Беседы с собственным сердцем (размышления и заметки). Ч. 1 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга митрополита Анастасия (Грибановского) " Беседы с собственным сердцем " . Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывком из этой книги. Размышляю о днях древних, о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает… Пс 76, 6–7 О Божественный дар слова — дар повелевать, увлекать, вязать и решить! В нем Творец как бы уступил человеку часть Своего всемогущества. Слово есть не только символ мысли, это — живое откровение нашего духа, воплощение разума, плоть и кровь чувства, дыхание воли. В недрах его, как в семени, таится залог жизни, и если малое зерно носит в себе силу, способную разрывать скалы, то и живое вдохновенное слово может двигать горами. Когда последнее, подобно раскаленному углю, исходит из горнила человеческого духа, оно захватывает и воспламеняет тысячи людей, повелевает даже неразумным животным, везде являя свое неотразимое действие. Созданный некогда всемогущим Божественным словом, мир до сих пор трепещет от огненного глагола истины, чувствуя в нем отблеск той же вечной творческой силы. Когда святой апостол Павел говорит, что Царствие Божие не в словеси, а в силе (см.: 1, Кор 4, 20), этим не уничтожается значение слова, ибо последнее само становится орудием силы, когда вдохновляется свыше и «рождается подлинно из пламя и света». Ни с чем не сравнимо слово Самого воплощенного Слова Христа, Который говорил, как «власть имеющий». Силою многою вещали уста пророков и апостолов, помазанные свыше. «Вот, Я вложу в уста твои слова Мои, как огонь, — говорит Господь Иеремии, — и народ сей будет, как дрова, которые он пожрет» (см.: Иер 5, 14). «Дух, идеже хощет, дышет» (Ин 3, 8). «Я был пастух и собирал сикоморы, — вещает о себе пророк Амос. — Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю»» (Ам 7, 14–15). И он пошел — этот пастырь бессловесного стада, и стал глаголом жечь сердца людей.

http://pravoslavie.ru/2846.html

Благоволи воззреть на сие милостивым и светлым оком и прими, как Ты сподобил принять дары отрока Твоего праведного Авеля и жертву патриарха нашего Авраама, и то, что принес Тебе первосвященник Твой Мелхиседек, святое жертвоприношение, непорочную жертву. Усердно просим Тебя, всемогущий Боже, повели, да будет принесено сие руками Ангела Твоего на горний жертвенник Твой перед лице божественного величества Твоего, дабы всякий раз, когда мы будем принимать от этого жертвенного причастия святейшее Тело † и Кровь † Сына Твоего, мы исполнялись всякого небесного благословения и благодати, через Христа Господа нашего. 1504 Еще помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих NN (illorum et illarum, таких-то), которые с знамением веры предварили нас и спят сном мира. Молим (Тебя), Господи 1505 , даруй им и всем покоящимся во Христе место прохлады, света и мира, через Христа Господа нашего 1506 . И нам, грешным рабам Твоим, надеющимся на множество милости Твоей, благоволи даровать некоторую часть и общение с Твоими святыми Апостолами и мучениками – с Иоанном, Стефаном, Матфием, Варнавой, Игнатием, Александром, Марцеллином, Петром, Фелицитатой, Перпетуей, Агатой, Луцией, Агнесой, Цецилией, Анастасией; и со всеми святыми Твоими, общение с которыми, просим (Тебя), даруй нам не как воздаяние за заслуги наши, но как милость Твою, через Христа Господа нашего, – Через Которого Ты, Господи, всегда творишь все эти блага, освящаешь †, животворишь †, благословляешь † и подаешь нам. Через † Него и с † Ним и в † Нем Тебе, Богу Отцу всемогущему, в единстве Святого Духа, всякая честь и слава во все веки веков. Аминь. Помолимся. Спасительными заповедями наученные и божественным наставлением руководимые, мы дерзаем говорить: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение 1507 , но избавь нас от лукавого. Избавь нас, просим (Тебя), Господи, от всех зол прошедших, настоящих и будущих, и по ходатайству блаженной и славной Приснодевы Богородицы Марии и блаженных Апостолов Твоих Петра и Павла и Андрея...