Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН [греч. Ζνων] (V в.), свт. (пам. греч. 4 окт., 11 и 12 июня), еп. г. Курион (близ совр. Лимасола, Кипр). Единственный сохранившийся список краткого Жития З. (текст частично утрачен) содержится в Синаксаре Paris. gr. 1588, написанном в нач. XII в. в Иереев монастыре на Кипре. В этом Житии говорится, что З., уроженец г. Амафунта, боролся с ересью Нестория на Вселенском III Соборе (431) и отстаивал независимость Кипрской архиепископии от Антиохийского Патриархата. Житие также сообщает о том, что от гробницы святого совершались чудеса. В «Хожении» рус. игум. Даниила (нач. XII в.) при перечислении мощей кипрских святых мощи З. упоминаются после мощей свт. Епифания Кипрского и ап. Варнавы («Хожение» игум. Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 22). В наст. время мощи З. утрачены. О почитании З. на Кипре свидетельствуют его изображения в росписи ряда храмов: Аракос Панагии церкви (1192), собора Амасгу Богородицы женского монастыря (3-я четв. XII в.), собора мон-ря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (XIV в.). Во всех случаях образ святителя находится в алтарной части: в ц. Панагии Аракос и в соборе свт. Николая он включен в ряд поясных изображений св. кипрских епископов, представленных в медальонах в апсиде над композицией «Служба св. отцов», в соборе Богородицы Амасгу оплечное изображение З. помещено в жертвеннике. В «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) в числе почитаемых святыми кипрских архиереев после прав. Лазаря Четверодневного и свт. Тихона Амафунтского ( Leont. Makhair. Chronicle. § 30) назван Зинон, еп. Киринийский (в оригинале πισκπου Κιρυναων), к-рого издатель «Хроники» Р. М. Докинз отождествил с З. Предполагают, что З. является одним лицом с Зиноном, память которого отмечается в визант. календарях 12 июня. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) и в Иерусалимском списке Типикона Великой ц. (X-XI вв.) З. назван преподобным и упомянут вместе со свт. Трифиллием, еп. Лефкосийским (Никосийским) (SynCP. Col. 748; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 312), а в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) он именуется епископом ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 81). Кроме того, в греч. стишных синаксарях (SynCP. Col. 745) и в слав. стишных Прологах (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.) память З. и посвященное ему двустишие помещены под 11 июня. В ВМЧ и совр. календарь РПЦ имя З. не включено. В кипрском Синаксаре Paris. gr. 1588 Житие З. помещено под 4 окт.

