3. Но тот, горделивым духом отказавшись от покаяния, лишился не только будущего, но и здешнего спасения и неким женским страхом сложил с себя царство, которое злым образом захватил, так что объявлял себя не императором, а попечителем государства. 20 .1. По смерти же Юстины некий гаруспик 22 Иннокентий по имени, но не по делам 23 , когда его пытал судья по делу о колдовстве, начал признаваться не в том, о чем его допрашивали; ибо он кричал, что большие муки испытывает от ангела, который охраняет Амвросия, потому что во времена Юстины ради возбуждения народной ненависти к епископу он, восходя посреди ночи на вершину церковной кровли, приносил там жертвы. 2. Но чем настойчивее и тщательнее он совершал злые дела, тем больше укреплялась любовь народа к кафолической вере и Господню святителю. 3. Он признавался, что посылал и бесов, чтобы те его умертвили; но бесы отказывались, [говоря], что не только к епископу никак не могут приблизиться, но даже к дверям дома, где тот жил, потому что все то здание ограждал неодолимый огонь, который жег их даже издалека; и что так иссякло его искусство, которым он считал, будто может что-то сделать против святителя Господня. 4. А другой с мечом дошел до самой спальни, чтобы убить святителя; но как только он поднял руку с обнаженным мечом, так и остался с застывшей в воздухе воздетой десницей. Тогда, после того как он признался, что был послан Юстиной, рука, которая застыла, когда он ее неправедно простер, была исцелена признанием. 21 . 1. В это же время, когда светлейший муж Проб направил к епископу своего слугу нотария 24 , которого тяжко удручал нечистый дух, как только тот вышел из Города, дьявол оставил его, боясь быть приведенным к святому мужу. 2. И таким образом, пока слуга был в Медиолане с епископом, в нем не являлось никакого диявольского господства, но когда он вышел из Медиолана и подошел близко к Городу, тот же дух, что владел им раньше, начал удручать его. 3. Когда же его спросили экзорцисты, почему тот не являлся в нем, пока он был в Медиолане, дьявол признался, что боялся Амвросия, и поэтому на время отступил и ожидал в том месте, где вышел из него, пока он вернется, а при его возвращении вновь вошел в покинутый им сосуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Амвросий). Богу угоднее и приятнее то, что делается за послушание и по благословению, нежели то, что делается по своей воле и по своему разуму, как Сам Господь чрез Апостола говорит: «кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор. 9, 6). И паки в Евангелии глаголет: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ср.: Ин. 6, 38). И «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (т. е. своих хотений и разумений), и возьми крест свой» (Мк.8, 34), т. е да решится переносить скорби, случающиеся на пути послушания, и таким образом да последует Мне (Ин. 12, 26) исполнением и других Евангельских заповедей (преп. Амвросий). Апостол, как основание спасения и как главную потребность, выставляет добродетель смирения и послушания, глаголя так: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2, 5-6, 8). Ежели воплотившийся нашего ради спасения Сын Божий имел крайнее смирение и послушание до смерти, то кольми паче нам, непотребным и грешным рабам Его, хо­тящим наследовать спасение, всячески должно заботиться о сих главных добродетелях, т. е. о смирении и послушании, где нет нарушения какой-либо заповеди Божией (преп. Амвросий). Святой Лествичник говорит: послушник, то есть послушник истинный, не рассуждает ни о благих, ни о мнимых злых. А я желал бы, чтобы ты была послушница истинная. Смысл и понятие у тебя есть, да смирения у тебя недостает: все охотница ты вперед забегать. От этого ты сама путаешься и других путаешь, сама скорбишь и других оскорбляешь. Если ты умнее сестры, то умей разумно и вовремя примолчать, кольми паче не ходить туда где бестолково и зловредно толкуют. Если придакнешь и согласишься, то после придется со стыдом расплачиваться за такое человекоугодие. Прочти со вниманием 4-ю Степень «Лествицы» и попроси у матерей почитать в 1-й части «Добротолюбия» Симеона Нового Богослова главы деятельные. Там ты увидишь свою ошибку, увидишь и то, чего должно держаться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Амвросий Медиоланский пишет: «А что Дух – вершитель Божественного изволения, можно также узнать из следующего. Ведь когда выше мы показали, что Святой Дух – совершитель таинства крещения и прочли, что крещение происходит по замыслу Божию, как написано: а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него ( Лк.7:30 ), – то определенно прояснено, что как невозможно крещение без Духа, так же без Духа невозможен и суд Божий. И чтобы еще в большей степени постичь, что Дух есть мощь, нам надлежит знать, что Его [сошествие] было обещано, когда Господь сказал: излию от Духа Моего на всякую плоть ( Иоил.2:28 ). Стало быть, Тот, Кто был нам обещан, есть мощь, как и в Евангелии Сын Божий объявил: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе облечётесь силою свыше ( Лк.24:49 )» 98 . Итак, Дух Святой действовал через Моисея как Дух суда Божьего, потому