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Благословен Бог мой и благословенно славное имя Его ныне и вовеки, аминь! С того времени сошла на Нифонта благодать Божия, ибо прошли уже четыре года испытания его; после сего у него всегда было веселое и светлое лицо, так что некоторые недоумевали и говорили: – Что это значит, столько лет он ходил угрюмый, а теперь радуется и весел? У святого же явилось мужество против бесов, насмехаясь над ними, он говорил: – Где те, кто утверждали, что нет Бога? И побеждал их постоянною молитвою. Размышляя о своих прежних грехах, он сказал себе: – Пойдем, грешный Нифонт, в церковь , исповедуем грехи наши Господу, там ожидает нас Отец щедрый. И пошел он в церковь . Подойдя к церковным дверям, Нифонт поднял руки кверху и с горьким стенанием воскликнул: – Приими, Господи Иисусе Христе, Боже Мой, меня, умершего душою и умом. Приими сквернослова и грешника, оскверненного душою и телом, и не отврати Лица Твоего, не говори, Владыко: не знаю, кто ты, но вонми гласу моления моего и спаси меня, ибо Ты не хочешь смерти грешников, и я не отступлю от Тебя, пока Ты не услышишь меня и не дашь прощения моим согрешениям. Во время этой молитвы, вдруг послышался сильный шум с неба, и святой в восторге увидел лицо светлого мужа, явившееся в облаке, и были видны протянутые руки, которыми он обнял блаженного, как некогда отец блудного сына ( Лк. 15:20 ), и целовал его в шею, говоря: – Хорошо ты сделал, что пришел сюда, скорбящее чадо Мое! Много Я печалился и тужил о тебе, как горело Мое сердце ожиданием, когда ты обратишься ко Мне, вечером ли, утром ли; теперь Я радуюсь, теперь веселюсь, видя, что ты обратился ко Мне всем сердцем. Это рассказал впоследствии Нифонт своему ученику, и при этом сильно плакал. После сего, когда он молился опять, явился ангел Божий с чашею, полною мира, которое он возлил на главу его, и наполнилось благоуханием то место, также, когда он бил себя по телу, причиняя себе раны, ангел сошел и кадил вокруг него, распространяя в том месте благоухание. Настолько просветились духовные очи у блаженного Нифонта, что он знал тайну сердец человеческих, он беседовал с ангелами явно, как с друзьями, и явно видел бесов. Однажды на пути из церкви святой Анастасии в свою хижину, он увидел у ворот дома одной блудницы ангела в виде юноши, горько плачущего, и спросил его о причине слез. Тот отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Бог Сын, как кокош, собирающий под Свои крылья расточенных чад, изводит из воды крещения Своих птенцов — святых мучеников, Сам первее всех отдавая на раны Свою плоть, крещенную в воде, Сам прежде всего полагая за нас на кресте Свою жизнь, дабы и мы были готовы умереть за Него. Припомним здесь слова апостола: «мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (Рим. 6:3). Это значит почти то же, как если бы апостол сказал: всякий, крестившийся во Христа, должен за Него умереть, должен «быть соединен с Ним подобием смерти Его» (Рим. 6:5). А кто так крестился в смерть Его, как не святые мученики, говорящие: «за Тебя умерщвляют нас всякий день» (Пс. 43:23)? Кто другой был так «соединен с Ним подобием смерти Его» (Рим. 6:5), на которую Он «как овца, веден был Он на заклание» (Ис. 53:7), как не святые мученики, говорящие: «считают нас за овец, обреченных на заклание» (Пс. 43:23). Оттого-то им поется: «проповедавши агнца Божиего, будьте обречены на заклание, как агнцы». [ 3 ] В смерти его крестились святые сорок девять мучеников, которые, будучи ввергнуты со святым Каллистратом в озеро, «соединены с Ним подобием смерти Его»  [ 4 ], а также десять тысяч мучеников которые со святым Ромилом в один день были распяты в Армянской пустыне [ 5 ]. Да и все святые страстотерпцы, пролившие за Христа кровь свою, приближались «к подобием смерти Его» , как крестившиеся в смерть Его. Еще в воде крещения своего они были уже предопределены к венцу мученическому. Обыкновенный кокош имеет обычай выбирать в пищу лучшие зерна и, находя таковые, созывает к себе своих птенцов. Приняв за верное, что все добродетели суть пища духовная, всякий должен сознаться, что нет лучшего зерна, или нет высшей добродетели, чем любовь: «но любовь больше всех» (1 Кор. 13:13), — и именно такая любовь, которая полагает за любимого душу свою: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15:13). Это зерно любви нашел и указал птенцам Своим духовная кокош — Христос Господь, положив душу Свою за друзей: «вы , — сказал Он апостолам, — друзья Мои» (Иоан. 15:14). К этому зерну стекались призванные птенцы — святые мученики и начали, побуждаемые любовью, полагать души свои за Господа, как вещает к Господу одна