Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН [греч. Ζνων] (V в.), свт. (пам. греч. 4 окт., 11 и 12 июня), еп. г. Курион (близ совр. Лимасола, Кипр). Единственный сохранившийся список краткого Жития З. (текст частично утрачен) содержится в Синаксаре Paris. gr. 1588, написанном в нач. XII в. в Иереев монастыре на Кипре. В этом Житии говорится, что З., уроженец г. Амафунта, боролся с ересью Нестория на Вселенском III Соборе (431) и отстаивал независимость Кипрской архиепископии от Антиохийского Патриархата. Житие также сообщает о том, что от гробницы святого совершались чудеса. В «Хожении» рус. игум. Даниила (нач. XII в.) при перечислении мощей кипрских святых мощи З. упоминаются после мощей свт. Епифания Кипрского и ап. Варнавы («Хожение» игум. Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 22). В наст. время мощи З. утрачены. О почитании З. на Кипре свидетельствуют его изображения в росписи ряда храмов: Аракос Панагии церкви (1192), собора Амасгу Богородицы женского монастыря (3-я четв. XII в.), собора мон-ря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (XIV в.). Во всех случаях образ святителя находится в алтарной части: в ц. Панагии Аракос и в соборе свт. Николая он включен в ряд поясных изображений св. кипрских епископов, представленных в медальонах в апсиде над композицией «Служба св. отцов», в соборе Богородицы Амасгу оплечное изображение З. помещено в жертвеннике. В «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) в числе почитаемых святыми кипрских архиереев после прав. Лазаря Четверодневного и свт. Тихона Амафунтского ( Leont. Makhair. Chronicle. § 30) назван Зинон, еп. Киринийский (в оригинале πισκπου Κιρυναων), к-рого издатель «Хроники» Р. М. Докинз отождествил с З. Предполагают, что З. является одним лицом с Зиноном, память которого отмечается в визант. календарях 12 июня. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) и в Иерусалимском списке Типикона Великой ц. (X-XI вв.) З. назван преподобным и упомянут вместе со свт. Трифиллием, еп. Лефкосийским (Никосийским) (SynCP. Col. 748; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 312), а в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) он именуется епископом ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 81). Кроме того, в греч. стишных синаксарях (SynCP. Col. 745) и в слав. стишных Прологах (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.) память З. и посвященное ему двустишие помещены под 11 июня. В ВМЧ и совр. календарь РПЦ имя З. не включено. В кипрском Синаксаре Paris. gr. 1588 Житие З. помещено под 4 окт.

http://pravenc.ru/text/199841.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 761), сщмч. (пам. греч. 4 июня), игум. Монагрийский. Упоминается в Житии прмч. Стефана Нового († 767) в числе пострадавших от иконоборцев: по приказу имп. Константина V Копронима его утопили в море, посадив в мешок и привязав к нему камень. Точное местонахождение Монагрийского мон-ря (греч. τς Μοναγρας) неизвестно. Среди участников Вселенского VII Собора (787) упоминается Григорий, игум. мон-ря Монагр (Μονγρος) ( Mansi. T. 13. P. 152). Вероятно, речь идет об одной и той же обители. Болландисты считали, что Монагрийский монастырь находился близ Кизика на горе Сигриан, по соседству с монастырями Мегас-Агрос и Микрос-Агрос. Дж. Хакетт высказал предположение (поддерживаемое кипр. исследователями), что И. был игуменом мон-ря арх. Михаила в с. Монагри на Кипре. По мнению Р. Жанена, эта обитель была расположена в Вифинии, хотя исследователь не исключал возможности, что речь шла об одном из кипрских мон-рей. На Кипре И. особо чтится в соседнем с Монагри Амасгу Богородицы женском монастыре , где находится совр. икона святого, написанная П. Фотиу в 1992 г. Память И. содержится в визант. стишных Синаксарях, где, несмотря на мученическую кончину, он назван преподобным (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.). Кипрской Православной Церковью И. чтится как преподобномученик. Из стишных Синаксарей память и двустишие И. были внесены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца , а при переводе визант. Синаксарей на слав. язык - в стишные Прологи (напр., ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.) и из них - в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 210 (2-я паг.)). В совр. календаре РПЦ память И. не отмечена. Ист.: BHG, N 1666; Analecta Graeca. P., 1688. P. 507; PG. 100. Col. 1165; SynCP. Col. 729, 1018; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 178. Лит.: ActaSS. Oct. T. 8. P. 130; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 167; Hackett J. Ιστορα τς Ορθοδξου Εκκλησας Κπρου/Transl. Χ. Παπαωννου. Αθναι, 1923. Τ. 2. Σ. 195; Janin. Grands centres. P. 168; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 227; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 1997 2. Σ. 34; PMBZ, N 3051; Καππας Δ. Χ. Οι μρτυρες της Κυπριακς Εκκλησας. Λεμεσς, 2000. Σ. 87-88. