенизма богословской мысли была дана норма, которой она должна была руководствоваться при раскрытии эсхатологических истин. Неудивительно поэтому, что учение о всеобщем апокатастасисе в дальнейшей истории христианской письменности не имело приверженцев и эхатогология получила более или менее облик " (митр. Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. - М., 1999. - С. 649.). " Оптимистическое богословие " Однако спустя долгое время идея всеобщего восстановления вновь пояивилась у ряда православных богословов ХХ века.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Из того, что цитирует прп. Анастасий, виден набор антихристианских аргументов (многобожие, искажение Писания и указание невозможности для Бога родить Сына в физическом смысле) и, в неразрывной с ними связи, набор контраргументов, которые преимущественно и излагает Святой Отец. Следует подчеркнуть, что, как ни мало интересует религия арабов преподобного, во всех местах, где он ссылается на неё, он излагает её положения предельно адекватно - чего, увы, не всегда можно сказать о последующих византийских полемистах. Он не ограничивается лишь цитированием или осмеянием, как, например, мы нередко видим у прп. Иоанна Дамаскина или Арефы Кесарийского. Над этими аргументами видна серьёзная интеллектуальная работа по их осмыслению. И она даёт ощутимые плоды: Так что в содержательной части Синайский Отец наметил те решения спорных пунктов исламо-христианского диалога, которые впоследствии получили развитие в трудах православных полемистов VIII-XIV вв. Наконец, помимо этого, прп. Анастасий фактически был прав в предположении, что большинство арабов слышало о Христе от монофизитов - известных монахов и проповедников из Сирии и других мест, которые путешествовали среди племён Аравии , и предложенная им версия происхождения мусульманских представлений о Христе под влиянием монофизитов гораздо более исторична, чем позднейшие полемические легенды о влиянии монаха-арианина на Мухаммеда. Творения: Библиография: Статья представляет главу из исследования, проводимого по гранту фонда " Русское Православие " . Nau F. Le texte grec des recits du moine Anastase sur les saints peres du Sinai//Oriens Christianus 1902. - Pp. 58-89 для рассказов 1-40 и Nau F. Le texte grec des recit utils a l " ame d " Anastase (le Sinaite)//Oriens Christianus 1903. - Pp. 56-88 для рассказов 42-54. Sakkos S. Peri Anastasion Sinaiton. Thessalonike, 1964. Griffith S.H. Anastasius of Sinai, the Hodegos and the Muslims//The Greek Orthodox Theological Review 1987. - P. 354. Sahas D.J. Anastasius of Sinai on Islam//Contacts between Cultures. Vol. I, 1990. - P. 333.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

От VI-VII вв. в мон-ре сохранилось полтора десятка различных надписей, как правило, на греч. языке, хотя не все они были сделаны греками. Лит. и эпиграфические данные указывают, что большинство синайских монахов происходили из Египта, Палестины и Сирии; лишь изредка среди них встречались уроженцы Армении, Балкан и др. частей христ. мира. Раннеарабский период (640 -1099) - В ходе мусульм. завоеваний 30-х гг. VII в. Синайский п-ов был включен в состав Арабского халифата. Ок. 630 г. правитель Айлы признал власть Мухаммада. В кон. 639 г. через Синай прошла араб. армия, направлявшаяся на завоевание Египта. Под властью халифов христиане сохраняли свободу вероисповедания и внутреннюю автономию при условии соблюдения политической лояльности и выплаты подушной подати, от к-рой, впрочем, были освобождены монахи. Согласно позднейшему преданию, зафиксированному в XVII в. Иерусалимским патриархом Нектарием, синайские старцы еще в 624 г. получили особую грамоту Мухаммада, в к-рой монахам и в целом христианам гарантировался ряд прав и привилегий, в частности неприкосновенность церковных имений и освобождение монастырей от податей. Подлинник грамоты был, как утверждали, взят в К-поль османским султаном Селимом I после завоевания им Египта. Ученые Нового времени отрицают достоверность этого документа (см., напр.: Burckhardt. 