мученица: «Тебя, жених мой, люблю и за Тебя приму страдания». [ 6 ] Откуда же были призваны эти духовные птенцы к зерну любви? Не от воды ли крещения, в которой они в смерть его крестились? Послушаем святого Анастасия Синаита [ 7 ], который о благоразумном разбойнике, для коего вода, истекшая из ребер Христовых, стала водою крещения, говорит: «к оным птицам (т. е. к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц святой разбойник, воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем — Христом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Богу угодны наши молитвы о прощении грехов. Это очевидно из притчи о мытаре и фарисее. Мытарь просил только помиловать его («ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!», Лк.18:13 ) и ушел оправданным. Часто ли мы размышляем, сколько милосердия содержится в словах Господа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф.7:7–8 ). Зная, как часто люди страдают маловерием, Спаситель побуждает нас к настойчивости примером вдовы, которая неотступно просила бессердечного судью. Господь заповедал нам: «должно всегда молиться и не унывать Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» ( Лк.18:7–8 ). О крещении беременных иеромонах Адриан (Пашин), насельник Сретенского монастыря Уважаемая Анастасия! Никаких препятствий для крещения беременной женщины нет. Естественно, что после рождения необходимо крестить и ребенка. Для Вас может быть интересной книга «Первые шаги в храме», электронная версия которой в скором времени будет опубликована на нашем сайте. Каково значение шестопсалмия? иеромонах Иов (Гумеров) Богослужение утрени посвящено молитвенному воспоминанию основных новозаветных событий. Время шестпсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той Вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому шестпсалмие (греч. ексопсалмос) предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» ( Лк. 2:14 . В состав шестпсалмия входят псалмы, равномерно взятые из всех частей Псалтири (3, 37, 62, 87, 102 и 142). «Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую ( Пс.3:8; 62:6 ) от увеличения преследований (пс.3:2–3; 37:7–8; 87:4–5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс.102)» ( М.Скабалланович .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В главе о храме (наука о богослужении) надо написать нравоучительно, как должен христиан смотреть на себя, на душу и тело. – Как на храм Божий: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?.. Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа ( 1Кор. 3, 16; 6, 19 ). О Церкви: вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом [ 2Кор. 6, 16 ]. О иконах святых, или образах. Как должен смотреть на себя христианин? – Как на живой образ Божий и изображать в себе божественные добродетели и совершенства: благость, кротость, незлобие, правду, милосердие, долготерпение, щедроты. Благодарю Господа, даровавшего мне совершить святую литургию и причаститься ко оживлению Святых Таин. Благодарю Господа, явившего мне помощь Свою в гимназии, когда я вознегодовал на невежественного учителя Удальцова и, смутившись и уязвившись, воззвал к Тебе (в четвертом классе) с верою совершенною в покаянии. Отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк. 23, 34 ). Благодарю Господа за совершение мною литургии; враг смущал, теснил из-за голоса дьячка Зрелова, казавшегося грубым и напряженным. Причастился ко оживотворению, к миру, к чуду. Слава Господу! Ездил за город на могилу к Анастасии Михайловне, духовной дочери (Морозовой). Благодарю Господа, пременившего по усердной молитве моей злобу, неприязнь к домашним во благость и смерть мою душевную потребившего. Во время дороги в гимназию. Благодарю Господа, пременившего нечистоту плотскую, сердечную на святыню в четвертом классе гимназии. Господь оправдывает мои намерения: подвал приюта наполнен теперь погорельцами. Господь поверг на землю слова прекословия Филиппа Степанова, в гордости и самомнении своем не дававшего нам, церковным попечителям, поместить ремесленную школу. А какое там помещение хорошее!!! Велик Господь, разрушающий противные намерения и действия! Господи! Весь предаюсь Тебе и предаю Тебе сына моего Филиппа, – ничего не хочу иметь против него, только защити меня, Господи, против него и против злых духов, вооружающих меня против него и