http://pravenc.ru/text/199841.html

255 Штендер Г. Μ. Композиция «Константин и Елена» в новгородском Софийском соборе и росписи деревянных сооружений домонгольской Руси//Архитектурное наследство и реставрация. Μ., 1988. С. 188–207. 256 Poppe A. The Building... P. 46 ff.; Поппэ А. Феофана Новгородская//НИС. СПб., 1997. Вып. 6 (16). С. 118. 258 Oikonomidis N. St. George of Mangana, Maria Sklerina and the «Malij Sion» of Novgorod//DOP. 1981. Vol. 34/35. P. 239–246. 259 Значительный разрыв, разделяющий время построения храма и его роспись, В. Н. Лазарев объясняет снижением культурной и строительной инициативы князей, обновление которой приходится уже на время князя Мстислава, украсившего город многочисленными постройками (см.: Лазарев В. П. О росписи Софии... С. 117–118). 262 Воронин H. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Μ., 1961. Т. 1. Рис. 133. С. 273; Лифшиц Л. И. К вопросу о реконструкции программ храмовых росписей Владимиро-Суздальской Руси XII в.//Дмитриевский собор: К 800-летию памятника. Μ.. 1997. С. 158 и сл. (далее этот сборник статей – Дмитриевский собор). 264 Popovich L. D. Prophets and their texts in Novgorod’s St. Sophia: a comparative study with prophet representation from the Byzantine Diaspora of the 12th century//XVIII Конгресс византинистов: Рез. сообщ. Μ., 1991. С. 921–922. 269 Неправомочность идентификации этих композиций с хронологическим рядом, предшествующим Распятию, показана Л. И. Лифшицем. См.: Лифшиц Л. И. К реконструкции росписи Софийского собора... С. 158–161. 274 В Софии было три кратира, каждый объемом около 2,5 л (см.: Стерлигова И. А. Памятники золотого и серебряного дела... С. 311 и сл.). 279 Прашков Л. Новооткрытые росписи рубежа XI–XII вв. в кладбищенской церкви Михаила Архангела в городе Рила в Болгарии//ДРИ. Византия. Русь. Западная Европа. Искусство и культура. СПб., 2002. Ил. на с. 105. 280 Росписи в монастыре Осиос Хризостомос (1092–1102), росписи в Монагри – Панагии Амасгу, Панагии Форвитиоссы в Асину, Панагии Теотокос в Трикомо, первая четверть XII в. (см.: Mango С. The Monastery of Hosios Chrisostomos at Koutsovendis (Cyprus) and Its Wall Painting//DOP. 1990. Vol. 44. P. 63 ff.; Mouriki D. Stylistic Trends in Monumental Painting of Greece during the 11th and 12th centuries//DOP. 1980–1981. Vol. 34/35. P. 99 ff.; Slylianou A. and J. Painted Churches of Cyprus. London. 1985. P. 114 ff.; 238 ff. ; 486 ff.; Boyd S. The Church of the Panagia to Antasgou, Monagry Cyprus and Its Wall Painting//DOP. 1974. Vol. 28. P. 275 ff.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 761), сщмч. (пам. греч. 4 июня), игум. Монагрийский. Упоминается в Житии прмч. Стефана Нового († 767) в числе пострадавших от иконоборцев: по приказу имп. Константина V Копронима его утопили в море, посадив в мешок и привязав к нему камень. Точное местонахождение Монагрийского мон-ря (греч. τς Μοναγρας) неизвестно. Среди участников Вселенского VII Собора (787) упоминается Григорий, игум. мон-ря Монагр (Μονγρος) ( Mansi. T. 13. P. 152). Вероятно, речь идет об одной и той же обители. Болландисты считали, что Монагрийский монастырь находился близ Кизика на горе Сигриан, по соседству с монастырями Мегас-Агрос и Микрос-Агрос. Дж. Хакетт высказал предположение (поддерживаемое кипр. исследователями), что И. был игуменом мон-ря арх. Михаила в с. Монагри на Кипре. По мнению Р. Жанена, эта обитель была расположена в Вифинии, хотя исследователь не исключал возможности, что речь шла об одном из кипрских мон-рей. На Кипре И. особо чтится в соседнем с Монагри Амасгу Богородицы женском монастыре , где находится совр. икона святого, написанная П. Фотиу в 1992 г. Память И. содержится в визант. стишных Синаксарях, где, несмотря на мученическую кончину, он назван преподобным (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.). Кипрской Православной Церковью И. чтится как преподобномученик. Из стишных Синаксарей память и двустишие И. были внесены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца , а при переводе визант. Синаксарей на слав. язык - в стишные Прологи (напр., ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.) и из них - в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 210 (2-я паг.)). В совр. календаре РПЦ память И. не отмечена. Ист.: BHG, N 1666; Analecta Graeca. P., 1688. P. 507; PG. 100. Col. 1165; SynCP. Col. 729, 1018; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 178. Лит.: ActaSS. Oct. T. 8. P. 130; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 167; Hackett J. Ιστορα τς Ορθοδξου Εκκλησας Κπρου/Transl. Χ. Παπαωννου. Αθναι, 1923. Τ. 2. Σ. 195; Janin. Grands centres. P. 168; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 227; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 1997 2. Σ. 34; PMBZ, N 3051; Καππας Δ. Χ. Οι μρτυρες της Κυπριακς Εκκλησας. Λεμεσς, 2000. Σ. 87-88. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469035.html