что те пророчества, которые в Духе Святом изрекались, были пророчествами о судах, о казнях. Фульгенций Руспийский, живший до VIII века, так истолковал слова святителя Амвросия Медиоланского : «Блаженный Амвросий в первой книге сочинения о Святом Духе среди прочего приводит такое утверждение [пророка Иоиля]: излию от Духа Моего ( Иоил.2:28 ). Не Духа, по его словам, но – от Духа, ибо мы не можем обрести полноту Святого Духа, но столько получаем, сколько наш Судия по Своей воле от Себя уделяет. Стало быть, святой Амвросий, указывая, что мы принимаем не полноту Духа, но от полноты Его, немного позже, чтобы показать, что Христос стяжал полноту Духа, говорит так: «Отец говорит, что излиет от Духа Святого на всякую плоть. Ибо не всего [Духа Святого] излил, но того, чего излил, всем было достаточно»» 99 . То есть Дух Святой изливается в полноте в том смысле, что каждый пророк Бога получал Духа Святого в достаточном для него виде, в той достаточной полноте, которая была необходима, чтобы он эффективно совершил свое служение перед Богом. И эти два Божиих пророка, Моисей и Аарон, очень эффективно в Духе Святом совершали свое служение, служение суда над богами Египта, поражая язычество и идолопоклонство в этой стране, в этом оккультном государстве! Ибо Древний Египет – это была оккультная тирания, бесовское порабощение верующих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Амвросий). Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу «Православное исповедание» Петра Могилы. Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время. Второю книгой в этом роде да будет «Летопись» или 4-я часть творений святителя Димитрия Ростовского. За нею и прочие части его творений читайте не только для руководства относительно правых мнений и разумений, но и для руководства в самой жизни, что знать и уметь, как когда должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям. Для этой же цели читайте книгу Аввы Дорофея, которую по справедливости называют зеркалом души. Зеркало это покажет каждому не только его действия, но и самые движения сердечные. В посты, и особенно во дни говения, прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина в русском переводе, выбирая главы о покаянии (преп. Амвросий). Чтобы более утвердиться в православных понятиях, советовал бы я вам прочитать со вниманием и со тщанием все творения нового угодника Божия святителя Тихона Задонского. Слог их хотя и тяжел, но вы при чтении старайтесь обращать внимание ваше более на мысли и на предлагаемые христианские правила. Чтение двух русских светил, святителя Димитрия Ростовского и святителя Тихона Задонского, многое вам разъяснит и много вас утвердит. К этому прибавьте и слова апостола Павла: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр.13, 9). И в другом месте: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1, 8). Крепко держитесь за это свидетельство и не соглашайтесь принимать никаких новых учений, как бы благовидны они ни были, подражая хорошо знающему все признаки и приметы чистого серебра, который скоро примечает примесь всякой лигатуры и не чистое серебро отвергает. Подобно и вы отвергайте всякое учение, где заметите хоть мало лигатуры различных человеческих мнений, которые взимаются на разум Божий (2Кор. 10, 5). Утвердившись в православном учении, сперва читайте все духовные журналы, с означенным разбором, и изберите потом, который более придется по духу вашему (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В утешение... могу предложить совет святого апостола Иакова, который говорит так: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 14–15 ). Неизвестно, почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к Таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство Елеосвящения в Великий Четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и вышесказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие (прп. Амвросий, 1). Слышу, что скорби настолько тебя отяготили и до такой степени причинили тебе болезнь, что ты опять решилась особороваться святым елеем. И хорошо сделала. Елей означает «милость». Милость же Господня пребывает от века и до века на боящихся Его(см. Пс. 102, 17 ), и нет недостатка у боящихся Его ( Пс. 33, 10 ); и паки: Много скорбей у праведных, но от всех их Господь избавит их ( Пс. 33, 20 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Слышу, что вы больны серьезно, а по совету докторов отлагаете Таинство Елеосвящения, тогда как Таинство это необходимо в тяжких болезнях. Святой апостол Иаков пишет в Послании своем: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 14–15 ). Таинством Елеосвящения прощаются забвенные и недоуменные грехи. Слышу, доктора вам толкуют, что вы можете смутить сестер обители, если будете собороваться, а напротив, сестры все желают, чтобы вы особоровались, и аз, грешный, советую вам особороваться святым елеем, не отлагая (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Во время скорби читай 32-й псалом, Господь и избавит тебя и прежде всего будет умиротворять твой дух. Впрочем, если бы попущением Божиим и удалось против­никам улучить свою