смущающих меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В наших отношениях со Святейшим Патриархом Варфоломеем, равно как и с другими Предстоятелями братских Православных Церквей, мы исходим из того, что Церковь Христова едина, и поэтому нашей ответственностью является сохранение и упрочение всеправославной общности. Мы должны единым сердцем и едиными устами свидетельствовать о Православии перед лицом современного мира, которому пытаются навязать радикальную секуляризацию. — В другой стране, Албании, православные, по признанию бывшего президента этой страны Бериша, сделанному мне в ходе недавнего интервью, терпят утеснения. Несмотря на это, Блаженнейший Архиепископ Анастасий возводит храмы, выделяет средства на общественно значимые программы, причем помогает не только православным людям. Что Вы можете сказать о Блаженнейшем Анастасии? — Блаженнейший Архиепископ Анастасий — мудрый пастырь, опытный миссионер и эрудированный богослов. Эти качества помогают ему в нелегком служении Предстоятеля Албанской Православной Церкви. Как опытный миссионер Блаженнейший Анастасий понимает, что самая действенная проповедь — это свидетельство о Христе служением ближним. Активная социальная деятельность Албанской Православной Церкви является исполнением заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Мы молимся о возрождающейся Албанской Церкви, сочувствуем ее скорбям, чувствуем общность с ее судьбой. Ведь в нашей стране православные христиане также пережили суровые гонения в прежние десятилетия. — В заключение хотел бы попросить Ваше Святейшество обратиться к православным верующим Греции и всего мира, а также сказать Ваше слово всем людям, вне зависимости от их вероисповедания. — Призываю православных христиан Греции и всего мира хранить сокровище отеческой веры — наше главное и неиссякающее богатство, над которым не властны ни время, ни обстоятельства истории и политики, ни превратности жизни. Нам доверена Богом величайшая святыня — Церковь Христова, ковчег Спасения. Пусть ничто не поколеблет ее единства. «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12, 28). Будем свидетельствовать своей верой и своей жизнью о Господе нашем Иисусе Христе перед миром, в котором многим хотелось бы забыть Его, изгнать памятование о Нем из своей жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/9986.html

+++ В Невском благочинии чтения состоялись 26 ноября. В подростковом центре " Невский " собралось более 90 человек. " Двадцать лет назад еще была передача живого опыта, история была живой, а сейчас мы уже говорим о наследии, - отметил благочинный протоиерей Алексий Скляров . - Мы уже не имеем возможности общаться с этими людьми или почти не имеем, история ускользает от нас, но важно сохранить духовный опыт людей, которые приближали День Победы " .   Сотрудник епархиального ОВЦО , помощник благочинного Невского округа по религиозному образованию и катехизации Ольга Гладкая в докладе " Великая Победа: как сохранить наследие и уберечь наследников " отметила, что учителям необходимо приложить усилия, чтобы дети приобщались к истории, узнавали подлинную, а не искаженную ее версию. История активно переписывается. Если детям не рассказывать о событиях тех лет, в скором времени они уже не будут знать, кто же победил в Великой Отечественной войне.  Также выступили духовенство, методист Невского благочиния Анастасия Кузнецова, заведующая методическим отделом " Правобережного дома детского творчества " Любовь Тимофеева, учитель 345-й школы Лариса Михайлова. Особый интерес вызвало выступление учеников 329-го лицея с проектом " Лента памяти " .  +++ Районный этап Рождественских чтений " Великая Победа: наследие и наследники " Красносельского округа состоялся 22 ноября в комплексе " Россия - Моя история " . Встреча была организована совместно с районным отделом образования и ИМЦ. С приветствием к участникам обратились заместитель главы администрации Елена Гавриленко, директор ИМЦ Татьяна Сенкевич, благочинный протоиерей Михаил Подолей , начальник отдела научно-просветительской деятельности Музейно-выставочного центра Оксана Хухрина. " Война - это проявление духовных болезней человечества, как свидетельствует Евангелие, - сказал отец Михаил. - " Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней " (Мф. 24:6-8). В ближайшем историческом смысле здесь