Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Л. Венсан. Фотография. Сер. XX в. [франц. Vincent] Луи Юг (31.08.1872, Сент-Альбан-де-Варез, деп. Изер - 30.12.1960, Иерусалим), франц. исследователь Св. земли, один из ведущих специалистов в области библейской археологии. Ученик Ж. М. Лагранжа . В 1891 г. вступил в доминиканский орден, через год получил назначение в Иерусалим. В 1897-1953 гг. профессор Французской библейско-археологической школы (École Biblique et Archéologique Française), в 1922 г. англ. мандатный департамент древностей включил В. в состав комитета по выработке стандартной археологической хронологии и периодизации Палестины, в 1931-1938 гг. редактор и автор статей (всего ок. 200) ж. «Библейское обозрение» (Revue biblique). Научные интересы В. составляла сиро-палестинская археология. Знаток в области древней архитектуры, он следовал принципам керамической стратиграфии, к-рые были введены после раскопок на Телль-эль-Хеси Флиндерсом Питри и Ф. Дж. Блиссом . В. принадлежит первая попытка (1907) обобщить сведения по археологии Св. земли. В 1909-1910 гг. он вел документацию при работах на холме Офел (поиск М. Паркером «сокровищ храма» в районе колодца Гихон, на юге Храмовой горы; при работах были обнаружены следы обживания города Давида в начале раннего бронзового века, ок. 3000 г. до Р. Х.), в 1933 г. фиксировал раскопки в храме «Се Человек» (Esse homo) на Крестном пути в Иерусалиме; руководил археологическими и архитектурными исследованиями в ходе работ в Айн-эд-Дуюке (1920) и на месте древнего Эммауса (1932). Основные исследовательские работы В. связаны с углубленным изучением и публикацией материалов по архитектуре Вифлеема (1914), Хеврона (1923) и Иерусалима (1912-1926, 1954-1956). Монографии В., посвященные этим городам, ценны обилием информации об уже утраченных памятниках и артефактах, а также данными из письменных источников, собранными для них Ф. М. Абелем , несмотря на то что часть содержащихся в них датировок и мнений устарела.

http://pravenc.ru/text/150343.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗУЛА [лат. casula], в католич. Церкви литургическое облачение епископов и пресвитеров, надеваемое ими для совершения мессы поверх др. облачений. Аналог греч. фелони . Происхождение и названия К. восходит к повседневной греч. и рим. верхней одежде для путешествий - пенуле (paenula) или амфибалу (amphibalus). Такая одежда представляла собой круглый кусок ткани с разрезом посередине для головы и различными украшениями. В кон. IV в. исключительное право на ношение пенулы было закреплено за сенаторами (CTh. XIV 10. 1 (382 г.)), амфибал и его варианты (каракалла и др.) продолжали использоваться в повседневной жизни до VII в. Происхождение названия «казула» не вполне ясно. Исидор Севильский считал слово «casula» уменьшительным от «casa» (дом), т. к. она «покрывает всего человека» («totum hominem tegat» - Isid. Hisp. Etymol. XIX 24. 17). В Галлии до романизации галликанского обряда К. чаще называлась амфибалом (к XII в. это название было уже непонятным, так что Гальфрид Монмутский принял слово «амфибал» в Мученичестве св. Альбана (текст, вероятно, франц. происхождения) за имя священника, к-рого пытался укрыть св. Альбан - см. ст. Амфибал ). В Италии и Испании К. также называлась планетой (planeta). В Польше (а также у рус. католиков) К. называется «орнат» (Ornat). Казула. Нач. XXI в. Первоначальную форму К. унаследовала от рим. плащей - длинное ниспадающее с плеч одеяние покрывало тело клирика в равной степени спереди, сзади и с боков. Такой К. предстает, напр., на мозаиках в капелле Сан-Витторе ц. Сант-Амброджо в Милане (IV-V вв.) и Сан-Витале в Равенне (VI в.). Одетые в К. иерархи держат в освобожденной из-под ткани правой руке крест, в то время как левая рука и вся левая половина туловища до колен прикрыты К. На мозаиках представлены К. разных цветов, что подтверждается письменными источниками лишь более позднего времени. До XI в. К. чаще оставалась одноцветной, лишенной дополнительных отделок.