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469035.html

Кроме того, имеется пятнадцать женских епархиальных монастырей: Святого Ираклидия, Святого Пантелеимона Ахера, Архангела Михаила Аналионда, Богородицы в Кампии, Святой Феклы, Святого Кендея, Святого Мины, Святого Георгия Аламана, Сфалангиотиссы, Святителя Николая Кошачьего, Богородицы Амасгу, Живоносного Источника Глосса, Богородицы Амиру, Святителя Николая Орунда и Богородицы в Трикуккья. В них двести двадцать насельниц. В наше время монастыри особенно важны для Церкви Кипра: в них она находит опору своей деятельности, а народ Божий – утешение и прибежище. Их сосредоточенная молитва и ангельское житие исполняют слово Евангелия о совершенстве, подобающем христианину. Монахи для всех нас являются настоящими светочами, как и говорит святой Иоанн Лествичник : «Свет для мирян – монашеская жизнь». Монастыри находятся в добром согласии со своими епископами, и это не прибегая к специальным постановлениям, закрепленным Уставной хартией Церкви Кипра. Эти документы определяют отношения монастырей, в первую очередь епархиальных, а затем и ставропигиальных, с местным епископом. Епископ не злоупотребляет своей властью, относится к монастырям как отец и заступник, покровитель и защитник. Монастыри доверяют ему, как отцу, не испытывая ни подозрительности, ни боязни. По моему мнению, важная причина согласия между епископами и монастырями заключается в том, что у монастырей на Кипре есть свой взгляд на вещи, и Церковь позволяет это (конечно, в известных пределах). Полагаю, в этом – особенная ее заслуга, ибо не всякая Церковь дает своим игуменам и игумениям право голоса на выборах митрополитов, столь же полноценное, как и членов Священного Синода. Иными словами, они принимают участие в выборных собраниях и голосуют за достойного, по их мнению, кандидата. Полагаю, что это общение монастырей с Церковью , то, что они не изолированы от нее, но вполне ее члены, вселяет в них ответственность за положение Церкви в целом. Они могут выбирать, высказываться в пользу того духовного отца или митрополита, которого они хотели бы видеть своим пастырем. Это повышает значение как мужского, так и женского монашества. Вместе с тем это оказывает свое воздействие на того, кого Бог выбирает на место митрополита. Он знает, что при его избрании был учтен честный голос и вот этих смиренных монахов. Следовательно, он чувствует себя не только епископом, но и диаконом – служителем, который обязан заботиться о спасении этих людей, посвятивших себя Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

По стилю охридские фрески созвучны мозаикам монастыря Неа Мони на Хиосе, хотя искусство Охрида менее утонченное, более прямолинейное и жесткое. Пространственные отношения, отчетливо фиксирующие процесс начавшегося разворота фигур но отношению к фону, здесь восприняты даже более остро, чем в столичном памятнике, благодаря напряженным ракурсам и особому приему «вывернутых» сочленений форм. Динамика резких движений, немыслимые контрапосты, повороты и позы, подчеркнутые жесты, блистающие взоры – все насыщается энергией и экспрессией. Крупные мускулистые руки, большие ступни, орнаментализированные узоры суставов подчеркивают избыточность материи, особую внушительную убедительность ее существования, хотя и не имеющего точек соприкосновения с реальным миром вещей. Ритм предельно выразителен, ибо составлен из контрастных начал: крупного застылого рисунка силуэтов и множества мелких, хрупких, «стекловидных» складок, пульсирующее движение которых насыщает витальностью каждую форму. Стилизация – точеная геометрия ликов, линейная разделка волос, орнаментальный узор драпировок – придает этому искусству привкус особой