волю, и тогда будет правильнее и благонадежнее по сказанному: «Блажени изгнаны правды ради» (Мф. 5, 10). Но видно, что они и сами опасаются и не дерзают на это, а хотят угрозами тебя изгнать, чтобы сама ушла. Поэтому и не советую тебе, чтобы ты сама решилась исполнить волю и желание противников твоих, вернее предаваться во всем воле Божией, и силен Господь избавить нас, как древле избавил неповинную Сусанну от ее противников и клеветников (преп. Амвросий). Что мать Н. много наговорила о тебе, об этом слишком не заботься и не скорби, а предай все это суду Божию. Переписку же со мною тебе оставлять нет причины, а можешь писать мне по-прежнему, надеясь на милость Божию, что силен Господь покрыть тебя от всех козней вражиих (преп. Амвросий). Между добродетелями главными, основными поставляются четыре добродетели: мудрость, мужество, целомудрие и правда. Смиренный Никита Стифат пишет, что каждая из этих добродетелей находится между другими: мужество с одной стороны имеет терпение, а с другой — крепкое сопротивление. Вас публично и даже печатно поносят. Хотя переносить это очень тяжело и оскорбительно, но в девяти блаженствах евангельских главным и высшим поставлено последнее, т. е. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 11—12). И с другой стороны, глаголет Господь во Святом Евангелии: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелам» (Ср.: Мк. 8, 38) (преп. Амвросий). Однажды батюшка , показывая... письмо, написанное, видимо, нарочно коверканным поддельным почерком, сказал: «Вот письмо. В нем меня обзывают самыми площадными, ругательными словами. Особенно за мои собеседования в монастыре. Думаю на того, на другого... но кто бы это ни был, во всяком случае — благодетель. Может быть, Господь за это простит мне что-либо из моих грехов...» (преп. Варсонофий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Все это пишу тебе, желая преклонить на милость к согрешающим, да и сама получишь милость от Господа. Сказано: ми лосердый помилован будет ( Притч. 17, 5 ). И паки слово Господне через пророка: если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста ( Иер. 15, 19 ). Если же сестры со своей стороны будут непреклонны и непокорны, то они и пожнут, что сеют. Ты же можешь получить мзду свою от Господа за труд свой, и за прискорбное скорбение, и за искреннее о них попечение (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Пишешь, что, верно, ни в этой, ни в будущей жизни не найдем отрады и милости. Так думать и так говорить нехорошо, особенно тебе, испытавшей на себе много явной милости от Господа. Кто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, т.е. в будущей жизни, получит отраду великую и несказанную. Мужайся, и крепись, и уповай на помощь и милость Божию (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Прежде всего нужно милости просить у Бога и молиться: «Имиже веси судьбами, помилуй мя, грешную» (прп. Амвросий, 4). А ты все скорбишь? О чем? О мамаше? Если так, то дважды нехорошо: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10, 37 ). Она, говоришь, бедна: ну, а если этимто именно – бедностью, а не довольством и спокойствием Господь хочет привести ее в Царство Свое вечное. А ты, по неразумию, томишься – зачем мамаша идет прямо в Царство? А если Бог сделает по-твоему и даст ей иной путь, желаемый тобою, – и мать не войдет в Чертог Небесный? Что тогда ты сделаешь? Смирись, девочка! Бог не только премудрее тебя, но и в тысячу крат милостивее. Ты за мать еще не умирала, а Он, Святой, умер за нас, грешных. За эту-то непокорность твою воле Божией и страсти тебя мучают (прп. Анатолий, 18). Не надо упадать духом, а надо воле Божией предаваться во всем и переносить с терпением. Господь милостив и паче силы не пошлет скорби (прп. Иосиф, 19). Книгу читай на пользу душевную. Что спастись трудно, это правда, но унывать не следует. Читай со вниманием, и, видя, что не так живешь, как бы следовало, укоряй себя, смиряйся перед Господом, проси у Него помощи и оказывай свое произволение исправляться. А Господь по Своему милосердию не оставит тебя Своею помощью. А думать, что напрасно живешь и не получишь Царства Небесного, не надо, а надо надеться на милосердие Божие и понуждать себя на добрые дела, а наипаче на смирение и на покаяние (прп. Иосиф, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Господу Богу все возможно есть – не только отчаянного больного исцелить, но и мертвого воскресить. А посему все упование свое возложите вы на Господа Бога, у Которого и для вас, как и для всех, осталось милости много (прп. Антоний, 20). Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает (прп. Антоний, 20). Многие дела человеческие бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимого успеха в этом деле он и не получил, Всеблагой Господь доброе намерение его вменяет ему в само дело. Если, по слову преподобного Исаака Сирина , и совершенство совершенных несовершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу. Не вотще Господь глаголет в святом Евангелии: Без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ), и паки: Невозможное человекам возможно Богу ( Лк. 18, 27 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Все полезнее нам предавать суду Божию и во всем располагаться на всеблагой Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: «Человек предполагает, а Бог располагает». Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, как угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле. Только в настоящем положении для успокоения нашего крепко да держимся утешительного псаломского слова: Открой Господу путь свой и уповай на Него, и Он совершит: и выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень. Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление ( Пс. 36, 5–7 ) и весь псалом до конца (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Возложи на Господа печаль твою ( Пс. 54, 23 ). Это значит жить просто, и все упование возложить на Господа, и не рассуждать, что кто сделал, что и как будет. Царь Давид когда думал и рассуждал по-человечески, тогда дошел до безнадежного состояния, ни в чем не находил себе отрады: Размышлял, и малодушествовал дух мой ( Пс. 76, 4 ). А когда возложил упование свое на Бога, тогда был утешен: Вспоминал я Бога и веселился ( Пс. 76, 4 ) (прп. Амвросий, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь как начало и конец всех добродетелей требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и, прежде всего, требует глубокого смирения перед Богом и перед людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства – во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона ( Рим. 13, 10 ). Ибо любящий ближнего, – говорит апостол, – исполнил весь закон (см. Рим. 13, 8 ). Если бы мы не достигли означенной совершенной любви, по крайней мере, позаботимся и постараемся не иметь зависти, и ненависти, и памятозлобия (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Ради спасения человека из любви так Пострадавший Единородный Сын Божий и тридневно Воскресший весь закон Свой основал на двух заповедях – на любви к Богу и ближнему, и ни одна из этих заповедей не может совершаться без другой. Святой Иоанн Богослов говорит: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец ( 1Ин. 4, 20 ). Также и любовь к ближнему, если бывает не Бога ради, а по какому-либо побуждению человеческому, то не только не приносит пользы, но нередко причиняет и вред душевный. Признаки же истинной любви христианской апостол Павел выставляет следующие: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется неправде, а сорадуется истине, все любит, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает ( 1Кор. 13, 4–8 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Ты должна иметь любовь, а любовь с крылами: с одной стороны – смирение, а с другой – милостыня и всякое снисхождение к ближнему (прп. Амвросий, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Книга 1 1 (Maur. 7). Амвросий Юсту 24 желает спасения 1. Ты подал мне прекрасную мысль, брат: направить рассуждения в письмах и беседы с отсутствующими на истолкование небесного пророчества, – спросив меня, что означает та дидрахма, половину которой еврею предписано приносить во искупление души своей. 25 Ибо что еще так объединяет людей, как не разговор о предметах божественных? 2. Половина же дидрахмы – это драхма, а искупление души – вера. Итак, вера – это потерянная драхма, которую та евангельская жена, как мы читаем, прилежно ищет, возжегши светильник и подметая дом свой, и, если найдет, созывает подруг и соседок, прося порадоваться вместе с ней, потому что она нашла драхму, которую потеряла. 26 Ибо великий это ущерб для души, если кто потеряет веру или благодать, которую приобрел себе ценою веры. Так что и ты зажги светильник твой, потому что светильник твой – это око 27 твое, то есть, надо понимать, внутреннее око твоего ума. Зажги этот светильник, который принял духовный елей и светит в доме твоем 28 . Ищи драхму, искупление души твоей, которую кто потеряет, тот приходит в смятение, а кто найдет, радуется. 3. Искупление души – это также и милосердие. Ведь искупление души человека – его богатство ( Притч. 13. 8 ), от которого, конечно, проистекает милосердие, помощь бедным из своих средств. Следовательно, вера – благодать, милосердие – искупление души, которое приобретается за драхму, то есть за полную стоимость наибольшей суммы. Ведь так написано, где Господь говорит Моисею: Когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при смотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу, и не будет у них ошибки при смотре их. И вот что они дадут, сколько их придет на смотр, половину дидрахмы, то есть по дидрахме священной: двадцать оболов – дидрахма, а половина дидрахмы – приношение Господу. Всякий, приходящий на смотр, от двадцати лет и выше, даст приношение Господу. Кто богат, дает не больше, кто беден, не меньше половины дидрахмы, когда будут давать приношение Господу для выкупа душ своих. И ты возьмешь деньги приношения от сынов Израилевых и отдашь их на служение скинии завета; и будет это для сынов Израилевых законной памятью пред Господом, для искупления душ ваших ( Исх. 30. 12–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010