В словах «Господу [сил]» последнее привнесено из греко-славянского перевода, основывающегося на большинстве греческих списков, в которых читается: τ Κυρω Σαβαθ (в Ватиканском и других списках) или: τ Κυρω τν δυνμεων (в Александрийском, Амвросианском и других списках). «Сокровищница Господня», в которую должны были вноситься найденные в Иерихоне золото, серебро и другие металлы, находилась при Скинии собрания ( Чис.31:54 ). В словах «[вся] стена» первого слова нет в некоторых из древнейших (Александрийском, Амвросианском) и позднейших списков, как и в еврейском тексте, и это опущение слова «вся» заслуживает внимание ввиду того, между прочим, что часть стены, на которой или около которой (см. к Нав.2:15 ) находился дом Раави, должна была сохраниться, в противном случае обрушился бы и дом Раави, который в дальнейших словах библейского повествования ( Нав.6:21–22 ) представляется уцелевшим вместе со всеми, находившимися в нем. Нав.6:21 .  А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей. Нав.6:22 .  И пошли юноши, высматривавшие [город, в дом женщины] и вывели Раав [блудницу] и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее были, и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского. Раави со всеми ее родственниками была сохранена жизнь вследствие клятвы, данной ей бывшими соглядатаями, которые посланы были в ее дом, чтобы вывести всех находившихся в нем. Как не принадлежавшие к израильскому народу они водворены были вне израильского стана. Впоследствии Раав вошла в состав израильского народа и жила среди него, когда оставила, конечно, языческие верования и открыто стала исповедовать Бога Израилева. Сказанное о Раави: «И она живет среди Израиля до сего дня» ( Нав.6:24 ) – показывает, что писатель книги пользовался памятниками, написанными несколько спустя после самих событий. По древностям И. Флавия (V:1, 7), Иисус Навин дал ей участок земли и относился к ней с почтением. Живя среди израильтян, она так сблизилась с ними, что сделалась женою Салмона, князя Иудина колена ( Руф.4:20 ), и матерью Вооза ( Мф.1:5 ), которые были предками Давида, а вместе и предками Христа Спасителя. Апостолы относили Раав к ветхозаветным праведникам, которые спаслись от гибели верою ( Евр.11:31 ) и соединенными с нею делами получили оправдание ( Иак.2:25 ), а отцы и учителя церкви в лице хананеянки Раави, уверовавшей в истинного Бога и оставившей прежнюю порочную жизнь, усматривали прообраз Церкви Христовой из язычников (творения блаженного Феодорита , епископа Киррского, т. I, 272).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 15, 14–15, 12–13 ). Заповедь же Господня полагать душу за ближнего состоит, по евангельскому слову, в том, чтобы любить врагов, благотворить ненавидящим нас, благословлять проклинающих нас и молиться за обижающих нас и гонящих нас (см. Мф. 5, 44 ); также и в том, чтобы по силе нашей и возможности защищать ближнего от врагов видимых и невидимых и чем можно и как можно помогать ему. Апостол Павел пространнее объясняет свойства любви к ближним: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется неправде (ближних), радуется же о истине (их), все любит (т.е. все покрывает любовью), всему верит, всего надеется, все (печальное) переносит, любовь никогда не перестает (см. 1Кор. 13, 4–8 ). K этому присоедини и Нагорную проповедь Господа в 5, 6 и 7 главе от Матфея. Помни и сказанное в псалме: Все пути Господни – милость и истина ( Пс. 24, 10 ), т.е. должно ближнему оказывать милость и всякое снисхождение, а от себя самих требовать всякой истины – исполнения заповедей Господних (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Выражение: «Гадко мне видеть теперь низкие поклоны моих ненавистниц, смешны их гримасы и негодование», – показывает оскудение в нас духовной любви, которая все покрывает, всем оказывает милость и снисхождение в их недостатках (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Соседок и сожительниц своих полюби и благо думай о них. А не можешь – окаявай себя и вопий ко Иисусу (прп. Анатолий, 18). Ты все с Настей воюешь. Это уж так вечно: два медведя в одной рукодельной. А ты вот что сделай: в благоприятную минуту поговори с Настей, чтобы начать с нею жить мирно. Но только знай, что тогда нужно будет ей уступать: в почтительности друг друга предупреждайте( Рим. 12, 10 ). А без любви к ближнему трудно спастись. Да и все-таки придется взяться за эту добродетель, а то и вовсе не спасемся (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Но апостол пишет, что всякий поступай по удостоверению своего ума ( Рим. 14, 5 ) (прп. Амвросий, 1). Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви (прп. Амвросий, 1). Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: не то оскверняет человека, что входит в уста, а что выходит из уст (см. Мф. 15, 11 ), – дала себе твердое намерение очиститься прежде от внутренних пороков, а потом заняться воздержанием в пище, теперь же пока, кроме Успенского и Великого поста, других не соблюдать. Но слова Спасителя, приведенные тобой, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб неомовенными руками. Тогда Господь в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой и сказал: ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека. То есть как бы так сказал Господь: как бы ни были нечисты твои руки, но если ты, не омыв их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя. Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор. 4, 16 ). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним – душу. Если, говорит, внешний наш человек, т.е. тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как… сказано: Уты, утолсте, расшире, и оставил он Бога, создавшего его ( Втор. 32, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Поэтому чтобы не раздражаться, не иметь нервный дух - не надо торопиться. Всегда, прежде чем что-то сказать, что-то посоветовать - надо подумать и хотя бы призвать имя божие: Господи, благослови; Господи, подскажи; Господи, управь мой язык. Мы лезем подчас со своими советами, когда нас не спрашивают, лезем со своими наставлениями, когда ими никто не интересуется. Надо иметь деликатность, чтобы не лезть туда, куда нас не просят. И не получить по носу тогда, когда мы лезем, когда нас не спрашивают и не просят. Это тоже будет одним из поводов сохранить душевный мир.                     -Раба божия Евгения. Подскажите, пожалуйста, как понять, когда в Евангелии говорится: нужно подставить другую щеку. И в Евангелии тоже говорится «согрешающую против тебя брату»?                   -Ну, вопрос не очень - то простой. Нередко бывает так, что на самом деле в наших взаимоотношениях доходит до рукоприкладства. До удара по щеке. И поэтому эта притча, эта заповедь Господня с одной стороны она прямая, а с другой стороны иносказательная. Почему? Потому, что сразу кажется, что здесь идет речь именно о физическом воздействии. Интересно, как эту притчу трактовал старец Амвросий Оптинский. Он говорит: вот, смотрите что сказано в Евангелии: когда ударят тебя по правой щеке, подставь левую. А смотри, когда человек в драке -  большей частью он бьет правой рукой. Если он бьет правой рукой, то попадает по левой щеке. А тут говорится: ударившему тебя в правую щеку подставь левую.  То -  есть, говорит старец Амвросий, здесь идет речь не о физическом действии. Здесь можно подразумевать и клевету, и напраслины, и досаждения. Когда нас корят за правые дела - тогда Христос говорит: подставь левую щеку. Вспомни, что  ты когда - то действительно был неправ. Вспомни, что ты и сам имеешь грехи, вспомни что ты и сам имеешь недостатки. То - есть подставь левую щеку, прибегни к пристани самоукорения. И тогда через самоукорение ты и смиришь ситуацию, и смиришь того человека, кто напрасно на тебя нападает, клевещет, раздражается, укоряет тебя, выводит тебя из себя. Ударившему в правую щеку, подставь левую. То - есть смири самого себя. Умирись. А с другой стороны – сказано: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».  И это тоже есть заповедь Господня по отношению к нам. Но тут надо иметь предельную деликатность, сдержанность, доброжелательность. Когда в наш глаз попадает соринка -  мы тихонечко, деликатно вытащим то, что попало. Сейчас лето, что только не попадет. Но никто грязным платком,  и тем более  - грязными руками туда не лезет, чтобы не повредить своего глаза.

