С. 10). В 90-х гг. XVIII в. был составлен список архиереев Восточногрузинской Церкви, на основании к-рого можно судить о числе действовавших в то время епархий. Их было 14: Тбилисская (митр. Арсений), Руисская (митр. Иустин), Цилканская (митр. Иоанн), Урбнисская (еп. Юлий), Самтависская (еп. Гервасий), Никозская (еп. Афанасий), Бодбийская (митр. Иоанн (Макашвили)), Ниноцминдская (митр. Михаил), Руставская (архиеп. Стефан), Некресская (митр. Амвросий (Микадзе); фамилии большинства архиереев не установлены) (ПГП. Т. 3. С. 113-114); Алавердскую и Мцхетскую кафедры занимал католикос-патриарх, Самтавройская была вдовствующей, позже была восстановлена Ахтальская (архиеп. Варлаам (Эристави)). 12 сент. 1795 г. 35-тысячная армия Аги Мухаммад-хана вошла в Тбилиси. Город был разорен и сожжен, мн. жители, особенно духовенство, убиты. Митр. Тбилисский сщмч. Досифей (Черкезишвили), отказавшийся отречься от Христа, был убит. В 1797 г. в Тбилиси вспыхнула эпидемия чумы, жители города стали покидать столицу и уходить в монастыри. В это время монахи-отшельники оставляли пустынь и окормляли больных. В 1798 г. скончался царь Картли-Кахети Ираклий II и трон занял богобоязненный Георгий XII, не пропускавший ни одной службы. Им был учрежден налог на восстановление царских палат и др. гражданских строений, однако полученные средства царь употребил на восстановление разрушенных Агой Мухаммад-ханом храмов и мон-рей ( Иоселиани. Жизнь царя. 1893. С. 10-21). В XVIII - нач. XIX в. в Вост. Грузии, особенно в Гареджи, подвизались мн. святые и подвижники Церкви. Во 2-й пол. XVIII в. проходила деятельность св. Иоанна Манжийского, известного правосл. миссионера на Сев. Кавказе. В 1771 г. преставился подвижник Давидгареджи блж. Христесий (Христофор), в 1773 г.- настоятель Давидгареджи прп. Симеон Чудотворец, в 1774 г.- его ученик, настоятель гареджийского мон-ря Иоанна Крестителя прп. Серапион Чудотворец. В XVIII в. в Давидгареджи подвизался прп. Онуфрий Гареджийский (Мачутадзе), обладавший даром исцеления. В Хеви (Сев. Грузия) подвизался прп. Иосиф Мохеве (Хевский) († 1763), обладавший даром прозорливости и чудотворения. В 1802 г. в пуст. Гареджи лезгинами был убит сщмч. Гавриил Малый, автор неск. литургических и богословских сборников. В 1804 г. преставился настоятель мон-ря Иоанна Крестителя в Гареджи прп. Евфимий Многотрудный , философ и богослов.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Т. 3. С. 929). Вскоре по приказу Теймураза II и с разрешения еп. Алавердского некресели Иоанн получил право облачаться в виссон (Там же. С. 755). Митр. Иоанна в документах называли «митрополитом Некресским и отцом Давид Гареджи» (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 361, 366, 373). Митр. Иоанн вел тяжбу с епископом Ниноцминдским, который окормлял пуст. Гареджи, за владение с. Акура ( Жордания. 1903. С. 97). Сохранилась грамота, в которой епископ Ниноцминдский Иосиф просил прощения у митр. Иоанна за всю причиненную «несправедливость» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 814-815). В 1746 г. царь Кахети Ираклий II (1744-1762) присоединил к разоренной Н. е. Греми с паствой ( Пурцеладзе. 1881. С. 40). После этого митр. Иоанн стал называться «епископом Некреси-города и города Греми и архимандритом Великой лавры Гареджи» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 804). В последний раз некресели Иоанн упоминается в документах, датируемых нач. 1751 г. (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 387; Там же. 2011. Т. 2. С. 783). В том же году его перевели на Бодбийскую кафедру: в купчей грамоте от 11 нояб. 1751 г. и дарственной грамоте царя Картли Теймураза II (1744-1762) от 24 апр. 1753 г. Иоанн назван уже бодбели (Бодбийским архиереем) и отцом пуст. Давидгареджи (Там же. 2008. Т. 1. С. 389, 392-393). В 50-х гг. XVIII в. Некресскую кафедру занял еп. Досифей (Черкезишвили) . Впервые он упомянут в 1758 г. в связи с освящением уч-ща во имя свт. Василия Великого в Телави (Описание груз. рукописей. Т. 1. 