Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАСГУ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [греч. Παναγας Αμασγος; Богоматери Дамасской], в юж. части гор Троодос, близ дер. Монагри (Кипр), примерно в 20 км к северу от Лимасола ( Лимасольская митрополия ). Основан как муж. в нач. XII в. Тогда же была возведена небольшая однонефная базилика (перестроена в кон. XII в.), др. древние постройки мон-ря не сохранились. Из сигиллия (грамоты) 1700 г. Патриарха К-польского Каллиника II известно, что ок. 1630 г. Леонтий, митр. Немесский и Курийский, подарил мон-рь Патриарху Александрийскому Герасиму I , к-рый дар не принял. В 1698 г. свои права на мон-рь заявил один из его преемников, Патриарх Герасим II , но вскоре, несмотря на то что его требование о передаче мон-ря было удовлетворено митр. Китийским Иоанникием I, он отказался от своих притязаний. С тех пор мон-рь действовал как приходской храм. В XVIII в. он пришел в запустение и был приписан к мон-рю арх. Михаила. " Рождество Христово " . Фрагмент фрески из ц. Панагии Амасгу в Монагри (Кипр). Кон.. XII в. " Рождество Христово " . Фрагмент фрески из ц. Панагии Амасгу в Монагри (Кипр). Кон.. XII в. В кон. XX в. мон-рь был открыт как жен., на 2000 г. в нем было 5 насельниц - 4 монахини и игумения Епифания. В интерьере базилики сохранились росписи неск. периодов. 1-й - стилистически идентичен фрескам ц. Асину Панагии Форвиотиссы, датируемым ок. 1105-1106 гг. В апсиде - изображения св. Спиридона, еп. Тримифунтского (в люнете окна), и фигура почитаемого на Кипре мч. Афанасия Пентасхинита в диаконском облачении. Ко 2-му периоду относятся фрагменты сохранившихся фресок алтаря и сводов: сцены от Рождества Христова в юго-вост. углу наоса до Вознесения и Пятидесятницы в своде алтаря. В росписи представлены фигуры отдельных святых, среди к-рых изображения кипрских святителей. Стиль росписи напоминает образцы к-польского искусства кон. XII в. с элементами местного колорита. фрески 3-го периода, 1-й пол. XIV в., плохой сохранности, содержат изображения святых, в люнете сев.-вост. ниши - композиция «Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой». К 4-му периоду относится роспись 1564 г. в алтаре и нишах: в центральной юж. (Введение во храм Богородицы), центральной сев. (преподобные Феодосий Великий и Савва Освященный) и сев.-зап. (вмч. Георгий, мч. Мамант). Иконы Богоматери (1569) и Иоанна Предтечи (1529) в иконостасе являются образцами поствизант. искусства. Базилика была реставрирована в 1960 г., реставрация фресок проводилась в 1969-1972 гг. исследовательским центром изучения Византии Дамбартон-Окс.

http://pravenc.ru/text/114294.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Монастырь основан как мужской в начале XII века. Тогда же была возведена небольшая однонефная базилика (перестроена в конце XII века), другие древние постройки монастыря не сохранились. Название монастырь получил своё название от иконы Пресвятой Богородицы, привезённой на Кипр из Дамаска. Из сигиллия (грамоты) 1700 года патриарха Константинопольского Каллиника II известно, что около 1630 года Леонтий, митр. Немесский и Курийский , подарил монастырь патриарху Александрийскому Герасиму I , который дар не принял. В 1698 году свои права на монастырь заявил один из его преемников, патриарх Герасим II , но вскоре, несмотря на то что его требование о передаче монастыря было удовлетворено митр. Китийским Иоанникием I , он отказался от своих притязаний. С тех пор монастырь действовал как приходской храм. В XVIII веке он пришел в запустение и был приписан к монастырю арх. Михаила. В конце XX века монастырь был открыт как женский, на 2000 год в нем было пять насельниц - четыре монахини и игумения Епифания. В монастыре особо почитается прмч. Иоанн Монагрийский (+ 761). Неподалеку от монастыря находится скит св. Иоанна Монагрийского , в котором находятся пещера (по преданию, место подвигов святого) и честная глава св. Иоанна, обретенная здесь же . Росписи В интерьере базилики сохранились росписи несколько периодов. Первый - стилистически идентичен фрескам церкви Асину Панагии Форвиотиссы, датируемым около 1105-1106 годов. В апсиде - изображения св. Спиридона, еп. Тримифунтского (в люнете окна), и фигура почитаемого на Кипре мч. Афанасия Пентасхинита в диаконском облачении. Ко второму периоду относятся фрагменты сохранившихся фресок алтаря и сводов: сцены от Рождества Христова в юго-восточном углу наоса до Вознесения и Пятидесятницы в своде алтаря. В росписи представлены фигуры отдельных святых, среди которых изображения кипрских святителей. Стиль росписи напоминает образцы константинопольского искусства конца XII  веке с элементами местного колорита. Фрески третьего периода, первой половины XIV века, плохой сохранности, содержат изображения святых, в люнете северо-восточной ниши - композиция " Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой " . К четвертому периоду относится роспись 1564 года в алтаре и нишах: в центральной южной (Введение во храм Богородицы), центральной северной (преподобные Феодосий Великий и Савва Освященный ) и сев.-зап. (вмч. Георгий Победоносец , мч. Мамант ). Иконы Богоматери (1569) и Иоанна Предтечи (1529) в иконостасе являются образцами поствизантийского искусства. Базилика была реставрирована в 1960 году, реставрация фресок проводилась в 1969-1972 годах исследовательским центром изучения Византии Дамбартон-Окс.