http://radonezh.ru/text/apostol-pavel-pi...

И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу. Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся. Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим. Из писем преподобного Амвросия Оптинского Письмо твое получил, но на второй неделе поста не успел ответа тебе написать, вот и третия неделя уже приходит к концу. Опять скажу тебе, что, по моему мнению, нужно еще подождать и потерпеть, пока воздействует промыслительная сила Божия, разоряющая неправильные советы и отметающая мысли людей неблагонамеренных; так как один совет Божий пребывает вовеки. Чтобы в твоем положении получить милость и помощь Божию, читай ежедневно псалом 36-й: «Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие» . И хорошо бы этот псалом читать по слову святого Давида — вечер, утро и полудне. И еще два псалма — «Господь просвещение» и «Живый в помощи». Ежели во имя Святой Троицы будешь исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тогда изведет, точию повинися Господеви и умоли Его. Полезно также читать псалом — «Терпя, потерпех Господа и внят ми». Не вотще сказано в Святом Писании, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное, ради получения которого и поступили мы в монастырь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvennoe...

Дева Маркелла говорит далее: «Что же Господь, истина и свет, сделал пришедши (в мир)? Он, приняв плоть, сохранил ее нерастленною – в девстве. Так и мы, если хотим быть подобными Богу и Христу, должны стараться соблюдать девство. Ибо подобие Божие состоит в воздержании от растления. (Выше св. Мефодий говорил о том, что сотворенный по образу Божию еще имел нужду в том, чтобы быть по подобию Его. То есть, если человеческая природа уже по устройству своему несет в себе образ Божий, – в первую очередь речь идет о разумной душе, то подобие Божие в первую очередь состоит в стяжании девства и нерастления. – Г.Ф.) А что вочеловечившееся Слово стало перводевственником, и первопастырем, и первопророком Церкви, это объяснил нам вдохновенный Христом Иоанн в книге Откровения, сказав: «И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сион, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах... Это суть те, которые не осквернились с женами: ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» ( Откр. 14:1–4 ). Притом заметьте, как велико достоинство девства перед Богом: «они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны, и следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» ( Откр. 14:4.5 ). Этим он хочет ясно внушить нам, что таким числом, то есть ста сорока четырьмя тысячами, издревле определено количество девственников, между тем, как других святых неопределенное множество. Ибо замечательно, что он прибавляет, говоря о прочих: «И взглянул я, и вот из всех языков и племен и всех народов великое множество, которого никто не мог перечислить ( Откр. 7:9 )» р. I, гл. 5]. О происхождении девства от Христа и о невозможности его до Него и без Него размышляет также св. Амвросий Медиоланский в своем творении «О девственницах в трех книгах» Девства не было у язычников. Об этом так пишет св. Амвросий: «Во всяком случае девство у меня не имеет ничего общего с язычниками, оно не распространено у варваров и не в обычае у прочих живых существ... хотя к девству стремятся все язычники, но посвященная (дева) у них оскверняется; варвары даже преследуют девство, а прочие (народы) совсем не знают его».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