1992. P. 546-547). Часовня вмц. Екатерины на горе Св. Екатерины Часовня вмц. Екатерины на горе Св. Екатерины В первые 100-150 лет существования Халифата ближневост. христиане сохраняли прежние формы культуры и социальной организации. Визант. традиция продолжалась в активном церковном строительстве, массовом монашеском движении, грекоязычной письменности и лит. творчестве. Эти процессы наилучшим образом изучены на примере Палестины и Заиорданья, однако есть все основания относить их и к Синайскому п-ову. Самые знаменитые из синайских монахов, во многом повлиявшие на визант. богословие,- прп. Иоанн Лествичник († 649) и прп. Анастасий Синаит († после 701) - жили уже в араб. эпоху. Предания о синайских отцах, современниках прп. Иоанна Лествичника (прп. Георгии Арселаите , Стефане Отшельнике, Иоанне Савваите, игум. Исавре, преемнике Иоанна Лествичника), свидетельствуют о сохранении в неизменном виде ранневизант. монашеской традиции. Синай участвовал в богословских спорах, волновавших христ. мир того времени. На Латеранском Соборе 649 г. среди отлученных сторонников монофелитства фигурирует Фаранский еп. Феодор. Нек-рые исследователи идентифицируют его с писателем Феодором Раифским, учеником прп. Иоанна Дамаскина, выступавшим в защиту иконопочитания.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

Закрыть День памяти Патриарха Пимена Сегодня мы чтим память святого мученика младенца Гавриила Белостокского и вспоминаем князя Д.М.Пожарского, С.А.Маслова, В.М.Скворцова, Ю.А.Васнецова, Д.А.Быстролетова, Л.С.Понтрягина, Е.Ф.Светланова и князя Н.Н.Романова 03.05.2024 61 Время на чтение 14 минут Фото: из открытых источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Феодора Трихины (400). Свтт. Григория (593), Анастасия I Синаита (599) , Патриархов Антиохийских. Прп. Анастасия, игумена Синайской горы (695). Прп. Александра Ошевенского (1479). Мч. младенца Гавриила Белостокского (1690). Свт. Николая, еп. Охридского и Жичского (1956). (Серб.) Кипрской иконы Божией Матери (392). Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского (1937). Святой младенец Гавриил родился 22 марта 1684 г. в семье крестьянина в с. Зверки Белостокского уезда Гродненской губернии. 11 апреля 1690 г., когда шестилетний ребенок остался в доме один, в дом забрался иудей, выкрал его и увез в Белый Сток, где младенца предали мучению. Ему проткнули бок для выпускания крови, затем младенец-мученик был распят на кресте. 20 апреля, в праздник святой Пасхи иудеи подбросили его бездыханное тело на опушку леса вблизи с. Зверки. Над истерзанным телом младенца кружило воронье, но нашедшие тело мученика собаки не только не растерзали его, но напротив оберегали от птиц. Во время следствия выяснились обстоятельства ритуального убийства, которое совершили иудеи, они были найдены и наказаны. Его начали почитать сразу после мученической кончины, а в 1720 г. тело младенца Гавриила обнаружили нетленным, почитание мученика усилилось. 9 мая 1755 г. ввиду напряженной обстановки на Западной Руси св. мощи мученика были перенесены в Свято-Троицкий монастырь в г. Слуцк Минской губернии. В 1820 г. мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Российской Православной Церковью. В 1915 г. ввиду опасности германской оккупации св. мощи были эвакуированы в Москву , где почивали в соборе Покрова на Рву (Василия Блаженного), настоятелем которого был один из лидеров монархического движения сщмч. протоиерей Иоанн Восторгов. Праздничная служба, которую совершил настоятель 20 апреля 1918 г., и проповедь в память «от жидов умученного» младенца Гавриила стали поводом к преследованию о. Иоанна «за антисемитскую пропаганду». 2 июня он был арестован, а 5 сентября расстрелян вместе с группой выдающихся деятелей Царской России.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/03/de...