изощренности, несмотря на внешнюю грубоватость. Решительные контрасты света и тени подчеркивают острую драматическую выразительность образов. Во фресках Охрида. кажется, преодолена та грань, которая отделяла утвердительное по интонациям искусство начала XI столетия от сурового стиля конца столетия, нашедшего отражение в серии памятников православного крута (фрески Амасгу, Монагри, Осиос Хризостомос в Греции, мозаики Торчелло в Италии). Сила здесь кажется не просто убедительной, но почти угрожающей; эмоции захватывают откровенностью выражения. Отсутствие спокойствия, привычной созерцательности компенсируется энергией духа. Этот суровый аскетический стиль родился в Константинополе. Он нашел отражение в недавно выявленных фрагментах росписи церкви Св. Ирины и внешней галереи храма Св. Софии, во фресках храмов Панагии Халкеон и Св. Софии в Салониках, а также в необычных миниатюрах рукописи из Национальной библиотеки в Афинах (gr. 76). Христианство в таком искусстве воспринято не как созерцание, а как драма, как борьба страстей, требующая огромного внутреннего напряжения. Отсюда – особая пластическая выразительность, экспрессия, энергия светотеневых контрастов, демонстративность всех художественных приемов, суровость в выражении ликов, активность в обращении к молящимся. Эта линия найдет продолжение в ансамблях рубежа XI и XII столетий и распространится довольно широко по всему православному миру 67 . Вместе с тем, при безусловности совпадений цикла в Охриде с общим потоком «сурового» стиля, очевиден и местный вкус, проявившийся в художественных характеристиках, в особой внутренней интонации; было бы заманчивым связать его с процессом славянизации византийского идеала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАСГУ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [греч. Παναγας Αμασγος; Богоматери Дамасской], в юж. части гор Троодос, близ дер. Монагри (Кипр), примерно в 20 км к северу от Лимасола ( Лимасольская митрополия ). Основан как муж. в нач. XII в. Тогда же была возведена небольшая однонефная базилика (перестроена в кон. XII в.), др. древние постройки мон-ря не сохранились. Из сигиллия (грамоты) 1700 г. Патриарха К-польского Каллиника II известно, что ок. 1630 г. Леонтий, митр. Немесский и Курийский, подарил мон-рь Патриарху Александрийскому Герасиму I , к-рый дар не принял. В 1698 г. свои права на мон-рь заявил один из его преемников, Патриарх Герасим II , но вскоре, несмотря на то что его требование о передаче мон-ря было удовлетворено митр. Китийским Иоанникием I, он отказался от своих притязаний. С тех пор мон-рь действовал как приходской храм. В XVIII в. он пришел в запустение и был приписан к мон-рю арх. Михаила. " Рождество Христово " . Фрагмент фрески из ц. Панагии Амасгу в Монагри (Кипр). Кон.. XII в. " Рождество Христово " . Фрагмент фрески из ц. Панагии Амасгу в Монагри (Кипр). Кон.. XII в. В кон. XX в. мон-рь был открыт как жен., на 2000 г. в нем было 5 насельниц - 4 монахини и игумения Епифания. В интерьере базилики сохранились росписи неск. периодов. 1-й - стилистически идентичен фрескам ц. Асину Панагии Форвиотиссы, датируемым ок. 1105-1106 гг. В апсиде - изображения св. Спиридона, еп. Тримифунтского (в люнете окна), и фигура почитаемого на Кипре мч. Афанасия Пентасхинита в диаконском облачении. Ко 2-му периоду относятся фрагменты сохранившихся фресок алтаря и сводов: сцены от Рождества Христова в юго-вост. углу наоса до Вознесения и Пятидесятницы в своде алтаря. В росписи представлены фигуры отдельных святых, среди к-рых изображения кипрских святителей. Стиль росписи напоминает образцы к-польского искусства кон. XII в. с элементами местного колорита. фрески 3-го периода, 1-й пол. XIV в., плохой сохранности, содержат изображения святых, в люнете сев.-вост. ниши - композиция «Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой». К 4-му периоду относится роспись 1564 г. в алтаре и нишах: в центральной юж. (Введение во храм Богородицы), центральной сев. (преподобные Феодосий Великий и Савва Освященный) и сев.-зап. (вмч. Георгий, мч. Мамант). Иконы Богоматери (1569) и Иоанна Предтечи (1529) в иконостасе являются образцами поствизант. искусства. Базилика была реставрирована в 1960 г., реставрация фресок проводилась в 1969-1972 гг. исследовательским центром изучения Византии Дамбартон-Окс.