http://pravenc.ru/text/1319884.html

Московская Русь: рожденная святыми     Православные праздники 3 сентября Прп. Аврамия Смоленского (XIII). Авраамий Смоленский прославился иноческими подвигами, написанием известных икон и неутомимой пастырской деятельностью. На проповедях Авраамий призывал паству помнить о смерти и молиться день и ночь, что бы не быть осужденным на Страшном Суде. Был игуменом Ризположенского монастыря, получившем впоследствии его имя – Авраамиев монастыря. Канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году.     Православные праздники 4 сентября  Грузинской иконы Божией Матери (1650). Икона была написана в Грузии, но затем захвачена иранским шахом и увезена в Иран. В 1625 г. ее купил русский купец Лыткин и подарил Черниговскому монастырю под Архангельском, где ей стали проявляться чудеса. В 1654 г. икона была привезена в Москву во время эпидемии чумы и помогла исцелением множеству страждущих. По указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, в день появления иконы в монастыре, было установлено празднование.   Православные праздники 5 сентября  Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.   Отданием называется последний день празднования двунадесятых праздников, которые длятся много дней. В этот день верующие завершают праздник Успения Пресвятой Богородицы.   Успение   Православные праздники 6 сентября  Перенесение мощей свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479). Святитель Петр, митрополит Московский, создал Московскую митрополичью кафедру в 1325 году, пророчески предсказал освобождение Руси от татарского ига и возвышение Москвы как центра Русского Государства.  Празднование было установлено в 1479 году, в честь второго перенесения мощей, после освящения вновь построенного Успенского Собора.     Посох святителя Петра, митрополита Московского. Инфографика Как Москва стала церковной столицей России: История  в картинках   Православные праздники 7 сентября  Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Апостол Варфоломей умер мученической смертью в армянском городе Альбан. На месте погребения Варфоломея происходили многочисленные чудеса и многие люди обращались в христианство. В 507 году мощи были перенесены в город Анастастиуполь. Во время штурма города шахом Хозроем, ковчег с мощами был брошен в Черное море, силою Божией ковчег совершил чудесное плавание к берегам Италии к церкви на острове Липары, где с мощами стало связываться множество исцелений от болезней.  В IX веке мощи были перенесены в город Беневент и положены в главной церкви города.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Собор всех святых, на Британских островах просиявших И здесь у многих может возникнуть недоумение: а зачем нам, православным, почитать святых протестантской Великобритании и католической Ирландии? Но дело в том, что почти тысячу лет Британские острова пребывали в лоне Православия, как и вся Западная Европа. В 1054 г. произошло трагическое отпадение Римской Церкви от Церкви Вселенской. А в 1066 г. норманны-католики завоевали Англию, покорив её папе. Веком позже была завоёвана Ирландия. Так эти страны из православных стали католическими. А в начале шестнадцатого века король-многожёнец Генрих VIII порвал с Римом, чтобы не спрашивать разрешения у папы на новые браки, и самого себя объявил главой англиканской церкви. В итоге Англия стала протестантской. Поскольку Ирландия была долгое время оккупирована Англией, там тоже началось насаждение англиканства. Страна разделилась по религиозному признаку на католиков и протестантов. Но Православие вернулось. Оно вновь пришло на Британские острова с русской и греческой диаспорами. Возвращение это началось уже в XVIII веке, а в начале ХХ века достигло своего апогея. Итак, мы говорим не о католиках или протестантах, но именно о православных святых Британии . Их такое множество, что просто невозможно перечислить всех: первомученик Альбан, святители Айдан и Кутберт Линдисфарнские, Августин и Феодор Кентерберийские, Давид Валлийский, Патрикий Ирландский , преподобные Колумба Ионский и Брендан Мореплаватель, Бригитта Килдарская и Хильда Уитбийская, царственные страстотерпцы Эдуард, Освальд и Эдмунд, благоверные короли Альфред Великий, Кадваллар и Этельберт… Сами их имена звучат как красивая песня на незнакомом языке. Святой остров Иона (Айона) — «шотландский Афон». Место подвигов преподобного Колума Килле (Колумбы), его многочисленных учеников и преемников Воистину, Британская земля – святая земля. Древние предания связывают с ней имена апостола Андрея Первозванного , апостола от 70-ти Аристовула, праведного Иосифа Аримафейского. Есть там и места, связанные с явлениями Пресвятой Богородицы, а также и свои чтимые Её образы.

http://pravmir.ru/svyatye-britanskoj-zem...