1946. С. 55). Вскоре еп. Досифей учредил начальное уч-ще в Некреси. Царь Ираклий II так писал ему об этом: «В каком положении находится училище, знаете, что мне очень будет приятно, если Вы будете заботиться о нем усердно» ( Пурцеладзе. 1881. С. 40). Некресели еп. Досифей и его преемник - еп. Амвросий (Микадзе) (1794-1811) являлись видными церковными деятелями, оставившими существенный след в развитии культурной жизни Грузии кон. XVIII - нач. XIX в. Большое внимание они уделяли распространению грамотности и упрочению моральных устоев, подьему патриотического духа.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Цари часто жаловали М. е. иммунитетные грамоты, освобождая церковных крестьян от разных гос. повинностей, за исключением лашкар-надироба (охотничьей и военной повинности), сататро (налога в пользу персид. завоевателей) и салеко (сбора для содержания лезгинских наемников). Однако и эти налоги ложились тяжелым бременем на крестьян, что разоряло и опустошало М. е. (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 30-31; Пурцеладзе. 1881. С. 7-10; Док-ты по соц. истории. 1940. С. 83, 145, 154, 169). Частая смена Манглисских архиереев в эту эпоху объясняется внутренними раздорами феодальной Грузии ( Джандиери. 1971. С. 340-342). Так, вслед. интриг князей Абашишвили-Бараташвили, посягавших на владения М. е. и Манглиси, епископскую кафедру в 1721 г. был вынужден покинуть крупный церковный деятель свт. Иоанн (Саакадзе) ( Пурцеладзе. 1881. С. 7; Шаоршадзе. 2008. С. 186-187). До и после него кафедру занимал Арсений (Доленджишвили), о котором известно, что в 1724 г. он находился в свите прибывшего в Россию царя Картли Вахтанга VI. В 1723-1747 гг. политика турок и персов, набеги дагестанцев, не прекращавшиеся на протяжении XVIII в., разорили Квемо-Картли: церковные кафедры упразднялись одна за другой. Из манглели этого времени известен Иосиф (Абашишвили-Бараташвили). В документе от 1770 г., составленном для российских властей при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798), сказано, что в это время М. е., а также Болнисская, Дманисская и др. кафедры вдовствовали (ПГП. 1970. Т. 3. С. 929). В 1764 г. манглели еп. Николай (Иотамишвили) подписался под постановлением Церковного Собора, проходившего 2-18 окт. в Тбилиси (Там же. 1971. Т. 4. С. 508), после него кафедра пустовала на протяжении более 15 лет. К 1780 г. М. е. вновь стала действующей (Там же. 1981. Т. 7. С. 473). Еп. Николай также упоминается в 1785 г.; в 1790 г. он рукоположил во иерея Рафаила, иеродиакона мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Крестителя) в пуст. Гареджи . 1 марта 1792 г. царь Ираклий II поставил на Манглисскую кафедру еп. Цилканского Амвросия (Микадзе) , 2 дек.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Церковь Квашвети во имя вмч. Георгия в Тифлисе. Фотография. 1910 г. Церковь Квашвети во имя вмч. Георгия в Тифлисе. Фотография. 1910 г. На средства свт. Александра (Окропиридзе) было основано епархиальное уч-ще им. св. Нины в Тифлисе (1887), школа при жен. мон-ре в Теклати (Озургетский у.), жен. епархиальное уч-ще в Поти. Из собственных средств он платил стипендии нуждающимся студентам и жертвовал значительные суммы на восстановление разоренных церквей и мон-рей. При его непосредственном участии были отреставрированы Шиомгвимский и Зедазенский мон-ри. Также на собственные средства свт. Александр издал груз. словарь Сулхан-Сабы (Орбелиани), труды католикоса-патриарха Антония I (Багратиони) , проповеди свт. Амвросия (Микадзе) , еп. Некресского, и др. Благодаря его усилиям были восстановлены и изданы груз. церковные песнопения (1897). В 80-х гг. XIX в. в связи с подъемом революционного движения в империи национальная политика российского правительства была ужесточена. Решением попечителя Кавказского учебного округа К. Яновского в 1881 г. груз. язык был запрещен даже на подготовительных отд-ниях ДУ, в 1885 г.