281 Ср., например, образы пророков Иеремии, Соломона, Давида (Лазарев В. Н. О росписи Софии... Ил. на с. 140, 144, 151). 282 Его определяют по-разному: как выполненный на санкирной (темной) основе и как «бессанкирный», т. е. выполненный на светлой прокладке (Яковлева А. И. Приемы письма. С. 130; Гренберг Ю. И., Писарева С. А. Настенная живопись... С. 55). 283 Djuri V. La peinture murale Byzantine: XII et XIII e siècles//ACEB 3. Athènes, 1976. P. 14 ff. 286 Существует попытка патронального отождествления представленных персонажей: Лазаря – как настоятеля Вышгородской церкви в Киеве, а затем игумена Михайловского Златоверхого монастыря Изяславичей (ум. в 1117 г.), а Германа – с игуменом храма Спаса на Берестове, с 1078 г. новгородским архиепископом (Царевская Т. Ю. Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде. Μ., 2002. С. 43). 289 «Покаянное» прочтение фрески предлагал еще Н. П. Сычев, связывая её возникновение с драматическими событиями новгородской истории в начале XII в. (падеж коней, голод) (см.: Сычев Η. П. Забытые фрагменты новгородских фресок XII в.//Сычев Η. П. Избранные труды. Μ., 1976. С. 195 и сл.). 292 Сарабьянов В. Д. Традиция монашеских изображений во фресках собора Антониева монастыря//К 2000-летию христианства. Византийский мир. Искусство Константинополя и национальные традиции. СПб., 2000. С. 69 и сл. 295 Djuri V. La peinture murale... P. 14 ff.; Mouriki D. Stylistic Trends... 1980–1981. P. 99; Сарабьянов В. Д. Стилистические основы фресок Антониева монастыря//ДРИ. Исследования и атрибуции. СПб,, 1997. С. 56 и сл.; Попова О. С. Византийское искусство в Италии. С. 152 и сл. 296 Ср., например, миниатюры группы омилий Иакова Коккиновафского. См. о них: Anderson J. С. 1) The Illustration of Cod. Sinai 339//AB. 1979. Vol. 61. P. 167 ff.; 2) The Seraljo Octoteuch and the Kokkinobaphos Master. DOP. 1982. Vol. 26. P. 83 ff. 297 Ср. циклы в Осиос Хризостомос в Кутсовенди, Панагии Форвиотиссы в Асину, Панагии Теотокос в Трикомо, Панагии Амасгу в Монагри (Mango С. The Monastery of St. Chrisostomos... P. 63 ff.; Mouriki D. Stylistic Trends... P. 99 ff.; Sacopoulo Μ. Asinou en 1106 et sa contribution à l’iconographie. Bruxelles, 1966; Wharton-Epstein A. A Middle Byzantine Churches of Kastoria//AB. 1980. June. P. 202 ff).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIII в.) привычно для образов евангелистов в парусах центрального купола, оно же продиктовало иконографию песнотворцев как авторов, занятых написанием своих сочинений - тип, также восходящий к изображению евангелистов. И. П. показан старцем с недлинной бородой, голова не покрыта, он сидит в кресле с подножием перед столиком, в руках длинный свиток с текстом, в чтение к-рого он погружен, выше - пюпитр с книгой. В храмовых росписях аналогичный по составу ряд гимнографов помещался также в наосе и фланкировал основные композиции: в ц. Панагии Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.) 4 образа в медальонах попарно размещены по сторонам на склоне арки; в ц. свт. Николая в с. Манастир близ Прилепа, Македония (1271) фигуры 4 гимнографов помещены по сторонам композиции «Древо Иессеево», а тексты на свитках отражают тему Боговоплощения; в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314), также 4 фигуры попарно обрамляют композицию «Успение» (И. П. вместе с прп. Феодором Студитом изображен на юго-зап. пилоне). Вместе с прп. Феодором Студитом (напротив друг друга) И. П. также изображен в росписи 1852 г., на своде арки во внешнем экзонартексе кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр (Сереса): седовласый старец с длинными, спадающими на плечи вьющимися волосами и длинной же разделенной надвое клиновидной бородой; в левой руке держит развернутый вверх свиток с текстом, в правой - перо, на правой же руке - длинные четки. В нижнем ярусе росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), в сев.-зап. части зап. стены нартекса образы 3 монахов-гимнографов (И. П., Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина) помещены рядом с традиционно монашеским сюжетом «Явление ангела прп. Пахомию»; в облике И. П.- старца выделены черты аскета, его правая рука у груди в жесте благословения, в левой свернутый свиток. Изображениям гимнографов, в числе к-рых И. П., была посвящена программа росписи в юж. притворе ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209); их образы также есть в росписи афонских храмов (напр., в кафоликоне мон-ря Ксенофонт на Афоне (1545) и др.).