http://drevo-info.ru/articles/13680928.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @20407@ Подпись к иллюстрации: Мощи (глава) св. Иоанна Манагрийского. Женский монастырь Богородицы Амасгу. Монагрийский скит Размер файла: 164.88 Кб Кто разместил: Зоран Дата размещения 17.02.2022 15:21:53 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/20407.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН МОНАГРИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона священномученика Иоанна Монагрийского Мощи (глава) св. Иоанна Манагрийского. Женский монастырь Богородицы Амасгу. Монагрийский скит Редакция текста от: 13.03.2022 13:49:08 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/6022.html

Развалины древнего Амафунта находятся в пригороде Лимасола. Первый епископ Амафунта Аристоклиан был поставлен апостолами Павлом и Варнавой. В этом городе родились такие значительные церковные деятели, как свт. Тихон , еп. Амафунтский, свт. Иоанн V (III) Милостивый , патриарх Александрийский, прп. Анастасий Синаит . В кон. VII в. в результате нападений арабов Амафунт окончательно запустел. В 2015 г. в Л. м. насчитывалось 125 приходских храмов (из них 21 - в Амафунтской епископии), 219 парекклисионов, 4 муж. мон-ря (св. Иоанна Предтечи (Меса-Потамос), Христа Советника (вмч. Георгия Победоносца) близ с. Сотира, арх. Михаила в Монагри, скит Воскресения Христова близ с. Вуни) и 6 женских ( Георгия Аламана мон-рь, Глосса Богородицы мон-рь, Амасгу Богородицы женский мон-рь , мон-ри свт. Николая Чудотворца «Кошачьего», Пресв. Богородицы «тис Амирус» и Пресв. Богородицы Сфалангиотиссы), действовали организации Нищелюбивое братство Лимасола, Православный христианский союз молодежи, фонд Соломона Панагидиса, общество «Друзья фонда Соломона Панагидиса», центр поддержки детей и подростков, молодежный центр «Архондарики», центр семейного руководства, бесплатная столовая, школа церковной и народной музыки, иконописная школа, б-ка, Кипрский центр исследования окружающей среды и обучения. Русскоязычной общине в 1995 г. для совершения богослужения был выделен парекклисион прп. Стилиана в лимасольском районе Линопетра, в 2010 г.- ц. Христа Человеколюбца в районе Закаки. Кроме того, существует храм-часовня свт. Алексия, митр. Московского, в районе Калойири и планируется строительство большой ц. свт. Николая Чудотворца. Византийские памятники архитектуры и живописи на территории Л. м. Византийские церкви в центре Лимасола до настоящего времени не сохранились. Лишь на окраине, в районе Пано-Полемидия, уцелела ц. вмц. Анастасии Узорешительницы XII-XIII вв. с росписями XIV в. и в лимасольских пригородах Гермасойя и Агия-Филакси - церкви мц. Христины (XII в., с фрагментами фресок XIV-XV вв.) и ап.