http://pravenc.ru/text/114294.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (84) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2019-05-29) Происхождение изображения: Загружено 2019-05-29, анонимно. Описание: Панагия Амасгу (икона Пресвятой Богородицы, именуемая также Амасготисса, Хрисамасготисса)Кипр. Обитель Пресвятой Богородицы Амасгу находится в живописном ущелье близ сел Монагри, над рекой Курри, в епархии Лимассольской. С древних времен сохранился лишь соборный храм, где до сих пор видны дивные фрески, датируемые XI — XVI веками. История этого храма началась около 1000 года от Рождества Христова, когда время расцвета кипрского монашества и местной школы агиографии подходило к концу. В те благословенные времена основаны обители: Киккская, Махерасская, Трикуккии, Троодитиссы, Хрисорояитиссы, Честного Предтечи Месапотаму и другие. Самые ранние из фресок — праздничный цикл. Из них особенно хорошо сохранилось Сретение. К XIV относят сцену Причастия преподобным Зосимой святой Марии Египетской и изображения мученицы Варвары и Апостолов. В XVI веке храм украсился фреской Введения во храм Пресвятой Богородицы и иконостасом. От основания обитель была мужской. Последним монахом считается митрополит Киттийский Мелетий, несправедливо обвиненный по ложному доносу и оставивший свою митрополию, чтобы проводить здесь подвижническую жизнь, един ко Единому Богу взирая. Он скончался в 1870 году и был погребен близ Омодоса. Монастырские владения и многочисленные подворья ушли с молотка с 1950 по 1973 годы. На месте обители остались руины. Но и тогда не оскудел ручеек благочестивых паломников в это святое место. Они желали поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы Амасгу, которая подавала и подает дивные знамения верным, к Ней притекающим. По-разному разъясняют название этой иконы. Одни полагают, что оно происходит от словосочетания Панагия Дамаску, которое с течением лет превратилось сначала в Амаску, а затем — и в Амасгу. Но священник и жители села Монагри считают: в основе названия лежит слово «глаза» – «матья», на кипрском диалекте произносимое как «аммадкья». Считается, что икона имеет благодать исцелять болезни глаз, и потому издревле именовалась Аммадриотисса, а затем, со временем, стала Амасготиссой.

http://pravicon.com/image-33790

К др. направлению комниновского искусства относятся росписи в ц. св. Апостолов в Пера-Хорьо, 1160-1180 гг. ( Megaw, Hawkins. 1962. P. 347-348). Они выполнены в т. н. динамичном стиле ( Mouriki. 1980/1981. P. 110). Среди иконографических особенностей росписей ц. св. Апостолов следует отметить предстоящих Богоматери в конхе апсиды вместо архангелов апостолов Петра и Павла, которым посвящен храм, и размещение сцены «Успение Пресв. Богородицы» на сев. стене (позднее повторено в ц. Панагии Аракос). Прп. Антоний. Роспись ц. Панагии Асину. 1105/06 г. Прп. Антоний. Роспись ц. Панагии Асину. 1105/06 г. В посл. четв. XIII в. на К. работал к-польский худож. Феодор Апсевд , произведения которого относятся к «элегантному» направлению позднекомниновского искусства. В 1183 г. он выполнил росписи Энклистры (дословно «затвор», пещерная церковь) в Неофита прп. мон-ре близ Пафоса, в 1192 г.- в Аракос Панагии ц. близ Лагудеры (кроме фресок апсиды 2-й пол. XII в. ( Winfield. 1973. P. 24; Winfield D. C., Winfield J. 2007. P. 108; Sophocleous. 1998. P. 20, 42-43, 45-46) или, как считает А. Николаидис, 1185-1191 гг. ( Nicola ï d è s. 1996. P. 134)). Феодору Апсевду атрибутируют также 4 иконы: Божией Матери Елеусы и Христа Филантропа (в мон-ре прп. Неофита Затворника), Божией Матери Аракиотиссы и Христа Вседержителя из ц. Панагии Аракос (Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии) ( Papageorghiou A. 1992. P. 19). Творчество мастера оказало большое влияние на последующее кипрское иконописание ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 102). К направлению позднекомниновского искусства относятся также чуть более низкого качества росписи кон. XII - нач. XIII в. в церквах Христа Антифонита близ Калогреи, арх. Михаила в Като-Лефкаре (Ibid. Р. 89, 99; Nicola ï d è s. 1996. P. 137) и 2-й слой фресок ц. Панагии Амасгу ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 89). В ц. арх. Михаила «образцы Феодора Апсевда стали более тяжелыми и застывшими», а в ц. Панагии Амасгу - «невесомыми и декоративными» (Ibidem). Росписи ц. Христа Антифонита, по мнению В. Джурича и А. Вейл Карр, отражают усиление тенденции монументальности в позднекомниновском искусстве ( Djuri . 1976. P. 25; Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 99).