Икона прп. Этельдреды Одна из приходских церквей города Питерборо посвящена святому Иоанну Крестителю. В этой церкви находится большое количество витражей, некоторым из которых 150 лет. Среди ранних святых, изображенных на них, Айдан Линдисфарнский (Aidan), Альбан Веруламский (Alban), Августин Кентерберийский (Augustine), Беда Досточтимый (Bede), Бега Копеландская (Bega), Вонифатий Майнцский (Boniface), Этельдреда Илийская, Георгий Победоносец, Гутлак и Пега (в южном приделе). Сохранилась настоящая «жемчужина» XII века под названием «Гутлаков свиток», изображающий жизнь святого Гутлака на 18-ти миниатюрах на пергаменте, две из которых изображают святую Пегу, плывущую к Гутлаку перед его упокоением и организующую открытие его мощей. Оригинал хранится в Британской библиотеке, но есть копии в Кроулендском аббатстве и церкви святой Пеги. Совсем недавно историк и прихожанка церкви святой Пеги Аврил Ламли Прайор обнаружила в ризнице храма предполагаемую бывшую келью позднесредневекового затворника (или затворницы) с маленьким смотровым окошком над престолом, через которое он мог наблюдать за совершением мессы. Это свидетельствует о том, что спустя много столетий после смерти Пеги безымянная подвижница стремилась подражать подвигу своей ранней предшественницы. Святая Вендреда Марчская О жизни святой Вендреды. Обращение короля Кнуда Витраж в церкви г. Марч. Слева направо св. Этельдреда, архангел Михаил и св. Вендреда (предоставила Dr Avril Lumley-Prior) Хотя о святой Вендреде (Wendreda, Wynthryth) сохранилось мало сведений, ее церковь в красивом торговом городке Марч (March) в Кембриджшире каждый год принимает множество туристов со всего мира. По преданию, Вендреда была родственницей преподобной Этельдреды Илийской и ее святых сестер, а также основательницей и первой игуменией монастыря на территории нынешнего города Марч в VII веке. Как и Или, в то время Марч был островком, окруженным болотами, изолированным, полузаросшим и опасным местом. Согласно устному преданию, святая Вендреда изучала целебные свойства трав и источников и использовала их для лечения больных людей, творя чудеса.

http://pravoslavie.ru/150533.html

Однако предположение о том, что причиной выпуска эдиктов стал заговор христиан, которые, чувствуя, что их сила растет, хотели захватить управление государством, совершив переворот, не имеет исторического обоснования. Это не согласуется с политической пассивностью церкви в первые три века, в которые не наблюдается никаких примеров бунтов и переворотов. В крайнем случае такой заговор был бы всего лишь делом рук нескольких фанатиков и они, подобно человеку, порвавшему первый эдикт, удостоились бы славы и мученического венца 63 . Гонения начались в двадцать третий день февраля 303 г. во время праздника Terminalia (как бы с намерением положить конец существованию секты христиан) с разрушения великолепной церкви в Никомедии и вскоре распространились по всей Римской империи, кроме Галлии, Британии и Испании, где соправитель император Констанций Хлор и особенно его сын, Константин Великий (с 306) намеревались, по мере возможности, щадить христиан. Но даже там разрушались церкви, и более позднее предание относит к этому периоду мученичество многих исповедников в Испании (святой Винцентий, Евлалия и другие, прославляемые Пруденцием) и Британии (святой Альбан). Дольше всего и наиболее яростно гонения свирепствовали на Востоке, где правили Галерий и его племянник–варвар Максимин Дайя, которого Диоклетиан при отречении наделил достоинством кесаря и главнокомандующего над Египтом и Сирией 64 . Осенью 308 г. он выпустил пятый эдикт о гонениях, в котором говорилось, что все мужчины со своими женами и слугами и даже детьми должны приносить жертвы и вкушать от этих языческих жертв и чтобы все продукты на рынках окропляли жертвенным вином. Этот варварский закон привел к тому, что в течение двух лет христиане влачили чудовищное по жестокости существование, не имея иного выбора, кроме отступничества или голодания 65 . Для того чтобы добиться недостижимой задачи, использовались все мучения, какие только могут причинить железо и сталь, огонь и меч, дыба и крест, дикие звери и озверевшие люди.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Лоза с ветвями пречудными, прекрасными, сродными, С плодами благоуханными, с потомками благородными. Родителю вящая слава – сынов возращенная нива: Они увенчание жизни семейной счастливой. Но краше родных суть дети, от Бога врученные, От Духа Святого, Утешителя, на тленной земле порожденные. У Поликарпа епископа два в сем было сына: Ириней и Потин, оба суть духа едина. Духом, не плотью, родил он их себе в утешение, К славе превечной наставил и ко спасению. Божиим Духом из мрачного он их возродил, Мудрость вселил в них и в Галлию их отрядил – Словом евангельским душ и людские спасать, Если придется, и жизни за веру отдать. Две суть угодные Господу жертвы, чистые агнцы, Ради Владыки Христа на закланье ведомые, Вестники светлые нового града Сиона И архипастыри добрые дальнего града Лиона, В земном они Бога немолчно прославили, Благостный сонм Поликарпу святому составили. Крест свой страдальческий здесь донесли до конца И от Христа в небесах удостоились златна венца. 