- во всех учебных заведениях, даже как вспомогательное средство для объяснения рус. слов. На фоне этого Яновский издал разрешение обучения рус. языку в школах Мегрелии посредством мегрельского языка, мотивируя это тем, что мегрелы не грузины. По его указанию педагог из Зугдиди Тада Ашордия на основе рус. алфавита разработал мегрельскую азбуку, а также осуществил неудачный перевод на мегрельский язык «Отче наш» и др. молитв. Против политики Яновского выступил свт. Гавриил (Кикодзе), указывая на то, что насильственное насаждение рус. языка вызывает у народа враждебное отношение к гос-ву. В 80-90-х гг. мн. студенты Тифлисской ДС, не согласные с деятельностью Яновского, вступали в народнические, а затем и в марксистские революционные орг-ции. Напряженность достигла кульминации в 1886 г., когда исключенный из ДС И. Лагиашвили смертельно ранил ректора семинарии П. Чудецкого. В надгробном слове экзарх архиеп. Павел (Лебедев; 16 июля 1882 - 29 сент. 1887) предал проклятию Грузию, что вызвало волну возмущения среди груз. общественности. Предводитель кутаисского дворянства кн. Д. Кипиани в послании экзарху предложил ему незамедлительно покинуть проклятую им страну. По приказу императора от 4 авг. 1886 г. кн. Кипиани был арестован и отправлен в Ставрополь, где в 1887 г. погиб от руки наемного убийцы (Союзник навеки - Димитрий Кипиани//Мат-лы к истории обществ. мысли Грузии 19 в./Сост., коммент.: Т. Джологуа. Тбилиси, 1997. С. 16). Экзарх Павел был перемещен на Казанскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/168201.html

награжден орденом св. Владимира 4-й степени, 17 дек.- золотым наперсным крестом, 1 июля 1916 г.- золотым крестом вмч. Георгия с лентой. К кон. 1917 г. его определили настоятелем 51-й пехотной дивизии 2-го Кавказского армейского корпуса, в том же году возведен в сан протоиерея. В 1918 г. вернулся на родину и служил в храме 158-го пехотного Кутаисского полка. Затем состоял в причте кутаисского кафедрального собора. Был женат на Наро (Агати) Луковне Микадзе (1880 - 13 февр. 1924), имел четверых детей: Михаила, Веру (Венеру), Евгению, Елизавету. Ист.: ДВГЭ. 1891. 8. С. 11; Исари (Стрела). 1907. 267. С. 4; Сакартвело (Грузия). 1917. 27. С. 3; Халхис мегобари (Друг народа). 1918. 340. С. 1; Комунисти (Коммунист). 1924. 38. С. 4. Сщмч. Иерофей Николадзе. Фотография. Нач. XX в. Андреевич Николадзе [груз. ], протоиерей, род. 23 февр. 1863 г. в семье священника. 30 мая 1885 г. окончил 5 классов Кутаисской классической гимназии. 1 сент. 1888 г. назначен учителем церковноприходской школы при кутаисском храме во имя Архангелов на кладбище Дзелквиани. 7 мая 1889 г. еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) рукоположил его во диакона и оставил в причте того же храма. 2 марта 1893 г. был рукоположен во иерея и определен в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Инашаури. 1 сент. 1893 г. на свои средства открыл при храме церковноприходскую школу. С 15 апр. 1899 до 1 сент. 1902 г. был заведующим 2-классной церковноприходской школы в с. Амаглеба и педагогом Свящ. Писания в ней. В 1902 г. награжден набедренником, в 1905 г.- скуфьей. 12 июля 1907 г. был назначен помощником благочинного Ванского благочиннического окр. В том же году назначен председателем Комиссии призывников со стороны духовенства Ванской обл. 20 марта 1909 г. временно вновь был назначен в школу с. Амаглеба. 18 апр. 1911 г. определен 2-м священником кутаисского храма во имя Архангелов (кладбище Дзелквиани). В газ. «Колхида» были описаны эти события: 27 марта состоялось приходское собрание с целью выбрать 2-го священника, «до 17 духовных отцов изъявили желание занять это место, но ящик поставили только пятерым: Ткешелашвили, Парцхаве, Цкитишвили, Цагареишвили и Николадзе». Из 87 голосов сщмч. Иерофей получил 54 голоса за и 33 против (Колхида. 1911. 3. С. 3). 16 сент. 1911 г. назначен заведующим церковноприходской школы ц. св. Архангелов и учителем Закона Божия в ней. 6 мая 1914 г. награжден камилавкой. К кон. 10-х гг. XX в. был возведен в сан протоиерея. Был женат на Екатерине Теймуразовне (род. в 1864, фам. неизв.), брак был бездетным.