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Файл 33522.jpg:   Размер: 497x663, 0.33 MPix, 176 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (90) , (1) . Описание: Панагия Амасгу (икона Пресвятой Богородицы, именуемая также Амасготисса, Хрисамасготисса)Кипр. Обитель Пресвятой Богородицы Амасгу находится в живописном ущелье близ сел Монагри, над рекой Курри, в епархии Лимассольской. С древних времен сохранился лишь соборный храм, где до сих пор видны дивные фрески, датируемые XI — XVI веками. История этого храма началась около 1000 года от Рождества Христова, когда время расцвета кипрского монашества и местной школы агиографии подходило к концу. В те бл[...] Файл 33790.jpg:   Размер: 214x349, 0.07 MPix, 25 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (84) , (1) . Описание: Вологодская Пресвятая Богородица. XIX век. 25 х 26 см. Частное собрание, Франция. (Icône sur bois “Vierge de Tchernikov”. Travail russe fin XIXe siècle. Bon état, usures à la dorure.) См. иконный образец http://pravicon.com/image-31777 Файл 33794.jpg:   Размер: 767x889, 0.68 MPix, 251 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (84) , (1) . Описание: Однажды в сонном видении он (святитель Григорий, епископ Неокесарийский)увидел Пречистую с Ап. Иоанном Богословом в архиерейском облачении, который научил и раскрыл Григорию суть всех догматов Христианской Веры. После этого святитель написал, на основе своего общения с апостолом любви, особый «Символ Веры», который был принят Первым Вселенским Собором и являлся его собственным осмыслением догматов веры. В своем «Точном изложении Православной Веры» прп. Иоанн Дамаскин приводит, защищая догмат о С[...] Файл 33795.jpg:   Размер: 800x489, 0.39 MPix, 421 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (57) , (1) . Описание: В Бельгии в праздник Успения Богородицы (28 августа 2005) года,чудесно обретена икона Божией Матери. Настоятель прихода Рождества Христова в Антверпене (Брюссельско-Бельгийская Архиепископия Русской Православной Церкви) священник Андрей Елисеев прислал сегодня в пресс-службу Московской Патриархии письмо, в котором излагается история обретения иконы Божией Матери. 28 августа 2005 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в русском православном приходе Рождества Христова в Антверпене со[...]

http://pravicon.com/icon-613-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР ПРОКАЖЕННЫЙ Прп. Никифор Прокаженный. Икона. 2001 г. Иконописец П. Амакрус (мон-рь Панагии Амасгу, Кипр) Прп. Никифор Прокаженный. Икона. 2001 г. Иконописец П. Амакрус (мон-рь Панагии Амасгу, Кипр) [Греч. Νικφορος Λεπρς; в миру Николай Дзанакакис (Τζανακκης)] (1890, Крит - 1964, Афины), прп. (пам. греч. 4 янв.). Род. в дер. Сирикари, в зап. части о-ва Крит, в крестьянской семье. Родители Николая умерли, когда он был еще маленьким, и мальчик остался на попечении деда. Когда Николаю исполнилось 13 лет, дед отдал его на обучение парикмахеру в г. Ханья. Вскоре у Николая обнаружились первые признаки проказы, в то время неизлечимого заболевания. Чтобы не попасть на о-в Спиналонга (близ Крита), где находился лепрозорий, мальчик в течение 3 лет скрывал болезнь. Когда в 16 лет ее признаки стали заметны, уехал в Александрию. Спустя неск. лет, проведенных в Египте, признаки проказы проявились у него на лице и на руках, и болезнь уже нельзя было скрыть. Николай встретил некоего священника, к-рый посоветовал ему ехать на о-в Хиос, в лепрозорий, где в то время подвизался прп. Анфим (Вайянос) († 1960; пам. греч. 15 февр., канонизирован в 1992). Прп. Анфим сам был уроженцем Хиоса и с юных лет вел монашескую жизнь. После рукоположения во иерея ему дали послушание собирать милостыню для местного лепрозория. Увидев, в какой нищете живут больные и какие страдания они переносят, прп. Анфим посвятил себя заботе о прокаженных. Он не гнушался ухаживать за теми, у кого болезнь принимала самые ужасные формы, и всячески способствовал облегчению их тягот, организовал подобие монашеской общины. На территории лепрозория действовала небольшая ц. св. Лазаря, где хранился чудотворный образ Пресв. Богородицы. Поскольку Анфим совершал чудеса исцеления, в лепрозорий стали приходить страдающие др. болезнями и получать облегчение. Многие прокаженные принимали постриг. Когда в 1914 г. на Хиос прибыл Николай Дзанакакис (в возрасте 24 лет), он сразу же поступил под духовное окормление прп. Анфима, к-рый через 2 года постриг его в монашество с именем Никифор. Несмотря на прогрессирующую болезнь, Н. П. занимался садово-огородными работами, пел в храме. Благодаря руководству прп. Анфима, чьи чудеса Н. П. записывал, умножались его добродетели, среди к-рых выделялись присущие Н. П. терпение и любовь к ближнему. От Господа получил дары пророчества и утешения страждущих. В конце жизни Н. П. ослеп из-за проказы и пел на богослужениях по памяти.