http://pravenc.ru/text/2110505.html

По стилю охридские фрески созвучны мозаикам монастыря Неа Мони на Хиосе, хотя искусство Охрида менее утонченное, более прямолинейное и жесткое. Пространственные отношения, отчетливо фиксирующие процесс начавшегося разворота фигур но отношению к фону, здесь восприняты даже более остро, чем в столичном памятнике, благодаря напряженным ракурсам и особому приему «вывернутых» сочленений форм. Динамика резких движений, немыслимые контрапосты, повороты и позы, подчеркнутые жесты, блистающие взоры – все насыщается энергией и экспрессией. Крупные мускулистые руки, большие ступни, орнаментализированные узоры суставов подчеркивают избыточность материи, особую внушительную убедительность ее существования, хотя и не имеющего точек соприкосновения с реальным миром вещей. Ритм предельно выразителен, ибо составлен из контрастных начал: крупного застылого рисунка силуэтов и множества мелких, хрупких, «стекловидных» складок, пульсирующее движение которых насыщает витальностью каждую форму. Стилизация – точеная геометрия ликов, линейная разделка волос, орнаментальный узор драпировок – придает этому искусству привкус особой изощренности, несмотря на внешнюю грубоватость. Решительные контрасты света и тени подчеркивают острую драматическую выразительность образов. Во фресках Охрида. кажется, преодолена та грань, которая отделяла утвердительное по интонациям искусство начала XI столетия от сурового стиля конца столетия, нашедшего отражение в серии памятников православного крута (фрески Амасгу, Монагри, Осиос Хризостомос в Греции, мозаики Торчелло в Италии). Сила здесь кажется не просто убедительной, но почти угрожающей; эмоции захватывают откровенностью выражения. Отсутствие спокойствия, привычной созерцательности компенсируется энергией духа. Этот суровый аскетический стиль родился в Константинополе. Он нашел отражение в недавно выявленных фрагментах росписи церкви Св. Ирины и внешней галереи храма Св. Софии, во фресках храмов Панагии Халкеон и Св. Софии в Салониках, а также в необычных миниатюрах рукописи из Национальной библиотеки в Афинах (gr. 76). Христианство в таком искусстве воспринято не как созерцание, а как драма, как борьба страстей, требующая огромного внутреннего напряжения. Отсюда – особая пластическая выразительность, экспрессия, энергия светотеневых контрастов, демонстративность всех художественных приемов, суровость в выражении ликов, активность в обращении к молящимся. Эта линия найдет продолжение в ансамблях рубежа XI и XII столетий и распространится довольно широко по всему православному миру 67 . Вместе с тем, при безусловности совпадений цикла в Охриде с общим потоком «сурового» стиля, очевиден и местный вкус, проявившийся в художественных характеристиках, в особой внутренней интонации; было бы заманчивым связать его с процессом славянизации византийского идеала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (84) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2019-05-29) Происхождение изображения: Загружено 2019-05-29, анонимно. Описание: Панагия Амасгу (икона Пресвятой Богородицы, именуемая также Амасготисса, Хрисамасготисса)Кипр. Обитель Пресвятой Богородицы Амасгу находится в живописном ущелье близ сел Монагри, над рекой Курри, в епархии Лимассольской. С древних времен сохранился лишь соборный храм, где до сих пор видны дивные фрески, датируемые XI — XVI веками. История этого храма началась около 1000 года от Рождества Христова, когда время расцвета кипрского монашества и местной школы агиографии подходило к концу. В те благословенные времена основаны обители: Киккская, Махерасская, Трикуккии, Троодитиссы, Хрисорояитиссы, Честного Предтечи Месапотаму и другие. Самые ранние из фресок — праздничный цикл. Из них особенно хорошо сохранилось Сретение. К XIV относят сцену Причастия преподобным Зосимой святой Марии Египетской и изображения мученицы Варвары и Апостолов. В XVI веке храм украсился фреской Введения во храм Пресвятой Богородицы и иконостасом. От основания обитель была мужской. Последним монахом считается митрополит Киттийский Мелетий, несправедливо обвиненный по ложному доносу и оставивший свою митрополию, чтобы проводить здесь подвижническую жизнь, един ко Единому Богу взирая. Он скончался в 1870 году и был погребен близ Омодоса. Монастырские владения и многочисленные подворья ушли с молотка с 1950 по 1973 годы. На месте обители остались руины. Но и тогда не оскудел ручеек благочестивых паломников в это святое место. Они желали поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы Амасгу, которая подавала и подает дивные знамения верным, к Ней притекающим. По-разному разъясняют название этой иконы. Одни полагают, что оно происходит от словосочетания Панагия Дамаску, которое с течением лет превратилось сначала в Амаску, а затем — и в Амасгу. Но священник и жители села Монагри считают: в основе названия лежит слово «глаза» – «матья», на кипрском диалекте произносимое как «аммадкья». Считается, что икона имеет благодать исцелять болезни глаз, и потому издревле именовалась Аммадриотисса, а затем, со временем, стала Амасготиссой.