На площадях и на улицах Христос не обретается. По крайней мере, ни на площадях, ни на улицах не могла найти Его та, которая сказала: Встану я, пойду по городу, по площадям и улицам, и буду искать того, которого возлюбила душа моя. Искала я его, и не нашла его; звала его, и не услышал меня (3:2). Итак, ни в каком случае не будем искать Христа там, где Его нельзя найти. Христос – не на площади. Христос есть мир, а на площади ссоры; Христос – правда, а на площади – несправедливость; Христос – труженик, а на площади – суетная праздность; Христос – любовь, а на площади – недоброжелательство, Христос – верность, а на площади – обман и вероломство; Христос в Церкви, а на площади идолы. Итак, будем избегать площади и улиц» [«О девстве», гл. 8]. Так св. Амвросий несколько неожиданно дает даже буквальное значение этого текста. На площадях и улицах этого мира Христа нет. Не надо Его там и искать. И особенно целомудренной деве, заключившей себя в спасительных стенах монастыря. Как известно, инок, кроме исключительных случаев (и то по благословению игумена) не должен выходить из монастыря. Далее св. Амвросий говорит о том, что не только бесполезно, но даже вредно искать Христа на площадях и улицах этого мира: «В большинстве случаев бывает вредно искать (Его) там, где не следует – искать в домах мужей, которые ложно присваивают себе имя учителей, искать притом с безстыдством и без соблюдения скромности. Итак, по примеру Церкви, будем осторожны, чтобы нам не встретить той стражи, которая обходит город. Встретили , говорит, меня стражи, обходящие город; избили и изранили меня, сняли с меня покрывало стерегущие стены (5:7). Не сама, дочери, не сама, говорю, Церковь получает рану, а в лице нас... Итак, будем осторожны, чтобы наше падение не сделалось раной для Церкви, и чтобы кто-нибудь не совлек с нас покрывало, то есть одежду благоразумия и символ терпения, – (то покрывало), которым отвергается пристрастие к более мягкому одеянию» [«О девстве», гл. 8]. Девственная душа сильна в Боге и во свете благочестия всегда находит Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Обратите внимание и на другое достоинство девства: Христос – жених девы, и если можно так сказать: Христос – (жених) девственной чистоты, ибо девство происходит от Христа, а не Христос происходит от девства» кн. 1, гл. 5, 21–22]. О христианском девстве Итак, от Христа-Перводевственника расцвел чудный цветок девства в долине этого мира, сей цвет польный и крин удольный, эта лилия долин . Св. Амвросий, наставляя Христову деву, говорит: «Я укажу тебе и тот цветок, который должен быть сорван; это тот цветок, который сказал: Аз цвет польный крин удольный. Якоже крин в тернии (2:1–2). Это выражение служит ясным указанием на то, что добродетели окружены терниями духовных немощей; откуда никто не возьмет плода, если только не приступит к нему с благоразумной осторожностию» [кн. 1, гл. 7, 43]. Приступая же без благоразумия, душа обретет не цвет девства, а терния прелести, пороков и страстей. И далее св. Амвросий пишет, что Христос-Перводевственник «любит произрастать в садах; гуляя в них, и обрела его Сусанна (=белая лилия), готовая скорее умереть, нежели претерпеть безчестие ( Дан. 17:7 ). А что это за сады, он сам указывает в словах: запертый сад, сестра моя, невеста, запертый сад, запечатанный источник (4:12);... Вот здесь-то и заключено целомудрие, огражденное духовной стеной, дабы не быть доступным похищению. Итак подобно тому, как сад, недоступный для воров, издает запах виноградной лозы, благоухает масличным деревом, блистает розами, – так и (в духовном саду девы) да произрастает вместо лозы благочестие, вместо масличного дерева – мир, вместо розы – целомудрие освященнаго девства» [кн. 1, гл. 8, 45]. В саду девства и святых добродетелей чистых девственных душ пребывает и пасет Христос-Перводевственник, он пасет между лилиями. Об этом знает душа: Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии (6:2). На пиру десяти дев у св. Мефодия Патарского дева Прокилла восхваляет девство, сравнивая его с белой лилией и запечатленным садом в Песни Песней: «Это может ясно видеть всякий желающий в Песни Песней, где сам Христос, восхваляя твердо пребывающих в девстве, говорит: Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами (2:2), сравнивая дар девства с лилией по чистоте, благоуханию, приятности и красоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Это искание в ночном городе и обретенные язвы можно понимать двояко: 1. или город – это мир, и тогда стражи, обходящие его, – это служители этого мира, которые преследуют христиан и девственниц (монахов) в особенности, нанося