http://pravenc.ru/text/2565542.html

255 Штендер Г. Μ. Композиция «Константин и Елена» в новгородском Софийском соборе и росписи деревянных сооружений домонгольской Руси//Архитектурное наследство и реставрация. Μ., 1988. С. 188–207. 256 Poppe A. The Building... P. 46 ff.; Поппэ А. Феофана Новгородская//НИС. СПб., 1997. Вып. 6 (16). С. 118. 258 Oikonomidis N. St. George of Mangana, Maria Sklerina and the «Malij Sion» of Novgorod//DOP. 1981. Vol. 34/35. P. 239–246. 259 Значительный разрыв, разделяющий время построения храма и его роспись, В. Н. Лазарев объясняет снижением культурной и строительной инициативы князей, обновление которой приходится уже на время князя Мстислава, украсившего город многочисленными постройками (см.: Лазарев В. П. О росписи Софии... С. 117–118). 262 Воронин H. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Μ., 1961. Т. 1. Рис. 133. С. 273; Лифшиц Л. И. К вопросу о реконструкции программ храмовых росписей Владимиро-Суздальской Руси XII в.//Дмитриевский собор: К 800-летию памятника. Μ.. 1997. С. 158 и сл. (далее этот сборник статей – Дмитриевский собор). 264 Popovich L. D. Prophets and their texts in Novgorod’s St. Sophia: a comparative study with prophet representation from the Byzantine Diaspora of the 12th century//XVIII Конгресс византинистов: Рез. сообщ. Μ., 1991. С. 921–922. 269 Неправомочность идентификации этих композиций с хронологическим рядом, предшествующим Распятию, показана Л. И. Лифшицем. См.: Лифшиц Л. И. К реконструкции росписи Софийского собора... С. 158–161. 274 В Софии было три кратира, каждый объемом около 2,5 л (см.: Стерлигова И. А. Памятники золотого и серебряного дела... С. 311 и сл.). 279 Прашков Л. Новооткрытые росписи рубежа XI–XII вв. в кладбищенской церкви Михаила Архангела в городе Рила в Болгарии//ДРИ. Византия. Русь. Западная Европа. Искусство и культура. СПб., 2002. Ил. на с. 105. 280 Росписи в монастыре Осиос Хризостомос (1092–1102), росписи в Монагри – Панагии Амасгу, Панагии Форвитиоссы в Асину, Панагии Теотокос в Трикомо, первая четверть XII в. (см.: Mango С. The Monastery of Hosios Chrisostomos at Koutsovendis (Cyprus) and Its Wall Painting//DOP. 1990. Vol. 44. P. 63 ff.; Mouriki D. Stylistic Trends in Monumental Painting of Greece during the 11th and 12th centuries//DOP. 1980–1981. Vol. 34/35. P. 99 ff.; Slylianou A. and J. Painted Churches of Cyprus. London. 1985. P. 114 ff.; 238 ff. ; 486 ff.; Boyd S. The Church of the Panagia to Antasgou, Monagry Cyprus and Its Wall Painting//DOP. 1974. Vol. 28. P. 275 ff.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003