Разделы портала «Азбука веры» сайт о саде и огороде Сорняки, вредители и болезни растений Бактериальные и вирусные болезни растений Кроме неинфекционных и грибковых болезней, растения поражаются также болезнями, вызываемыми бактериями и вирусами. Расскажем о наиболее распространённых из них. Грибковые болезни растений: профилактика и лечение Грибковые, бактериальные и инфекционные болезни растений гораздо опаснее и многочисленнее неинфекционных. Они весьма быстро распространяются и очень трудно лечатся. В этой статье расскажем о грибковых болезнях. Сорняки и общие приёмы борьбы с ними Не всем растениям человек рад в равной степени. Давними врагами наиболее полезных людям растений – сельскохозяйственных культур — является многочисленные и разнообразные сорняки, о которых речь пойдёт ниже. Вредители семечковых и косточковых культур Почему насекомые-вредители нападают на культурные растения? Потому же что и мы: ведь плоды (и не только плоды) культурных растений гораздо сочнее и вкуснее своих диких родственников. Расскажем о вредителях семечковых и косточковых культур. Способы борьбы с насекомыми-вредителями Огромный ущерб саду и огороду наносят разнообразные вредители, способные уничтожить до 20–25 % урожая. Больше всего вредителей принадлежит к типу членистоногих. Это насекомые, паукообразные, ракообразные, многоножки. Поговорим о борьбе с ними. Пятница, 3 мая 2024 г. (20 апреля ст.ст.) Страстная седмица Глас 6, Великий пост. Воздержание от пищи Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа . прп. Феодора Трихины. прп. Александра Ошевенскаго, игумена (1479). мч. младенца Гавриила Белостокского (1690). свтт. Григория (593) и Анастасия I Синаита (599), патриархов Антиохийских. прп. Анастасия, игумена Синайской горы (685). свт. Николая (Велимировича), епископа Охридского и Жичского (1956) (Серб.). свт. Феодосия (Ганицкого), исп., епископа Коломенского (1937). иконы Богородицы Кипрская (392). Популярное Сейчас в разделе 30  чел. Всего просмотров 641 тыс. Всего записей 400 ©2024 Азбука садовода к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/garden/1/sornyaki-vredi...

Разделы портала «Азбука веры» молимся вместе Чтение Псалтири в группе На приходах существует также практика чтения Псалтири группой. В идеале группа должна состоять из 20 человек по числу кафизм. В этом случае группа прочитывает ежедневно весь Псалтирь. Однако, группа может состоять и из меньшего количества людей. 10 человек прочтут Псалтирь за 2 дня, четверо — за 5 дней, вдвоем — за 10 дней. Но на мой взгляд это абсолютно непринципиально количество людей в группе. Гораздо важнее, что каждый человек регулярно перечитывает всю Псалтирь. При чтении Псалтири в группе Помянники участников объединяются при этом молитвы о ваших близких многократно преумножаются. На первой Славе объединяются имена из списков «О здравии» каждого участника. На второй Славе молятся о здравии известных группе людей. Это могут быть: священноначалие, благодетели, требующие особой молитвенной помощи прихожане и т.п.). На третье Славе объединяются имена из списков «О упокоении» каждого участника. Важно, чтобы  люди в группе знали друг друга: и ответственность повышается (как это я не помолюсь о моих братьях, они же молятся?), и поддержка есть (заболел, умер близкий человек). Совместная молитва сближает. Был случай, я в реанимации после операции лежал, уговорил врача против правил Псалтирь принести, помолился — сразу полегчало. Чувствовал что и обо мне двадцать человек сугубо молятся. Если Вы приняли решение читать Псалтирь в группе, Вам необходимо указать, полученный от организатора ID rpynnы и сообщить ему Ваш личный ID. Организатор присвоит Вам порядковый номер в группе, по которому будет определяться какую кафизму Вы читаете в текущий день. После этого можно приступать к чтению Псалтири в группе. Увидеть состав группы и график чтения кафизм можно нажав кнопку «О группе». В режиме участия в группе самостоятельно изменить порядок чтения кафизм Вы не можете и кнопка «Начать сегодня» недоступна. Правила организации группы для совместного чтения Псалтири читайте здесь . Рекомендуемые статьи 19 комментариев Пятница, 3 мая 2024 г. (20 апреля ст.ст.) Страстная седмица Глас 6, Великий пост. Воздержание от пищи Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа . прп. Феодора Трихины. прп. Александра Ошевенскаго, игумена (1479). мч. младенца Гавриила Белостокского (1690). свтт. Григория (593) и Анастасия I Синаита (599), патриархов Антиохийских. прп. Анастасия, игумена Синайской горы (685). свт. Николая (Велимировича), епископа Охридского и Жичского (1956) (Серб.). свт. Феодосия (Ганицкого), исп., епископа Коломенского (1937). иконы Богородицы Кипрская (392). Сейчас в разделе 57  чел. Всего просмотров 4.4 млн. ©2024 Читаем Псалтирь к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/psalms/chtenie-psaltiri...