http://pravenc.ru/text/2564632.html

161 Таким образом, одна часть предложения была совсем отвергнута, а по другой последовало только обещание. Известно, что впоследствии и тому, и другому предстояло исполниться во всем его объеме. б) Грузино-имеретинская синодальная контора По штату 1824 года, эта контора должна была состоять: из экзарха Грузии, в качестве председательствующего, и из 4 членов, именно, двух архимандритов по Грузии и одного по Имеретии, и одного протоиерея. Канцелярию же конторы составляли: прокурор, два секретаря – один по Грузии, другой по Имеретии, – два переводчика, протоколист, регистратор, он же архивариус, и известное число писцов. Но так как в то время, когда был обнародован означенный штат, в конторе находились, вместо одного, два протоиерея, то второму из них велено также присутствовать, но только до его выбытия. 162 Потом, в 1840 году, учреждена была при прокуроре конторы должность письмоводителя, на том же основании, на каком она существует при прокуроре московской конторы, 163 а в 1844 году назначен чиновник за прокурорский стол. 164 Затем, в отношении к членам грузино-имеретинской конторы, в продолжение царствования покойного Государя происходили следующие перемены: указом 10-го июня 1841 года повелело быть членом её обер-священнику отдельного кавказского корпуса, протоиерею Лаврентию Михайловскому, 165 а в 1843 году также викарию грузинскому, епископу горийскому Никифору, и с сего времени до конца царствования Императора Николая I состав конторы неизменно был в таком виде: председательствующий – экзарх Грузии, члены: викарий экзарха, два архимандрита и два протоиерея. Председательствующими экзархами в это время были: Иона (с 1821–1832), Моисей (1832–1834), Евгений (1834–1844), Исидор (1844–1855); членами: викарные: Никифор (1843–1852) и Иоанн (1852–1855); из архимандритов: телавской Успенской церкви Елевферий (с 1825–1828 г.), имеретинского Гаспатского монастыря Николай (1827–1835), Давид-Гареджийской пустыни Антоний (1827–1834), ректор тифлисской семинарии Евгений (1827–1834), ректор той же семинарии Сергий (1834–1841), Джруцкого в Имеретии монастыря Семеон (1834–1841), Давид-Гареджийской пустыни Иоанн (1835–1852 в сане архимандрита, а потом, с 1852–1855 г., в сане грузинского викария), ректоры семинарии: Флавиан (1841–1853), Израиль (1853–1855) и хирского Стефановского монастыря Геронтий (1854–1855); – из протоиереев: сионского Успенского в Тифлисе собора Иосиф Микадзе-Палавандов (1826–1833), тифлисского Спасонерукотворенного собора Димитрий Алексеев-Месхиев (1826–1855) и обер-священник отдельного закавказского корпуса Лаврентий Михайловский (1841–1855).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мертвой и зверски замученной. 6-го Апреля, днем, подростки-пастухи совершенно неожиданно наткнулись у каменной ограды двора местного старшины на труп девочки и в испуге закричали. Услышав их крик, работавший в лесу крестьянин Соломон Добраидзе отправился к ним и, к крайнему удивлению своему, увидел, что труп находился на том месте, мимо которого накануне вечером он проходил, розыскивая именно Сарру, и ничего не видел. Осматривая труп он заметил, что на руках между пальцами была вырезана мякоть. Мать несчастной девочки, осмотрев труп своей дочери, увидела на обеих руках значительные порезы; полюбопытствовала поднять ножку ребенка и под коленками усмотрела очень глубокие порезы. Платье и рубаха на девочке были те же, в которых она ушла из дому; они были совершенно сухи, только на трупе они оказались разорванными пополам. Кроме матери, еще 9 свидетелей показали, что на пальцах обеих рук девочки было вырезано мясо и под коленками обеих ног были «порядочные» (глубокие) порезанные раны, так что снаружи видны были даже жилы. По показанию 11-ти