http://pravenc.ru/text/673697.html

Пресв. Богородицы Елеусы в Велюсе (1085-1093 или ок. 1080), свт. Иоанна Златоуста мон-ря близ Куцовендиса на Кипре (1099-1103 или 1111-1118), храмов Пресв. Богородицы Космосотиры в Фересе (1152), вмч. Пантелеимона в Нерези (1164). Др. редкие черты имеются во фресках зап. стены: фигуры Церкви и синагоги и изображение сильного изгиба тела Иисуса Христа в композиции «Распятие», которые до XIII в. встречаются только на миниатюрах в рукописях и на рельефах слоновой кости. В «Успении Пресв. Богородицы» представлен эпизод с иудеем Афонием; это изображение также получило распространение в монументальной живописи с XIII в., хотя единичные примеры его появления есть и в более ранних памятниках (Йыланлы-килисе в долине Ыхлара в Каппадокии, IX-X вв.). Необычно также расположение апостолов и ангелов по разные стороны ложа Богоматери, аналогии находятся на Кипре ( Амасгу Богородицы жен. мон-рь , слой росписи рубежа XII и XIII вв.) и в Кастории (ц. св. Бессребреников). В композиции «Страшный Суд» наряду с группами грешников изображены 3 фигуры с подписями и атрибутами их грехов: ростовщик - с кошельком, клеветник и обманывающий при взвешивании - с весами на шее, а также блудницы, терзаемые змеями. Стиль фресок 1-го слоя в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы обладает ярко выраженной индивидуальной окраской и не имеет точных аналогов. Плотные композиции заполнены крупными фигурами и массивной архитектурой. Яркие цвета часто диссонируют друг с другом. Притом что во всех сценах преобладает торжественное величие, художник попытался внести в них драматизм, придав движениям нек-рых образов энергичность и порывистость. Пропорции и структура тел и лиц часто смело искажаются и переходят в гротеск. Лица весьма экспрессивны, с крупными, тяжелыми и резкими чертами, обведенными темными линиями, с акцентированной мимикой. В целом образам ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы присущи суровость, напряжение, дисгармония. Однако, несмотря на заметное своеобразие, и техника письма, и отдельные приемы, и образное содержание этих фресок вписываются в ход развития визант.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

куколя, как правило, изображен головной убор вост. типа в виде тюрбана, к-рый указывает на сир. происхождение святого. В руках И. Д.- свернутый или развернутый свиток с текстами его гимнов в честь Пресв. Богородицы. Известны как единоличные образы святого, так и образы в композициях, посвященных Богородичным праздникам или созданных на сюжеты песнопений И. Д. Наиболее ранний пример изображения И. Д. в иконописи - икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XI в.), где святой представлен вместе с прп. Ефремом Сирином, в монашеском одеянии, с тюрбаном на голове. Изображение И. Д. в монашеской мантии и в тюрбане становится традиц. для монументальных декораций визант. храмов в XII-XIV вв. В костнице Бачковского мон-ря (80-е гг. XI в.) изображения гимнографов И. Д. и свт. Космы Маюмского фланкируют сцену «Успение Богородицы» на зап. стене, а в ц. свт. Николая Чудотворца (Боянской) в Софии (1259) - композицию «Распятие» (на свитке И. Д.- слова из канона воскресной утрени). На фреске ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164) И. Д. представлен на сев. стене наоса с развернутым свитком со словами из 2-го канона на Рождество, вместе с др. монахами-гимнографами: свт. Космой Маюмским, прп. Феодором Студитом, прп. Феодором Начертанным и Иосифом Сицилийским; такую же группу гимнографов можно видеть на фреске ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192). В трапезной монастыря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос в нач. XIII в. И. Д. и свт. Косма Маюмский изображены по сторонам от «Распятия»; в ц. Панагии Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.),- на вост. склоне арки рядом со сценой «Введение Богородицы во храм». В юж. притворе ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), И. Д. представлен в ряду гимнографов. В тюрбане с одним свисающим концом он изображен на фрагменте фрески нач. XIV в. (частное собрание, Женева, Швейцария). Изображение стоящего И. Д. с развернутым свитком было написано мастером Мануилом Панселином в мон-ре Протат в Карее на Афоне (ок. 1290) и в парекклисионе прп. Евфимия Великого базилики вмч. Димитрия в Фессалонике (нач. XIV в.). Нередко ростовую фигуру И. Д. помещали в ряду преподобных, напр.: в нартексе ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1349); в ц. св. Никиты близ Скопье (до 1316 - мастера Михаил Астрапа и Евтихий, в 1483-1484 поновлена); в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница, Сербия (1314); в Дечанах (ок. сер. XIV в.); в ц. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) в Кастории, Греция (1359-1360).