http://pravicon.com/image-33790

К др. направлению комниновского искусства относятся росписи в ц. св. Апостолов в Пера-Хорьо, 1160-1180 гг. ( Megaw, Hawkins. 1962. P. 347-348). Они выполнены в т. н. динамичном стиле ( Mouriki. 1980/1981. P. 110). Среди иконографических особенностей росписей ц. св. Апостолов следует отметить предстоящих Богоматери в конхе апсиды вместо архангелов апостолов Петра и Павла, которым посвящен храм, и размещение сцены «Успение Пресв. Богородицы» на сев. стене (позднее повторено в ц. Панагии Аракос). Прп. Антоний. Роспись ц. Панагии Асину. 1105/06 г. Прп. Антоний. Роспись ц. Панагии Асину. 1105/06 г. В посл. четв. XIII в. на К. работал к-польский худож. Феодор Апсевд , произведения которого относятся к «элегантному» направлению позднекомниновского искусства. В 1183 г. он выполнил росписи Энклистры (дословно «затвор», пещерная церковь) в Неофита прп. мон-ре близ Пафоса, в 1192 г.- в Аракос Панагии ц. близ Лагудеры (кроме фресок апсиды 2-й пол. XII в. ( Winfield. 1973. P. 24; Winfield D. C., Winfield J. 2007. P. 108; Sophocleous. 1998. P. 20, 42-43, 45-46) или, как считает А. Николаидис, 1185-1191 гг. ( Nicola ï d è s. 1996. P. 134)). Феодору Апсевду атрибутируют также 4 иконы: Божией Матери Елеусы и Христа Филантропа (в мон-ре прп. Неофита Затворника), Божией Матери Аракиотиссы и Христа Вседержителя из ц. Панагии Аракос (Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии) ( Papageorghiou A. 1992. P. 19). Творчество мастера оказало большое влияние на последующее кипрское иконописание ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 102). К направлению позднекомниновского искусства относятся также чуть более низкого качества росписи кон. XII - нач. XIII в. в церквах Христа Антифонита близ Калогреи, арх. Михаила в Като-Лефкаре (Ibid. Р. 89, 99; Nicola ï d è s. 1996. P. 137) и 2-й слой фресок ц. Панагии Амасгу ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 89). В ц. арх. Михаила «образцы Феодора Апсевда стали более тяжелыми и застывшими», а в ц. Панагии Амасгу - «невесомыми и декоративными» (Ibidem). Росписи ц. Христа Антифонита, по мнению В. Джурича и А. Вейл Карр, отражают усиление тенденции монументальности в позднекомниновском искусстве ( Djuri . 1976. P. 25; Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 99).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Файл 33522.jpg:   Размер: 497x663, 0.33 MPix, 176 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (90) , (1) . Описание: Панагия Амасгу (икона Пресвятой Богородицы, именуемая также Амасготисса, Хрисамасготисса)Кипр. Обитель Пресвятой Богородицы Амасгу находится в живописном ущелье близ сел Монагри, над рекой Курри, в епархии Лимассольской. С древних времен сохранился лишь соборный храм, где до сих пор видны дивные фрески, датируемые XI — XVI веками. История этого храма началась около 1000 года от Рождества Христова, когда время расцвета кипрского монашества и местной школы агиографии подходило к концу. В те бл[...] Файл 33790.jpg:   Размер: 214x349, 0.07 MPix, 25 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (84) , (1) . Описание: Вологодская Пресвятая Богородица. XIX век. 25 х 26 см. Частное собрание, Франция. (Icône sur bois “Vierge de Tchernikov”. Travail russe fin XIXe siècle. Bon état, usures à la dorure.) См. иконный образец http://pravicon.com/image-31777 Файл 33794.jpg:   Размер: 767x889, 0.68 MPix, 251 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (84) , (1) . Описание: Однажды в сонном видении он (святитель Григорий, епископ Неокесарийский)увидел Пречистую с Ап. Иоанном Богословом в архиерейском облачении, который научил и раскрыл Григорию суть всех догматов Христианской Веры. После этого святитель написал, на основе своего общения с апостолом любви, особый «Символ Веры», который был принят Первым Вселенским Собором и являлся его собственным осмыслением догматов веры. В своем «Точном изложении Православной Веры» прп. Иоанн Дамаскин приводит, защищая догмат о С[...] Файл 33795.jpg:   Размер: 800x489, 0.39 MPix, 421 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (57) , (1) . Описание: В Бельгии в праздник Успения Богородицы (28 августа 2005) года,чудесно обретена икона Божией Матери. Настоятель прихода Рождества Христова в Антверпене (Брюссельско-Бельгийская Архиепископия Русской Православной Церкви) священник Андрей Елисеев прислал сегодня в пресс-службу Московской Патриархии письмо, в котором излагается история обретения иконы Божией Матери. 28 августа 2005 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в русском православном приходе Рождества Христова в Антверпене со[...]