свидетелей, на трупе была рубаха и платье сухие, чистые, без всяких следов крови, грязи или песку. В разрез с этими показаниями на суде пошел только школьный учитель Филимон Микадзе, утверждавший, что труп Сарры в момент его нахождения, был обнаженный, а на руках и ногах были следы песку, тогда как на предварительном следствии он утверждал противное, именно, что ни на трупе, ни на платье следов песку или наносной земли не было. На вопрос прокурора: «чем свидетель может объяснить противоречие в своих показаниях?» Микадзе отвечал, что на предварительном следствии он допрашивался без присяги, а потому и счел возможным дать показание заведомо ложное с целью отвлечь подозрение от бедных (!!) евреев, на суде же показывает одну только правду (?), так как принимал присягу. Уездный врач Берно для осмотра трупа явился 27-го Апреля. т. е. три недели (кавказской жары) спустя после его нахождения. Акт осмотра он составил не на месте самого осмотра трупа, как требует закон, а у себя на квартире спустя три дня после осмотра, по одной своей памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

лит-ре//Там же. 1958. Вып. 11. С. 145-172 (на груз. яз.); Тбилиси в древней грузинской лит-ре//Тбилиси 1500: Юбил. сб. Тбилиси, 1958. С. 161-171 (на груз. яз.); Древнейший грузинский мон-рь близ Иерусалима и его мозаичная надпись//Этюды. 1960. Т. 6. С. 72-80 (на груз. яз.); Зарубежный груз. мыслитель и деятель IV в.//Там же. С. 5-17; Тбилиси в древнегрузинской художественной лит-ре//Там же. С. 120-130 (на груз. яз.); История груз. лит-ры. Тбилиси, 1960. T. 1: Древняя письменность/Ред.: А. Барамидзе, С. Кубанеишвили, М. Чиковани; 1966. Т. 2: Письменность XII-XVIII вв./Ред.: А. Барамидзе, В. Имедашвили, Г. Микадзе (на груз. яз.); Очерки по руствелологии: Сб./Сост.: С. Кубанеишвили. Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); Шота Руставели и его «Витязь в тигровой шкуре». Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); История древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1980. Т. 1; 1981. Т. 2 (на груз. яз.); История древнегруз. лит-ры V-XVIII вв. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Неопубликованная работа акад. Корнелия Кекелидзе//Мацне (Вестник)/Сер. языка и лит-ры/АН Груз. ССР. Тбилиси, 1993. Вып. 3/4. С. 195-205 (на груз. яз.); Священство и духовенство: Докл., прочит. в 1917 г. на Церк. Соборе//Мгзари (Край). Тбилиси, 2005. 1. С. 9-12 (на груз. яз.); Георгий Мтацминдели: 1000-летие//Сакартвелос мацне (Вестник Грузии). Тбилиси, 2009. 230. С. 11 (на груз. яз.). Изд.: Новые гимны в честь св. Або Тбилели//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1905. 13/14. С. 3-6 (на груз. яз.); Архиерейский служебник: По древнему тексту/Сост.: К. Кекелидзе, К. Цинцадзе. Тифлис, 1908 (на груз. яз.); Литургические груз. памятники в отечественных книгохранилищах и их науч. значение. Тифлис, 1908; Новооткрытый агиологический памятник иконоборческой ереси: Житие св. Романа Нового//ТКДА. 1910. Т. 2. 6. С. 201-238; Симеон Метафраст по груз. источникам//Там же. Т. 1. 2. С. 172-191; Эпизод из начальной истории егип. монашества//Там же. 1911. Т. 1. 2. С. 177-195; 3. С. 335-364; Древнегрузинский архиератикон: Груз. текст, изд. Комитетом Церк. музея. Тифлис, 1912; Иерусалимский канонарь VII в.: Груз.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