им раны. 2. или город – это Небесный град, и тогда стражи, обходящие его, – это ангелы Божии, уязвляющие Христовою любовью девственную душу, ищущую Христа. Св. Амвросий Медиоланский толкует этот текст в обоих значениях. Первое значение. Город – мир, стражи, обходящие город – служители этого греховного мира. Св. Амвросий: «Далее, что говорит она? Я искала Его и не находила Его; звала Его, и Он не отзывался мне. На том основании, что Он так скоро ушел, не думай, что Ему не угодна ты, которая призывала Его, умоляла Его и принимала Его: Он часто подвергает нас искушению (имеется в виду испытание. – Г.Ф.). Вот что говорит Он в Евангелии на просьбу народа – не уходить от него. «И другим городам благовествовать я должен Слово Божие; ибо на то я послан» ( Лк. 4:43 ). Но если даже и покажется тебе, что Он ушел, то выйди и снова ищи Его (5:7). Ты, уже посвященная Богу, не бойся этих страшных, стоящих на площади духовных стражей, не бойся тех, которые обходят город, не страшись ран, которые не могут принести вреда последователям Христовым. Даже если бы они отняли (у тебя) тело твое, то есть жизнь тела твоего, то и тогда Христос близ тебя: когда ты найдешь Его и будешь с Ним, то познай Его, чтобы Он не удалился от тебя; ибо Он скоро оставляет небрегущих (Им)... Но едва я , – говорит, – отошла от них, как нашла Того, Кого возлюбила душа моя, ухватилась за Него и не отпустила Его (3:4). Итак, чем же удерживается Христос? Не узами неправды и не петлей из веревки, а узами любви, цепями мысли и сердечным чувством связывается и удерживается Он. И ты, если желаешь удержать Христа, то ищи Его неустанно и не бойся обиды; ибо часто среди телесных мучений, и даже в самых руках гонителей, Христос обретается скорее. Едва , говорит, я отошла от них : и, действительно, чрез небольшой промежуток (времени), чрез несколько моментов после того, как ты освободишься от рук гонителей и не покоришься сильным мира, Христос выйдет к тебе навстречу и не попустит, чтобы ты долго искушалась» [«О девстве», гл. 12, 13].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В то время, как ты беседуешь и размышляешь, Он уже тут – с тобой. Когда же Он придет, то сумей спросить Его, где Он пасет, где почивает, как говорила и та (невеста): где пасеши? почиваеши в полудне (1:6). Где же пребывает Христос? Конечно, там, где блистает полдень справедливости. Это доказывается даже свидетельством Священного Писания, которое говорит: «в солнце положи селение свое» ( Пс. 18:5 ). Посему тот же пророк говорит и в другом месте: «во Свете Твоем узрим свет» ( Пс. 35:10 ). Свет есть Сын, Свет есть и Отец, Который является в Сыне, ибо Сын есть сияние славы Отца... и образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 ). Но и в своем свете ты, дева, ищи Христа, (ищи Его) в добрых размышлениях, которые да просветятся пред Отцем твоим, – Который находится на небесах» [«Увещание к девству», гл. 9]. Ответ ищущей Христа душе о том, где нет Христа и где Он есть Та душа девственна, которая ищет не блага мира сего, а Самого Христа, Которого возлюбила. Но где же искать Его? Где Он обретается, а где и нет Его. Об этом в чудных образах говорит нам Песнь Песней, об этом размышляет св. Амвросий Медиоланский в гл. 8 и 9 книги «О девстве». Иисус обретается днем, ночью Его нет. «Во свете Твоем узрим свет» ( Пс. 35:10 ). Об этом так говорит Сам Иисус: «Не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» ( Ин. 11:9–10 ). А в другой раз Он говорит: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» ( Ин. 9:4 ). После этих слов Иисус исцелил слепого. В греховной тьме этого мира Господа нет. Это изображено в безуспешном ночном искании Жениха Невестою в Песни Песней. Св. Амвросий: «Будем же следовать за Ним днем. В Церкви есть день, который видел Авраам и возрадовался ( Ин. 8:56 ). Итак, последуем за Христом во время дня; ведь в ночное время Его не найти. На ложе моем , сказано, ночью искала я того, кого возлюбила душа моя: искала Его, и не нашла Его; звала Его и не услышал меня (3:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010