http://pravicon.com/icon-613-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР ПРОКАЖЕННЫЙ Прп. Никифор Прокаженный. Икона. 2001 г. Иконописец П. Амакрус (мон-рь Панагии Амасгу, Кипр) Прп. Никифор Прокаженный. Икона. 2001 г. Иконописец П. Амакрус (мон-рь Панагии Амасгу, Кипр) [Греч. Νικφορος Λεπρς; в миру Николай Дзанакакис (Τζανακκης)] (1890, Крит - 1964, Афины), прп. (пам. греч. 4 янв.). Род. в дер. Сирикари, в зап. части о-ва Крит, в крестьянской семье. Родители Николая умерли, когда он был еще маленьким, и мальчик остался на попечении деда. Когда Николаю исполнилось 13 лет, дед отдал его на обучение парикмахеру в г. Ханья. Вскоре у Николая обнаружились первые признаки проказы, в то время неизлечимого заболевания. Чтобы не попасть на о-в Спиналонга (близ Крита), где находился лепрозорий, мальчик в течение 3 лет скрывал болезнь. Когда в 16 лет ее признаки стали заметны, уехал в Александрию. Спустя неск. лет, проведенных в Египте, признаки проказы проявились у него на лице и на руках, и болезнь уже нельзя было скрыть. Николай встретил некоего священника, к-рый посоветовал ему ехать на о-в Хиос, в лепрозорий, где в то время подвизался прп. Анфим (Вайянос) († 1960; пам. греч. 15 февр., канонизирован в 1992). Прп. Анфим сам был уроженцем Хиоса и с юных лет вел монашескую жизнь. После рукоположения во иерея ему дали послушание собирать милостыню для местного лепрозория. Увидев, в какой нищете живут больные и какие страдания они переносят, прп. Анфим посвятил себя заботе о прокаженных. Он не гнушался ухаживать за теми, у кого болезнь принимала самые ужасные формы, и всячески способствовал облегчению их тягот, организовал подобие монашеской общины. На территории лепрозория действовала небольшая ц. св. Лазаря, где хранился чудотворный образ Пресв. Богородицы. Поскольку Анфим совершал чудеса исцеления, в лепрозорий стали приходить страдающие др. болезнями и получать облегчение. Многие прокаженные принимали постриг. Когда в 1914 г. на Хиос прибыл Николай Дзанакакис (в возрасте 24 лет), он сразу же поступил под духовное окормление прп. Анфима, к-рый через 2 года постриг его в монашество с именем Никифор. Несмотря на прогрессирующую болезнь, Н. П. занимался садово-огородными работами, пел в храме. Благодаря руководству прп. Анфима, чьи чудеса Н. П. записывал, умножались его добродетели, среди к-рых выделялись присущие Н. П. терпение и любовь к ближнему. От Господа получил дары пророчества и утешения страждущих. В конце жизни Н. П. ослеп из-за проказы и пел на богослужениях по памяти.

http://pravenc.ru/text/2565542.html

  001     002    003