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Тропарь, глас 4 Аудио: Времена и лета достопамятных деяний,/подвиги и труды Богоносных отец,/Несторе премудре, написуя,/любовию возгорелся еси последовати стопам первоначальных,/с нимиже не престай молитися Христу Богу,//спастися душам нашим. Перевод: Времена и годы достойных памяти деяний, подвиги и труды Богоносных отцов, Нестор премудрый, описывая, любовью возгорелся ты последовать по стопам этих святых, с ними же не переставай молиться Христу Богу о спасении душ наших. Кондак, глас 2 Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик/и истинный жития того подражатель,/первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси,/яже с прочиими святолепно пренес,/наследил еси с темиже Царство Небесное,//еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися. Перевод: Как ученик Богоносного Феодосия и истинный подражатель его жизни, ты удостоился быть первым очевидцем его почитаемых мощей, которые вместе с другими достойно их святости перенес, ты наследовал вместе с ними Царство Небесное, получить которое и нам, почитающим тебя, Господу молись. Молитва О, преподобне отче, премудре наставниче и Боголюбезне подвижниче Несторе Летописче! Предстояй со дерзновением престолу Вечныя Славы, не забуди нас грешных и недостойных, бурями страстей отягченных, и ходатайством твоим непрестанным защити страну нашу, тебе присную, и соотчии твоя от всяких зол и скорбей. Утверди сердца наша в православней вере, отечество свое научи любити и в братолюбии крепце пребывати. Настави нас на стези спасения, да молитвами твоими, заступниче наш, внидем в вечное Царство славы, восхваляюще Господа и прославляюще твое заступление во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы Пятница, 3 мая 2024 г. (20 апреля ст.ст.) Страстная седмица Глас 6, Великий пост. Воздержание от пищи Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа . прп. Феодора Трихины. прп. Александра Ошевенскаго, игумена (1479). мч. младенца Гавриила Белостокского (1690). свтт. Григория (593) и Анастасия I Синаита (599), патриархов Антиохийских. прп. Анастасия, игумена Синайской горы (685). свт. Николая (Велимировича), епископа Охридского и Жичского (1956) (Серб.). свт. Феодосия (Ганицкого), исп., епископа Коломенского (1937). иконы Богородицы Кипрская (392). Самое популярное Сейчас в разделе 6716  чел. Всего просмотров 290 млн. Всего записей 1878 ©2024 Молитвослов к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-pre...

О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Митрофане! Приими сие малое моление от нас грешных, к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да призрев на ны милостивно, подаст нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем, и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь. Личное прошение О, архиерею Божий, святителю Христов Митрофане, услыши мя, грешнаго (имя) , в час сей, в оньже тебе моление приношу, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, да отпустит грехи моя и подаст (содержание прошения) молитвами, святе, твоими. Дни памяти 7/20 августа, 23 ноября/6 декабря Свт. Митрофан был известен всей России подвижнической жизнью и делами милосердия. Его архиерейский дом одновременно служил странноприимицей, приютом для неимущих, убогих, сирот, училищем для детей из бедных семей. Царь Петр очень почитал святителя и часто прибегал к его мудрым советам. Свт. Митрофану молятся о помощи в различных житейских затруднениях, о даровании христианского милосердия, о добром нраве властей и правителей. Минея. 23-е ноября. Рекомендуем молитвы 1 Комментарий Пятница, 3 мая 2024 г. (20 апреля ст.ст.) Страстная седмица Глас 6, Великий пост. Воздержание от пищи Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа . прп. Феодора Трихины. прп. Александра Ошевенскаго, игумена (1479). мч. младенца Гавриила Белостокского (1690). свтт. Григория (593) и Анастасия I Синаита (599), патриархов Антиохийских. прп. Анастасия, игумена Синайской горы (685). свт. Николая (Велимировича), епископа Охридского и Жичского (1956) (Серб.).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-svy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010