В то же время постепенно начинает формироваться возможность восприятия отдельных зрительных свойств. К 3–4 месяцам ребенок выделяет желто-синий, а к 4–5 месяцам – красно-зеленый компонент. Кроме этого, если объем мозга в целом к 4 месяцам жизни составляет примерно половину средних размеров мозга взрослого, то объем зрительной коры в этом возрасте уже достигает максимума. И уже к 5–7 годам формы клеток зрительной коры не отличаются от взрослых. От года до 3–4 лет специализация корковых зон, вовлекаемых в восприятие, невелика, она становится более дифференцированной лишь к 6–7 годам. В этот период в зрительных областях происходят существенные изменения, выражающиеся в их специализации в осуществлении отдельных зрительных операций. В 3, 4летнем возрасте наблюдается тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом являются необходимым фактором зрительного опознания. Образы, формирующиеся в результате взаимодействия рассматривания и ощупывания, носят еще фрагментарный характер. Представление об объектах складывается либо на основе целостного описания, либо на отражении их отдельных свойств. К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта, что способствует формированию дифференциального и более адекватного сенсорного образа (Микадзе Ю. В., 2008). Развитие зрительного восприятия Как уже говорилось выше, сама функция зрительного восприятия лежит в основе множества различных психических процессов, основанных на участии зрительного анализатора. Прежде всего это касается мышления, зрительной памяти, чтения и письма. Ранний возраст является наиболее чувствительным для накопления информации зрительного типа. Предлагаем вам ряд упражнений, которые помогут сделать этот процесс увлекательным и интересным. Игра представляет развивающий вариант диагностической методики. Ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с двух, затем три, четыре, пять). Задача ребенка – собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.

http://azbyka.ru/deti/igrat-s-rebenkom-k...

Краснодарский край в большинстве своем русский. Но в хадыженской школе классы были многонациональными. И хотя все говорили по-русски, Юрий с исследовательским жаром фиксировался на нетипичных фамилиях. Как-то раз в местной библиотеке нашел переводную монографию Б.О. Унбегауна «Русские фамилии». В ней подробно рассматривались типы фамилий и объяснялось, как по «внешнему виду», особенно по окончанию, определить происхождение. Три кавказца-одноклассника Эдик Абшилава, Нико Микадзе и Сачик Саарян тут же были классифицированы как мегрел (-ава), грузин (-дзе) и армянин (-ян). С тех пор, приезжая в крупные города, первым делом он бежал по книжным магазинам и просил маму покупать карты и словари разных языков: шведский, греческий, финский, венгерский, пушту, дари, лаосский. Однажды в 9-м классе в журнале «Наука и жизнь» он прочитал про конкурс на поступление в заочную математическую школу МГУ. Поступил. Проучился два года. Его пригласили на Олимпиаду по лингвистике, хотя все предыдущие годы в ней участвовали только москвичи. Юрий занял первое место, и завкафедрой лингвистики позвал одиннадцатиклассника поступать. Меньше всего Юрий собирался в Москву. Для хадыженского школьника это было как улететь на другую планету. Не без труда, на полупроходном балле, поступил и остался в столице заниматься наукой. Семья, дом и моя маленькая общинка – Вы росли без отца… – Да, но он присутствовал в семье. Это была осязаемая, любимая, почитаемая фигура. Авторитет – вот точное слово. Его нет, но он есть. Наверное, мама восполняла собой отсутствие отца. Всегда интересовалась моей жизнью, во всем поддерживала. Так, после 9-го класса мне вдруг взбрендило поехать в другой город поступать в педучилище, вместо того, чтобы закончить школу. Мама безропотно собрала вещи и поехала со мной. Уже на экзаменах я понял, что это как-то совсем не мое. Мама так же безропотно вернулась домой, ни разу меня не укорив. Считается, что для мальчиков расти без отца плохо, мол, они вырастают какие-то неправильные. Может, я и неправильный. Действительно, я мягкий, не кричу, не дерусь.

http://pravmir.ru/v-mire-detey-tyi-dolzh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010