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

Богородицы»; К. М., как создатель канона на Успение Пресв. Богородицы, представлен со свитком с начертанными на нем строками из стихиры утрени этого праздника. Еще раз такой же вариант размещения К. М. и прп. Иоанна Дамаскина встречается рядом с композицией «Успение Пресв. Богородицы» в ц. вмч. Георгия в Полошко, Македония (ок. 1370, впосл. переписаны). Ту же композицию в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314) попарно обрамляют 4 фигуры песнотворцев или 2, как в ц. св. Петра в Беренде, Болгария (XIV в.). В Боянской ц. свт. Николая Чудотворца, Болгария (между 1156 и 1188) фигуры К. М. (сохр. частично) и прп. Иоанна Дамаскина расположены парно на юж. и сев. склонах (соответственно) зап. свода, фланкируя композицию «Распятие»; текст на свитке К. М., а также надписи, индентифицирующие образ, не сохранились, в данном случае логику размещения здесь этого гимнографа подтверждают его труды составителя песнопений Великого четверга и Великой пятницы, а также канона на Воздвижение Креста Господня. Та же схема повторена в росписи трапезной (2-я пол. XIII в.- по А. Орландосу, посл. четв. XIII в.- по И. Коллиасу) мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе. В ц. Пресв. Богородицы Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.) К. М. и прп. Иоанн Дамаскин представлены на вост. склоне арки, рядом с композицией «Введение во храм Пресв. Богородицы». В ц. свт. Николая Чудотворца в с. Манастир близ Прилепа, Македония (1271) гимнографы (К. М. в составе 4 фигур) помещены по сторонам композиции «Древо Иессеево», тексты в их свитках отражают тему Боговоплощения. Данный композиционный принцип размещения гимнографов - рядом со сценами воспетых ими праздников, известен и в иконописи, напр., на визант. иконе «Успение Пресв. Богородицы, с избранными святыми в клеймах» (кон. XIV - сер. XV в., Музей Павла и Александры Канеллопулос, Афины). Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота в части рекомендаций по росписи храма предписывает изображать гимнографов в 4-м ярусе сверху наряду с мучениками, иерархами «в остальных местах», кроме алтаря и клиросов, т.