говорится о военных действиях римлян в окрестностях Иерусалима, но это относится вообще к духовным болезням рода человеческого. Благодаря мужеству, самоотдаче и вере людей мы унаследовали свободу, независимость, возможность жить и творить, продолжая славную историю Отечества. Но все это будет созидательным только тогда, когда мы сможем, пользуясь великими дарами, жить по заповедям Божиим " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В психологии считается, что любовь к другому возможна как отвод части любви от самого себя. Это этап взросления. И обратите внимание: этап, когда человек учится любить другого в развитии, наступает после этапа любви к себе. То есть если мы не научились правильному отношению к себе, к своим слабостям и «инвалидностям», то и не научимся быть внимательными с ближними. Попробуйте ласково ответить родным людям на их просьбу, когда вы сами переживаете состояние раздражения и недовольства собой. Также инвалид разрушает защитные грандиозные фантазии о человеке и человечестве. Чем более нарциссичен человек, тем тяжелее принять другого с ограниченными возможностями. В книге Исаии написано (14, 12-14): «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Можно сказать, что эти «облачные высоты» есть в головах каждого из нас. И живем мы на них в зените своих героических подвигов и великих свершений. И пусть мы не дерзаем мнить себя подобными Всевышнему, но лучше прочих человецев каждый из нас – хоть иногда – да себя представляет. Мудрее, талантливее, красноречивее, организованнее, сладкопевчее, энергичнее, здоровее, активнее. Таким образом, мы можем говорить о том, что гордостью являются наши настойчивые попытки воплотить в жизнь невоплощаемые образы себя, идеи и планы, которые восхищают и приводят нас в умиление. А встреча с инвалидом как бы намекает нам, но очень настойчиво, что не все так безупречно в этом мире и в нас. И так хочется закрыться от этого знания, что всегда быть на вершине своих возможностей не получится. «Как это? Ведь я вчера прошел тренинг по целеполаганию. Я теперь самый настойчивый, можно сказать, непревзойденно активный и целеустремленный человек. У меня не должно быть никаких проблем». Анастасия Бондарук Если вы не остались равнодушными к этой истории, вы можете помочь Насте Ореховой начать ходить! –   сбор ФОНДА ПРАВМИРА . Читайте также:

http://pravmir.ru/vstrecha-s-invalidom-n...

В самом деле: Литургия (после возгласа «Щедротами Единороднаго Твоего Сына») «Мир всем». «Возлюбим друт друга, да единомыслием исповемы». (Исповедание веры. «Станем добре, станем со страхом…». «Милость мира, жертву хваления») «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». 2 Кор. XIII. ст. 11. «будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами». ст. 12. «Приветствуйте друг друга лобзанием святым.». ст. 11. «…будьте единомысленны» (по-гречески буквально: «мудрствуйте то же или так же» «τ ατ φρονετε,» что может значить: будьте единомысленны «ν μονοια»). ст. 13. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь».   Не заканчивал ли апостол Павел свое послание к Коринфянам целым евхаристическим отрывком? Певцы: «Имамы ко Господу». Певцы: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Священник читает молитву praefatio. Возглас «Горé имеим сердца» — один из древнейших литургических возгласов. Эфиопские церковные постановления предписывают эти слова в том случае, когда вечернее собрание при внесении светильника переходит в евхаристическое собрание; если же не бывает приношения, то и слова эти не должны быть произносимы. Эти же слова находим и в Веронском фрагменте; их упоминает и святой Киприан Карфагенский («О молитве Господней»), не говоря уже о том, что они встречаются у всех последующих писателей: святого Кирилла Иерусалимского, Златоуста, Анастасия Синаита и др. Эти слова, по предписанию иерусалимского служебника, надо произносить с воздетыми руками. Наш служебник этого не указывает, но почти повсеместная практика узаконила это. Некоторые иереи после слов «Благодать Господа нашего…» остаются обращенными лицом к народу и слова «Горé имеим сердца» произносят также лицом на запад. Настольная книга [ 347 ] не одобряет этого новшества. При произнесении возгласа «Благодать Господа нашего…» священник осеняет народ крестным знамением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010