4. Св. мученик Виктор . Пострадал в Марселе в III столетии. После лютых мучений был ввержен в темницу, где обратил стражей в веру Христову. Скончался, будучи распят на кресте. 5. Св. мученик Альбан (Альбаний). Знатный бритт. В период гонений укрывал в своем доме христианского священника, от которого научился вере Христовой. После этого отдал он свою одежду священнику, а сам надел его облачение и предал себя мучителям. Приговоренный к смерти, он и своего палача привел к вере Христовой. Рассуждение Таинственная сила креста насколько непостижима, настолько истинна и бесспорна. Еще святой Златоуст говорил об обычаях своего времени изображать знамение креста на царским диадемах, на воинских доспехах, на членах тела, в частности на голове, на груди, на сердце, а к тому же – на жертвенниках и на постелях. «Если нужно изгнать демонов, – говорит он, – мы употребляем крест. Точно так же помогает он и в исцелении от недугов». Преподобный Венедикт осенил крестным знамением стеклянный сосуд, в котором была отрава, и сосуд треснул, словно его ударили камнем. Святой Иулиан перекрестил поднесенную ему чашу с ядом и выпил содержимое, не ощутив в своем теле никаких мучений. Святая мученица Василисса Никомидийская, оградив себя крестным знамением, встала посреди пламени и пребыла невредимой. Святые мученики Авдон и Сеннис, когда выпустили на них лютых зверей, осенили себя крестным знамением – и звери утратили всякую свирепость, сделавшись кроткими, яко агнцы. Как у древних подвижников, так и поныне крестное знамение было и есть мощнейшее оружие против бесовских искушений. Самые грозные демонические призраки рассеивались как дым, стоило только человеку изобразить на себе знамение креста. По благоизволению Самого Господа Иисуса Христа кресту, бывшему некогда знамением преступления и позора, дарована была после распятия Спасителя на крестном древе всепобеждающая сила и могущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мы знаем, таким образом, что в Шотландии и Ирландии было одно наречие, а в Британии – другое, то же, которое в Галлии. Можно думать, что связь по языку могла способствовать постоянному общению между Галлией и Британией и сообщению христианства из первой в последнюю. Цезарь только случайно покорил Британию. Страна эта в 85 году была покорена Агриколой до гор Пика – до Эдинбурга. Но дальше римляне не могли проникнуть, а император Адриан даже отступил к югу и построил 17 укреплений – Vallum Hadriani (вал Адриана, между нынешним Newcastle и Carlisle, что почти совпадает с 55° с. ш.). В 142 г. Антонин Пий построил между двумя заливами Vallum Pii (вал Пия, около Edinbourgh-Glasgow-Dunbarton ± 56° с. ш.). Между этими двумя стенами колебалось римское владычество. Септимий Север едва удержался за вторыми стенами. Он умер в 211 г. в Eboracum (ныне Уогк-Иорк), где умер и Константий Хлор. Сомнительно, чтобы христианство проникло тогда в Шотландию. Весьма вероятно, что христианство в то время проникло в южную Британию из Галлии. Можно считать несомненно доказанным, что христианство в Британии существовало при Максимиане. Панегиристы утверждают, что у Константин Хлора не было преследования христиан. Но Константий Хлор, как кесарь, не мог воспрепятствовать исполнению эдикта двух императоров. И, действительно, при нем было преследование христиан – был замучен Альбан из Веруламия (Verulamium=Saint Albans). Он был простой поселянин; во время гонения он дал убежище одному христианскому священнику, который и обратил его в христианство, и он скончался мученически. Следовательно, во время гонения Максимиана христианство в Британии существовало. Арльский собор (1 августа 314 г.) показывает, что в британской церкви уже существовало особое управление. Этот собор был созван для уничтожения донатистской схизмы. Донатисты обратились к императору Константину с прошением дать им судей в их деле из Галлии. Константин пожелал, чтобы на этот собор явились и британские епископы. Под определениями собора была подпись трех британских епископов: (24) Eborius episcopus de civitate Eboracensi pr(ovincia) Britannia. (25) Restitutus episcopus de civitate Londinensi pr(ovincia) suprascripta (епископ из Лондона). (26) Adelfius episcopus de civitate Coloniae Londinensium; вместо Londinensium, по одним, должно быть