http://pravenc.ru/text/2458835.html

Кроме того, имеется пятнадцать женских епархиальных монастырей: Святого Ираклидия, Святого Пантелеимона Ахера, Архангела Михаила Аналионда, Богородицы в Кампии, Святой Феклы, Святого Кендея, Святого Мины, Святого Георгия Аламана, Сфалангиотиссы, Святителя Николая Кошачьего, Богородицы Амасгу, Живоносного Источника Глосса, Богородицы Амиру, Святителя Николая Орунда и Богородицы в Трикуккья. В них двести двадцать насельниц. В наше время монастыри особенно важны для Церкви Кипра: в них она находит опору своей деятельности, а народ Божий – утешение и прибежище. Их сосредоточенная молитва и ангельское житие исполняют слово Евангелия о совершенстве, подобающем христианину. Монахи для всех нас являются настоящими светочами, как и говорит святой Иоанн Лествичник : «Свет для мирян – монашеская жизнь». Монастыри находятся в добром согласии со своими епископами, и это не прибегая к специальным постановлениям, закрепленным Уставной хартией Церкви Кипра. Эти документы определяют отношения монастырей, в первую очередь епархиальных, а затем и ставропигиальных, с местным епископом. Епископ не злоупотребляет своей властью, относится к монастырям как отец и заступник, покровитель и защитник. Монастыри доверяют ему, как отцу, не испытывая ни подозрительности, ни боязни. По моему мнению, важная причина согласия между епископами и монастырями заключается в том, что у монастырей на Кипре есть свой взгляд на вещи, и Церковь позволяет это (конечно, в известных пределах). Полагаю, в этом – особенная ее заслуга, ибо не всякая Церковь дает своим игуменам и игумениям право голоса на выборах митрополитов, столь же полноценное, как и членов Священного Синода. Иными словами, они принимают участие в выборных собраниях и голосуют за достойного, по их мнению, кандидата. Полагаю, что это общение монастырей с Церковью , то, что они не изолированы от нее, но вполне ее члены, вселяет в них ответственность за положение Церкви в целом. Они могут выбирать, высказываться в пользу того духовного отца или митрополита, которого они хотели бы видеть своим пастырем. Это повышает значение как мужского, так и женского монашества. Вместе с тем это оказывает свое воздействие на того, кого Бог выбирает на место митрополита. Он знает, что при его избрании был учтен честный голос и вот этих смиренных монахов. Следовательно, он чувствует себя не только епископом, но и диаконом – служителем, который обязан заботиться о спасении этих людей, посвятивших себя Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

1892. Tabl. CIV); ГИМ. Син. греч. 61. Л. 29 об., 3-я четв. XI в. (Древности мон-рей Афона. 2004. Кат. II. 9); Paris. Coislin. 239, XII в. ( Omont. 1892. Tabl. XCVII; Bordier. 1883. P. 208) - маргинальная иллюстрация в тексте: М. с ланями; CPolit. Bibl. Patr. Panag. 27 - инициал «Е» ( Τσακοπολας. 1950. Σ. 281; Μαρβα-Χατζηνικολου . 1995. Σ. 87-91). Самое раннее единоличное изображение М. находится в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (VIII в.) - сохранились голова святого и именующая надпись ( Wilpert. 1916. Taf. 166/2). Лучше сохранилась фреска с образом святого в ц. св. Стефана в Кастории: в слое X в. находится поясное изображение М. в виде мученика, в хитоне и гиматии, в правой руке он держит крест, левая рука на уровне груди в жесте моления (The Veneration. 2013. P. 118. Il. 1). К XI в. относится фреска из ц. св. Варвары в Ладзиане близ Кисамоса, на которой М. представлен в паре со св. Меркурием (ныне в собрании Византийских и поствизант. памятников в Ханье - Ibid. Cat. 16. P. 127). Изображение М. с рогом изобилия сохранилось в куполе храма в Манглиси, Грузия (XI в.?). Согласно сопровождающей надписи на иконе, святой должен был восприниматься как символ солнца. Ряд ранних единоличных изображений юного М. X-XIII вв. находится в скальных церквах Каппадокии, в этой местности он пользовался особой любовью и почитанием (росписи в Элмалы-килисе в Гёреме, в Эль-Назаре, в Кылычлар-килисеси и Белек-килисе - см.: Jerphanion. 1925. P. 180). Мч. Мамант. Роспись Элмалы-килисе в Гёреме, Турция. 3-я четв. XI в. Мч. Мамант. Роспись Элмалы-килисе в Гёреме, Турция. 3-я четв. XI в. На Кипре единоличные изображения святого встречаются с XII в. В росписи полуразрушенной ц. Панагии Кофину (XII в.) М. изображен в роскошных одеждах, с серьгой в правом ухе, он держит в руках ягненка и посох ( Σωτηριο. 1935. Πν. 64; The Veneration. 2013. P. 76). Он представлен также в росписи церквей Преображения (ок. 1280); св. Ираклидия в мон-ре св. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе (ок. 1400); в кафоликоне собора монастыря Панагии Амасгу близ Монагри (1463) - в рост; в церквах арх.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

   001   002     003