Legionensium=Caerleon on Usk, главный город в Britannia secunda, по другим – Lindi=Lincoln. Здесь нельзя заключать о последовательном шествии христианства в Британии. Возможно, что эти три епископа были единственные епископы британской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Цезарь только случайно покорил Британию. Страна эта в 85 году была покорена Агриколой до гор Пика — до Эдинбурга. Но дальше римляне не могли проникнуть, а император Адриан даже отступил к югу и построил 17 укреплений — Vallum Hadriani (вал Адриана, между нынешним Newcastle и Carlisle, что почти совпадает с 55° с. ш.). В 142 г. Антонин Пий построил между двумя заливами Vallum Pii (вал Пия, около Edinbourgh–Glasgow–Dunbarton 56° с.ш.). Между этими двумя стенами колебалось римское владычество. Септимий Север едва удержался за вторыми стенами. Он умер в 211 г. в Eboracum (ныне Уогк–Йорк), где умер и Константин Хлор. Сомнительно, чтобы христианство проникло тогда в Шотландию. Весьма вероятно, что христианство в то время проникло в южную Британию из Галлии. Можно считать несомненно доказанным, что христианство в Британии существовало при Максимиане. Панегиристы утверждают, что у Константин Хлора не было преследования христиан. Но Константин Хлор, как кесарь, не мог воспрепятствовать исполнению эдикта двух императоров. И, действительно, при нем было преследование христиан — был замучен Альбан из Веруламия (Verulamium=Saint Albans). Он был простой поселянин; во время гонения он дал убежище одному христианскому священнику, который и обратил его в христианство, и он скончался мученически. Следовательно, во время гонения Максимиана христианство в Британии существовало. Арльский собор (1 августа 314 г.) показывает, что в британской церкви уже существовало особое управление. Этот собор был созван для уничтожения донатистской схизмы. Донатисты обратились к императору Константину с прошением дать им судей в их деле из Галлии. Константин пожелал, чтобы на этот собор явились и британские епископы. Под определениями собора была подпись трех британских епископов: (24) Eborius episcopus de civitate Eboracensi pr(ovincia) Britannia. (25) Restitutus episcopus de civitate Londinensi pr(ovincia) suprascripta (епископ из Лондона). (26) Adelfius episcopus de civitate Coloniae Londinensium; вместо Londinensium, по одним, — должно быть Legionensium=Caerleon on Usk, главный город в Britannia secunda, по другим — Lindi=Lincoln. Здесь нельзя заключать о последовательном шествии христианства в Британии. Возможно, что эти три епископа были единственные епископы британской церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Почему и можно советовать ему искать духовной зависимости от восточных архиереев, например, в Турции, Греции или Австрии. О посылочке, которую о. Тарасий привезет к вам, он же и даст вам надлежащее объяснение. С совершенным почтением имею честь быть Вашего Высокопреподобия и пр. К.Сербинович, С.-Петербург, 26 августа 1846 г.» Высочайше одобренный ответ гр. Пратасова не удовлетворил Альбана, почему он высказал крайнее сожаление посланнику нашему в Париже гр. Киселеву, объявлявшему этот ответ, присовокупив, что французское правительство уже дозволило ему открыть каплицу. Сообщая о сем в Петербург, гр. Киселев, кроме того, писал, что, по собранным сведениям, S-t Albain, по-видимому, человек благонадежный, а в числе последователей его оказались: три римско-католических священника, лютеранский пастор и один еврей. Вслед за этим сообщением u S-m Albain вновь писал гр. Пратасову, что для блага православной церкви во Франции ему необходимо зависеть от Российской Церкви, т. к. другие Восточные Церкви не имеют своихъ священников в Париже. В свою очередь, и прот. И.Васильев тогда же писал Сербиновичу как o S-m Albain’e, так и о вновь вышедших сочинениях религиозного характера и по русской истории, следующее: «Вероятно вместе с этим моим письмом придет к Его С-ву новая просьба Сент-Альбана принять зарождающуюся в Париже Православную Церковь под духовное управление нашей Православной Церкви. На днях наше посольство имело с Парижским ревнителем православия некоторые объяснения: оно 1) указало ему на Тирьона, который, как присоединившийся к православию священник, может совершать богослужение и таинства. Сент-Альбан отвечал, что Тирьона нет в Париже, и он не помог бы делу, если бы и был здесь, потому что он не имеет никакого письменного свидетельства о своем присоединении, не пользуется расположением нового общества, а главное не имеет необходимых вещей для богослужения, например, Св. Антиминса, зачем он опять должен обратиться к Русской Православной Церкви, которая приняла его в свое общение.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

   001    002    003    004   005     006